«И егда помажется все тело, крещает его священник, проста его держа 1125 и зряща на восток 1126 , глаголя «Крещается раб Божий (имя рек), во имя Отца, аминь; и Сына, аминь; и Святого Духа, аминь; ныне, и присно, и во веки веков, аминь». «Аминь» произносит троекратно и восприемник (Прав. Испов., вопр. 109, и Нов. Скр., ч. IV, гл. 6, § 15). В четвертый раз, после «И ныне» – произносит только священник 1127 . На коемждо приглашении иерей низводит и возводит крещаемаго» (Требн.). Греческое название крещения – ò βπτισμα – значит на русском языке «погружение». Крещяющийся скрывается в воде, как Спаситель в земле, и делает это троекратно, в знак того, что в три дня совершилась для нас благодать воскресения (Кир. Иер. и др., см. Нов. Скр., ч. IV, гл. 6. § 1). Крещение должно совершать во имя Отца, и Сына, и Святого Духа в три погружения, а не обливанием (Кормч., ч. I Св. Ан., прав. 49, 50. Номок., 201 пункт, 7175 г., Соборн. деяний, бывш. в Москве, гл. 2, пункт 8, 7206 г., дек. 26-го, Св. Патр. Адриана указных статей 3 1128 . По совершении троекратного погружения, положено петь трижды псалом 31-й (сн. Рим.4:6–25 ), указывающий на предопределение Божие об оставлении грехов: «Блажени ихже оставитася беззакония». В это время священник облачает вышедшего из купели в одеяние (Требн.) облачает в ризу правды ([dιkαioσνης там же), обыкновенно одевает в белую одежду 1129 Это означает, что крестившийся облекся во Христа ( Гал.3:27 ), или в нового человека, созданного по Богу в правде ( Еф.4:24 ), сделался чистым от всякого греха. Священник, одевая одежду, именует се «ризою правды», а певцы поют: «ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом яко ризою» (Требн.). При этом полагается на вышедшего из купели крест, для живейшего представления и всегдашнего напоминания заповеди Христовой, что христианин должен взять свой крест и последовать за Христом ( Мф.16:24 . Простр. Православный Катехизис) 1130 . Страха ради смертного (Требн.), т. е. при опасении, что младенец не будет долго жить, повелевается крестить его тотчас же по рождении, и притом, – чтобы успеть совершить крещение, доколе он жив, – крещение совершается над ним вкратце. Оно бывает без оглашения, и молитва на освящение воды читается сокращенная. Чин такого крещения в Малом Требнике обозначается так: «Молитва святых крещений вкратце, како младенца крестити, страха ради смертнаго». Крещение вкратце совершается следующим образом: Священник говорит: «Благословено царство», чтец читает: «Трисвятое», «Отче наш». По возгласе священник читает молитву на освящение воды. После чтения ее влагает елей в воду, затем крещает, говоря: «Крещается раб Божий» и пр. По крещении облачает его и мажет миром; затем обходит с ним около купели по чину, поя: «Елицы во Христа крестистеся», и бывает отпуст.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

1167 Диакон ([dικονος) – значит служитель. В монашестве он называется иеродиаконом – священнослужителем. Старший диакон в белом духовенстве называется протодиаконом – первым диаконом, а в монашестве – архидиаконом, – начальным диаконом. Иподиакон есть помощник диакона. 1168 Пресвитер ([pρεσβτερος) – (по-русски старец) называется иереем (ρες) или священником, а в монашестве – иеромонахом (ρομονχος), т. е. священником монахом. Старшие из пресвитеров белого духовенства называются: протоиереями ([pρωτοιερες), протопресвитерами ([hρωτοπρεσβτερος), т. е. первыми пресвитерами, первыми иереями, а в монашестве – игуменами, т. е. вождями монашествующей братии, – архимандритами, начальниками пустыни, монастыря. 