Закрыть itemscope itemtype="" > Возможно ли сравнивать Недича с Власовым? Об одной сложной странице сербской истории 12.04.2021 3685 Время на чтение 8 минут Многие исторические вопросы при их толковании требуют особой трезвости, спокойствия и уравновешенности. Важно не впадать в крайности, а принимать историю, какой она была с учётом всей специфики и нюансов исторического момента. Но при этом нужно видеть и те ошибки, которые совершал тот или иной деятель. Недавно, 6 апреля сего года, я участвовал в видеоконференции «Югославия в огне войны (1941–1945): к 80-летию нападения Третьего Рейха на Югославию», посвященной бомбардировке Белграда в 1941 году со стороны нацистской Германии. Организатором выступил исторический факультет Государственного университета в Санкт-Петербурге. Помимо статьи о героическом сопротивлении авиации Королевства Югославия во время «Апрельской войны», я также рассказал о книге Павла Тихомирова «О кресте епископа Николая», которую перевёл и напечатал в Сербии (Павел не мог поучаствовать из-за технических проблем). В этой книге говорится и о щекотливых вопросах, связанных со Второй мировой войной на территории Сербии. По некоторым вопросам относительно так называемой Македонской Православной Церкви я спорил с моим русским другом Павлом, но, по моему мнению, Павел тонко разобрался во многих нюансах острых вопросов, касающихся событий в Сербии во время Второй мировой войны. Прежде всего (и это самое важное, на что хочу обратить свое внимание), Павел понимает то, что невозможно одинаково относиться к событиям Второй мировой войны, исходя из тех смысловых контекстов, которые сформированы внутри русского и сербского православно-патриотического корпуса. Попробую по пунктам пояснить причины этого: 1. Помня о героической борьбе сербов в Первой мировой войне, Гитлер побаивался югославской армии и хотел избежать войны с ней до нападения на СССР . Однако, народные демонстрации 27 марта сделали войну неизбежной, и Гитлер приказал провести жестокие бомбардировки и быструю оккупацию Югославии и раздел её территорий между союзниками по Тройственному союзу.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/04/12/vo...

