Другое доказательство своего мнения безпоповцы находят в следующих словах св. Ефрема Сирина : «воцарившуся змию на земли, с радостию сии людие (т. е. признавшие его царем) поборницы ему будут» (сл. 105, л. 300 об.). По толкованию их, под змием, т. е. антихристом, здесь разумеется диавол, потому что по Апокалипсису ( Апок. 20:2 ) и по толкованию Андрея Кесарийского (Толк. Апок. зач. 34, стр. 56) змий означает диавола. 94 Но такое понимание слов св. Ефрема не согласно с мыслью его, потому что в том же 105 сл., несколько дальше, он прямо называет антихриста человеком (л. 300 об.). Змием же антихрист называется, вероятно, по причине его диавольских свойств – хитрости, лести и коварства, или потому, что он будет «сосудом», в котором будет жить и действовать сам диавол – змий древний, – подобно тому, как Иуду предателя Иисус Христос назвал диаволом ( Ин. 6:70 ). 95 Если антихрист будет определенный, чувственный человек, то понятно, что и рождение его произойдет чувственным образом. По учению отцов и учителей Церкви, родится он от жены – блудницы, родом иудеянки, из колена Данова 96 и будет даже обрезан по обычаю иудейскому (Кн. о вере л. 270; Б. Соборн. л. 126 об. и 127). В Толковом Апостоле поясняется, что от колена Данова по плоти придет антихрист (л. 410). г) Время явления антихриста По учению православной Церкви, антихрист явится пред кончиной мира; его убьет Сам Иисус Христос духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего ( 2Сол. 2:8 см. также Ирин. прот. ерес. кн. 5. гл. 25, Кир. кн. л. 24, Богосл. Иоанна Дамаскина гл. 26). Безпоповцы же утверждают, что антихрист уже явился в мир, и в доказательство этого ссылаются, во 1-х, на слова Иоанна Богослова: «слышасте, яко ныне антихристи мнози быша» ( 1Ин. 2:18 , зач. 71) «и ныне в мире есть уже» ( 1Ин. 4:3 . зач. 73). Но в словах апостола заключаются две мысли: первая, что антихрист грядет самолично, а вторая, что он уже есть в мире ересями, предшествующими ему. 97 Об этом ясно говорится в Толковом Апостоле: «сей (антихрист) уже явился есть в мире, предыдоша бо ереси его, иже суть ему любовны и дружелюбны». О самом же последнем антихристе в том же толковании говорится, что он еще не пришел, а придет при кончине мира (л. 202).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

И что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет сие начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо число это человеческое. Число его 666“ (Апок. XIII, 16 – 18). Эти слова ясно показывают, что печать антихриста будет особое начертание, или знак на правой руке, и что эта печать будет иметь троякий вид: простое начертание, или знак, далее начертание имени антихриста и, наконец, начертание числа 666 на правой руке или на челе. Из отцов церкви указывают положительные признаки печати антихриста св. Андрей Кесарийский и св. Ипполит. Первый в толковании на Апокалипсис усвояет печати антихриста, во 1-х, смысл иносказательный, заключающийся в том, что печать на десной руке есть отвержение добра, а на челе – отвержение истины и служение лести (Толк. Апок. XII гл, нач. 37, стр. 62). Во 2-х, печать антихриста будет иметь и внешний признак: в ней будет заключаться число имени антихриста 666, а какое это имя, благодать Божия не открыла (XIII гл. зач. 38, стр. 62). Этот-же признак указывает и св. Ипполит в своем слове (Соборн. л. 131 об. по Невостр. стр. 206). Таким образом печать антихриста есть особенный знак на челе или на правой руке, и притом такой знак, который мог-бы быть начертан и на всяком другом члене, и если печать эта будет изображена на правой руке, так потому только, чтобы как уразумел св. Ефрем Сирин, воспрепятствовать последователям антихриста изображать правой рукой знамение креста Господня, которое так страшно для антихриста. После этого вполне понятно можно-ли признать какой-либо из указыванных беспоповцами предметов печатию антихриста. б) О чудесах антихристовых есть ясные свидетельства в слове Божием, в писаниях отцов и учителей церкви и в старопечатных книгах. Сам Господь Иисус Христос говорит, что слуги антихристовы дадут знамения велия и чудеса, якоже прельстити, аще возможно и избранныя (Мф. XXIV:24); один из этих слуг антихристовых, предтеча его, по свидетельству ап. Иоанна Богослова, в особенности будет творит знамения велия (Апок.