Казначей Саввина Сторожевского монастыря            иеромонах Феофан ЦГАМО. Ф. 4612. Оп. 1.Д. 14. Л. 96–96 об. Подлинник. Рукопись. III.32.3. Показания монастырского конюха Василия Васильева 17 мая 1918 г. Конюх монастырский Василий Васильев (без фамилии) показал: 786 что мая 15-го около 1-го часа дня я приехал со станции Голицыне Внезапно у самого монастыря около конных ворот ко мне подбежали человек двадцать, в числе их и Алексей Земляков, Гаврила Земляков, жители деревни Ягунино, затем жители Саввинской слободы: Петр Федоров, кузнец, который наставил револьвер и кричал: «Говори, где Макаров». А я им ответил, что я его сегодня не видел. Тут меня ударил кирпичом по голове Алексей Земляков, затем Гаврила Земляков ударил меня чем-то в шею. Но когда кто-то закричал, что здесь Макаров, они меня бить бросили и побежали к Макарову, а я уполз в ворота и ничего дальше не видел. Василий Васильев ЦГАМО. Ф. 4612. Оп. 1.Д. 14. Л. 97об. Подлинник. Рукопись. III.32.4. Показания члена Звенигородской уездной комиссии по описи имущества Звенигородского духовного училища И.М. Земскова 23 мая 1918 г. 1918 года 15 (2) мая. Я, вместе с товарищами, членом президиума Звенигородского уездного Совета Клепиковым и милиционером Сергеевым, комиссаром юстиции Звенигородского исполнительного комитета уездного Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, был командирован в Звенигородское духовное училище при Саввинском монастыре для производства описи хозяйственного и учебного имущества училища. Часов в 12 дня я пришел в Ягунинский районный Совет при Саввинском монастыре, в помещении Совета был товарищ Макаров и секретарь его Соколов. Переговорив с тов. Макаровым о цели моего прихода, я стал здесь же ожидать тов. Клепикова и Сергеева, которые не заставили долго ждать, а чрез 1 / 2 часа пришли, и с ними пришел красноармеец, Яков (фамилии его не знаю). Затем почти одновременно пришел сюда милиционер ягунинского Совета тов. Медведев и какой-то молодой человек из Ягунина. Эти два пришедших рассказали, что в дер.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Писании кроме упоминания о девяти чинах ангельских, усвояются некоторым из ангелов, – наивысшим, – собственные имена. Имена указывают прежде всего их занятия, но вместе дают видеть и свойства этих ангелов. Св. Писание указывает таких имен пять (три – в канонических, и два – неканонических книгах), а два имени указываются Преданием. Сии семь высших ангелов по имени и «порядку в чину своем» (св. Димитрий Рост.), суть: Михаил, которого имя с еврейского значит: кто яко Бог, или кто равен Бог ( Дан.10:13; 12:1 ; Иуд.1:9 ; Откр.12:7 –8), Гавриил – муж Божий, сила Божия ( Дан.8:16; 9:21 ; Лк.1:19, 26 ). Рафаил – помощь, исцеление Божие ( Тов.3:16; 12:12–15 ), Уриил, – огонь или свет Божий ( 3Ездр.4:1; 5; 20 ), Салафиил – молитва к Богу ( 3Ездр.5:16 ) К этим же ангелам причисляются еще: Иегудиил – славитель Бога или хвала Божия, и Варахиил – благословение Божие, коих имена не встречаются в св. Писании. 114 Эти ангелы в церковно-богослужебных песнопениях называются архистратигами небесных воинств. Они, по верованию церкви, ближайшие к величеству Божию, превыше всех небесных чинов, непосредственно предстоят престолу триипостасного Божества и, по изволению Божию, управляют всеми чинами и иерархиями ангельскими. 115 В откровении Иоанна Богослова находится упоминание о них в такой связи речи: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его (1:4). Ангел Рафаил называет себя единым из семи святых ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святого ( Тов.12:15 ). § 17. Назначение мира чистых духов Назначение мира чистых духов сообразно с общею целью миротворения. Бог создал мир великий ради славы Своей, соединив нераздельно с откровением славы Своей совершенство и блаженство тварей. Понятно отсюда, каково назначение мира чистых духов. В них полнее, чем во всех других творениях, отобразились совершенства Творца и слава Божия. И если видимые небеса предназначены к тому, чтобы непрерывно возвещать славу Божию ( Мф.18:2 ), то тем более в этом можно положить назначение высших разумных обитателей небес невидимых.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

