Сергий Тихомиров, архимандрит. Отчет о поездке на Шикотан в 1903г. -//Свободный Сахалин. – 1990, Смолич И.К. История Русской Церкви 1700-1917. ч.2. - М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. См-ский Н. На Сахалине. -//Кронштадский вестник, 1890, 4 марта. Социалистическое строительство на Сахалине 1925-1945 гг. – Южно-Сахалинск, 1967. Тихомиров Сергий, архиепископ. На Южном Сахалине. Из путевых заметок. -//Краеведческий бюллетень. – 1991, – с.33-141. Тураев В.А. И на той Улье реке...- Хабаровск, 1990. Церковь в истории России. – М., 1967. Ципин Владислав, протоиерей. История Русской Церкви 1917-1997. - М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. Чернавский М. Ипполит Никитич Мышкин. -//Каторга и ссылка. Историко-революционный вестник, кн.16. - М., 1925. Чехов А.П. Остров Сахалин 1890-1895. - Соч. тт.14-15. - М.: Наука, 1987. Шван В.К. Занятие Южного Сахалина. -//Тюремный вестник. – 1894, – с.423-426. Glazik J. Die russisch-orthodoxe Heidenmission seit Peter dem Groben.- Munster,1954. - p.145. Государственная Публичная Историческая Библиотека России. Приложение к всеподданейшему Отчету военного губернатора о. Сахалин за 1907 г. Российский Государственный Исторический Архив Дальнего Востока. – Ф. 1154.- Оп.1. – Д.2. – Л.56. Там же. – Ф.87. –Оп.1.-Д.668. –Л.30,42. Государственный Архив Сахалинской области. – Ф. 1038. – Оп.1. – Д. 5. – Л. 136. Там же. – Л. 187. Там же. - Ф. 23. – Оп.1. – Д.1. – Л.48-49. Там же. – Ф.53. – Оп.1. – Д. 81. – Л.2. Сахалинский Центр Документации Новейшей Истории. – Ф.2. – Оп. 1. – Д.30. – Л. 8. Там же. – Л. 76-77. 1. В сокращенном виде статья была опубликована на итальянском языке: Kolupaev R. Pagine di storia della Chiesa a Sachalin. -//La Nuova Europa. – Milano: La Casa di Matriona, 2001, #4. – p.26-32. 2. Управляющим епархией является Преосвященный епископ Аркадий/Афонин/. 21.04.1991. хирот. во еп. Магаданского и Камчатского, с 22.02.1993. еп. Южно-Сахалинский и Курильский. – См.: Архиереи Русской Православной Церкви. Справочно-Библиографические Материалы. - В кн.: История Русской Церкви. Кн.8, ч.1. -М., 1996. - с.724.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/407/...

Период Тайсё и довоенный период Сёва После революции 1917 года православная церковь в Японии стала фактически самоуправляющейся. Японские приходы, лишённые финансовой поддержки из России, перешли на самофинансирование, что заставило значительно урезать миссионерскую и просветительскую работу. Великое землетрясение Канто 1923 года разрушило многие здания, библиотеки и сильно повредило Токийский Воскресенский собор. Повторное освящение собора состоялось 15 декабря 1929 года. В 1939 году в Японии был издан закон, согласно которому лишь урождённые японцы могли возглавлять религиозные общины. Митрополит Сергий 4 сентября 1940 года был вынужден уйти на покой, передав временное управление делами Церкви мирянину Арсению Ивасава, пользовавшемуся доверием военных кругов Японии. Вопрос об избрании нового предстоятеля разделил японскую паству, но более влиятельная группа выдвинула кандидатуру старейшего японского протоиерея, Иоанна Оно. В марте 1941 о. Иоанн принял постриг в Харбине, а 6 апреля 1941 состоялась хиротония архимандрита Николая (Оно) во епископа Токийского и Японского архиереями Русской Зарубежной Церкви. Многие японские верующие оказали сопротивление новому епископу но, на Внеочередном Церковном Соборе 18 июня 1941 года, проходившем под наблюдением японских властей, епископ Николай был признан японским предстоятелем. Официально ушедший на покой митрополит Сергий (Тихомиров) продолжал оказывать помощь епископу Николаю в управлении Миссией. В апреле 1945 года митрополит Сергий был арестован, по подозрению в шпионаже, и был подвергнут пыткам и после сорокадневного заключения отпущен. Его здоровье оказалось сильно подорвано. Через три месяца, 10 августа 1945 года митрополит Сергий скончался в маленькой однокомнатной квартире на окраине Токио. Послевоенный период Сёва 5-6 апреля 1946 года состоялся первый послевоенный Японский Церковный Собор, вынесший решение об удалении епископа Николая от управления. Хотя решение воссоединиться с Московской Патриархией было уже сделано Японской Консисторией в конце марта 1946 года и японская паства во главе с епископом Николаем была принята патриархом Алексием I, под влиянием Американских Оккупационных Властей Собор призвал православного епископа из «Американской митрополии». Американские власти не допустили въезд в страну епископов Бориса (Вика) и Сергия (Ларина), посланных Московской Патриархией.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Япон...

