У мамы день рождения 7 января.  Она не написала папе после своего возвращения с Украины.  Любовь Абрамовна Устинова работала на восстановлении железной дороги, разбитой немцами.  Нарвские болота.  В одной из операций папа вместе со своими бойцами обнаружил и разминировал немецкую противотанковую мину «Гольф». Этот тип мин немцы применили впервые, ее разминирование и изучение имело большое значение для армии. За выполнение этой задачи папа получил первый орден Красной Звезды. Прилагаемая фотография сделана в день награждения. На гимнастерке – медаль «За оборону Ленинграда», а под нашивками о ранениях – знак «Отличный сапер».  Зинаида Абрамовна Устинова в это время находилась на 2-м Белорусском фронте.  Продолжает восстанавливать разрушенные железные дороги.  К родственникам папы в деревню Липовку.  В ноябре 1944 г. Любовь Абрамовна перебралась в Москву и стала жить с мамой и Аликом.  Из наградного листа. Дата подвига: 28.11–19.12.1944 г. При инженерной подготовке плацдарма для наступления с 28.11 по 19.11.1944 г. тов. Шермаков В.Д. проявил бесстрашие и инициативу при выполнении боевых заданий. При постройке наземного НП командиру дивизии (наблюдательного пункта высотой 30 м с пятью площадками) в районе населенного пункта Пумпури Латвийской ССР тов. Шермаков личным примером бесстрашия и смелости, проявляя четкое руководство работами постройки НП, несмотря на яростный обстрел противника из пулеметов и минометов, находясь в 70–100 м от противника закончил все работы за 4 дня. Благодаря смелости, бесстрашию и четкому руководству работами и ее окончанием раньше срока на 2 дня, командование получило возможность своевременно организовать наблюдение за противником на главном направлении наступлении дивизии. Вывод. Достоин представления к правительственной награде орденом «Красная Звезда».  Папа говорил, что разминировать немецкие минные поля было проще, чем наши. Немцы все делали четко: если понял, в каком порядке установлены мины (квадратно-гнездовом или по другой системе), работа идет быстро, а в полях, которые мы минировали при отступлении, системы не было, и их разминирование перед наступлением наших войск было большой проблемой.

http://pravoslavie.ru/139186.html

(Чит. ст. 29 и 30 гл. 5 и 24 – 26 ст. 16 гл.). Огонь вечный и геенна огненная, это ад. (Чит. объясн. 29 и 30 ст. 5 гл.). Зач. 75-е. Притча о заблудшей овце и учение о согрешающем брате Читается в праздник Святого Духа 10. Блюдите, да не презрите () малыхъ сихъ: глю бо вамъ, к аггли ихъ на нбсхъ вын видтъ лиц ца моег нбнаг. Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного В этих словах Господь учит, как внимательны мы должны быть друг к другу в нравственном отношении, т. е. так или иначе не соблазнять одному другого. Не презирайте, собственно значит не относитесь небрежно, невнимательно; не презирайте значит и несоблазняйте (ст. 6), как будто за соблазн ничего не будет вам. Малых сих. Под малыми Господь разумеет и детей, и взрослых, верующих в Него (слич. ст. 5 и 6). Взрослых Господь называет детьми, потому что они, приняв христианскую веру, ради царствия Божия должны умалять и умаляют себя до подобия дитяти: если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в царство небесное (ст. 3). Митрополит Филарет, относя слова Христовы: не презирайте малых сих к детям, поучает: «берегитесь, чтобы такое пренебрежение не проявилось в вас далее как-нибудь нечаянно; берегите малюток от соблазнов, не полагайтесь на приставников, и сами за ними наблюдайте; учите их не столько приятному, сколько полезному, не столько полезному для жизни временной, сколько для жизни вечной». Господь указывает и причины, почему особенно не должно презирать или соблазнять других: первая причина, это та, что Господь Сам печется о них: Он дает каждому из них особого ангела хранителя, который заботился бы об их спасении ( Деян. 12:5 ; Тов. 5 ). Ангелы всегда видят лице Отца Моего небесного. Эти слова значат, что ангелы находятся в ближайшем общении с Богом: потому что, напр., постоянно видеть царя значит быть очень близким к нему, быть достойным особенного доверия его ( 4Цар. 25:19 ; Тов. 12:12 ; Есф. 1:14 ). 11. бо снъ (взыскати и) спт погибшаго. Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее Это другая причина, почему не должно презирать или соблазнять других, та, что Сам Господь сошел на землю для спасения их. Если Сам Бог так высоко ценит спасение людей; то как же человек может презирать этим спасением? Сын человеческий, т. е. Он Христос (см. 20 ст. 8 гл.). Взыскати и спасти погибшего (погибшее) тоже, что погибших. Погибшими здесь называются люди, коснеющие во грехах и развращенные; называются они так, как потерянные для добродетели и блаженства, подобно тому, как погибшими или потерянными для себя мы называем те вещи, которые нами самими потеряны, или у нас похищены, и мы уже не можем пользоваться ими. Мы, люди, сотворены Богом для блаженства; падением прародителей своих в раю мы лишены блаженства погибли для блаженства. Но Господь Сын Божий сошел с неба для того, чтобы спасти нас от этой погибели и возвратить к первому блаженству.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

