Для нас книга «Стоглав» служит только историческим памятником, наглядно рисующим церковно-общественный быт русского народа первой половины XVI столетия, изображающая крайнюю степень упадка. На Московском соборе 1667 года постановления «Стоглава» были отменены, и православные освобождены от обязанности ему следовать; а у глаголемых старообрядцев никакой собор постановлений Стоглавого собора не отменял, следовательно, постановления его для них, с их же точки зрения, как собора православного, должны иметь обязательную силу и значение, и, однако, они поступают вопреки определениям «Стоглава». В своём учении о двуперстии наставления Стоглавого собора не согласуются с наставлением старопечатных книг последующего за Стоглавым собором времени 55 . И не в одном учении о перстосложении старообрядцы не следуют Стоглавому собору, а и во многих других предметах. Собор сей повелевает в 8 члене Символа веры что-либо одно глаголати «или Господа, или истинного» (глава 9), а также делати в неделю пять дней, а субботу и воскресенье праздновать (глава 41, вопрос 21; ответ – глава 25) 56 , вдовым священникам воспрещает служить в мирских церквах и велит им удаляться в монастырь (главы 78–79). Старообрядцы же, вопреки определению собора, 8-й член читают с обоими речениями, в субботу не упраздняются от дел и вдовые попы их (у поповцев) не только не отлучаются от мирских треб, но имеют приходы и отправляют для мирян всякие требы. Разбор. На это дают ответ сами отцы собора 1667 года, говоря: образы и имать св. церковь отъ ветхаго и новаго завта на лучшее преспвати ей аще соборн и обще, аще отчасти. же бываетъ отъ еже нерастерзаватися намъ другъ отъ друга, но повиноватися, и ко общей польз совтъ другъ отъ друга – затем, приведя ряд примеров тому из ветхозаветной и новозаветной истории, далее говорят: «иже на соборхъ вселенскихъ и на помстныхъ узаконоположенная отъ прежде бывшихъ соборовъ, послди ихъ обличаху и исправляху, несовершенн изложенная отъ нихъ правила» («Деяния собора 1667 года», лист 91-й и об.).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

1368 На соборе 1345 г. были составлены следующие анафематизмы: 1) «Говорящим, что слава божества Христова отлична от существа Божия – анафема! 2) Говорящим, что божестнная благодать хотя и создана, но отлична от существа Божия – анафема! 3) Говорящим, что несозданное Божество видится телесными очами – анафема! 4) Глупы и слепы те, кои, рассуждая о преображении Господа нашего И. Христа, говорят, что чрез него просиявал свет несозданный». Miklosich et Müller, Acta, I, р. 250–251. Порфирий, I, 248 (извлечение и сообщение, помещенное в соборн. определении 1347 года). Ср. Allatius, De libris ecclesiasticis graceorum. Dissert. II. Migne CL, col. 863–4. 1369 Лазарь еще при жизни Андроника поселился в Константинополе, оклеветанный и вытесненный Герасимом, занявшим его место. 1370 См. Изложение соборного тома 1347 г. у Порфирия, 247–248. У Миклошича здесь пропущено 11 строк. 1371 Доклад у Миня, CLI, col. 16. Изложение его у Успенского, 342–3. Из изложения тома 1347 г. у преосв. Порфирия можно заключить, что они предварительно держали собор. Там же, стр. 248. 1373 Соборное деяние находится в Маврокадатовой рукописи. Порфирий, 250. Том этого именно собора, вероятно, напечатан у Алляция, De conses, 802. и отсюда у Миня, CL, col. 877. 1378 Составлены вероятно Филофеем, ибо существуют в рукописях (Мюнх. cod. 505) анафематизмы в виде отдельной статьи с именем Филофея. Успенский, 361–362. Сведения о соборе у преосв. Порфирия в томе Истории Афона, (корректурные листы, 260–261, указанные Успенским, 361). Греческий подлинник анафематизмов у Порфирия. История Афона. Спб. 1892, III, отд. II, стр. 780–785. Главизны Варлаама и Акиндина читаются (в изложении свяш. Никольского, Анафематствование, стр. 147) так: «Варлааму и Акиндину и всем последователям и соучастникам их, – анафема! Тем, которые умствуют и говорят, что будто бы свет, воссиявший от Господа во время Его Божественного Преображения, был только призрак, нечто из круга тварей, видение, явившееся на мгновение и вскоре исчезнувшее, что будто бы это была самая сущность Божества, так что чрез сие сами себя бессмысленно запутывают в два противоположные и совершенно не сбыточные желания, и таким образом, с одной стороны, безумствуют, как Арий, допускавший на едином существе Божием сотворенное и несотворенное и тем как бы рассекавший Единого Бога, с другой стороны суемудрствуют как нечестивые Мессалиане, признающие существо Божие видимым, а не исповедают, как богумудро богословствуют святые отцы и как благочестиво мыслит святая Церковь , что оный божественный свет был ни тварь, ни сущность Божества, но благодать не созданная и (Богочеловеку) соестественная, (в подлинн. φυσικ χρις) просияние и действие, всегда нераздельно исходящее из самого существа Божия, – анафема!

