Но его оригинал не сохранился. Существующий же в разных редакциях греческий перевод, более позднего происхождения, конечно, принадлежит эпохе общего распространения греческого языка, не ранее 3-го века до P. X. Замечательно, что в Новом Завете и католические и протестантские защитники книги Товита находят очень скудные (всего лишь две цитаты: Тов.4:9 = Мф.6:19–20 ; Тов.12:15 = Откр.8:2–4 ) следы знакомства с этою книгою. Но и эти следы не содержат ни имени Товита, ни каких-либо очень точных указаний. 205 Не упоминается эта книга и у Иосифа Флавия. Впервые следы ясного знакомства с этою книгою находятся уже в христианской литературе и то неранней: у Поликарпа Смирнского (Посл. к Филип. 10 гл.= Тов.12:9 ) и Климента Римского ( 2Кор.16 = Тов. 12:8–9 . De virg. 1:10= Тов.4:14 ), но творения, содержащие эти цитаты, подвергаются весьма серьезным спорам в своей подлинности. Из неоспоримо подлинных творений впервые ясная цитата, как из «писания» (γραφς) : из этой книги находится у Климента Александрийского (Strom. VI, 12= Тов.12:9 ; Strom. 1:21; 2:23= Тов.4:16 ) и Оригена (De orat 11= Тов.3:24; 12:12 ). По свидетельству последнего, в его время уже «церкви пользовались книгой Товита» (Ер. ad Afric 13). Из последних цитат можно заключить, что в конце 2-го в. по P. X. книга Товита стала распространяться в александрийской Церкви, так как и перевод то может быть в Александрии был составлен. По мнению некоторых ученых, редактор (или автор) жил в Египте. 206 Но характер всего повествования заставляет считать его палестинским Евреем. Более о нем ничего нельзя сказать. С книгой Товита соединяется в вышеупомянутой русской литературе, а равно и в западной, спор об исторических и догматических «недоумениях», вызываемых ее повествованиями. Эти недоумения высказаны были еще митр. Филаретом и повторены митр. Арсением в след. форме. 1) Ангел Рафаил, облеченный человеческою плотью, обманывает людей, называя себя Израильтянином Азариею. 2) Асмодей или злой дух убивает семь мужей Сарры, 207 изгоняется дымом сожигаемых внутренностей рыбы и в верхнем Египте связывается узами; 3) помет врабиев падает вдруг на оба глаза Товии, и ослепленному возвращается зрение посредством рыбьей желчи; 4) Мидийский город Раги, по Страбону, построен Селевком Никатором и 5) Товит представляется плененным Салманассаром (собственно по тексту Енемессаром), отцом Сеннахирима, а по библейским свидетельствам, Неффалимово колено, из коего происходил Товнт, уведено в ассирийский плен Феглафелассаром ( 4Цар.15:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Эстонец Иван Николаевич Вяльбе не являлся «старым большевиком» из Мотовилихи, скрывать ему было нечего и писал он только о том, что услышал от «знающих» людей. Заинтересовывают следующие его слова: «… Несмотря на то, что нет возможности дать те или иные сведения на основании документов, Истпарт может сообщить, что тов. Новоселов, действительно являлся одним из двух, приведших в исполнение решение о расстреле Мих. Романова… (…) Когда несколько лет тому назад, из-за возникновения за границей ложных слухов о том, что Мих. Романов жив, понадобилось разыскать могилу, где он был похоронен , то, оказывается, не было известно о местопребывании тов. Новоселова и поэтому он не мог быть привлечен к участию в розыске» . Между тем в Уралистпарте уже имелись воспоминания А.В. Маркова, направленные туда 20 марта 1924 года, где было написано : « Начинало светать. Это было 12 июня, но было почему-то очень холодно. Мы только стащили их вместе, в сторону от дороги, завалили прутьями и уехали в Мотовилиху. Зарывать ездили на другую ночь т. Жужгов с одним надежным милиционером, кажется Новоселовым». Опираясь на них С.С. Моисеев 19 сентября 1928 года дает ответ в ИстпартЦК ВКП(б) : «… Из имеющихся у нас воспоминаний и запроса уже известных участников этого события установлено, что тов. Новоселов непосредственного участия в расстреле не принимал, но был приглашен на другой день для того, чтобы глубже зарыть трупы расстрелянных, - что он и проделал с тов. Жужговым. В воспоминаниях одного из активных участников расстрела - тов. Маркова А. В. видно, что выбор на тов. Новоселова пал потому, что он считался одним из преданных исполнительных милиционеров». Из представленных документов следуют важнейшие исторические выводы: – И.Г. Новоселов вместе с Н.В. Жужговым действительно скрывали останки последнего Императора Михаила II; – в начале 20-х годов в Перми действительно производился розыск могилы; – розыск это был связан с тем, что за границей возникли слухи, « что Мих. Романов жив». И как было показано выше сочетание подобных факторов пришлось именно на май-июнь 1921 года, когда в Пермь приезжал Замнаркома ВД М.Ф. Владимирский…

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/12/...

