Не удалось извлечь искомое из базы (((

Духовная литература . В древнем периоде, при преобладании религиозно-церковных интересов, развивалась духовная литература, а литературы светской, вакотдельной и самостоятельной отрасли, и не существовало; в новом периоде, напротив, при преобладании во всем строе русской жизни гражданских и государственных интересов, развитие светской, ученой и художественной, литературы должно было отодвинуть духовную литературу на задний план. В Петровскую эпоху, мы видели, лучшие образованные силы из духовенства были вызваны служить делу реформы. Когда же реформа утвердилась, новое образование и новый центр государственной жизни, естественно, должны были привлекать к себе людей из всех сословий и в том числе из духовного сословия. Как при Петре В., так и долго после него, в течение всего XVIII в , лучшие воспитанники из духовных учебных заведений постоянно вызывались правительством для разных потребностей нового образования, для отправления за границу, в Петербургскую Академию наук, в Московский университет и т. п. А с другой стороны, выгодное положение служащих на всех местах государственной службы располагало духовных воспитанников и добровольно уходить в светские учебные заведения и потом оставлять духовное звание и службу в духовном сословии. Таким образом, духовная наука и литература должны были постоянно лишаться многих деятелей. Но, при этих лишениях, они получали от нового образования новые средства, каких не имели прежде. Новое европейское образование оживило старое схоластическое образование и сообщило ему новые силы. В систему духовного образования в семинариях вошли такие науки, какие там прежде не преподавались; между начальниками и наставниками этих семинарий стали появляться такие лица, которые получали образование или в Московском университете, или за границей, обладали многостороннею ученостью и отличались разнообразными сведениями не только по духовным, но и светским наукам. Архиеп. псковский, Симон Тодорский (ум. 1754 г.) для своего образования десять лет провел в университетах за границей, был замечательным филологом-ориенталистом; епископ смоленский Гедеон Вишневский (ум.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Под Москвой, в Троице-Сергиевой Лавре, почивает чудотворящий митрополит Филарет, о некоторых посмертных делах которого сейчас будет рассказано. А в своем основанном им близ Лавры Вифанском монастыре почивает скончавшийся во время отечественной войны и предсказавший падение Наполеона знаменитый вития, митрополит Платон Левшин , имеющий дар исцеления детей. В Тобольске чтут память Иоанна, митрополита Тобольского и всея Сибири, и архиепископа Тобольского Варлаама. В Новгороде схоронен великий поборник православия, возстановитель русского монашества, правдолюбец Гавриил, митрополит Новгородский, современник и друг митрополита Московского Платона. Во Пскове все более утверждается вера в святость архиепископа Симона Тодорского, современника императрицы Елизаветы Петровны. У раки его совершаются исцеления. В Карькове чтут память почивающего в открытой раке архиепископа Мелетия. В Воронеже убеждены в святости одного из величайших русских аскетов, архиепископа Антония, и слепца архиепископа Иосифа. Вся Пенза ходит на поклонение епископу Иннокентию, пострадавшему в царствование императора Александра Первого за верность православию и защиту его от сектантов. Возбужден вопрос о причислении к лику святых Софрония, архиепископа Иркутского, и убиенного шайкой Пугачева митрополита Иосифа Астраханского. В Алатырском монастыре Симбирской епархии нетленно почивает и чудотворит схимонах Вассиан. В таких строгих пустынях, как Глинская, Софрониева-Молченская, Оптинская и Саровская, имеется по несколько праведников, прославления которых можно ожидать: в Сарове — современник старца Серафима молчальник Марко, а в близ лежащей Дивеевской обители первоначальница Агафья Семеновна Мельгунова, в иночестве Александра, монахиня Елена Мантурова и юная монахиня Мария, в схиме Марфа Мелюкова, юродивая Пелагия Ивановна. В недалеком от Дивеева Арзамасе — основательница Арзамасской Алексеевской общины Мария Петровна Протасьева, в схиме Марфа, подвижница восемнадцатого века. В Оптиной пустыни старцы: Леонид-Лев, Макарий, Амвросий, архимандрит Моисей и брат его игумен Антоний. Около Лебедяни находятся две женских общины: Сезеновская и Троекуровская, где почивают праведные их основатели, затворники старец Илларион Троекуров, и Иоанн Сезеновский. Город Задонск, кроме мощей святителя Тихона, славится своим праведным затворником Георгием из гусарских офицеров, схимонахом Митрофаном, собеседником святителя Тихона, юродивым Антонием Алексеевичем, основательницей странноприимного монастыря Матроной Наумовной и подвижницей Евфимией Григорьевной Поповой. В Ельце помнят затворницу Девичьего монастыря Меланию и священника Иоанна Борисова, день памяти которого справляется всем городом. Все эти праведники являются людям с помощью, с предупреждением, с исцелением.

http://azbyka.ru/fiction/idealy-hristian...

