Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНИАМИН (Федченков Иван Афанасьевич; 2.09.1880, с. Вяжля (Ильинка) Кирсановского у. Тамбовской губ.- 4.10.1961, Псково-Печерский мон-рь), митр. бывш. Саратовский и Вольский. Из семьи служащего. Под влиянием матери, происходившей из духовного сословия, В. и двое его братьев посвятили себя служению Церкви. В 1887-1891 гг. И. Федченков учился в земской начальной школе в с. Сергиевка, в 1891-1893 гг.- в уездном уч-ще Кирсановского у., по окончании к-рого поступил в Тамбовское ДУ, с 1897 г. обучался в Тамбовской ДС. В 1903 г. Федченков был направлен в СПбДА, к-рую окончил в 1907 г. со степенью канд. богословия и с правом соискания степени магистра богословия без сдачи экзаменов. По решению Совета академии оставлен сверхштатным профессорским стипендиатом по кафедре библейской истории на год. Учась в академии, юноша часто совершал паломничества, во время к-рых встречался со мн. подвижниками благочестия, в т. ч. со св. прав. Иоанном Кронштадтским , оптинским старцем прп. Нектарием (Тихоновым) , схиигум. Германом (Гомзиным) , иеросхим. Алексием (Соловьёвым), иером. Исидором (Козиным), впечатления от этих встреч легли в основу кн. В. «Божии люди» (М., 1991). Во время учебы в академии Федченков был тесно связан с духовником царской семьи, инспектором СПбДА архим. Феофаном (Быстровым) , возглавлявшим студенческий кружок по изучению святоотеческих творений. 26 нояб. 1907 г. в академической ц. архим. Феофаном Федченков был пострижен в монашество с именем в честь сщмч. Вениамина Персидского . 3 дек. ректор СПбДА Ямбургский еп. Сергий (Тихомиров) рукоположил В. во иеродиакона, 10 дек. митр. С.-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский) совершил хиротонию В. во иеромонаха. С 18 нояб. 1909 по 11 сент. 1910 г. В. нес послушание секретаря Финляндского и Выборгского архиеп. Сергия ( Страгородского, впосл. Патриарх), служил на Ярославском синодальном подворье в С.-Петербурге. С 11 сент. 1910 г. занимал должность доцента СПбДА по кафедре пастырского богословия, гомилетики и аскетики, с 15 нояб. 1911 г.- должность инспектора СПбДС.

http://pravenc.ru/text/150325.html

«Памяти Высокопр. Николая, архп. Японского (к годовщине кончины его. + 3 февр.1912 года)». «Христ. Чтен.» 1913, янв., стр.3. «Месяц по Японии». Путевые заметки и впечатления. «Христ. Чтен.» 1908, ноябрь, стр.1470. -“- 1908, декабрь, стр.1573. -“- 1909, янв., стр.22. -“- 1909, февр., стр.238. -“- 1909, март, стр.390. -“- 1909, апр., стр.574. -“- 1909, май, стр.725. -“- 1909, июнь, стр.965. «Миссионерские радости». «Христ. Чтен.» 1911, февр., стр.197. 1911, май-июнь, стр.718. Литература: «Церк.Вед.» 1905, 46, стр.505. -“- 1908, 14, стр.67. -“- 1912, 26, стр.261. «Приб. к «ЦВ» 1905, 46, стр.1975. -“- 1910, 31, стр.1312. «Церк. Вестн.» 1895, 35, стр.1103, 1127. -“- 1904, 36, стр.1145. -“- 1908, 15–16, стр.455. -“- 1908, 23, стр.700. Булгаков, стр.1412. БЭС m.II, стб.2048, 1402. ЦЭС, стр.258. “Мисс. Календ.” 1907, стр.138. “Прав. Собес” 1912, май, стр.686–694. “Христ. Чтен.» 1909, т.1, стр.14(отчет). “Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год”, стр.326–327. “Именной список ректор. и инспектор. дух. академ. и семинар, на 1917 год», стр.177. «Изв. Каз. Еп.