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Прямым следствием такого образа их мыслей были в их поведении разврат, необузданность плотских страстей, дерзость и пренебрежение ко всем властям ( Иуд.11:16 ; 2Пет.2:13–22 ). Прикрываясь, конечно, личиной яко бы чистых и глубоких христианских воззрений, или глубин сатаниных, яко же глаголют (Ап.2:24), новые эти лжеучители свободно входили в церковные собрания, так что верующие принимали их в участие своих вечерей любви без опасения и предосторожностей против них (см. Соборн. посл. 2 Пет. и Иуды); обещая обольстительную для ветхого человека своевольную свободу, они удобно увлекали неутвержденных в Христовой истине (см. там же). И видно, что была заразительна и легко распространялась эта ложь, когда против ее поборников направлены два строгих апостольских послания – 2-ое Петра и послание Апостола Иуды. (Да и Апостол Иаков, приметно, строго обличает и опровергает в своем послании начала той же лжи, что верующему вовсе не нужно заботиться о совершении добрых дел). Ап. Иоанн прямо свидетельствует о —58— двух малоазийских церквях, что здесь некоторые держались учения о необузданности плотских страстей и дозволяли себе запрещенное законом Христовым. Имаши, – сказано Пергамской церкви, – держащих учение Валаамово, иже учаше... ясти жертвы идольския и любы творити (Ап. 14). Оставляеши жене Иезавели, – сказано церкви Фиатирской, – глаголющей себе быти пророчицу учити и льстити моя рабы любодействовати и снести жертву идольскую (20). Это лжеучение названо в Апокалипсисе Николаитским, по имени, как думают, основателя этого лжеучения (ст. 15). Но и из тех христиан, которые соблюдали спасительную истину и даже одушевлялись ревностью о ее чистоте против лжеучителей, некоторые с продолжением времени ослабели в христианской любви – этом духе и жизни Христовой истины: имам на тя, – сказано Ефесской церкви, пользовавшейся и изустными, и письменными Богодухновенными наставлениями Павла, лично надзираемой самим Св. ап. и ев. Иоанном Богословом, имевшим главное свое пребывание в Ефесе, – имам на тя, яко любовь твою первую оставил ecu; помяни убо, откуда спал ecu (Ап.2:5).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сочинение это переведено на русский язык и в 1815 г., с присовокуплением жизни сочинителя напечатано в Москве под названием: «Каталог писателей, сочинениями своими объяснивших гражданскую и церковную российскую историю». 3) Историческое зерцало российских Государей от Рюрика до Императрицы Елизаветы Петровны – составлено в пособие при изучении русской истории. Селлий написал его латинскими стихами для облегчения памяти учащихся, а Гавриил Кременецкий и Амвросий Каменский, бывшие после него учителями Невской семинарии, перевели его на русский язык, также стихами и от имени семинарии посвятили Императрице Елизавете Петровне. Оно напечатано в Древней росс. вивлиофике 1-го изд. в I ч. и 2-го изд. в XVI ч. 26 Историческое, географическое и топографическое описание С.-Петербурга, соч. Г. Богдановым, дополненное и изданное В. Рубаном. Спб. 1779 г. стр. 359–365. 