201 Здесь сделано, напр. описание наружного вида преосвященного, его хозяйственных способностей и его характера. 203 Помещена в рукописном сочинении Фриза «Руководство к историческому и физическому описанию областного города Устюга великого», которое как-то попало к Евгению и от него перешло в киево-софийскую соб. библиотеку 558. 204 Рукопись киево-софийской соб. библиотеки 531, in fol. Написан со списка 1765 г. и с конца XII ст. доведен до 1817 года. В текущем 1889 г. Г. Трапезниковым издана в Москве «Летопись Великоустюжская», проредактированная по нескольким спискам А.А. Титовым . Наш «Летописец», без сомнения, имеющий близкое отношение к этой «Летописи», остался неизвестным почтенному редактору. К сожалению, нам не удалось сличить их, так как «Летопись» попала в наши руки спустя более уже полугода после отъезда нашего из Киева. Но список преосвященных Устюжских и в ней тот же,что у Фриза и м. Евгения. 206 Именно: «Список вологодских, архиереев, погребенных в соборе» (числом 12, – начиная с Киприана – 1547 г. – и кончая Арсением Тодорским1796 г). Примечания к «Списку» несколько дополня от Евгениевское «Известие». 207 Евгений теперь указал год смерти (1502) еп. Филофея преемником еп. Никона навывает Протасия, который-де «упоминается скончавшимся в 1516» г. и за которым следовал Пимен, отмечает время хиротонии (30 янв. 1546 г.) Киприана, а название его в «некоторых летописях» Кирианом объясняет предположением, что это может быть, имя схимонашеское; а Макарий замечает, что при нем «окончен зданием вологодский Софийский собор, основанный в 1568 г.»; наконец, об арх.еп. Сильвестр, поел слов – «когда и где он скончался, неизвестно», – добавляет: «ибо вскоре за посланною от него в Москву грамотою и сам он вызван туда». 208 Кроме того здесь сообщается иногда, сколько лет жил святой, когда и от чего умер и когда совершается о нем память. Вся «Книга» написана полууставом и, вероятно, относится к XVIII ст. Сначала идет в ней хронологический перечень святых киевских, черниговских, брянских и смоленских; затем новгородских, псковских, московских (причем помещается пространное «Житие святого преосвященного Ионы, м. киевского и всея России чудотворца), ростовских, вологодских и пр. Оканчивается сообщением о св. преподобном Захарии «Сибирские земли града Тюменя». – Подобный, но не такой точно, экземпляр есть и в библиотеке Моск. дух. академии за 209 (рук. XVII ст). Его издал в 1888 году гр. М. Толстой (отд. оттиск из Чт. в Общ. Ист. и Др. Российских.)

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

По Указу Сенатскому учреждены от Польской границы Таможни в Смоленске и Торопце. Переведен из Переяславля Киевского во Псков Епископ Варлаам Леницкий и в том же году пожалован Архиепископом, а в 17З8 году уволен на покой в Киевопечерскую Лавру. Ловля жемчуга в реках Новгородского, Ржевского и Торопецкого Уездов дозволено свободно, с обьявлением только найденного жемчуга в Каммер Коллегию. Хиротонисан во Псков Епископ Стефан Калиновский, в 1746 соду переведенный в Новгород. Война со Швециею. Во время войны со Швециею пропуск иностранных товаров назначен через Нарву, Псков и Новгород. Заключенным с Швециею мирным Трактатом подтверждены все купеческие статьи, постановленные в Трактат 1721 года; а в 1745 году присовокуплен к тому и вспомогательный обоюдный союз. Переведен во Псков Костромской Епископ Симон Тодорский, который в 1748 году пожалован Архиепископом и в 1754 соду скончался. Для пресечения тайного провоза в Россию из Лифляндии, Естляндии и от портов Риги, Ревеля, Аренсбурга и Дерпта иностранных, а из России туда Российских товаров, учреждена во Пскове Главная Таможня. Для удержания потаенных провозов купцами и другими людьми товаров, определением Правительствующего Сената велено учредить заставы между городами Псковом, Великими Луками, Торопцом и Смоленском. Имянным Указом все внутренние Таможни и разного звания пошлинные и прочие внутри Государства разные сборы уничтожены и расположены при портах и пограничных Таможнях С 21 на 22 февраля в полночь на день поминовения Преосвященного Симона сгорел Псковский Архиерейский дом в Кремле близ Троицкого Собора: но он паки выстроен. Началась семилетняя война с Пруссиею и большая часть Русских войск проходила через Псковскую Провинцию. Портовые и внутренние Таможенные сборы отданы на откуп Калужскому купцу Никите Шемякину с товарищи от 1758 по 1764 год, а Лифляндские и Естляндские с 1762 на 10 лет. Переведен из Твери во Псков Епископ Вениамин Пуцек-Григорович, который в 1761 году переведен Архиеписком в С. Петербург В Кафедральном Троицком Соборе поправлен и вновь позолочен Иконостас. Мастером был Печерский Монах Иасон. Работа с материалом стоила 2850 рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