1169 Епископ (πσκοπος) – (по-русски надзиратель) называется также архиереем или иерархом (по-русски свящеуноначальником, начальником священников), иногда святителем. Одни из епископов именуются викарными (vice – вместо vice episcopus), по древнему – хорепископам и (χρα – предстоятелями малого города или села, наместниками епископа); другие называются архиепископами, т. е. старшими епископами, по месту их в иерархии; третьи – митрополитами, или епископами главных, столичных городов, называвшихся в древности митрополией, матерью городов (от – мать и πλις – город); четвертые – екзархами, т. е. Первоначальствующими, Перво-Епископами округа или области, пятые – Патриархами, – Отценачальниками, Начальниками родов. 1170 До Московского Собора, бывшого в 1667 году, архиереи у нас производили (в Малороссии) в одну литургию по три, по пяти, по десяти и более диаконов и священников. «И то есть пребеззаконно», сказывал Собор в своих определениях, «и неправильно; зане такого Устава несть и не обретается, и во святей Восточной Церкви таковый чин и обычай не бывает, и сие предание не есть от Св. отцев» (Соборн. Свиток при Служебн. 1667 г., см. Историю раскола преосв. Игнатия, 1863 г., т. I, стр. 192). 1172 Если же посвящение в чтеца и певца бывает не на литургии, то прежде сих тропарей, архиерей произносит возглас: «Благословен Бог наш», затем поется: «Царю небесный», «Трисвятое», «Пресвятая Троице», «Отче наш» и потом указанные тропари (Чиновн., Чин на поставление чтеца и певца).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

713 Егда иерей служай, на длань своея десницы божественное тело возлагает, или в соборе от начальствующаго приемлет, никакоже десницею да стесняет, но мало что согнув (аще от начальника приемлет) шуйцею да поддержит, и не над главою, но над престолом, да держит, и преклонь главу благоговейно, и к длани божественному телу со страхом и верою взирая, обычные молитвы да глаголет (Служебн. Извест. Учит.). В Служебнике м. Петра Могилы (1639) и следующее изложено: иерей убо сопреди, диакон же созади святыя трапезы, лицем друг к другу ставите, на брезе ея руку десную с святым хлебом положит, и к святому иже в десници главу преклонит, молится, глаголюще: «Верую, Господи» и т. д. (стр. 357). 714 Архиереи и все священнослужители причащаются из Чаши по трижды, а мирских людей лжицею по единожды (Деян. Соборн. 7175 (1667) года, гл. 2, прав. 4). 715 См. выше и в Чиновнике о приобщении архиереем архимандритов и иереев из Потира. В литургии св. Иоанна Злат., изд. в Венеции, 1528 г., на греческом и латинском языках, читаем: κα ν μν τw_i πρτω_i ρ=oφματι λγει: ει=ς ò ’νομα του πατρς. Ε=ν d τw_i dευτρω: κα τοu ιοu . Ε=ν τw_i τρτw_i ε: κα τοu πνεματος . То же и в литургии в Εχολγιον Goari, ed. Venetiis 1638 г. 716 Когда служащий священник полагает на длань правой руки божественное тело, или при соборном служении – архиерейском – приемлет божественное тело от начальствующего, тогда он не должен никаким образом стеснять, сжимать св. тело правою рукою, но, немного лишь согнув правую руку, должен поддерживать ее левою рукою и держать не над головою, но над престолом, и преклонив главу к длани своей руки, благоговейно взирая на божественной тело, произносить положенные молитвы и приобщаться. По приобщении священник внимательно осматривает длань руки, если