В 1765 г. святитель Тихон преобразовал Воронежскую славяно-латинскую школу в духовную семинарию и, пригласив опытных преподавателей из Киева и Харькова, выработал для нее учебные программы. Много усилий и трудов пришлось ему употребить, чтобы устроить храмы, школу, наставить и вразумить пастырей и убедить в необходимости образования. Управляя обширной епархией, святитель не щадил своих сил, часто проводя ночи без сна. В 1767 году он вынужден был из-за слабого здоровья оставить управление епархией и удалиться на покой в Толшевский монастырь, который находился в 40 верстах от Воронежа. В 1769 году святитель перешел в Богородицкий монастырь города Задонска . Поселившись в этом монастыре, святитель Тихон стал великим учителем христианской жизни. С глубокой мудростью он развил идеал истинного монашества — «Правила монашеского жития» и «Наставления обратившимся от суетного мира» — и в жизни своей воплотил этот идеал. Он строго хранил уставы Церкви, ревностно (почти ежедневно) посещал храмы Божии, часто сам пел и читал на клиросе, а со временем, по смирению, совсем оставил участие в совершении служб и стоял в алтаре, благоговейно ограждая себя крестным знамением. Любимым келейным занятием его было чтение житий святых и святоотеческих творений. Псалтирь он знал наизусть и в пути обычно читал или пел псалмы. Много искушений претерпел святитель, сокрушаясь о вынужденном оставлении паствы. Поправив здоровье, он собирался вернуться в Новгородскую епархию, куда его приглашал митрополит Гавриил на место настоятеля в Иверском Валдайском монастыре. Когда келейник объявил о том старцу Аарону, тот сказал: «Что ты беснуешься? Матерь Божия не велит ему выезжать отсюда». Келейник передал это Преосвященному. «Если так, — сказал святитель, — не поеду отсюда», — и разорвал прошение. Иногда он уезжал в село Липовку, где в доме Бехтеевых сам совершал Богослужение. Ездил святитель и в Толшевский монастырь, который он любил за уединение. Плодом всей его духовной жизни были творения, которые святитель завершил на покое: «Сокровище духовное, от мира собираемое» (1770), а также — «Об истинном христианстве» (1776).

http://patriarchia.ru/db/text/1257653.ht...

Святитель заботился о высоком нравственном и духовном облике пастырей В 1763 году святитель, по желанию самой императрицы Екатерины II, был поставлен на Воронежскую кафедру. Много пришлось ему здесь потрудиться, поскольку Воронежская епархия была в ту пору одной из самых больших и неустроенных. За четыре с половиной года служения епископу Тихону удалось здесь многое совершить, приводя дела в порядок. Особое внимание святитель уделял просвещению духовенства, он ходатайствовал о доступности духовного образования для детей из бедных семей церковнослужителей. На базе Славяно-Латинской школы им была создана Воронежская семинария. Святитель очень заботился о высоком нравственном и духовном облике пастырей. С этой целью им был написан и разослан по приходам ряд посланий для священнослужителей, написанных в форме руководств и назидательных слов. Так же ревностно епископ следил за духовным состоянием своей пасты. Ему удалось навсегда искоренить ряд языческих обычаев, в том числе глубоко укоренившийся в этой местности культ Ярила. Кроме того, святителю Тихону пришлось бороться со многими раскольническими явлениями в народе. Жизнь и труды владыки на покое Задонский Рождество-Богородицкий монастырь Многочисленные и самоотверженные труды очень быстро подорвали здоровье святителя, так что в 1767 году он вынужден был просить отпустить его на покой. Правда, прошение это было удовлетворено только после того, как епископ Тихон написал письмо императрице. Ему назначили пенсию и позволили самому выбрать место для проживания. Вначале владыка переехал в Толшевский монастырь под Воронежем. Это место ему очень нравилось, в первую очередь своей уединенностью и исправностью служб. Однако климат здесь был неблагоприятным для его выздоровления. По этой причине в 1769 году святитель переезжает в Задонский Рождество-Богородицкий монастырь, где проведет последние 16 лет своей жизни. В Задонске епископ Тихон проводит большую часть времени в молитве и богомыслии, он регулярно посещал богослужения, а также занимался простым физическим трудом: ухаживал за садом, рубил дрова, возделывал землю. Из своего имущества владыка оставил лишь самое необходимое, все остальное он раздал нуждающимся. Иногда епископ посещал Толшевский монастырь, который ему полюбился, а также жил в селе Липовка в имении Бехтеевых. Встречался святитель и с людьми, но больше любил отвечать письменно, чем принимать посетителей или покидать свое уединение. От последнего сильно нарушился душевный покой, который владыка высоко ценил. Он также оказывал разного рода благотворительность, сам посещал заключенных в темницах, беседовал и помогал им, чем мог. Очевидно, что испытанная в детстве острая материальная нужда сделала Преосвященного Тихона более чутким к чужому горю.