“ 1912, 16, стр.524. “Рус. Пр. Церк.» стр.163. “НЭС» 1907, дon.m.II, стр.616. «ЖМП» 1931, 5, стр.3. -“- 1950, 10, стр.29–34. -“- 1951, 7, стр.41–53. -“- 1959, II, стр.39. -“- 1960, 7, стр.53, 54, 58. -“- 1960, 8, стр.58, 64–68. -“- 1960, 10, стр.16. «Списки архиереев 1897–1944 гг. Патр. Алексия», стр.15. ФПС д. 18, стр.1. ФПС II, стр.1. ФПС IV, стр.7. ФПС V, 176. “Елевферий митр.» Неделя в Патриархии». Париж, 1933, стр.113. Die ökumenische Arbeit des Metropoliten von Japan, Sergius (Tichomirow), in: StdO 1961,9/10,62–65. G. Seide, Geschichte der ROK im Ausland 29f, 44, 53, 312, 315, 428. Cerk.Vest.Zap.Ev.Ekz. 1930,4,28; 9,5–8. Patriarch Sergij i ego duchovnoe nasledstvo 260f. Er wurde im D Grusi bei Novgorod in der Familie eines Priesters geboren. Von 1882 bis 1886 besuchte er die Geistliche Schule in Novgorod, von 1886 bis 1892 das GS in Novgorod. Als Bvon Japan hatte er sich in den 20er Jahren verschiedentlich um finanzielle Hilfe an die Auslandskirche gewandt.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Открылась выставка " Наследие грядущего " сентября 2022 Выставка " Наследие грядущего " открылась 9 сентября в Gallery-AS в рамках Года культурного наследия народов РФ. Представленные направления берут начало в Санкт-Петербурге с ХХ века. Часть участников можно условно считать продолжающей традиции обэриутов. Это участники культовой группы " Митьки " - Владимир Шинкарев и Виктор Тихомиров, а также приснопамятный иерей Иоанн Сотников (1961-2015). В их работах можно отметить свежесть и кажущуюся почти детской простоту восприятия. Другая часть участников полагает акцент на профессиональные навыки и владение формой. Вячеслав Михайлов строит композиции, опираясь на законы архитектурного мышления. Представлен диптих " Северный мотив " и работа, навеянная псковской школой иконописи. Владимир Загоров представляет на выставке серию монументальных композиций - " беспредметных симфоний " . Валентин Левитин в своих натюрмортах отсылает зрителя непосредственно к геометрии иконописи, что было неоднократно отмечено искусствоведами. Алексей Смоловик, куратор галереи Gallery-AS, выстроил концепцию проекта, сведя в одном пространстве видимое многообразие авторов и стилей, предоставив зрителю обнаружить их сокровенную схожесть. Его собственные работы, представленные в экспозиции, - монументальные холсты, решенные как в монохромной, так и в яркой спектральной гамме. Третья группа художников - Алексей Гостинцев, Александр Кожин, Елена Гриценко, - последователи школы Владимира Стерлигова, соединившего авангард с византийской иконописью, искавшего в окружающих пейзажах и предметах глубину трансцендентного. По мысли Алексея Смоловика, идея выставки состоит в том, чтобы при обращении в будущее сохранить свои нормы и ценности, сложившиеся в рамках культурного наследия, показать, что " старое " и " новое " - не антагонисты, а соработники. Выставка продлится до 9 октября. Вход свободный. Адрес: пр. КИМа, 6 (3-й этаж пространства " Эко-лофт More Place " ). ИА " Вода живая " , 09.09.22 Поделиться 14 апреля 2024 14 апреля 2024 14 апреля 2024 11 апреля 2024 10 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Поликарп (Приймак Георгий Кондратьевич), еп. Архангельский и Холмогорский Родился I апреля 1912 года во Владивостоке в семье крестьянина. Образование получил светское, завершив его в 1900 году (среднюю школу). Богословие изучал под руководством митр. Сергия (Тихомирова) .· В марте 1936 года тем же архипастырем пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха. В том же году был послан миссионером в Корею. В 1941 году назначен начальником Русской духовной Миссии с возведением в сан архимандрита. В 1949 году переведен в г.