Однако же сектанты за живых молятся, а если так, то нельзя в словах псалма усматривать отрицания молитвы за умерших. В этом же смысле надо понимать и слова Господа Иисуса Христи ( Мк. 8:37 ), ибо искупил от смерти людей только один Спаситель, а человек искупить от смерти никого не может. Сектанты, основываясь на Евангелии от Марка (8:37), говорят, что нельзя давать милостыни за умерших. Но это неверно. Христос этими словами только показал, чтобы люди не рассчитывали, что на деньги они устроят свое спасение-но поможет им спастись только Сам Бог . Когда же люди из своего имущества пожертвуют в пользу Церкви и священнослужителей, то пусть думают и знают, что они получат помощь не от денег, но от Самого Господа Бога. В Св. Писании есть много мест, показывающих нам, что люди молились за умерших. Так молились сестры об умершем своем брате Лазаре ( Иоан. 11:21,32–40 ). Молился Иаир об умершей дочери ( Лук. 8:41, 49 – 55 ). Молился пророк Варух ( Вар. 3:4 – 5 ), Иуда Маккавейский ( 2Мак. 12:43–45 ). Для молитвенного воспоминания об умерших на гробах устраивали трапезы ( Сир. 7:36 ; Иер. 16:7 ; Тов. 4:17 ), постились: «И взяли кости их, и погребли под дубом в Иависе, и постились семь дней» ( 1Цар. 31:13 ), «и рыдали и плакали, и постились до вечера о Сауле, и о сыне его Ионафане, и о народе Господнем, и о доме Израилевом, что пали они от меча» ( 2Цар. 1:12 ). Апостол Павел молился об умершем Онисифоре: «Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день» ( 2Тим. 1:18 ). Что Онисифор умер, это видно из того, что ап. Павел просил ученика своего Тимофея передать приветствие не самому Онисифору, а только его семейству ( 2Тим. 4:19 ). А о самом Онисифоре апостол сказал так: «А сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь» ( 2Тим. 1:18 ). Следовательно, апостол Павел сожалеет об умершем Онисифоре и молится о нем. Таким образом примеры из Св. Писания ясно показывают нам, что как в Церкви ветхозаветной, так и в Церкви новозаветной святые и праведные люди молились за умерших и заповедуют молиться за всех человеков ( Иак. 5:16 ; 1Тим. 2:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Если посол и земного царя, принесший в какой-нибудь город царское слово, принят бывает всеми жителями того города с особенною честью, то как должен быть чествуем Великий Посланник Царя небесного со словом премногомилостивым ко всему человеческому роду, возвестивший вечное наше спасение? И как Он велик, сей горний Благовестник, сей Князь Ангельский, который сам открыл достоинство свое Св. Захарию: «Я есмь Гавриил, предстоящий пред Богом!» ( Лк.1:19 )- то есть стоящий ближе других Ангелов к престолу Божию. Как в земном Царстве, приближенный к Царю сановник, которому Царь вверяет тайны, без сомнения выше других, стоящих далее, так и в Царстве небесном Ангелы, стоящие ближе к престолу Божию и яснее созерцающие тайны Божии, сияют большею честью и славою против других. В Св. Писании сказано, что семь высших Князей Ангельских всегда предстоят пред неприступною славою Божиею. Так спутник юного Товии возвестил о себе ему и отцу его: «Я есмь Рафаил, один из семи Святых Ангелов, которые приносят молитвы Святых и входят пред славу Всесвятого» ( Тов.12:15 ). А Св. Иоанн Богослов в Откровении своем говорит: «Благодать вам и мир от Того, Который есть, и был, и грядет: и от семи духов, находящихся пред престолом Его» ( Откр.1:4 ). В числе сих семи считается и Гавриил, второй после Михаила. Имена их следующие: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил. Если же кто сделает вопрос: почему Бог не послал к Пречистой Деве первого из Своих Ангелов, но по числу второго, – тому да будет известно, что сии семь высших Ангелов все равны по своему достоинству и сану, и Михаил есть первый между ними только по числу. Каждый из них имеет свое особенное служение: Михаил – победитель супостатов; Гавриил – вестник тайн Божиих; Рафаил – врачует человеческие недуги; Уриил – как отблеск огня Божественного, есть просветитель потемненных; Селафиил – молитель, он всегда молит Бога о людях и людей возбуждает к молитве; Иегудиил – прославляет Бога, его служение в том, чтоб укреплять человеков, трудящихся для славы Божией, и ходатайствовать о воздаянии за их подвиги; Варахиил – раздаватель благословений Божиих, он испрашивает у Бога благодеяний Его людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-p...

