Хотя по существу своему язычество есть состояние удаления от Бога как Создателя и Промыслителя, но справедливость Создателя и Промыслителя никогда не нарушалась, и никогда человек не погибал духовно иначе, как по собственной вине. Учение апостола Павла говорит, что язычники, которые в нравственном отношении правильно пользовались данными им духовными способностями, не находятся в числе осужденных Богом. «Ибо, когда язычники, не имеющие закона (откровенного. – Л. Т.), по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон; «они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другу… Не слушатели закона праведны перед Богом, но исполнители закона оправданы будут» ( Рим. 2:13–15 ). Впрочем, и сам Спаситель объяснил, что не тот сын исполнил волю Отца, который сказал «иду, Господи» и не пошел, а тот, который хотя сказал «не пойду», но в действительности пошел. Для спасения нужно действительное исполнение воли Божией (закона), а не словесное присоединение к формуле или догмату. Это действительное исполнение воли Божией и могло всегда быть у язычника, чуткого к своей совести и разуму. Спасение зависит от самого человека, будь он язычник, иудей или христианин. Мы имеем в Библии немало указаний на то, что Бог заботился о язычниках и обращался к ним. Но если Откровение говорит, что язычники, того достойные, могли Касаться, то нельзя никак сказать, чтобы и в коллективной жизни человечества эпоха язычников и та работа, которая производилась лучшими умами и совестями в их религиозно-философской [деятельности], была бесплодна в общем процессе спасения, намеченном Промыслом после грехопадения. Если главнейшая часть этого процесса была поручена избранному народу израильскому, то и все остальные разного рода видами подготовляли условия, при которых воздействовала в назначенное время искупительная миссия и проповедь Спасителя. В этом отношении эпоха язычества и работа высоких умов, искавших Бога, хотя бы и на ошибочно избранных путях, не были какой-то бесплодной черной полосой, чуждой всякого провиденциального назначения и смысла. Язычники ко времени пришествия Спасителя, наоборот, выработали очень многое для того, чтобы человечество могло воспользоваться явившимся возвещением Царствия Божия и устремиться в него, когда оно «приблизилось» к людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Tihomirov/...

Прочитайте вновь предупреждение апостола: “И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, — положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть” (Откр. 13,16-18). Речь всюду идет об “имени зверя” (а не об имени носителя знака), о “числе зверя” (а не о номере несчастного налогоплательщика). В конце концов, если бы власть антихриста над миром была чисто технической, с помощью “вживленных микрочипов, управляемых со спутников”, то для избавления Земли от этой напасти Богу достаточно было бы просто наслать на землю метеоритный поток, который посбивал бы спутники с их орбит (кстати, время царствования антихриста будет полно именно стихийных катастроф, которые Бог будет наводить на Землю ради вразумления людей, а, по догадке Л. Тихомирова, антихрист будет использовать эти бедствия для того, чтобы настраивать людей против Бога, Которого он будет выставлять как Виновника всех этих Но в том-то и дело, что не техника будет держать людей в повиновении у врага Божия, а люди сами своим произволением прилепятся к нему. И дело тут не в совершенстве компьютерной техники, а в утрате людьми благодатного дара различения духов... Так что при чтении бесчисленных современных листовок, статей и брошюр на апокалиптические темы тем более становится ясно, почему же именно церковная традиция не считала полезным “изнесение” этой книги “на стогны града”. Лишает ли компьютер свободы? Вопрос о том, что считать “печатью антихриста” и как относиться к тому, что кажется таковым, должен быть соотнесен со всем целостным миром православного богословия. Это не только вопрос об антихристе. Это и вопрос о Боге, и вопрос о человеке. “Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?” (Пс. 8,5) — это, в конце концов, вопрос о тайне и смысле Боговоплощения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=187...