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Спрашивается: какое из двух слов – подлинное? Учёный археолог с наглядностью доказал, что найденная им древняя рукопись и составляет подлинное слово св. Ипполита, а помещённое в Соборнике принадлежит другому, неизвестному писателю. В Толковом Апокалипсисе Андрея Кесарийского , когда делаются ссылки на Ипполита. то имеется в виду именно первое слово, а не последнее, в котором, наоборот, делаются заимствования из Толкового Апокалипсиса (См. Толк. Апок. слов. 13. Слов. Ипп. по изд. Невоструева, стр. 14–16, и Соборн., л. 131). Кроме того, в слове, помещённом в Соборнике, встречаются такие выражения, каких не мог употреблять св. Ипполит, живший в III веке, например, «иноки черноризцы» (л. 122; по Невоструеву стр. 183). Но кому бы означенное слово ни принадлежало, на самом деле в нём нет оснований для учения беспоповцев о том, что под антихристом следует разуметь нечто мысленное. И, во 1-х, выражение «непщую» (думаю, полагаю) обозначает не более, как частное мнение писателя, а не общепринятое учение св. отцов церкви. Во 2-х, мнение это касается не лица антихриста, – т. е. будет ли он определённый человек, или нечто мысленное, а – только плоти его, которая, по мнению писателя Ипполитова слова, будет не действительная, а призрачная, мечтательная. И, в 3-х, какова бы ни была его плоть, – по выражению самого слова, «плоть многим явится тогда», «начнут человецы зрети его истинно», поставят его царём; он будет даже обрезан, как и Христос (л. 127 и 130 об.). Стало быть, и в так называемом слове Ипполитовом антихрист представляется также видимым и определённым человеком, только не с действительной плотью; последнее обстоятельство в рассуждениях с беспоповцами никакого значения не имеет. Будучи определённым, чувственным человеком, антихрист и родится чувственно от девицы нечистой, жидовки сущей, от колена Данова ( Иоанн Дамаскин и в Книге о Вере, сл. 30). При этом, рождение его уподобляется Христову рождению, только от другого колена. «Якоже бо от колена Иудова рождается Христос, сице от колена Данова родится антихрист».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Вот что означает прародительная скверна, от которой никто по естеству рожденный не может освободиться, хотя, как говорит достоблаженный Иов, и един день жития его на земли. Как же Пресвятая Богородица была не причастна ее? Ибо, по сказанию св. богословов, для совершенного очищения от сего греха Дух Святый низшел на нее тогда только, когда архангел Гавриил благовестил ей о зачатии Бога Слова. «Родися убо (говорит св. Григорий Богослов ) (Христос) от Девы, и душу и плоть предочищшей Духом, подобаше же и рожеству почестися, и девство предпочтити (толк.). Понеже подобаше и рожество, якоже и человеколюбие, велико быти и преславно, от Девы Отроковицы рождается, да яко убо рождается, брак почтет и рожество, честен бо брак и ложе нескверно, а яко от Девы, да предпочтет девство, яко брака больши: зачинается в деве, спрячь зачатся и родися, предочищшей и душу и тело нашествием Святого Духа, тем бо очистися греха, иже от рожества снизведеся, изливаем от первосозданного Адама, и преподающся в весь род. Сице бо и ангел рече: Дух Святый найдет на тя и сила вышнего осенит тя» (Соборн. больш. л. 676). Сему согласно и святый Иоанн Дамаскин пишет: «По сложении убо Святые