Санкт-Петербург. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Рыбацком. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь двухэтажная, каменная, построена на средства прихожан в 1744 году. Престолов в нижней церкви три: Покрова Пресвятой Богородицы, Св. Николая Чудотворца и Толгской Божией Матери, а в верхней один – во имя Св. Первоверховных Апостолов Петра и Павла. После капитального ремонта освящена 28 октября 1901 года. Церкви принадлежат две каменные часовни, одна при вратах церковной ограды, в другая в деревне Усть-Славянке. К церкви приписана находящаяся на кладбище за селом Рыбацким церковь во имя Казанской Божией Матери, построенная в память Императора Александра II. В 1899 году в приходе состояли село Рыбацкое и деревня Усть-Славянка (538 дворов, 1603 мужчин и 1786 женщин). В 1742 г. в Рыбацкой слободе была построена временная деревянная церковь. Существует предание, что церковь привезли с собой рыбаки, переселенные с Оки на Неву по приказу Петра I. Позднее на месте престола деревянной церкви был поставлен кирпичный памятник с надписью: «На сем месте был престол деревянного храма, существовавшего от времени первого заселения Рыбацкой слободы». В 1862 г. он был заменен на другой, из сердобольского гранита, который после Октябрьской революции был утрачен. Одновременно с деревянной церковью рядом с ней с 1741 г. строился одноэтажный каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы. Он был освящен в 1744 г. духовником императрицы Елизаветы, иереем Феодором Дубянским. В 1792 г. церковь надстроили вторым этажом и одноярусной колокольней. Во втором этаже устроили храм апп. Петра и Павла. Он был освящен 21 июля того же года. В 1843 г. храм был обновлен стараниями церковного старосты Ф.Н. Слепушкина. Был создан новый двухъярусный иконостас, образа для которого написал художник Н.Д. Кузнецов. Храм был заново расписан: на горнем месте - икона Святой Троицы с предстоящими Иоанном Предтечей и Божией Матерью, на западной стене - две картины: «Чудесный лов рыбы на Генисаретском озере» и «Исцеление хромого апостолом Петром». В 1862-1864 гг. по проекту арх. Г.И. Карпова были пристроены два боковых придела, освященные 29 января 1865 г.: правый во имя св. Николая Чудотворца, левый – во имя Толгской иконы Божией Матери. В 1872-1873 гг. церковь была обнесена оградой с часовней, каменными воротами и калиткой.

http://sobory.ru/article/?object=35576

в церкви Иоакима и Анны (Кралевой) монастыря Студеница (Сербия), 1314). В церкви монастыря Хора 20 композиций протоевангельского цикла представлены на сводах и стенах экзонартекса. В XV-XVI вв. в русском искусстве получают распространение иконы Божией Матери со сценами жития в клеймах. Подобные изображения были известны в византийском искусстве (диптих XII в., Государственном музее Берлина). На русских иконах среди сюжетов успенского цикла выделяются: Моление Богородицы на горе Елеонской, Смертное благовещение, Положение ризы и пояса Богородицы (Тихвинская икона Божией Матери с клеймами жития, XV в., НГОМЗ; Смоленская икона Божией Матери, XVI в., ГТГ). Житийные иконы Божией Матери явились основой для развития принципиально нового типа икон со сказанием о чудесах. Этот иконографический тип, известный в византийском искусстве, получил развитие на Руси во 2-й пол. XVI-XVII в., что связано с литургическим почитанием чудотворных икон и составлением им специальных служб. Развитие текста сказания нашло прямое отражение в памятниках иконографии Богородицы, основанных на различных редакциях текста («Владимирская икона с клеймами сказания о Темир-Аксаке», XVI в., ПГХГ; «Владимирская икона с 64 клеймами Сказания о ее чудесах», XVII в., ЦМиАР; Тихвинская икона , XVI в., Благовещенский собор Московского Кремля; Тихвинская икона из Балахны со сценами осады монастыря шведами, XVII в., ЦМиАР; Тихвинская икона с житием и чудесами в 99 клеймах, XVII в., Успенский собор Московского Кремля; Казанская икона, XVII в., СИХМ; Толгская икона, XVII в., ЯХМ ср.: Феодоровская икона, 2001, Пахомиев Нерехтский женский монастырь Костромской епархии). Нередко сюжетом отдельной иконы становился эпизод из сказания о чудесах др. образа Божией Матери. Например, на Беседной иконе изображено чудо явления Богородицы пономарю Георгию, рассказ о котором содержится в сказании о Тихвинской иконе; сюжет иконы «Сретение Владимирской иконы Богоматери» (XVI в., ЦМиАР) является эпизодом из «Сказания о чудесах Владимирской иконы Богоматери».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonogra...

