40 об.). Братья в унынии уже „еже жити не надеяхуся» и обратились с молением к Даниилу; последний „зakohonoлoжehie тихоново похвали», но вместе с тем преподал ему наставление, что от каждого надо требовать подвига по силе; Тихон с миром ушел к Москве. Таким образом и с этим пришельцем иноки Даниилова монастыря не поладили, за излишнюю суровость его требований, как дает нам понять биограф. Резюмируя наши замечания по поводу жития Даниила Переяславского, можно указать следующие черты в нем: 1) образ мыслей, его проникающий (который может быть вменен и биографу, и самому Даниилу и, по-видимому, является господствующим вообще в его монастыре), представляется родственным тому, который отразился в рассмотренных выше агиобиографических памятниках волоколамских и боровских: то же в основании понимание задач иноческого подвига, культ внешнего благочестия; любовь к легенде и легендарным представлениям, в частности демонологическим (последняя черта менее ясно выражена); с другой стороны, культ власти московского государя (рисуется в житии и близость к нему святого и его обители); 2) житие дает указания на разногласие между Даниилом с его иноками и другими лицами, приходящими в монастырь со стороны, разногласие, которое по-видимому основывается на различии в образе мыслей и в убеждениях той и другой стороны. Жития после Макарьевского времени Прочие жития святых, на которых я считаю нужным остановиться, писаны уже после митрополита Макария, в конце 3-й и в течение последней четверти XVI века, отчасти уже в XVII веке. Эти жития рассмотрены В. О. Ключевским очень кратко: „литературное однообразие житий после Макария, говорит он, позволяет ограничиться перечнем их в хронологическом порядке» 369 ; между тем и здесь среди однообразия можно найти и более или менее характерные различия. По связи с рассмотренным выше житием Даниила Переяславского обращаюсь к житию его ученика и постриженника, Герасима Болдинского († 1554; память 1 мая); оно писано в конце XVI в., но „не позднее 1586 г.», болдинским игуменом Антонием, учеником Герасима 370 , следовательно, подобно большинству житий русских подвижников, писано на месте подвигов и жизни святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вассиан Санин, брат Иосифа Волоцкого , не смешивался со своим тезоименитым предшественником в сборниках XVI–XVII в., где исчислялись архиепископы Ростовские. В Истории Росс. Иерархии (ч. I, стр. 119) он поставлен тридцать шестым святителем Ростова. Между им и его предшественником Вассианом Рыло было два архиепископа: Иоасаф, князь Оболенский и Тихон Малышкин. Житие написано в то время, как автор его был архиепископом; Вассиан Санин был им от 18 января 1506 до 28 августа 1515 года; следовательно, житие писано в этот девятилетний промежуток. Житие это сохранилось в большом количестве списков. Оно между прочим помещено в Макарьевской Минее за май, и в сокращении в Четьи-Минеи Димитрия Ростовского под первым же числом мая. Список рассматриваемой рукописи один из лучших и полнейших. В житие включены Беседы Пафнутия, встречающиеся и отдельно от жития. Оно начинается следующими словами: «светел и сладок есть зело, иже добродетели прилежай в очию зрящих и сопребывающих тому и к уподоблению может двигнути и предводити и по восхищении его»; разделено на главы, каждая под своим названием и оканчивается похвалой преподобному. VII. Сборник XVI в. , в 4-ку; Московской духовн. акад. 152/515, из рукописей Волоколамского монастыря. л. 395. Повесть о кончине Пафнутия Боровского, написанная