75 . Праведный Мельхиседек, старец с длинною бородою, в священнической одежде с митрою на голове, держит блюдо с тремя хлебами. 76. Праведный Иов, старец с круглою бородою, в венце, держит хартию со словами: Буди имя Господне благословенно от ныне и до века. 77. Пророк Моисей, с проседью в редкой бороде, в священнической одежде и митре, из-под которой виден платок на голове, держит две скрижали закона. 78. Пророк Аарон, старец с длинною бородою, а священнической одежде и митре, держит стамну златую и жезл процветший. 79. Пророк Ор, старец с раздвоенною бородою, в священнической ризе, держит свиток. 80. Праведный Иисус, сын Навин, старец с круглою бородою в венце и в военных доспехах, держит скипетр. 81. Пророк Самуил, старец с длинною бородою, в священнической одежде и митре, держит рог с елеем и кадильницу. 82. Праведный Товит, старец с длинною раздвоенною бородою, держит хартию со словами: языки многи от далече приидут ко имени Господа Бога, дары имуще в руках (Тов. гл. 13, ст. 11). 83. Праведный Товия, сын его, старец курчавый, держит хартию со словами: Благословен еси, Боже отец наших, и благословенно имя Твое святое и славное во веки (Тов. гл. 8, ст. 5). 84. Святые три отрока – Анания, Азария и Мисаил, юные, без бород. 85. Праведный Иоаким, отец Богородицы, с проседью в круглой бороде. 86. Праведный Симеон Богоприимец, старец с длинными волосами. 131. Ветхозаветные святые жены 1 . Праматерь Ева , престарелая, с седыми волосами. 2. Праведная Сарра, жена Авраама, престарелая. 3. Праведная Ревекка, жена Исаака, престарелая. 4. Праведная Лия, первая жена Иакова, престарелая, 5. Праведная Рахиль, вторая жена Иакова, юная. 6. Праведная Асенефа, жена Иосифа прекрасного, юная. 7. Праведная Мариам, сестра Моисея, престарелая. 8. Праведная Деввора, судившая Израиля, престарелая, в венце. 9. Праведная Руфь, юная. 10. Пророчица Олда, престарелая. 11. Праведная Сараффия, к которой был послан пророк Илия, вдовица престарелая. 12. Праведная Саманитина, пропитавшая Елиссея, престарелая. 13. Праведная Юдифь, умертвившая Олоферна, юная. 14. Праведная Есфирь, избавившая израильтян, юная. 15. Праведная Анна, мать пророка Самуила, престарелая. 16. Праведная Сусанна, юная. 17. Святая Анна, матерь Богородицы, престарелая. 132. Святые пророки. Внешний их вид и пророчества

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

Авраам сражается за бедствующих, бескорыстно избавляет пленников, человеколюбиво принимает странников; и Провидение всегда хранит его богатым и сильным, всегда избавляет от опасностей; и он, без сомнения, удостаивается блаженного Божия посещения, по замечанию апостола, именно за свое страннолюбие (Евр. 13, 2). Иов, по благотворительности, был оком для слепых, ногой для хромых, отцом для немощных (Иов 29, 15-16). И хотя на него самого, после богатства и славы, попущен был лютый день нищеты, лишения детей, болезни, оскорбления, уничижения, но Господь, избавив его, благословил " последние дни Иова более, нежели прежние " (Иов 42, 12), " и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде " (Иов 42, 10). Товит " делал много благодеяний братьям " (Тов.1, 3)-дает хлебы алчущим и одеяние нагим, погребает бедственно умерших (Тов. 1, 17)-и за это от врагов своего народа подвергается разграблению имения и опасности для жизни. Освободившись от опасности, дерзает на прежний Подвиг и, по нечаянному случаю, бывшему следствием этого подвига, лишается зрения и впадает в нищету. Где же обещанное благотворящему словом Божиим избавление в день бедствия? Оно несколько медлит для того, чтобы явиться тем более чудным. Ангел