С такими чувствами и настроениями прибыл американский экзарх обратно в Соединенные Штаты. В одном из своих интервью по возвращении из СССР он признавал: «Жизнь в России очень трудная. Каждый, включая Церковь, должен соблюдать дисциплину. Мы стараемся быть достойными нашего места. Когда вы будете писать, помните, что не трудности являются главным, а дух. Дух же русского народа не поддается описанию» . И несколько раз повторил: «Еще и еще раз я спрашивал себя: является ли Церковь достойной этого народа?» . Помня недавние склоки и расколы в эмигрантской среде, он желал видеть больше духовного пламени в среде русских архипастырей и пастырей на Родине. Упоминая в том же письме к митрополиту Сергию (Тихомирову), что среди новых епископов в России немало бывших «обновленцев», и чая возрождения Русской Церкви, владыка писал: «Что же касается “духа”, то (если говорить правду) мне лично хотелось бы больше пламени. Есть разные святители. Но не буду смел в обобщениях, можно и обмануться» . “Не ищу ничего, кроме Родины и Матери-Церкви” Сам владыка давно стремился послужить своей Церкви на Родине . Еще до Собора и поддержки Церкви со стороны правительства, в 1940 году, через Нью-Йоркское советское консульство он подавал ходатайство о советском гражданстве, которое получил только 30 июня 1945 года . В письме председателю Совета по делам Русской Православной Церкви Г.Г. Карпову митрополит Вениамин писал 8 марта 1945 года: «О возвращении на Родину (если не выберут в Америку) остаюсь при прежнем желании. Но представляю это воле Божией – через Патриарха, Синод и русский православный народ. Я готов жить где угодно. Не ищу ничего, кроме Родины и Матери-Церкви. А Ваше дело – сказать свое слово, если это будет угодно Вам» . Владыка возвратился на Родину в 1948 году. Здесь он поочередно возглавлял Рижскую , Ростовскую и Саратовскую кафедры. В 1958 году митрополит Вениамин удалился на покой в Псково-Печерский мужской монастырь, где через три года почил, оставив нам свое богатое духовное наследие и образ для подражания в верности и служению Церкви.

