Казани, находился в Кремле, там, где был дом батальона военных кантони­стов. Основан в XVI ст. и в 1561 г. состоял приписным к Троицкой ла­вре; тогда имел церковь во имя чудотв. Сергия. В 1576 г. в м-ре погребен 5-ый Казан. архиеп. Тихон I. “Ист. Росс. Иер.”, II, 110; Рыбушкин, “Ист. гор. Казани”, II, 2; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 26; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1865 г., IV, смесь, 140 (вотчины м-ря в 1752 г.); 1867 г., III, Отд. 1, 72 (в 1678 г. имел 116 двор. крест., в 1752 г. 989 душ); 1878 г., IV, ист. опис. Тр.-Серг. лавры, 180 (приписка м-ря); 1880 г., I, 8, 18 (миссионер. дело между Казан. инородц.). 2148 . Троицкий – Сергиев, муж­ской, совсем уничтоженный, в гор. Свияжске. В найденных Рыбушкиным за­писках о построении города сказано: «Того же 1551 лета месяца июня в 4 и 5 дни воздвигнуто два храма деревянные: собор. церк. Пресв. Богородицы честного и славного ее Рождества и монастырь внутрь града, в нем же храм Преп. Сергия Чудотворца». В 1561 г. значится приписным к Троицкой лавре; в это время в нем была церковь чудотв. Сер­гия, да теплая св. Троицы. Затем из­вестно, что этому монастырю в 1594 г. принадлежало село Услон, находящееся ныне в 28 вер. от города. В 1557 г. игуменом м-ря был Мартирий. “Ист. Росс. Иер.”, II, 110; Рыбушкин, “Ист. гор. Казани”, II, 130, в примеч.; “Памят. кн. Казан. губ. на 1863 г.”, Отд. III, 100; “Казан. губ. вед.”, 1854 г., 12 (ро­зыск 1618 г.); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 305, 14; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1865 г., IV, смесь, 124 (припис. к Тр.-Серг. лавре в 1588 г.), 141 (вотчины м-ря в 1752 г.); 1867 г., III, Отд. 1, 72 (в 1678 г. имел 356 двор. крест., в 1762 г. 3.526 душ); 1878 г., IV, ист. опис. Тр.-Серг. лавры, 180 (приписан); 1882 г., I, Отд. 2, 145 (строитель Феодосий, с 1619 г. архиеп. Рязан.); “Древн. Росс. Вивлиоф.”, 1791 г., XVII, 146 (о по­строении церкви св. Сергия в мае 1551 г.). 2149 . Троицкий – Сергиев – Бого­явленская в Пелегове, мужской, ныне село Пелегово, Костромской губ., Макарьевского у., в 75 вер. к юго-юго-зап.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛЬСУРСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Нижегородской епархии, учреждено в 1920 г. по предоставлению Нижегородского епархиального совета и правящего архиерея Евдокима (Мещерского) во исполнение постановления Свящ. Синода и Высшего Церковного Совета от 23 июня 1919 г. об увеличении числа епископов РПЦ. Названо по уездному г. Василь (или Васильсурск), расположенному на сев.-вост. окраине Нижегородской губ., на левом берегу р. Волги в устье р. Суры. В состав вик-ства входили Васильсурский и Макарьевский уезды. Местом пребывания архиерея являлся Макариев Желтоводский во имя Св. Троицы жен. мон-рь . 29 февр. 1920 г. в Вознесенском соборе нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня мон-ря во епископа Васильсурского был хиротонисан Варнава (Беляев) , к-рый в авг. того года был переведен на Печерское вик-ство той же епархии. 9 авг. 1920 г. в Воскресенском соборе г. Арзамаса во епископа Васильсурского был хиротонисан архим. Макарий (Знаменский) , к-рый в 1922 г. уклонился в обновленческий раскол (в следующем году принес покаяние). После 1922 г. В. в. не замещалось. В связи с тем что города Макарьев и Васильсурск перестали быть центрами уездов (соответственно в 1924 и 1927), взамен В. в. было открыто Лысковское вик-ство . Арх.: РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 273. Л. 123; 124-124 об., 125; ГАНО. Ф. 1016. Оп. 2. Д. 144. Л. 610; Д. 181. Л. 229-231 об.; ГАНО. Ф. 1016. Оп. 1. Д. 51. Л. 433. Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1863-1965. Т. 2. С. 48; он же. Русские архиереи-обновленцы. С. 813; История Административно-территориального деления Нижегородской губ., 1917-1929 гг.: Справ. Горький, 1983; Дамаскин. Кн. 1. С. 52; За Христа пострадавшие. М., 1997. С. 214; Обновленческий раскол. С. 256; 30 (17) октября - день памяти сщмч. Александра, архиеп. Семипалатинского († 1937)//Никольский благовест. Алма-Ата, 2003. 3 (159), 11 мая. Игум. Тихон (Затекин), О. В. Дёгтева Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/149841.html

