Андрей, духовник царя Ивана, занявший эту должность вероятно после Феодора Бармина, который 6 января 1548 г. захворал и, отпросившись у царя, постригся в Чудове монастыре 32 , – по своему служебному положению был близок к царю и митрополиту и в то же время, как земляк преподобного Даниила («родом Переяславец») и духовный сын его, хорошо знал переяславского подвижника, а после его кончины не прерывал связей с его обителью. Естественно, что Андрей и получил поручение написать Житие преподобного. Пользуясь личными воспоминаниями, а также рассказами учеников и других лиц, помнивших подвижника, а с другой стороны обладая несомненным литературным дарованием, Андрей написал его содержательно и жизненно, так что Житие преподобного Даниила, по справедливому замечанию В. О. Ключевского , принадлежит «к самым обширным и лучшим биографиям Макарьевского времени... Близость биографа к описываемому лицу отразилась на тоне и изложении Жития: он рассказывает просто о старце, которого любил и уважал, не облекая действительных явлений в условные формы житий и не делая обычного подбора биографических черт» 33 . Автор и озаглавил свой труд не «житием», а «повестью о житии». Косвенным подтверждением авторства Андрея-Афанасия по отношению к Житию преподобного Даниила служит, можно сказать, теперь установленный факт, что он был и составителем Степенной книги (мнение прот. Диева, Свирелина и г. Васенко), или одним из ее главных составителей (мнение акад. Соболевского). Как в Житии, так и в Степенной наблюдается единство литературных приемов – не упоминание имени составителя, как ясно из одного разночтения, имени Андрея-Афанасия 34 , анонимная речь о переяславском церковнике-пресвитере, пользование со стороны составителя Степенной полным Житием Даниила без упоминания этого источника. Подробнее об этом можно читать в упомянутом не раз исследовании г. Васенко 35 . Изучение текста Жития преподобного Даниила по рукописям дало одно разночтение, которое на первый взгляд указывает совершенно иного автора изучаемого памятника. В рассказе «Начало церкви» упоминается священник Горицкого монастыря Трифон, в монашестве Тихон – «и той яко советен ему (преподобному) бе и искусен муж» – посоветовавший подвижнику освятить первую церковь на скудельнице во имя Всех святых. Совет этот был принят. Дальнейшее чтение по рукописи библиотеки Толстого 460, отд. II (л. 298 об.) такое: «и тогда нашему ( ншему) совету повинуяся, еже быти церкви во имя Всех святых». По этому чтению выходит, что в первом лице говорит о себе священник Трифон (Тихон); он должен бы быть признаваем и автором Жития. Однако чтение остальных рукописей не подтверждает этого («и тогдашнему совету повинуяся еже быти церквии во имя Всех святых», стр. 30). Затем и рекомендация Трифона «искусен муж» скорее говорит за то, что о нем пишет другой. Таким образом, приведенное разночтение, может быть, простой опиской, не опровергает изложенного предположения об авторе Жития преп. Даниила, и здесь приводится нами лишь к сведению.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