заметит в ней хотя малейшую частицу св. тела, языком принимает ее в уста и тщательно языком излизывает длань, чтобы ничего не осталось на ней. Затем, взяв антиминсную губу, отрет ею длань над дискосом, потом же отрет ее литоном. И причастившись божественные крови из Св. Чаши, священник тщательно обсасывает и языком изливает свои уста и край Св. Чаши и отирает их антиминсною губою (Известн. учит. о прилучаях недостаточества служащ. свящ.) или обыкновенно литоном. Но чтобы божественная кровь, при причащении священника из Св. Чаши, не омокала усы его, для сего он должен усы подстригать, и во всяком случае тщательно отирать их покровцем (Там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Ибо в его Служебнике воспоминание о Царях отделилось от воспоминания о всем епископстве и проч., а посему с его времени и начали требовать шести просфор на литургии (См. об этих Служебниках в книге: Истинно древн. и истин. прав. Хр. Церковь , ч. 2, стр. 103–105 и Выписки из старописм. и старопеч. кнпг, купца Озерского, 1862 г., ч. 2, стр. 108–141. Иеромонаха Филарета: Чин литургии св. Иоанна Златоустог о по изложению старопечатных, новоисправленных и древлеписменных Служебников. Изд. 2, стр. 36–55). Употребление семи просфор для проскомидии начало входить уже в последние годы XVI столетия. Именно седми просфор требуют: а) Служебник, напечатанный в 1583 и 1617 годах; б) Служебник, напечатанный в 1620 и 1639 годах в Киеве, а потом Служебники и Номоканоны, напечатанные при Всероссийских Патриархах Иове, Филарете, Иоасафе и Иосифе. Но все эти Служебники и Номоканоны, согласно требуя седми просфор, не согласны ни между собою, ни со Служебниками древнейшими касательно того, за кого просфоры должны приноситься, и по сему требуемое ими число просфор не может быть принято за правило, тем более за древнее апостольское предание (См. разности в книге: Истинно древн. и истин. прав. Хр. Церковь . 1859 г., ч. 2, стр. 106 и след.). «Просфоры должно печатать четвероконечным крестом», т. е. на просфорах печать должна иметь четвероконечный крест (1667 г. Соборных деяний, бывших в Москве, гл. 1 – и 1698 г., декабря 26-го, Адриана, Москов. Патриарха. Указанных статей 15). Печатать четвероконечный крест на просфорах одобрил Великий Собор 1667 года (Смот. Соборн. Свиток, гл. 1) как потому, что сей крест должен изображаться по преданию, так и потому, что пред сим временем усилился в Русской Церкви обычай печатать на просфорах осмиконечный крест с копием, тростью и адамовою головою в кругу, поверх коего печатались слова: «Се агнец Божий, вземляй грехи мира», а такая печать на просфорах не совсем прилична. Ибо: а) Не всякая просфора употребляется для взятия из нее агнца, и посему означенную надпись печатать на всякой просфоре неприлично, и потому она отменена, б) Копие и трость, особенно трость, не составляют креста, на котором агнец Божий взял грехи мира, посему и они отложены, г) Адамова глава не составляет агнца, во образ которого взимается часть из первой просфоры, посему отложена и она, оставлен только четвероконечный крест с надписью: ИС.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