Представление об ангельских миссиях также встречается в Иудейских древностях Иосифа Флавия I.11.2, в котором об ангелах написано, что: «они не могли больше терпеть притворства, но исповедовали себя посланниками Божьими, один из которых был послан, чтобы объявить весть о ребенке, а два других уничтожить Содом» (Thackeray 1967, 99). Таким образом, двумя ангелами, прибывшими в Содом, были Михаил и Гавриил; Рафаил завершил свою миссию и ушел, а Михаил сопровождал Гавриила, чтобы спасти Лота. Идея о том, что Михаил не участвовал в уничтожении Содома, основывается на употреблении глагола «уничтожь» в Быт. 19:25 в единственном числе. Ср. Дерех-Эрец Рабба 4; Рафаил — ­упоминается в Тов. 3:17 как исцеляющий его слепоту, а в Тов. 5:4 он именуется ангелом. Позже он раскрывает себя Товиту как «один из семи ангелов, стоящих на страже и вступающих в славу Господа» (Тов. 12:15), он также отождествляется с «ангелом Божиим» (Тов. 12:22). Это древнее предание о Рафаиле как ангельском целителе может быть отражено в описании миссий в Бава Меция 86b. Ср. Goodman 1986, 160-175, особенно 168. Быт. 19:3: « И сделал им пир, и испек опресноки, и они ели». См. также Филон, Вопросы и ответы на книгу Бытия IV.9; Об Аврааме 118; Т. Abr. A 4.4ff и Иудейские древности Иосифа Флавия I.11.2. Например, Таргум Неофити на Быт. 18:8; Берешит Рабба 48:11; 48:14; Левит Рабба 34:8; Бава Меция 86b; Таргум Псевдо-Йонатана на Быт. 18:8; 19:3; Танхума Ваера 11; Исход Рабба 47:5. Мы находим различные потоки мыслей в толковании использования термина «мой господин»­, как отмечалось выше, но во всех них, тем не менее, поддерживается единодушное мнение о том, что три ангела, посетившие Авраама, шли вслед за Богом. В настоящем анализе основное внимание уделяется восточной традиции христианства, где отцы Церкви, как правило, находятся в более тесной близости как с географической, так и с лингвистической точек зрения к основным центрам раввинистического иудаизма, а именно к Палестине и Вавилонии. Следовательно, основная часть обсуждаемой литературы состоит из произведений отцов Церкви на греческом и сирийском языках.

