Эти роли также перечисляются в Таргуме Неофити на Быт. 18:1 и Таргуме Псевдо-Йонатана на Быт. 18:2 и 18:16, но без упоминания имен ангелов. Таргум Неофити, возможно, является самым ранним дошедшим до нас источником, в котором обсуждается этот вопрос и приводится предположение, что роли были приписаны трем ангельским гостям до того, как они были названы в раввинистической традиции по именам. Кроме того, альтернативное описание ангельских миссий приводится в Бава Меция 86b, где роли Михаила и Гавриила остаются теми же, а функция Рафаила заключается в исцелении Авраама после обрезания . Еще одна проблема, рассмотренная раввинами в толковании Быт. 18-19, заключается в том, что ангелы, а не люди, пребывают в гостях у­ Авраама и Лота, а в библейском тексте говорится о том, что они едят пищу в Быт. 18:8: «Он стоял у них под деревом, и они ели », а также в Быт.19:3 . Представление о том, что ангелы не нуждаются в еде, встречается в ряде ранних источников и, как представляется, было широко распространено. Например, в Тов. 12:19 ангел Рафаил утверждает, что, когда он, как казалось, ел, это было всего лишь видение . В ряде раввинистических текстов подчеркивается, что ангелы не ели даже в Быт. 18-19 и либо сказали своим хозяевам, что они не будут есть, либо притворялись, что ели. Например, в Берешит Рабба 48:11 опровергается возможность приема пищи ангелами в Быт. 18:8. Ангелы открыто заявляют, что не едят и не пьют, но говорят Аврааму делать это. Это понятно из Быт. 18:5: «с делай то, что ты сказал», что интерпретируется как наставление Аврааму есть, а не как согласие ангелов принять гостеприимство Авраама. Альтернативная традиция представлена в Берешит Рабба 48:14:     (Берешит Рабба 48:14; Теодор-Альбек 19652, 491) На небесах нет еды; Моисей взошел, и явился он как они [ангелы], [как сказано]: и я жил на горе сорок дней и т.д. (Втор. 9:9). Но внизу есть [еда], [как написано]: и он стоял около них под деревом, и они ели (Быт. 18:8). Действительно ли они ели? Они только выглядели так, будто ели, устраняя одно [блюдо] за другим.

