е. делают в отношении Иеговы то, чего не дерзнут сделать даже в отношении человека, но облеченного властью, – напр., в отношении штатгальтера (1:8). Но, – говорит далее пророк, – и Иегову нельзя умилостивить такими приношениями, и Он не может милостиво принимать таких нерадивых приносителей (1:9). В порыве негодования, пророк с горечью заявляет от имени Божия: «лучше бы кто-нибудь из вас запер двери, чтобы напрасно не зажигали огня на жертвеннике Моем. Нет Моего благоволение к вам, говорит Иегова Саваоф, и приношение из рук ваших не приму» (ст. 10). Прозревая будущую всесветную славу имени Иеговы (ст. 11), пророк снова противополагает этому дерзкое пренебрежение иудеев (ст. 12–13) и присоединяет сюда проклятие их лицемерию (ст. 14). Далее следует призыв к покаянию и угрозы за ослушание: «Если вы не послушаете и если не положите на сердце – воздавать почтение имени Моему, говорит Иегова Саваоф, то пошлю на вас проклятие и прокляну благословения ваши, и уже проклинаю их, потому что вы не полагаете на сердце; вот Я подсеку вам мышцу и разбросаю помет на лица ваши, – помет праздничных жертв ваших» (2:2–3); – «сделаю вас презренными и униженными пред всем народом» (ст. 9). На ряду с угрозами делается указание на славное прошлое еврейского священства, которое должно бы служить образцом для позднейших его представителей (2:1–9): «завет Мой с ним (с Левием), состоял в жизни и мире, которые Я подавал ему, и в страхе, которым он боялся Меня; и пред именем Моим трепетал он; закон истины был в устах его, и неправды не находилось в губах его» (ст. 5–6). На самом же деле современное пророку священство совершенно игнорирует этот доблестный образец: «а вы уклонились с этого пути, соблазнили многих в законе, разрушили завет Левия, говорит Иегова Саваоф» (ст. 8). Не все однако исследователи книги пророка Малахии согласны в этом отрывке 1:6–2:9 признать цельный и самостоятельный отдел книги. Так цельность или единство этого отдела не признают Гитциг 286 и Бахман. 287 Первый, впрочем, называет отрывок 2:1–9 «завершением (Vollendung)» предыдущего и представляет дело в таком виде, что ранее, в 1 гл., было изложение грехов священнических, а здесь, во 2:1–9, угрозы и увещания раскаяться в этих грехах.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Однако мир, который провозглашает и дарует своим Пришествием Христос - " не от мира сего " , это отнюдь не мир между людьми или народами, но вертикальный мир между человеком и Богом: " Мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не так как мир дает " (Иоан. 14, 27). Тем же, кто ожидает от Сына Божия безоблачного счастья и дара мира горизонтального, невозможного в силу греховной природы человека и его гордыни, Христос недвусмысленно поясняет: " не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч " (Мф. 10, 34). Меч принесен не для обретения мира от мipa сего, но ради обретения метафизического мира, для достижения которого человек, идя правым путем - с помощью Господа, не должен уклоняться от борьбы против зла, неправды и несвободы в себе и вокруг себя. Поэтому " миротворцы " из Нагорной проповеди - это не пацифисты, а приводящие мip в соответствие с божественной истиной В противном случае, если бы мир означал горизонтальное измерение, оно обязывало бы христиан полностью капитулировать перед всяким натиском зла, лишь бы обрести земной материальный мир и комфорт. Для христианина мир есть арена борьбы добра и зла, которая проявляется во всех областях человеческой жизни на личном, семейном, общественном, национальном и всемирном уровне. Различать добро и зло нас научил Господь своим Откровением, дав нам при этом свободную волю. Не отчуждение от этого противоборства, не бегство и уклонение от этой борьбы - доблесть и смысл жизни христианина. " Знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей " (Откр.,2.13), - говорится в наставлении для Пергамской Церкви, которая в Апокалипсисе символизирует период союза христианской церкви с государством, выход и христиан, и Церкви из замкнутых общин в центр мирских попечений и житейских интересов, где и орудует враг человеческий. Л. Тихомиров в своем фундаментальном труде " Религиозно-философские основы истории " из этого наставления выводит, что верность истине при объективном пребывании у престола сатаны усугубляет подвиг твердости в вере.

http://pravoslavie.ru/analit/mirgospodst...