http://bogoslov.ru/article/6028809

Разделы портала «Азбука веры» Сайт о православной семье и браке ( 1  голос:  5.0 из  5) Оглавление Брак был установлен Богом в раю еще до грехопадения Адама и Евы ( Быт. 1:28 ; Быт. 2:22 ), поэтому он рассматривался как священное, божественное установление во всех дохристианских культурах, и, как следствие, его заключение было связано с совершением определенных религиозных церемоний. Наши сегодняшние чинопоследования обручения и венчания уходят своими корнями в глубокую дохристианскую древность, восходя по форме к ветхозаветным и греко-римским корням. Заключение брака в Ветхом Завете и греко-римской среде Священное Писание Ветхого Завета нигде не дает полного описания «чина» заключения брака, однако мы находим в нем ряд важных элементов. Прежде всего, его «двухступенчатая» структура, состоявшая из помолвки и собственно свадьбы, которые четко разграничиваются ( Втор. 22:22–23 ). Пророк Осия использует термин «обручение» в переносном смысле для обозначения верности и постоянства завета с Богом, ориентированного на будущее исполнение ( Ос. 2:19–20 ). Помолвка имела прежде всего правовое значение и состояла в передаче женихом денежной суммы или дара отцу невесты ( Быт. 34:12 ; Исх. 22:16 ; 1Цар. 18:25 ), в более позднее время происходило составление брачного контракта ( Тов. 7:13 ). Через это устанавливался предварительный союз не только между женихом и невестой, но и между их семьями, который окончательно реализовывался в свадебной церемонии. Т. к. все правовые вопросы решались во время помолвки, свадьба была прежде всего большим семейным праздником, на который часто приглашались все жители селения ( Быт. 29:22 ). Молодые, празднично одетые и увенчанные венками ( Ис. 49:18; 61:10 ; Иер. 2:32 ; Иез. 16:10–12 ), в сопровождении друзей ( 1Мак. 9:39 ; Пс. 44:15 ) и гостей торжественной процессией шли из дома невесты в дом отца жениха, что символизировало переход девушки в новую семью мужа. По прибытии процессии здесь устраивался брачный пир, который длился неделю ( Быт. 29:27 ) или даже две ( Тов. 8:19 ). Вечером молодые вводились в брачную опочивальню ( Тов. 8:1 ). С заключением брака были тесно связаны молитвы и благословения, некоторые из них сохранились в тексте Ветхого Завета ( Быт. 24:60 ; Руф. 4:11–14 ; Тов. 8:4–8 ).

http://azbyka.ru/semya/kratkaja-istorija...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Брак был установлен Богом в раю еще до грехопадения Адама и Евы ( Быт.1:28; 2:22 ), поэтому он рассматривался как священное, божественное установление во всех до­христианских культурах, и, как следствие, его заключение было связано с совершением определенных религиозных церемоний. Наши сегодняшние чинопоследования обручения и венчания уходят своими корнями в глубокую до­христианскую древность, восходя по форме к ветхозаветным и греко-римским корням. Заключение брака в Ветхом Завете и греко-римской среде Священное Писание Ветхого Завета нигде не дает полного описания «чина» заключения брака, однако мы находим в нем ряд важных элементов. Прежде всего, его «двухступенчатая» структура, состоявшая из помолвки и собственно свадьбы, которые четко разграничиваются ( Втор.22:22-23 ). Пророк Осия использует термин «обручение» в переносном смысле для обозначения верности и постоянства завета с Богом, ориентированного на будущее исполнение ( Ос.2:19-20 ). Помолвка имела прежде всего правовое значение и состояла в передаче женихом денежной суммы или дара отцу невесты ( Быт.34:12 ; Исх.22:16 ; 1Цар.18:25 ), в более позднее время происходило составление брачного контракта ( Тов.7:13 ). Через это устанавливался предварительный союз не только между женихом и невестой, но и между их семьями, который окончательно реализовывался в свадебной церемонии. Т. к. все правовые вопросы решались во время помолвки, свадьба была прежде всего большим семейным праздником, на который часто приглашались все жители селения ( Быт.29:22 ). Молодые, празднично одетые и увенчанные венками ( Ис.49:18; 61:10 ; Иер.2:32 ; Иез.16:10-12 ), в сопровождении друзей ( 1Мак.9:39 ; Пс.44:15 ) и гостей торжественной процессией шли из дома невесты в дом отца жениха, что символизировало переход девушки в новую семью мужа. По прибытии процессии здесь устраивался брачный пир, который длился неделю ( Быт.29:27 ) или даже две ( Тов. 8:19 ). Вечером молодые вводились в брачную опочивальню ( Тов.8:1 ). С заключением брака были тесно связаны молитвы и благословения, некоторые из них сохранились в тексте Ветхого Завета ( Быт.24:60 ; Руф.4:11-14 ; Тов. 8:4-8 ).

http://azbyka.ru/kratkaya-istoriya-chino...

