В книге Иудифь 20 чаяниям будущего уделяется всего только один стих: «Господь Вседержитель отмстит народам, восстающим на Израиля, в день суда, пошлет огонь и червей на их тела, – и они будут чувствовать боль и плакать вечно» ( Иудиф. 16:17 ). Здесь уже чувствуется озлобление против язычества, не имеющее ничего общего с широкой терпимостью книги Товита. Книга Премудрости Соломона несомненно относится к памятникам александрийской письменности: содержащееся здесь учение о Премудрости, как божественной ипостаси, хотя отчасти и напоминает учение о том же Притчей Соломона и Премудрости Сираха, но в своей основе представляет скорее философскую систему, сходную во многих подробностях с системой Филона; автор усвояет Премудрости даже наименование всемогущего Слова Божия ( παντοδναμς σου λγος, Прем. 18:15 ; ср. Прем. 9:1 , Прем. 16:12 ) и приписывает ей вечность, всеведение, вездесущие и всемогущество; «она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя; она есть отблеск вечного света, и чистое зеркало действия Божия, и образ Его благости; она прекраснее солнца, превосходнее сонма звезд и выше чем свет» ( Прем. 7:25–30 ): Премудрость имеет сожитие с Богом; она таинница ума Божия и избирательница Его дел» ( Прем. 8:3–4 ). Это описание чрезвычайно близко напоминает учение о Логосе Филона 21 . С другой стороны книга Премудрости Соломона по идее имеет большое сходство с другим александрийским произведением, именно – с 3 книгой иудейских Сивилл: и там и здесь обличается идолопоклонство язычников, причем дается и одинаковое объяснение происхождения этого идолопоклонства. О времени написания книги Премудрости Соломона высказываются самые разнообразные предположения. Многие хотят поставить ее в зависимость от философских воззрений Филона и вследствие этого относят её написание ко временам после Филона и следовательно после появления христианства 22 . Но теперь доказана полная независимость учения Премудрости Соломона от воззрений Филона, вследствие чего можно признать более вероятным мнение тех ученых, которые относят написание книги ко временам, близким к Маккавейскому восстанию 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Интересно, что иудейский канон не исчерпывает всех книг, которые были написаны до Нового Завета. В нашу Библию входит, например, книга Иисуса сына Сирахова, и в ней есть прекрасное предисловие, которое показывает, как появлялись эти книги: «Дед мой Иисус, больше других предаваясь изучению Закона, Пророков и других отеческих книг и приобретя достаточный в них навык, решился и сам написать нечто, относящееся к образованию и мудрости, чтобы любители учения, вникая и в эту книгу, еще более преуспевали в жизни по Закону. Много бессонного труда и знаний положил я в это время, чтобы довести книгу до конца и сделать ее доступною и тем, которые, находясь на чужбине, желают учиться и приспособляют свои нравы к тому, чтобы жить по Закону». То есть дед написал текст на еврейском языке, а внук перевел, чтобы и те, кто на чужбине и не знают еврейского языка или плохо его знают, могли с этой книгой ознакомиться и жить по Закону. Вот то, что в христианской традиции уже стоит на грани Писания и Предания. Мы не можем представить себе предисловие к книге Бытия: «Дед мой Моисей, сойдя с горы Синай, написал ту книгу, а я взял и перевел ее, скомпоновал и отредактировал». Конечно, нет. А здесь уже не совсем такой подход к тексту. Можно написать предисловие к своему переводу, можно описать причину создания этой книги, обстоятельства того, как она переводилась. Это уже, строго говоря, комментарий к Закону. Книгу Иисуса сына Сирахова мы сегодня можем видеть в составе Библии, но по сути дела это уже начало комментариев. Это начало того, что в православной и католической традиции называется Преданием. И, конечно, книга Иисуса сына Сирахова не одинока в этой группе книг, которые находятся уже на грани Писания и Предания. Причем в разных христианских традициях эти дополнения будут разными. Католики добавят к этому иудейскому канону книги Товита, Иудифи, Премудрость Соломона, Премудрость Иисуса сына Сирахова, Варуха (причем шестая глава Варуха у католиков будет посланием Иеремии), первую и вторую Маккавейские книги.

http://pravmir.ru/bibliya-kanonichnost-b...

