9 . Глаголев А. А., свящ. Комментарии на книги: Руфь, Вторую Паралипоменон, Третью и Четвертую Царств. – СПб., 1908. 10 . Дзичковский Г., диак. Библейские события во времена Иисуса Навина и пророка Самуила в свете современных научных открытий. Курсовое сочинение. Машинопись. – Загорск, 1971. 11 . Кастелло Дж. Первая и Вторая книги Паралипоменон. Пер. с англ. Машинопись. 12 . Лебедев П. Чтение об исторических книгах. Священное Писание Ветхого Завета. – Тверь, 1866. 13 . Лопухин А.П. Толковая Библия. Т. 2. – СПб., 1905. 14 . Михаил, еп. (Лузин). Библейская наука. Книга 3-я. Исторические книги Ветхого Завета. – Тула, 1899. 15 . Мэли Ю. Первая книга Царств. Пер. с англ. Колледжвилль, 1970. 16 . Питер, Эллис Ф. Третья и Четвертая книги Царств. Введение и комментарии. Пер. с англ. – Колледжвилль: Литуржикал пресс, 1966. Машинопись. 17 . Поликарпов Д. , прот. Толкования святых отцов и учителей Церкви на мессианские места Библии. – СПб., 1914. 18 . Рубинский В.П. Комментарий на книги Ездры и Неемии. – СПб, 1907. 19 . Троицкий И. Религиозное, общественное и государственное состояние евреев во время Судей. – СПб., 1907. 20 . Хант И. Книги Иисуса Навина и Судей. Предисловие и комментарии. Пер. с англ. Машинопись. 21 . Херасков М. , прот. Обозрение исторических книг Ветхого Завета. – Владимир, 1908. 22 . Царевский А. Происхождение и состав Первой и Второй книги Паралипоменон. – Киев, 1878. 23 . Юнгеров П. Неканонические книги Ветхого Завета. – Казань, 1907. 24 . Юнгеров П. Частное и историко-критическое введение в Священные ветхозаветные книги. – М., 2004. Пророческие книги 1 . Афанасьев Д. И. Толкование на книгу пророка Исаии. – Ставрополь, 1894. 2 . Бриллиантов А.И. Краткое руководство к изучению Священного Писания Ветхого Завета. – Могилев, 1914. 3 . Виссарион (Нечаев) . Толкование на Паремии из книг пророков Иеремии, Иезекииля, Даниила, Иоиля, Ионы, Михея, Софонии, Захарии и Малахии. – М., 1892. 4 . Лопухин А. II. Толковая Библия. СПб, 1909. Т. VII. – 1910. 5 . Михаил (Лузин) , еп. Библейская наука. Книга 5. Пророческие книги Ветхого Завета. – Тула, 1900.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Магистерских диссертаций явилось 17. Степени магистра богословия удостоены следующие лица: 1) 1889 – М. И. Савваитский – за сочинение «Исход израильтян из Египта», 2) 1889 – священник Арсений Рождественский (ныне протоиерей, настоятель посольской церкви в Вене) – за сочинение «Южно-русский штундизм», 3) 1890 – Т. А. Налимов – «Вопрос о папской власти на Констанцском соборе», 4) 1890 – В. Н. Самуилов – «История арианства на латинском западе (357–430)», 5) 1890 – В. Лебедев – «Славянский перевод кн. И. Навина в сохранившихся рукописях и Острожской Библии», 6) 1892 – В. С. Серебреников – «Учение Локка о прирожденных душе человека началах знания и деятельности, на основании истор. критич. исследований установленное и с точки зрения Христианского учения об образе Божием рассмотренное», 7) 1893 – Н. К. Никольский – «О литературных трудах митр. Климента Смолятича, писателя XII в.», 8) 1893 – И. Соколов – «Церковная реформа императора Иосифа II», 9) 1894 – С. Г. Рункевич – «История Минской архиепископии», 10) 1894 – Е. П. Аквилонов – « Церковь . Научные определения Церкви и апостольское учение о ней как о теле Христовом» 445 , 11) 1894 – Ф. Г. Калугин – «Литературные труды Зиновия, инока Отенского», 12) 1895 – А. П. Рождественский – «Откровение Даниилу о семидесяти седминах. Опыт толкования 24–27 стихов IX главы книги пророка Даниила», 13) 1896 – И. Е. Евсеев – «Книга пророка Исайи в древнеславянском переводе», 14) 1896 – А. В. Петровский – «Литургии апостолов Иакова, Фаддея, Мария и евангелиста Марка», 15) 1896 – М. С. Пальмов 446 – «Идолопоклонство у древних евреев», 16) 1896 – Аф. Ярушевич – «Ревнитель православия князь Константин Иванович Острожский и православная Русь в его время», 17) 1898 – А.И. Бриллиантов – «Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скотта Эригены» (эту диссертацию присоединяем потому, что она одобрена и принята на соискание степени магистра в 1895 г.). Таким образом, степени доктора за 12-летний период (1884–1896) удостоено было пять лиц, при трех диссертациях (две были – honoris causa), или шесть (при четырех диссертациях, если включить сюда С.А. Соллертинского, представившего диссертацию в 1889 г., удостоенного степени доктора богословия в 1899 г.). В предшествующем, 14-летнем периоде (1869–1884) было девять докторских диссертаций.