http://pravoslavie.ru/105956.html

Святитель был болен и это не подлежало сомнению. Но это не было единственной причиной, заставившей его отказаться от должности. Кроме состояния его здоровья, была причина личного характера. Мы видели, как еще юношей задолго до архиерейства, он таил желание жить уединенной отшельнической жизнью. Благодаря этому желанию он ушел в монашество. Ни возраст, ни архиерейские почести не изменили его. Душа его видимо страдала от жизни в мире и соприкосновений с ним. В своем прошении он писал, что «уже в крайнюю пришел слабость, так что по своей должности и отправлять дел, которых по здешней епархии много, и трудные, и мне, по немощи моей несносны, и служить не могу». 17 октября 1767 года, императрица изъявила согласие на увольнение преосвященного Тихона, определив ему на содержание 500 рублей в год и дозволив жить в том монастыре Воронежской епархии, в каком пожелает он сам. 3 января 1768 года св. Тихон получил указ из Синода, увольняющий его от должности, а 8 числа он уже сдал все дела и вещи, принадлежащие архиерейскому дому. Едва освободившись от своих обязанностей, Тихон поспешил провести в жизнь свою давнишнюю мечту о монастырском житии. Он избрал для жительства Толшевский монастырь, в 40 верстах от Воронежа, окруженный непроходимыми лесами и болотами. Местность была сырая и нездоровая, монахи были все из невежественных крестьян, настоятель оказался закоренелым раскольником, грубым и властным. Издавна монастырь этот служил местом ссылки для духовенства и монахов, провинившихся нарушением дисциплины и нравственности. Все же Тихону там нравилось. «Вот здесь на монастырь походит, – говаривал он, – здесь самая монастырская уединенная жизнь». Он надеялся окончить свои дни в этой обители, но к осени его слабое здоровье расстроилось еще более. В 1769 году он покинул Толшевекий монастырь и поселился в Задонском. «Эх! если бы не вода здесь гнилая, не подумал бы я никогда в иной монастырь идти жить», рассказывал он. Позднее, в 1771 и 1776 годах, Святитель дважды приезжал на несколько дней в Толшевский монастырь. По словам его келейника, Василия Чеботарева, он ездил туда «для глубочайшего, безмолвного, богомысленного упражнения». Интересно было бы знать: знаком ли был Тихон с «упражнениями св. Игнатия»? Это вполне возможно. Во всяком случае Чеботарев употребляет слова «богомысленное упражнение» – выражение не употребляемое по-русски в применении к молитве и благочестию. Подвижник.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Здесь даже явился учитель, о котором знал сам Св. Тихон. Это был старожил монастыря – 70-летиий монах Илларион, который умел только читать. Уже неспособный к черным послушаниям, он должен был посвящать свои досуги обучению отроков. В монастырском архиве сохранилось даже собственноручное письмо Св. Тихона к игумену Серафиму по данному вопросу 392 . – Дети высылались не в один Толшевский, а и в другие монастыри. Иногда они переводились из одного монастыря в другой, если в первом обучение шло неисправно. Так, в 1766 г. обнаружилось, что в Усть-Медведицком монастыре трех таких детей, вместо обучения, употребляли в разные монастырские работы. Консистория, оштрафовав 10 рублями настоятеля с братией, послала сирот в Толшевский монастырь, отдавши на содержание их штрафные деньги. Впрочем, на этот раз Св. Тихон изменил распоряжение консистории: «Понеже, писал он, как видно церковники сами нарядят о учении, отослать в консисторию, прописав мою резолюцию. А малого отдать Далматову диакону 393 ради научения русской грамоты» 394 . Та же практика продолжалась и при преосвящ. Тихоне II. Последний однажды приказал выслать в монастырь необученного грамоте мальчика вместе с отцом – диаконом Косьмою, «с темь, чтобы держать в том монастыре до тех пор, пока обучит оного сына грамоте», запретивши отцу не только отлучаться из монастыря, но даже на полгода лишивши его священно служения за небрежное отношение к обучению сына 395 . Помещение в монастыри детей для обучения продолжается, по-видимому, до 80 г.