Еще некоторые иконы известны собственно только как явленные и чудотворные. Например: 1) икона Знамения Пресвятой Богородицы Курская или Коренная . Она явилась в 1295 г. на корне дерева в лесу одному жителю города Рыльска, занимавшемуся звериною ловлею. Едва только он поднял ее, как на месте, где она лежала, открылся источник. Когда вслед за тем она перенесена была в Рыльск, то местный князь Шемяка получил от нее исцеление от слепоты и начались другие чудотворения. На месте ее явления сначала построена была часовня, а ныне существует обитель Коренская, где святая икона и находится. 2) Икона Божией Матери Толгская . В 1314 г. Ростовский епископ Трифон, путешествуя по своей епархии, остановился для ночлега на горном берегу Волги неподалеку от Ярославля и первый удостоился увидеть эту икону ночью на противоположном берегу реки, окруженную огненным столпом на воздухе, и усердно молился пред нею. В следующий день ее увидела в лесу и вся свита архиерейская стоящею уже не на воздухе, а на земле между деревьями, и при ней посох своего архипастыря. Немедленно сам епископ и находившиеся с ним начали рубить деревья и строить церковь, которая в тот же день при содействии поспешивших на помощь жителей Ярославля была окончена и освящена. Событие сопровождалось многочисленными чудесными врачеваниями от иконы, и на месте ее явления тогда же основан Толгский мужеский монастырь, доныне сохраняющий в себе эту свою святыню. 3) Икона Божией Матери Чухломская явилась (около 1350 г.) преподобному Авраамию, Галицкому, или Чухломскому, чудотворцу, на одном дереве в лесу и доныне находится в чухломском монастыре, тогда же основанном святым подвижником на месте ее явления. 4) Икона Божией Матери Тихвинская. Эта икона в 1383 г. являлась в нескольких местах области Новгородской, окруженная светом и совершая разные знамения, пока не остановилась наконец неподалеку от города Тихвина на берегу реки того же имени. Там немедленно сооружен был храм, а впоследствии и монастырь, известный под именем Тихвинского, куда и теперь притекают верующие для поклонения чудотворному образу. 5) Икона Божией Матери Колочская. В 1413 г. один бедный селянин по имени Лука, ходя по Колочскому лесу в 15 верстах от Можайска, увидел на дереве икону Богоматери и принес ее в свой дом, где начали совершаться от нее чудесные исцеления разных болезней. Чрез несколько времени он понес икону в Можайск и потом в Москву, где также совершилось от нее бесчисленное множество чудес. Наконец принес ее опять на место Колочу, где она явилась, и на собранные от усердных христиан богатые пожертвования соорудил для нее храм. Здесь чрез несколько лет основался монастырь, известный под именем Колочского, в котором доныне стоит эта чудотворная икона .

http://sedmitza.ru/lib/text/435900/

Высоко-Петровский список иконы Богоматери «Толгской» впервые за 100 лет из музея привезут в обитель Москва, 13 апреля 2016 г. В праздник Похвалы Пресвятой Богородицы, в субботу 16 апреля, в Высоко-Петровском монастыре встретят монастырскую чудотворную икону Божией Матери «Толгская», которая на протяжении 100 лет хранится в запасниках Государственного исторического музея. Она пробудет в монастыре всего один день. Икона прибудет в обитель в 8:50 и будет находиться там до 17:00. Все это время соборный храм в честь преподобного Сергия Радонежского будет открыт для свободного доступа верующих к святыне. После Божественной литургии будут совершаться молебны с акафистным пением Толгской иконе Богоматери, сообщают из обители. Справка: Икона написана в XVIII веке как точный список знаменитой Ярославской Толгской иконы Божией Матери, чудесно обретённой в водах реки Толга в 1314 году. В 1920 году этот чтимый список с образа Богоматери попал в запасники Государственного исторического музея (ГИМ), благодаря чему икона была спасена от неминуемого уничтожения, которому подверглись большинство икон Высоко-Петровского монастыря. Почти 100 лет икона находится в запасниках ГИМ, и впервые за это время на один день ее доставят в Высоко-Петровскую обитель. Широкое почитание москвичами Высоко-Петровского списка иконы Божией Матери «Толгская» побудило изобразить этот святой образ в 1748-50 гг. на стене Толгского храма, выходящей на улицу Петровка, так, чтобы и в позднее время, когда обитель была закрыта, любой проходящий мог бы помолиться у монастырской святыни. Толгский образ прославился многочисленными исцелениями. Высоко-Петровский же список иконы известен тем, что именно к нему приходили москвичи помолиться о своих чадах, и особенным почитанием он пользовался у семей, имевших трудности с зачатием и рождением детей. Народная память сохранила любовь к Высоко-Петровской Толгской иконе. Вскоре после возвращения обители Толгского храма сюда стали приходить москвичи со своей молитвой об уврачевании семейных проблем, о своих детях. Особенно часто в храм приходят с молитвой Богоматери москвички, которые просят Пречистую Деву о чадородии и получают помощь. 13 апреля 2016 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/92441.html