Рафаил ведет сына Товитова, доставляет ему счастливое супружество, богатство, средство для возвращения отцу зрения и событиями больше, нежели словами, учит Товита, Едну, Товию-и нас, какое благо молитва с постом, милостыней и правдой, что лучше творить милостыню, чем собирать золото. Филарет, митрополит Московский (114, 521-522). Святой Вонифатий, епископ Ферийский, был чрезвычайно милостив к бедным. Будучи еще юношей и живя с матерью, он нередко возвращался домой без верхней, а то и без нижней одежды, потому что отдавал ее нищим. Мать за это часто бранила его: " Безрассудно поступаешь, сын мой. Ведь ты сам нищий, где же тебе и других нищих одевать? " Но все это было еще только началом скорбей матери от сына. Однажды он тайно вошел в житницу, где были запасы хлеба на целый год, и весь хлеб роздал нищим. Мать пришла в отчаяние. Она сначала горько плакала, потом начала биться головой о стену и кричать: " Горе мне! где теперь я добуду хлеба на целый год? " Вонифатий подошел к матери и стал умолять ее, чтобы она оставила житницу. Потом пал на колени и стал пламенно молиться, чтобы Господь услышал его и утешил его мать. Молитва юноши была услышана, и что же? Житница оказалась переполненной пшеницей. Радости матери не было границ. Увидев великое чудо Божие и то, как щедро вознагражден был сын ее, она с тех пор не возбраняла ему раздавать милостыню, кому и сколько хочет,-и прославила Господа. Не лишним считаем добавить, что в свое время Вонифатий за свою святую жизнь сподобился и святительского сана. Пролог в поучениях (81, 289-290).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

“ПОСТАНОВИЛИ:[...] 7) В виду того, что освобождение означенных лиц политически вредно – поручить ГПУ немедленно их арестовать и на следующем заседании Комиссии поставить вопрос о деле ТИХОНА вообще”. – Там же, л. 50–51. Протокол 44 от 13 февраля 1924 г. “ПРИСУТСТВОВАЛИ: т.т. КРАСИКОВ, ПОПОВ, СМИДОВИЧ, МЕНЖИНСКИЙ, ЯКОВЛЕВА, ТУЧКОВ и приглашенные по вопросу о страховании] молитвен[ных] домов – т. ЕФРЕМОВ”. “Слушали:[...] 5. О деле Тихона и о дальнейших директивах по вопросу о новом стиле и поминании его за богослужением”. “Постановили:[...] 5. а) Директивы по вопросу о новом стиле оставить прежние и никаких уступок не делать.     б) Сделанное распоряжение НКЮ, запрещающее поминание Тихона – оставить в силе.     в) Предложить тов. Курскому не давать Тихону принцип[иальных] ответов без предварительного обсуждения Комиссией.     г) Поручить т. Тучкову затребовать из суда дело Тихона и продолжать по нему следствие”. – Там же, л. 52–53. Протокол 49 от 8 апреля 1924 г. “ПРИСУТСТВОВАЛИ: т.т. ПОПОВ, МЕНЖИНСКИЙ, КРАСИКОВ, ТУЧКОВ”. “Слушали:[...] 7. О введении КРАСНИЦКОГО к ТИХОНУ в Управление”. “Постановили:[...] 7) Принимая во внимание, что введение КРАСНИЦКОГО к ТИХОНУ в Управление политически 215 выгодно, поручить тов. ТУЧКОВУ, таковое осуществить и если одних словестных воздействий будет не достаточно, тактично применить другие меры, могущие оказать на Тихона и его приближенных] епископов соответствующее воздействие.”. – Там же, л. 59-об. [ 14 ] См. о судебном процессе над католическим архиепископом Я. Г. Цепляком комм. 12 к д. 25. [ 15 ] Документы о привлечении обвинителей на процесс над патриархом Тихоном см.: П-161, П-163. [ 16 ] См. о судебном процессе над католическим архиепископом Я. Г. Цепляком и прелатом К. Ю. Буткевичем комм. 12 к д. 25. О международной реакции на расстрельный приговор Верховного Суда РСФСР см. статью М. Милича “Процесс римско-католического духовенства” в рубрике “Судебные процессы” журнала “Революция и церковь ” (1923. 1–3. С. 111–116). [ 17 ] Постановление АРК об этой комиссии по руководству процессом патриарха Тихона (в протоколе 17 от 23 марта 1923 г.), о билетах на процесс (в протоколе 18 от 3 апреля 1923 г.) и о переводе патриарха во внутреннюю тюрьму ГПУ (в протоколе 19 от 10 апреля 1923 г.) – см. комм. 13 к д. 25.