И вот, следуя примеру ветхозаветных праведников и наставлению и учению Святых Апостолов Христовых, мы и молимся о своих умерших ближних, да упокоит их Господь в месте светлом, месте покойном, где нет болезни, печали и воздыхания, но жизнь бесконечная. Мы приносим за грехи их умилостивительную бескровную жертву и в этом следуем наставлению Слова Божия, которое говорит: «Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости» ( Сир.7:36 ). Мы раздаем в память умерших пожертвования и подаяния, и поступаем согласно завещанию Самого Господа, Который сказал: «Помни о сынах твоих почивающих. Я выведу их от краев земли и окажу им милость, ибо Я милостив» ( 3Ездр.2:31 ). И мы верим, что наши молитвы дойдут до Господа и Он Милосердый, Который «наказует и милуете, низводит и до ада возводит» ( Тов.13:2 ), помилует наших умерших ближних и изведет их из места мучения в место вечного упокоения. Слово Божие повествует, что Господь помиловал даже тех, которые противились Ему во дни всемирного потопа, и что Он, сошедши Своим Божественным Духом в преисподнюю, «проповедовал им, некогда непокорными» ( 1Пет.3:19–21 ), «что бы они, как говорит святой апостол Петр, подвергшись суду по человеку плотью, жили по Богу духом» ( 1Пет.4:6 ). Только одному греху нет прощения в будущей жизни – это «хуле на Святаго Духа». «Если кто скажет слово на Сына Человеческого,– сказал Христос Спаситель,– простится ему, если же кто скажет на Духа Святаго – не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» ( Мф.12:32 ). Поэтому наша Православная Церковь и не молится за тех, кто возводит хулу на Духа Святаго, т. е. кто не признает Христа за Бога, отрицает Промысел Божий, не верит Слову Божию, отвергает Святые таинства, почитание Божией Матери, Святых Угодников, честного и животворящего Креста и православных пастырей и учителей Церкви. За тех же, кто умер в твердой вере в Бога и Его установлении, Православная Церковь непрестанно воссылает свои молитвы, непрестанно молит Господа о прощении их согрешений, непрестанно просит Милосердного Спасителя, да велит Он их в вечные Свои обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

  3. Проблемы христианской этики В основе христианской этики лежит ответ Спасителя на вопрос о наибольшей заповеди (Мф. 22:37-39): «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумом твоим»: это – б ольшая и первая заповедь. Вторая подобна ей: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Христос ссылается здесь на еврейский Закон (Мф. 22:40), а конкретнее – на Втор. 6:5 и Лев. 19:18. Поскольку любовь обычно понимается как чувство, неоднократно писали, что приказать любить нельзя, и, значит, любовь Спаситель понимал не в обыденном значении этого слова, а в каком-то ином. Относительно любви к Богу среди христиан никогда не возникало принципиальных разногласий. Одни придавали ей более интеллектуальный, другие – более мистический характер, но она всегда понималась как отказ от земных благ ради обретения свободы от мира (достигаемой либо принятием на себя особых ограничений монашеской жизни, либо волевым усилием при внешне обычной жизни в миру). Как писал апостол Павел христианам Коринфа, они должны быть «и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся» (1 Кор. 7:30:31). Обычно такой отказ от земных благ называют аскетикой. Но по сути это тоже часть христианской этики, представлений о том, как должен жить христианин. Далее для краткости мы будем называть это направление в христианской этике этикой спасения. В отношении любви к ближнему ясности гораздо меньше. Ее часто понимали в смысле «золотого правила» – известного с древнейших времен нравственного правила, представленного в Ветхом Завете в отрицательной форме: «Что ненавистно тебе самому, того не делай никому» (Тов. 4:15). В пользу такого понимания говорит то, что Христос тоже указывает на это правило, правда, в более сильной, положительной форме: «Во всем, как хотите, чтобы люди поступали с вами, так с ними поступайте и вы» (Мф. 7:12). При таком понимании любовь к ближнему – это что-то вроде разумного указания по устроению человеческой жизни на принципах справедливости. Не случайно христианские проповедники часто делают акцент на том, что этика – не главное в христианстве, что в этом отношении христианство не имеет принципиальных отличий от других религий.