С. Снессорева Август 1.08. Предвозвестительница На Афоне, в Костамонитской обители, находится чудотворная икона Пресвятой Богородицы, называемая Предвозвестительницей. Однажды накануне праздника Происхождения Животворящего Креста экклесиарх этой обители Агафон, в схиме Захария, был в глубокой печали о скудости обители во всем. В этой скорби он молился пред иконою Богоматери. Изнемогши от труда и скорби, он уснул на молитве и в тонком сне услышал от иконы голос, повелевавший не сокрушаться о скудости обители, потому что в ней всё есть в изобилии. Агафон воспрянул от сна и в ужасе объявил о своём видении настоятелю Илариону и братии; все пошли осмотреть и увидели всего много и в изобилии. Все прославили Матерь Божию и всю ночь провели в молитвенном бдении. С того времени неугасимая лампада горит пред св. иконою. 1.08. Силуанская 78 Силуанская Празднество сей чудотворной иконе установлено царём греческим Мануилом по благословению Константинопольского патриарха Луки в воспоминание победы, дарованной ему помощью Божией Матери над сарацинами в 1158 году. 8.08. Толгская 79 Толгская В 1314 году, во время управления Российскою Церковью св. митрополитом Петром, последовало явление этой чудотворной иконы. Епископ Ростовский и Ярославский Прохор, а в схиме Трифон, обозревая свою паству, посетил монастырь Кирилла Белоезерского, а оттуда поехал водою вниз по реке Шексне в Волгу к Ярославлю. За семь вёрст от города он остановился на правом, населённом, берегу Волги и, взошедши на гору, велел раскинуть там над берегом палатку для ночлега против того места, где впадает в Волгу на другой её стороне река Толга и где был в те времена дремучий лес. Когда все уже спали, епископ проснулся в полночь и с удивлением увидел яркий свет, озарявший окрестные места. Он вышел из своей палатки и увидел огненный, необычайно светлый столп на противоположной стороне Волги и мост, проведённый от берега к этому столпу через Волгу. Усердно помолившись Богу, епископ взошёл на видимый им мост; но то была сгущённая сверхъестественною силою вода, по которой он шёл, как по дереву.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Богородичные праздники русского происхождения отмечены следующие: сентября 16 – «Знамение от иконы Пресвятыя Богородицы иже на Толге»; сентября 30 – «явися икона Пресвятыя Богородицы иже на Тихвине»; октября 1 – Покров; октября 22 – Сретение иконы Казанския Пресвятыя Богородицы; ноября 27 – Знамение от иконы Пресвятыя Богородицы в Новгороде; мая 21, июня 23 и августа 26 Сретение иконы Владимирския Пресвятыя Богородицы; июля 6 – «бысть знамение от иконы Пресвятыя Богородицы в Великом Новгороде»; июля 8 – Явление иконы Казанския Пресвятыя Богородицы; июля 8 – воспоминание Знамения от иконы Благовещения Пресвятыя Богородицы в Велицем Устюге; июля 9 – Явление иконы Пресвятыя Богородицы на Колоче; июля 16 – «бысть знамение от иконы Пресвятыя Богородицы. Слезы яко струя течаху се же бысть в лето 6601 в области Псковской в Чирской волости»; июля 28 – Явление иконы Смоленския Пресвятыя Богородицы; июля 30 – «преставление Антония, епископа Ростовского»; августа 8 – Явление Толгския иконы Пресвятыя Богородицы; 2) ключ обращения Индиктионова («ключ вкратце со 157 лета) (66–67 об.), без конца; 3) Зрячая Пасхалия (68–80); 4) Лунное течение (80 об,–94 об.), без конца. 1147. Святцы , в восьмушку, 271 л., полууставом XVIII в., в дощатом с тисненою кожею переплете; 238 а и 271 листы чистые. Состав: 1) месяцеслов (1–234 об.), с краткими житиями святых; жития сходны с теми, что в 1156. Памяти русских святых, отмеченныя, а равно и неотмеченныя в современном Церковном Уставе, Богородичные праздники русского происхождения и славянские святые – те же, что и в 1156 и 1160; 2) Пасхалия Зрячая (235–253 об.) и 3) Лунное течение (254–269 об.). В конце рукописи выходная летопись какого-то сделаннаго в Киеве в XVIII в. издания святцев, повторяющаго московское издание 1646 года. Рукопиоь – список с этого киевскаго издания. 1148. Святцы , в восьмушку, 150 лл., плохим полууставом конца XVIII в., от дощатаго с кожею переплета сохранилась только нижняя доска с застежками; 133–136 и 148–150 листы без текста.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Толгская икона была обретена в 1314 году. Тогда епископ Прохор, возвращаясь из монастыря Кирилла Белозерского в Ярославль, заночевал на правом возвышенном берегу Волги. Ночью в шатер владыки проник яркий свет. Владыка вышел наружу и увидел огненный столп, поднявшийся на противоположном берегу у устья речки Толги, где в те времена был дремучий бор. Столп отражался в реке световой дорожкой. Пав на колени и помолившись, владыка, опираясь на свой жезл, ступил на эту дивную дорожку и перешел по ней реку как посуху. На другом берегу святитель увидел, что на вершине огненного столпа парит образ Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем. Владыка стал молиться перед этим образом. После молитвы владыка вернулся в шатер, а утром обнаружил, что оставил свой святительский жезл на месте молитвы возле иконы. Вернувшись, святитель обрел и жезл, и икону. Епископ сразу же захотел принести Пресвятой Богородице хоть самые малые труды — он принял решение строить деревянный храм на этом месте и до тех пор, пока его не построит, в город не возвращаться. Узнавшие о чуде Божией Матери и о решении владыки ярославцы толпами устремились на Толгу и присоединились к строителям. Так к полудню храм был уже возведен. Вскоре на этом месте возник монастырь, а Толгская икона прославилась многими чудесами. Свято-Введенский монастырь — один из древнейших на территории Ярославской области. Он был основан как мужской в 1314 году после обретения Толгской иконы Божией Матери на месте впадения реки Толги в Волгу. В 1926 году монастырь был закрыт; изначально он входил в зону затопления будущей ГЭС. Некоторое время в бывшем монастыре размещалась детская колония. Толгскую обитель вернули Церкви в декабре 1987 года. Осенью 1988 года здесь был основан женский монастырь. Возрождение обители проходило под руководством настоятельницы игумении Варвары (Третьяк). В 1988 году в обитель были принесены мощи святителя Игнатия (Брянчанинова), обретенные в Николо-Бабаевском монастыре. В 2003 году в обитель из Ярославского художественного музея передали Толгскую икону Божией Матери, которая с того времени пребывает в монастыре.