Закрыть itemscope itemtype="" > Необыкновенное путешествие: православная Япония 20.04.2007 428 Время на чтение 6 минут Мы привыкли считать, что Рождество Христово - время чудес. И самое главное из них - это чудо встречи с Живым Богом, изменяющей человеческое сердце. Именно этому чуду мы решили посвятить тему номера. Мы много раз писали о жизни православных людей по всему миру - от Крайнего Севера России до побережья Индийского океана. Сегодня мы хотим рассказать о Православии: в Японии. Недавно наш обозреватель Алла МИТРОФАНОВА вернулась из этой страны. Она рассказывает, какими сложными путями японцы приходят к этой " неудобной " вере. И как много мы, от чьих предков когда-то на японских островах узнали о Православии, можем почерпнуть для себя из их сегодняшнего опыта. Японская православная Церковь Японская Православная Церковь родилась 18 мая 1868 года, когда иеромонах Николай (Касаткин) в маленьком домике настоятеля храма при первом русском консульстве в Хакодатэ тайно крестил трех первых японцев, пожелавших после тщательного изучения принять православную веру. Это были бывший жрец главного в городе синтоистского храма города Савабэ Такума и два его друга-врача. А к 1912 году в Японии было уже 266 православных церковных общин, 33 017 православных христиан (более 8 тысяч православных японцев к этому времени уже скончались), 43 священнослужителя и 116 проповедников, величественный собор Воскресения Христова в Токио и более 100 храмов по всей стране. Ежегодно созывался Поместный Собор Японской Церкви. При Миссии действовала семинария, два женских училища в Токио и Киото, существовало общество переводчиков и два издательства. После архиепископа Николая начальником Миссии стал митрополит Сергий (Тихомиров, 1871-1945). Но для молодой Японской Церкви наступили времена суровых испытаний. Сначала революция 1917 года в России лишила Миссию поддержки и помощи от Матери-Церкви. Потом сильнейшее землетрясение 1923 года почти полностью разрушило Токийский кафедральный собор, который удалось восстановить только в 1929 году. Потом Вторая мировая война, поражение Японии, отделение Японской Церкви от Русской Православной Церкви по политическим мотивам, вызвавшее смятение и даже раскол в рядах православного духовенства и верующих. Лишь в 1970 году Японская Православная Церковь вернулась в лоно Матери-Церкви, получив от нее автономию.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Скачать epub pdf Архимандрит Сергий (Тихомиров). Письма из Сарова 13–22 июля 1903 года Приведенные здесь с небольшими сокращениями письма в 1999 г. были опубликованы издательством «Синтагма» и при этом ошибочно приписаны архимандриту Сергию (Страгородскому) . Настоящий автор писем – архимандрит Сергий (Тихомиров) родился в Новгородской губернии в 1871 г. Пострижен в монахи в 1895 г. Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию (1896). В сане архимандрита с 1899 г. В 1905 г. был хиротонисан во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии. В 1908 г. направлен в Японию помощником начальника Русской духовной миссии, получив сан епископа Киотоского. По смерти святого равноапостольного Николая Японского – предстоятель Японской Православной Церкви, епископ Японский и начальник Русской духовной миссии (1912). Архиепископ с 1921 г., митрополит с 1931 г. Вошел в состав Синода, организованного митрополитом Сергием (Страгородским) . С 1940 г. на покое. Скончался 11 августа 1945 г.     Перед нами воспоминания священника, который среди сотен и сотен лиц духовенства был в Сарове и Дивееве в те великие дни, находился не в самом центре событий. При подготовке к изданию мы пытались сократить воспоминания: ведь в книге есть еще несколько воспоминаний священников о тех же самых событиях и фактах. Но обнаружилось, что в той «лирике», которую, казалось бы, и надо сократить, в возвышенных и старомодных словах простого, никому теперь, наверное, не памятного батюшки запечатлелась такая искренность, которая несет на себе печать духовного прозрения. И мы, уверены, что каждый, кто будет в Сарове и Дивееве в 2003 году, читая эти воспоминания столетней давности, найдет там пронзительный отзвук того, что испытал сам и не мог передать словами.     Обрати, благосклонный читатель, свое внимание на главку «Царственные гости на монастырской трапезе». «Кто знал и ведал тогда из всех присутствовавших о том, какие тревожные тучи сгущались на горизонте нашей общественной жизни и какие приближались печальные события? Но сокрыто ли было то от преподобного Серафима, который еще в земной жизни своей уже предвидел и предсказал наступление великой скорби вслед за светлым торжеством?.. О преподобне отче Серафиме! Ты, при жизни своей никогда не отпускавший от себя никого без утешения и многих предварявший своими предречениями об ожидающих печалях, чтобы тем подготовить к ним слабые сердца, мог ли ты теперь быть равнодушным к грядущим событиям, несущим столько скорби сердцу Царя, который явил такую великую, благоговейную любовь к памяти твоей?!» Это ощущения 1903 года, записанные в 1904 году. Две революции, крушение великой России, убиение Царственных страстотерпцев и множества новомучеников, присутствовавших тогда в Сарове, – всё впереди и, конечно, сокрыто мраком неведения от священника, из души которого вырываются эти слова. Но, не ведая, что говорит, он, на месте святе, улавливает пророческое дуновение будущего, самую суть событий...

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

2 апреля 2005 г. Русское подворье в Японии На вопросы корреспондента ЦВ отвечает настоятель подворья Русской Православной Церкви в Японии протоиерей Николай Кацюбан.       — В нашей памяти с Японией прочно связано имя и миссионерские труды святителя Николая (Касаткина). Каково сегодняшнее положение Русской Православной Церкви в Японии? — Наследницей миссионерских трудов святителя Николая и его преемника, митрополита Сергия (Тихомирова) по духовному просвещению Японии является автономная Японская Православная Церковь. Сегодня миссия представительства Русской Православной Церкви в Японии заключается в духовном окормлении наших соотечественников, оказавшихся волею судеб в Японии, и тех православных из разных стран, которые являются прихожанами подворья. Наше подворье занимается просветительской деятельностью только на территории самого подворья и его отделений, куда входят монастырь св. Софии в поселке Мацуо, префектура Тиба, часовня в честь св. равноапостольного Николая на русском кладбище в Нагасаки и приход в г. Хитати. Кроме того, в функции подворья входит информационное посредничество между Русской Православной Церковью и другими Церквами, религиозными общинами, общественными организациями Японии, а также организация паломничества японских верующих в Россию. — Расскажите об истории храма, в котором вы служите. — История Никольского храма подворья такова. Преемник архиепископа Николая митрополит Сергий (Тихомиров) был направлен в Японию в 1908 году. Судьба митрополита Сергия была исполнена скорбей: в 1940 году, после принятия в Японии «Закона о религиозных организациях», по которому иностранцы не могли стоять во главе религиозной организации, он был смещен с поста Предстоятеля Японской Православной Церкви, а за несколько месяцев до своей кончины, которая последовала 10 августа 1945 года, митрополит Сергий без всяких оснований был обвинен японскими властями в шпионаже и около месяца просидел в тюрьме. В ноябре 1946 года Московская Патриархия направила в Японию двух епископов, однако штаб оккупационных войск под командованием генерала Мак-Артура не захотел впустить их в Японию и пригласил епископа из Американской Митрополии.

http://e-vestnik.ru/world/russkoe_podvor...

