Так основалась сначала малая, со временем великая обитель, существующая доныне под именем Толгской (от речки Толги). Со дня явления Толгской иконы Богоматери стали совершаться благодатною силою великие чудотворения. 8.08. Толгская – в селе Спасском Благодатная икона Толгская в Спасском Преображенском соборе есть верный список с Толгской иконы, явившейся на р. Толге в 1314 году и найденной близ Ярославля епископом Ярославским Трифоном. О происхождении Спасской Толгской иконы сохранилось два предания. Одно удостоверяет, что некий ярославский купец недалеко от Спасского, который тогда не был ещё городом, был окружён разбойниками. Купец обратился за помощью к Царице Небесной – и вдруг разбойники разбежались, испуганные звоном дорожного колокольчика, но проезжих никого не оказалось, и купец уверовал, что его спасла Царица Небесная. В знак благодарности купец сделал точный список с чудотворной Толгской иконы и пожертвовал его в Спасскую церковь для прославления имени Пресвятой Богородицы. Другое же предание указывает, что эта икона сама избрала Спасский Преображенский храм против желания Её владельца, который вёз её в свой дом и остановился только переночевать в селе Спасском. Утром икона была найдена в церкви. Купец заявил, что эта икона его, и, получив её обратно, собрался уже в путь; но икона опять скрылась и оказалась в Спасской церкви. Тут он понял, что Царице Небесной угодно, чтобы Её икона оставалась в Спасской церкви, и хотя скорбно было ему расстаться с иконою, но он оставил её в церкви. Спасская Толгская икона с давних времён известна и прославилась чудотворениями. Город Спасск никогда не забывает благодеяний Царицы Небесной во время пожаров в 1828 и 1839 годах: огонь не коснулся тех домов, которые с усердною молитвою были обойдены с Толгскою иконою! Кроме того, много было чудесных исцелений от иконы, бывших прибегавшим к ней с молитвою веры. 13.08. Страстная Страстная В селе Палицах Нижегородской губернии жила крестьянка Екатерина, с самого вступления своего в замужество одержимая беснованием.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Многими чудесами прославилась Толгская икона и в последующие времена; многие государи жертвовали на обустройство монастыря вослед за Грозным: Михаил Федорович, Феодор Алексеевич, Иоанн Алексеевич, Петр I, Анна Иоанновна, Павел Петрович. Совершая свою поездку по Волге, Екатерина II, отстояв молебен у чудотворной, гуляла в кедровой роще. Старые путеводители по Волге упоминают о благочестивом обычае: всякий проплывавший по главной дороге России пассажирский пароход непременно делал остановку у монастырской пристани, чтобы путешественники смогли присутствовать на молебне у чудотворной. Мужская обитель просуществовала на Толге до 1926 года. Вскоре в ее стены вселилась колония для малолетних преступников (находилась тут вплоть до 1987 года), а в середине 1930?х неподалеку, у села Норское, силами ГУЛАГа началось было сооружение плотины. Поднятое ею водохранилище затопило бы многие города и села вверх по Волге, включая древний Углич. Однако вскоре от этого проекта отказались и перенесли строительство под Рыбинск, к устьям Шексны и Мологи; только название соседнего с Толгой поселка — Волгострой — напоминает о первоначальном замысле. Чудотворная же была отдана в музей. По своему иконографическому типу она является «Елеусой» или «Умилением». Изображение Пречистой поясное, соприкасающийся с Ней ланитами Спаситель припал к левому плечу Своей Пречистой Матери, шуйцею же обнимает Ее за шею. По композиции Толгская во всем подобна палладиуму соседней Костромы — Федоровской Богородице — но только в зеркальном отражении. С давних пор с Толгской делались списки, особо чтимыми среди них были иконы в девичьей обители в Нежине, в Воскресенской церкви вологодского села Подкубенское, в Петропавловском монастыре Мценска и в местечке Иллуксте Курляндской губернии. Тропарь, глас 4 Днесь светло сияет на Толге образ Твой, Пречистая Дево Богородице, и, яко солнце незаходимое, всегда верным подадеся, егоже видев на воздусе, невидимо Ангелы, яко никим, держима, преосвященный епископ града Ростова Трифон тече ко явленному светящемуся столпу огненну, и по водам, яко по суху, прейде, и моляшеся Ти верно о пастве и о людех. И мы, к Тебе притекающее, зовем: Пресвятая Дево Богородице, верно Тя славящих спасай, страну нашу, архиереев и вся российския народы от всех бед избавлях по велицей Твоей милости.