учеником его Иннокентием. Автор изо дня в день пересказывает все, что делал Пафнутий с тех пор, как почувствовал близость кончины. В этом памятнике между прочим есть сведения о том, что лица, обеспокоившиеся болезнью Пафнутия, присылали к нему грамоты: «Пришли Тферския грамоты и золотыя деньги»... «Грамоту от великаго князя привез Федя Викентьевичь»... «От великия княгини Софи грекини приспе посланный с посланием»… л. 419. Сказание о преподобном Пафнутии, то же, что и в предыдущем сборнике. л. 420. Грамота духовная преп. Иосифа Волоцкого великому князю Василию Ивановичу (см. выше II, л. 201). л. 511. Летопись событий конца XV и начала XVI в., писанная в Волоколамском Иосифове монастыре в правление Елены Глинской. Первое известие: «Лета 6987 мая 28 родился князь великий Василий Ивановичь. Того же лета поставлен монастырь Иосифов». Под 7038 годом означено, что приходили гости «из Ногаи с таваром, с коньми, и пригоноу было п ». Известие о Ногаях и конях их повторяется и под другими годами. Подобные летописные вставки встречаются в сборниках Иосифова монастыря среди статей, даже и в канонниках, среди молитв.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Тем же мотивом руководствовался думный дьяк Прокопий Петрович Возницын, по воле светской власти возглавивший перед смертью Адриана Патриарший двор. В донесении Петру I о кончине и погребении Адриана от 18 октября 1700 г. Возницын туманно намекает на якобы имевшее место разграбление патриаршей казны, которое вряд ли могло остаться незамеченным боярином Тихоном Никитичем Стрешневым: опытным, а главное, преданнейшим царю администратором, которому было поручено замещать государя в Москве во время похода. В один день с Возницыным Стрешнев отправил Петру точный отчет об оставленной Адрианом казне и его опечатанном имуществе . Пугая Петра, «чтоб и досгальное и впредь будущее напрасно растащено и разграблено не было», Возницын подводил государя к мысли издать «указ и повеление» о передаче всего патриаршего имущественного управления «моей (доносителя. — А. Б.) должности». Тогда-де «мочно все в доброе осмотрение взять», «невзирая ни на что, только того смотря, как бы Богу и тебе, государю, приятно было». Такая постановка вопроса, очевидно, требовала объяснить, куда думный дьяк смотрел раньше. Поэтому донесение наполнено сетованиями на «ближних старцев», якобы не допускавших Возницына к патриарху. «А до сего (до кончины Адриана. — А. Б.) было мне делать нечего, потому что под его именем делали, что хотели, и все за ними и в их руках было». «Они» в донесении не названы, но мы-то знаем, о ком идет речь. Помимо архидиакона Ионы важным лицом при патриархе был казначей: после кончины Паисия им стал знаменитый летописец Тихон Макарьевский (занимавший эту должность с 1695 по 1700 г.). Высоко ценим Адрианом был и служивший с 16S6 г. помощник казначея Андрей Владыкин. Не меньше, чем руководителей патриаршего Казенного приказа, Адриан привечал монаха-судью приказа Дворцового: вначале Дмитрия Сурмина, а по его смерти — Иосифа Булгакова. Последнего, всего после полугода службы дворецким, патриарх указом от 1 октября 1698 г. «пожаловал... за его службу, и многорадение... и за денежную и хлебную многую прибыль, которую показал он, судия Иосиф Булгаков, будучи в Дворцовом приказе»: повысил ему оклад. «И сей свой, святейшего патриарха, именной указ о милостях Булгакову» Адриан «указал в Дворцовом приказе записать в книгу, чтобы ему, судье Булгакову, будучи у того дела, и впредь надежно было... прибыли искать» .