Наконец, Свящ. Писание удостоверяет нас в том, что святые действительно молятся за нас пред престолом Божиим. Иуда Маккавей видел в видении Онию, умершего первосвященника, который и сам молился за весь народ иудейский, и, указывая на другого мужа, бывшего с ним, сказал Иуде: это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, Пророк Божий (2 Макк. XV, 12, 14). Св. апостол Петр довольно ясно обещает своим ученикам не прекращать своего попечения об них пред Богом и после своей смерти: Потщуся же и всегда имети вас по моем исходе память о сих творити ( 2Nemp. I, 15 ). А св. Иоанн Богослов удостоился видеть в откровении на небеси, как двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых ( Anok. V, 8 ), потом как дано было ангелу множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом, и как вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога (VIII, 3, 4). Учение церкви о призывании святых и верование в их предстательства за нас пред Богом находим во всех древних литургиях, в сказаниях о святых мучениках и в. писаниях Отцов и учителей церкви. Св. Дионисий Ареопагит говорит: «Что молитва святых еще при жизни их, а тем более по смерти, приносит пользу только достойным святых молитв, этому научают нас истинные предания мудрых... Так неисполнимою и суетною надеждою обольщается тот, кто просит молитв святых и отвергает свойственные им святые дела, не радит о божеских дарованиях и отступает от яснейших и спасительных заповедей 257 . Св. Иоанн Златоуст поучает: «Будем прибегать к предстательству святых и призывать их, чтобы они за нас молились; но не будем только полагаться на их молитвы, а и сами станем действовать по примеру их, как должно 258 . Св. Ефрем Сирин обращается с следующею молитвою к святым мученикам: «Победоносные мученики, добровольно претерпевшие скорби из любви к Богу и Спасителю и имеющие дерзновение пред Самим Владыкою! ходатайствуйте, о, святые, за нас расслабленных и грешных и исполненных лености, да приидет на нас благодать Христова и просветит сердца всех ленивых, чтобы возлюбить нам Господа 259 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Почитание Святых, в смысле благоговейного уважения памяти их и прославления их подвигов и добродетелей, есть догмат нашей веры, имеющий самое твердое основание как в Священном Писании, так и в священном предании. Священное Писание, решительно запрещая воздавать кому либо божеское поклонение и служение, кроме единого истинного Бога (Второз. VI, 13; Исаии XLII, 8; Mф. IV, 10 ; 1Tuм. I, 17 ), вовсе не запрещает этим воздавать низшее почтение и верным слугам, угодникам и друзьям Божиим, и притом так, чтобы вся честь относилась при этом к Нему же единому, как дивному во Святых Своих ( Ncaл. LXVII, 36 ). Кроме того писание с одной стороны указывает примеры почитания Святых: так в книге Царств говорится, что царедворец Авдий поклонился пророку Илии ( 3Цap. XVIII, 7 ), сыны пророческие торжественно поклонились Елисею, как верному рабу и другу Божью ( 4Цap. II, 15 ); апостол Павел одобряет Галатян за то, что они приняли его как ангела Божья или Самого Христа Иисуса ( Гaлam. IV, 14 ). С другой стороны оно дает наставления касательно почитания Святых. Господь Иисус Христос говорит Своим апостолам: Кто принимает вас, принимает Меня. Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает, праведника, во имя праведника, получит награду праведника (Матф, X, 40, 41). Апостол Павел заповедует: Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божье, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их ( Ebp. XIII, 7 ). Отцы и учители церкви так учат о почитании Святых, раскрывая и основания, и образ, и цель этого почитания. Св. Василий Великий . «Любителю мучеников наскучит ли когда творить память мучеников? Честь, воздаваемая добрым из наших сослужебников, есть доказательство нашего благорасположения к общему Владыке» 248 . «Когда пересказываем жития прославившихся благочестием, прежде всего Владыку прославляем в рабах Его; восхваляем же праведников засвидетельствованием о том, что знаем, и людей увеселяем слышанием прекрасного. Так жизнь Иосифа есть увещание к целомудрию, а повествование о Сампсоне – побуждение к мужеству». 249

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