О, брат мой, ищущий спасения душе своей! Постараемся, возлюбленный, зажечь светильники душ наших, – просветим умы свои словом истины, – и будем как можно чаще поливать в сосуды свои елея духовного, запасаться им здесь как можно более; ибо по отходе в ту жизнь его уж негде купить, он продается здесь только у тех, которые сидят при пути и протягивают к нам руки. И недорого продают его эти бедные люди, которых мы считаем почти ничем и называем иногда так: христорадники. Не за большую цену можно купить у них великую нам милость Божию. Вот и Писание, указывая на них, учит всякого из нас: раздробляй алчущим хлеб твой, и нищым бескровныя введи в дом твой; аще видиши нага одень и от свойственных пламени твоего не презри. Тогда разверзается рано свет твой, и предъидет пред тобою правда твоя и слава Божия обымет тя; тогда воззовеши, и Бог услышит тя ( Ис.58:7–8 ). Вот сколь велики милости Господни обещаются нам за милостыни бедным! Приходя в познание такой всем наделяющей милости Божией за малое пособие нуждающимся братиям, да не отвратиши, – сказано, – лица твоего, брате мой, от всякого нищего и от Тебе не отвратится лице Божие ( Тов.4:8 ). Даси алчущему хлеб от души твоея, и душу смиренную насыти, – и воссияет во тьме свет твой, и тьма твоя будет яко полудне ( Ис.58:10 ). Своим благоразумием ты будешь тогда светить всем, будешь просвещать, вразумлять темных, невежественных людей. Потому и Господь говорит Своим ученикам: так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела, и прославляли Отца вашего небесного ( Мф.5:16 ). Творящии милостыни и правды исполнятся жизни ( Тов.12:9 ). Что сотворю, да живот вечный наследую? – так некто вопрошал Господа и Господь отвечал ему, – что кроме исполнения Божией правды: не делать зла никому, нужно еще, если кто хочет, быть совершенно праведным – творить милостыню, делать добро ближним. Не думай, брат, что одному только богатому и пристрастному к имению своему юноше было сказано: если хочешь совершен быть, иди, продай имение свое и раздай нищим ( Мф.19:21 ); нет, не ему только, отошедшему от Господа с печалью, но и всем нам, более или менее пристрастным к своему имению, говорит Господь: продавайте имения свои и давайте милостыню ( Лк.12:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Помимо земной ценности, материальные блага имеют для христианина гораздо большую ценность как средства для небесных инвестиций. Более того, эта духовная или небесная ценность благ является для него их подлинной ценностью. Тот, кто следует учению Христа, ставит для себя нравственную планку на очень высоком уровне христианской морали. Эта нравственность и придает земным благам духовную ценность. Земные блага имели духовную ценность для угождающих Богу людей еще в ветхозаветное время. Праведный Товит поучал своего сына творить милостыню при первой возможности. При этом он отмечал, что небесную ценность имеет не абсолютный, а относительный к доходу или имуществу, размер милостыни и пожертвования. «Из имения твоего подавай милостыню, и да не жалеет глаз твой, когда будешь творить милостыню. Ни от какого нищего не отвращай лица твоего, тогда и от тебя не отвратится лицо Божие. Когда у тебя будет много, твори из того милостыню, и когда у тебя будет мало, не бойся творить милостыню и понемногу: ты запасешь себе богатое сокровище на день нужды, ибо милостыня избавляет от смерти и не попускает сойти во тьму. Милостыня есть богатый дар для всех кто творит ее перед Всевышним.» ( Тов.4:7–11 ). В этой же книге приводятся слова ангела, обращенные к Товиту и его сыну Товии: «Лучше малое со справедливостью, нежели многое с неправдой; лучше творить милостыню, нежели собирать золото, ибо милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех» ( Тов.12:8–9 ). В Притчах Соломоновых благотворительность сравнивается с займом Богу: «Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его» ( Притч.19:17 ). В Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова говорится, что «Господь учтет всякую милостыню» ( Сир.16:15; 17:18 ). Тема небесных инвестиций и приоритета духовных ценностей усиливается в Новом Завете. В самом начале своего проповеднического служения, Иисус во время поста в пустыне претерпел три наиболее сильных для человека искушения: богатством, славой и властью. Во время искушения богатством Он однозначно говорит о приоритете духовных, небесных и вторичности земных, материальных ценностей: «И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.