г. XVIII столетия включительно 396 . Можно почти безошибочно думать, что эти сироты были тяжелою обузой для монастырей, особенно если они содержались на монастырский счет, что было обычно 397 . Вместе с штрафованными духовными лицами они составляли пришлый, чуждый элемент и, требуя забот, трудов и расходов, вносили мирские интересы в жизнь простых, неученых монахов, мало интересовавшихся обще-епархиальною жизнью и духовным образованием. Конечно, прямо восставать против присылки сирот игумену было неудобно.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

В это время нашего города купец, – продолжает рассказ отец Иероним, – мой приятель, Василий Максимович Фастов, только что возвратился из путешествия ко святым местам. Был он и на Афоне два месяца и осмотрел все с любопытством. Сей человек, как нарочно, Промыслом Божиим послан был к нам. Он, выслушав наши разговоры и желания, посоветовал нам так: «В России вы не найдете такого места, куда бы женский пол не проникал; подобное место, и единственное в Православной Церкви, находится только на Святой Горе Афонской. Вот, если хотите, идите туда, ничтоже сумняся, ибо я видел там и русских, хорошо живущих». Этот его совет мы приняли с радостию и немедля оставили Хотмыжскую Знаменскую обитель и отправились в Старый Оскол для получения заграничных паспортов. Это было в 1834 году, в марте. Мы прибыли в Старый Оскол. Но, так как приближалась Святая Пасха, нам пришла мысль провести Пасху в Толшевской пустыни и пригласить жившего там друга нашего, Ивана Егоровича Туликова, не пожелает ли он вместе с нами путешествовать на Афон. На шестой неделе мы прибыли в Толши. На Фоминой неделе я заболел сильно воспалительною лихорадкою, которая продолжалась месяца два. Товарищ мой, видя, что я медленно выздоравливаю и, следовательно, этот год не могу начать далекое путешествие, пожелал посетить Лавру святого Сергия и Оптину пустынь. Таким образом, нехотя я остался на будущий год в Тол-шах со скорбию о неудаче нашего предприятия, не понимая того, что все Промыслом Божиим строилось к лучшему, ибо этим средством я приобрел многие и важные опыты, а к тому же я уклонен был от ответственности несоблюдения клятвенного дружеского обета, случившегося от забвения. Пред путешествием моим за границу, на Афон, в 1836 году я жил в Толшевской пустыни Воронежской губернии. В этой общежительной обители мне дано было два послушания: так как я зналпение – и простое, и нотное, то мне приказано было ходить на клирос петь, а к этому еще поручена была братская трапеза, где я служил отцам с одним помощником. Однажды (это было в январе) по окончании первой и второй вечерней трапезы и по уборке всего (что протянулось до 10 часов), давши друг другу прощение, мы пошли по своим келлиям спать.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Отказавшись от управления епархией и желая трудиться в безвестности и безмолвии, Тихон для своего жительства избрал сначала Толшевский монастырь,  и поселился в нем. По своему положению эта обитель совершенно соответствовала его подвижническим видам. Она находилась вдали от селений и была окружена лесами, в то время почти непроходимыми. Не тревожимый многолюдством, здесь он чувствовал себя, даже когда и после бывал, «покойнее и веселее»; здесь он думал беспрепятственно трудиться и соблюдать монастырский устав наравне с простым послушником. «Вот здесь на монастырь походит, – говаривал он после, – здесь самая монастырская уединенная жизнь.  