монаст.”, 1817 г., 22; Лепехин, “Дневн. Зап.”, III, 77; Фишер, “Сибир. ист.”, 231, 304; Проценко, “М-ри в России”, 37; Берг, “Путеш. в гор. Черд. и Соликам.”, 81, 214; Попов, “Хоз. опис. Перм. губ.”, III, 309; Мозель, “Перм. губ.”, II, 741; “Вестн. И. Р. Геогр. Общ.”, 1854 г., X, 26 (Опис. гор. Верхотурья); “Сенат. ведом.”, 1853 г., 69; “Извл. из отч. Об.-Пр.”, 1850 г., 90 (надел. землею); 1851 г., II (увелич. штата иноков); 1853 г., 10 (возвед. во 2-ой кл.), 86 (надел. лесом); Чупин, “Геогр. словарь Перм. губ.”, 263; “Памят. кн. Перм. губ. на 1863 г.”, Отд. II, 54; “Журн. Мин. Народ. Просвещ.”, 249; “Перм. губ. вед.”, 1863 г., 35 (Освящ. храма во имя прав. Симеона); 1865 г., 14 (Св. Симеон Верхот.); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 173, 335 (Симеон Меркушинский); Ключевский, “Жит. свят.”, 346, 427; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 948, 8; “Акты истор.”, II, 48 (Ц. гр. 1608 г. об отпуске черн. попу Ионе леса на постр. м-ря); III, 103 (Ц. гр. 1621 о назнач. земель Верхотур. м-рям и составл. им описи; игум. Герман), 148 (Ц. гр. 1627 г. о непритеснении старцев м-ря; игум. Вениамин), 221 (Ц. гр. 1642 г. о дозволении отпустить в Москву для погреб. тела княг. Мещерской, умершей в Верхот., в сопровождении ее духовн. отца игум. Игнатия), 223 (Ц. гр. 1643 г. о наказании Троиц. соборн. свящ. Иакова); “Дополн. к акт. истор.”, 48 (Акты 1679 г. о монастыр. землях; стр. 196, архим. Варлаам); XII, 6 (Отписка 1685 г. о поверстании в казач. службу Вагулятина Табойки Черемкулова; в 1680 г. архим. Варлаам); “Собр. госуд. грам. и договоров”, III, 122 (Известит. грам. 1645 г. о кончине ц. Мих. Феод.); IV, 110 (Гр. 1678 г. о запрещении упрочивать за м-рями поместья без Госуд. указа); “Временник Общ. ист.”, 1854 г., XX, митр. Сибир. Филофей Лещинский, 40 (архим. Сильвестр просветитель Вогуличей, 1716–1719); Калачов, “Акты юрид. быта древн. Росс.”, II, 11, 126 (Закладная 1666 г. на озеро и реку игум. Василию), 569, 179 (Отводная 1663 г. на пуст. деревню беглого крестьянина; игум.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

32 Ответы Пешехонова в первый раз напечатаны бывшим игуменом гуслицкого монастыря Парфением, с его замечаниями, под названием «Духовного вертограда», вторично напечатаны архимандритом Павлом. 35 Ответ Вальсамона напечатан в греческом сборнике правил Σνταγμα καννων π Ρτλη, т. 4, стр. 460. 36 Послание напечатано в «Христ. Чтении» за 1860 г. апрель и отдельной брошюрой, С.-Петерб. 1860 г. На это послание ссылались и отцы собора 1667 г. л. 73 об. 38 Ответы Нифонта находятся в древней рукописной кормчей, откуда мы и заимствовали приведённое свидетельство. Кормчая сия написана в 1519 году, как значится на последнем листе. Рукоп. акад. библ. 495, л. 371. См. также Памятники Российской словесности, стр. 175–176. 40 Этот Номоканон составлен в Греции, в XI или XII в. (см. исследование проф. Павлова). В XVII в. Он встречается в рукописях «Правил Матвеевых» (библ. Казан. Акад. 744 и 745). Наконец он напечатан, без выходного листа, по всей вероятности в какой-либо старообрядческой типографии в XVIII в. (библ. акад. 93о/97). 42 В житии св. мученика Георгия в 23 день апреля говорится: «мнози мученицы без крещения пострадаша». В житии мученицы Марины на 17 день июля говорится: «и паде избиенных обоего пола душ яко 15, иже кровию своею крестившеся и от всех грехов очищшеся, внидоша в радость Господа своего». 43 См. Ист. древн. или православной цер., ч. 1, стр. 359, изд. 1874 г.: также Чтен. в Общ. люб. дух. просв. 1868 г. ст. свящ. Виноградова, стр. 53. 45 В прологе, апр. 1 дня, напечатанном в 1644 г. при п. Иосифе, читаем: «...Иордан прешедше, причастившихся от св. Зосимы» (л. 175). 46 Преп. Феоктиста перед смертью причастилась св. таин, принесённых ей по её просьбе от некоего ловца. Пролог ноября 9 дня. 57 Слово, начинающееся словами «Боюся смерти...». См Соборн., напеч. в 1647 г. при п. Иосифе, л. 118. 85 См. Отчёт братства св. Гурия за 1885–86 год, стр. 62–65; то же и в ответе Перетрухина некоему Макару Павловичу, рук. наш. библ. Также беседы Смирнова и Швецова в Нижнем. Странник, 1895 г. декабрь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