http://bogoslov.ru/article/6028809

См. Чет.-Мин.). – Иосиф (или Иосия, он же Иуст) был после епископом Елевферополя (в Иудее, и здесь скончался мученически (пам. 30 окт. См. Чет.-Мин.). Глава 2 Первая христианская Пятидесятница и сошествие Св. Духа на Апостолов (1–4) 1. При наступления дня Пятидесятницы, все они были единодушно вместе. При наступления дня Пятидесятницы: день еврейского праздника Пятидесятницы совпал в этот год со днем праздника первой христианской Пятидесятницы. Законом Моисеевым постановлено было ( Лев.23:15–16 ) праздновать 50-й день после наутрия субботы Пасхи, отсчитав от нее семь полных седмиц. Пасха еврейская в год смерти Христовой падала на вечер пятницы (14-е Нисана). Так как вечер у евреев причислялся к следующему дню или, точнее – день у них считался с вечера, то первый день Пасхи был, собственно, суббота (см. прим. к Ин.19:14 , Ин.19:31 и парал.); это был вместе и первый день праздника опресноков ( Лев.23:5–6 ) и суббота Пасхи, на утрие которой (субботы) приносился так называемый сноп потрясания ( Лев.23:11 ); наутрие субботы этой значит было по-нашему утро воскресенья (в тот год – утро, в которое воскрес Господь, или первый день недели); от него нужно было отсчитать семь полных недель или 50 дней и в 50 день праздновать Иегове-Богу. Таким образом, праздник еврейской Пятидесятницы в тот год падал на первый день недели или, по-нашему, воскресенье, – на 50 день по воскресении Христовом. Этот еврейский праздник, праздник седмиц ( Тов.2:1 ; 2Мак.12:23 ) или праздник (принесения) первых плодов ( Исх. 23:16 . Чис. 28:26 ) был установлен в освящение жатвы или первых плодов, был один из трех великих праздников, в которые весь мужеской пол (кроме детей и немощных) должен был праздновать в Иерусалиме (Пасха, Пятидесятница и Кущи, Исх.23:14–16 ; Втор.16:16 ), и праздновался он весело, светло ( Втор.16:11 ). С этим празднеством соединялось также празднество воспоминания синайского законодательства, на том основании, что в третий день третьего месяца по выходе евреев из Египта Господь сошел на Синай для законодательства ( Исх.19:1 ; Исх.19:10–11 ), евреи же вышли из Египта в ночь Пасхи ( Исх.13:3 и пар.); следовательно, день законодательства был 50 после Пасхи исхода (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Солнце закатилось. Раздается шум голосов и инструментов. При свете факелов, которые несет свита, жених, сопровождаемый друзьями, приближается к жилищу невесты; ему предшествуют музыканты и певцы ( Иер.25:10 ; Суд.14:11 ; 1Мак.9:39 ; Мф.9:15 ); на женихе самая лучшая одежда; на его голове брачная чалма, увенчанная короной ( Ис.61:10 ; Песн.2:11 ). Жених входит в дом невесты, которая со своими подругами с нетерпением ждет его появления ( Мф.25:6 ): жених берет ( Чис.12:1 ; 1Пар.2:21 ) 69 невесту при торжественных выражениях веселья ( Пс.44:15 ). Отселе — это молодая чета. В сопровождении своих родных, друзей и подруг, молодые направляются в брачный дом жениха с веселой свитой факельщиков, музыкантов и певцов ( Откр.18:22–23 ); девицы — подруги новобрачной — встречают жениха и провожают молодых со светильниками в руках, без которых они не могут быть допущены в число приглашенных ( Мф.25 ); на улице теснятся любопытные зрители процессии ( Песн.3:11 ); друзья жениха и подруги невесты поют брачную песнь ( Иер.7:34 ), прославляя молодую супругу. В доме жениха молодых ждал праздник, на который приглашались все друзья и соседи ( Быт.29:22 ; Мф.22:1–10 ; Лк.14:8 ; Ин.2:2 ). Домохозяин снабжал своих гостей приличными ( Мф.22:11 ) для праздника одеждами. Праздник продолжался семь, а иногда даже четырнадцать дней ( Суд.14:12 ; Тов.8:19 ). Гости предавались увеселениям, особенно любимым на Востоке, а именно загадкам ( Суд.14:12 ), всегда заключающим в себе практический смысл, равно как и другим забавам и развлечениям. Теперь жених входил в прямое сообщение со своей невестой и  радость друга жениха была исполнена , потому что он слышал, как молодые беседуют между собой ( Ин.3:29 ): значит дело, возложенное на него, приведено к доброму концу. В том случае, когда невеста была девица, гостям раздавались поджаренные колосья — символ многочадия и благополучия, которое призывалось на деву в ее супружеском жилище. Новобрачный был уволен в продолжение целого года от военной службы и вообще от всех общественных дел, которые могли бы удалить его из дома.

http://azbyka.ru/zhenshhina-v-vethom-zav...