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Исх.20:3 ; Вто.6:13 и др.) и что будто бы православные, почитая святых, идолопоклонствуют. Возражая против поклонения святым, сектанты ссылаются главным образом на следующие места св. Писания: Деян.10:25–26 ; Откр.22:8–9, 19:10 и в этих местах св. Писания видят прямое запрещение поклоняться ангелам и св. угодникам. Для раскрытия истинного смысла этих текстов необходимо сопоставить их с Нав.5:13–15 ; 4Цар.2:15 ; Деян.16:29 и уяснить слушателям, что слово Божие запрещает воздавать ангелам и святым угодникам только божеское поклонение (Корнилий, как язычник, несомненно встретил апостола Петра с чувством, близким к обожанию, поэтому апостол и говорит ему «я тоже человек»). Благоговейное же почтительное поклонение пред ангелами и св. угодниками, прославление их как слуг Божиих, не противно Богу, иначе об этом сказано бы было Иисусу Навину, который пал пред ангелом и поклонился ему, и этого поклонения не приняли бы пророк Елисей и апостол Павел ( Нав.5:13–15 ; 4Цар.2:15 ; Деян.16:29 . Чит. также Быт.19:1 ; Чис.22:31 ; Суд.13:20 ; 1Пар.21:15 , 1Цар.28:14 ). Общение наше с Церковью небесною должно выражаться не в прославлении только угодников Божиих. Любовь , связывающая членов Церкви Христовой в одно тело, любовь, никогда не предающая ( IKop.13:8 ), требует, чтобы верующие во Христа непрестанно молились друг за друга Иак.5:16 ; Кол.4:3 ; 1Фес.5:17:25 ). Поэтому никогда не должно прекращаться и наше молитвенное общение с усопшими праведниками, которые и по смерти душами не перестают жить и, предстоя у престола Божия, не безучастно относятся к нашему миру, но помогают нам заступничеством своим и молитвами ( Откр.5:9, 6:9–10, 8:3–4 ; 2Пет.1:18–15 ; Тов.12:6, 12 ; 2Макк.15:12–14 и др.). Возражая против ходатайства святых, сектанты обычно ссылаются на 1Тит.2:5–6, 1Ин.2:1 ; Евр.9:15 , и говорят: у нас один ходатай – Христос, а других ходатаев мы не признаем и святых ходатаями не почитаем. Поэтому необходимо выяснить слушателям, что Иисус Христос, как искупитель рода человеческого, предавший Себя за всех, кровию Своею избавивший людей от греха, проклятия и смерти, примиривший их с Богом и открывший вход в царство небесное, есть единый посредник и ходатай за нас пред Богом, в этом смысле у нас не может быть других ходатаев, с кровию своею приходящих к Богу, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы спастись ( Деян.4:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Иустин Философ , Великий, Римский, мч. (1/14 июня) Иустина Антиохийская , Никомидийская (Дамасская), мц. (2/15 октября) Каллиник Кесарийский (Вифинский), мч. (14/27 декабря) Каллиник Киликийский , Гангрский, мч. (29 июля/11 августа) Каллистрат Византийский , мч. (27 сентября/10 октября) Капитон Херсонесский , еп., сщмч. (7/20 марта) Карп Пергамский , Фиатирский, еп., сщмч. (13/26 октября) Карп , ап. от 70-ти, еп. Берийский (Македонский), сщмч., ученик ап. Павла (4/17 января ап.]; 26 мая/8 июня) Кассиан Печерский , послушник, постник, прп. (8/21 мая) Кассиан (Иоанн Кассиан) Римлянин , иеромонах, прп. (29 февраля/13 марта) Кассиан Авнежский , келарь, прмч. (15/28 июня) Кассиан грек, Угличский, прп., чудотворец (21 мая/3 июня; 23 мая/5 июня [Рос-тов.]; 2/15 октября) Келсий Медиоланский , мч. (14/27 октября) Киево-Печерских преподобных отцев собор , в Ближних (Антониевых) пещерах (28 сентября/11 октября) Киево-Печерских преподобных отцев собор , в Дальних (Феодосиевых) пещерах (28 августа/10 сентября) Киприан Антиохийский , Никомидийский, еп., сщмч. (2/15 октября) Киприан Московский и всея Руси, митр., чудотворец (16/29 сентября; 27 мая/9 июня) Кир Александрийский , врач безмездный, мч. (31 января/13 февраля; 28 июня/11 июля) Кириак Палестинский , отшельник, прп. (29 сентября/12 октября) Кирик Тарсийский , младенец, мч. (15/28 июля) Кирилл Александрийский , архиеп. (18/31 января; 9/22 