33 Слово при торжестве второго приема благородных девиц в Воспитательном Обществе, говоренное ректором архим. Исаиею. Спб. 1767 г. Слово при третьем выпуске из Сухопутного кадетского корпуса кадетов 3-го возраста, говоримое ректором архим. Антонием. Спб. 1787 г. 35 До этого времени было два издания Четьих-Миней: первое в 1705 г. в Киевопечерской лавре, второе – в 1711–1718 г. там же. 37 Этим указом повелевалось: «накрепко со всяким опасным смотрением самому того монастыря архимандриту достоверно новопечатаемые книги свидетельствовать, дабы в них никакой против великороссийских книг, паче же в богословских речениях погрешности отнюдь не было. 39 Арх. Иоасафу к 300 р. ректорского жалованья прибавлено еще 200, а иеродиакону Никодиму положено 300 р. в год. 45 Соборн. иером. Вениамин, бывший правителем Киевопечерской типографии, в донесении своему архимандриту, по поводу означенного указа св. Синода, упоминает между прочим о Патерике, писанном рукой самого Нестора: «о нем же слово носится, что в Супрасльском Зарубежном монастыре и ныне содержится». 46 Дела архива св. Синода, 1740 г., – Экземпляр Патерика, с заметками исправителей, находится в библиотеке С.-Петерб.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

домах, крайне ветхих и полусгнивших, и без хозяйственных построек. Церкви соборной принадлежит рядом стоящее двухэтажное каменное здание, составлявшее часть базилианского монастыря, но в этом здании почему-то помешается уездная воинская команда, а причт соборный – должен ютиться в наёмных помещениях вдали от собора. Церковно-приходской школы нет, а есть двухклассное училище МНП. Деревни прихода: Рулевщина, Гаптары, Першки, Заськи, Подрудье, Остров, Яцковичи, Мжень, Редчицы, Швабы, Толкачи, Лукишки, Корчевки и хутора Думинских и Нехоцких – все в расстоянии от 1 до 4 и 12 вёрст от церкви. Кроме того, в состав прихода входят городские предместья Гачище и Нагорное. Население прихода состоит из крестьян и мещан бывшей шляхты, рассеянной по деревням и хуторам, и большею частью, не бывающей у исповеди по причине дурных дорог, разлива болотной воды и крайней бедности от частых неурожаев хлеба, падежа скота и кражи лошадей и пчёл. Ярмарки в Овруче бывают 1 января, 29 июня, 8 сентября и 8 ноября. Торгуют преимущественно деревянною посудой и полушубками. Дворов – 388½, прихожан – 3,178 д. об. п.; рим.-катол. 230 д. об. п., раскольн. 13 д. об. п., отступников от православия 2 ж. п. Благочинный 1 округа Овручского уезда – настоятель собора протоиерей Димитрий Иван. Комиссаржевский (с 1884 г., a на службе: с 1851 г. в звании диакона и с 1863 г. – в звании священника), соборн. свящ. – Феофан Антонин. Ящинский (с 1876 г., а на службе с 1864 г.), диакон – Кесарь Васил. Федорович (с 1884 г.), псаломщ. – Матфей Андреев. Крыжановский (с 1886 г.) и пономарь – Моисей Николаев. Теодорович (с 1879 года, а на службе с 1866 г.). К этому приходу приписана церковь во имя святителя Николая в г. Овруче. 304. Бывшая соборная, а ныне безприходная церковь во имя святителя и чудотворца Николая. Построена в 1748 году на средства прихожан. Деревянная, с такою же колокольнею, очень ветха. Утварью и ризницею весьма бедна, а богослужебных книг вовсе нет. Земли усад. 80 кв. саженей, составляющих усадьбу диакона соборной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

С 4-го числа начались у нас обыкновенные классы. Хожу в класс, с удовольствием слушаю чтения профессоров и бакалавров; начинаю уже подумывать о дан- —317— 1846 г. ном философском предложении. Не знаю, что будет далее, а теперь академическая жизнь пока ещё не наскучила. Признаюсь, сначала было странно видеть себя в кругу молодых светских юношей: но потом мало по малу начал привыкать и к этому новому обществу, и студенты уже смотрят на меня без всякого предубеждения, с некоторым даже уважением. В товарищи мне приехал было с Кавказа иеромонах 2021 – учитель Ставропольского уездного училища: но он, по разрешению графа, поступает прямо в высшее отделение. На основании этого опыта, думаю, можно было бы и мне так же сделать: но я не знаю, много ли через