40) Праздничные антифоны (см. их в служб., на ряду, и в Апост.) поются: 6 янв., 6 авг., 14 сент., 25 дек., в нед. Ваий, во всю Пасхальную седм., в Вознесение Господне и в день Пятидесятницы. 41) Для малого входа с Евангелием царские двери отверзаются после малой ектении и возгласа: «Яко благ»; и после входа стоят отверстыми при чтении Апостола и Евангелия (Служебн.). – На литургии свв. Василия Великого и Иоанна Златоустог о, начинающейся вечернею, царские двери открываются для входа на вечерне, и после «Свете Тихий» и прокимна они закрываются. По прочтении же последней паремии двери отверзаются при малой ектении с возгласом Трисвятого: «Яко свят», и бывают открытыми, как сказано выше. – См. выше, 849 стр., 31 прим. – Кроме Пасхальной седмицы (см. 629 стр. печатного оригинала), во всё остальное время церковного года при иерейском служении литургии (хотя бы в этом служении принимали участие и митрофорные протоиереи) должны быть строго соблюдаемы предписания Служебника относительно отверстия и закрытия царских врат; а потому, напр., в храмовой праздник для большей торжественности совершение литургии от начала её до пения: «Яко да Царя», при открытых царских вратах не должно быть допускаемо (см. Ц.В. 1905, 35; сн. 759 стр., 5 прим.). 42) Хотя по установившемуся обычаю и делается так, что Иерей после троекратного молитвенного поклонения перед престолом, подавая Евангелие диакону, целует оное, а также св. престол и пред малым входом и после малого входа; но ни в архиерейском, ни в иерейском Служебниках нет указаний относительно такого образа действия священнослужащего. Впрочем, в Чиновнике замечено, что Архиерей по малом входе, «вшед в алтарь, целует престол» (Рук. д.с.п. 1889, 17). 43) Малый вход совершается иереями, когда они служат с Архиереем с покрытою головою, а потому, как утверждают некоторые, обычай некоторых священников совершать означенный вход, при иерейском служении, снявши скуфью или камилавку, не имеет основания (Риж. Е.В. 1891, 12; см. также Ц.В. 1887, 41; Рук. д.с.п. 1897, 7); но по Уставу (см. 29 гл.) малый вход как на литургии, так и на вечерне, совершается иереями с непокрытыми главами (см. ниже, о соборн. служ.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

описан. XVIII ст.); 1847 г., 4–34; 1851 г., 4 (Митрофан, архим. монастыря); “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1842 г., 96 (надел. лесом); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 62, 173 (св. Алексий); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 175, 11; “Житие свят. Гурия и Варсонофия”, 47; “Акты Арх. Эксп.”, 1, 284 (соборн. постанов. 1572 г.; архим. Феодосий), 308 (Соборн. приговор 1581 г.; игум. Авраам); II, 7 (об избр. 1598 г. Бор. Годунова; архим. Иов); III, 186 (Проезжая гр. 1635 г. Богоявл. за ветошным рядом м-рю на беспошлин. сплав 1.000 бревен и 30 саж. дров по р. Москве); “Дополн. к Акт. истор.”, II, 76 (Возвед. 