http://pravoslavie.ru/1913.html

Толгская икона была обретена в 1314 году. Тогда епископ Прохор, возвращаясь из монастыря Кирилла Белозерского в Ярославль, заночевал на правом возвышенном берегу Волги. Ночью в шатер владыки проник яркий свет. Владыка вышел наружу и увидел огненный столп, поднявшийся на противоположном берегу у устья речки Толги, где в те времена был дремучий бор. Столп отражался в реке световой дорожкой. Пав на колени и помолившись, владыка, опираясь на свой жезл, ступил на эту дивную дорожку и перешел по ней реку как посуху. На другом берегу святитель увидел, что на вершине огненного столпа парит образ Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем. Владыка стал молиться перед этим образом. После молитвы владыка вернулся в шатер, а утром обнаружил, что оставил свой святительский жезл на месте молитвы возле иконы. Вернувшись, святитель обрел и жезл, и икону. Епископ сразу же захотел принести Пресвятой Богородице хоть самые малые труды — он принял решение строить деревянный храм на этом месте и до тех пор, пока его не построит, в город не возвращаться. Узнавшие о чуде Божией Матери и о решении владыки ярославцы толпами устремились на Толгу и присоединились к строителям. Так к полудню храм был уже возведен. Вскоре на этом месте возник монастырь, а Толгская икона прославилась многими чудесами. Свято-Введенский монастырь — один из древнейших на территории Ярославской области. Он был основан как мужской в 1314 году после обретения Толгской иконы Божией Матери на месте впадения реки Толги в Волгу. В 1926 году монастырь был закрыт; изначально он входил в зону затопления будущей ГЭС. Некоторое время в бывшем монастыре размещалась детская колония. Толгскую обитель вернули Церкви в декабре 1987 года. Осенью 1988 года здесь был основан женский монастырь. Возрождение обители проходило под руководством настоятельницы игумении Варвары (Третьяк). В 1988 году в обитель были принесены мощи святителя Игнатия (Брянчанинова), обретенные в Николо-Бабаевском монастыре. В 2003 году в обитель из Ярославского художественного музея передали Толгскую икону Божией Матери, которая с того времени пребывает в монастыре.

http://patriarchia.ru/db/text/6051140.ht...

Многими чудесами прославилась Толгская икона и в последующие времена; многие государи жертвовали на обустройство монастыря вослед за Грозным: Михаил Федорович, Феодор Алексеевич, Иоанн Алексеевич, Nemp I, Анна Иоанновна, Павел Петрович. Совершая свою поездку по Волге, Ekamepuha II, отстояв молебен у чудотворной, гуляла в кедровой роще. Старые путеводители по Волге упоминают о благочестивом обычае: всякий проплывавший по главной дороге России пассажирский пароход непременно делал остановку у монастырской пристани, чтобы путешественники смогли присутствовать на молебне у чудотворной. Мужская обитель просуществовала на Толге до 1926 года. Вскоре в ее стены вселилась колония для малолетних преступников (находилась тут вплоть до 1987 года), а в середине 1930х неподалеку, у села Норское, силами ГУЛАГа началось было сооружение плотины. Поднятое ею водохранилище затопило бы многие города и села вверх по Волге, включая древний Углич. Однако вскоре от этого проекта отказались и перенесли строительство под Рыбинск, к устьям Шексны и Мологи; только название соседнего с Толгой поселка — Волгострой — напоминает о первоначальном замысле. Чудотворная же была отдана в музей. По своему иконографическому типу она является «Елеусой» или «Умилением». Изображение Пречистой поясное, соприкасающийся с Ней ланитами Спаситель припал к левому плечу Своей Пречистой Матери, шуйцею же обнимает Ее за шею. По композиции Толгская во всем подобна палладиуму соседней Костромы — Федоровской Богородице — но только в зеркальном отражении. С давних пор с Толгской делались списки, особо чтимыми среди них были иконы в девичьей обители в Нежине, в Воскресенской церкви вологодского села Подкубенское, в Петропавловском монастыре Мценска и в местечке Иллуксте Курляндской губернии. Тропарь, глас 4 Днесь светло сияет на Толге образ Твой, Пречистая Дево Богородице, и, яко солнце незаходимое, всегда верным подадеся, егоже видев на воздусе, невидимо Ангелы, яко никим, держима, преосвященный епископ града Ростова Трифон тече ко явленному светящемуся столпу огненну, и по водам, яко по суху, прейде, и моляшеся Ти верно о пастве и о людех. И мы, к Тебе притекающее, зовем: Пресвятая Дево Богородице, верно Тя славящих спасай, страну нашу, архиереев и вся российския народы от всех бед избавлях по велицей Твоей милости.