Здесь же он надеялся от действия природы и телесных трудов на свежем воздухе, получить облегчение в своих недугах. Но благоприятствуя его наклонностям к безмолвию и уединению, эта обитель, или точнее – природа ее местности не благоприятствовала его здоровью. Нечистый воздух, наполненный вредными испарениями от окружающих болот и густых лесов разрушительно действовал на его слабые и расстроенные нервы. Весной и летом, при телесных трудах, здоровье его, по-видимому, стало поправляться, но к осени оно расстроилось еще более и болезненные припадки усилились. К тому же настоятель монастыря, зараженный неисцельным расколом, явно выражал свой ропот на водворение у себя своего пастыря, который к тому же еще старался его обратить на путь истины, хотя и совершенно безуспешно. Потому, несмотря на свою любовь к этой обители, святитель Тихон вынужден был ее оставить. «Эх! если бы не вода здесь такая, не подумал бы я никогда в иной монастырь идти жить»,  – сказывал он своему келейнику. Новым местом для своего пребывания Тихон избрал третьеклассный Задонский монастырь, куда и переселился в Великий Пост 1769 года, и где оставался до своей кончины. Задонский монастырь расположен на полугоре, близ реки Дона, в 90 верстах от Воронежа. Внизу под полугорьем вытекает множество чистых ключей. Местоположение в окружности красивое, воздух здоровый. Вблизи монастыря было небольшое селение, известное под названием Тешевки, которое в 1779 году, по умножении жителей, переименовано в уездный город Задонск, следовательно, этот монастырь не был так уединен и не пользовался такой тишиной как монастырь Толшевский. По временам здесь бывали даже ярмарки, на которые съезжалось много народу из соседних селений. Несмотря на то, что многолюдство нередко стесняло святителя Тихона, пребывание его здесь оказалось весьма благотворным для его здоровья. Чистый воздух, телесные работы в монастырском саду в первую весну и лето, и отдохновение от тяжелых трудов, значительно укрепили его слабые нервы и поправили его здоровье.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Когда уныние особенно беспокоило святого подвижника, он уезжал из Задонского монастыря в какое-либо уединенное место. Задонский монастырь находился вблизи населенного пункта (село Тещевки, а с 1779 года – уездный город Задонск), многолюдного и шумного. В Задонске многие обращались к святителю с различными вопросами, некоторые просто посещали его, отнимая драгоценное время. Отсутствие тишины и покоя очень тяготило святого подвижника, стремившегося к уединению и безмолвию. Особенно тягостно было переносить такую обстановку в минуты искушения, когда святитель Тихон боролся с унынием и тоской. Вот почему он тогда спешил выехать из монастыря, чтобы успокоиться и духовно укрепиться. Чаще всего он выезжал в село Липовку, в имение Бехтеевых, которое находилось в 15 км от Задонска. Святителю Тихону нравилось расположение этого места и условия жизни. Когда один из духовных чад святителя просил у него совета, где поселиться для уединенной и удобной для занятий жизни, святитель Тихон так отозвался об этом селе: “По моему мнению, нет лучшего места… способного к чтению, размышлению, молитве и сочинению всякого умного дела; словом, по науке нашей, место весьма выгодное… Я бы, ей, там неисходно жил” 317 . Бехтеевы не жили в своем имении, и поэтому святитель имел возможность жить здесь по два и более месяцев, держа при себе одного или двух послушников. Здесь святитель Тихон предавался своим обычным подвигам – молитве и богомыслию. В будничные дни он отправлял службу келейно, прочитывая с келейниками вечерню, утреню и часы, а в воскресенье и праздничные дни ходил в церковь 318 . Впоследствии епископ-отшельник прекратил свои поездки в это имение по причине наговоров и клеветы со стороны недоброжелателей. “Люди, главным образом, враги мои, – объяснял сам святитель, – пользуясь случаем, клевещут на меня, когда я там живу; сего ради, в монастыре себя заключил и никуда без крайней нужды не выхожу” 319 . Несколько раз за время своего пребывания в Задонском монастыре святитель Тихон выезжал в Толшевский монастырь, который более благоприятствовал уединенному подвижничеству. В Толшевском монастыре святитель Тихон принимал на себя