В XIV огласительном поучении св. Кирилла Иерусалимского читаем: «Господь наш Иисус Христос во Евангелии сказал: Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи ( Mф. XII, 40 ). Рассматривая повесть об Ионе, мы находим в ней действие очень подобное действию Иисуса. Иисус был послан проповедовать покаяние: и Иона послася ( Uoh. I, 2; III, 2 ). Но он бежал, не ведая будущего. Иисус же добровольно пришел на покаяние спасительное... Иона был ввергнут во чрево китово: Иисус же сошел волею туда, где был мысленный кит, чтоб смерть извергла пожранных ею, по сказанному в Писании: От власти ада Я искуплю их от смерти избавлю их ( Ocuu XIII, 14 ). Иона из чрева китова молился, говоря: к Господу воззвал я в скорби моей, из чрева преисподней я возопил ( Uh. II, 3 ). Это говорил он, еще находясь в ките. Но, находясь в ките, он говорил о себе, что находится в преисподней (во аде); потому что он был пред изображением Христа, долженствовавшего низойти во ад. Несколько далее, очень явственно, пророчествуя, он сказал от лица Христова. Попре глава моя в расселине гор ( Uoh. II 6). Если он был во чреве китовом, то какие там горы? Знаю это, отвечает он; но я служу образом Того, Кто будет положен в иссеченном каменном гробе. Находясь в море Иона говорит: До основания гор я нисшел, земля своими запорами навек заградила меня ( Uoh. II, 7 ); потому что он носил образ Христа нисшедшего в землю». Подобным образом св. Епифаний Кипрский указывает со всею ясностью и определенностью местонахождение ада во внутренности земли, описывая в Слове своем на Великую Субботу спасение людей Богочеловеком. Вот выдержки из этого Слова: «Отчего толикое безмолвие на земле? Что значит это безмолвие и молчание великое? Безмолвие великое: Царь погрузился в сон. Земля убоялась и замолкла, потому что Бог во плоти уснул. Бог во плоти уснул, и ад ужаснулся. Бог уснул на краткое время – и спящих издревле, от Адама, воскресил. Ныне спасение сущим на земле и от века сущим под землею; ныне спасение всему миру – и видимому, и невидимому.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

«Покланяемся мы тем, в которых почивает Бог, един Святой и во святых почивающий, как–то: Святой Богородице и всем Святым. Ибо они всевозможно уподобились Богу – и по действию собственной своей воли, и по обитанию в них Бога, и по Его содействию. Достопокланяемы они не но естеству своему, но потому, что имеют в себе Того, Который по естеству Своему достопокланяем: так как раскаленное железо не по природе своей неприкосновенно и жжет, потому, что приняло в себя огнь, коего естественное свойство есть жечь. И так мы покланяемся им потому, что Бог их прославил и соделал страшными для врагов и благодетелями для приходящих в ним с верою; покланяемся им не как богам и благодетелям по естеству своему, но как рабам и служителям Божиим, имеющим дерзновение к Богу, по любви к Нему; покланяемся им потому, что Сам Царь относит к себе почтение, когда видит, что почитают любимого им человека, не как царя, но как послушного слугу и благорасположенного к нему друга». 254 5. Призывание святых «Почитая святых угодников Божбих св. церковь учит еще призывать их, то есть обращаться к ним с благопотребными приношениями, не так, конечно, как бы они были самостоятельными подателями благ, но как к таким лицам, которые, имея ближайший доступ и дерзновение к Иисусу Христу и вместе с тем будучи Его слугами в исполнении благих Его намерений касательно нас, суть таким образом ближайшие посредники между Ним и нами и могут споспешествовать нашим недостойным молитвам к Нему и наперед преклонять Его к милости своим предстательством 255 . Догмат о призывании святых основывается на Священном Писании, священном предании и бесчисленных опытах предстательства и помощи, каковую во все времена церкви оказывали верующим святые, преимущественно же Пресвятая Матерь Божья, милосердая Заступница рода христианского. Священное Писание внушает нам обязанность молиться друг за друга и придает молитвам святых великую силу пред Богом. Так, напр., св. апостол Иаков говорит: Молитесь друг за друга: много может усиленная молитва праведного ( Uak. V, 16 ). Сам Бог повелел Авимелеху просить молитв за себя Авраама, говоря: Он пророк, помолится о тебе, и ты будешь жить ( Быт. ХХ, 7 ), а также согрешившим друзьям Иова просить молитв этого праведника: Возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову, и принесите за себя жертву, и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов (Иов. XLII, 8). Израильтяне просили молитв за себя у Самуила: И воззвал Самуил к Господу, и услышал его Господь ( 1Цap. VII, 8 – 9 ). Апостол Павел неоднократно просил молитв за себя у своих учеников ( Puм. XV, 30, 31 ; Eфec. VI, 18, 19 . Koл. IV, 3 ; 2Kop. I, 10, 11 ; Сол. V, 25).