http://pravoslavie.ru/put/050821011542.h...

Исторический интерес представляет «Псалтирь» на латинском языке, написанная на пергаменте и, по преданию, принадлежавшая Иоанну Милостивому. Эту «Псалтирь» Димитрий Ростовский в 1702 г. приказал переплести и положить в гроб блаженному Иоанну. Среди прочих предметов утвари заслуживают внимания «Святцы» в изящном серебряном окладе, исполненные в технике финифти в конце XVIII в., а также деревянный расписной крест 1706 г. с именами заказчиков, перенесенный из Леонтьевской церкви. В северном приделе Св. Власия и Иоанна Предтечи сохранился небольшой иконостас XVIII в. с иконами древнего письма («Ангел Хранитель» и «Св. Власий с чудесами» XVII в.). В отдельно стоящем киоте в трапезе находится уникальная икона (возможно XVI в.) «Св. Василий Великий» (210х85 см), к сожалению, искаженная позднейшими записями. Титов А.А. Ростов Великий в его церковно-археологических памятниках. – М., 1911; Алитова Р.Ф. Никитина Т.Л. Церковные стенные росписи Ростова Великого и Ростовского уезда XVIII - начала XX века: каталог/Гос. музей-заповедник " Ростовский кремль " . – М.: Северный паломник, 2008.; Ростов Великий: святыни и достопримечательности: путеводитель/текст М. Рубцовой и А. Виденеевой. – Москва: Паломник: Православный Паломник, 2011; Преславный град Ростов: история Ростова Великого от начала до наших дней/Е.И. Крестьянинова, Г.А. Никитина. – М.: Научный мир, 2012. На шумной и оживлённой улице Декабристов (бывшей Ивановской), чуть в стороне от дороги, стоит небольшая церковь в честь Толгской иконы Пресвятой Богородицы, у ростовцев известная как храм блаженного Иоанна Милостивого, поскольку здесь покоятся мощи этого святого. Жил он во времена Иоанна Грозного, но откуда был родом и кто по происхождению, не известно. Поскольку он при себе имел Псалтирь на латинском языке, историки делают вывод, что он был человеком знатным и образованным. Некоторые считают, что " по смутным обстоятельствам времени он скрылся из Москвы от ужасов Грозного, чтобы в тиши и неизвестности служить Господу " .