   Ст. 15. И было, когда я, Даниил, увидел видение и искал значения [его].    Видел он видение в картине и образе, и не знал значения его. Следовательно не всякий видящий понимает [то, что он видит], подобно тому, как мы, читая Священное Писание глазами, не понимаем его сердцем.    И вот стал предо мною как бы облик мужа.    Ибо ангелы не мужи, но бывают видимы в образе мужей. Подобным образом и Авраам при дубе Мамврийском видел трех мужей (Быт. гл. 15), которые, конечно, не были мужами и из которых одному он кланяется, как Господу. Поэтому и Спаситель говорит в Евангелии: Авраам видел день Мой; виде и возрадовася (Иоанн. 8, 56).    Ст. 16—17. И услышал я голос среди Улая, и он воззвал и сказал: Гавриил! объясни ему это видение. И он подошел и стал подле того места, где я стоял. И когда он пришел, я ужаснулся и упал на лице свое.    Мужа, повелевшего Гавриилу объяснить Даниилу видение, иудеи считают за Михаила. Так как видение было о сражениях и войнах царей или о последовательной смене (successione) царств, то естественно эта обязанность поручается Гавриилу, как начальнику войн. Ибо Гавриил в переводе на наш язык означает сила или сильный Божий. Поэтому и в то время, когда Господь имел родиться и объявить войну демонам и восторжествовать над миром, Гавриил приходит к Захарии и Марии (Лук. гл. 1). И затем в Псалмах мы читаем о Господе торжествующем: кто есть сей Царь славы? Господь крепок и силен, Господь силен в брани, Той есть Царь славы (Псал. 23:8. 10). А когда необходимо бывает врачевание и исцеление, тогда посылается Рафаил, который означает попечение или врачевание, если только угодно кому-либо принимать книгу Товита (Tobiae). Далее, когда народу обещается благоденствие и бывает необходимо λασμς, что мы можем выразить чрез умилостивление или очищение, то посылается Михаил, который означает: кто, как Бог, при чем чрез самое значение имени дается знать, что истинное врачевание принадлежит Богу.    И сказал он мне: знай, сын человеческий, что видение исполнится во время конца и проч.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Агиомнисия (по-гречески), или блаженное поминовение умерших, что означает молиться о душах, вышедших из тела, подавать милостыню, приносить Богу Бескровные Жертвы и оказывать другие благодеяния, есть древнее установление Святой Православной Церкви, утверждающееся на Священном Писании, на Апостольских Преданиях, на Святых Соборах и учении богоносных Отцов, и почитаемое в качестве члена Православно-Кафолической веры. Так исповедует вся Святая Апостольская Восточная Церковь . Так написано в книге «Точное исповедание Православной веры», одобренной и засвидетельствованной Собором Святейших Патриархов и других Архиереев, издание Московское, лист 94, смотрите в вопросе 65, а также в других местах. Глава 1. Твердость камня веры от Священного Писания ПЕРВОЕ: Во Второй Книге Маккавеев, в главе 12, написано: Итак, все прославили праведного Судию Господа, открывающего сокровенное, и обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех; а доблестный Иуда увещевал народ хранить себя от грехов, видя своими глазами, что случилось по вине падших. Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех , и поступил весьма хорошо и благочестиво, помышляя о воскресении; ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, – какая святая и благочестивая мысль! – посему принес з a умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха ( 2Мак. 12, 41–46 ). До этого места текст Священного Писания, против которого, как против рожна, противники не могут идти, пытаясь найти одну лазейку и говоря, что эта Книга Маккавеев неистинна, иначе говоря, не относится к Священному Писанию. Но такое их злоречие с очевидностью посрамляется Апостольским Собором, в 85 правиле которого Книги Маккавеев включены в число Книг Священного Писания. Смотри Кормчую книгу, лист 24. ВТОРОЕ: В Книге Товита, в главе 4, написано: Раздавай хлебы твои при гробе праведных, но не давай грешникам ( Тов. 4, 17 ). Здесь по общему толкованию учителей Церкви Писание повелевает устраивать трапезу для нищих и убогих при погребении или при поминовении преставившегося, а также для священника, чтобы они помолились о душе умершего. Этот обычай существовал в Первенствующей Церкви и сохранился до нынешнего времени. Послушайте, что говорит об атом Златоуст в Беседе 31 на Евангелие от Матфея: «Созывайте нищих и умоляйте их молиться, чтобы скончавшийся отошел в упокоении и молитва была услышана Судией». Такие трапезы за умерших для священников и убогих, называемые по-гречески агапы, раньше устраивались в церковных притворах, но на последних Соборах это было запрещено делать в церквях, а разрешено дома, по чьему-либо желанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Вообще, введение молитвы Товии и Сарры в вечный и ежедневный ритуал брачного жития, в " молитву на сон грядущий " брачных, и притом только их исключительно, - вот начало истинного устроения супружества. Приведем ее здесь полностью: " Благословен Ты, Боже отцов наших, и благословенно Имя Твое святое и славное во веки! Да благословляют Тебя небеса и все творения Твои! Ты благословил Адама и дал ему помощницею Еву, подпорою - жену его. От них произошел род человеческий. Ты сказал: нехорошо быть человеку одному, сотворил помощника, подобного ему. И ныне, Господи, я беру сию сестру мою не для удовлетворения пожелания, но по истине: благоволи же помиловать меня и дай мне состариться с нею " ( " Книга Товита " , VIII). Как один писатель некогда сказал: " Мы имеем больше, чем конституцию, - мы имеем присягу " , так я о " прилеплении " скажу: " Мы имеем более, чем позволение на него, - мы имеем на него приказание " , - и отсюда-то оно есть " по истине " и должно быть " точию о Господе " (должно быть совершаемо с непрерывною мыслию о Нем). В. Р-в. S. Ignat. Epistola ad Polic, cap. V. M. Сменцовский. Tertullian. Ad uxorem, II, cap. 9. M. Сменцовский. ______________________ Тот же Тертуллиан говорит, что брачные союзы, заключенные без ведома и благословения церкви, считаются наравне с прелюбодеянием и блудом (De pudic., с. 4). Долгое время эта в христианской церкви обязательность церковного благословения в браке опиралась исключительно на требованиях нравственного характера и может служить посему прямым доказательством верования церкви, что именно это благословение соделывает христианский брак тем, чем он должен быть по своей природе. Внешнюю, юридическую обязательность церковный чин бракосочетания получил довольно В гражданских византийских законах церковное благословение брачного союза признано необходимым условием законности брака в первый раз лишь 89 новеллой императора Льва Философа (около 893 г.), на рабов же это постановление распространено еще позднее - при Алексее Комнине (1095 В этом последнем случае сказался взгляд римского законодательства, что в брак может вступать лишь человек свободный; рабы же по римскому праву были лишены этого права: они могли вступать лишь в сожительство (contubernium).

http://predanie.ru/book/219719-semeynyy-...

«Давай благочестивому, — советует книга Иисуса, сына Сирахова, — и не помогай грешнику. Делай добро смиренному и не давай нечестиво­му: запирай от него хлеб и не давай ему... ибо и Всевышний ненавидит грешников и нечестивым воздает отмщением. Давай доброму и не помогай грешнику».    Но, несмотря на подобные ограничительные предписания, невозмож­но, сказали мы, с уверенностью утверждать, что долг милостыни не имел в Ветхом Завете всеобщего значения. Совесть верующего предстояла пе­ред лицом такой совершенной святости, чистоты и любви, что в верую­щем сердце находился живой источник правды высшей, сравнительно с правдой закона. Если Иосиф Обручник был назван «праведным» за то, что его правда была выше правды закона, то в известном смысле это же можно сказать и о милостыне. В то время как лицемерие книжников и фа­рисеев делало из закона преграду добру и, в частности, извратило в корне учение о милостыне, совесть истинно верующего видела за оградой за­кона бесконечный горизонт на пути служения к ближнему. И мы слышим в учении ветхозаветного мудреца не только указание на границу милосер­дия, но и призыв возвышаться над этими преградами. «Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напои его водою... Господь воздаст тебе». Множество предписаний и советов подавать милостыню и вообще благотворить нуждающимся не содержит никаких указаний на ограничение лиц, которым должно благотворить. Поэтому, думается, слово Христа Спасителя о помощи всякому нуждающемуся, с особенной ясностью высказанное в притче Господа о милосердном самарянине, не могло показаться слушателям призывом к нарушению закона.    Таким образом, законные ограничения долга творить милостыню в отношении лиц, требующих помощи, не имели, видимо, абсолютного значения. Точно так же не имело такого значения и то наставление вет­хозаветной мудрости, по которому нужно было творить милостыню от избытка, но не до скудости: помогай человеку по силе твоей и берегись, чтобы тебе не впасть в то же. Пример вдовы из Сарепты Сидонскойнаглядно говорит, что для нравственного сознания не было такого не­достатка, который бы делал ненужной милостыню; и, бесспорно, имело жизненное значение наставление книги Товита: когда у тебя будет много, твори из того милостыню; и когда у тебя будет мало, не бойся творить ми­лостыню и понемногу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4064...