Харбин (Китай). В сентябре 1951 года назначен начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме, где пробыл до апреля 1955 года. Последним местом его служения был г.Мукачево (Закарпатская область). 19 июля 1957 года хиротонисан в Трапезном храме СвятоТроицкой лавры во епископа Кировского и Слободского. Чин хиротонии совершали: Святейший Патриарх Алексий, епископ Смоленский и Дорогобужский Михаил, епископ Свердловский Донат и епископ Лужский Алексий. С 16 марта по июнь 1961года временно управлял Ижевской и Удмуртской еп. С 16 ноября 1962 г. – епископ Архангельский и Холмогорский. Литература: «ЖМП» 1957, 8, стр.5, 16–18. -“- 1957, 12, стр.9. -“- 1959, 1, стр.33–34. -“- 1959, 4, стр.8. -“- 1959, 6, стр.33. -“- 1959, 10, стр.11. -“- 1959, 11, стр.12. -“- 1960, 1, стр.31. -“- 1961, 1, стр.31, 32. -“- 1962, 12, стр.12. -“- 1957, 6, стр.10. «Журнал Засед. Св.Син.” 9 от 10.XI. 1952, стр.3. - " - от 27·ΧII.1951, стр.39–40. «Рус.Прав. Церковь », стр.164. Am 11.5.1963 erhielt er den Vladimir-Orden 2. Kl. Am 27.1.1966 wurde er Bvon Ivanovo und Kinešma (MP 1966,3.4). Am 30.7.1968 wurde er Bvon Penza und Saransk (MP1968,9.5). Am 16.12.1969 Versetzung in den Ruhestand (MP 1970,1,5). Literatur: MP 1967,7,21; 7,26; 8,33. MP 1968,9,5. MP 1970,1,5. MP 1949,8,11–12. MP 1950,10,31. Izvestija, Nr. 170 v. 21.7.1949. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 5. Назарий (Андреев) – Руфим (Троицкий). – 1987. - 504 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иоанна], 104-118 [Правила собора 1273 г.]; Срезневский И. И. Обозрение древних рус. списков Кормчей книги. СПб., 1897. Прил. С. 113-126 новелла]; ПДРКП. 4. Стб. 75-78 [Правило свт. Иоанна (Илии) Новгородского и Белгородского епископа]; 6. Стб. 83-100 [Правила собора 1273 г.]; 7. Стб. 101-110 [Поучение новопоставленному священнику]; 11. Стб. 127-128 [Правило епископам]; 14. Стб. 143-144 [Устав о браках]; Степанов Н. В. Летописец вскоре патр. Никифора в Новгородской кормчей//ИОРЯС. 1912. Т. 17. Кн. 2. С. 250-293; Кн. 3. С. 256-320; [ Бенешевич В. Н.] Устав св. вел. кн. Владимира о церк. судах и о «десятинах». Пг., 1915 (переизд.: РИБ. 1920. Т. 36. Вып. 1. С. 12-24); Карский Е. Ф. Рус. Правда по древнейшему списку: Введ., текст, снимки, объяснения, указ. авторов и словарного состава. Л., 1930; Юшков С. В. Русская Правда: Тексты на основании 7 списков и 5 редакций. К., 1935. С. 11-22; Правда Русская. М.; Л., 1940. Т. 1. С. 123-133; 1963. Т. 3: Факс. воспроизв. текстов. С. 69-100; Закон судный людем. М., 1961. С. 35-40, 115-127; Тихомиров М. Н. Забытые и неизв. произведения рус. письменности//АЕ за 1960 г. М., 1962. С. 234-243 [«Летописец вскоре патр. Никифора»]; ДРКУ. С. 147-148 [Устав. кн. Святослава Ольговича]; Мильков В. В., Симонов Р. А. Кирик Новгородец: Ученый и мыслитель. М., 2011. С. 358-412 [«Вопрошание Кирика»]; Афанасьева Т. И. Древнеслав. толкования на литургию в рукоп. традиции XII-XVI вв.: Исслед. и тексты. М., 2012. С. 342-347 [толкование на «Отче наш»], 358-366 [«Толковая служба»]. Лит.: Рус. достопамятности. М., 1815. Ч. 1. С. 18-21; Розенкампф Г. А. Обозрение Кормчей книги в ист. виде. М., 1829. С. 10. СПб., 18392. С. 7, 56; Калачов Н. В. О значении Кормчей в системе древнего рус. права//ЧОИДР. 1847. 3. Отд. 1. С. 82-88, 114-115; Ундольский В. М. Описание слав. рукописей Московской Патриаршей б-ки//Там же. 1867. Кн. 2. Отд. 3. С. 46-56. 110; Павлов А. С. Первоначальный славяно-рус. Номоканон. Каз., 1869. С. 73-81; Срезневский И. И. Обозрение древних рус.