это можно было бы выиграть – два года, не более“. Уведомлял я об оставлении и принятии меня в академию достопочтенного благожелателя моего, настоятеля Муромского Богородицкого собора, о. протоиерея М. Гр. Троепольского; и вот что получил от него в ответ от 10-го числа того же сентября; „Любезнейший собрат мой, Иван Михайлович! Не с правилами политики, а с сердечными чувствами ответствую вам на усердное письмо ваше ко мне, полученное сего сентября 10-го в 9 час. утра. Но оному, я имел скорый случай (пред крестным ходом) братии собора и всем любящим вас возвестить о новом вашем звании, и все, слыша, поблагодарили, порадовались, пожелали вам счастливых успехов. Спешу переслать вам надлежащий доход по 10-е сентября, 45 р. ассигнац. Вам, на новом поприще, повторяю из 3 соборн. послания Иоанна предыдущее – и паче всех молюся о тебе, благоспеятися тебе, здравствовати, якоже благоспеется тебе душа (1 гл., ст. 2). Мир тебе, целуют тя друзи (ст. 15). Обнимаю и я с семейными моими полнотой любви и почтения к нам“. В ответ на это писал я от 17-го числа. Благополучно прошёл месяц моей академической жизни. 2-го октября подано было мной профессору Ф.А. Голу- —318— 1846 г. бинскому первое академическое сочинение на помянутую выше тему; а 5-го числа даны были нам по классу опытной философии следующие две темы:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Денис 4 июня 2020, 03:01 Вадим К., может вы хоть регион проживания укажите? Xdamaem столь малонаселённых регионов, что и один храм ставший коронавирусным очагом из-за допуска мирян в храм во время пандемии - это слишком много. НН 3 июня 2020, 22:58 Ирина С. 2 июня:/Вот такой феномен современной церковной жизни-христианство без ближнего/- Интересная мысль, но слишком мудрёная. Если Ваша цель стать НАСТОЯЩИМ христианином/христианкой, то без ближнего Вы этого не достигните, ни в миру, ни в монастыре. «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся " . Не ты их, ближних, спасёшь, а они, глядя на тебя спасутся, с Божией помощью. А если идти по головам в храм/на причастие- то при чём здесь христианство? И тем более вера в Бога и Богу. Как можно любить Бога, когда ближнего не любишь, а главное, даже не стремишься любить? Можно падать, но вставать и идти дальше, а можно упасть и лежать, и воображать, что идёшь. Самообман называется. Простите. Ирина С. 3 июня 2020, 22:27 Вадиму К./В Москве с закрытыми храмами кол-во зараженных на 1000 чел. в 10 раз больше, чем у нас. Так что открытые храмы по крайней мере не значительный фактор в плюс этого числа./В Москве больше всего заболело врачей, на 2-м месте клирики. Прихожан, понятно, никто не считает, они идут в общих списках. Этот факт потряс многих. В этом ковиде вообще много мистики. Продавцы на кассах почему-то не болеют, хотя должны были полечь, как скошенная трава. Сидят и сидят одни и те же изможденные люди по 12-14 часов, я их помню в лицо. И не заражаются. Ирина С. 3 июня 2020, 22:10 Во 2-м Соборн. Послании ап. Петра есть стих 2.10. Там апостол поставляет рядом скверные похоти плоти и неподчинение высшим - ангелам, светс. и церк. власти. Уравнивает эти пороки. Блж Феофилакт говорит о 2.10, что те, кто презирают и ставят себя выше всякого господства, поведут себя безумно при всякой славе. Тот, кто не готов подчиняться и меряет все по себе, поведет себя безумно и дерзко и перед Божественной славой. Такие люди Царствия Божия не наследуют, хотя сами они считают иначе. Это вспомнилось потому, что пишут, что сегодня три тысячи пошло на Великор. Кр. ход, а ведь епископ и местные жители просили этого не делать.