http://pravoslavie.ru/82124.html

Первый признак появился в 1931 г., когда он был возведен в сан Митрополита. Беда для него заключалась в том, что его рукоположил Заместитель Патриаршего Местоблюстителя Сергий (Страгородский) , наследовавший свое место от покойного Святейшего Патриарха Тихона при поддержке Советской власти. К тому же у православных Японии было плохое представление о новом предстоятеле Русской Православной Церкви. Они думали, что Сергий (Страгородский) предал святителя Николая своим возвращением на родину против сердечного желания святителя, чтобы он остался в Японии и стал его преемником. Уже на поместном Соборе предыдущего года кое-кто выразил свое подозрение об отношениях между владыкой и красной Россией 220 . Несмотря на категорическое отрицание владыки, это подозрение оставалось в глубине сознания православных Японии. В следующем году после начала второй мировой войны, т.е. в апреле 1940 г., вошел в силу закон о религиозных обществах, который запрещал иностранцам стоять во главе всякой религиозной общины. По этому закону владыка Сергий лишился права руководить Православной церковью, будучи ее представителем, и был вынужден покинуть свое место, поскольку он не был согласен принять подданство Японии. Он отказался стать японским подданным и решился уйти из православной общины. Пока еще не известно, что случилось с ним на пути к этому решению, но, когда мы читаем на страницах органа Церкви, что он не разрешал японским православным поминать свое имя в их молитве, нам будет легко представить себе, какое ужасное и мучительное состояние души ему надо было терпеть 221 . Владыка остался в одиночестве без защиты со стороны православных Японии в обстановке сомнений и вражды. В апреле 1945 г. он был арестован, так как подозревался как агент советского правительства, и был подвергнут пыткам. Когда он был освобожден после сорокадневного заключения, его здоровье было необратимо подорвано и уже не оставалось сил долго жить. Через три месяца, 10 августа 1945 г., владыка скончался в маленькой однокомнатной квартире на окраине города Токио 222 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Это приглашение, вместе с письмом патриаршего местоблюстителя, митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия, митрополит Сергий получил 1 декабря 1944 года. Сообщая о получении вызова, он пишет: «Душою я сейчас бы улетел на Родину, земно поклонился бы исповедникам-иерархам.., дышал бы русским воздухом, питался бы русской пищей, утешался бы общением с братьями архипастырями; может быть, даже послужил бы где-нибудь Святой Церкви Божией. Но... неожиданно оказалось препятствие, не дозволяющее мне совершить длинное путешествие вообще и в особенности по холодной Сибири, – это моё здоровье...» Митрополит Сергий уже давно страдал болезнью сердца и почек, и вместо поездки на Собор в Москву ему было предписано лечь в больницу на 3–4 недели. Подчинившись этому, митрополит Сергий написал: «Вот потеплеет, сил прибавится, и весной-летом, аще Богу будет угодно, возвращусь под Ваше мудрое водительство...» В мае 1945 года митрополит Сергий был арестован японскими властями и подвергнут тюремному заключению по подозрению в шпионаже в пользу Советского Союза. Через 40 дней он был отпущен на свободу, однако его здоровье было окончательно подорвано. 10 августа 1945 года митрополит Сергий скончался за три недели до военной капитуляции Японии. Похоронен владыка был в Токио на кладбище Янака, рядом со своим учителем святителем Николаем. С кончиной митрополита Сергия Православная Церковь в Японии потеряла в его лице духовного отца, наставника и верного ходатая в признании за этой Церковью права на самостоятельную жизнь. 10 апреля 1970 года делегация Японской Православной Церкви получила от Патриарха Московского и всея Руси Алексия Томас об автономии. Тогда же, 10 апреля, был причислен к лику святых архиепископ Японский Николай. Галина Гуличкина Месяц по Японии Из Токио в Мацуяму 6 В три часа тридцать минут 28 июля мы выехали из Токио в Мацуяму на освящение вновь устроенной нашей церкви. На вокзале «Симбаси» собрались к этому времени владыка архиепископ, я, посольский протоиерей отец Пётр Иванович Булгаков, американский епископальный священник Г.С.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