е., по силе сего выражения на священном языке, умрете неминуемо, ужасно, подвергнетесь бедствию величайшему. Таким образом мы всевозможно ограждены были со всех сторон от опасности. Поскольку нам необходимо было показать свою свободу, решить самим, как существам разумным, свою участь, избрать, так сказать, себе образ бытия или в соединении с Богом, по намерению и плану Божью, или по своему мудрованию и прихоти, то для нас нарочно изобретен к тому самый простой и легкий случай. Но вместе с тем взяты все меры, чтобы этот роковой опыт был с нашей стороны удачен и счастлив. Вообразим теперь положение наших прародителей в Эдеме, даже поставим себя там вместе с ними мысленно: вот пред нами древо запрещенное с его плодами, а над ним заповедь Божья с угрозою смерти. Не должно ли сказать о сем положении того, что пророк говорил потом от лица Божья народу Израильскому: Се дах пред лицом твоим жизнь и смерть ( Втор. 30:19 ; см. стихи 15–18), избирай, т. е., сам любое? Действительно в Эдеме была пред лицом нашим не только жизнь, – ибо мы ею пользовались, – а самое бессмертие и смерть. Кто бы мог ожидать, что мы будем так неразумны, так, можно сказать, враждебно ненавистны к самим себе, что отвергнем и бессмертие, и жизнь, а изберем произвольно смерть? Но так именно и случилось. 3 Кратко и просто сказание Моисеево о падении человека. " Гак и обыкновенно Дух Святой изображает в Писании великие события и тайны, в каждом слове заключая не исследуемую и неизмеримую глубину смысла. Скоро наступит тот страшный день, которым Бог угрожал первому человеку, если он вкусит от запрещенного древа 4 . Не надолго отдалила его от человека любовь к Творцу. Угроза и страх смерти не остановили его приближения. Падший ангел, позавидовав блаженству людей (Премудр. Солом. 2:24), вошел в змия и соблазнил Еву нарушить заповедь Божью 5 . И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз, и вожделенно, потому что дает знание, и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел ( Быт. 3:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

По смыслу пророческой речи, современный Малахии областеначальник строго охранял эту, – законную или незаконную, – прерогативу своего положения. Между тем Неемия прямо говорит о себе: «С того дня, как определил он (царь) быть мне областеначальником их в земле Иудейской, от двадцатого года до тридцать второго года Артаксеркса царя, в продолжение двенадцати лет, я и братья мои не ели хлеба областеначальнического. А областеначальники прежние, которые были прежде меня, отягощали народ и брали у них хлеба и вина, кроме сорока сиклей серебра; даже и слуги их господствовали над народом. Я же не делал так, по страху Божию... За столом моим бывало по пятидесяти человек Иудеев и начальствующих, а также и приходившие к нам из народов, которые вокруг нас. И вот что было приготовляемо на один день: один бык, шесть отборных овец и птицы приготовлялись у меня; и в десять дней издерживалось множество всякого вина. И при всем том, хлеба областеначальнического я не требовал, так как тяжела была работа этого народа. Помяни, Боже мой, во блого мне все, что я сделал для этого народа» ( Неем.5:14–19 ). Очевидно, что современным Малахии областеначальником не мог быть Неемия. Этот вывод принимают большинство исследователей книги пророка Малахии. 160 Впрочем, некоторые этот вывод оспаривают, придавая более веса основаниям, говорящим, по их мнению, в пользу современности Малахии и Неемии. 161 Так, Ружемонт, находя сходство в характере деятельности Неемии и пророка Малахии, находить, помимо того, в некоторых исторических аналогиях основание, чтобы признать их современниками. «Пророк, говорит он, совершал свое служение в то время, когда Неемия возвратился во второй раз в Иерусалим. Политический глава подавлял внешними средствами, а посланник Божий живым словом одни и те же беспорядки: браки с языческими женщинами и небрежность в уплате десятины (ср. Неем.13:23–31; 10–12 ). Так царю Езекии помогал в его преобразовании пророк Исаия, а Иосии – Иеремия». 162 Вопроса о том, как согласить, при допущении такого сотрудничества, Мал.1:8 и Неем.5:14–19 , он совсем не касается.