Девы, Дух Святый найде на ю, по Господню слову, еже рече Ангел, чищая ю, и силу приятельну слова Божества подавая, купно же и родительну» (книга 3, гл. 2). Отзыв. Примечание б. Святой Афанасий Великий на 16-й вопрос князя Антиоха ответствует, сице глаголя: «Человеческая убо душа есть существо умное, бесплотное, бесстрастное, бессмертное, ниже ангел. когда бе душа, якоже ариане баснят, ниже пребывают души кроме телесе, якоже манихеи догматствуют, но якоже каменю и железу сражаемым отобоюду рождается огнь, тако и от мужеска и женска примешения составляется Божиим повелением тело и душа». И таковый смысл сего ответословия и преподобный Иоанн Дамаскин подтверждает, сице глаголя: «купно же и тело и душа создася, не ово убо прежде, овоже послежде, по оригеновым блядемъ» (книга 2, гл. 13). Также с сим согласуется и толкователь книги св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Мы называем новодогматствованием то мудрование Денисова, что печатать просфоры необходимо только печатию осмиконечного креста и что печатание сие есть догмат веры, а печатание просфор крестом четвероконечным есть ересь, за которую считает необходимым отделяться от церкви. Это есть новодогматствование и затея Денисова и вообще именуемых старообрядцев. В-третьих, Денисов причиною своего отделения от церкви поставляет пременение «еже о аллилуйа», то есть глаголание на псалмопении тройственного аллилуйа вместо двойственного с приглашением: слава Тебе, Боже. Значит, Денисов поставляет в вину церкви то, что она, соответственно ангельской песни свят, свят, свят Господь Саваоф, воспевающей трижды свят и единожды Господь, воспевает трижды аллилуйа и единожды Боже: аллилуйа, аллилуйа, аллилуйа слава Тебе, Боже. Об ангельской песни свят, свят, свят Господь Саваоф вселенские учители Афанасий Великий и Григорий Богослов глаголют: еже рещи трижды свят прославляются три лица Св. Троицы, а единожды Господь, сим проповедуется единство Божества Св. Троицы (Соборн. Сл. 2 на Пасху). И аллилуйа есть также ангельская песнь, по свидетельству Афанасия Великого (во Псал. толк. в огл. псалма 104), и в ней святая церковь , согласно учению помянутых отцов церкви, воспевая трижды аллилуйа, тем прославляет три лица Св. Троицы – Отца, Сына и Св. Духа, а единожды воспевая Боже, тем исповедует в трёх лицах единство Божества, как учит и собор 1667 г. (гл. 3-я). И это богословское учение проповедуется во множестве церковных песнопений, что Троица во единице и единица в Троице, т. е. троица лиц во едином существе и едино существо в трёх лицах; всякое иное, противное сему учение вселенскими соборами отвергается и проклинается, святою церковию не приемлется. А Денисов церковное славословие с таким учением почитает за ересь и считает достаточной причиной отделения от церкви. Старообрядцы скажут, что и Стоглавый собор назвал ересию тройственное аллилуйа. Но, во-первых, Стоглавый собор не есть собор вселенский и подлежит исправлению бóльшего собора, каков был собор 1667 г., подобно как подверглось исправлению и правило Неокесарийского собора о седми диаконах (6-го Всел.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

1. Аввакум прот. Из сочин. Бороздина. 2. Бл. Августин , еп. Иппон. Издан. 1879–1895 г. 3. О. Александров. Выписки и крит. разб. соч, Усова о мироп. священносл. Издан. 1907 и 1903 г. 4. Св. Амвросий медиол. Бог . Макар. 5. Св. Андрей кесар. Толк. апок., изд. 1882 г. 6. Апология Швецова. Изд. 1889 г. 7. Апостол толк. 8. Арменопул. 9. Арсения летопись. Издан. 1880 г. 10. Св. Афанасий вел. Издан. 1903 г. 11. Апокалипсис трехтолк. 12. Бароний, печат. в Москв. в 1719 г. 13. Бесед. апост. св. И. Злат. 14. Библия . Ветх. Зав.; Бытия.; Исход.; Левит; Числ.; I Цар.; II Парал.; Неемии; Исая.; Притч.; Премудр. Соломон.; I. Сирахов.; Исаии; Иерем.; Иезек.; Даниила; Осии; Аввак. – Новый Зав. Евангелие Матфия; Марка; Луки; Иоанна; Деяния св. апост. – Послания св. апост.; Иакова; 1 Петра.; 1 Иоанна; Римлянам; 1 Коринн.; 2 Коринфянам; Галат.; Ефес.; Филип.; Колос.; 2 Солун.; 1 Тим-фею; 2 Тимоф.; Титу; Евреям; Апокалипсис. 