Но когда я лично встретился с ним и по пути через Чукотку – Сибирь и в Москве и в Ленинграде, то я был умилен до глубины души! Какая вера, какая сердечность, какое смирение, какая ласка, какая простота души!»  С 22 по 27 февраля 1945 года митрополит Вениамин по приглашению архиепископа Григория (Чукова) совершил поездку в Ленинград . А уже 14 марта 1945 года владыка прибыл в Сан-Франциско и вечером того же дня выступил в Свято-Никольском соборе с докладом о своей поездке на Поместный Собор, в котором подробно остановился и на условиях объединения . В эти дни он постарался встретиться с митрополитом Феофилом, который находился здесь же, в Сан-Франциско. При первом своем посещении митрополита Феофила тот отказал ему в приеме, сославшись на  состояние здоровья. Владыка Вениамин пришел на второй день. В этот раз митрополит Феофил его принял. Состоялась первая и последняя встреча двух иерархов . О деталях разговора мы не знаем. Однако вскоре после этого митрополит Вениамин выехал в Нью-Йорк. В своей телеграмме Патриарху Алексию он с горечью сообщал: «Посетил Феофила. Тяжелое впечатление. Хочет отложить вопрос до осени. Что делать?» Оставалось ждать созыва Всеамериканского православного собора. В эти дни патриарший экзарх активно выступает в печати и рассказывает обо всем, что видел в Советском Союзе. Будучи полон впечатлений от поездки в Москву и Ленинград, он всей душой стремился быть с русским народом в России. В своем письме митрополиту Сергию (Тихомирову) Владыка писал: «…я объездил почти весь свет (Англию, Францию, Германию, Австрию, все славянские страны – кроме Польши, Грецию, Турцию, Америку, Канаду и др.) и скажу без колебаний: другого такого народа, как русский, нет на свете! Какая радость иметь общение с ним! А какая жертвенность в защите Отечества! Только один русский народ мог выдержать эту колоссальную войну и победить врагов! Только один Ленинград мог вынести невероятно тяжелую блокаду от зверей немцев, с голодом, холодом, без света, без воды при непрестающей бомбардировке» .

http://bogoslov.ru/article/2624722

88 Схиархимандрит Пимен (Гавриленко Иван Петрович, 1883—1976) в 1901 г. поступил в Глинскую Рождества-Богородицкую пустынь. С 1911 г. — в Юрьевом монастыре г. Новгорода. В том же году пострижен в мантию с именем Иоасаф. В 1913 г. рукоположен во иеродиакона, а в 1916 г. — во иеромонаха. С 1919 г. пустынножительствовал в горах Кавказа. В 1951 г. пострижен в схиму с именем Пимен и вскоре определен на служение в кафедральном соборе г. Сухуми. В 1953 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем собора. В 1958 г. схиархимандрит Пимен поступил в число братии Псково-Печерского монастыря. Много лет был духовником обители. 89 Архимандрит Иероним (Тихомиров Иван Матвеевич, 1905—1979) родился в Псковской губ., до 1917 г. учился в церковно-приходской школе. С 1927 по 1930 г. служил в армии. С начала Финской войны в 1939 г. до окончания Великой Отечественной войны в 1945 г. воевал, был тяжело ранен. В 1946 г. поступил в число братии Псково-Печерско-го монастыря, где в то время уже были послушниками друзья его детства о. Анатолий и о. Паисий. В 1947 г. пострижен в мантию и рукоположен во иеродиакона, а в 1950 г. — во иеромонаха. С 1948 г. в течение более 30 лет исполнял послушание келаря. В 1960 г. возведен в сан игумена, а в 1975 г. — в сан архимандрита. 90 Архимандрит Афиноген, в схиме Агапий (Агапов Василий Кузьмич, 1881—1979) в 1903 г. поступил послушником в Воскресенский Макариев монастырь близ г. Любань Новгородской епархии. В 1908 г. был пострижен в рясофор, а в 1911 г. — в мантию с именем Афиноген. В 1912 г. рукоположен во иеродиакона, а в 1917 г. — во иеромонаха. В 1924 г. вместе с настоятелем и братией монастыря был арестован и заключен в Новгородскую тюрьму. По приговору был выслан на 3 года в г. Осташков, там добился разрешения жить в Нило-Столобенском монастыре. После освобождения возвратился в родной монастырь. В 1932 г. вновь арестован и заключен в Ленинградскую тюрьму «Кресты». Осужден и отправлен на строительство Беломорканала. В 1934 г. досрочно освобожден и выслан в г. Малая Вишера Ленинградской обл., где прожил до начала Великой Отечественной войны. В августе 1941 г. приехал в г. Любань и попал в оккупацию. Ему разрешили служить в открывшемся местном храме, затем перевели в г. Тосно. В 1943 г. угнан немцами в Латвию. В 1944 г. жил в Спасо-Преображенской пустыньке под Ригой, а затем в рижском Свято-Троицком монастыре, где познакомился с монахами Псково-Печерского монастыря. В январе 1945 г. переехал в Печоры и вступил в число братии монастыря. Исполнял послушания казначея и ризничего. В 1947 г. возведен в сан игумена. С 1949 г. служил на острове Залит Псковской епархии. В 1960 г. назначен братским духовником Псково-Печерского монастыря и по благословению старца Симеона отчитывал бесноватых. Это послушание он исполнял до глубокой старости. В 1968 г. возведен в сан архимандрита. За несколько месяцев до кончины принял Великую схиму с именем Агапий.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3252...