5:25. Болезнь, которой страдала женщина, возможно, была вызвана нарушением менструального цикла, и по закону она постоянно была ритуально нечистой ( Лев. 15:25–28 ) – т. е. ее физический недуг осложнялся социальной и религиозной проблемами. 5:26. Методы, применявшиеся как еврейскими, так и языческими врачевателями, сводились в основном к разнообразным заговорам, поэтому нет ничего удивительного, что они оказались неэффективными (ср.: 2Пар. 16:12 ; Тов. 2:10 ; кумранский апокриф «Книга Бытие», 20:19,20). Хотя многие врачи в эллинистическом мире были рабами, источники, дошедшие до нас из еврейской Палестины, показывают, что врачи вПалестине получали немалые доходы. 5:27–29 . Коснувшись чьих-то одежд, эта женщина переносила на человека свою ритуальную нечистоту (ср.: Лев. 15:26,27 ). Полностью избежать осквернения (ритуальной нечистоты) было невозможно, но неудобства, связанные с процессом очищения, заставляли мужчин всячески избегать ситуаций, чреватых осквернением. Поскольку женщина своим прикосновением оскверняла всех, к кому прикасалась, она не имела права даже находиться в толпе. Позднейшая иудаистская традиция проявляет в этом отношении даже большую строгость, чем Книга Левит (напр., Мишна), так что многие учителя избегали вообще прикасаться к женщинам, чтобы случайно не оскверниться. Таким образом, ни она не могла прикоснуться к другим, ни к ней никто; возможно, она никогда не была замужем или была разведена, т. е. была отверженной в еврейском обществе. 5:30–34. Евреи верили, что только учителя, наиболее приблизившиеся к Богу, обладают высшим знанием. Иисус использует это недоступное людям знание, чтобы определить, кто к Нему прикоснулся, несмотря на то что в глазах присутствовавших это подтверждало факт осквернения. Принимая во внимание, что ученики-мужчины часто проявляли маловерие (8:17–21; 9:19), следует отметить, что рассказ Марка о вере этой женщины (ср.: 7:29; 12:44; 15:40,41), должно быть, показался очень необычным читателям, в чьей культуре женщины считались неспособными на твердые убеждения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

На невесту теперь смотрели как на действительную жену будущего супруга, потому что, по иудейскому закону, обручение было равносильно супружеству; поэтому неверность со стороны невесты наказывалась смертью ( Втор.23:23–24 ), точно так же, как и неверность жены; впрочем, жених мог в таком случае отказаться от невесты ( Мф.1:19 ), дав ей разводное письмо, если он не хотел подвергать ее смертной казни. Обручение не имело силы только в случае, когда невесту принудили к нему угрозами и жестокостями. Ничто не смущало тихой жизни невесты в родительском доме: по трогательной предупредительности, закон Моисеев освобождает от военной службы и жениха, который ждет счастья, и молодого супруга, который им наслаждается ( Втор.20:7; 24:5 ). Для совершения самого брака были назначены особые дни недели: четвертый день недели был назначен для брака дев и пятый для брака вдов. Библия не определяет точно религиозный акт брака, но можно думать, что его составляла та взаимная клятва, которая иногда произносилась при обручении, а иногда при самом браке, почему и сам брак в Писании называется заветом, заветом юности, заветом Божиим ( Иез.16:8 ; Мал 2:14 ; Притч.2:17 ), — тем самым великим именем, которым обозначался союз Господа с Его народом; тот же религиозный акт нужно видеть в благословении, какое давали брачующимся родители, родные и старейшины ( Быт.24:60 ; Руфь 4:11–12 ; Тов.7:13 ). Праздничная церемония брака состояла в проводах невесты из дома ее отца в дом жениха или его отца. Невеста, накануне очистившаяся в бане 67 , в день самого брака, намащенная и надушенная драгоценными ароматами, окруженная своими родными и подругами, одевается в белые шитые золотом одежды ( Иез.16:3 ; Песн.3:6 ; Откр.19:8 ; Пс.44:14–15 ); двойная туника, подпоясанная в несколько раз широким поясом ( Иер.2:32 ), обрисовывает стан и живую красоту невесты, спускаясь на ее ноги, обутые в сандалии из тонкой кожи ( Иез.16:10 ); длинное легкое покрывало, складки которого волнисто ниспадают, покрывает ее лицо и всю фигуру, служа символом ее покорности мужу ( Быт.24:65; 38:14–15 ; 1Кор.11:10 ); браслеты окаймляют кисти рук, вокруг шеи вьется ожерелье, нос украшен кольцом, а уши — серьгами ( Иез.16:11–12 ); на ее расплетенных 68 волнистых волосах блестит золотая корона — главное украшение невесты, по которому она называется коронованной .

http://azbyka.ru/zhenshhina-v-vethom-zav...