5 . Лживость слухов о намерении Советского Союза советизировать Югославию видна уже из того, что еще в мае Советское правительство официально через ТАСС высмеяло слухи о склонности СССР к панславизму, реакционный характер которого и полная несовместимость панславизма с политикой Советского Союза совершенно очевидны. 6 . Если к Вам снова обратится посредник от Римского папы, то скажите ему, что Советское правительство не видит возможности заключить соглашение с папой, так как это соглашение могло бы вызвать недовольство как православного духовенства, так и религиозно настроенных прихожан, не сочувствующих католической церкви. 7 . Имейте в виду, что Вам необходимо проявлять максимальную осторожность в разговорах с представителями разных, и в том числе левых, партий (Народна Отбрана, Народна Селячка Стравка, Демократическая Левица и др.). Можно и нужно принимать серьезных представителей всех партий как левых, так и правых, но нельзя в разговорах с ними выходить за рамки наших официальных установок, так как Ваши беседы могут просочиться вовне и повредить интересам СССР. Сообщите, понятны ли Вам настоящие указания и какие необходимы дальнейшие директивы. Молотов АВП РФ. Ф. 059. Оп. 1. П. 317. Д. 2184. Лл. 6364. Машинопись, заверенная копия. 149. Беседа Наркома иностранных дел СССР В. М. Молотова с послом Германии в СССР Ф. Шуленбургом 19 октября 1940 г. Тов. Молотов говорит Шуленбургу, что он вызвал его для того, чтобы передать ответ Советского правительства на памятную записку посла от 17 октября 1940 г. Тов. Молотов передает Шуленбургу памятную записку Советского правительства (приложение 1). Тов. Молотов заявляет далее, что этим будет исчерпан вопрос, который вызывал недоразумения. Поскольку в германской памятной записке указывалось, что переговоры между уполномоченными экспертами в Бухаресте желательно начать еще в октябре, Советское правительство предлагает начать их 28 октября, если это приемлемо для Германского правительства. Кроме того, говорит тов. Молотов, необходимо договориться, как будет осуществлено присоединение Советского правительства к «Временному соглашению» от 12 октября 1940 г. Видимо, Советскому правительству необходимо будет получить текст этого «Временного соглашения». Необходимо также решить вопрос о том, следует ли опубликовать в печати о достигнутом соглашении между правительствами Советского Союза и Германии по дунайскому вопросу.

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

I. В книге Бытия сказано, что Авраам, посылая раба своего в Месопотамию для приискания жены Исааку, говорил ему: Господь Бог небесе и Бог земли... послет ангела своего пред тобою, и поймеши жену сыну моему Исааку оттуду ( Быт. 24:2–7 ). В книге Иисуса Навина замечено, что егда бяше он у Иерихона, то, воззрех очима своима, виде человека стояща пред собою, который рече ему: аз архистратиг силы Господни, ныне приидох семо ( Нав. 5:13–14, 6:1–9 ). В книге Царств написано, что когда пр. Илия. угрожаемый опасностию от Иезавели, с болезнию духа удалился в пустыню, – се ангел Господень коснеся ему, и рече ему: востани, яждь и пий... яко мног от Тебе путь ( 3Цар. 19:2–9 ), и что когда послы больного царя Охозии шли вопросить Ваала, скверного бога аккаронскаго, аще жив будет от болезни своея, ангел Господень рече ко Илии фесвитянину, глаголя: иди на сретение послом Охозии царя самарийска, и речеши к ним: или несть Бога во Израили, яко грядете вопрошати Ваала, сквернаго бога в Аккаронии?.. И глагола ангел Господень ко Илии, и рече: сниди с ним (послом Охозии), не убойся от лица их: и воста Илия, и сниде с ним к царю ( 4Цар. 1:2,3,15 ). Св. пр. Захария говорит: се ангел глаголяй во мне стояше, и ин ангел исхождаше во сретение ему ( Зах. 2:3 ), и вопросих, и рех ко ангелу, глаголющему во мне, глаголя: что суть сия Господи? И отвеща ангел, глаголяй во мне ( Зах. 4:4,5 ). И изыде ангел глаголяй во мне, и рече ко мне: воззри очима твоима, и виждь исходящее сие (3ах. 5:5. Снес. 1:9; 13:14,17,19; 4:1; 5:10; 6:4,5). A в книге Товита изображено, что ангел вызвался быть видимым, хотя и неведомым, спутником Товии в Раги ( Тов. 5:4–17 ), избавил его от опасности при Тигре, давал ему благотворные советы ( Тов. 6,2–18 ), и, что всего более послужило к счастию благочестивого семейства, устроил исцеление Товита ( Тов. 11:1–12 ). Из этих и подобных им ( Быт. 22:15–17, 28:12 . Исх. 14:19 . Суд. 2:1–6 . 