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Остановимся несколько на заблуждениях адвентизма. В толковании 2-го периода (Смирна, 100–323 г.) адвентисты обясняют слова «будете иметь скорбь дней десять» ( Откр.2:10 ); по их мнению, они означают 10 лет (302–312) гонения Диоклетиана 51 Гонения эти начались в 303 году и окончились в 311 году. Не подходит, но сектанты, очевидно, не смущаются недостачей 2-х лет 52 . Потом, – собственное имя Антипа по толкованию сектантов означает anmi – papas, класс людей, восстававших против папства 53 . Адвентистские учители производя это имя с латинского ошибаются, ибо в латинском языке апте значит пред, а ντ слово греческое. В тексте 2, 10 должно разуметь кратковременное гонение на смирнских христиан в царствование Домициана 54 , а о мученике Антипе известно, что он был замучен около 93 года по P. X. и был до того епископом Пергамским 55 . Вообще же, нужно сказать, что адвентисты толкуют сказанное 7-ми мало-азийским церквам в отношении к истории церкви – положительно на свою голову. 4-й период – Фиатира по их толкованию есть время гонений на «святых», а «святыми» по мнению адвентистов 7 дня считаются только адвентисты 7--го дня. Церковь Божия есть «свет миру» ( Мф.5:14 ) и, как таковая, она не могла быть скрытой и неизвестной. А беспристрастно судя: что может сказать история об адвентистах 7-го дня до 1844 года? Какие исторические свидетельства могут дать сами адвентисты о своем существовании до 1844 года? Никаких. Значит, «святые», упоминаемые в Откровении, ничего общего не имеют с людьми, община и учение которых были созданы последними 18 веков спустя после основания Христовой церкви. Этот вопрос, коим обычно миссионеры «заграждают уста» баптистов, не лишне применять и к обличению ложности адвентизма. Откровения 4–11 главы В Откровении с 4 главы действительно излагаются эсхатологические судьбы мира, пророчество «о народах и племенах и языках и царях многих» ( Откр.10:11 ). Изложение Апостола – апокалиптика и новозаветного пророка можно рассматривать, как несколько отдельных групп видений; или несколько «пророческих целей», как говорят адвентисты.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

Св. Иоанн Златоуст. Творения. СПб., 1901. Т.7, с.585. Хук С. Г. Мифология Ближнего Востока.1991, с.146-147. Еврейская Энциклопедия. Т.8. Спб., 1908, с.98. Св. Ипполит Римский. Толкование на книгу пророка Даниила.4, 50//Творения. Троице-Сергиева лавра, 1997. Вып.1. С.161. Иерод. Авель (Семенов). ИНН, как составляющая глобализации. Отношение ИНН к печати антихриста. " > http ://www.voskres.ru/truth/econtrol/startsy/avel. shtml http://www. voskres.ru/truth/econtrol/startsy/avel. shtml Вандеман Дж. Е. Истина или пропаганда. Заокский, 1996, сс.172-174. Кощунственное восприятие христианского празднования дня Воскресения Господа как «печати антихриста» вообще оказалось одной из догм адвентистов. «Но самое серьезное заключается в вопросе: „Если суббо–та – это Божья печать, то что тогда знак зверя?“ Вспомните, что в тринадцатой главе Откровения говорится о политичес–кой и религиозной власти, которая „обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зве–ря“ (Откр.13:14). Образ – это изображение чего-либо. Итак, какая власть стоит за воскресеньем как днем отдыха? Тринад–цатая глава Откровения говорит о том, что эта власть сделает то, что всем – малым и великим, богатым и бедным, свобод–ным и рабам – положено будет начертание на правую руку или на чело их, и никому нельзя будет ни покупать, ни прода–вать, кроме тех, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Это страшно. Пророчество говорит, что придет время, ког–да те, кто соблюдает субботу, не смогут ни покупать, ни про–давать» " (Александр Буйон. За гранью будущего. Заокский.2001, С.75). Особенно видна фальшь у второго зверя – пророка антихриста – его внешность подобна внешности Агнца, но говорит он «как дракон» (Откр.13, 11). Толкин Дж. Властелин Колец. Третья часть. Возвращение короля. Спб., 1992, с.28 Например: «Теперь, на мой взгляд, нужно говорить о прославлении, еще одного русского царя – Иоанна Грозного. Почитание его в народе ширится, в Москве в Старовоганьково есть храм, где находятся иконы этого государя – как старонаписанные (еще по приказу Александра III), так и новые, созданные по благословению троицких старцев. Там, кстати, находится икона Иоанна IV, которая обильно мироточит: я сам был свидетелем этого чуда» (Константин Душенов. Выступление на Круглом столе в Санкт-Петербурге « Глобализация и спасение души» 1 октября 2001 года. " > http ://www.rusk.ru/Patriot/Polinf/po4.htm http://www .rusk.ru/Patriot/Polinf/po4.htm

http://predanie.ru/book/71827-hristianst...