http://azbyka.ru/sbornik-statej-o-xristi...

Мышцына. Рецензент повторяет высказанные митрополитом Филаретом недоумения: 1) ангел Рафаил выдает себя за Азарию и обманывает людей; 2) Асмодей питает чувственную любовь к Сарре и из ревности убивает ее семерых мужей, 3) изгоняется дымом от рыбьей печени и желчи, 4) связывается в верхнем Египте; и еще 5) добавляет, что Рафаил один из семи Ангелов, возносящих молитвы святых ( Тов.12:15 ). Повторяется возражение о невозможности пленения Товита Салманассаром, о разрушении Ниневии Циаксаром, а не Навуходоносором, и еще указываются некоторые географические погрешности. Проф. Дроздов в своем ответе на эту рецензию остается при всех своих ранее высказанных апологетических доводах. 1) Поступок ангела Рафаила, говорит он, имеет аналогию в повествованиях канонических книг о явлении ангелов в образе людей ( Быт.18:19 ; Суд.13 ; Нав.5:14 ); 2) чувственную любовь Асмодея автор отвергает, так как слова ( Тов.6:1 ) нет в наиболее авторитетной синайской редакции книги Товита. Убивал же Асмодей мужей Сарры, по попущению Божию, в наказание за их грехи и чувственный лишь взгляд их на брак. 3) Изгоняется Асмодей не одним дымом, а молитвою, которая предшествовала дымному курению. 4) Связывание Асмодея в верхнем Египте объясняется в духовном смысле, как и в Апокалипсисе аналогичное выражение ( Апок.20:2–3 ), и образностью библейского языка даже в исторических книгах ( Нав.10:11, 14 ). 5) Возношение ангелами молитв людей также поставляется в аналогию с Апок.8:2, 3–4 . «Седмеричное» число ангелов отсутствует в синайской редакции книги, хотя и оно стоит в согласии с Апок.8:2. 6 ) Пленение Товита при Салманассаре и Саргоне возможно, хотя в надписи Саргона говорится лишь о пленении жителей Самарии, так как и провинциальные жители израильского царства могли быть пленены. 7) В именах Навуходоносора и Ассуира, разрушивших Ниневию (по редакции «А»), а равно и Ахиахара (по синайской редакции), автор признает ошибку, позднее измененное чтение имени Циаксара, действительно разрушившего Ниневию. На некоторые из этих «ответов» сделаны проф.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