http://bogoslov.ru/article/4079100

Ворота с треском захлопнулись. Бум–м–м! Железные засовы встали на свое место. Клац! Путь был закрыт. Сэм с разбега ударился о запертую медную дверь, упал — да так и остался лежать без сознания. Вокруг сомкнулась ночь . Железные засовы ( bars of iron) и медные ( brazen) двери здесь, вероятно, не случайны. Хорошо знакомого с текстом Библии читателя они отсылают к тексту 106 псалма: Они сидели во тьме и тени смертной, окованные скорбью и железом; ибо не покорялись словам Божиим и небрегли о воле Всевышнего. Он смирил сердце их работами; они преткнулись, и не было помогающего. Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их; вывел их из тьмы и тени смертной, и расторгнул узы их. Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих: ибо Он сокрушил врата медные и вереи (архаическое «засовы->  — П.П.) железные сломил . Речь здесь идет, разумеется, об освобождении от скорби народа Израиля. Однако весь контекст этого фрагмента — хвала Господу, спасающему попавших в безвыходное положение — делает словесную параллель между этим псалмом и текстом «Властелина Колец» не случайной. Она вполне может служить как бы скрытым намеком на действительный источник помощи, благодаря которому хоббиты спасаются в этой ситуации: Провидение. Некоторые другие образные ряды «Властелина Колец» также имеют своеобразные «параллели» в Ветхом Завете. Так, в Книге Судей Ангел изводит посохом огонь (Суд. 6, 21) из камня — Гэндальф (тоже «ангельский» образ) при помощи посоха зажигает огонь при встрече Отряда Кольца с волками. Образ же Гэндальфа, ангельского посланника, сопутствующего, помогающего и советующего странникам, напоминает христианскому читателю образ Архангела Рафаила, который, в человеческом облике, под иным именем, сопутствует юноше в ветхозаветной Книге Товита, помогая ему делом и советом. Параллель, правда, не абсолютная — Рафаил, согласно Книге Товита, не «воплощался»: «Все дни я был видим вами, но я не ел и не пил, — только взорам вашим представлялось это» (Тов. 12, 19).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

§ 21. Не приводя здесь всех нравственных наставлений, какие давались детям их родителями, воспитателями и учителями Церкви, заметим, что все они вытекали из духа веры Христовой, как видно, например, из наставлений св. Киприана. «Будь для детей твоих таким отцом, — говорил он, — каким был Товит. Давай им такие же полезные и спасительные советы, какие он давал своему сыну, говоря: «Во все дни помни, сын мой, Господа Бога нашего и не желай грешить и преступать заповеди Его. Во все дни жизни твоей делай правду и не ходи путями беззакония… Из имения твоего подавай милостыню, и да не жалеет глаз твой, когда будешь творить милостыню. Ни от какого нищего не отвращай лица твоего, тогда и от тебя не отвратится лице Божие. Когда у тебя будет много, твори из того милостыню, и когда у тебя будет мало, не бойся творить милостыню и понемногу… Берегись, сын мой, всякого вида распутства… люби братьев твоих и не превозносись сердцем пред братьями твоими и пред сынами и дочерями народа твоего, чтобы не от них взять тебе жену… Плата наемника, который будет работать у тебя, да не переночует у тебя, а отдавай ее тотчас: и тебе воздастся, если будешь служить Богу. Будь осторожен, сын мой, во всех поступках твоих и будь благоразумен во всем поведении твоем. Что ненавистно тебе самому, того не делай никому. Вина до опьянения не пей, и пьянство да не ходит с тобою в пути твоем. Давай алчущему от хлеба твоего и нагим от одежд твоих; от всего, в чем у тебя избыток, твори милостыни, и да не жалеет глаз твой, когда будешь творить милостыню. Раздавай хлебы твои при гробе праведных, но не давай грешникам. У всякого благоразумного проси совета, и не пренебрегай советом полезным. Благословляй Господа Бога во всякое время и проси у Него, чтобы пути твои были правы и все дела и намерения твои благоуспешны, ибо ни один народ не властен в успехе начинаний, но Сам Господь ниспосылает все благое и, кого хочет, уничижает по Своей воле. Помни же, сын мой, заповеди мои, и да не изгладятся они из сердца твоего!» ( Тов. 4: 5, 7, 8, 12-19 )».

http://azbyka.ru/deti/prakticheskoe-vosp...