http://patriarchia.ru/db/text/6051140.ht...

Обязательно нужно иметь икону Спасителя и икону Божией Матери. Изображения Господа Иисуса Христа, как свидетельство Боговоплощения и Спасения рода человеческого, и Богородицы, как самой совершенной из земных людей, удостоившейся полного обожения, и почитаемой как честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим (Хвалебная песнь Пресвятой Богородице) – необходимы для дома, где живут православные христианине. Из образов Спасителя, для домашней молитвы обычно выбирают поясное изображение Господа Вседержителя. Характерной особенностью этого иконографического типа является изображение благословляющей руки Господа и раскрытой или закрытой книги. Богословское значение этого образа в том, что Господь предстает здесь как Промыслитель о мире, как Вершитель судеб этого мира, Податель истины, к которому с верой и надеждой устремлены взоры людские. Поэтому изображениям Господа Вседержителя или, по-гречески, Пантократора всегда отводят значительное место и в росписи храма, и на переносных иконах, и, конечно, в доме. Из богородичной иконографии чаще всего выбирают иконы типа «Умиление» и «Одигитрия». Иконографический тип «Умиление» или, по-гречески, Елеуса, восходит, по преданию, к святому апостолу и евангелисту Луке. Именно он считается автором изображений, списки с которых впоследствии распространились по всему православному миру. Характерной особенностью этой иконографии является соприкосновение ликов Спасителя и Богородицы, которое символизирует соединенность небесного и земного, особые взаимоотношения Творца и Его творения, выраженные такой бесконечной любовью Создателя к людям, что Он отдает Сына Своего на заклание во искупление грехов человеческих. Из икон типа «Умиление» наиболее распространены: Владимирская икона Божией Матери, Донская икона Божией Матери, икона «Взыграние младенца», икона «Взыскание погибших», икона «Достойно есть»,– Игоревская икона Божией Матери, Касперовская икона Божией Матери, Корсунская икона Божией Матери, Почаевская икона Божией Матери, Толгская икона Божией Матери,

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kak-ustr...