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Впрочем, св. Златоуст, не одобряя одно любопытство при определении места аду, не только не воспрещает тех размышлений и изысканий об аде, которые приводят к страху Божью и уклонению от зла, но и завещает непрестанно погружаться в них, непрестанно иметь пред очами геенну огненную, ожидающую беззаконников (Слово 1 – е о покаянии к Димитрию). Во времена после св. Златоуста церковь выразила свое мнение о местонахождении ада во внутренности земли со всею определенностью, каковое мнение и огласила и оглашает священными песнопениями и чтениями во всеуслышание и научение верующих. Да, это мнение не противоречит притом и мнению самого св. Златоуста о местонахождении ада вне вселенной, напротив того подтверждает его: какой может быть более удобный способ скрыть ад от взоров вселенной, как не помещение его в недрах земли? Итак, ад помещается во внутренности земли. Бог, произнося определение Адаму при изгнании его из рая, сперва исчислил земные казни преступнику райской заповеди, потом возвестил, что этим казням Адам будет подвергаться дотоле, пока не возвратится в землю, из которой он взят. Земля еси, сказал ему Господь, и в землю отыдеши ( Быm. III, 19 ). Здесь не сказано, что он пойдет в землю одним телом: приговор изреченный, дерзнувшему восстать против Бога, страшнее, нежели каким он представляется для легкого, поверхностного взгляда 246 . Праведники ветхого завета постоянно признавали земные недра местом ада. С печалью сойду к сыну моему в преисподнюю (шеол – ада), говорил св. патриарх Иаков, когда ему принесли ложную весть о кончине любимого сына его, Иосифа ( Быm. XXXVII, 35 ). Оставь отступи от меня, чтобы я немного ободрился, – умоляет Бога праведный многострадальный Иов, – прежде нежели отойду, – и уже не возвращусь, в страну тьмы и сени смертной, в страну мрака, каков есть мрак тени смертной, где нет устройства, где темно, как самая тьма ( Иов. Х, 20 – 22 ). Св. пророк Моисей, объявляя народу гнев Божий на Корея и его сообщников, сказал: Если они умрут, как умирают все люди, и постигнет их такое наказание, какое постигнет всех людей, то не Господ послал меня.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Во–вторых, Святые Отцы и учители церкви утверждали, что воскресения наших тел требуют и правда Божья, и премудрость. Правда: ибо тело человека участвует как в добрых делах души, так и в ее беззакониях; след. по справедливости должно участвовать и в ее вечных наградах или наказаниях. 313 Премудрость, ибо, по премудрости, Бог создал человека двухчастным, из тела и души, чтобы в этом виде он достигал своего предназначения: след. премудрость Божья не оправдалась бы от дел, если бы, рано или поздно, тело человека, по разлучении с душою, снова не соединилось с нею для составления полного человека. Какими качествами будут отличаться воскресшие тела? Они будут существенно те же, каковыми были в соединении с известными душами в продолжение земной жизни. Это видно из примера Христа Спасителя. Первенца из умерших, воскресшего из гроба в Своем собственном теле ( Ин. ХХ, 25 – 27 ). Да это же прямо явствует и из самого понятия о воскресении, которое есть только восстановление или сотворение чего–либо нового. Но с другой стороны воскресшие тела будут и отличны от настоящих тел: они восстанут в преображенном виде, по подобию воскресшего тела Христа Спасителя, который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его ( Фuлun. III, 21 ). Сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное ( 1Kop. XV, 42 – 44 ). В этих словах апостола указаны те новые качества, которые наши тела приобретут после воскресения: они будут нетленны и бессмертны ( 1Kop. XV, 53 ), славны или светоносны, подобно телу Христа Спасителя во время преображения Его на Фаворе ( Фuлun. III, 21 ; Mф. XIII, 43 ) 314 , сильны и крепки, непричастны немощам настоящей жизни, духовны 315 , весьма тонки и легки. Одним словом, сподобившиеся достигнуть того, века и воскресения из мертвых будут равны Ангелам ( Лук. ХХ, 36 ; Mф. XXII, 30 ). Будут ли воскресшие тела праведников отличаться чем либо от воскресших тел грешников? Несомненно будут. Общими свойствами как тех, так и других будут нетление и бессмертие. Вострубит последняя труба, и мертвые воскреснут нетленными ( 1Kop. XV, 52 ). Но несообразно было бы с существом дела думать, что и тела грешников восстанут в славе и просветятся. «Мы восстанем и все будем иметь вечные тела, но не все подобные. Если кто праведен, получит тело небесное, в котором бы мог он, как надлежит, обращаться с Ангелами; если кто грешен, получит вечное тело долженствующее терпеть мучение за грехи, дабы вечно гореть в огне и не разрушаться» (Св. Кирилл Иерусалимский , огласит. поучение XVIII).