В кон. 50-х гг. XVII в. обитель расширила свои владения далеко на восток. В 1644 г. монастырские старцы Тихон, Паисий, Косма и Пафнутий поселились за р. Ветлугой, в пустоши Ченебечихе на р. Какше (Б. Какше) Ветлужской вол. Галичского у. В 1654 г. они обратились к царю Алексею Михайловичу с челобитной, в к-рой просили пожаловать им пустошь Ченебечиху и ряд др. пустошей и просили «велеть им дать царскую грамоту… на пустоши Ченебечихе воздвигнуть церковь во имя Воздвижения честнаго креста Господня и Алексия, человека Божия». Получив грамоту, строитель Тихон, возглавивший Воздвиженскую пуст. Ветлужской вол., возвел здесь храм. В 1658 г. в челобитной к царю он «просил пожаловать велеть тое пустыню приписать к монастырю Макария Унежского чудотворца». Грамотой царя Алексея Михайловича от 28 февр. 1659 г. Воздвиженская пуст. с принадлежавшими ей слободкой, починками Холкиным, Хмелевицким, Паниным и большим количеством пустошей была приписана к мон-рю. В 1652 г. в вотчинах М. У. м. было 90 селений, в к-рых насчитывалось 399 крестьянских дворов. В 1678 г. обители принадлежало 469 крестьянских дворов. С нач. XVII в. мон-рь имел подворье в Унже, с нач. 20-х гг. XVII в.- подворье в Москве. К 1676 г. в Юрьевце находилось «подворье Макарьевского монастыря, что на Унже» (Писцовая и межевая книги. 1912. С. 63). М. У. м. во время восстания С. Т. Разина Отряды Разина дошли до вост. волостей Галичского у. В Приунженском крае появился отряд казаков во главе с атаманом Ильей (Илюшкой) Пономарёвым. Благодаря донесениям из вотчин настоятель игум. Никита имел возможность следить за перемещением отряда Пономарёва и своевременно извещать воевод в Галиче и Юрьевце. В кон. 1670 г. отряд Пономарёва, включавший 400 конников и 300 пеших, двинулся от р. Ветлуги к р. Унже и дошел до с. Тимошина. В Житии прп. Макария сказано, что разинцы увидели «пламы огненныя страшныя, иже и путь препяша... показася бо им лес тамо весь, чрез егоже достояше идти, горяше зельне», испугались идти на мон-рь и повернули на г. Унжу. 3 дек. 1670 г. разинцы вступили в г. Унжу. Однако уже 5 дек. отряд царского воеводы В. С. Нарбекова подошел к городу. Узнав о приближении правительственных войск, Пономарёв покинул Унжу. Воевода Нарбеков преследовал его, и 13 дек. в сражении близ р. Шанги (левый приток Ветлуги) разинцы потерпели поражение. Бежавший Пономарёв был схвачен и повешен в г. Тотьме. Из-за того что «в Галитчком уезде в черных людях речь такая пронеслась, бутто не вор Илюшка повешен», в кон. декабря тело атамана привезли из Тотьмы в Галич и вновь повесили на Торговой площади.

http://pravenc.ru/text/2561272.html

Патриарший экзарх всея Беларуси освятил храм Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Новосибирске 5 октября 2015 г. 12:01 4 октября 2015 года, в Неделю 18-ю по Пятидесятнице, Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Павел совершил чин великого освящения храма святых Новомучеников и исповедников Церкви Русской у святого источника в микрорайоне Ложок города Новосибирска и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. Патриаршему экзарху сослужили: митрополит Новосибирский и Бердский Тихон , епископ Искитимский и Черепановский Лука , епископ Карасукский и Ордынский Филипп , епископ Каинский и Барабинский Феодосий , клирики Новосибирской и Искитимской епархий. По окончании богослужения митрополит Павел поздравил верующих с освящением храма и зачитал послание Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира. В архипастырском слове митрополит Павел, в частности, отметил: «В этом году по благословению Святейшего Патриарха Кирилла все постоянные члены Священного Синода Русской Православной Церкви посещают наши митрополии и вместе с местными архипастырями и пастырями, верующими людьми совершают прославление дивного угодника — святого равноапостольного князя Владимира». Также к собравшимся в храме обратились митрополит Новосибирский и Бердский Тихон, от имени губернатора Новосибирской области В.Ф. Городецкого — его заместитель В.В. Шевченко, мэр Новосибирска А.Е. Локоть. В тот же день митрополит Минский Павел встретился с учащимися и преподавателями Новосибирской духовной семинарии и Новосибирского Свято-Макарьевского православного богословского института, сообщает сайт Новосибирской митрополии . Патриархия.ru 4 ноября 2016 г. Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 . Служба по Триоди. На утрене по 1-й и 2-й кафизмах и по 3-й и 6-й песнях канона поется Акафист Пресвятой Богородице. (Порядок пения Акафиста указан в Триоди.) Поется великое славословие. Поделитесь с друзьями

http://vladimir.patriarchia.ru/db/text/4...