Кондак 12 Благодати Божия святое и непорочное жилище, Мати Господа Вышних Сил, облагодати наш помысл, благочестно воспевати Твоя чудеса, на Толге от честныя иконы Твоея явленная, и Твоим невечерним сиянием озари наша темныя души, приводящи их к свету Трисияннаго Божества, идеже радость и блаженство вечное уготовано праведным, поющим немолчную песнь Вседержителю: Аллилуиа. Икос 12 Поем песнь хвалы и благодарения Тебе, Богорадованная Дево, проповедуем велегласно величие чудес Твоих и богатство милости Твоея, на нас и отечествии нашем явленных, и от глубины сердечныя приносим Ти со смирением и верою сия похвальныя дары: Радуйся, благая Мати всех любовию чтущих Тя и поклоняющихся честному образу Твоему; Радуйся, добрая Младопитательнице дев и безматерних сирот. Радуйся, мира христианскаго крспосте несокрушимая; Радуйся, державы Российския защищение необоримое. Радуйся, Святыя Православный Церкве многопетая славо; Радуйся, святителей и священников благодатное удобрение. Радуйся, иноком благоподвизающимся Ходатаице вечного радования; Радуйся, и в мире благочестно живущих не лишающая Твоего заступления. Радуйся, телеса наша врачующая от недугов многоразличных; Радуйся, души наша избавляющая от врагов невидимых. Радуйся, Радосте наша, иконою Твоею нас присно утешающая. Кондак 13 О Всепетая Мати, рождшая Радость Вечную - Господа нашего Иисуса Христа, земным и Небесным Спасителя! Приими благоутробно молебное пение наше, пред чудотворною иконою Твоею с верою и благоговением Тебе возносимое, и. всесильными молитвами Твоими избави нас от временных бед и вечныя муки, сподоби же в благочестии и правоверии пожити зде, в земном житии, таможе, в будущем веце в радости райстей, со всеми святыми, вечно воспевати Создателю нашему: Аллилуиа. (Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1) Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Толгская " .

http://pravicon.com/info-1210

    1993, 7 апреля — Патриарх Московский и всея Руси Алексий II впервые после 1918 г. совершил богослужение в Благовещенском соборе Московского Кремля.     1993, 3 октября — В воскресенье в Богоявленском кафедральном соборе Святейшим Патриархом Алексием II в сослужении с членами Священного Синода при многотысячном участии верующих были совершены Божественная литургия и молебен перед чудотворным Владимирским образом Пресвятой Богородицы специально доставленным из Третьяковской галереи в связи с политическим кризисом в стране. Святейший Патриарх коленопреклоненно прочитал перед иконой молитву свт. Тихона, Патриарха Всероссийского, «О спасении державы Российския и утолении в ней раздоров и нестроений».     1993, 4 ноября — В день праздника Казанской иконы Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил и возглавил первое богослужение в воссозданном на Красной площади Казанском соборе (построен в 1635 г. князем Димитрием Пожарским в память об избавлении Москвы от иноземного нашествия и о прекращении смуты в России).     1993, 17 декабря — Чудотворная Толгская икона Пресвятой Богородицы возвращена из музея в Толгский женский монастырь Ярославской епархии при посещении Патриархом Московским и всея Руси Алексием II Ярославской епархии.     1993, 18 декабря — Истечение слез из иконы Пресвятой Богородицы в селе Боян Черновицкой области.     1994, 3 июня — В день праздника Владимирской иконы Пресвятой Богородицы чудотворная икона на время богослужения была перенесена из Третьяковской галереи в Успенский патриарший собор Московского Кремля.     1994, (июнь?) — Начало мироточения двух икон Пресвятой Богородицы в женском Скоропослушницком монастыре, что в г. Печора (Республика Коми) Архангельской епархии.     1994, 2 июля — Начало мироточения от Казанской иконы Пресвятой Богородицы, находящейся в приделе новомучеников Казанской церкви с. Пучково Нарофоминского р-на Московской обл.     1994, 11 декабря — Начало мироточения икон свт. Николая и Христа Спасителя в Никольском храме с. Завьялово в Удмуртии.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010