июня) Кирилл Алфанов , Сокольницкий, Новгородский, прп. (4/17 мая; 17/30 июня) Кирилл Белозерский , игумен, прп. (9/22 июня) Кирилл Гортинский , сщмч., еп. (6/19 сентября; 9/22 июля) Кирилл Иерусалимский , архиеп. (18/31 марта) Кирилл Илиопольский , диакон, сщмч. (29 марта/11 апреля) Кирилл Новоезерский (Новгородский), прп. (4/17 февраля; 7/20 ноября) Кирилл Радонежский , схимонах, отец прп. Сергия Радонежского (18/31 января; 28 сентября/11 октября) Кирилл Туровский , еп. (28 апреля/11 мая) Кирилл (Константин) Философ , Моравский, равноап, учитель Словенский (14/27 февраля; 11/24 мая) Кирилл Челмогорский , прп., просветитель чуди (8/21 декабря)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   Деян. 7:60; Еф. 3:14.    Лк. 22:62.    Творения. Т. 2. Беседа о статуях XX. СПб., 1896. С. 224.    Творения. Т. 1. Беседа о статуях IX. С. 110.    Нахимов Н. Вера, молитва и жизнь православного христианина. СПб., 1910. С. 33.    Нравственно-подвижнические слова. Сергиев Посад, 1911. С. 8, § 13.    Мф. 15:8-9; ср.: Ис. 29:13; Иер. 6:20.    Пространный христианский катихизис. Указ. изд. С. 103.    Творения. Ч. 5. Подвижнические уставы. Сергиев Посад, 1892. С. 348.    Пространный христианский катихизис. Указ. изд. С. 102.    Слова и речи. Т. 5. М., 1885. С. 67.    Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 4. Беседа на книгу Бытия XXVI. СПб., 1898. С. 267.    Филарет (Дроздов), святитель. Т. 5. Указ. изд. С. 519.    Толковая Псалтирь Евфимия Зигабена. Киев, 1907. С. 823 (в примечании). В псалмах: 17, 20, 28, 29, 32, 46, 65, 74, 95, 97, 102, 104, 116, 117, 133, 144—150 и др. пророк Давид то сам восхваляет Господа, то зовет к этому все Божье творение. Замечательными образцами хвалебной молитвы в Ветхом Завете еще служат: псалом хваления Анны (1 Цар. 2:1-10), песнь избавления, приводимая пророком Исаией (Ис. 12:1-6), молитва Товита после благополучного возвращения домой его сына (Тов. 13:1-18) и др.    Василий Великий, святитель. Творения. Ч. 5. Подвижнические уставы. Гл. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 321.    Молитва Евхаристического канона на литургии святителя Василия Великого.    Там же.    Исследованием акафистов долгое время занимался А. В. Попов, издавший в 1903 году замечательную книгу под заглавием «Православные русские акафисты».    Филарет (Дроздов), святитель. Слова и речи. Т. 2. М., 1879. С. 12—130.    Там же.    Указание пути ко спасению. М., 1885. С. 11.    Слова и речи. Т. 3. М., 1877. С. 94.    Ср. молитвы: пророка Моисея (Исх. 33:12-23), царя Соломона (3 Цар. 8:22-53), пророка Илии (3 Цар. 17:21; 18, 36—37), царя Езекии (Ис. 37:15-20), пророка Иеремии (15, 15—18; 17, 13—18; 18, 18—23), священника Елеазара (3 Мак. 6:1-14), псалмы 142, 118 и др.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Если рассматривать в целом весь корпус новозаветных текстов, то обнаружится, что та же антиномия (не будем употреблять термина «противоречие») присутствует в двух взаимодополняющих эсхатологических картинах. С одной стороны Христос Сам возвещает в начале Своей проповеди: «…исполнилось время и приблизилось Царствие Божие» (Мк.1:15). Но с другой стороны в том же Евангелии от Марка перечислены предзнаменования Второго Пришествия Господа так же из уст Христа (Мк.13; ср. Мф. 24 и Лк. 21). На протяжении всего Нового Завета постоянно возникает антиномия между «уже исполнившимися» во Христе и «еще не исполнившимися» до Пришествия Господа. Что же касается 2 Фес, то нисколько не намереваясь усомниться в его подлинности, мы не можем не отметить, что нигде в Новом Завете антиномия между двумя эсхатологическими картинами не вызывает таких трудностей для объяснения, как здесь. Разделы Послания Обращение 1:1–2 Первая часть. 1:3–12. Молитва благодарения. Вторая часть. 2:1–12. Эсхатологическая доктрина. Третья часть. 2:13 – 3:16. Наставления верующим. а. 2:13 – 3:5. Призыв к стойкости. б. 3:6–16. Предостережение от праздности. Заключение. 