В сходственность его и должен бы я немедленно отправиться: но как теперь здесь погода мокрая и снегу почти нет, а притом и я от подагрической болезни не совершенно ещё выздоровел, то и не могу положить теперь определённого времени моему выезду: однако ж как скоро хоть несколько откроется удобнейший зимний путь, поспешу отправиться к вам, в Вологду, где с вами обще посетовав, отправимся и в Тотьму для указанного исполнения» 40 . В ответ на это письмо епископ Вологодский от 11-го того же ноября писал преосвященному Артемию, извещая его о состоянии тамошних дорог и о секретаре, необходимом для письмоводства в Тотьме 41 . По получении этого письма, Арсений ещё раз пишет Вологодскому епископу от 14-го числа: «Приятнейшее вашего преосвященства письмо вчерась я получил. На прошедших днях появились было здесь морозы и несколько напало снегу, а теперь совершенная сделалась весна, снег стаял и всё полилось водой. Если и ещё хоть немного постоит тепло, то реки наши – Волга и Которость сбросят с себя зимние покрывала: и так совершенная распутица. Не можно теперь предвидеть, скоро ли настанет зимний путь, и допустит отправиться мне в ваши пределы… Для TOC o «1–5» h z письмоводства ежели нужно быть секретарю, то удобнее быть вашему» 42 . Наконец 25-го того ноября преосвященный выехал из Ярославля и 27-го вечером прибыль в Вологду, – где встречен быль множеством народа и, при колокольном звоне во всех церквах городских, приехал в архиерейский дом. Здесь почтительно встретил его преосвященный Вологодский Арсений (Тодорский) п предложил ему вечернюю трапезу. На другой день, 28 числа, утром приезжему владыке представлялись дворяне, духовенство п купечество, а вечером посетил его губернатор тайный советники Николай Дмитриевич Шетнев. 29-го ч., в воскресенье, оба преосвященные слушали литургию в домовой архиерейской церкви. После литургии семинария приветствовала именитого гостя стихами и речами на разных языках. Обед в этот день был у губернатора. 30-го числа слушал преосвященный литургию и молебен Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Под Москвой, в Троице-Сергиевой Лавре, почивает чудотворящий митрополит Филарет, о некоторых посмертных делах которого сейчас будет рассказано. А в своем основанном им близ Лавры Вифанском монастыре почивает скончавшийся во время отечественной войны и предсказавший падение Наполеона знаменитый вития, митрополит Платон Левшин , имеющий дар исцеления детей. В Тобольске чтут память Иоанна, митрополита Тобольского и всея Сибири, и архиепископа Тобольского Варлаама. В Новгороде схоронен великий поборник православия, возстановитель русского монашества, правдолюбец Гавриил, митрополит Новгородский, современник и друг митрополита Московского Платона. Во Пскове все более утверждается вера в святость архиепископа Симона Тодорского, современника императрицы Елизаветы Петровны. У раки его совершаются исцеления. В Карькове чтут память почивающего в открытой раке архиепископа Мелетия. В Воронеже убеждены в святости одного из величайших русских аскетов, архиепископа Антония, и слепца архиепископа Иосифа. Вся Пенза ходит на поклонение епископу Иннокентию, пострадавшему в царствование императора Александра Первого за верность православию и защиту его от сектантов. Возбужден вопрос о причислении к лику святых Софрония, архиепископа Иркутского, и убиенного шайкой Пугачева митрополита Иосифа Астраханского. В Алатырском монастыре Симбирской епархии нетленно почивает и чудотворит схимонах Вассиан. В таких строгих пустынях, как Глинская, Софрониева-Молченская, Оптинская и Саровская, имеется по несколько праведников, прославления которых можно ожидать: в Сарове — современник старца Серафима молчальник Марко, а в близ лежащей Дивеевской обители первоначальница Агафья Семеновна Мельгунова, в иночестве Александра, монахиня Елена Мантурова и юная монахиня Мария, в схиме Марфа Мелюкова, юродивая Пелагия Ивановна. В недалеком от Дивеева Арзамасе — основательница Арзамасской Алексеевской общины Мария Петровна Протасьева, в схиме Марфа, подвижница восемнадцатого века. В Оптиной пустыни старцы: Леонид-Лев, Макарий, Амвросий, архимандрит Моисей и брат его игумен Антоний. Около Лебедяни находятся две женских общины: Сезеновская и Троекуровская, где почивают праведные их основатели, затворники старец Илларион Троекуров, и Иоанн Сезеновский. Город Задонск, кроме мощей святителя Тихона, славится своим праведным затворником Георгием из гусарских офицеров, схимонахом Митрофаном, собеседником святителя Тихона, юродивым Антонием Алексеевичем, основательницей странноприимного монастыря Матроной Наумовной и подвижницей Евфимией Григорьевной Поповой. В Ельце помнят затворницу Девичьего монастыря Меланию и священника Иоанна Борисова, день памяти которого справляется всем городом. Все эти праведники являются людям с помощью, с предупреждением, с исцелением.