сугубые подвиги. По словам келейника В. Чеботарева, святитель в этой обители пребывал “в вящих трудах, – именно: к литургии и на вечернее пение всякий день ходил в церковь и на клиросе пел, а по воскресным дням в праздники и во всю Светлую седмицу в трапезу ходил и с монахами кушал (а в Задонском монастыре в трапезе не кушал не единожды)… В полунощное время один около церкви обхаживал и…с коленопреклонением молился и горячие слезы проливал” 320 . Усиливая свои молитвенные подвиги в уединении Толшевского монастыря, святитель умножал и телесные труды на свежем воздухе. В результате таких продолжительных поездок, как в Толшевский монастырь, так и в село Липовку, состояние души и тела святого отца значительно улучшалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

умер от чахотки 445 . Назначенный на его место игумен Иоасаф управлял сравнительно долго, но бесхозяйственность при постройке монастырской ограды кончилась для него увольнением от должности и определением в Толшевский монастырь († 1793). Последним за рассматриваемое время настоятелем был Аркадий из казначеев Задонского монастыря управляющий до 1799 года. После удаления известного нам игумена Серафима, настоятелем был определен иером. Иерофей – эконом Архиерейского Дома. За монастырем он следил издали, получая часть его доходов и нося почетное звание строителя. Действительное управление монастырем принадлежит казначею, который обращается к настоятелю только в важных случаях. Монастырская братия тоже мало знает своего строителя, и только в случаях притеснений и злоупотреблений со стороны казначея жалуется на него строителю. Такой порядок дела был особенно неудобен при неудачном выборе казначея. Строитель иером. Иерофей, утвержденный в должности только 2 февраля 1776 г., в том же месяце был переведен на такую же должность в Семилуцкий монастырь 446 . А на его место определен строитель Коротоякского монастыря иером. Иоасаф, с совмещением должности эконома Архиерейского Дома. Он и проживал в Архиерейском Доме. «За много понесенные им в морском флоте и при Доме Его Преосвященства труды» он 4 декабря 1780 г. награжден саном игумена. Но в монастыре при нем обнаружилось воровство, раздоры между братией и казначеем Феофаном. Братия жаловалась, что казначей производит шум в церкви, бросает и похуляет книги, как неправильные, а сам правит службу не по уставу 447 . Это обстоятельство – жалоба монахов на поругание казначеем церковных старопечатных книг наводит на мысль, что монахи держались церковной старинки, быть может, утвердившийся, при игумене Серафиме, которой не хотел знать казначей. Игумен поверил казначею, который и остался на должности. 80 декабря 1786 г. пр. Тихон III, воздавши честь игумену Иоасафу за его одиннадцатилетние труды по Архиерейскому Дому, признал, что «старость сего отца эконома требует доставить ему и спокойствие, и пропитание достаточное по его смерть, уволив от должности Дома Архиерейского эконома», почему он был переведен в настоятели Донецкого монастыря 448 . Эта резолюция делает очевидным: 1) что Толшевское настоятельство было второстепенным делом для игумена, 2) настоятельство без совмещения другой должности давалось игумену на старости лет для его успокоения, когда он уже не в силах был выдержать настоящую работу; но 3) для такого настоятельства – покойного и обеспеченного – Толшевский монастырь признавался неудобным, – даже Донецкий монастырь, при всем его не благоустройстве, признан был на этот раз удобнее Толшевского.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