В 1918-21 гг. были разграблены более половины имевшихся в России монастырей – 722. Большевики грабили по всей стране и церковное имущество: ризы, утварь, мебель... Ответом на это повсюду происходили стихийные вспышки граждан. С 1918 по 21 год в России произошло более 1400 кровавых столкновений верующих с представителями советской власти. В них погибли или получили ранения сотни и сотни людей. Летом 1921 г. русский народ постигло еще одно бедствие – голод. Святейший патриарх Тихон одним из первых откликнулся на народное горе и в августе 1921 г. обратился к пастве, Восточным патриархам, к папе Римскому, архиепископу Кентерберийскому и епископу Йорскому с мольбой – помочь стране, умирающей от голода. Но большевистские власти воспротивились оказанию помощи. Причину высказал Ф.Э. Дзержинский. По его мнению, оказание помощи голодающим укрепит Церковь, а этого допустить нельзя. Церковь разваливается и с помощью голода надо продолжать ее разваливать. На Украине умершие от голода валялись на улицах, и некому было их хоронить, так истощены были оставшиеся еще в живых. К маю 1922 г. в стране голодало около 20 миллионов человек. А погибло к тому времени от голода около миллиона. Патриарх Тихон после выхода из тюрьмы вторично обратился к православным христианам с призывом оказать помощь голодающим, для чего предложил использовать находящиеся в храмах драгоценные вещи, не имеющие богослужебного употребления (подвески, цепи, браслеты, и др. предметы, жертвуемые для украшения святых икон) (Архив Кремля КН. 2 с. 11) За такое обращение безбожные власти сразу ухватились, и началась новая, невиданная волна изъятий церковных ценностей. Однако власти и не собирались их использовать для спасения голодающих. Это было уже не на руку им. Откровенно циничные формы, в которых происходил грабеж, вызывал открытое сопротивление прихожан. Газета Змеиногорского уезда сообщала о том, что уполномоченный по изъятию церковных ценностей зашел в Михайло-Архангельский храм во время литургии и направился прямо в алтарь, объявив, что он пришел экспроприировать церковные ценности в пользу революции. Верующие, находящиеся в храме возмутились, окружили уполномоченного тесным кольцом. Испугавшись решительно настроенных прихожан, уполномоченный сделал несколько выстрелов из револьвера в купол и, воспользовавшись замешательством верующих, убежал. (“Местное время” от 19 ноября 1994 г.)

http://pravoslavie.ru/13133.html

Близкий к Патриарху отец Тихон происходил из нижегородской Ямской слободы, в храме которой во имя Вознесения Господня хранились святыни, подаренные ямской церкви лично Патриархом Адрианом. Более того, уже после смерти Патриарха Адриана о. Тихон был прихожанином Вознесенской церкви до своего поступления в Макарьевский Желтоводский монастырь. Иждивением отца Тихона деревянная церковь Вознесения Господня отстроена в камне в 1715 году , то есть в то время, когда в Нижнем Новгороде собирались в дорогу ямщики, назначенные для переезда на Тосненский ям. Летом того же года во время большого нижегородского пожара только что отстроенная церковь вместе со всем убранством сгорела. Хотя храм попечением оставшихся в Нижнем Новгороде ямщиков быстро восстановили, но для отправлявшихся в неведомый край людей это событие было тяжким предзнаменованием, что и подтвердилось жизнью. Надо обратить внимание и на следующее. В Петербург нижегородские ямщики прибыли осенью 1715 года в сопровождении комиссара (именно так назывались петровские уполномоченные) Ивана Мертвого. С ним было послано «в Санкт-Петербург ямщиков, которым быть на вечном житье, 62 человека без жен». Иван Мертвый по прибытии в Петербург подал доношение в С.-Петербургскую Губернскую канцелярию, «и по тому доношению ямщики смотрены». «По наказу» губернского начальства комиссару Ивану Мертвому «велено» «тем ямщикам на реке Тосне строить дворы, против Казанской губернии ямщиков построенных дворов» . Уже через две недели Иван Мертвый подает в Губернскую канцелярию доношение, что «из… посланных с ним ямщиков в пути и из С.-Петербурга бежало и за болезнями оставлено и померло 57 человек, в остатке только 5 человек». С новыми прошениями комиссар обращается к губернскому начальству 5 января и 9 марта 1716 года, сообщая, что за прошедшее время «Нижегородской губернии ямщикам на реке Тосне 17 квартир построены и те квартиры осматриваны». Но, как оказалось, жить в этих квартирах переселенцы по существу не могли. В сознании ямщиков, оставивших на родине 81 дом на 17 вытей, не укладывалось, как они могут поместиться теперь в 17 небольших, хотя и двухэтажных домах. Ведь ямщиков, намеченных к переселению, только «мужеска пола» насчитывалось 272 человека, не считая женской половины! Русский народ, воспитанный в благочестии, в своей основной массе был застенчивым, понимал стыд и совесть, и «на людях» жить не умел. Семьи вели довольно замкнутый образ жизни, женщины с детьми появлялись в общественных местах лишь на церковных службах. А, судя по вышеприведенному документу, из Нижнего Новгорода на Тосну должно было переехать 62 многодетные семьи (ямщиков посылали «семьянистых»). Получается, что власть предполагала поселить в одном доме в среднем 3-4 большие семьи! В официальных документах появилось слово «квартира»: «фатеры», «квартеры» называли переселенческие дома в своих челобитных ямщики.