http://azbyka.ru/fiction/idealy-hristian...

Но – и на земле, в лице Вселюбезнейшего Сына Твоего, Наследника не токмо престола, но и добродетелей Твоих Царских, да царствуй над нами вечно! 1 Фамилия Кониских имеет герб следующий: в щите, на красном поле, летящая вверх стрела, с двумя на конце ее кривизнами, на подобие рогов; а на шлеме три страусовых пера, между которыми, поперек положена стрела. Так описывает его Куропатницкий, в Wiadom. okleynocieszlacheckimIII, 36. Сей герб, имеющий начало в Червонной Руси у Польских геральдиков называется Odrowaz. 2 См. Слов. Истор.о Росс. Писателях, Митр. Евгения, II, 596, Истор. Малой России, Б. Каменского, III, 262. Тодорский, в монашестве Симон, архимандрит Костромского Ипатиевского монастыря, в 1742 году избран был законоучителем Православной веры для наследника, Великого Князя Петра Федоровича, и потом, в сане Епископа Костромского, преподавал наставления в Законе Божием также и Невесте Его, Принцессе Ангальт-Цербтской Софии, блаженной памяти Императрице Екатерине II. В последствии времени, Симон переведен на Псковскую кафедру, и пожалован Архиепископом. Скончался Февроля 22, 1754 года на 54 году от рождения. См. Ист. Росс. Иерархии I, 128 и 204. 3 Старец Иов Кониский иночествовал в Киевском Пустынно-Николаевском монастыре. В 1680 году он вместе с братиями сей обители, подписался на акт избрания во Игумена, Варлаама Ясницкого. См. Опис. Киевск. Ипархии Митр. Евгения, стр. 261, в прибавлении. 4 Старинный герб города Нежина был Св. Великомученик Георгий, на коне и в броне, поражающий копьем змия. Он пожалован Польским Королем Сигизмундом III, в 1625 году, вместе с Магдебургским Правом и другими привилегиями, данными сему городу, и изображался на Магистратской печати, до открытия Черниговского Наместничества. В грамоте своей, Сигизмунд называет Нежин новосельным, пограничным городищем, от России рекуперованным (возвращенным): См. Ист. Малой России, Бантыш-Каменского, I, 223. Опис. Черниг. губернии, Маркова, стр. 28. 5 В каталоге библиотеки Графа О.А. Толстого, в числе рукописей нового времени, упоминается о драматическом сочинении Кониского под следующим заглавием: Воскресение мертвых, обще убо всем будущее, но страждущим неповинно в веце сем блаженно, аобидящим гибельно; в пяти действах, в пользу чающим оного, показанное в Киевской Академии 1747 года, трудом Иеромонаха Георгия Кониского.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