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Смысл места, при таком переводе, – вполне ясен и прост: в жилище Господнем достоин жить тот, кто «презрен и отвержен в своих собственных глазах, но чтит боящихся Господа», т. е. человек смиренный, скромный в оценке своих собственных заслуг и достоинств до полного самоуничижения, но охотно чтущий истинные достоинства (богобоязненность) во всяком другом человеке. А что смирение, доходящее до полного самоуничижения перед Господом, до готовности казаться презренным, действительно рассматривалось в Ветхом Завете, как добродетель, как высокое нравственное достоинство праведника, это можно видеть из многих мест св. писания: «Мелхола смотрела в окно и видела, как прыгал и скакал Давид пред Господом, и она презрела () его в сердце своем... Когда же Давид возвратился в дом свой, ... то Мелхола сказала: как отличился сегодня царь Израилев, обнажившись ныне пред глазами рабынь рабов своих, как выказывает себя какой–нибудь пустой человек. Но Давид сказал Мелхоле: Пред Господом... веселился я. И если я еще более уничижусь и сделаюсь еще ничтожнее в глазах моих, то все–таки и среди рабынь, о которых ты говоришь, я буду уважаем» (2 Ц. 6:16, 20–22). – «Я живу на высоте небес и во святилище, а также с сокрушенными и смиренными духом» (Иса. 57:15). Весь псалом 130 есть гимн смирению. Бог вообще возвышает уничиженных в собственных глазах (1 Ц. 15:17). Переходим ко второй половине стиха. В ней г. Христианин находит подозрительным перевод «хотя бы злому» и полагает, что немецкий перевод «хотя бы во вред себе» должен более соответствовать подлиннику. Догадка эта, хотя она и не опирается на филологических основаниях, – вполне справедлива. Еврейское может одинаково переводиться и «злому» (дополнение при для обозначения лица, которому дается клятва), и «во вред», «к несчастью» (обстоятельственное слово при . Аналогия такого употребления с предл. дана в Иер. 7:6 : «не пойдете за чужими богами на беду себе ( ) »... При одинаковой возможности переводить так и иначе, выбор должен решаться степенью осмысленности перевода и соответствия его контексту.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Эта необходимость солидарности и взаимопомощи составляет положительный Божественный закон не для каких-либо материальных интересов, а для жизни духовной, для её полноты. «Вы – Тело Христово, а порознь – члены» (ст. 27), повторяет апостол. В Послании к Ефесянам (4:15–16) требуется, чтобы мы «всё возращали в Того, Который есть Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена " … Все действуют, а достигают лишь совместно. В цитированном Послании Коринфянам апостол говорит, что «иных Бог поставил апостолами, других пророками, третьих учителями; иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления» и т. д. Эти дары даны не все одному лицу сразу, а разным и неодинаковые. «Все ли Апостолы? все ли пророки? все ли учители? все ли чудотворцы? все ли имеют дары исцелений? все ли говорят языками? все ли истолкователи?» Совершенно ясно, что всесторонней святости каждый человек не имеет, по крайней мере большую часть времени, в течение которого искал святости. Но при взаимопомощи каждый может пользоваться плодами дара, имеющегося у другого члена Церкви, почему и легче освящается сам. «Служите, – говорит апостол Петр, – друг другу, тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» ( 1Пет. 4:10 ). Эта взаимопомощь в духовной жизни устанавливает тесную и необходимую связь между членами Церкви. На основе той же взаимопомощи различно одаренных членов Церкви устроена и иерархия священнодействия. Церковь, как истинный организм Общество человеческое лишь метафорически можно назвать «организмом», и если оно составляет юридическую личность, то всегда остается ассоциацией отдельных особей. В Церкви, напротив, отдельные личности представляют части одного тела Христова. В их коллективности обитает Одна Личность – Христос, чего нет и, по существу, не может быть в социальной среде. Уподобление Церкви «телу» уже не есть метафора, а определение факта, одинаково делаемое всеми апостолами и отцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Tihomirov/...