Решением Священного Синода открыты новые духовные школы Русской Православной Церкви 27 мая 2009 г. 22:09 Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании 27 мая принял ряд решений об открытии новых и преобразовании старых духовных школ. Решением Священного Синода на базе Пастырского факультета Новосибирского Свято-Макарьевского Православного богословского института открыта Новосибирская духовная семинария ( журнал ). Ректором семинарии назначен архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон . Священный Синод принял также решение об открытии  духовной семинарии в Оренбурге (журнал Ректором Оренбургской духовной семинарии назначен протоиерей Леонид Антипов. Синод благословил открытие Читинского духовного училища с трехгодичным сроком обучения (журнал Ректором Читинского духовного училища назначен епископ Читинский и Забайкальский Евстафий . Ростовское духовное училище переведено с двухгодичного курса обучения на четырехгодичный ( журнал ). Пресс-служба Московской Патриархии Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/658078.htm...

Сила Германовский упом. 14 июля 1752; в 1753 перев. в Мещовский Георгиевский. Мелетий , в 1754–58, отрешён. Арсений определён 1758. Гедеон Ротенский , в авг. 1762, в нояб. 1763. 15 Рождествин (Христорождественский) в Боровске, прежде мужской, потом женский; упразднён в 1764 г. [III, 437] Игум. Иосиф , 1626. – Антоний , 1635. – Феодосий , в нояб. 1643. Строит-ца Анисия Челищева , в 1651–1659. – Мария Кормилицына , в мар. 1664. Иг-нья Капитолина , в июле 1675; † 1687. – Христина , 1690, 91, февр. – Александра , 1733–38. 16 Оптина Введенская (Макарьевская) пустынь под Козельском, заштатная. [V, 42; VI, 1034.] Игум. Сергий , в дек. 1625. Строит. Феодорит , 1629–31. –       Корнилий , в июне 1658. –       Иринарх , в окт. 1661. –       Исидор , 1672–80. –       Дорофей , 1686–88. –       Серапион , 1694–98. –       Герасим , 1701, 2. Игум. Моисей , 1703, 4. –       Дорофей , 1709 и 10. –       Иоасаф , 1716. –       Леонид , 1717. Строит. Леонтий , 1724–26. –       Сергий , 1728. –       Авраамий , 1731. Игум. Пафнутий , 1760. –       Моисей , 1762. –       Филагрий , 1763; † 1765. Строит. Никандр определён 1765; † 27 мар. 1768. Игум. Аристарх , бывший Боголюбова монастыря, определён 3 дек. 1770; † в янв. 1775. Строит. Феодосий определён 19 окт. 1775; по 1780. – Александр определён 22 дек. 1780; † 1782.... – Николай определён 26 окт. 1782, уволен 1 февр. 1783. – Андрей определён 31 мар. 1783; уволен 29 янв. 1789. – Иоасаф 29 янв. 1789 перев. из Давидовой пустыни; в 1791 уволен. – Антоний , 1792–94. – Иосиф , 1794 и 95. – Авраамий , с 1796; в 1801 произведён в игум. Доброго монастыря, но здесь оставлен игуменом; † 14 янв. 1817. – Маркелл , в 1817–19, уволен, по желанию. Игум. Даниил , в 1819–25, перев. в Добрый мнтрь. – Моисей Путилов определён в 1825; † 1862 ... Строит. Леонид , 1863, архим. 1865. Игум. Исаакий , 1867–69. 17 Тихонова пустынь, от города Медыни в 15 верстах. Нкогда была приписана к Донскому мнтрю; с 1764г. заштатная. [VI, 401.] Препод. Тихон , основатель ...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив Пн Слово архимандрита Ферапонта (Кашина) при наречении во епископа Макарьевского, викария Костромской епархии 29 марта 2013 г. 19:02 29 марта 2013 года в Тронном зале Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил  чин наречения архимандрита Ферапонта (Кашина) во епископа Макарьевского, викария Костромской епархии . При наречении архимандрит Ферапонт обратился к Предстоятелю Русской Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыка и отец! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, архипастыри Церкви Христовой! Промыслом Божиим, избранием Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода я призываюсь ныне на великое архиерейское служение. Это высокое призвание «пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28) вызывает во мне два чувства — радость и трепет. Радость, ибо я призываюсь в сонм архипастырей Святой Церкви, наследников апостолов Христовых, и святой Павел учит, что «хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса» (1 Тим. 3:13). Трепет, ибо, как пастырь должен буду, по слову Священного Писания, полагать «душу свою за овец» (Ин. 10:11), а в пакибытии буду «обязан дать отчет» (Евр. 