15. Благовестник, бл. Феофил. болт. 16. Богослужебные книги: Служебн.; Октоих; Мин. месячн.; Триодь цветн.; Каноны: причащен.; Пасхи; кресту. 17. Булгаков, настол. кн., изд. 1900 г. 18. Св. Василий вел., изд. ч. I и 2 1900 г., 3 ч.1891 г. 4, 1901 г., 5–7, 1892 г. 19. Василий, митр. Смирн. К истор. вопр. о прав. схизм. в прав. ц. 20. Ирен. Викентий Лирин. Изд. 1863 г. Огр. 21. Вулгарис, еписк. астрах. У Усова ц. врем. без еп., изд. 1901 г. 22. Кн. о Вере. 23. Св. Григорий богосл. 24. Св. Григорий двоесл. 25. Св. Григорий Нисск. Богосл. Мак. 26. Св. Дионисий ареоп. 27. Деяния вс. собор., Изд. Казан. акад. 1878–93 г. 28. Евангелие толков., еп. Михаила, Иоан., изд. 1887 г. 29. Евангелие учительное. 30. Евсевий Панфил, церков. истор. изд. 1858 г. 31. Св. Епифаний кипр., изд. 1882. 32. Св. Ефрем Сирин , изд. 1895–1900 г. 33. Захария Копист., Полинодия. 34. Зигабен, на Мф. 35. Златоустник. 36. Зонар с Богом. 37. Ивановский Н. крит. разб. учен. безп. о ц. и таин., изд. 1892 г. 38. Св. Игнатий богон., изд. 1888 г. Киев. 39. Св. Ипполит, еп. римск. изд. 1898–9. 40. Ипполитово слово, Бол. Соборн.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

287 В толк. на Апок. зач. 63, л. 221. Стоит приметить еще свидетельство Тертуллиана (апол. гл. 39 в русск. пер. Карнеева. 1849 г., ч. I, стр. 79 и 80), который говорит, что в его время Христиане при общественном богослужении молились, между прочим, и об отдалении кончины века. Из этого видно, что древняя Церковь не только считала время этого события, а, следовательно, и время пришествия антихристова, имеющего быть прежде кончины мира, неизвестным, но веровала еще, что Бог, по Своей воле, может ускорить или отдалить его, этого никак не могла бы допустить св. Церковь , если бы тысячу лет, на которую связан сатана и после которой будет разрешен на малое время, после чего уже и наступит кончина мира, разумела в смысле собственном, буквальном, потому что тогда несомненно было бы известно, что раньше этого времени (тысячи лет от сошествия Христова во ад) никак не последует кончина века, не для чего, значит, было бы и молиться о том, чтобы Бог отдалил это время, такт как от 3-го века, когда жил Тертуллиан , еще далеко было до исполнения тысячи лет от Рождества Христова. 293 Гл. 3, л. 15. Та же мысль повторяется на л. 15 об., 19–21, 26 об. 28, особенно на л. 45, 46, 48 и др. 303 В каком смысле Сын Божий не знает дня всеобщего суда, это объясняет св. Афанасий в четв. сл. прот. Ариан л. 65: «По плоти рекох яко о последнем дни ни Ангели, ниже Сын весть, вам и всем на пользу...» См. о том же в Больш. Катехиз. гл. 23, л. 100 об. и 101. 306 В толков. на Апок. зач. 33, л. 117. «Даниил о Антиосе пророчествова, яко о хотящем быти образе пришествия антихристова». 315 Слов. 105, л. 270 об. Таким образом несправедлива мысль раскольников, будто нельзя разуметь три года с половиною царства антихристова в собственном смысле потому, что тогда сделается известным, вопреки учению Слова Божия, время второго пришествия Христова и кончины мира, – по крайней мере тем, кои доживут до пришествия сына погибели. Господь, как говорит св. Ефрем Сирин , с чем согласны и другие Отцы Церкви (напр. св. Ипполит в слов. в нед. мясоп. Соборн. л. 134; см. примеч. 279 и относящийся к нему текст) сократит по благости своей краткое время царства человека беззакония; значит о дни том и часе, в который придет Спаситель, все-таки не будет известно никому из современников антихриста, хотя бы они и знали время, с которого начнется царство сына беззакония.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/o...