http://sobory.ru/article/?object=00600

При больничной палате, стены которой щедро украшены резными барочными деталями, в первые годы 18 века была воздвигнута Спасская церковь. Это одна из самых оригинальных построек в духе нарышкинского барокко: ее сложный восьмигранный купол состоит из восьми миниатюрных главок, расположенных вокруг высоко вынесенной шарообразной главы в центре. Внутри храма нашли упокоение первый ярославский губернатор Мельгунов, герой Отечественной войны генерал Тучков, потомки ярославских удельных князей. После революции Толгская обитель, как находившаяся под особым покровительством царствующего дома, подверглась полному разорению. В течение многих лет здесь размещалась детская воспитательно-трудовая колония. В 1987 г. в канун 1000-летия Крещения Руси монастырь (первым в СССР за время перестройки) был передан церкви. В течение последующих лет древняя архитектура была полностью возрождена, построены две новые часовни. В настоящее время это крупный центр паломничества со всех концов России и из-за рубежа. Толгский монастырь, 1 класса, в 9 верстах от Ярославля, на левом берегу Волги, при впадении несуществующей ныне речки Толги. Основан в 1314 году на месте явления иконы Божией Матери, именуемой Толгской. В XV веке монастырь сгорел дотла. В начале XVII века был разграблен поляками. Соборный храм в честь Введения Пресвятой Богородицы, величественной архитектуры, построен в 1681 — 1683 годах. Здесь находится главная святыня монастыря чудотворная Толгская икона Богоматери. С нею совершаются крестные ходы: в Ярославль — в 4-е воскресенье по Пасхе, в Ростов — Великим постом, в город Рыбинск — с 14 августа по 13 сентября, по уездам Борисоглебскому, Даниловскому и Ярославскому — со 2 по 30 июля, в окрестные села Ярославского уезда — с 16 по 20 ноября. В день празднования святой иконы, 8 августа, при громадном стечении.народа, совершается крестный ход из города Ярославля в монастырь. Монастырь обнесен высокою каменной белой стеной с башнями по углам; к ней примыкает роскошный кедровый сад. При монастыре странноприимный дом и больница с приемным покоем и с бесплатной выдачей лекарств.

http://sobory.ru/article/?object=00217

Церковь была четырёхпрестольной. Первым из её трёх приделов в 1621 году освятили Благовещенский, устроенный в память о прежнем деревянном храме, он стал домовой церковью семьи Светешниковых. В его подклете в 1646 году был похоронен Епифаний Андреевич. 23 июня 1622 года митрополит Варлаам освятил главный престол храма во имя Николая Чудотворца. В этом же году царь Михаил Фёдорович пожертвовал в храм ризы и воздухи, " шитые золотом и серебром и низанные жемчугом, с разными священными изображениями " . Этот дар являлся не только материальным воплощением дружеского расположения царя к Надее Светешникову, но и был, возможно, сделан им в воспоминание о первых днях после принятия решения венчаться на царство. Михаил Фёдорович во время пребывания в Ярославле в 1612 году служил молебен иконе Николая чудотворца, " испрашивая тёплою молитвою угодника Божия, да укрепит его править народом, изнеможенным смутами и раздором " . В 1870 году по благословению архиепископа Нила и стараниями церковного старосты Егора Дмитриевича Кузнецова с юго-западной стороны Николо-Надеинского храма, в углу церковной ограды, началось сооружение часовни для " весьма уважаемого ярославцами " стенописного образа Толгской Богоматери. Икона ранее помещалась над воротами Семёновской башни (до разборки в 1823 году башня находилась на Семёновской, ныне Красной площади) - на стороне, обращённой к Успенскому собору, она была создана скорее всего одновременно с постройкой башни в XVII веке. Часовня была освящена 25 октября 1870 года. Образ поместили внутри её, на восточной стене, и " заключили " в дубовую раму с резными ангелами. Ниже находились изображения ярославских святых князей, тоже " искусно изсечёны " из стены Семёновской башни и украшенные дубовыми рамами: Фёдора, Давида и Константина с левой стороны и Василия и Константина с Фёдором Стратилатом - с правой. Еженедельно по вторникам в часовне совершался молебен иконе Толгской Богоматери. Надпись на втором колоколе, тоже голландского литья: " В сей колокол Богдан Хохликов вклад 80 рублев положил, Сергей Махеев 50 рублев, Иван Голяков вклад 50 рублев, Василий Шитарев вклад 20 рублев, Пишимо Колосов з братом вклад 15 рублев. А той колокол положили в дом Николе чудотворцу ярославцы посадские люди по родителех своих и по детях своих " . Имелась надпись и на третьем колоколе, в 35 пудов: " Постави сей колокол в Ярославле на волгском берегу ко Благовещению Пресвятой Богородицы и рождества во имя Предтечи и Николе чудотворцу в 7134 (1626) год Павел Ондреев Светешников по своей душе и по своих родителях " . Два последних колокола сохранились, они находятся в собрании Ярославского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (входят в набор колоколов звонницы).