1619 г. Филар. Нит. на патриар. престол); III, 44 (Ж. гр. 1648 г. торгов. людям; здесь, между прочим, не приказано строить мост от Ильинского крестца к Богоявлен. м-рю), 119 (Акты 1654 г. о моров. поветрии; статья XXVIII); IV, 1 (Гр. 1655 г. об отправл. из Ферапонт. м-ря под Смоленск хлеба; архим. Серапион); V, 102 (Деяния Москов. собора 1666 г., II, подписался Герасим); IX, 107 (Роспись жалованья 1677 г., стр. 319); X, 15 (Разряд. запис. 1632 г. о венчании на цар. Иоанна и Петра Алекс.); XII, 57 (Указ 1689 г. о сборе славленных денег; 1 руб.); “Акты юридич.”, 215 (Платежная 1616 г. в деньгах, собираем. на ратн. людей; игум. Симон), 328 (Поручная 1690 г. по монастыр. дворниках); “Собр. госуд. грам. и догов.”, I, 132 (Духов. 1504 г. кн. Ив. Борис. Волоцкого; м-рь назван Богоявленье каменное), 154 (Запись 1525 г. кн. Ив. Мих. Воротынского; игум. Феофил), 182 (Запись 1565 г. бояр. Ив. Петр. Яковлева; игум. Феодосий), 192 (Приговорн. грам. 1566 г. об отказе в перемирии с поляками; игум. Феодосий), 196 (Клятв. запись 1571 г. кн. Ив. Фед. Мстиславского; игум. Феодосий), 200 (Духов. собор о недвижим. собств. м-рей; 1580 г. игум. Авраамий, в 1581 г. игум. Селивестр), 203 (Утвердит. гр. 1613 г. об избрании ц. Мих. Фед.; игум. Семеон); II, 59 (Освящ. собор 1589 г; игум. Иосиф); III, 45 (Чин нареч. 1619 г. Филарета Никит. на патриарш.); IV, 34, 35 (Дело о патриар. Никоне 1663 г.; на допросе был архим.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

От сицевых богодухновенных писаний, на какой они конец толико оберегательно к нам возглашают, достоит внимати и вразумлятися, якоже, например, елико к сохранению убо целости винограда необходимо нужно есть бдительно хранима ограда, толико наипаче и несравненно нужно есть к ненарушимому соблюдению целости закона Божия точно хранит добре утвержденная святых отец церковная предания. Ибо аще бы сия церковных догмат ограда от начала опасно всюду всеми блюдома была, то не бы едино стадо единого пастыря Исуса Христа на многия секты разделилося. Тем убо мы да пребудем в ненарушимом соблюдении древних церковных преданий, присно молящеся к сему доброму пастырю иже на взыскание заблуждешей и волкохищной овцы от небес даже до ада сшедшему, и, обретше, на рамо свое восприемшему и радостно в дом к Отцу своему принесшему, да не толко нас униженных не оставит от истинного его пути заблудити, но да и иных всех, яже же суть от двора его, спасительным своим промыслом соберет и во едину божественную православныя его веры ограду приведет, и тако да будет, по Божественному его слову, „едино стадо, и един пастырь“. Св. отцы: Григорий Богослов . Иоанн Дамаскин , Максим Грек . Анастасий Антиохийский , Кирилл Александрийский , Катих. вед. и Альфа. †) 2 Моисей, 3:14 ††) Соборник 60. л. 840 Григорий Богослов , Иоанн Дамаскин . †††) Иоанн 1. 1:8. но антифоне 7-го гласу. 113:11. Богослов но 2 слове на Пасху, ст. 11 и Июдиф гл. 9, ст. 5. Дамаскин в слове о ангелах. Псалом 32:6. Соборн. гл, 60, л. 648 на об. †) 1 Моисей 1. ††) Псалом 108:2. †††) Псалом 148:4. Св. Дамаскин в слове о небеси. Иоанн Ексарх в Шестодневце о 1-м дни. Блаженный Андрей Цареградск., гл. 8. 1 Моисей 1. Андрей Цареградский, гл. 32. Иоанн Ексарх о 1-м дне. – Хронограф гл.1. – 8 Ездра, гл. 6, ст. 39. †) Соборн. гл. 60, л. 646. I Моисей 1. Дамаскин в слове о свете. Св. Грагорий Богослов в слове в новую неделю. Св. Андрей Цареградский, гл. 32. †) Псалом 2:7. ††) Псалом 109:3. †††Иоанн 1, 1:9; и молитва утренняя 1-го часа Псалом 103:2.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010