http://sedmitza.ru/lib/text/439388/

Ирмологий в певческой практике Др. Руси (XII-XVII вв.)//Там же. С. 121-128; Столярова Л. В. Древнерус. надписи XI-XIV вв. на пергаменных кодексах. М., 1998. С. 197-199; Заболотная Н. В. Церковно-певч. рукописи Др. Руси XI-XIV вв.: Основные типы книг в ист.-функциональном аспекте: Исслед. М., 2001; Игнатьева А. А. Певческие рукописи коллекции Ново-Иерусалимского мон-ря (ГИМ, Синодальное певч. собр.)//ЕжБК. 2001. С. 428-437; Коротких Д. Стихирарь Логина Шишелова//Там же. С. 405-411; Живаева О. О традиции исполнения кафизм в Русской Церкви//Гимнология. 2003. Вып. 3. С. 152-153; Захарьина Н. Б. Русские богослужебные певч. книги XVIII-XIX вв.: Синодальная традиция. СПб., 2003; Лифшиц А. Л. О датировке Стихираря из б-ки Троице-Сергиевой лавры//Хризограф: Сб. ст. к юбилею Г. З. Быковой. М., 2003. С. 96-101; Шабалин Д. С. Певческие азбуки Др. Руси: Тексты. Краснодар, 2003; Буланин Д. М., Ромодановская Е. К. Тихон Макарьевский//СККДР. 2004. Вып. 3. Ч. 4. С. 31-42; Рамазанова Н. В. Московское царство в церковно-певч. искусстве XVI-XVII вв. СПб., 2004; Тюрина О. В. Стихиры Евангельские: Новый взгляд на ист. путь развития цикла и на соотношение редакций//«Иду в неведомый мне путь…»: Памяти Е. Филипповой. М., 2006. С. 53-61. (Науч. тр. МГК; Сб. 55); она же. Цикл стихир евангельских: Стилевые редакции по рукописям кон. XV - сер. XVII в.//Гимнология. 2008. Вып. 5: Устная и письменная трансмиссия церковно-певч. традиции: Восток - Русь - Запад. С. 171-176; Уханова Е. В. Древнейшая рус. редакция Студийского устава: происхождение и особенности богослужения по Типографскому списку//Типографский устав. М., 2006. С. 239-253; Пожидаева Г. А. Певческие традиции Др. Руси: Очерки теории и стиля. М., 2007; Смилянская Е. Б., Денисов Н. Г. Старообрядчество Бессарабии: Книжность и певческая культура. М., 2007; Евдокимова А. А. Музыкальные греч. граффити из храма Св. Софии в Киеве//АДСВ. 2008. Вып. 38. С. 185-195; Швец Т. В. Азматик Благовещенского кондакаря//Греко-русские певч. параллели: К 100-летию афонской экспедиции С.

http://pravenc.ru/text/199937.html

354 Послушница Макарьевского монастыря, умершая за 20 лет до рассказываемого события. – Здесь и далее примечания принадлежат еп. Варнаве. 355 Старая монахиня на подворье-общинке в Лыскове. Старица высокой жизни, имевшая дар прозорливости. 357 Этому моменту соответствовало вовсе телесное расслабление, впадение в бессознательное состояние. Благоухание небесного ладана Дуняша ощущала даже и после того, как пришла уже в себя. 359 О. Тихон, блаженный старец, духовный отец Дуняши, дал правильце через нее игумении, а Дуняша, как видите, видоизменила его. 360 Сейчас я посмотрел в календарь за прошлый год: 3 ноября, вторник, Обновление храма великомученика Георгия (ее небесный покровитель и ангел) в Лидде, у меня подчеркнут, что сделал я для своей памятки, высчитывая после смерти м. Георгии дни поминовения (также 20-й). 361 М. Георгия ходила всегда в апостольнике, но однажды захотелось ей надеть платок на голову и посидеть в нем. Игумения взяла из ризницы шелковый платок для исполнения этой прихоти больной, которая побыла в нем не более получаса и положила в ящик. Так его и забыли унести обратно. Теперь она просила это сделать и вернуть его в храм как церковную вещь 363 В самый день Рождества Христова умерла у Дуняши родная мать. Подавать ей пришлось частицы об упокоении ее души.). 364 Икона эта – одна из церковных, выносимая на величание в праздники. В день пострига пред ней пели величание, потом без моего благословения принесли к м. Георгии в келью; она стояла у нее в головах, прикладывалась ежедневно к ней она, а по смерти так и забыли отнести в церковь . Просто не сочли важным.). 371 Так называемое Послание Патриарха Тихона от 25 сентября (8 октября) 1919 г. «О прекращении духовенством борьбы с большевиками». (PЦXIДHU. Ф. 5. Оп. 1. Д. 120. Л. 8.)//Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. М., 1996. С. 44. 373 Правда. 18.12.1955. 352. Беседа (с корреспондентами газеты «Правда») государственного министра Мирзы Мухаммед хана Яфтали. – Прим. еп. Варнавы. 376