Жених – мужчина, сговоривший себе невесту, или сговорённый с невестою; «суженый, зарученный, иногда и обрученный» 125 . В. Даль говорит о невесте: «...девица, вдова или разводка, сговоренная замуж; обычно разумеют девицу» 126 . Русское народное творчество называет невесту княгиней «первобрачной» 127 , а жениха – «первобрачным» князем 128 . Невестить девицу, значит сватать её; невеститься – молодиться, красоваться. «Всякая невеста для своего жениха родится... Кому невеста годится, для того она и родится» 129 . Эту народную мудрость можно выразить богословским языком. Господь, создавший первую супружескую пару в раю, в дальнейшем устанавливает, можно сказать, «закон, что и во все последующие века вселенной для одного мужчины таинственно творится Промыслителем жизни – Богом одна женщина» 130 . В.И. Даль, составитель Словаря, отмечает: «В деревнях, где нет особых свах, сват и сватья крестные родители жениха, или дядя и тетка, они и сватают» 131 молодых. «Велика роль сватов в свадебном обряде. Сватами посылали самых уважаемых людей: «Холостова сватать не посылают» 132 . Сват, сватья – «родители молодых и их родственники друг друга взаимно зовут сватами». Есть такая поговорка: «Кто на Казанской женится, счастлив будет. 22 октб.» 133 . Главная добродетель благоверных супругов – сохранение благой верности и преданности друг другу до гроба. Господь говорит о браке: «Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Мф.19:5–6 ). Единство мужа и жены подобно единению Христа и Церкви, как об этом говорится в Апостольском чтении в Таинстве венчания ( Еф.5:20–33 ). В преддверии свадьбы «родители особенно много молятся и вместе с детьми и отдельно о счастливом браке, о благословении Божием» 134 . В Библии говорится, как Рагуил, отпуская свою дочь, вышедшую замуж за Товию, сказал ей: «Почитай твоего свекра и свекровь; теперь они – родители твои; желаю слышать добрый слух о тебе» ( Тов.10:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

«Отдавайте Кесарево Кесарю, и Божие Богу» ( Мф.22:21 ). Это святейшая заповедь Самого Господа нашего Иисуса Христа. Не сказал Господь: «давайте», – рассуждает святой Иоанн Златоуст , – а сказал: «отдавайте», ибо платить подать не значит просто давать, но отдавать должное, платить долг. Так и апостол Христов поучает: «отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк» ( Рим.13:7 ). «Всякая душа да будет покорна высшим властям... противляющийся власти противится Божию установлению». Всякий начальник, а тем паче царь «есть Божий слуга, тебе же на добро». Он ограждает тебя от зла, он дает тебе простор делать всякое добро. «Он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести» ( Рим.13:1–2, 4–5 ). «Будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа», – поучает святой апостол Петр, – всякому начальству, а царю наипаче: «царю ...как верховной власти, а правителям, как от него посылаемым... ибо такова есть воля Божия... Бога бойтесь, царя чтите» ( 1Пет.2:13–15, 17 ). Кто был царь, который прежде других встретился с проповедью апостола Петра? – Ирод. Какие же услуги оказал Ирод христианству? Не он ли поднял руки на Церковь Божию? Не он ли убил апостола Иакова мечом? Не он ли и самого Петра заключил в темницу? И после всего этого Петр проповедует: «царя чтите». Почему? Потому, конечно, что «такова есть воля Божия», так Бог хочет. Эту заповедь читаем и в Ветхом Завете: «Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся» ( Притч.24:21 ). «Кто раздражает царя, тот грешит против самого себя» (там же, 20:2). «Слово царское храни» ( Еккл.8:2 ). Тайны царевой не нарушай ( Тов.12:7 ). «Не оправдывай себя пред Господом, и не мудрствуй пред царем» ( Сир.7:5 ). «Даже и в мыслях твоих не злословь царя... потому что птица небесная может перенести слово твое, и крылатая – пересказать речь твою» ( Еккл.10:20 ). Тебе ли судить судью твоего? Кто посмеет сказать царю: «что ты делаешь?» ( Еккл.8:4 ). Тебе ли познать тайны сердца царева, которое в руках Божиих? «Как небо в высоте и земля в глубине, так сердце царей – неисследимо» ( Притч.25:3 ). Наконец, самая важная обязанность верноподданного – молиться за царя. Святой апостол Павел пишет своему ученику Тимофею: «Прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех правительствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу» ( 1Тим.2:1–3 ). Слово Божие дает нам и образцы такой молитвы за царя: «Господи! спаси царя, и услыши ны» ( Пс.19:10 ). «Защитниче наш, виждь, Боже, и призри на лице помазанника Твоего» ( Пс.83:10 ). «Боже, суд Твой цареви даждь, и правду Твою сыну цареву» ( Пс.71:1 ). «Дни на дни царевы приложиши, лета его до дне рода и родау» ( Пс.60:7 ). – «Да живет царь!» ( 1Цар.10:24 ). 127. Мученик за Царя