1138. Γλαφυρ на книгу Левит. С. 177–229. [С. 339–370.] Glaphyrorum in Leviticum Liber. PG 69, 540–589. TCO 54. Кн. 3. 1139 . Γλαφυρ на книгу Чисел. С. 230–286. [С. 371–404.] Glaphyrorum in Numeros. PG 69, 589–641. 1140 . Γλαφυρ на книгу Второзакония. С. 287–324. [С. 405–427.] Gla­phyrorum in Deuteronomium Liber. PG 69, 644–677. Творения свт. Кирилла Александрийского. Часть 6 ТСО 54/Кн. 4. ТОЛКОВАНИЕ HA ПРОРОКА ИСАИЮ. TLG 4090/103. COMMENTARIUS IN ISAIAM PROPHETAM. CPG 5203. PG 70, 9–1449. Книга первая. PG 70, 9–304. 1141 . Предисловие. С. 5–9. PG 70, 9–13. 1141а. Беседа 1. [ Ис. 1 .] С. 9–65. PG 70, 13–65. 1142 . Беседа 2. [ Ис. 2:1–3:11 .] С. 65–110. PG 70, 65–109. 1891 Творения свт. Кирилла Александрийского. Часть 8 (продолжение) ТСО 57/Кн. 1. 1167 . Отд. 6. [ Ис.64:5–66:24 .] С. 466–520. PG 70, 1400–1449. ОТРЫВКИ ТОЛКОВАНИЯ (FRAGMENTA EXEGETICA). PG 70, 1452–1462. 1168 . На Иеремию. С. 521–527. TLG 4090/104. Fragmenta in Jeremiam (in catenis). CPG 5205 (6). PG 70,1452–1457. 1169 . Ha Bapyxa. C. 527–528. TLG 4090/105. Fragmentum in librum Baruch (in catenis). CPG 5205 (7). PG 70,1457. 1170 . На Иезекииля. С. 528–530. TLG 4090/106. Fragmenta in Ezechielem (in catenis). CPG 5205 (8). PG 70,1457–1460. 1171 . На Даниила. С. 530–531. TLG 4090/107. Fragmenta in Danielem (in catenis). CPG 5205 (9). PG 70,1460–1461. 1897 Творения св. Ефрема Сирина. Часть 8 ТСО 61/ . 1202 . Толкование на Четвероевангелие 307 . С. 11–354. Ortiz de Urbina 1965. P. 61–63. CPGS 1106 (2a). БВ 1896,1, 1,1–16 (1 гл.); 2,17–32 (1–2 гл.); 3, 33–48 (2–3 гл.), II, 4, 49–64 (3–4 гл.); 5, 65–80 (4–5 гл.); 6, 81–96 (5–6 гл.); III, 7, 97–112 (6–7 гл.); 8, 113–128 (7–8 гл.); 9, 129–144 (9–10 гл.); IV, 10, 145–150 (10 гл.); И, 161–176 (11–12 гл.); 12, 177–192 (12–13 гл.); 1897, I, 2, 193–208 (13–14 гл.), 3, 209–224 (14–15 гл.); II, 5, 225–240 (15–16 гл.); III, 7, 241–256 (16–17 гл.); 9, 257–272 (17–18 гл.); IV, 10, 273–304 (18–20 гл.); И, 305–336 (20–21 гл.); 12, 337–357 (21–22 гл. и молитва). 1904 Творения свт. Никифора, патриарха Константинопольского 311 . Часть 1

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

Книга первая. О Сусанне и Данииле. Видение первое I. Желая в точности показать времена бывшего пленения сынов израилевых и пророческие видения блаженного Даниила, равно как и образ его жизни в Вавилоне, начиная с детского возраста – я, со своей стороны, имею своею целью сделаться свидетелем в пользу этого святого и праведного мужа, который был пророком и мучеником Христовым – который не только раскрыл все видения Навуходоносора, бывшие в те времена, но и научил себе подобных юношей, и представил их в мире доблестными мучениками. Этот (Даниил) родился как раз в то время, когда пророчествовал блаженный Иеремия, а царствовал Иоаким, сын Елиакима. Он 9 , захваченный в числе других пленников, вместе с ними был отведен в Вавилон. Будучи еще мальчиком, он изобличил (там) престарелых старцев, одержимых злою похотью, и этим самым прообразовал Небесного Судию, который, будучи точно так же мальчиком двенадцати лет, сидя в храме, изобличил впоследствии беззаконных старцев. Эта-то известная история и случилась еще задолго ранее, в Вавилоне, по отношению к (двум) беззаконным старцам – судиям, которые, забывши закон Божий и сделавшись служителями плотской похоти, преследовали целомудренную женщину, желая пролить ее неповинную кровь. Все же то должно было совершиться у них как бы для того, чтобы праведный род избранных сделался очевидным для всех, и целомудрие блаженной жены Сусанны сделалось явным, и праведный пророк Даниил предстал как новый пророк для народа. II. Излагая случившееся, мы, в то же время, должны в точности