По словам проф. Успенского «из первого положения против богомилов читаемого в синодике, видим, что они не признавали единосущной Троицы, но принимали πσακτον τιν γγελον μν λεγμενον τν ιον, ξ τρας πλιν λττονος φσεως τ Πνεμα τ γιον. Вторая глава направлена против дуалистической системы богомилов: τν ντικεμενον λγουσιν ρχοντα κα ποιητν το παντος κα πλστην τς νϑρωπνης φσεως. Третья глава имеет в виду учение богомилов о воплощении Бога Слова и причащении, что оно простое брашно (ς ρτος ψιλος κα βρμα κοινν). Четвертая осуждает учение богомилов о кресте, который они называли ς τυραννικν πλον. Пятая, наконец, осуждает их за отрицание поклонения иконам. Успенский, 209–210. 1327 Комнена и Зигабен представляют дело так, что сенат и собор вместе присудили Василия к сожжению. 1328 О Хризомале: Fabric, Biblioth. graeca, 2-е XI, р. 270. Allamu, De consens. 644. Döllinger, S. 50. Соборное определение у Алляция, ibid. 644–653. Тоже в Синтагме, V, 76. Ср. у Вальсамона толк. на 60 апост. прав. 1333 У Вальсамона, в 1-м толковании на 25-ю главу IX титула номоканона. Voelli et Iustelli, Biblioth. p. 979. Здесь же суждение Вальмамона о том, что соборное постановление не оправдывается канонами. 1335 Соборн. определение у Алляция, стр. 683–689, и Συνταγμα, V, 307. О Нифонте и Косьме см. у Киннама, II, 10; Хониата, II, Вопп. 105. 1336 Сведения об обстоятельствах возгоревшегося спора у Никиты Хониата. Царств. Мануила, кн. VII, 5; и Киннама, Обозрение царствования Иоанна и Мануила, IV, 16. – Tafel, Supplementa ecclesiasmicae graecae. Sec. XII. Annae Comnenae Suppl. Tubingae, 1832, p. 8–23. – Извлечения Никиты Хониата из деяний соборов 1156 и 1157 годов напечатаны (по Анджело Ман) у Миня, CXL, col. 147–202. – Allatius, De cons. 690–692. – Отрывок из диалога Сотириха, там же, col. 137. – Лебедева, Очерки, приб. к твор. св. отцев, 1890, IV, стр. 201. – Успенского, Очерки, стр. 214–224. – О противнике Сотириха, Николае, епископе Мефонском; Δημητρακοπουλος , Вιβλ.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

755 и говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть [нам] в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища. 795 Творения. Часть 3. Опровержение на защительн. речь злочестив. Евномия. Кн. 4, 1900 г., стр. 140. 804 Савинский С. Эсхатологическая беседа Христа Спасителя (о последних судьбах мира). Опыт исагогико-экзегетич. изследования. 1906 г., стр. 237. 809 В Свящ. Писании слово: «антихрист» употребляется в общем значении и частном или собственном. В общем смысле антихристом называется всякий, кто отвергает Божественное достоинство Иисуса Христа ( 1Ин.2:22; 4:3 ). Таких антихристов, говорит апостол, теперь появилось много ( 1Ин.2:18 ), много их будет и впредь, все они только предтечи антихриста в собственном смысле, который придет в последнее время: Дети! последнее время. И, как вы слышали, что придет антихрист ( ντχριστος, член показывает, что апост. говорит об одном определенном лице), и теперь появилось много антихристов (κα νν ντχριστοι πολλο γεγνασιν – поставлено без члена слово ντχριστοι, следов., разумеются вообще противники Христа) – 1Ин.2:18 . 