а) Намерение Лисия отомстить Иудеям за поражения, нанесенные Сирийцам, и новое поражение громадной Лисиевой армии (ст. 1–12). б) Мирное письмо Лисия к Иудеям (ст. 13–21). в) Письмо царя Антиоха Евпатора к Лисию, относительно Иудеев (ст. 22–26). г) Письмо царя к народу Иудейскому (ст. 27–33) д) Мирное письмо Римлян к Иудеям. Ст. 21. Что за месяц …Диоскоринфий ? У Греков не находят его между названиями месяцев. Некоторые полагают, что это месяц диос, или же месяц дистрос. Последний соответствует месяцу марту, а первый – месяцу ноябрю. Ст. 30. Месяц …Ксанфик… соответствует нашему апрелю. Глава 12 1189 . Победы Иуды Маккавея а) Новые беспокойства от сирийских вождей – Тимофея, Аполлония, Иеронима, Димофона и Никанора (ст. 1–2). б) Наказание вероломных Иоппийцев (ст. 3–7). в) Наказание Иамнитян (ст. 8–9). г) Поражение Арабов (ст. 10–12). д) Взятие города Каспина (ст. 13–16). е) Поражение сирийского отряда, оставленного Тимофеем в Хараке (ст. 17–19). ж) Поражение самого Тимофея (ст. 20–25). з) Удачное сражение против Карниона и Атаргатиона, взятие Ефрона, мир с Скифопольцами и возвращение в Иерусалим (ст. 26–31). и) Поражение Горгия, военачальника Идумеи (ст. 32–37). и) Молитва и жертва Иуды о павших воинах (ст. 38–45). Ст. 8. …Иамния… находилась к югу от Иоппии, или Яффы. Ст. 17. …Харак… есть страна, находившаяся в древней моавитской области, на восток от Мертвого моря. …Иудеи Тувиины… назывались так потому, что обитали в древней стране Тов 1190 . Ст. 35–38. …Мариса… был город в колене Иудовом, …Адоллам… город находился в долине колена Иудова. Очищение воинов Маккавея, для празднования субботнего дня, состояло в омовениях; так как они по необходимости проливали кровь на войне и прикасались к трупам, – что считалось нечистотой законной 1191 . Ст. 45. Иуда Маккавей …принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха... Поступок Иуды Маккавея весьма важен в том отношении, что он указывает на древность обычая церкви молиться за умерших. Напрасно лютеране, отвергающие молитвы за умерших, стараются заподозрить подлинность приведенных слов книги Маккавейской; они находятся, как во всех манускриптах греческих, так и во всех древних переводах. Глава 13 1192 . Нашествие Антиоха Евпатора на Иудею