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Л. Лабердев , Семен, конюх стряпчий 320. Лазарев , Яков, двор. патриарш. 301, 313, 315, 316. Лапин , Федор, молодой подьячий 317. Ларионовы : Алексей, подьячий патриарш. разр. 313. Андрей, подьячий 324, 329. Лебедев , Стефан, монах, судия разрядн. прик. 129. Лебедянския села 322. Лебедянь , гор. 312; уезд 317. Левин , Тимофей, пятидесятник Азовских. конных казаков 306. Леонтьевы : Терентий, молодой подьячий 312. Тимофей, молодой подьячий дворц. судн. прик. 308, 318, 334. Лепендин , Федор, подьячий преображенск. полка 304, 317. Литаврин , Григорий, с. бояр. 319, 322. Литвиновские луга 332. Логин , старец посельский 305, 313. Лопухины : Борис, приказчик Лебедянских сел 322. Гавриил Григорьевич, двор. патриарш. 300, 310, 322. Леонтий Маркович, двор. патриарш. 300, 311, 320, 321, 333. Никифор, двор. патриарш. 300, 335. Лукеянов , Иван, молодой подьячий потешного двора 317. Луховский уезд 331. Лучаненко , Иван, сотник мояцкий 319. Львов , Василий, старый подьячий владимирск. судн. прик. 322, 331. М. Магнусов , Иван, двор. патриарш. 300, 314. Мазалевский , Андрей, подьячий патриарш. дворцов, прик. 307. Макарий , старец, казначей Венева Николаевскаго м-ря 334. Макарьевский , Тихон, монах, казначей 1, 28, 235, 303, 328, 335. Макарьевская ярмарка 231. Макидонский , Алексей Иванов, сеунженин 305. Макрина , игуменья Александровой слободы Успенскаго девичья м-ря 321. Манойлов , Василий, дьяк стрелецк. прик. 318. Матвеев , Иван, молодой подьячий сыскн. прик. 318. Межуев , Кузма, старый подьячий 313. Меншиков , Александр Данилович 321. Метельщики 208, 268. Микитин. См. Никитин . Микляев , Федор, старый подьячий стрелецк. прик. 318. Микулин , Федор, дьяк приказа большого дворца 318. Минин , Андрей, подьячий владимирск. судн. прик. 324. Минтер , Андрей Николаев, иноземец 304. Митрофанов , Василий, подьячий казанск. прик. 321. Митрофан , епископ воронежский 311. Митусов , Варфоломей, молодой подьячий потешн. прик. 317. Михаил , архистратиг 50. Михайловы : Андрей, дьяк печати, прик. 129. Иван, молодой подьячий земск. прик. 325. Могутов , Иван, подьячий 326, 329. Молчанов , Семен, подьячий патриарш. дворц. прик. 313, 320.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В день памяти прп. Тихона Луховского митрополит Астанайский Александр совершил Литургию в Тихоновском храме г. Волгореченска Костромской области 30 июня 2018 г. 11:19 29 июня 2018 года — день памяти преподобного Тихона Луховского, чудотворца. Святой Тихон Луховский, живший в XVI столетии — один из сонма преподобных, просиявших подвигами молитвы и благочестия в пределах древнего Костромского края. В этот день митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную литургию в храме преподобного Тихона Луховского в городе Волгореченске (Костромская область). За Литургией в день престольного праздника главе Православной Церкви Казахстана сослужили: митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт , глава Костромской митрополии ; епископ Галичский и Макарьевский Алексий ; секретарь Костромского епархиального управления протоиерей Валерий Бунтеев; настоятель Тихоновского храма г. Волгореченска протоиерей Иоанн Чулков; настоятель храма мучеников Александра и Антонины Римских г. Костромы протоиерей Игорь Шашков; настоятель Крестовоздвиженского храма г. Нерехты протоиерей Петр Молнар; ключарь Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора г. Костромы протоиерей Владимир Воронин, руководитель Информационного отдела Казахстанского митрополичьего округа протоиерей Евгений Иванов; клирики благочиния. Диаконский чин возглавил протодиакон Сергий Мальцев. Пел приходской хор под управлением Надежды Максимовой. За богослужением молились: секретарь Казахстанского митрополичьего округа заслуженный деятель искусств России О.Н. Овчинников, сотрудники Костромского епархиального управления, ктиторы, члены скаутской дружины «Волгореченск», преподаватели и учащиеся воскресной школы. Гостями праздника стали: глава города Волгореченск В.А. Балдин, генеральный директор градообразующего предприятия ОАО «Газпромтрубинвест» К.В. Золотов; представители администрации города и района; руководство Костромской ГРЭС. Почтить память преподобного Тихона и помолиться в день престольного праздника собрались многочисленные верующие — жители Волгореченска и окрестных населенных пунктов.