http://pravenc.ru/text/2577767.html

Савва (Тихомиров) , архиепископ. Хроника моей жизни. В 9 т. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1897–1911. Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния (Кн. 1–12). М., 1918. Священный Собор Православной Российской Церкви. Собрание Определений и Постановлений. В 4-х вып. М., 1918. Сергий (Страгородский) , архиепископ. О составе ожидаемого чрезвычайного Поместного Собора Российской Церкви. СПб., 1905. Смолич И. К. История Русской Церкви. 1700–1917. М., 1996. Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918. М., 1994. Степанов (Русак) Владимир. Свидетельство обвинения. Т. 1–3. М,1993. Стратонов И. А. Русская церковная смута (1921–1931). Из истории Христианской Церкви на родине и за рубежом в 20 столетии. М., 1995. Толстой М. В. История Русской Церкви. Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1991. Троицкий С. В. О неправде Карловацкого раскола. Париж, 1960. Устав об управлении Русской Православной Церкви. М., 1989. Феодосий (Процюк), архиепископ. Обновленческие движения в Православной Церкви на Украине 1917–1943 гг. Т. 1–4, машинопись. МДА. Смоленск, 1978–1979. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. История Русской Церкви. В 5 т. М., 1896. Филарет (Дроздов) , митрополит. Собрание мнений и отзывов по учебным и церковно-государственным вопросам. Т. 1–4 и доп. т. М., 1885–1888. Филарет (Дроздов) . Мнения, отзывы и письма. М., 1905. Флоровский Георгий , протоиерей. Пути русского богословия. 4-е изд. Париж, 1988. Царская и патриаршие грамоты об учреждении Святейшего Синода. М., 1899. Цыпин Владислав , протоиерей. История Русской Православной Церкви 1917–1990. М., 1994. Цыпин Владислав , протоиерей. История Русской Церкви. 1917–1997. Кн. 9. М., 1997. Цыпин Владислав , протоиерей. Русская Церковь (1917–1925). М., 1996. Цыпин Владислав , протоиерей. Русская Церковь (1925–1938). М., 1999. Чумаченко Т. А. Государство, Православная Церковь , верующие (1941–1961). М., 1999. Шкаровский М. В. Иосифлянское течение в Русской Православной Церкви. СПб., 1999.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В XVI - нач. XX в. «вечная память» рязанским князьям и героям «Повести о разорении Рязани Батыем» читалась в помяннике вел. князей Рязанских синодика Никольского собора в г. Зарайске (РГБ ОР. Ф. 310. 153. Л. 57-57 об., список посл. трети XVII в.; Кузьмин А. В. 2008. С. 59. Прил. 3). В 1997 г. в память о защитниках Рязани на валах ее городища был воздвигнут белокаменный крест. В 2005 г. у подножия валов в память о погибших при обороне города 16-21 дек. 1237 г. были установлены деревянное распятие и памятная гранитная плита. Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2-3; Т. 3; Т. 4. Вып. 1; Т. 4. Ч. 1; Т. 6. Вып. 1; Т. 7-8, 10, 15-18, 23-27, 30, 35, 37, 39-40; Жалованная грамота Олега Рязанского: Древнейший док-т МАМЮ. М., 1913. С. 4-10. (Сб. МАМЮ; Т. 1. Ч. 1); АСЭИ. Т. 3. 309. С. 339; 322. С. 350-352; Грамоти XIV ст./Упор., вступ. ст., коммент.: М. М. Пещак; ред.: В. М. Pycahibcьkuй. К., 1974. 15. С. 32-33. Лит.: Тихомиров Д. [П.] Ист. исслед. о генеалогии князей: Рязанских, Муромских и Пронских, с прил. родословных росписей. М., 1844. С. 13-16. Прил.: Роспись 1; Экземплярский. Князья Сев. Руси. Т. 2; Романов Б. А. Элементы легенды в жалованной грамоте вел. кн. Олега Ивановича Рязанскому Ольгову мон-рю//ПИ. 1940. Сб. 3. С. 205-224; Лихачёв Д. С. Литературная судьба «Повести о разорении Рязани Батыем» в 1-й четв. XV в.//Исслед. и мат-лы по древнерус. лит-ре. М., 1961. [Вып. 1.] С. 9-22; он же. К истории сложения Повести о разорении Рязани Батыем//АЕ за 1962 г. М., 1963. С. 48-51; он же. «Повесть о разорении Рязани Батыем»// Он же. Великое наследие: Классические произв. лит-ры Др. Руси. М., 1975. С. 221-239; СПб., 1997р. С. 307-330; он же. Исследования по древнерус. лит-ре. Л., 1986. С. 235-280; он же. Повести о Николе Заразском//СККДР. 1987. Вып. 1. С. 332-337; Монгайт А. Л. Рязанская земля. М., 1961. С. 344-345; Кузьмин А. Г. Рязанское летописание: Сведения летописей о Рязани и Муроме до сер. XVI в. М., 1965. С. 154-179; Полубояринова М. Д. Рус. люди в Золотой Орде. М., 1978; Дворниченко А. Ю. О жалованной грамоте Олега Ивановича Ольгову мон-рю//Средневек. и новая Россия: Сб. науч. ст./Отв. ред.: В. М. Воробьев, А. Ю. Дворниченко. СПб., 1996. С. 296-306; Иловайский Д. И. История Рязанского княжества// Он же. Рязанское княжество: Сб. М., 1997. С. 69-73; Мазуров А. Б. Средневек. Коломна в XIV - 1-й трети XVI вв.: Комплексное исслед. регион. аспектов становления единого Рус. гос-ва. М., 2001. С. 47, 54-55; Кузьмин А. В. Рязанские, пронские и муромские князья в XIII - сер. XIV в.: (Ист.-генеалогич. исслед.)//Зап. ОР РГБ. М., 2008. Вып. 53. С. 35-59; Дедук А. В. Погосты Рязанского Ольгова мон-ря XIII-XIV вв.//ДРВМ. 2015. 1(59). С. 26-36.