3 . Обеспечить выброску десанта для захвата переправ через р. Висла на участке Демблин, устье р.Сан. 4 . Воспрепятствовать противнику занятие оборонительного рубежа на р. Висла. 5 . Продолжать борьбу за господство в воздухе в зоне по глубине 150–200 км. 6 . Прикрыть действия своих войск. 3-й этап операции. Задача – завершение выполнения ближайшей стратегической задачи фронта. Глубина – 250 км. Срок выполнения – 20 дней. Главный удар в направлении Катовице – Краковского района. Силы главного удара: 6 армия, 12 армия, 26 армия, конно-механизированная армия. Боевое обеспечение осуществляют; со стороны Варшавы и Лодзь – 5 и 19 армии; со стороны Чехии, Словакии, Венгрии и Румынии – 20 армия, 18 и 9 армии, объединенные в особый фронт. При разгроме главных сил противника восточнее р. Висла фронт переходит к преследованию в общем направлении главных сил в район Катовице – Краков. В первом эшелоне фронта подвижные соединения. Стрелковые соединения, усиленные танками и артиллерией, в свою очередь наступают в 2 эшелонах в готовности отразить контрудары и сломить попытки к сопротивлению. Начальник штаба КОВО (Пуркаев) 118 ЦА МО РФ. Ф. 16. Оп. 2951. Д. 239. Лл. 245277. Рукопись, оригинал, автограф. Приложение. Справка Разрешаю сделать выписку – раздел «Б» и п. 2 для Маршала Советского Союза тов.Баграмян И. Х. Начальник Главного оперативного управления Генштаба генерал-полковник С. П. Иванов Апрель 1960 г. Сделана выписка раздел «Б» и п. 2 для Маршала Советского Союза тов.Баграмяна И. Х. и отправлена за исх. 67528ов от 15 апреля 1960 г. (подпись) ЦА МО РФ. Ф. 16. Оп. 2951. Д. 239. Л. 277 (об). Заверенная копия. 105 В трофейных немецких документах в протокольных записях фамилия Гитлера, как правило, не указывалась. 107 Директива 21 была составлена в штабе оперативного руководства ОКБ (генерал Йодль) на основе ряда предварительных разработок и затем парафирована генералами Кейтелем, Йодлем и Варлимонтом. Впоследствии в ОКБ к ней были добавлены «Инструкция по особым областям» (13 марта 1941 г.) и дополнение о переговорах с союзными государствами (1 мая 1941 г.). Авторство кодового наименования «Барбаросса» принадлежало Гитлеру, который заменил прежние обозначения «Отто» и «Фриц». После подписания директивы все дальнейшие подготовительные мероприятия были перепоручены ОКХ (генерал-фельдмаршал Браухич) и генштабу сухопутных войск (генерал-полковник Гальдер). Эти мероприятия обсуждались с участием Гитлера 16 января, 3 февраля и 17 марта 1941 г. 30 марта 1941 г. Гитлер провел большое совещание с генералитетом, подчеркнув идеологическое значение борьбы с большевизмом, которое «...требует отказа от рыцарских правил войны».

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

Впрочем, встречаются в жизни и такие родители, которые простирают свой авторитет в семье новых домохозяев дальше, чем следует. (Ревность матерей к женатым сыновьям; критиканство свекровей в отношении к невесткам.) Здесь также надобно держаться известных границ. Пусть старшее поколение не препятствует младшему управлять своим домом, помня слова Иоанна Крестителя: «Ему должно расти, а мне умаляться» ( Ин.3:30 ; Руф.1:13 ); так как от этого зависит правильный строй домашней жизни. Но ревность детей по своим правам в доме, в свою очередь, никогда не должна простираться до такого неестественного и противонравственного образа поведения, которым родители поставлялись бы в положение подчиненных им членов семейства. Благодарность детей к родителям не ограничивается одною земною жизнью последних, но простирается и за пределы ее, выражаясь во всегдашних молитвах за них, в точном исполнении их предсмертных завещаний ( Иер.35:14,18–19 ; Тов.4:3–21 ; Тов.5:1 ) и в благоговейном почитании блаженной памяти их. Благоговея пред памятью своих родителей, благодарные дети не дерзнут на весьма опасное «передвижение давней, отцами проведенной межи» ( Притч.22:28 ), и не допустят себя до пагубного самопревозношения, которым заклеймил себя и расточил доставшееся ему отцовское достояние дерзкий и неблагодарный наследник: «Мой мизинец толще чресл отца моего, – говорил он ( 3Цар.12:10 ). Другими словами, дети, благоговейно почитающие память своих родителей, не станут «ни во что вменять отеческие предания», как об этом с неподражаемой силою молитвенного вдохновения сказано в рождественском (отмененным) молебном пении 657 . По горделивому духу нашего времени дети ныне нередко оказываются непочтительными, неблагодарными и непослушными по отношению к своим родителям, иногда своеволие и противление их родителям оправдывается мнимо учеными рассуждениями о свободе, равенстве и правах человеческой личности на восстание против родительской власти, «единственной установленной Богом в законе десяти заповедей » 658 . Но пятая заповедь Закона Божия одним словом ниспровергает все подобные ложные догматы . Предоставляя детям самим поразмыслить о causa efficiens почитания родителей, она ясно говорит и об его causa finalis: для чего дети должны чтить их. Другими словами, к своему повелению («чти») она присоединяет и воздаяние («да благо ти будет и да долголетен будеши на земли»). Это воздаяние или обетование награды исполнителям пятой заповеди, как очевидно, состоит из двух частей, совокупностью своею образующих одно нераздельное целое и соединенных между собою не внешнею, а внутреннею органическою связью: из «да благо ти будет» естественно следует «да долголетен будеши на земли», как и наоборот, последним предполагается первое.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