Каложицы. Церковь Екатерины. Екатерининская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Екатерины Александрийской Архитектурные стили: Эклектика , Русско-византийский стиль Год постройки:Между 1850 и 1859. Ссылки:   Адрес: 188440, Ленинградская область, Волосовский район, п. Каложицы Координаты: 59.421076, 29.046206 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Каложицы, Екатерининская церковь. Построена в 1859 г., закрыта в 1938. Здание используется под клуб. Церковь Святой Великомученицы Екатерины находится на территории поселка Каложицы Волосовского района Ленинградской области. Построена на деньги местного помещика, который был хозяином поместья, Долгорукова Дмитрия Николаевича в 1859 году. Здание храма каменное. В 1938 году церковь закрыли. Во время Великой Отечественной войны (с 1942 по 1945 г.) власти разрешали вести службы, потом храм был переделан под клуб, благодаря чему здание более или менее сохранилось. Церковь Святой Великомученицы Екатерины в Каложицах построена в стиле классицизма. Внутри разделена на три объема. Вход находится в торце здания без козырька и крыльца. Украшения практически отсутствуют, кроме оконных проемов. Окна высокие, оконные проемы оформлены в форме арок, наверху которых лепные украшения, отделанные металлической полосой в виде куполов. Крыша покрыта шифером. В 2005 году в церкви возобновились богослужения. В настоящее время ведутся ремонтные работы. Село Каложицы (Коложицы)находится в 100 верстах от Петербурга и в 30 верстах от Ямбурга. Церковь построил здешний помещик, полковник гвардии Димитрий Николаевич Долгоруков в 1859 г. За постройкой наблюдал управляющий его Яков Васильевич Крупеничин. 20 июня 1859 г. церковь освящали Ильешские священники Федор Орлов и Михаил Тихомиров с соседними священниками. Антиминс освящен митрополитом Григорием 1858 г. июня 8.

http://sobory.ru/article/?object=01264

митрополит Сергий (Тихомиров) (03.06.1871–10.08.1945) Воспоминания История Русской Православной Церкви Письма митрополит Сергий (Тихомиров) Митрополит Токийский и Японский. Талантливый проповедник и богослов, духовный писатель и церковный историк, миссионер. Биография В миру - Тихомиров Георгий Алексеевич, родился 3 июня 1871 года в селе Гузи, Новгородского уезда, Новгородской губернии, в семье протоиерея Алексея Тихомирова (†1927), настоятеля сельской церкви, и матушки Александры (†1916). Был вторым сыном в семье из семи детей. В 1892 году выпустился из Новгородской духовной семинарии и поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1895 году был пострижен в монашество с именем в честь преподобного Сергия Радонежского и рукоположен во иеромонаха. В 1896 году окончил академию со степенью кандидата богословия. Вскоре по окончании академии был назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной семинарии, а в 1899 году – возведён в сан архимандрита и определён быть её ректором. В 1905 году был удостоен степени магистра богословия и назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии. 6 ноября того же года в Александро-Невской Лавре состоялась его хиротония во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии. 21 марта 1908 года владыка был назначен епископом Киотским, викарием Токийской кафедры, и прибыл в Токио в июне 1908 года. Владыка Сергий выразил перед святителем Николаем (Касаткиным) свою решимость отдать себя служению Миссии. Епископ имел способность к языкам – он уже владел греческим, латинским, древнееврейским, английским, французским и немецким, – и быстро освоил японский во время ознакомительных поездок по Японии. Поездки епископа Сергия на Южный Сахалин, аннексированный Японией после поражения России в Русско-Японской войне 1904-1905 года, сыграли важную роль в возвращении православных храмов местным верующим. Японские войска конфисковали многие храмы и использовали их как административные или хозяйственные здания, но во время трех посещений Южного Сахалина между 1909 и 1911 годами владыка Сергий смог добиться возвращения храмов верующим и бесплатной аренды церковной земли. Сообщения владыки часто публиковались в русской церковной периодике тех лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