http://azbyka.ru/fiction/k-300-letiyu-to...

Мануил (Лемешевский), еп. (закл.) Евсевий (Гроздов), еп. Николай (Ярушевич), еп. Григорий (Лебедев), еп. (закл., под следств.) Гавриил (Воеводин), еп. (закл., под следств.) ЛИПЕЦКАЯ Уар (Шмарин), еп. МОСКОВСКАЯ и Коломенская Викариатства: Богородское Бронницкое Верейское Волоколамское и Юрьевское Дмитровское Егорьевское Звенигородское Коломенское Можайское Орехово-Зуевское Подольское Сергиевское Серпуховское Вдовствующая с 1925 г. Платон (Руднев), еп. (закл.) Иоанн (Василевский), еп. Иларион (Троицкий), архиеп. (закл.) Герман (Ряшенцев), еп. (ссылк.) Серафим (Звездинский), еп. (удалён из еп.) Вдовствующая Филипп (Гумилевский), еп. Феодосий (Ганецкий), еп. Алексий (Палицын), еп. (закл.) Никита (Делекторский), еп. Вдовствующая Амвросий (Смирнов), еп. (ссылк.) Сергий (Гришин), еп. НИЖЕГОРОДСКАЯ и Арзамасская Викариатства: Ардатовское Арзамасское Балахнинское Ветлужское Городецкое Керженское Лукояновское Лысковское Макарьевское Павловское Печерское Сергачевское Сергий (Страгородский), митр. Поликарп (Тихонов), еп. (неопред.) Михаил (Кудрявцев), еп . Вдовствующая Николай (Голубев), еп. Неофит (Коробов), еп. Павел (Волков), еп. (неопред.) Серафим (Юшков), еп. (неопред.) Александр (Щукин), еп. Вдовствующая Александр (Похвалинский), еп. Григорий (Козлов), еп. (закл.) Петр (Савельев), еп. НОВГОРОДСКАЯ и Старорусская Викариатства: Боровичское Валдайское Демянское Кирилловское (Чере­по­вецкое) Маловишерское Старорусское Тихвинское Устюжинское Хутынское Череповецкое Арсений (Стадницкий), митр. (ссылк.) Никита (Стягов), еп. Иосиф (Невский), еп. (закл., неопред.) Тихон (Рождественский), еп. (ссылк.) Тихон (Тихомиров), еп. (закл.?) Кирилл (Васильев), еп. (закл.) или Серафим (Велицкий), еп. (неопред.) Иоанникий (Сперанский), еп. (ссылк.) Антоний (Демянский), еп. (неопред.) Феодор (Яцковский), еп. (закл.?) Алексий (Симанский), архиеп. Макарий (Опоцкий), еп. (закл.) НОВОСИБИРСКАЯ Никифор (Осташевский), еп. ОЛОНЕЦКАЯ и Петрозаводская Викариатство: Каргопольское Евфимий (Лапин), еп. (ссылк.)

http://pravmir.ru/eparhii-i-episkopyi-ro...