Поэтому человек не удовлетворяется социальным строением, не может поместить в него всего себя без остатка, и чувствует постоянно, что это строение не полно, не дает всего, что человеку и его творческой силе необходимо для полноты жизни. Такое полное, всецелое испомещение человеческой личности, какого жаждет его дух, возможно лишь в новом строе общественности, где высшим организующим элементом является Бог , то есть в Церкви. Глава 2. Церковь, ей свойства и значение Истинная религия – христианская – выделяет религиозную коллективность в особый строй – Церковь , которая не сливается с социальным строем и является общественностью над-социальной. Различие между социально-политической средой и церковной весьма существенно. Организационное начало в обществе – есть человеческая личность, элемент психический. Организационным элементом Церкви является Бог, Личность Божественная, элемент духовный. Отсюда является разница в определении целей строения. В первом случае цели определяются человеком, во втором случае – Богом. В обществе человек работает на собственное «хозяйство», в Церкви является Божьим домостроителем. Отсюда проистекает далее разница и в характере организации. Социальный элемент в Церкви Но так как в церковную жизнь входит все-таки человек, со всеми своими психическими свойствами, требующими социального строя, то в церковной жизни также повторяются социальные законы кооперации, взаимопомощи, совместного действия. Эти законы, заметные еще в мире органическом, высоко развивающиеся в мире социальном, – в церковном строе становятся еще тоньше и глубже. Не только наблюдение, но положительное разъяснение Св. Писания говорит нам, что духовные дары в нас различны, а между тем целью святости поставлена полнота совершенства. Она оказывается, таким образом, недостижимой иначе, как совместной духовной жизнью. Человек в Церкви нуждается в других её членах совершенно так же, как гражданин общества не может обойтись без других своих сограждан. Учение ап. Павла Апостол Павел хорошо объясняет это в Послании к Коринфянам ( 1Кор. 12: 7–12 ). «Каждому, – говорит он, – дается проявление Духа на пользу: одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, так и Христос». При этом «не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны» (ст. 21). Все друг в друге, стало быть, нуждаются. Интересы членов тела Христова солидарны. «Страдает ли один член – страдают с ним все члены; славится ли один член – с ним радуются все члены» (ст. 26). Поэтому не нужно, чтобы являлось разделение, а нужно, чтобы все члены одинаково заботились друг о друге.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Tihomirov/...

Живые и умершие, как члены одного духовного тела Христова, находятся во взаимном между собою сочувствии: страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены ( 1Kop. XII, 26 ). Умершие всегда пребывают с нами своим духом, и мы, живые, верою всегда можем видеть наших усопших и слышат их голос 183 . «Можно быть далеко и близко к умершему. Чем сильнее любовь к умершему, чем сильнее и наша молитва о нем, тем ближе и умерший к нам. Молитва веры до такой степени может приблизить к нам умершего, что мы сами почувствуем его приближение, почувствуем дыхание души его около нас. Во время молитвы преимущественно сердце подает весть 184 . В притче о погибшей (пропавшей) овце Господь поучает, что св. Ангелы радуются на небе о каждом кающемся грешнике ( Лук. 15:10 ). Евангелие повествует, что в минуту смерти Христовой «многие тела усопших святых воскресли и вышедши из гробов, по воскресении Его, вошли во святой град и явились многим» ( Mф. XXVII, 52, 53 ). «Спрашивается: что привлекло этих воскресших святых (говорю о собственном их движении духовном) во святой град и побудило явиться в нем многим? Не глубокое ли участие к бедному городу, не узнавшему своего и всемирного Избавителя Христа? Не стремление ли вошедших в радость Христова воскресения отцов поделиться этою радостью по возможности, и с своими живыми детьми? Так может быть сочувственно состояние отошедших в другую жизнь состояния еще живущих. И таким образом как мы, живущие, можем самою своею судьбою и деятельностью способствовать или препятствовать успокоению усопших, так и они с своей стороны своим состоянием и движениями, во свете лица Божья, заботливо соучаствуют в нашей судьбе. И вот оба мира, загробный и наш земной, находятся во взаимной связи и живом соотношении между собою 185 . Но не одни только умершие совершенные или святые сочувствуют остающимся на земле грешным собратьям. «По Евангелию Христову, даже дух богача немилосердного, сый в муках, и притом таких, что для него желанною и, однако, недоступною отрадой было бы хоть одно чувственное прикосновение к нему омоченным пальцем или что-нибудь подобное тому в порядке и образе загробной жизни, озабочивается судьбою своих еще живущих братьев, – жалобно умоляет Авраама послать к ним Лазаря с предостережением, чтобы и они (путем своей жизни и мысли, конечно) не пришли на то же место мучения ( Лук. 16:27–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