810 Сагарда Η. Ι Соборн. Посл. св. ап. и еванг. Иоанна Богослова. Исагогико-экзегетич. изследов. 1903 г., стр. 414:415. 811 Бородин П. Антихрист и признаки его пришествия. По учен. Свящ. Пис. и св. отц. Церкви. 1889 г., стр. 13). 812 противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. 813 Творения. Том. 8. 41 бес. на Евангелие от Иоанна, пунк. I. 1902 г., стр. 270; сн, Толков. на Ев. от Иоанна св. Кирилла Александр., Часть 12. 1901 г. стр. 402. 814 Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете. 817 Баутц. Страшный суд и конец мира. 1886 г., стр. 81, 82; смотр. Борков Иосиф. О знамениях втор. пришествия Господа Иисуса Христа по Еван. и посл. св. апост. 1905 г., стр. 356, 357. 827 Борков Иосиф. О знамениях второго пришествия Господа Иисуса Христа по Еван. и посл. св. ап. 1905 г., стр. 378.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Иконопочитание утверждено было после того св. отцами на 7 вселенск. соборе. Вместе с воспоминанием восстановления иконопочитания ублажаются и все ревнители Православия, т. е. истинной, христианской веры и жизни , и подвергаются отлучению от Церкви (по гречески «анафеме»), т. е. от церковного общения с верными здесь на земле п от вечного блаженства на небе, если не покаятся, все враги православия. В соборн. храмах, при архиерейском служении пред иконами на аналоях, совершается особенное торжественное молебствие, на котором провозглашаются догматы , т. е. спасительная истина веры христианской, затем взрекается анафема на еретиков, т. е. на упорных противников православия, вместе и на предателей отечества; возглашается «вечная память», истинно православным, скончавшимся, и «многая лета» живущим. Цель обряда этого – предостеречь заблуждающихся в истине и благочестии. Первая неделя вел. поста называется неделею православия от торжества православия, и, в просторечии, сборным, или лучше, соборным воскресеньем, так как иконопочитание, равно как и все прочие догматы  и постановления православной церкви, утверждены были на соборах. Сообразно воспоминанию восстановления иконопочитания и совершаемому торжеству православия, в евангелии 1-ой недели благовествуется о веровании во Христа апостолов Филиппа и Нафанаила, которые при этом исповедовали Его прямо Сыном Божиим, где примером Нафанаила внушается, что неверие часто бывает от неведения: Нафанаил доколе не увидел Иисуса Христа, не веровал, когда слышал о Нем от Филиппа; но лишь увидел, то исповедал: «Ты Сын Божий! Ты царь Израилев!». Иоанн. 1, 43–51. Зач. 5 43 Иисус восхотел идти в Галилею, и находить Филиппа, и говорить ему: иди за Мною. 44 Филипп же был из Вифасаиды, из одного города с Андреем и Петром. 45 Филипп находит Нафанаила, и говорит ему: мы нашли того, о котором писали Моисей в законе и пророки, Ииуса, сына Иосифа, из Назарета. 46 Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди, и посмотри.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010