Давать литературу (художественную, не догматику!), пригласить священника освятить квартиру. Быть с ними в значимых для них событиях. Вместе смотреть христианские образовательные программы и обсуждать. Подавать пример в молитве, обращении к Богу. Не скрывать свои отношения с Богом. С закрытыми родственниками иногда стоит оставить все попытки о чем-либо говорить, иногда даже выстроить границы в общении, но не оставлять молитвы и надежды. Как готовить личное свидетельство Тогда, отозвав обоих особо, Ангел сказал им: благословляйте Бога, прославляйте Его, признавайте величие Его и исповедуйте пред всеми живущими, что Он сделал для вас. Доброе дело – благословлять Бога, превозносить имя Его и благоговейно проповедывать о делах Божиих; и вы не ленитесь прославлять Его. Тайну цареву прилично хранить, а о делах Божиих объявлять похвально. Товит 12:6,7   На опыте многих мы убедились, что главный фактор обращения человека ко Христу – это не слова; убеждает личный пример, личная встреча с Богом или с настоящими верующими. Но даже о личном примере важно уметь рассказать. Истории об обращении человека к Богу мы находим в Библии (Моисей, Самуил, ап. Павел), в житиях святых (преп. Мария Египетская), в рассказах современников (митр. Антоний). Книга Товита вся построена как личное свидетельство. Именно личные свидетельства лучше всего располагают к тому, чтобы слушающие прониклись доверием к Евангелию.   Рассмотрим подробнее свидетельство ап. Павла, приведенное в кн. Деяний, 21:37-22:21. Он рассказывает о том, как жил до встречи со Христом, потом – драматический эпизод обращения, далее – что изменилось в его жизни после этого. Павел трижды рассказывает о своем опыте обращения. Хотя содержание свидетельства оставалось одним и тем же, ап. Павел менял акценты в зависимости от аудитории, подчеркивая то, что было важным в тот момент (ср. Деяния 21:37-22:21 и Деяния 26:1-23). При подготовке свидетельства важно обратить внимание на следующее. В чем раньше я видел цель, смысл своей жизни, был ли я доволен тем, как у меня все складывается?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=107...

Защитниками второго мнения книга пророка Ионы считается в той или другой мере вымышленным произведением. Одни видят в ней рассказ о бывшем пророку видении, другие считают ее апологом, аллегорией или притчей, рассказанной с нравоучительной целью, третьи принимают ее за легенду, изукрасившую простой и естественный факт чудесными и невероятными подробностями. Мы не будем останавливаться на том, насколько удачно сближение книги пророка Ионы с указанными выше литературными формами; уже самое многообразие попыток представить книгу Ионы не в форме исторического рассказа говорит о том, что ни одна из них вполне не удовлетворяла. Все эти попытки вытекают из мысли о невозможности представить рассказанное в книге Ионы действительно происшедшим событием. При объяснении текста книги мы постараемся устранить затруднения к историческому пониманию ее, а теперь приведем свидетельства посторонние ей в пользу исторического ее характера. Самое древнее свидетельство в пользу исторического характера книги Ионы мы находим в книгах Товита и 3-й Маккавейской. В них засвидетельствовано историческое понимание двух главных фактов книги Ионы, наиболее встречающих возражение, пребывания пророка во чреве кита ( 3Мак 6.6 ) и его проповеди в Ниневии ( Тов 14.8 ). Затем Иосиф Флавий, передавая в своих «Иудейских Древностях» ( Иона 9:2 ) содержание книги Ионы, считает ее за подлинную историю. Только при историческом характере книги Ионы возможно было, что она включена была ветхозаветною церковью в канон священных боговдохновенных книг; произведение вымышленное или искажающее действительность не могло пользоваться таким великим уважением. Вслед за ветхозаветною церковью и древнехристианская понимала и толковала книгу Ионы в историческом смысле. Она в данном случае следовала непререкаемому авторитету Самого Иисуса Христа. Отвечая на требования фарисеев от Него чудес, Он сказал, что наибольшим знамением для них должен служить факт пребывания Ионы во чреве кита: «ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» ( Мф 12.40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Между тем Товит и жена его Анна с беспокойством ждали возвращения сына. Наконец, Анна увидела вдали своего сына с товарищем, сказала об этом Товиту и бросилась встречать