Святейший Патриарх Кирилл встретился с участниками парадов на Красной площади 7 ноября 1941 г., 24 июня 1945 г. и 9 мая 2015 г. 24 июня 2015 г. 14:30 24 июня 2015 года, в день 70-летия исторического Парада Победы на Красной площади, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с участниками парадов на Красной площади 7 ноября 1941-го, 24 июня 1945-го и 9 мая 2015 годов. По благословению Его Святейшества и при поддержке Министерства обороны России и Правительства Москвы в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя собрались участники важнейших сражений Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий и военной службы, сегодняшние защитники Отечества. В числе собравшихся были Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда, кавалеры государственных наград, военачальники, члены Правительства Москвы, руководители и актив общероссийских и столичных ветеранских организаций, священнослужители Русской Православной Церкви. В мероприятии участвовали председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин и исполняющий обязанности председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерей Сергий Привалов . Торжественное собрание началось с демонстрации фильма, посвященного парадам на Красной площади 1941, 1945 и 2015 гг. В Зал церковных соборов были внесены Государственный флаг Российской Федерации, Знамя Победы, Флаг города-героя Москвы, боевые знамена Великой Отечественной войны. Прозвучал Гимн Российской Федерации. Затем начальник отдела Центрального музея Вооруженных сил Российской Федерации, заслуженный работник культуры России О.В. Тихомирова представила боевые знамена: Знамя Победы; знамена 8-й Гвардейской ордена Ленина, Краснознаменной ордена Суворова Режицкой им. И.В. Панфилова стрелковой дивизии; 1-й гвардейской штурмовой авиационной Сталинградской ордена Ленина дважды Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова дивизии; Гвардейского Краснознаменного Военно-Морского флота.

http://patriarchia.ru/db/text/4132779.ht...

Предстоятель Русской Церкви совершил в Токио молебен у мощей святого Николая Японского и литию по православным архиереям, служившим в Японии 16 сентября 2012 г. 20:48 16 сентября 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, находящийся в Японии с Первосвятительским визитом, посетил токийское кладбище Янака, где пребывают честные мощи святого равноапостольного Николая Японского. У гробницы святителя Николая Предстоятель Русской Церкви совершил молебен просветителю Японии. Затем Святейший Патриарх совершил заупокойную литию по православным архиереям, похороненным в этом же месте, — митрополитам Сергию (Тихомирову, 1871-1945) и Феодосию (Нагасиме, 1935-1999), а также по епископу Николаю (Оно, 1872-1956). Заупокойные молитвы были вознесены и о других архипастырях, несших свое служение в Японии в течение ХХ века. За богослужениями молились митрополит Токийский и всей Японии Даниил , управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , архиепископ Ровенский и Острожский Варфоломей , архиепископ Сендайский Серафим , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий , члены делегации, сопровождающей Предстоятеля Русской Православной Церкви, настоятель Подворья Русской Православной Церкви в Токио протоиерей Николай Кацюбан, клирики Японской Автономной Православной Церкви . Архиепископ Японский Николай (Касаткин) преставился ко Господу 3 (16) февраля 1912 года, прослужив в Стране восходящего солнца более 50 лет. По личному указанию императора Мейдзи он был похоронен на кладбище Янака, одном из самых почетных в японской столице. В 1970 году святитель Николай был прославлен в лике равноапостольных святых, его мощи остаются под спудом. Митрополит Токийский и Японский Сергий (Тихомиров) — сподвижник архиепископа Николая Японского и его преемник на посту начальника Духовной миссии в Японии; духовный писатель и церковный историк. 21 марта 1908 года был назначен епископом Киотоским, викарием Токийской кафедры, и прибыл в Токио в июне 1908 года. После кончины архиепископа Николая епископ Сергий принял на себя руководство Миссией, с 1912 года он становится епископом Токийским и Японским. 4 сентября 1940 года митрополит Сергий в связи с запретом иностранцам возглавлять религиозные организации вынужден был уйти на покой, передав временное управление делами Церкви мирянину Арсению Ивасаве. Скончался митрополит Сергий 10 августа 1945 года.

http://patriarchia.ru/db/text/2473304.ht...