http://patriarchia.ru/db/text/5229780.ht...

Архив Пн Воронежская и Борисоглебская епархия 16 августа 2011 г. 13:40 Епархия сегодня До середины XVIII века территория, занимаемая Воронежской губернией, в церковных делах подчинена была Рязанской и Белгородской епархиям. Сто лет спустя со времени основания города Воронежа учреждена была самостоятельная Воронежская епархия. Большой Московский Собор 1666-1667 гг. принял решение о возведении Рязанской архиепископии в статус митрополии и создании в ее составе двух епархий — Тамбовской и Воронежской. Необходимость учреждения новой епархии в Воронеже подтвердил Московский Собор 1681-1682 гг. По указу царя Феодора Алексеевича и по благословению Патриарха Иоакима 27 ноября 1681 года на новообразованную кафедру был избран игумен Макарьевского Унженского монастыря Митрофан, прославленный в дальнейшем в лике святых. 2 апреля 1682 года Патриарх Иоаким возглавил его хиротонию. Первоначально в состав Воронежской епархии вошли города: Воронеж, Елец, Костёнск и Орлов (входившие ранее в состав Рязанской епархии); Урыв, Коротояк и Землянск (Белгородская епархия). После завоевания в 1696 году Азова, границы Воронежской епархии расширились в южном направлении до Азовского моря и на ее территории оказались новопостроенные города Таганрог и Павловская крепость (ныне г. Павловск Воронежской области). По личному распоряжению Петра I, в 1699 году к ней были присоединены города, ранее относившиеся к Рязанской епархии: Усмань, Демшинск, Белоколодск и сел. Мокрый Боерак. Впоследствии епархия расширялась путем присоединения территорий Белгородской епархии (в 1699 году — г. Острогожск); в 1718-1720 гг. — земли по рекам Дон и Хопёр; в 1720 году присоединена часть земель Рязанской епархии, а после 1749 года — Тамбовской и других окрестных епархий. В 1684-1692 гг. трудами святителя Митрофана в Воронеже был воздвигнут каменный кафедральный собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, построено значительное число приходских храмов. По указу епископа Воронежского Феофилакта (Губанова) 31 мая 1745 года была учреждена Воронежская духовная семинария — старейшее учебное заведение Воронежского края. Епископ Воронежский и Елецкий Тихон (Соколов), будучи человеком образованным и радеющим о науках, за недолгое время своего управления епархией значительно укрепил и расширил деятельность семинарии. Он лично руководил духовной школой, вкладывал значительные средства в ее развитие: выписал учителей из Киева и Харькова, начал создавать библиотеку, которая впоследствии стала одной из лучших среди духовных учебных заведений России.

http://patriarchia.ru/db/text/1624585.ht...