9) Оправдание и спасение дается верующим во Христа даром и по милости Божией, а не за дела ( Рим.3:4, 4:4–5, 11:6 ; Еф.2:8 ). Но указанные слова из посланий св. Апостола Павла, говорит «Камень веры», имеют не тот смысл, который придают им протестанты: спасение называется даром милости Божией не потому, что в нем не требуется участие самого человека, а потому а) что временные добрые дела наши ничего не значат в сравнении с небесною за них наградою ( Рим.8:18 ); б) Иудеи и Еллины своими естественными делами не могли оправдаться пред Богом и в) все, потребное для нашего спасения, сообщается нам Господом по Его милости, а не за наши заслуги (964 б –965 б ). 10–11) Христос требовал для оправдания и спасения только веры, не упоминая о добрых делах ( Мк.5:36 ; Мф.9:22 ; Лк.17:19, 7:50 ). На это возражение «Камень веры» замечает, что в указанных местах св. Евангелия говорится не об оправдании, а о чудесах исцеления больных, для которых (чудес) достаточно было одной веры страждущих во всемогущую силу Божию. Поэтому-то чудеса совершались даже людьми нечестивыми ( Мф.7:21–22 ) (965 б –966 б ). 12) По свидетельству Слова Божия, получают оправдание и спасение все верующие во Христа; значит, они спасаются одною верою, без добрых дел ( Ин.3:6 ; Деян.10:43, 13:39 ; Рим.10:11 ; 1Ин.5:1 ; Лк.7:50 ; Ин.1:12, 3:36 ). В ответ на это возражение «Камень веры» говорит следующее, а) Хотя одна вера упоминается в некоторых местах св. Писания, как условие оправдания со стороны человека, но не одна она спасает. Нужно помнить, что Слово Божие приписывает наше спасение и другим добродетелям: любви ( Лк.7:47 ), милостыни ( Тов.12:9 ), надежде ( Рим.8:24 ) и крещению ( Тит.3:5 ), хотя одни они и не спасают человека в отдельности от его веры. Последняя есть начало и основание нашего оправдания и потому чаще других добродетелей упоминается в Слове Божием. Подобно тому как победа над врагами приписывается царю, хотя она и одержана им вместе с войском ( 2Цар.12:29 ), так и дело спасения усвояется вере на основании ее господствующего и руководственного значения в оправдании человека; б) Указываемые в возражении изречения Слова Божия имеют не то значение, что спасает нас одна только вера во Христа, но – что всякий человек, без различия народа и племени, может получить спасение чрез Господа Христа ( Рим.3:29, 10:11–12 ); в) Относительно и других добродетелей, необходимых для спасения, Слово Божие употребляет такой же образ речи, как и о вере человека ( 1Ин.4:7 ; Лк.18:14, 11:10 ; Рим.10:13 ; Евр.5:9 ); но как они не спасают нас каждая в отдельности, так и вера приносит нам оправдание только в связи с другими добрыми делами; г) Выражение «всяк веруяй спасется» имеет то значение, что никто не может спастись без веры (966 б –970 б ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Это первоначальное богоустановление, по которому брак есть неразрушимая и нерасторгаемая связь двух в одну плоть ( Быт.2:24 ; Мф.19:4 и д.; Есф.5:2 ), было возмущено грехом. Уже каинит Ламех взял себе двух жен ( Быт.4:19 ), и у патриархов ( Быт.29:16 и д. 26:34) мы находим обычай рядом с законною женою брать еще наложниц, чтобы с ними, особенно при неплодородии жены преумножать потомство ( Быт.16:3; 22:21; 30:3 и д.; 36:12). Этот основывающийся на древней практике многих древних народов факт 850 не был запрещен даже Моисеевым законом, который не возвышает моногамии до единственно правильной нормы брака, но старается только ограничить двоеженство и многоженство, – косвенным образом уже чрез предписание будущему царю не брать многих жен ( Втор.17:17 ), прямым образом чрез запрещение брать в жены вместе двух сестер ( Лев.18:18 ) и предпочитать в рождении детей одну жену другой ( Втор.21:15 и д.), наконец, чрез определение не поступать с купленною как с рабою, если она была назначена в жену для сына, но поступать с нею как с дочерью, и в случае, если сын имел бы еще другую жену, то первую не лишать содержания, одежды и супружеского сожития, в противном случае она должна быть освобождена без выкупа ( Исх.21:7–10 ). Но еще более должна была проясняться в сознании народа идея и богоопределенное отношение брака строгостью, с которою закон запрещает под опасением наказания нецеломудрие, блуд и кровосмешение, запрещает брак с идолопоклонниками – ханаанитянами и старается различными определениями ограничить развод, который позволяется человеку только по его жестокосердию (Мф.19:8), а также указанием на первоначальное богоопределение ( Быт.1:27; 2:18 и д.), изображением худых последствий, какие уже принесли патриархам двоебрачие и многобрачие и религиозным значением моногамии, как образа соединения Иеговы с Израилем, уже в законе указанного в общих выражениях, и яснее развитого пророками ( Ос.2:18 ; Ис.50:1 ; Иер.2:2 ; Иез.16:8,23 ). 851 Таким образом, помимо законного предписания духовным влиянием откровенной истины брак получал в глазах народа высшее нравственное значение, как священный, заключенный пред Богом союз ( Мал.2:14 ) и израильтяне научались дорожить доброю женою, как сокровищем и как даром Божиим ( Притч.12:4; 18:22; 19:14; 31:10 и д.; Сир.26:1 и д.). Таким образом мы находим, что в большинстве случаев только знатные и богатые люди имели двух или более жен ( Суд.8:30 слич. 10:4; 12:9,14; 1Цар.1:2 ), а большие гаремы содержали только цари ( 2Цар.5:13 ; 3Цар.11:2 ; 2Пар.11:21; 13:21 ); простые же израильтяне большею частью довольствовались одною женою, так что моногамия, вообще говоря, была господствующею во все времена и особенно сделалась такою после плена, Тов.1:11; 2:11; 8:4 ; Дан.13:63 ; Мф.18:25 ; Лк.1:5 ; Деян.5:1 и др. 852 § 107. Запрещенные браки