его. Товит также пошел к дверям и споткнулся. Товия, успевший уже подойти к дому, подбежал к отцу, поддержал его и, по совету Ангела, приложил желчи к глазам его. Глаза его заело, он отер их, и снялись с глаз его бельма 488 , увидев сына, он обнял его, заплакал и благословил Господа. Теперь Товия рассказал родителям о чудных делах, случившихся с ним в Мидии. Услышав, что Товий женился, Товит вышел навстречу невестке своей, которая с имуществом своим остановилась за городом. Приняв ее в дом свой, Товит праздновал семь дней брак сына своего. По окончании пира, Товит сказал Ангелу: «Возьми половину всего, что вы принесли». Тогда Ангел сказал им: «Благословляйте Бога за все то, что Он сделал для вас. Доброе дело – молитва с постом и милостыней и справедливостью. Когда молился ты и невестка твоя Сарра, я возносил пред Богом молитвы ваши. Когда ты хоронил мертвых, я также был с тобой. Я – Рафаил, один из семи Ангелов, которые возносят молитвы святых пред Богом. И так прославляйте Бога и запишите все совершившееся в книгу». Товит и Товия пали на лица свои, и когда встали, то Ангела уже не видели. Товит, умирая в глубокой старости, завещал Товии переселиться в Мидию, потому что Ниневии, по пророчеству Ионы, предстояло разрушение. Товия, после смерти отца и матери своей, переселился в Екбатаны к Рагуилу, честно похоронил тестя и тещу свою, и сам умер в глубокой старости (Книга Товита). Иудифь Навуходоносор, царь ассирийский 489 , предприняв войну против Арфаксада, царя мидийского, потребовал, чтобы вместе с ним шли на войну народы, жившие на западе от Евфрата; но они не собрались к нему. Победив Арфаксада, он послал своего военачальника Олоферна с войском (120000 пехоты и 12000 конницы) отомстить народам, которые не исполнили его требования. Победив много народов, Олоферн вступил в землю Израильскую и подступил к городу Ветилуе, который заграждал проход в нагорные страны Иудеи. В городе открылся крайний недостаток в воде. Жители Ветилуи решили сдаться ассирийцам, если в продолжение пяти дней не пошлет им Господь помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Поэтому единственным источником, который нам может чем-то помочь, оказывается древнееврейский оригинал Ветхого Завета. Здесь слову, которое по-гречески звучит как элеос, т. е. «милость», соответствует слово хесед — «любовь Божия». Хесед Яхве — это милость Божия, которая проливается в сердца людей подобно дождю, той живительной влаге, без которой всё очень быстро погибает. Если милость Божия, пролитая в наши сердца, по нашей собственной доброй воле переливается в сердца других людей, добровольно отдаётся нами другим, — это и есть милостыня. Она подобна дождевой воде, которая, собранная во время ливня, попавшая с небес в сосуды, может быть перелита из них куда угодно. Становится ясно, что мы тогда творим милостыню, когда, по примеру Самого Иисуса (см. Ин 13:13-15) отдаём другим то, что даёт нам Бог. Иисус в Евангелии настаивает на том, чтобы милостыня была тайной: «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф 6:3). Иной раз в церковной практике это понимается буквально — бывает, что бабушки сердятся, когда кто-то передаёт деньги во время службы левой рукой. Но говорится тут, конечно, не об этом, а о вещах несравнимо более важных. Отдавая деньги, ты не должен задумываться, запоминать, кому и сколько отдал, не должен фиксировать этот факт в памяти и подсчитывать, во что оценивается твоя доброта и твоя вера. Ты можешь дать немного, и об этом хорошо говорит в Ветхом Завете книга Товита: «Давай алчущему от хлеба твоего и нагим от одежд твоих; от всего, в чём у тебя избыток, твори милостыни, и да не жалеет глаз твой, когда будешь творить милостыню» (4:16). Если ты богат — твори много, если беден — не бойся творить милостыню понемногу. Верующее сердце может сразу, не размышляя, понять, сколько я могу сегодня дать. Главное — не задумываться. Вот что такое милостыня, которая втайне. Она совершается втайне не только от других, но и от себя самого. И Господь, Который знает тайное, воздаст тебе. Причём не воздаст тебе явно, как говорится в позднейших рукописях, а воздаст каждому по-своему: кому-то явно, а кому-то ещё более тайно Что вообще значат слова «И Отец твой, видящий тайное…»? Иногда мы толкуем их, полагая, что Бог как бы наблюдает за нами, за каждым нашим шагом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010