13:17) о вверенной пастве. Оглядываясь сегодня на прошедшие годы моей жизни, вижу, что Всеведущий Бог, по Своей неизреченной милости, направлял мои стопы. Приняв крещение уже в сознательном возрасте, я поступил в один из костромских монастырей и совершал свое церковное служение на Костромской земле, где сейчас призываюсь к продолжению служения уже в сане епископа. Мне довелось быть монастырским послушником, сотрудником епархиального управления, настоятелем прихода, наместником монастыря. Все эти пройденные послушания помогли приобрести опыт, необходимый для предстоящих трудов в должности викарного епископа. Приступая со страхом и ответственностью к архипастырскому служению, сознаю трудность задач, стоящих сегодня перед епископом. В наше время тот мир, в котором «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1 Ин. 2:16) сильнее, чем прежде, увлекает людей от следования по путям Господним. Противостоять мирским соблазнам, донести спасительное учение Христово до каждого сердца, способного принять это учение, дать почувствовать окружающим радость благодатной жизни в Святой Церкви сегодня особенно актуально. Чтобы достичь этого, епископу требуется активизировать катехизаторскую и миссионерскую деятельность, другие виды церковного служения. А для этого нужно привлечь людей, способных нести другим слово Божие, потому что и сегодня, как и два тысячелетия назад, актуальны слова Пастыреначальника Христа: «жатвы много, а делателей мало, итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф. 9:37-38). При этом пастырь должен и сам быть образцом для духовных овец, «не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду»(1 Пет. 5:3).

http://patriarchia.ru/db/text/2877670.ht...

23 октября 1914 года Николай Ярушевич был пострижен в монашество ректором академии епископом Анастасием (Александровым) - иерархом, оказавшим большое влияние на духовное развитие будущего митрополита. 24 октября Ярушевич уже рукоположен во иеродиакона, а 25-го - в сан иеромонаха. Вскоре он выехал на фронт - началась Первая мировая война. Ярушевич служил духовником-проповедником в санитарном поезде, а с ноября 1914-го - священником лейб-гвардии Финляндского полка. На фронте отец Николай тяжело заболел: у него развился ревматизм с осложнением на сердце. Впоследствии болезнь сказалась роковым образом... Ярушевич, отозванный с боевых позиций, возвратился к научно-педагогической работе в академии. С 19 августа 1915 года преподавал в Санкт-Петербургской духовной семинарии литургику, гомилетику, практическое руководство для пастырей, церковную археологию и немецкий язык. В декабре 1916 года он был назначен священником церкви Святителя и чудотворца Николая при Николаевской детской больнице. Грянула Октябрьская революция. О судьбах верующих людей нашей страны в целом и Николая Ярушевича в частности можно сказать словами Нового Завета: «Знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа» (Откр., 2:13). Возможно ли было сохранить веру в Бога под игом воинствующего атеизма? Кому-то покажется, что нет. Но не зря великие философские русские умы считали русский народ «богоносцем», единственно сохранившим полноту сердечного постижения Христа. Именно на Русской земле сбылось предрекание Спасителя: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее» (Мф.,7:18). История Русской церкви в ХХ веке ещё раз подтверждает эти слова. Несмотря на то что Троцкий и его последователи со знанием дела лепили из Церкви образ врага и сделали всё для её уничтожения, врата ада не одолели её. Невзирая на тревожные годы, Ярушевич не оставлял научных занятий: в 1917 году он защитил диссертацию «Церковный суд в России до издания Соборного Уложения Алексея Михайловича 1649 г.», став магистром богословия и удостоившись Макарьевской премии. Следом Ярушевич подготовил докторскую диссертацию на тему «О бессмертии души», но не успел её защитить. Рукопись погибла во время блокады Ленинг рада.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