http://pravenc.ru/text/2578291.html

Однако при любом варианте ответа Нифонта сам вопрос Кирика о грамотах представляет больший интерес. Что же касается различных редакций «Вопрошания», то они нас могут сейчас интересовать только с одной стороны. Известно, что берестяные грамоты встречаются в новгородском культурном слое не выше 3-го яруса, т. е. не позже конца XV в. Является ли случайностью, что в переработках «Вопрошания», относящихся к концу XV–XVII в., вопроса Кирика о грамотах нет? Очевидно, отсутствие грамот в верхних ярусах объясняется не только плохой сохранностью дерева, но и тем, что к этому времени бумага в значительной степени вытеснила бересту. Тем самым отпала и необходимость в сохранении связанного с берестой вопроса: сырые куски бумаги на улицах Новгорода уже не вызывали недоумения – прочитать их было невозможно. Естественно, что и перенесение «Вопрошания» из Новгорода в другие города, где берестяные грамоты ,не были в употреблении, могло привести к пропуску интересующей нас статьи при первой же переработке этого памятника 2 . Литература 1 . А. И. Соболевский. Славяно-русская палеография. Изд. 2. СПб., 1908, стр. 43. 2 . А. В. Арциховский, М. Н. Тихомиров. Новгородские грамоты на бересте. Из раскопок 1961 г., М., 1953, стр. 6. 3 . Памятники российской словесности XII в., изданные К. Ф. Калайдовичем, М., 1821. 4 . А. А. Шахматов. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908. 5 . Синодальное собрание, ГИМ, 132, л. 527 об. 6 . А. С. Павлов , Русская историческая библиотека, VI, СПб., 1908, стб. 40. 7 . А. В. Арциховский. Новгородские грамоты на бересте (Из раскопок 1952 г.), М., 1954. 8 . А. В. Арциховский, В. Н. Борковский. Новгородские грамоты на бересте (Из раскопок 1953–1954 и 1955 гг.), М., 1958. 9 . А. В. Арциховский. Раскопки 1956 и 1957 гг. в Новгороде. СА, 1958, 2. 10 . А. В. Арциховский. Новые Новгородские грамоты. СА, 1960, 1, стр. 230–244. 11 . А. В. Арциховский. Новые берестяные грамоты. СА, 1962, 2, стр. 184. 12 . С. И. Смирнов . Древнерусский духовник. М., 1914. Материалы, 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

Патерик Киевского Печерского монастыря. СПб., 1911. С. 76. Русская историческая библиотека. СПб., 1908. Т. 6. Ч. 1. Стб. 182–183 (далее: РИБ). Там же. Стб. 92. АФЗиХ. М., 1961. Ч. 3. 58. С. 98. Там же. Прил. 4. С. 365. ГПБ ОР. Собрание актов и грамот. 122. См. в привилее Сигизмунда I 1529 г. Киевской земле: «А подымщины людем их (духовных и светских феодалов.— Б. Ф.) нам, господару, не давати, нижли мают они паном своим давати» (Любавский М. К. Очерк истории Литовско-Русского государства. М., 1910. Прил. 4. С. 356). В писцовой книге Водской пятины 1500 г. имеются записи об уплате корельскому десятиннику Новгородского архиепископа с «двора» по четвертке ржи (Сергий (Тихомиров), архим. Черты церковно-приходского и монастырского быта в писцовой книге Водской пятины 1500 г. (в связи с общими условиями жизни). СПб., 1905. С. 283). Носов Н. Е. Становление сословно-представительных учреждений в России. Л., 1969. С. 424–425, 438; Акты XIII–XVII вв., представленные в Разрядный приказ представителями служилых фамилий после отмены местничества/Собр. А. Юшков. М., 1898. Ч. 1: 1257–1613 гг. 167, 169. Румовский Н. Описание Великоустюжского Успенского собора. Вологда, 1862. С. 66. Известен указ патриарха Филарета, устанавливавший нормы «церковной дани» с населения Москвы: от уплаты ее освобождались лишь дворы архиереев, бояр и окольничих, а «со всяких жилецких людей» взималось по 2 деньги с двора (Забелин И. Е. Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы. M., 1884. Ч. 1. Стб. 1193). ДКУ. С. 23. Там же. С. 31, 38, 43 (вместо «владычных» говорится о «митрополичьих» судьях). Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России. СПб., 1863. Т. 1. 165 (далее: АЮЗР). Древности. Труды Московского археологического общества. М., 1909. Т. 22. С. 278. Чтения в Обществе истории и древностей Российских. 1869. Кн. 2. Смесь. С. 1–6 (далее: Чтения ОИДР). ДКУ. С. 200. Щапов Я. Н. Государство и Церковь Древней Руси X–XIII вв. С. 80–81. Щапов Я. Н. Туровские уставы XIV в. о десятине//Археографический ежегодник за 1964 г. М., 1965. С. 260–262.

http://sedmitza.ru/lib/text/442904/

Древнейшая редакция «З. с. л.» состоит из 32 статей. Содержание 30 из них (за исключением ст. 2 и 1-й части ст. 7) соответствует 17-й части (титулу) законодательного свода «Эклога» , составленного при визант. императорах Льве III (717-741) и Константине V (741-775). В «З. с. л.» осуждаются следование языческим обычаям (ст. 1), нарушения половой и брачной морали (ст. 4-13), поджоги (ст. 14-15), нарушение права церковного убежища (ст. 16), самоуправство (ст. 17), вероотступничество (ст. 21), кража и порча имущества (ст. 22-26), кража из храма (святотатство; ст. 27-28), а также регламентируются вопросы судопроизводства (ст. 2, 2-а, 18, 20), раздела военной добычи (ст. 3), положения пленных и рабов (ст. 19, 29-30). Ст. 30-а, отсутствующая в нек-рых списках древнейшей редакции, касается вопросов брака и развода. По сравнению с визант. прототипом в «З. с. л.» были облегчены или исключены многие телесные и членовредительные наказания, вместо к-рых введены церковные епитимии. В статьях 2 и 29 присутствуют реликты обычного (талионного) права со ссылкой на ВЗ. Содержание «З. с. л.» отражает борьбу визант., западноевроп. и слав. правовых традиций с языческими пережитками. Изд.: Закон Судный людем: Списки кр. ред. и воспроизв. списков/Подгот. к печ.: М. Н. Тихомиров. М., 1961; Va š ica J. Zakonъ sudnyi lijudьmъ - Soudni zákonik pro lid//MMFH. 1971. T. 4. S. 147-198. Лит.: Schmid H. La legislazione bizant. e la pratica giudiziaria occidentale nel piu antico codice slavo//Atti del Congr. intern. di diritto romano e di storia del diritto, Verona, 1948. Mil., 1953. Vol. 1. P. 396-403; Ганев В. Законъ соудный людьмъ: Правно-истор. и правно-аналитични проучвания. София, 1959; Троицкий С. В. Св. Мефодий как слав. законодатель//БТ. 1961. Сб. 2. С. 83-141; Вашица Й. Кирилло-мефодиевские юрид. памятники//Вопр. слав. языкознания. М., 1963. Вып. 7. С. 12-33; Παπαστθης Χ. Τ νομοθετικς ρϒον τς Κυριλλομεθοδιανς Ιεραποστολς εν Μεϒλη Μοραβα. Θεσσαλονικη, 1978; Андреев М. Законъ соудный людьмъ//КМЕ. 1985. Т. 1. С. 711-717; Илиевска К. Законъ соудныи людьмъ. Ckonje, 2004; Максимович К. А. Законъ соудный людьмъ: Источниковедческие и лингвист. аспекты исслед. слав. юрид. памятника. М., 2004.

http://pravenc.ru/text/182515.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010