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Беседа 1. На слова «Помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Твоем» I. Но чем помянет меня Господь в Своем славном царствии? Хорошо разбойнику, страдавшему вместе с Богочеловеком и среди мучений крестных познавшему своего Спасителя, хорошо было ему говорить тогда: помяни мя, Господи! Не надеясь ни на какие прежние дела свои, не имея возможности и впредь совершить что-нибудь угодное Богу, кающийся на кресте мог в том находить отраду, что он страдает с Богочеловеком вместе, и мог так говорить к Нему: «Господи! не забудь меня, сострадальца Своего, хотя я страдаю по грехам моим, а Ты страждешь невинно. Обрати это самое в заслугу мне, что я, виновный, страдаю с Тобою Всесвятым!» Что же, душа моя, можешь сказать Господу? Разве ты страдаешь с Ним? Ты точно страдаешь, ты в ужасной болезни, но это страдание ты, бедная, мало чувствуешь, эту болезнь ты даже любишь. Нет! ты страдаешь без Господа, и как можешь сказать Ему: «Помяни мя во царствии Твоем». Чем и за что помянуть Тебя? Еще более имели права говорить молитву «Помяни мя, Господи» те, кои и жили и умирали для Господа , те, кои «во всем являли себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах» ( 2Кор.6:4–5 ), могли сказать: «За Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание» ( Рим.8:36 ). Имеют право так молиться и те, кои много творили добра ближним своим , например, подобные Неемии, который, совершив подвиг любви к своему отечеству, говорил: «Помяни, Боже мой, во благо мне все, что я сделал для народа сего!» ( Неем.5:19 ), или благодетельному Товиту, коего молитва: «Воспомяни меня и призри на меня» ( Тов.3:3 ) достойно услышана. Но что для Господа или что для своих ближних сделала ты, душа моя, за что бы и тебя помянул Господь в Своем царствии? Есть, точно есть у Господа памятные книги, в кои вписываются все наши дела, добрые и злые; по сим книгам будут некогда судить нас ( Откр.20:12 ). Но тебе, душа моя, не сотворившей ничего доброго, лучше молить не «помяни, Господи», а «забудь то, что совершено мною на земле, да изгладится из книги жизни моей все служащее к моему осуждению!» Проси себе блаженства тех, «кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты» ( Пс.31:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Общий вывод может быть лишь тот, что писатель книги, оставшийся вполне неизвестным, переживший падение Ниневии ( Тов.14:15 ), пережил и падение Иерусалима, а может быть и возвращение иудеев из вавилонского плена при Зоровавеле, Ездре и Неемии. Но его оригинал не сохранился. Существующий же в разных редакциях греческий перевод, более позднего происхождения, конечно принадлежит эпохе общего распространения греческого языка, не ранее 3-го века до Р.Х. Замечательно, что в Новом Завете и католические и протестантские защитники книги Товита находят очень скудные (всего лишь две цитаты: Тов.4 ­­ Мф.6:19–20 ; Тов.12 ­­ Апок.8:2–4 ) следы знакомства с этой книгой. Но и эти следы не содержат ни имени Товита, ни каких-либо очень точных указаний. Не упоминается эта книга и у Иосифа Флавия. Впервые следы ясного знакомства с этой книгой находятся уже в христианской литературе и то не ранней: у Поликарпа Смирнского (Посл. к Филпп.10 гл. ­­ Тов.12:9 ) и Климента Римского ( 2Кор.16 ­­ Тов.12:8–9 . De virg. 1, 10 ­­ Тов.4:14 ), – но творения, содержащие эти цитаты, подвергаются весьма серьезным спорам в своей подлинности. Из неоспоримо подлинных творений впервые ясная цитата, как из «писания» ( γραφς), из этой книги находится у Климента Александрийского (Strom. VI, 12 ­­ Тов.12:9 ; Strom. 1, 21; 2, 23 ­­ Тов.4:16 …) и Оригена (De orat. 11 ­­ Тов.3:24; 12:12 …). По свидетельству последнего, в его время уже «церкви пользовались книгой Товита» (Ер. ad Afric. 13). Из последних цитат можно заключить, что в конце 2-го века по Р.Х. книга Товита стала распространяться в александрийской Церкви, так как и перевод-то может быть в Александрии был составлен. По мнению некоторых ученых, редактор (или автор) жил в Египте. Но характер всего повествования заставляет считать его палестинским евреем. Более о нем ничего нельзя сказать. С книгой Товита соединяется в вышеупомянутой русской литературе, а равно и в западной, спор об исторических и догматических «недоумениях», вызываемых ее повествованиями. Эти недоумения высказаны были еще митр.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010