показать слушателям, какие и какого рода были пленения и при каких именно царях 10 . Пять сынов было у святого Иосии: Иоахаз, Елиаким, Иоанан 11 , Седекия, называвшийся также Иехонией, и Салум 12 . Из них, прежде всего, Иоахаз, по смерти своего отца, был поставлен народом в цари, когда ему было двадцать три года 13 . Против него-то на третий месяц его царствования и пошел войной фараон Нехао, который пленил его и связанного привел в Египет, наложивши и на самую страну подать в количестве ста талантов серебра и десяти талантов золота. Вместо же него царем той земли он поставил брата его Елиакима, переименованного в Иоакима. Этот царствовал одиннадцать лет 14 . Против него (в свою очередь) пошел войной Навуходоносор, царь Вавилонский, который, захвативши его в плен, связанного привел в Вавилон, (взявши при этом) и некоторую часть сосудов из дома Господня 15 . Как друг фараона и как (человек), поставленный им в цари, Иоаким был заключен в оковы и только по прошествии тридцати семи лет был освобожден, наконец, Евилат-Мародахом [Евильмеродахом], царем Вавилонским, который остриг ему голову, и сделал его своим советником, и разделял с ним трапезу до самого дня его смерти 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ippolit_Rimski...

Это, например, мефодиевский перевод Екклисиаста, Иеремии и Даниила, толкования на Иова и Апокалипсис. Применительно к древним переводам такая неполнота рукописной традиции объяснима худшими условиями хранения рукописей у южных славян вследствие византийской и мусульманской экспансий. Для текстов более поздних эпох отсутствие одной из ветвей рукописной традиции может служить указанием на происхождение. Так, неизвестны южнославянские списки Есфири, Песни с толкованиями Филона Карпафийского, толкового Екклисиаста, толкований на Послания апостола Павла, – между тем наиболее вероятным представляется как раз восточнославянское происхождение этих текстов. Напротив, толкования Феодорита Кирского на Песнь, катены Никиты Ираклийского на Иова и краткие катены на Царства известны только в южнославянских списках, – южнославянское происхождение этих текстов не вызывает сомнений. § 2. Различие южнославянской и восточнославянской рукописных традиций Среди рукописей Ветхого Завета выделяется болгарский сборник РНБ, F.I.461, датируемый по бумажным водяным знакам 1350–1370 гг. (Лихачев 1899, с. С40;ИИИ-СХИИ; см. также Евсеев 1897, с. 66–68; Соболевский 1900, с. 14–16). Сборник содержит 1–4 Царства (из-за утраты листа текст начинается с 1Цар. 2:30 ), книгу пророка Иеремии, главы 25–45, 52 с толкованиями, Варух с толкованиями, Плач и Послание Иеремии, пророки Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум (обрывается на 3:16), Аввакум (начинается с 1:15), Иезекииль – все с толкованиями, отрывки из Исаии с толкованиями (примерно в одной трети объема текста), отрывки из Захарии (9:9–12, 11:9b-13, 13:7b-9, 12:7–11, 13:1–6, 14:3–10), две паримьи из Исаии (50:4–51:1, 35–10), отрывок из Малахии (3:1–4:6), в полном объеме книги Притч, Песнь, Сирах., Иова. Эта самая ранняя из подборок ветхозаветных текстов имеет особое значение для славянской библейской текстологии, ее сокращенное обозначение, принятое в настоящей книге, – ЮБ, т. е. южнославянская Библия. В объеме Песни ЮБ в 58 случаях противопоставлена общему чтению всех восточнославянских рукописей, из них только в 8 случаях чтение восточнославянских списков предпочтительнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