Богородицы. В киоте этого образа находится крест со многими священными реликвиями и мощами; в числе последних упоминаются и несуществующие теперь мощи св. Исидора Ростовского Твердислова, память которого церковь чтила уже в XVI веке и житие которого внесено в Макарьевские Четии Минеи. Впрочем, может быть и то, что мощи св. Исидора, находящиеся под спудом, покоились открыто до польского нашествия в 1609 г., когда был разгромлен Успенский собор и пожжен почти весь Ростов, со многими церквами и монастырями, которые были почти все деревянные 18 . 3 «Летописец о Ростовских архиереях», изд. Императ. Обществом Любителей Древней Письменности. Спб. 1890 г. 10 Более подробное описание Воскресенского Карашского монастыря мною было напечатано в Ярославских Губернских Ведомостях 1887 г. «Патриаршее село Святославль и упраздненный Воскресенский Карашский монастырь в Ростовском уезде». 11 Написание вдового попа Георгия Скрипицы из Ростова града о вдовствующих попах. Чтения 1847 г., кн. 6. 13 Князь Георгий Петрович Шубин, или впоследствии, поп Георгий Скриница, был потомок св. Петра Царевича в следующем порядке: у св. Петра был сын Лазарь, от которого родился сын Юрий и дочь Варвара; у Юрия же был сын Игнатий, имевший в свою очередь трех сыновей: Петра, Павла и Лазаря, у князя Павла Игнатьевича было четыре сына: Иван-Шуба, Сергей-Колпак, Семен-Безобраз и Андрей-Копыто. У князя Ивана Петровича был сын Петр, от которого родился Георгий Петрович Шубин (Рукопись Е. В. Трехлетова). 15 Теперь погост Копыри, Нажеровской волости, по преданию, тут был монастырь, основанный Св. Иаковом, Еп. Ростовским, около 1370 г. (Его житие изд. Яковл. Мон.). 16 Ростовские князья Федор и Константин «город Ростов поделили себе надвое. Сретенская сторона города князю Федору» (род. Ростов. князей). Читать далее Источник: Тихон Малышка, ростовский епископ XVI века : По поводу изображения св. Тихона Ярославецкого на каз. иконе Божией матери, находящейся в церкви Спаса на Божедомке, в Москве : Чит. в заседании Церк.-археол. отд. Моск. о-ва любителей духов. просвещения. 29 сент. 1908 г./Ан.Ал. Титов. - Москва : печ. А.И. Снегиревой, 1908. - 18 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