Архив Пн В Бурятии открылась православная книжная выставка-форум «Радость Слова» 21 мая 2023 г. 16:25 20 мая 2023 года в г. Улан-Удэ состоялось открытие межрегиональной православной книжной выставки-форума «Радость Слова». Проект реализуется по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Издательским Советом Русской Православной Церкви и Улан-Удэнской епархией в преддверии 100-летия Республики Бурятия. В открытии выставки-форума приняли участие: председатель Издательского Совета  митрополит Калужский и Боровский Климент , митрополит Улан-Удэнский и Бурятский Иосиф , епископ Северобайкальский и Сосново-Озерский Николай , руководитель администрации главы Республики Бурятия и правительства Республики Бурятия А.Ц. Гулгенов, главный федеральный инспектор по Республике Бурятия аппарата полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе С.А. Ромахин, министр культуры Республики Бурятия С.Б. Дагаева, заместитель председателя Издательского Совета иеромонах Макарий (Комогоров), директор Национальной библиотеки Республики Бурятия Л.В. Гармаева, писатели-номинанты Патриаршей литературной премии А.Г. Байбородин и В.В. Дворцов. Перед началом открытия выставки-форума в литературно-музыкальной гостиной Национальной библиотеки Республики Бурятия был совершен молебен перед иконой равноапостольных Кирилла и Мефодия. Богослужение совершили секретарь Улан-Удэнской епархии иеромонах Тихон (Тихомиров), председатель епархиального отдела религиозного образования и катехизации, благочинный Улан-Удэнского городского округа иерей Роман Хлыбов и настоятель Одигитриевского собора г. Улан-Удэ иерей Андрей Савин. В ходе церемонии открытия выставки митрополит Климент передал от Издательского Совета в дар Национальной библиотеке Республики Бурятия историко-документальное издание «В штабах Победы. 1941-1945. Документы» в пяти томах, посвященное подвигу наших соотечественников в годы Великой Отечественной войны. За активное содействие митрополит Климент вручил благодарственные письма от Издательского Совета.

http://patriarchia.ru/db/text/6029434.ht...

М.Н. Боголюбов Жизнь и деятельность митрополита Сергия (Тихомирова) в Японии Наганава Мицуо (Япония) Я долго занимался историей православной миссии в Японии, главным образом сосредоточив свое внимание на судьбе святителя Николая (Касаткина) , и недавно издал свое собственное произведение о нем и его учениках. А сегодня я хочу сделать доклад о жизни и деятельности Преосвященного Сергия (Тихомирова) , Митрополита Японии, в соответствии с темой настоящей конференции. В начале своего доклада я хотел бы сказать, что до сих пор, в отличие от святителя Николая, о Преосвященном Сергии слишком мало было сказано и мало было написано не только в России, но и в Японии, и к тому же почти совсем не осталось таких материалов, как письма или дневники и тому подобное, в которых бы отражалась его внутренняя жизнь. Поэтому, к сожалению, моему сегодняшнему докладу приходится оставаться на уровне короткого очерка о его жизни. Преосвященный Сергий родился 16 июня 1781 г. в деревне под Новгородом и скончался в Токио 10 августа 1945 г. Тогда ему было 74 года. Митрополит Японский Сергий (Тихомиров) . Его жизнь можно разделить на два периода. Первый из них охватывает те годы, которые он проводил на родине, т.е. с его рождения до июня 1908 г., когда он навсегда оставил свою родину, и второй период совпадает с 37-ю годами, в течение которых он жил и работал в Японии. Если характеризовать в общих чертах оба периода его жизни, можно получить такую картину: в то время как ее первая половина украшалась яркими и светлыми цветами, вторая была окрашена черными и мрачными красками. Кажется, что насколько его жизнь на родине была полна славы и чести, настолько трагична была вторая часть его жизни. Здесь я хочу слегка взглянуть на его блестящую биографию, связанную с жизнью на родине. В 1892 г. по окончании курса обучения в Новгородской Духовной Семинарии он поступил в С. –Петербургскую Духовную Академию, и в 1895 г., когда ему было 24 года, он был пострижен в монашество, посвящен в сан иеродиакона и сразу же в этом году в иеромонаха. В следующем, т.е. в 1896 г., закончив курс обучения в академии со степенью кандидата богословия, он был назначен инспектором С. –Петербургской Духовной Семинарии, и через три года, в 1899 г., он был определен ректором той же семинарии. Потом в 1905 г. он был утвержден в степени магистра богословия, был назначен ректором С. –Петербургской Духовной Академии и в возрасте 34 лет был рукоположен во Епископа Ямбургского, третьего викария С. –Петербургской епархии. Можно сказать, что столь быстрое повышение ярко свидетельствует о его выдающихся способностях в области богословия и большой надежде, которую возлагали на него православные круги тогдашней России.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010