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

В третий и шестой год должно было отделять еще третью десятину для пропитания левитов, бедных, вдов и сирот ( Втор. 14:22–29 ; Тов. 1:6–8 ) 259 Евреи считали дни с вечера, потому что дни творения Богом мира считаются в Библии с вечера ( Быт. 1 ), а также и потому, что указателем времени у евреев служила луна ( Пс. 103:19 ), которая становится видимою по захождении солнца. Древние евреи не имели понятия о часах и сутки делили только на две части: вечер и утро, т.е. ночь и день. Разделение дня на 12 часов поздние евреи заимствовали у вавилонян. Часы считали они от восхода до заката солнца. Третий час соответствовал нашему девятому утра, шестой – полудню, одиннадцатый – началу вечера. Час был неодинаковой долготы в различное время года, так как самый долгий день в Палестине состоит из наших 14 ч. и 11 мин., самый короткий из 9 ч. 48 мин., в самый долгий день солнце восходит в 5 ч., а заходит после 19 ч.; в самый короткий день восходит после 7 ч., а заходит почти в 17 ч. Семь дней составляли седмицу. Первые шесть дней не имели особенных названий, а седьмой день называли субботою (покой, неделя, нерабочий день). Субботою или неделей называлась иногда и вся седмица. Прочие праздники евреев распределялись также по семеричному числу 260 Четыре седмицы составляли один месяц. Месяцы начинались с появления серпа молодой луны и были в 29 или 30 дней. Только некоторые месяцы имели свои названия, напр., первый весенний месяц назывался авив, месяц колосьев. Месяц авив соответствовал второй половине марта и первой половине апреля. К 12-и месяцам прибавлялся от времени до времени 13-й 261 Евреи первоначально называли седьмой месяц афаним (месяц текущих, невысыхающих рек), а после плена стали называть тисри. Он соответствовал второй половине сентября и первой половине октября 262 Если кто не мог совершить Пасху в этот день, то должен был совершить малую пасху вечером 14-го дня второго церковного месяца 263 Горькие травы (дикий латук и другие) евреи должны были употреблять в память горькой жизни в Египте, а опресноки, кроме этого, еще в память поспешного выхода из Египта, когда они не успели приготовить себе кислого хлеба 264 Через обряд потрясения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Праздник Пятидесятницы имеет свои корни в Ветхом Завете. Согласно книге Исход ( Исх.23:14-16 ), для древнего Израиля были установлены три важнейших праздника: праздник опресноков (в 15-й день 1-го месяца еврейского календаря), праздник жатвы первых плодов (через пятьдесят дней после Пасхи; также «праздник седмиц») и праздник собирания плодов (в конце года). В эти три праздника должен являться весь мужской пол твой пред лице Владыки , Господа твоего ( Исх.23:17 ). Праздник седмиц, к которому восходит Святая Пятидесятница, первоначально отмечался через семь недель после начала жатвы (Втор.16:9: Начинай считать семь седмиц с того времени, как появится серп на жатве ), затем семь недель стали отсчитывать от Пасхи. Определение точного дня праздника вызывало разногласия среди иудеев: так, саддукеи отсчитывали семь недель от первой субботы после первого дня Пасхи (при этом праздник всегда приходился на первый день после субботы); фарисеи считали, что под «субботой» подразумевается первый день Пасхи, т. е. 15 нисана, и отсчитывали семь недель от следующего дня — 16 нисана. B I в. по Рождестве Христовом позиция фарисеев возобладала. Bo II в. по Рождестве Христовом с праздником седмиц в иудаизме стало соединяться воспоминание обновления Завета на Синайской горе через пятьдесят дней по выходе евреев из Египта. Эта ассоциация, возможно из иудейских источников, была известна церковным писателям (например, блаженному Иерониму, блаженному Августину 1 ). В раввинистической литературе праздник носит названия «седмиц», «завершающего собрания», «завершающего собрания Пасхи». Термин «Пятидесятница» в иудаизме не встречается, но известен по памятникам эллинистического иудаизма ( 2Мак.12:32 ; Тов.2:1 ; несколько раз упоминается в книге Иосифа Флавия «Иудейские древности»). В позднем иудейском богослужении традиционно используются, в частности, чтения: Исх.19 и 20 (о даровании закона на горе Синай), Чис.28:26—31 (здесь отражается древнее значение этого дня как праздника жатвы) 2 . В сирийском Лекционарии по рукописи Британской библиотеки из фонда Additional (Add. 14528) в числе чтений на Пятидесятницу указывается Исх.19:1 — 20:17 (возможно, это говорит о влиянии практики иудейского богослужения).

http://azbyka.ru/sluzhba-v-nedelyu-svyat...