http://pravoslavie.ru/131211.html

53 „Собор убо есть се, егда 5 патриарх утвердят едину веру, и едино слово (Соборн. больш. 332 л.“). Худошин и Черчимцев; не патриархи, а простецы, а Окаевские раскольники и их братия, даже не православные христиане – какой же собор могли они составить?! Простая сходка самочинников и преданных анафеме людей! Авт. 54 Худошин – саратов. мещанин и по своему толкованию Свящ. писания скорее молоканин, чем старообрядец. Черчимцев крестьянин с. Ахмата, Камыш. у. Сарат. губ. Оба ярые враги св. Церкви, адвокаты раскола и по найму защищают его. Авт. 55 Ничего христианского в обществе беспоповцев нет, а потому и именовать себя „христианами“, а общества свои христианскими они не могут. – „Откуда нарицается христианин? От Христа и от хризмы, сиречь от помазания св. мира (Велик. Катих. л. 2)“. Беспоповцы, равно и предводители самочинного собора – Худошин и Черчимцев, не имеют на себе помазания св. мира, а посему они не суть истинные христиане, а самозванцы раздорники, всуе призывающие имя Господа. – „Тот не будет вполне причастен благодати крещения, кто не принял ещё помазания мира“ (Сим. Солун. 23 и 87). 56 У раскольников нет Христовой Церкви (Катих. Вел. 25 гл.). Раскольники составляют самочинное сборище, о чём в той главе сказано „за не и собрания нечестивых обыче такожде нарицатнся Церковью Божиею, но ты веждь и бегай от бесовского вавилона, сиреч от сонма злых и нечестивых людей“. Авт. 57 Ложь говорят раскольники, что они собрались „по благоволению Божию“ и свои постановления делают якобы „благодатию Господа Иисуса Христа“. Они состоят вне Св. Хр. Церкви, а которые „не пребывают в сей соборной Церкви, тех Христос не спасает и Духа Св. сицевии не имут“ (Вел. Катих. л. 121). Пусть обратят внимание раскольники на соборы вселенские, поместные и др., на которых были епископы, а не простецы Худошины и Черчимцевы. Авт. 58 Окаевские „бестолковцы“ поставила на рассмотрение такой вопрос как принимать в поморскую секту таких раскольников, которые желают присоединиться к их сонмищу, а до итого были „странниками“, или же в „глухой нетовщине“, и там получили крещение от бывшего поморца, а потом уклонившегося в указанные 2 секты и бывшего там настоятелем? Здесь вся сила заключается в настоятеле, бывшем поморце.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

274 Об Андрее Боголюбском см. в статье: «Св. Благоверный Вел. князь Андрей Боголюбский», помещ. в «Владим. Епарх. В.». 1894 г. и след., – здесь указана и относящаяся к нему литература. 280 Преосвящ. Антоний в указ. соч., Петухов, К вопросу об авторах в древней рус. литер., Спб. 1887 г., Н. К. Никольский в указ. сочинении о Клименте С., Владимирский, в «Киев. Унив. Изв.» 1893 г., Хр. Лопарев в «Памятн. древней письмен.», вып. 93. Спб. 1893 г. 282 Златоструй XII в. Импер. публ. библ, у Срезневского, Свед. и зам. о малоизвестн. и неизвестн. пам., XXII (Спб. 1866 г.), – Новгор. Соф. библ., 1261, перг. XIII–XIV в., к сожалению, совершенно разбитый: нет начала и конца, в середине вырваны целые тетради; всех поучений в этом сборнике сохранилось 15 и одно сказание о чуде св. Николая, – Сборн. Троице-Серг. Лавры, XIV в. 9 (2022), – Сбор. Царского XIV в. 361, – Соборн. Рум. Муз. XV в. 406, – Новг. Соф. библ. XV в., 1265, – XVI в. 1215, – Соловец. библ., XVI–XVII в. 368 и мн. др. Во всех этих и др. подобных им Сборниках, кроме названного Златоструя XII в., помещены в ряду других святоотеч. поучений и Слова Кирилла Тур. – Ср. Яковлева, к литерат. ист. древнерусских Сборников. Одесса. 1893 г. 284 Седмичные молитвы Кирилла Т. изданы в Казани, в «Прав. Собес.» 1857 г. и в отдельных оттисках в том же году, – кроме того, несколько таких молитв, по лучшим спискам, помещены в Ист. преосв. Макария (Т. III, стр. 130–139, 310–319), – в изд. преосвящ. Евгения помещены они в славян. тексте с перев. на рус. яз., стр. 122 и след. Мы приводим по Казан. изданию. 285 Как напр. относительно вечерней молитвы, помещаемой в числе его творений под заглавием: «Поминовение и исповедание» (Рук. гр. Увар. стр. 99; ср. сборн. Кирил. библ. 120–1197 и 220–477): в рукописях она иногда приписывается Герману, патр. Константинопольскому – см. Кирил. биб. 49–174. 