Преосвященный Тихон избрал сначала для своего пребывания в Воронежской епархии заштатный Толшевский монастырь. Сия обитель, основанная в XVII веке, находится от города Воронеж в 40 верстах (42,4 км) к северо-востоку. Она расположена вдали от селений, отовсюду окружена лесами, тогда почти непроходимыми, с восточной стороны ее протекает река Усмань. В это уединенное убежище удалился святитель Тихон. Он надеялся здесь, на свободе от дел епархиальных, на чистом воздухе и при телесных трудах, получить облегчение в своих немощах. Наступившие весну и лето он провел по-видимому с пользой, но осенью вредные испарения от окружающих болот, от самой густоты леса и от иловатой реки Усмань стали действовать вредно на его здоровье. К тому же настоятель этой обители заражен был расколом и роптал на водворение у него пастыря, который усердно хотел обратить его на путь истины. Посему святитель Тихон принужден был в следующем 1769 году оставить Толшевский монастырь и перешел в Задонский. Близ этой обители тогда было только небольшое селение под названием слободы Тешевки, уже в 1779 году переименованной в уездный город Задонск. Климат Задонской местности, занимаемой Богородицким монастырем, был несравненно полезнее для здоровья Преосвященного Тихона. В Великий пост перешел он в эту обитель – как выше было сказано – и прожил здесь на покое около тринадцати лет. В сем монастыре благочестивый пастырь особенно прославил себя духовными подвигами, смирением и умственными занятиями. Замечательные духовно-литературные сочинения его (изданные в 15 томах в Москве в 1869 году), свидетельствуя о его неусыпных трудах, изливают божественный свет веры и уясняют путь спасения для всех людей 45 . Такая неусыпность трудов его ускорила его кончину. За год и три месяца до оной почувствовал он онемение левой щеки, левой стороны языка, левой ноги и трясение левой руки, что продолжалось до самой его приснопамятной кончины. Незадолго до кончины свт. Тихона I приезжал навестить его Тихон III, епископ Воронежский, и целые сутки провел в монастыре, утешая болящего своими беседами при его одре.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Ему же Святитель посылает полтораста рублей. «Их дали два жителя Воронежские для раздачи на милостыню, и просили мене раздать их. Я их тебе посылаю, чтобы ты раздал, а именно так: или сам поезжай в Ливны город и раздай погорелым, самым бедным, или доброму и верному человеку поручи, чтобы раздал, ничего не утаив. Потрудись не отрицайся: будет тебе в пользу души. И никому о том не сказывай, от кого посланы. А чтобы они розданы были погорелым Ливенским бедным: так приказано» 493 . Схимонах Митрофан, нуждаясь в общении со Святителем, просил его приехать к нему в Задонск 494 . Но Святитель призвал его к себе в загородный Троицкий дом. «Ко мне приезжай немедленно, чтобы повидаться, пока с миром сим не распрощаюсь, понеже крайне слаб» 495 . Это было 17 апреля 1767 г. Ушедший на покой в Толшевский монастырь, Святитель не прерывал письменного общения с Митрофаном и другими благочестивыми «приятелями», утешая их в том, что, с удалением на покой, он не может лично беседовать с ними. «Не скорби, что я отлучился от вас. Дух мой всегда с вами неотлучно» 496 . С переселением Святителя в Задонск восстановилось и личное общение его с Митрофаном. Во время же пребывания на кафедре Святитель полюбил благочестие елецких граждан. С тех поре Елец сделался любимым его городом. Особенно ценил он купца Козьму Игнатьевича Студеникина, у которого Святитель и останавливался при посещении Ельца 497 . Отказавшись от кафедры, Святитель мог наконец предаться тому совершенному уединению, о котором мечтал с молодых лет. Он избрал для этого наиболее глухой – Толшевский монастырь, расположенный в дремучем лесу и мало посещаемый богомольцами. И братия монастыря почти исключительно состояла из мужиков. Казалось ему, что и здоровье его восстановится в лесной местности. Но не прошло и года, как Святитель почувствовал, что ему нельзя дольше оставаться в Толшах. Низкая болотистая местность, среди которой расположен этот монастырь, и гнилая вода речки Усмани не укрепляли, а еще более расшатывали его здоровье. А нравы монастырской братии стояли очень не высоко.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010