Он дал ученикам своим много верных, твердых доказательств того, что жив или воскрес от смерти Он сам – распятый и умерший на кресте, а не кто-либо иной. Эти доказательства давал Он в продолжение 40 дней по воскресении являясь им. Ученики, как известно из Евангелий, не понимали речи Господа, когда Он говорил им о своих страданиях, смерти и воскресении ( Мк.9:32 и прим.), даже не понимали, что значит – из мертвых воскреснуть в приложении к их Учителю-Мессии ( Мк.9:10 и прим.), не знали из Писания, что Ему надлежало из мертвых воскреснуть ( Ин.20:9 и прим.); вследствие этого не верили Его воскресению даже тогда, когда Он уже являлся по воскресении некоторым ( Мк.16:11 ; Мк.16:14 ; Лк.24:11 ; Ин.20:25 д.). Таким образом, ученики Господа нуждались в верных, непреложных доказательствах воскресения Его, и Он дал им такие доказательства, в продолжение 40 дней являясь им и говоря о царствии Божьем. Он являлся им с тем же, только прославленным, телом так что они по виду узнавали, что это Он ( Лк.24:37 д. Ин.20:25 ), позволял осязать Себя в удостоверение ( Лк.24:39 д. Ин.20:27 ), вкушал с ними пищу также с целью удостоверения их ( Лк.24:41–43 ; ср. Деян.10:41 ). Из учения Являвшегося о царствии Божьем ученики также должны были уверится, что это Он, их умерший и воскресший Учитель: ибо это учение, без сомнения, было то же, какое они слышали от своего Учителя еще до времени страданий и смерти Его. Все эти доказательства Его воскресения были верные, вполне убедительные для учеников до такой степени, что после не видно в них даже и тени прежних сомнений их в воскресении их Учителя; напротив, с необычайной уверенностью они после всегда и при всяком случае свидетельствовали о несомненной действительности Его воскресения. – Являясь им (греческое слово соответствует явлению Его в измененном – прославленном теле; ср. Тов.12:19 ): не постоянно пребывал с ними, как до страданий, а только по временам являлся (ср. прим. к Ин.21:1 ). Из таковых явлений в новозаветных книгах упоминаются явления: 1) Марии Магдалине ( Ин.20:14 ; Мк.16:19 ), 2) ей же вместе с другими женами ( Мф.28:9 ), 3) ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Милость сия есть обращение заблуждающих и исправление грешников ( Иак.5:19–20 , Гал.6:1 ). Милость сия простирается на всех заблуждающихся за пределами её. Милость сия есть научение неверующих ( 1Фес.5:11, 14 ; Евр.10:24 ). Научение это есть как всякое, вообще полезное наставление ближнему, так и особенно руководство его к познанию веры, Закона Божия и заповедей христианских. Милость сия есть утверждение колеблющихся ( 1Фес.5:14 ). Это бывает, когда подается ближнему полезный совет и делается благовременное предостережение от опасности. Милость сия есть утешение печальных ( Рим.12:15 ). Любовь не оставляет ближнего ни в каком состоянии. Она разделяет и его радости, и его скорби. Милость сия есть прощение обид и воздаяние благом за зло ( Лк.6:37 ; Мф.18:22, 5:14 ) ( Рим.12:17–21 ). Милость сия есть молитва за ближних, не только за сродников и присных, но и за чуждых, не только за благодетелей, но и за врагов, не только за верных, но и за неверных особенно же за бедствующих и страждующих ( Иак.5:16 , Мф.5:44 ). Милость сия есть поминовение усопших: молитва и милостыня за умерших от смерти избавляет и не оставляет ити во тму ( Тов.4:10, 17 ). Все, свято исполняющие сии дела милосердия суть милостивые. Что же с ними будет? Милостивые сами будут помилованы. Милостивых самих Милосердый Владыка в вечном блаженстве напитает, напоит, оденет, избавит от темницы ада, сподобит оставления грехов и помянет, егда приидет во царствии Своем. Убегаем же, братие, жестокосердия и немилости. Будем, по слову Спасителя нашего, милосерди, яко же и Отец наш милосерд есть ( Лк.6:3–6 ). Милость наша привлечет на нас Божию милость. Аминь. 7. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят Чистота сердца так приближает человека к Богу, что он видит Его лицом к лицу ( 1Кор.13:12 ). В чем состоит чистота сердца, и какое блаженство ожидает чистых сердцем? Все наши внешние действия, слова и поступки суть плоды, которые бывают сладки или горьки, судя по тому, каково дерево – сердце наше; это ручьи, которые бывают чисты или мутны по тому, каков источник – сердце наше. Сердце есть источник духовной или нравственной жизни ( Лк.6:45 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010