385). Но ни в Ездр. 3:12 , ни в Агг. 2:3 не говорится ни о чрезвычайной малости второго храма, ни о величественных размерах Соломонова храма. В Ездр. 3:12 говорится: «старики, которые видели прежний храм, при основании этого (второго) храма пред глазами их плакали громко». О чём они плакали? Откуда видно, что они плакали именно при виде малых размеров нового храма? Ниоткуда не видно. Мало ли о чём они могли плакать? Может (и всего вероятнее) они, зная скудость средств, достаточных только на возведение стен и на самую скромную обстановку, плакали о невозможности украсить храм дорогими произведениями искусства и золотом так, как украсил его Соломон. Пр. Аггей говорил: «кто остался между вами, который видел этот дом в прежней его славе, и каким видите вы его теперь? Не есть ли он в глазах ваших как бы ничто?» Ужели под прежней славой храма пр. Аггей непременно разумел обширные размеры храма Соломонова? Нет ничего невероятнее. Не говоря уже об идеальном характере разумеемой пророком славы (сравнить ст. 9), видеть славу Соломонова храма в его якобы обширных размерах просто непозволительно. Соломон был настолько богат, что мог бы построить храм в размерах несравненно больших; но если он этого не сделал, то очевидно, что полагал славу своего храма не в этом, а в богатстве внешней и особенно внутренней отделки, которая и являлась теперь для пр. Аггея символом идеальной славы, а никак не обширные размеры каменной постройки. Наконец, сам автор опровергает своё толкование вышеуказанных библейских мест и вообще своё положение о малых размерах второго храма. На стр. 508 он говорит: «храм Зоровавеля был точным воспроизведением храма Соломонова, и стоял на его основаниях»... Исследование о реставрации Ирода автор начинает опять вопросом о высоте храма. Ирод, по свидетельству И. Флавия, пожелал выстроить храм в 120 локтей высоты. «Откуда, спрашивает автор, такая мысль у Ирода или у Иосифа, говорящего устами Ирода? Приведённое свидетельство есть средоточный (!) пункт всего исследования о ветхозаветном храме» (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

Вторя первоверховному посланнику Христову, призываю тебя быть внимательным к собственной жизни, к своим поступкам и словам. Мы как служители алтаря Господня должны являть образец благочестия, пример следования за Христом и неотступного исполнения Его заповедей. Помни о том, что епископ — это тот, на кого обращены взоры многих, и ближних, и дальних. Зачастую по твоим делам люди будут судить о Православии и о Церкви, иногда даже по внешнему виду твоему, по манере поведения, по тому, как ты будешь общаться с людьми. И в этом смысле не только дела твои, но и слова будут иметь значение для многих. И в немалой степени от всего этого может зависеть, придет ли тот или иной человек к вере, останется ли в церковной ограде, будет ли тот или иной клирик ревностно трудиться на месте своего служения. Внимая себе, внимай и всему словесному стаду, блюсти которое тебя днесь поставил Дух Святой. 39-е Апостольское правило гласит: Епископу вверены люди Господни, и он воздаст ответ о душах их. Теперь ты несешь бремя забот об уловлении душ человеческих для Царствия Небесного, о возрастании пасомых в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа , как учит нас апостол Петр (2 Пет. 3:18). Пусть постоянным напоминанием об этом будет для тебя видимый знак епископского служения —омофор, знаменующий заблудшую овцу, которую нашел добрый пастырь и возложил на свои рамена, дабы сопричесть к остальному стаду. Уподобься Великому и Совершенному Пастырю и Пастыреначальнику Христу, знающему и любящему Своих словесных овец и имеющему попечение о спасении каждой из них. Взирая на эту часть архиерейского облачения, на омофор, который будет возлагаться торжественно посреди храма на твои плечи, помни об этом символе, символе несения на своих собственных плечах паствы, которая вверена тебе на пути к спасению. Более же всего подражай жертвенной любви Господа, подъявшего ради нас на свои рамена также крест и претерпевшего смерть. Именно этот образ является самым сильным, ибо тому, что совершил Господь, мы призваны стремиться подражать в своей жизни, помня слова Евангелия: «Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:28). И какое бы мы ни занимали иерархическое положение, мы должны всегда твердо помнить, что поставлены на служение другим, и призваны, по слову апостола Петра, пасти Божие стадо, какое у нас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием [Божиим], но подавая пример стаду (1 Пет. 5:2-3).