5) Синодик лицевой в двух томах, писанных в 1738 году полууставом, со многими интересными рисунками, с надписью по листам, на одном из них: «сия книга, глаголемая «избрание от святых книг, от разных духовных вещей дияка Федора Торопова». 6) Замечательная, в виде сборника, рукопись а по мнению других – не позже XVI века, писанная полууставом, без некоторых листов в начале и средине, – начинающаяся с видений Пророка Даниила. Заключает в себе некоторые жития святых, слова Епифания Кипрского , Евсевия Александрийского, Иоанна Златоуста , о погибели Русския земли и о смерти Великого князя Ярослава. 7) Две библии Острожской печати – 1581 года. 8) Минеи старинной печати от 1621,–23,–24, 25 и 46 годов. 9) Требник Петра Могилы – 1646 г. 10) Анфологион в 4-ю долю листа, Киевской печати – 1647 года. 11) Трофологий 1638 (7146) года. 12) Евхологий, – молитвослов или требник – 1658 года. 13) Беседы св. Иоанна Златоустог о: на Евангелие Матвея – 1664 года, на 14 посланий – 1623 года. 14) Богодухновенные книги великих пастырей церковных. М. п. 1665 г. 15) Книга св. Василия Великого – 1594 г. 16) Преподобного Иоанна Лествичника 7155 (1647) г. 17) Св. Евангелие, с толкованием Блаженного Феофилакта, в лист Московской печати: четыре экземпляра, из которых один – 1698 г., а три – 1703 г. 18) Добротолюбие, в двух томах, Моск. печ. 1793 г., в лист. Один из них не полный. 19) Псалтирь с толкованием, печ. Киево-Печерской лавры – 1728 г. 20) Патерик Киевской печати в трёх экземплярах 1661, 1702 и 1791 г. 21) Пролог в четырёх книгах, за весь год 1685 г. 22) Уложение Царя Алексея Михайловича 7156 (1648) г. 23) Копия с грамоты Царя Иоанна Васильевича Игумену Корнилию на села и деревни 7069 (1561) г. 24) Копии с грамот древних Царей, от Феодора Иоанновича до Императора Петра I. Кроме помянутых, есть в монастырской библиотеке много и других, писанных и печатных, древних и новых книг. Есть книги: Богослужебные, проповеди известных проповедников наших, духовные журналы: Христианское и Воскресное чтение, Творения св. Отцов в русском переводе, Православный собеседник, – также некоторые отдельные сочинения: богословские, исторические и медицинские; есть Богослужебные книги, Новый Завет , Молитвословы и другие – даже на Эстонском и Латышском языках. Жилые здания

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Порфирий был первым, кто заявил о псевдонимичности Книги пророка Даниила; он утверждал, что она была написана неким человеком, к-рый жил в Иудее во времена Антиоха Епифана; что Д. говорил не о том, чему предстоит произойти, а скорее об уже происшедших событиях; все, что он рассказывал о времени до Антиоха, являлось подлинными историческими событиями, а его предсказания о будущем оказывались ложными ( Hieron. In Dan. 11. 36, 37, 40-41//PL. 25. Col. 0571B - 0572D; Collins. 1993. P. 114; Casey. 1976). Возможно, следуя иудейской и христ. традиции, Порфирий понимал первые 2 царства из Дан 7 как Вавилонское и Мидо-Персидское. 3-м было царство Александра, 4-е - диадохов. Т. о., он отвергал отождествление 4-го царства с Римом, чтобы, как объясняет блж. Иероним, слова «уста, говорящие высокомерно» отнести к Антиоху, а не к антихристу ( Hieron. In Dan. 11. 36//PL. 25. Col. 0570C; Collins. 1993. P. 114). Неясно, как Порфирий объяснял выражение «Сын человеческий», однако блж. Иероним упрекает его в том, что он считает Дан 7. 8-14 описанием поражения военачальников Антиоха Иудой Маккавеем, и спрашивает, как в таком случае Иуда Маккавей мог идти «с облаками небесными» ( Hieron. In Dan. 7. 13, 14). На этом основании мн. исследователи заключали, что Порфирий отождествлял «Сына человеческого» с Иудой, однако в последнее время этот вывод подвергся обоснованной критике. Скорее всего Порфирий понимал Дан 7 и 11 как описание борьбы иудеев с Антиохом, однако не давал отдельного толкования образа Сына человеческого ( Collins. 