http://sobory.ru/article/?object=35804

В приделе св. Марии Магдалины иконы не имеют признаков древности, но напоминают древние, бывшие во имя изображенных святых, приделы. Так, местная Казанская икона напоминает существовавшую в монастыре Казанскую церковь ; близ северной двери находится икона св. Симеона Персидского, имя которого носил прежде Магдалининский придел; на стенах помещаются прежние храмовые иконы верхних приделов – свв. Василия Парийского и Александра-монаха. Кроме того, следует отметить следующие иконы: запрестольный крест и Страстную икону Б. М., тоже запрестольную, в сереб. вызол, окладах; оклад на крест устроен в 1854 г. иждивением полковника Н. В. Зворыкина. Толгская икона Б. М., в сереб.-вызолоч. ризе; пожертвована в 1827 году графа Шереметева служителем Филиппом Жуковым. Помещается на жертвеннике верхнего храма. Ахтырская икона Б. М., в серебр. ризе, весом в 1 ф. 4 зол,, пожертвована в 1855 году графа Шереметева дворовою женщиною Мельниковой. Небольшой образ св. Димитрия Ростовского , финифтяный на золоте, с частицами св. мощей. Образ св. Троицы, древний, с изображениями по сторонам: воскрешения Лазаря, Тайной вечери, Положения во гроб; Иис. Хр., беседующего в храме, во время своего отрочества; «Преполовения Господа Нашего Иисуса Христа» (Спаситель среди народа); Иис. Христа, объясняющего кн. пр. Исаии; свв. – кн. Владимира, пр. Харитония, пр. Евфимия Великого, Саввы Освящен., кн. Бориса, кн. Глеба, пр. Феодосия, Симеона-Столпника. Образ находится под горним местом Николаевского придела. В числе икон, поступивших из Николаевской, в Сапожках, церкви, в описи значится резная икона св. Николая, «на нем шапочка, венец и риза, евангелие и сапожки 134 серебряные вызолочены; шапочка низана жемчугом и разными простыми камушками и финифтяными штуками»... Этой иконы в настоящее время в церкви нет. Следует отметить еще икону «Пресвятой Богородицы, в молении св. апостола Филиппа, да Филиппа митрополита», бывшую местной в церкви ап. Филиппа, в Кремле. Икона древняя, в 1684 году возобновлявшаяся попом Иваном Николаевской, что в Китае, у Красных колокол, церкви. В Крестовоздвиженскую церковь поступила вместе с иконостасом в 1724 году. Помещена она в верхней галерее 135 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Тогда он сам со всеми бывшими при нём людьми переправился через Волгу и, увидев икону, узнал, что это та самая, которую он видел на воздухе при свете огненного столпа. Он возрадовался духом, пал пред иконой и долго со слезами молился, а также молились и все бывшие с ним. После молитвы епископ взял топор и своими руками стал рубить лес, приготовлять деревья и очищать место для построения церкви; спутники его разделяли труды святителя, и тут же немедленно заложена была церковь . В то же время жители Ярославля, узнав о чудесном событии, устремились многочисленными толпами к тому месту и, поклонившись новоявленной иконе, усердно содействовали сооружению церкви, так что она была окончена к полудню. Епископ освятил церковь вечером того же дня во имя Введения Богородицы и установил праздник явления Её иконы в 8-й день августа. Он при церкви учредил монастырь и тогда же назначил для него игумена. Так основалась сперва малая, а со временем великая обитель, существующая доныне под именем Толгской, от речки Толги. Со дня явления Толгской иконы Богоматери стали совершаться от неё благодатной силой великие чудотворения. В 1392 году во время утрени, при возгласе: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим» вдруг из правой руки Богородицы на образе истекло миро, наполнившее благоуханием всю церковь . Все больные, помазанные этим миром, получили исцеление. Однажды от пожара церковь , где стояла икона, сгорела, и иконы не успели спасти. Все скорбели, думая, что икона погибла, но, к великой радости, нашли её в лесу на дереве, сияющей небесным светом. В 1766 году в Ярославле и во всех его окрестностях более двух месяцев была страшная жара, так что хлеб и все растения сгорели. Горожане просили игумена монастыря совершить с чудотворной иконой крестный ход вокруг Ярославля. Ход был совершён, и полился сильный дождь, который шёл три дня; тогда все растения ожили и нивы принесли обильную жатву. В городе Спасске, в Преображенском соборе есть чудотворная икона Толгская – список с настоящей. Сохраняется в предании, что эту икону некто вёз к себе в дом и остановился ночевать в Спасском, которое было ещё селом, и утром икона оказалась в церкви. Получив икону из церкви, владелец её отправился с ней в путь, но икона скрылась и опять найдена была в церкви. Тогда она была тут и оставлена. В 1828 и 1839 годах, во время пожаров, те дома, вокруг которых с верой была обнесена эта икона, остались не сгоревшими.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