Сергий (Тихомиров Сергей Алексеевич ; 1871–1945), митрополит. Член Собора по должности как епископ Японский. В 1896 г. окончил СПбДА, кандидат богословия, в 1905 г. удостоен степени магистра богословия. В 1905 г. хиротонисан во епископа. С 1908 г. епископ Киотский, помощник начальника Российской духовной миссии в Японии. С 1912 г. управляющий Российской духовной миссией в Японии, епископ Токийский и Японский. С 1921 г. архиепископ. С 1931 г. митрополит. С 1940 г. на покое. В 1944 г. принял советское гражданство и выразил желание вернуться на родину. В апреле 1945 г. был арестован по подозрению в шпионаже в пользу СССР, через 40 дней был отпущен на свободу. Вскоре скончался. Погребен в Токио. Сергий (Шеин Василий Павлович ; 1871–1922), священномученик, архимандрит. Член Собора как член Предсоборного Совета. Член Соборного Совета, секретарь Собора, заместитель председателя Уставного отдела Собора. В 1893 г. окончил училище правоведения, затем юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Служил помощником обер-секретаря Правительствующего Сената, в Министерстве юстиции, в Государственном совете помощником статс-секретаря. Депутат IV Государственной думы от Тульской губ., работал в комиссии по церковным делам. В 1920 г. принял монашеский постриг и священный сан. Служил на Патриаршем Троицком подворье на Фонтанке в Петрограде. С 1921 г. архимандрит. В 1922 г. арестован по обвинению в «противодействии изъятию церковных ценностей». Расстрелян. Архиерейским Собором 1992 г. причислен к лику святых. Сильвестр (Ольшевский Иустин Львович; 1860–1920), священномученик, архиепископ. Член Собора по должности как епископ Омский и Павлодарский. В 1887 г. окончил КДА, кандидат богословия. В 1911 г. хиротонисан во епископа. С 1915 г. епископ Омский и Павлодарский. После издания большевистскими властями декрета об отделении Церкви от государства организовал в Омске крестный ход, в ходе которого обращался к народу с призывом хранить православную веру и защищать храмы. В ночь с 5 на 6 февраля 1918 г. был арестован большевиками, при аресте был убит эконом владыки. С связи с возмущением прихожан власти уже 8 февраля освободили архиерея. С 1918 г. архиепископ. В ноябре 1918 г. был избран главой Временного высшего церковного управления Сибири. Арестован большевиками в г. Омске в конце 1919 г. Находился в заключении около двух месяцев, был подвергнут жестоким пыткам, после которых скончался. Архиерейским Собором 2000 г. причислен к лику святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Кроме того, оставались на своих кафедрах поддерживавшие каноническую связь с Патриархом архиепископы Японский Сергий (Тихомиров , с 1930 г. митрополит, † 1945) и Литовский Елевферий (Богоявленский, с 1928 г. митрополит, † 1940). Русский Всезаграничный Церковный собор 1921 года в Карловцах и дальнейшие пути развития Русской Церковной жизни за границей 21 Ноября 1921 года в местечке Сремски-Карловцы в Сербии открылся Первый Русский Всезаграничный Церковный Собор. Его численный состав был не велик – всего 96 человек, представлявших, главным образом, Русскую эмиграцию в Западно- и Юго-Восточной Европе. Среди прибывших на него архиереев были митрополит Антоний (Храповицкий) , архиепископы Евлогий, Анастасий, епископы Вениамин (Федченков) , Серафим (Соболев) и другие; клир был представлен настоятелями Русских (бывших посольских) храмов Парижа, Берлина, Рима, Лондона и