«Представь себе состояние той жизни, сколько возможно это представить, ибо к надлежащему изображению ее не достанет никакого слова; только из того, что слышим, как бы из каких–нибудь загадок, мы можем получить некоторое неясное представление об ней. Отбеже, сказано, болезнь, и печаль, и воздыхание (Исаии XXXV, 10). Что же может быть блаженнее этой жизни? Не нужно там бояться бедности и болезни; не увидишь ни обижающего, ни раздражающего, ни раздражаемого, ни гневающегося, ни завидующего, ни распаляемого гнусною похотью, ни мучимого заботою о снискании потребного к жизни, ни скорбящего о начальстве и власти: ибо воя буря наших страстей, затихнувши, перестанет, и все будет в мире, веселии и радости, все тихо и спокойно, все день и ясность, и свет, свет не этот нынешний, но другой во сто крат светлее этого, во сколько этот (солнечный) ярче света от свечи. Ибо там свет не помрачается ни ночью, ни набегом облаков; не жжет и не палит тел, потому что нет там ни ночи, ни вечера, ни холода, ни жара, ни другой какой перемены времен; но иное какое – то состояние, такое, которое узнают одни достойные. Нет там ни старости, ни спутников старости; но все тленное изгнано, потому что вовсюду господствует нетленная слава. А что всего этого важнее, – это непрерывное наслаждение общением со Христом, вместе с ангелами, с Архангелами, с горними Силами... Ни в чем не будет тогда смятения и борьбы, потому что велико будет согласие в лике святых, по причине непрерывного взаимного между всеми единомыслия» (св. Иоанн Златоуст , слово к Феодору падшему, в Христ. Чт. 1844 г. I, 370 – 372). б) Степени блаженства праведников Подобно мучениям грешников, и блаженство праведников будет иметь свои степени, соответственно нравственному достоинству каждого. В доме Отца Моего обителей много (Ин. XIV, 2), сказал Господь Иисус Христос. И еще Он же сказал: Приидет Сын человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими; и тогда воздаст каждому по делам его (Мф. XVI, 27). Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника. И кто напоит одного из шлих сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей (X, 41, 42). В притче о талантах верные рабы за различное употребление талантов получили от своего господина различные награды ( Лук. ХХ, 17 – 20 ). Каждый получит награду по своему труду ( 1Kop. III, 8 ): таков закон строгой справедливости.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Дьявол искушением сам начинает вражду, или открывает борьбу с человеком. Бог попускает эту борьбу, но, по Своей неисследимой мудрости, нисколько не стесняя свободы врагов, направляет эту борьбу к поражению и унижению искусителя и к торжеству и возвышению человека. В борьбе с дьяволом раскрываются и крепнут нравственные силы человека. Зло, измышленное и введенное в мир дьяволом, не переставая быть злом, служит благим и мудрым целям Мироправителя. Никто не станет спорить, что в общем ходе судеб человеческих добро торжествует над злом. Большинство разумных тварей достигает предназначенной им цели, – но прочие гибнут. Зачем же, говорят, Бог создал существа, о которых знал, что они не устоят в добре и погибнут? Не больше ли было бы благости – вовсе не давать им жизни, чем дать ее на погибель? Подобные вопросы волновали душу одного из мужей близких к Богу. Лучше было не давать земли Адаму, говорит Ездра, или когда уже дана, удержать его, чтобы не согрешил. Что пользы людям – в настоящем веке жить в печали, а по смерти ожидать наказания? Что пользы нам, если нам обещано бессмертное время, а мы делали смертные дела? Нам показам будет рай, но мы не войдем в него (3Ездры 7:46,47,49, 53,54). Припомним здесь слова Апостола. Ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: зачем ты меня так сделал? Не властелин ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого? ( Рим. 9:20, 21 ). Конечно, человек не мог бы препираться с Богом и требовать у Него отчета даже и в таком случае, если бы он действительно был создан на погибель. Но да идет от нас такая мрачная мысль. В приведенных словах, Апостол ограничивает только необузданную пытливость человеческого разума, который дерзко стремится проникнуть в глубочайшие планы Мироправителя, и научает человека смиренной преданности и покорности Богу премудрому и благому, а вовсе не проповедует нам божество мрачное и бессердечное, подобное судьбе, которую выдумали и пред которою трепетали язычники, Бог , в которого мы веруем и о котором возвещает нам откровенное слово Его, не есть всемогущая сила.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010