XVII в., упразднен в 1691), Никольская пуст. (мужская, на р. Сендеге на территории совр. Островского р-на, существовала в нач. XVII в., упразднена в 1764), Макариев мон-рь (мужской, в устье р. Нёмды, основан в нач. XVII в., упразднен в 1708), Спасская Серапионова пуст. (мужская, ныне с. Серапиха Чухломского р-на, существовала уже в нач. XVII в., упразднена, вероятно, в нач. XVIII в.), Вознесенский на Дебре мон-рь (мужской, в Костроме, основан в 1-й четв. XVII в., упразднен в сер. XVII в.), Кривоезерская Троицкая пуст. (мужская, на левом берегу Волги, напротив Юрьевца, основана в 20-х гг. XVII в., закрыта в 1919), Богородицко-Казанский мон-рь на Идском городище (мужской, на территории совр. Чухломского р-на, основан, вероятно, в 1-й пол. XVII в., время упразднения неизв.), Богородицко-Игрицкий в честь Смоленской иконы Божией Матери мон-рь (мужской, ныне дер. Песочное Костромского р-на, основан в 1624, закрыт в 1919), Словинская Богородицкая пуст. (мужская, ныне с. Словинка Антроповского р-на, основана ок. 1629, упразднена в 1764), Богородицко-Владимирский Сретенский мон-рь (женский, в Нерехте, основан в 1634, упразднен в 1764), Богородицко-Казанская Карпищева пуст. (мужская, ныне с. Бушнево Антроповского р-на, основана в 1643, упразднена в нач. XVIII в.), Анастасиин мон-рь (женский, в Костроме, основан в 1-й пол. XVII в., упразднен в 1723, по др. данным - в 1764), Рождественский мон-рь (женский, в Солигаличе, основан в 1663, упразднен в 1764), Крестогорская Тихонова пуст. (мужская, ныне с. Тихон Вохомского р-на, основана в 1-й четв. XVII в., упразднена в 1764), Ильинская Яблонная пуст. (мужская, на правом берегу р. Волги вблизи устья р. Шачи, упом. в нач. XVIII в., упразднена в 1764), Богородицко-Казанская пуст. (мужская, близ Костромы, упом. в нач. XVIII в., упразднена в 1764), Боголюбский мон-рь (женский, в с. Боголюбском Макарьевского у., основан в 1864 в качестве жен. общины при ц. в честь Боголюбской иконы Божией Матери, с 1893 - мон-рь, закрыт в 20-х гг. ХХ в.), Богородицко-Феодоровский мон-рь (женский, в с.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Новочеркасск. Церковь Николая Чудотворца. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Церковь святого Николая имеет едва ли не самую древнюю историю среди всех Новочеркасских храмов. Доказательством тому может служить " Грамота, данная по указу Великаго государя Царя Великаго Князя Петра Алексеевича, на построение церкви во имя святителя Николая в городе Черкасске в 1707 году " . Суть грамоты, данной 7 января 1707 г., в том, что она является разрешительным ответом на просьбу Донских казаков, в частности Скородумовской станицы г. Черкасска, построить церковь во имя св. Николая чудотворца. В грамоте указано, что зимовой станице Донских казаков, прибывшей в Москву во главе с атаманом Микитой Алексеевым и " ясаулом " Семеном Терентьевым, выданы благословенная грамота на построение Николаевского храма и антиминс. Так как в это время по указанию Петра I Патриарх Русской Православной Церкви не избирался, то благословение Донским казакам преподал, как видно из текста грамоты, Преосвященный Стефан Митрополит Рязанский и Муромский. Он же дал краткие инструкции о том, какой должна быть построенная Николаевская церковь. Освятить построенную церковь во имя св. Николая Митрополит Стефан поручал " соборному попу Григорию по исправному требнику " , т.е. священнику Войскового Воскресенского собора в Черкасске о. Григорию по исправленным после церковной реформы Патриарха Никона богослужебным книгам. На подлинной грамоте, хранившейся в Донском музее, была подпись монах Тихон Макарьевский. Справил грамоту (т.е. написал) Стефанов. Таким образом, Николаевская церковь имеет свое историческое начало в 1707 г. Ее предшественницей была часовня во имя святого Николая угодника, стоявшая в Черкасске между Скородумовской и Тютеревской станицами на самом берегу Дона. Рядом с ней было кладбище. Эта часовня сгорела в 1703 г. И поэтому казаки запросили разрешение в Москве на устройство церкви во имя св. Николая чудотворца. Новую церковь не строили, а по рассказам старожилов, привезли Доном откуда-то с иконостасом и установили в Черкасске. Церковь была изготовлена из " круглых тополей и очень долго стояла без колокольни " . Со временем колокольню сделали из хорошего дубового леса.

http://sobory.ru/article/?object=34035

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010