Темже на святую икону Твою умиленно взирающе, в скорбех отраду, в недузех врачевство обильно от нея почерпаем и зовем гласы хвалебными на ней изображенному вкупе с Тобою Сыну Твоему и Богу: Аллилуиа. Икос 4 Слышавше ближнии и дальнии, яко чудес источник явися на Толге, святая и пречестная икона Твоя, Царице и Владычице всея твари, со усердием многим притекаху к целебному Твоему образу, приемлюще от него дары неисчетных Твоих щедрот. Темже и мы, недостойнии, стезею отцев наших шествующе, с верою и любовию припадаем к Твоей чудотворней иконе и Тебе от глубины сердечныя вопием: Радуйся, яко икона Твоя, ангелами невидимо окружаемая, воздух освяти; радуйся, яко икона Твоя, огнезрачне на Толге явившаяся, всю страну просвети. Радуйся, яко иконою Твоею человецы в недузех и скорбех помощь скорую обретают; радуйся, яко светом иконы Твоея демоны прогоняются. Радуйся, яко икона Твоя граду Ярославлю и пределом его свыше в наследие спасительное даровася; радуйся, яко иконою Твоею обитель Твоя на Толге светло красуется. Радуйся, яко пред Твоею иконою святители и людие благоговейно покланяются; радуйся, яко икону Твою все множество православно верующих боголепно чествует. Радуйся, богомудрых иноков Благая Помощнице во спасение; радуйся, богопросвещенныя России крепкое заступление. Радуйся, Радосте наша, иконою Твоею нас присно утешающая. Кондак 5 Боготечная звезда, икона Твоя честная, Госпоже Богомати, страну нашу полунощную сиянием преславных чудес просвети, юже, яко дар Божественный, Россия восприемши, прославляет и воспевает Твоя щедроты: Ты же, Всещедрая и Всеблагая рода нашего Заступнице, озари и наша сердца светом благодатным, да возможем богоприятно пети Господу нашему серафимскую песнь: Аллилуиа. Икос 5 Видевше чудо преславное, како внезапу от иконы Твоея святыя, Пречистая Дево, от десныя Твоея руки и от левыя ноги Тобою держимаго Богомладенца две струи мира благоухающаго и целебнаго истекоста, благоговейный игумен Герман с братиею ужаса и радости исполнишася и, помазующеся миром тем благодатным, Тебе сия радостныя приношаху глаголы: Радуйся, алавастре драгоценный, Христова благоухания исполненный; радуйся, мирохранилище исцелений, никогдаже оскудевающее.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010