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Если знание познает изменение условий жизни мира, не обещающих бесконечности настоящего его существования; то вера знает и причину этих изменений – грех человека влияющий и на вселенную и в нее вносящий смерть, и знает также силу, имеющую победить грех и смерть, силу Святыни Христа, прославляющей и человека, и с человеком мир 328 ». Окружающая человека природа как вместе с человеком и за его грехопадение подпала игу суеты и тления, так вместе с человеком же должна испытать и освобождение от рабства тлению. Чрез все части творения бессознательно проходит глубокая скорбь и сильная тоска по освобождении, невольно дающая себя знать в различных ненормальных явлениях жизни природы... «Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божьих; потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божьих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится до ныне» ( Puм. VIII, 19 – 22 ). Те колебания и потрясения мира, которыми предварится второе славное пришествие Христово, будут муками, среди которых возродится новый мир, первыми признаками начинающегося возрождения его. «Смотрите, не отвратитесь и вы от Говорящего. Если те (ветхозаветные люди), не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес, которого глас тогда (при Синайском законодательстве) поколебал землю и который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо» ( Ebp. XII, 25, 26 ; см. прор. Аггея II, 7). Колебание земли при Моисее, во время Синайского законодательства, было только преобразовательным по отношению к тому более сильному колебанию земли, которое последует в конце времен. Еще раз поколеблю. Если Бог теперь только еще раз поколеблет не только землю, но и небо, то, без сомнения, колебание это будет последнее и решительное: оно изменит колеблемое до такой степени, что ничего и не для чего уже будет колебать после.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

«Как будет Христос Господь судить мир? – Совесть каждого человека откроется пред всеми, и обнаружатся не только все дела, какие кто сделал во всю свою жизнь на земле, но и все сказанные слова, тайные желания и помышления. Прейдет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога ( 1Kop. IV, 5 ) " 320 . «Ни один сердечный помысел не останется там не открытым, ни один взор очей не избежит суда. И срамное слово, сказанное тайно и шепотом, будет в тот день обнаружено пред правдивым Судиею, Который сокровенное судит открыто» 321 ). «Писание представляет сие (изображение всеобщего суда) олицетворено, не потому, что Судия каждому из нас будет предлагать вопросы или давать ответы судимому, но чтобы внушить нам заботливость и чтобы мы не забыли подумать о своем оправдании. Вероятно же, что какою-то несказанною силою, во мгновение времени, все дела нашей жизни, как на картине, напечатлеются в памяти нашей души. И таким образом услышим сие: теперь окружают их дела их, – они пред лицем Моим ( Ocuu VII, 2 ). И книги, упоминаемые у Даниила (VII, 10), что иное означают, как не возбуждение Господом в памяти человеческой образов всего соделанного, чтобы каждый вспомнил свои дела и чтобы мы видели, за что подвергаемся наказанию» 322 . На чем будет основываться приговор Судии, пред Которым соберутся на суд все народы в последний день мира? – По слову Самого Господа, приговор на последнем суде основывается на делах, особенно на плодах веры в любви и милосердии. Итак, суд, имеющий быть при кончине мира будет: а) всеобщий, потому что будет простираться на всех людей – живых и умерших, добрых и злых, и даже на падших ангелов. «Царь сходит со своего места, чтобы совершить суд над землею; с великим страхом и трепетом сопровождают Его воинства Его. Мощные чины сии приходят быть свидетелями грозного суда; и все люди, сколько их было и есть на земле, предстают Царю. Сколько ни было и пи будет рожденных на свет, все прейдут на сие позорище – видеть суд» 323 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010