287 Нижеследующие примечания имеют в виду дать некоторые историко-литературные и библиографические разяснения к издаваемым нами Словам и поучениям св. Кирилла Т. Относительно подлинности первых восьми поучений почти все согласны, что они принадлежат Кириллу, относительно подлинности же двух последних существует сомнение, но мы оставляем этот вопрос как требующий особого научного исследования, но тем не менее сообщаем эти поучения в их подлинном тексте. Из учительных произведений, обыкновенно, также приписываемых св. Кириллу – «Истолкование притчи о слепце и хромце», сохранившееся в краткой и пространной редакциях, мы не нашли возможным поместить в настоящем издании, как потому, что подлинность ее очень сомнительна, так и по обширности ее (мы еще встретимся с ней в дальнейших выпусках наших «Памятников»). Но так как притча эта, действительно, представляет важность для характеристики того церковно-учительного метода истолкования св. Писания, которому следует Кирилл Т. в своих Словах, то мы сообщаем и ее, в краткой редакции и в рус. переводе.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

534 Тертул. Прот. Mapk. IV кн. 5. Климент ал. говорил об ап Иоанне: «по смерти тирана (ап Иоанн) возвратился с о. Патмоса в Ефес и по приглашению посетил ближайшие области язычников для того, чтобы, где поставить епископов, где устроить целые церкви, где поставить в клир кого-либо из указываемых Духом». Какой богач спасется. См. еще Строматы VI, 13. 538 Пис. 47, к Корнелию о Фортунате (I т. 255 стр.) Св. пис. 54, к Флоренцию; пис. 17, к падшим; пис. 60, к Юбаяну. 539 Так, Иаков, называемый братом Господним, был поставлен в епископа иерусалимской церкви ап. Петром, Иаковом и Иоанном (Евс. Церк. ист. II, 1). Лин поставлен был ап. Павлом и Петром в епископа римской церкви, а ему преемствовал Анаклет (Ирин. Пр. ер. III кн., III, 3). Климент поставлен в епископа римской церкви ап. Петром (Терт. О давности, пр. ерет. 32). Еводий, первый епископ антиохийской церкви, рукоположен также еп. Петром (Пост. ап. VII, 44), а Игнатий богоносец , преемник Еводия, рукоположен ап. Петром и Павлом (Злат. Похв. сл. священномуч. Игнатию). Поликарп, ученик Иоанна Богослова, посвяшен был в епископа смирнской церкви им же (Терт. О давн., пр. ерет. 32). Тем же, вероятно, апостолом рукоположен во епископа Папий иерапольский (Евс. Ц. и. III, 39. Иерон. О знам. муж. 18). Дионисий ареопагит , обращенный в христианство ап. Павлом ( Деян. 17:34 ), был первым епископом афинским и ап. Павлом же, вероятно, рукоположен (Евс. Ц. и. III, 4. Пост. ап. VII, 46). Тому же апостолу усвояют поставление Епафрадита во епископа филиппийского (Феодор. На Филип. и 1 Тим.). 540 Окружн. посл. единой, святой, соборн. и апост. церкви 1848 г. § 11, Напеч. в рус. пер. в Хр. Чт. 1849 г. II т. 541 Запрещение читать Библию прямо не выражено папизмом ни в соборных определениях, ни в символических книгах, но в действительности оно существовало и существует в римской церкви, и сделано это постепенно. Так, сначала было только запрещено переводить Библию на живые языки (на тулузском соборе, в XIII в.). Это запрещение было повторяемо различными папами. Папа Пий IV в 1564 г. повелел св. Писание внести в Index книг, запрещенных для чтения мирян, и дозволение мирянам читать Библию поставил в зависимость от ручательства их пастырей в том, что они могут читать Библию без вреда для своих душ. Папа Пий VII в 1816 г. подверг осуждению все переводы Библии на народные языки, – переводы, изданные без церковного благословения. Папа Григорий XVI в 1844 г. решительно высказался против всех обществ, которые ставили задачею своею распространение Библии между простым народом. Папа Пий IX признал таковые общества за язву нашего времени. С запрещением переводов Библии тридентский собор канонизовал «Вульгату», т. е. перевод Библии на мертвый латинский язык, сделанный в IV в., признав этот перевод богодухновенным, достаточным для целей религиозно-воспитательных и для богослужебного употребления, при чем оригинальные тексты – еврейский и греческий – поставлены были ниже «Вульгаты» (Sess. IV).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010