http://patriarchia.ru/db/text/4803757.ht...

Но как бы то ни было, житие святого, являлось ли оно до или после канонизации, всегда составляло необходимое условие ее. Все, что сказано о житиях, вполне приложимо и к службам, которые, как и первые, являлись иногда до канонизации (и в этом случае они составлялись в большинстве случаев без ведома высшей власти), а иногда после нее (и в этом случае инициатива составления их принадлежала последней), составляли также необходимое условие канонизации, подготовляя или сопровождая ее. Так как житие и служба имели церковное употребление, то само собою разумеется, что они, прежде чем получить таковое значение, должны были быть, если не просмотрены, то, по крайней мере, одобрены высшею духовною властью. По некоторым фактам можно заключать, что такой надзор высшей власти над житиями и службами существовал в нашей Церкви и в это время. Так, в одной из редакций жития св. Алексия, митрополита Московского, между прочим говорится, что составленная Питиримом, епископом Пермским, служба в честь открытия мощей его принесена была им к митрополиту Ионе; затем с вероятностью можно предполагать, что все службы, которые писались по поручению высшей власти, представлялись ей на рассмотрение и одобрение. Но как производилось это рассмотрение житий и служб в данный период и в чем оно состояло, – на этот вопрос, за неимением сведений, трудно сказать что-нибудь положительное. Впрочем, относительно второй половины вопроса еще можно сделать более или менее вероятные предположения. Известно, что у нас для житий и служб существовала особенная форма или стиль, которого наши агиобиографы строго всегда и держались. Поэтому можно думать, что «официальный церковный надзор бодрствовал только над установленным стилем жития. Простые биографические записи не годились для церковной службы и мало распростарялись даже в неофициальной читающей среде» 365 . Последнее предположение очень вероятно, если мы примем во внимание то обстоятельство, что и в последующее время на Макарьевских соборах и после них этот надзор, как увидим ниже, не шел дальше внешней стороны житий и служб или их стиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В заключение истории Макарьевских соборов, нам остается рассмотреть еще вопрос о значении их в деле канониции святых для последующего времени Русской Церкви. Самое важное и самое видное, сразу бросающееся в глаза, следствие Макарьевских соборов для канонизации святых последующего времени заключается в том, что, начиная с этих соборов, право совершения канонизации переходит исключительно к высшей центральной власти Русской Церкви, каковая до конца XVI века сосредоточивалась в лице митрополита с собором, а с конца этого века (1589 года) в лице патриарха. До Макарьевских соборов право совершения канонизации продолжало принадлежать местным епископам не только de jure, но и de facto, что можно видеть из примера канонизации Леонтия и Исаии, епископов Ростовских, канонизованных местными епископами. Между тем, после соборов 1547 и 1549 годов, во все продолжение второй половины XVI и всего XVII века мы уже не встречаем ни одного случая совершения канонизации святого местным епископом. Встречаем даже примеры, которые показывают, что и частное почитание святого требовало уже позволения высшей власти Церкви. Так, ученик Кассиана Босого, Фотий, написав для себя канон на память Иосифа Болоколамского, нашел необходимым, однако же, представить этот канон на рассмотрение митрополиту, чтобы получить от последнего благословение читать свой труд и молитвовать по нем в келии 461 . Правда, начало этой перемены в праве совершения канонизации восходит еще к началу XVI века; но тогда эта перемена не была еще узаконена. Теперь на Макарьевских соборах то, что до сего времени было только попыткой подчинить прославление святых надзору высшей церковной власти, окончательно принято и с этого времени вошло в постоянную практику Русской Церкви при совершении канонизации. Чем вызвано было такое изменение, какими обстоятельствами оно обусловливалось, – на эти вопросы мы старались дать ответ в предварительных сведениях об этих соборах. Поэтому, не останавливаясь на них, мы прямо перейдем к обозрению других следствий их, которые стоят в тесной связи е первым следствием и им обусловливаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010