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

После этих общих понятий о мире ангельском предложим здесь рассказы о явлениях ангелов, о которых говорят священные библейские книги, как Ветхого, так и Нового Завета. Книги Ветхого Завета передают нам много случаев явления добрых ангелов. Перед входом в земной рай поставлены были херувимы ( Быт.3:24 ); ангелы являлись Аврааму и предвозвестили ему рождение сына ( Быт.18:1–10 ); являлись Лоту и предсказали ему погибель Содома и других нечестивых городов ( Быт.19 ); ангел говорил с Агарью в пустыне ( Быт.21:17 ); Иаков на пути в Месопотамию видел во сне ангелов, восходивших и нисходивших по таинственной лестнице ( Быт.28:12 ); ангел же открыл Иакову тайну, как достигнуть того, чтобы овцы рождались пестрые ( Быт.31:10–12 ), и боролся с ним на обратном пути его из Месопотамии ( Быт.32 ). Все эти были добрые, благотворные ангелы света. Равным образом, и тот ангел, который говорил с Моисеем на Хориве из горящего тернового куста ( Исх.3:6–7 ) и вручил ему на горе Синае скрижали закона, и которому обыкновенно усвояется имя Божие, потому что он действовал по поручению и уполномочию Божию ( Исх.3:2 ); – ангел, который днем в виде темного, а ночью светлого облака вел евреев по пустыне; ангел, говоривший с Валаамом и грозивший умертвить у него ослицу ( Числ.22:23 ), – все эти, без сомнения, были также добрые ангелы. То же нужно сказать и о том ангеле, который с обнаженным мечом в руке являлся Иисусу Навину в равнине Иерихонской, назвав себя при этом архистратигом небесных сил ( Нав.5:13–15 ). Справедливо полагают, что это был самый архангел Михаил, который по свидетельству апостола Иуды ( Иуд.1:9 ), спорил с сатаной о теле Моисеевом. Ангел являлся жене Маноя и потом самому Маною и возвестил ему рождение Сампсона ( Суд.13:3–5 ). Ангел возвестил Гедеону, что он освободит израильтян от рабства моавитян ( Суд.6:12–14 ). Архангел Гавриил являлся Даниилу в Вавилоне ( Дан.8:15–17, 9:21 ). Рафаил сопровождал молодого Товию в Мидию ( Тов.5:4–5, 12:15 ). Пророк Захария в своей книге упоминает о явлении ему ангела ( Зах.1:9, 10, 11 ). В книгах Ветхого Завета самый престол Саваофа изображается в таких чертах: Господь восседает на херувимах ( Пс.79:2 ), перед Его престолом предстоят семь высших духов, всегда готовых исполнять Его волю ( 3Цар.22:19–20 ); четыре херувима вечно воспевают Ему хвалу и с молитвой повергаются ниц перед Его высочайшею святостью.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010