ряда других приходов; присутствовали также представители Русского духовенства, оказавшиеся в эмиграции, как, например, известный церковно-общественный деятель, член Поместного Собора 1917–1918 гг. протоиерей Востоков. Интересен состав мирян , являвшихся значительной группой участников этого Собора. В ней преобладали видные участники Освободительного Белого движения: генералы Солнцев и Экк, адмирал князь Путятин, атаман войска Донского Граббе, председатель Высшего монархического совета бывший руководитель Союза Русского Народа Н.Е. Марков, бывший председатель Совета Министров А.Ф. Трепов, бывшие обер-прокуроры Синода князь A.A. Ширинский-Шихматов и А.Н. Волжин, член Государственной Думы H.H. Львов и многие другие. Состав Собора, в «мирской» его части, как полагают не в малой степени подобранный митрополитом Антонием, определил и его программу, послужившую причиной размежевания Русской церковной эмиграции. Что касается самого Преосвященного Антония, то, несомненно, будучи звездой первой величины на Русском церковном небосклоне, – тонким богословом и ревностным пастырем, глубоким философом и ярким публицистом, человеком большой духовности и редкого обаяния, – он, по мнению митрополита Евлогия, оказался «в политических вопросах детски наивным». 859

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

129 Город Токио (первоначальное название — Эдо) расположен на острове Хонсю, стал столицей Японии с 1869 г., когда резиденция императора была перенесена из Киото. 130 После встречи с еп. Николаем Ф. М. Достоевский написал своей жене об этом в письме от 2—3 июня: «Вчера утром заезжал к архиерею викарию Алексею и к Николаю (Японскому). Очень приятно было с ними познакомиться. Сидел около часу, приехала какая-то графиня, и я ушел. Оба по душе со мной говорили. Изъяснились, что я посещением сделал им большую честь и счастье. Сочинения мои читали. Ценят, стало быть, кто стоит за Бога. Алексей глубоко благословил меня. Дал вынутую просвирку» (см. С. 354]). 131 Журнал под этим названием выходил до ноября 1912 г., а с ноября 1912 г. издается по сей день ежемесячно под названием «Сэйкё дзихо» («Православный бюллетень»), 132 В 1907 г. издание «Уранисики» за недостатком средств было прекращено. 133 См. подробнее С. 79—81]. 134 Епископ Сергий (Тихомиров) (1871—1945).. См. о нем С. 59—60]. 135 См. гл. 9 настоящей книги. 136 Сергей Александрович Рачинский (8.05.1833—2.05.1902) — педагог, ботаник, математик, публицист и общественный деятель, член-корреспондент Петербургской академии наук, профессор Московского университета, редкий и яркий представитель высокой образованности, соединенной с глубокой церковной нравственностью. Его педагогическая деятельность стала как бы центром всего народного образования в церковном духе. 137 Село Татево, в котором Рачинский открыл сельскую школу, находилось вблизи родного села свт. Николая. 138 Письмо к С. А. Рачинскому от 18 марта 1901 г. 139 Цитата из [Паломничество // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.]: В конце прошлого века ежегодное число русских паломников в Иерусалим редко превосходило несколько десятков, в 1820 г. оно уже доходило до 200, а в 1840-х годах до 400, в 1859 г. до 950, в 1866 г. до 1098 чел., в 1869 г. до 2035, в 1870-х гг. сократилось до 1500 чел., в 1880 г. вновь возросло до 2009, в 1889 г. достигло 3817, в 1896 г. 4852 чел.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010