С благоговением поклонились мы гробу великого мужа Церкви, возбуждавшего верных сынов России ко спасению отечества и заменившего ей Гермогена, на чью кафедру поступил в Казани. Он преставился в самый день Рождества Христова, и лето 7122 (1614) на его гробовой плите свидетельствует, что уже умиротворилась Россия, когда добрый пастырь отошел от временных трудов своих на вечный покой. Как назидательна такая гробница для потомства! Успокоительны для сердца, подле столь великого делателя, и скромные могилы двух простых иноков, каковы Иона и Нектарий, отец и сын, которые без всяких громких подвигов, неведомые миру, спаслись единственно глубиною своего смирения. Мне любопытно было узнать, кто же были два Святителя Греческие, пришедшие на чужбину искать себе погребального покоя, близ первых великих пастырей Казани? Настоятель обители удовлетворил моему любопытству, поскольку сохранилась о них память в местных преданиях. Один из них, Епископ Греческих стран, Адрусской епархии Пелопонского острова, как гласит о нем надпись, и судьба его облечена тайною. Вероятно, тяжкие смуты в отечестве принудили его искать убежища в России, и он сперва поселился в Москве, а потом перешел в пустынь Макарьевскую близ Свияжска, где и скончался в 1706 году. Искренняя дружба соединяла его с благочестивым Тихоном, Митрополитом Казанским. Узнав от него, что по некоторому взаимному огорчению был он отлучен Патриархом Иерусалимским Досифеем, хотя и не состоял в его церковной области, Преосвященный Тихон озаботился доставить разрешенье уже усопшему, от настоящего его архипастыря, Патриарха Константинопольского, и получив разрешительную грамоту, подписанную Святейшим с одиннадцатью Архиереями, раскрыл гроб и положил ее в руки усопшему другу, а список с грамоты велел хранить в ризнице обители во свидетельство потомства. Как трогательно такое милосердное действие и дружеская заботливость даже за пределами гроба. Видно, до какой степени благочестивый пастырь понимал всю важность запрещения и разрешения Святительского, не только для сей жизни, но и для будущей.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1.       Колязин. 2.       Отроч. 3.       Борисоглебский. 4.       Ново-Воскресенский. 5.       Желтиков. 6.       Бежецкий Антониев. 7.       Успенский Старицкий. 8.       Селижаров. 9.       Нилов Столбенский. 10.       Кашинский Сретенский. 11.       Тверский Рождественский. 12.       Клобуков. 13.      Кашинский Дмитровский. 14.       Капшин. 15.       Могилевский. 16.       Ржевский Воздвиженский. 17.       Пелагиин. 18.       Тверский Феодоровский. 19.       Войнищский. 20.       Отмицкий. 21.       Малицкий. 22.       Тверский Афанасиевский. 23.       Тверский Саввин. 24.       Тверский Савватиевский. 25.       Нектариевский. 26.       Дмитровский. 27.       Остроганский. 28.       Дудин. 29.       Новоторжский Рождественский. 30.       Ново-Василиевский. 31.       Ново-Николаевский. 32.       Ново-Троицкий. 33.       Ново-Никитский. 34.       Холохолинский. 35.       Зоринский. 36.       Раков. 37.       Оршин. 38.       Тутанский. 39.       Опекалов. 40.       Удомельский. 41.       Бежинский Введенский. 42.       Бежинский Воздвиженский. 43.       Теребенский. 44.       Столпенский. 45.       Бежинский Макарьевский. 46.       Бежинский Покровский. 47.       Симеоновский. 48.       Видогощский. 49.       Перемерский. 50.       Волгиноверховский. 51.       Знаменский. 52.       Ширинский. 53.       Забережский. 54.       Добрынский. 55.       Тверский Архангельский. 56.       Тверский Спасский. 1 Макариев Троицкий, в Колязине, основан св. Макарием около 1459 г. Архимандрия с 1655. Ныне первоклассный. [IV, 585.] Игумены Св. Макарий Колязинский † 17 мар. 1483 г.; в лике святых 1521. Пафнутий , около 1485. Пахомий и Венедикт – Оба в начале XVI века. Паисий , 1511. Серапион , 1515. Иоасаф , 1517–22. (На покое в 1525). Евфимий , 1523–27. Пимен . 1530–34. Тихон , 1535–41. Иона , 1541–45. Иннокентий , 1545–51. Гурий , 1554 и 55. Кассиан , 1555. Лаврентий , 1559–63. Вассиан , 1566 и 67. Корнилий , 1569 и 70. Феодорит , 1571–73 (хирот. в епископа Тверского?)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так Стоглавый собор принял меры к открытию школ для обучения церковному пению. Эти школы начинают новый период, известный под именем раздельноречия. Этот период так назван потому, что теперь полугласные буквы стали заменяться гласными, именно: ъ перешел в о, ь – в е, й – в и. Этот период продолжался до 17-го века. С этого века начинаются попытки к исправлению церковного пения, которые и дали начало третьему периоду нового истинноречия. Для исправления церковного пения в это время особенно много потрудился московский инок Александр Мезенец, который, по воле Царя Алексея Михайловича, собрал древние знаменные списки, привел их в порядок и на основании их составил грамматику крюкового пения. Теперь был восстановлен древнейший текст пения, как он перешел от южных славян, но прочитан он был, как произносится русский язык. С конца 17-го века в России введена была Тихоном Макарьевским в употребление западная нотная система, изобретение которой приписывается аббату Бенедиктинского ордена Гвидо, жившему в XI веке. Тихон перевел прежние знамена в видимые линейки, установил ноты, написал ключ и подготовил текст в том виде, как он вошел в печатные издания». 3) Болгарское, 566 не осмогласное пение. На этом напеве поют только некоторые священные песни, напр.: «Тебе одеющагося», «Благообразный Иосиф», «Приидите ублажим» и другие. Об этом напеве Барский, ревностно изучавший на месте все Афонское, говорит, 567 что у славян Афонских было болгарское очень древнее пение, какое известно в славянских служебных книгах под именем Болгарского напева. Наверно это пение занесено было к нам славянами из Болгарии. Свойство этого напева – быстрота и смелость в переходах, выражающее сильные и возвышенные чувствования молящейся души. 4) Греческое тоже не осмогласное пение, на котором поется пасхальная служба и некоторые другие песни, напр., величания. Оно отличается от других напевов простотой, легкостью и плавностью, и явилось в Греции после Иоанна Дамаскина , а потом перешло и в Россию. 5) Киевский напев, на котором совершаются последование погребения усопших, а также песнопения служб великого поста и песни, употребляемые на Литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010