1993. P. 114). Высказывалось предположение ( Casey. 1979. P. 52), что в интерпретации Книги пророка Даниила Порфирий был зависим от сир. экзегетической традиции, к к-рой принадлежали Афраат , прп. Ефрем Сирин, Полихроний, брат Феодора Мопсуестийского, и нек-рые др. писатели. Сирийская традиция Основной чертой этой традиции являлось отождествление 4 зверей с Вавилоном, Мидией, Персией и Грецией, а малого рога - с Антиохом Епифаном; Сын человеческий становится иногда символом святых, т. е. иудеев, принадлежавших к маккавейскому движению. То, что в этих пунктах имеется сходство только с Порфирием, а не с остальной христ. экзегезой, иногда объясняют традицией, к к-рой принадлежал Порфирий, сохранившей древнее понимание пророчеств книги, остальными к этому времени уже утраченной ( Casey. 1979).

http://pravenc.ru/text/171183.html

Обращению в иудейство сильно способствовало и нравственное падение языческого мира, как неизбежное следствие падения религиозного. Не видя никакой отрады в настоящем и потеряв всякую веру в будущее, люди задыхались от духовной пустоты и искали себе исхода в безумных оргиях наслаждений или же в самоубийстве, которое сделалось самым обычным явлением. Удрученный печальной действительностью древнеримский философ Сенека считал самоубийство лучшим способом избавления от невыносимого положения. Но инстинкт самосохранения противодействовал принятию такого ужасного способа, и потому, естественно, большинство искало другого исхода и находило его в присущей человеческому сердцу надежде на лучшее будущее. Лучшие язычники стали надеяться, что откуда-нибудь должно прийти спасение, если не от людей, то свыше. И надежда эта как раз совпала с тем ожиданием Избавителя мира, которое все сильнее нарастало в иудейском мире и все шире распространялось через иудеев среди языческих народов. По свидетельству римских историков Светония и Тацита, в то время между римлянами ходила широко распространенная молва, что на востоке скоро появится могущественный царь, который покорит весь мир. А римский поэт Вергилий в своей знаменитой четвертой эклоге воспевал младенца, который должен был восстановить золотой век. Младенец этот должен снизойти с неба, и на земле водворится мир. Щедро он будет изливать свои дары; стада не будут бояться львов, ярмо снимется с шеи пашущего вола, и земледелец уже не будет работать в поте лица своего. Это славное мечтание римского поэта, несомненно, было отголоском знаменитого пророчества Исаии о том, что родится младенец, Которому нарекут имя: «Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» , и «тогда волк будет жить вместе с козленком» . (Ис. 9:6; 11:6). Но особенно сильного напряжения достигло ожидание Мессии в иудейском народе. Древние предсказания пророков сделались предметом самого тщательного изучения и толкования. Самой любимой книгой у евреев была книга пророка Даниила с ее точными определениями времени пришествия Мессии. Ожидание Мессии в Иудее до такой степени было живо, что сами правители еврейского народа во времена Маккавеев принимали власть лишь условно, «доколе восстанет Пророк верный» (1 Мак. 14:41). При появлении всякого выдающегося проповедника или пророка все невольно спрашивали, не он ли Христос. Многие при этом не ясно представляли себе, в каком виде явится Христос, и хотели видеть в Нем всемирного завоевателя, который покорит иудеям весь мир и создаст на земле вечное еврейское царство. Но более духовные люди ожидали в Нем истинного Мессию, Который искупит человека от рабства греху, водворит мир в возмущенной душе, призовет к Себе всех страждущих и обремененных и создаст вечное Божие Царство на земле.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010