3:17–18. Экзегеза 2 Фес. Обращение 1:1–2. «Отправители здесь те же, что и у 1 Фес.: Павел, Силуан и Тимофей; адресат тот же: Фессалоникийская Церковь . Пожелание благодати и мира от Бога Отца. Первая часть 1:3–12. Молитва благодарения. Она во многом похожа на благодарственную молитву 1 Фес: апостол Павел благодарит Бога за то, что вера фессалоникийцев «возрастает» (1:3), и это является предметом гордости апостола. Апостол с уверенностью пишет, что в День Господень фессалоникийцы окажутся достойны Царствия Божия, в то время как злые будут наказаны. Вторая часть 2:1–12. Эсхатология. а. 2:1–5. По-видимому, фессалоникийцы были встревожены некими откровениями, словами или посланиями, якобы исходившими от апостола Павла (1,2). Они, вероятно, поддались уверениям, что День Господень «νσηκν» (2:2). Как следует перевести этот глагол, который употреблен в перфекте и, следовательно, обозначает уже совершенное действие? В ТОВ. читаем: «День Господень настал». Подобный перевод удивляет в a priori, так как, если бы День Господень уже наступил, а значит, был бы для всех очевиден, то для убеждения фессалоникийцев были бы не нужны ни откровения, ни слова, ни послания. В BJ и Seg дается такой вариант: «День Господень уже здесь»; этот перевод непонятен: если «День Господень уже здесь», то это подразумевает, что он наступил. Бюзи перевел это место следующим образом: «…как если бы День Господень был близок». Однако перевод «был близок» не передает перфект греческого глагола.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

Что могут означать выражения «то, что не допускает открыться (Антихристу)» и «удерживающий» приход беззаконника? Прежде всего, отметим, что апостол Павел ссылается на свою устную проповедь: «Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это?» (2:5). Апостол имеет в виду некие слова, содержание которых нам неизвестно. И, тем не менее, начиная со святоотеческих времен и вплоть до наших дней, экзегеты пытаются разгадать загадку. В общих чертах можно сказать, что существует два вида толкования, как говорил уже Иоанн Златоуст : «Одни полагают, что здесь имеется в виду благодать Духа, другие римское владычество». 6 Действительно, это место можно понимать в том смысле, что римский Император («удерживающий») или же шире Римская империя («то, что не допускает») были в то время гарантом «Pax romana» и препятствовали войнам, которые могли бы стать предзнаменованием конца. Позже, согласно этой же логике, под удерживающей властью понимали христианскую империю (и даже русскую). Некоторые экзегеты толковали это как апостольскую проповедь, как действие Святого Духа в Церкви (Феодор Мопсуестийский, Феодорит, см. ТОВ., комментарий sub loco). Третья часть 3:13 – 3:16. а. 2:13 – 3:5. Призыв к стойкости. Увещевания апостола начинаются с благодарственной молитвы за то, что Бог избрал фессалоникийцев «через освящение Духа» «ко спасению» (2:13). Они должны твердо придерживаться предания, которому научил их апостол (2:15). б. 3:6–15. Апостол Павел требует «удаляться» от брата, «поступающего бесчинно» (366). Он просит также. Чтобы фессалоникийцы подражали ему, трудившемуся, чтобы не обременять их: «Если кто не хочет трудиться, тот не ешь» (3:10). Подобного рода указания не раз встречаются в его посланиях ( 1Фес.2:9 ; 1Кор. 4:12 ; 2Кор. 11:9 ; Деян. 20:33–35 ). Вместе с тем апостол признавал, то проповедник может получать материальное вспомоществование ( 1Кор. 9:8–10 ). Заключение 3:17–18 Эта часть нуждается в комментарии. а. «Приветствие моею рукою Павловою» (3:17). Подобное уточнение содержится в конце двух других посланий апостола ( 1Кор. 16:21 ; Кол.4:18 ). Из этого следует, что некоторые Павловы послания были на самом деле написаны его помощниками. Вероятно, составителем обоих Посланий к Фессалоникийцам был Силуан.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010