духовной канцелярии, порою называвшейся ещё Костр. духовным правлением. Секретаря в ней тогда ещё не было, – его должность правил приказный Алексей Сысин; присутствовавших членов было 4, и все монашествующие. Кроме консистории в Галиче существовала особая Духовная контора, в которой первая относилась указами. Как человек весьма просвещённый, Тодорский задумывал, кажется, основать в Костроме семинарию, – по крайней мере, на эту его мысль намекает сделанный им указный запрос консистории, относительно количества епархиальных церквей, белого духовенства и его детей, касательно материального обеспечения этих церквей и её служителей, относительно монастырских угодий, доходов и проч. Запасшись нужными сведениями, он, быть может, имел в виду обложить церкви и монастыри узаконенным натуральным сбором и на местные средства открыть, так. обр., духовную школу, в которой так нуждалась вновь основанная епархия. Но этому благому намерению тогда не суждено ещё было осуществиться, – его приведёт в исполнение преемник преосв. Симона. При учреждении Костр. епархии в ней находилось 23 монастыря 48 и 14 пустынь 49 , за коими приписных крестьян числилось 17,327, не включая сюда 28,593 души, приписанные к епископской кафедре; церквей – городских и сельских – было 767. Церкви эти, за исключением монастырских, были почти все деревянные, – в самой Костроме приходских каменных церквей едва ли насчитывалось более пяти, в нагорной половине епархии, разделённой в ту нору на две десятины – Нерехотскую и Плесскую было только 13 каменных церквей из 200. Вероятная причина такой ничтожной цифры каменных церквей лежала с одной стороны в дешевизне леса, которым так богата Костромская сторона, в лёгкости пользования этим строевым материалом, а с другой стороны в дороговизне кирпича, выделывавшегося одними лишь профессиональными кирпичниками и каменщиками, жившими в городах (в Костроме селились они близь Власиевской церкви), и существованием Петербургской Ижерской канцелярии, с которою неминуемо приходилось ведаться всем строителям каменных церквей (от неё главным образом зависело разрешение на постройку каменной церкви), основанной Петром I в 1703 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/pr...

Число придворных проповедников, сделавшихся известными лично императрице, было довольно значительно. Так из архивных документов Святейшего Синода мы видим, что во время высочайшего присутствия в Москве в 1742 году, там проповедывали: нарочно для того вызванный из Киева архимандрит Сильвестр Кулябка, впоследствии митрополит Новгородский и с.-Петербургский; архимандриты Иларион Савинский, Афанасий Антонович, Герман Варушевич, Платон Малиновский, Иероним Волчанский, Антоний Нарожницкий, – лица, впоследствии сделавшиеся епископами, разных епархий; кроме того в это же время в высочайшем присутствии в Москве проповедовали около двенадцати приходских и полковых священников и протопопов, и даже один диакон – Стефан Савицкий. С переездом двора из Москвы в С.-Петербурге обнаружилась трудность в приискании способных проповедников на месте. Когда Св. Синоде представил об этом императрице, она указала вызвать в Петербург учителя московской академии Арсения Могилянского, произведенного по этому случаю в архимандрита Троицко-Сергеевой лавры и в члены Св. Синода, – впоследствии митрополита киевского; брата его священника успенской церкви в Москве Евстафия Могилянского; иеромонаха Симона Тодорского, избранного в законоучителя к великому князю, наследнику престола; архимандрита Амвросия Зертис-Каменского, знаменитого впоследствии московского архиепископа. Из духовенства собственно петербургского проповедовали в это время в присутствии императрицы: архимандрит александро-невского монастыря Гавриил Кременецкий; законоучитель шляхетного кадетского корпуса Гавриил Краснопольский, священники и даже диакон петропавловского кафедрального собора – Флеров. Кроме этих лиц по указаниям библиографии из времен императрицы Елизаветы известны проповеди следующих лиц: саввинского архимандрита Илариона Григоровича, впоследствии епископа крутицкого и члена Св. Синода; иеромонаха Иоасафа Хотунцевского; архимандрита Афанасия Топольского, ректора харьковского коллегиума; Арсения Мацеевича , впоследствии митрополита ростовского 15 ; священников: Иоаана Козловича, И.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010