2Цар. 24:16 . 4Цар. 19:35 . Дан. 6:22, 9:21 ) мест ветхозаветного Писания видно, что ангелы находились в близком отношении к благочестивым из иудеев, вспомоществуя им в том или другом случае, в тех или других обстоятельствах их жизни и служения, и что такими помощниками их были некоторые особые ангелы, в качестве хранителей, и что след. иудеи имели понятие об ангелах-хранителях не из язычества, но из откровения божественного, – разумеется, неполное, начинательное, подобно тому, как таковые же понятия имели они и о других догматах веры, раскрытых и приведенных в ясность для христиан в откровении новозаветном.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Сл.: «И нищему простри руку твою, да совершится (Остр.: да съблюдется) благословение твое». И здесь Евр. Α испорчен сыростью и может быть восстановлен только при помощи переводов. Лат. прибавляет: «умилостивление и благословение твое», т.е. – «Божие над тобою».   36–38 . Продолжая речь ο благотворительности, премудрый увещевает оказывать благодеяние не только живым, но и умершим: «подавай даяния всякому живущему», буквально: «пред лицом всякого живущего, но и умершего не лишай милости», или «и также от умершего не удерживай милости». О какой милости к умершему идет речь, можно видеть из примера Товита, который не боялся даже пострадать за то, что погребал умерших, лишенных погребения ( Тов. 1:19, 2:8 ). и за это получил награду от Бога ( Тов. 12:12–13 ); возможно, что уже во времена бен-Сира существовал обычай, отмеченный во 2Мак. 12:43–46 , приносить жертвы за умерших, «яко да от греха очистятся». В канонических книгах говорится об оплакивании умерших, которое близкие его считали своим непременным долгом по отношению к нему ( Быт. 50:3, 10 , Числ. 20:30 , Вт. 21:13, 34:8, 1Цар. 31:13 и др.), этот обычай подтверждается и в книге Сираховой (22:9–11, 38:16 дал.); вероятно, и здесь премудрый имеет в виду главным образом эту «милость» живых к умершему. Автор Р. 59, а также в последнее время Сменд, основываясь на 30:18, где говорится ο «брашнах, предлежащих у гроба», и отчасти на Тов. 4:17 («иждивай хлебы твоя при гробе праведных»), полагают, что бен-Сира имеет в виду обычай «ставить пищу на гробах умерших», причем предполагалось, что ею пользуются сами умершие 2 . Однако, едва ли бен-Сира советует именно такого рода «милость» к умершим; неоднократные напоминания его ο достойном погребении и оплакивании умершего говорят за то, что и здесь разумеется именно этот последний долг умершим. Α далее автор дает советы относительно милосердия к людям несчастным, постигнутым горем и болезнию: не следует, из нежелания расстраивать себя чужим горем, сторониться от плачущих или от болящих, – напротив, нужно разделить чужое горе, чтобы несчастным было легче его переносить, а больного следует посещать, – «за это он полюбит тебя», или буквально: «ибо им ты будешь возлюблен».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

бедных, презираемых и незнатных. Ибо как можно назвать малым того, кто дороже целого мира, кто друг Богу?» 3лат., ср. Феофил.) – тех кои сами умалили себя до подобия дитяти, ради царствия Божия.– «Ангелы их на небесах» и пр.: причина, по которой не должно презирать никого из ближних наших, членов церкви Христовой. Причина сия в особенном о них попечении Божием, по которому Бог дарует каждому из них особого ангела-хранителя, Который заботится о их спасении ( Евр.1:14 ; Деян.12:15 . ср. Тов.5 ), будучи в то же время в ближайшем общении с Богом в духовной области небес. Если же Бог так печется о сих малых братьях наших, что дарует им в услужение высших духов Своих; если духи чистые не считают для себя низким служить их спасению: то люди ли вправе презирать сих малых? – «Всегда видят лице» и пр.: находятся в ближайшем общении с Богом. Образ речи взят от того, что быть доступным к царю настолько, чтобы постоянно видеть его, есть знак особенной царской милости, близости и доверия, почему особенно близкие к царю люди и назывались у евреев видящими лицо царя ( 4Цар.25:19 . ср. 3Цар.10:8 ; Тов.12:15 ; Есф.1:14 . ср. Лк.1:19 ). Итак, говорит Спаситель, не презирайте христиан самых малых, самых уничиженных и бедных, ибо им служат существа высшие и благороднейшие, которые находятся постоянно в близости и особенной милости Царя небесного. «Ибо Сын Человеческий» и пр.: новое побуждение не презирать малых сих – то, что Господь Иисус пришел на землю для их спасения. – «Сын Человеческий»: см. прим. к Мф.8:19–20 .– «Погибшее»: вместо – погибших, средний род вместо мужского и женского. Погибшим называем мы то, что утрачено нами, – потерянные, похищенные у нас блага или сокровища, вообще те, которыми мы уже не можем более пользоваться; погибшие друзья наши – те, коих сочувствием мы не можем уже пользоваться. Так точно человек, коснеющий во грехах, человек развращенный, может быть назван погибшим для добродетели и блаженства, для которого он был предназначен. Падением в Адаме все люди погибли в сем смысле; Иисус Христос воплотился, дабы спасти людей от этой погибели и возвратить человека в первое достояние.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Итак тот, кто не получает желаемого чрез посредство мучеников, не должен жаловаться и роптать на Него за то; ибо Он просимого не дает потому, чтобы, по окончании земного поприща, даровать лучшее» 916 . § 308. Опровержение их Но говорят они так не с добрым намерением. I. Имеют ли святые нужду во всеведении, всемогуществе и вездесущии божественном, дабы везде, где бы мы ни призывали их, слышать и исполнять прошения наши, возносимые к ним в сердце, недоумение об этом наглядно разрешено и в свящ. Писании. Здесь об ангелах сообщено, что они действительно знают сокровенное состояние душ человеческих ( Тов. 12:12 . Лк. 15:10 ), обладают могуществом, превышающим всякое могущество земное ( 2Пет. 2:11 ), и присутствуют при людях везде, где только нужно ( Тов. 12:12 ), а о св. человеках, сущих на небе, замечено, что они, еще живя на земле, знали тайны сердца людей не только тех, кои стояли пред ними ( 1Цар. 9:19 . Деян. 5:5 ) но и тех, коих они не видали ( 4Цар. 5:26. 6:12 ), обладали могуществом таким, что совершали действия, превышающие силы и законы природы ( Евр. 11:29–35 . Лк. 9:1,2 ), и, не стесняясь пределами пространства, являлись везде, где только нужно было присутствие их, как небесных деятелей в царстве Божием во спасение людей ( Дан. 14:35, 36 . Деян. 8:39, 40 ). В свящ. же Писании замечено и то, что св. человеки, обитающие на небе, равны ангелам ( Лк. 20:36 ), знают происходящее на земле ( Лк. 16:29 . Ап. 6:10), и в силах умолить Господа – сделать для живущих на ней нужное ( Апок. 6:10–11 ). Как же, после сего, требовать, чтобы святые были, как Бог, и всеведущи, и всемогущи, и вездесущи, дабы везде, где бы мы ни призывали их, слышать и исполнять воления наши, к ним возносимые? Известно, что ангелы, как существа духовные, переносятся с места на место во мгновение, что вся земля для них как одно место, и что потому для них также легко узнать, где что делается, как и разгласить о том повсюду 919 ; а в жизни верующих в Спасителя есть множество примеров на то, что, по молитвам их, и ангелы о св.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010