В сей церкви есть особо чтимая икона Божией Матери Тихвинской, эта святая икона была принесена или привезена неизвестно кем из европейской России, вскоре же по построению в 1594 г. г. Тары и долгое время (около 20 лет) находилась в Тарской воеводской канцелярии, а по упразднении оной в 1782 г., как древность и как святыня, давно чтимая жителями г. Тары, поставлена была в деревянную кладбищенскую часовню. Но здесь она находилась недолго: на кладбище же старанием и иждивением богатого, набожного купца Нерпина, между 1784 и 1789 гг., была построена каменная, в честь Тихвинской иконы Божией Матери, церковь и в нее была перенесена многочтимая икона. По какой причине и с какого случая начали с давних пор особенно чтить тарскую Тихвинскую икону Божией Матери – сведений нет, но чтут ее не только одни местные жители, а стекаются для поклонения и молебствования перед нею верующие люди из всего Тарского уезда и даже из соседних уездов Омского и Каинского. Особенно много сходится и съезжается паломников для поклонения сей святыне к 26 июля, когда в кладбищенской церкви бывает храмовый праздник в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Икону за несколько недель до 26 июля уносят для молебствий в село Бутаково и смежные с ним деревни, а на следующий после 26 июля день ее уносят в село Екатерининское, в церкви которого она и остается до 7 числа июля. В самом городе для молебствий по домам св. икону носят постоянно. Икона написана на доске длиною 1 арш. 3 верш. и шириною 13.5 вершков и украшена сребропозлащенною ризою. Жалования положено священнику – 225 руб., псаломщику – 75 руб. в год из сумм церковного капитала, на основании распоряжения епархиального начальства от 26 марта 1874г. за 3820. Церковного капитала 12 830 руб., причтового капитала 6 900 руб., доходов за молебны, панихиды и требы бывает до 600 руб. в год. За законоучительство в Тарской женской прогимназии настоятель получает жалования 240 руб. в год, он же преподает Закон Божий на курсах при женской прогимназии и в городском училище. Причта по штату положено: священник и псаломщик.

http://sobory.ru/article/?object=37618

Церковь имеет три входа: один с южной стороны, другой с северной и третий с западной стороны. Придельная, более теплая церковь, пристроена к западной стене главной холодной церкви, квадратная 1,5 м на 1,5 м и высотою 7 м. Нагревается церковь четырьмя железными печами. Колокольня каменная, трехярусная, построенная в одной связи с теплым приделом над папертью, имеет в основании квадрат 7,1 м на 7,1 м, а в высоту 25 м. Вход на колокольню из паперти с деревянными лестницами. Всех колоколов на ней 11. Из них самый большой имеет весу 84 пуда 16 фунтов. Такой колокол обычно называют благовестным. Все колокола литы в гор.Валдае, на заводе братьев Усачевых в разное время. Завод Усачевых существовал с 1850 по 1930 гг. В.П. Ласковский в " Путеводителе... " отмечал, что в церкви во имя Тихвинской иконы Божией Матери обращает на себя внимание по старинному своему письму: икона храмовая Тихвинской Божией Матери, считаемая чудотворной, икона св. Николая чудотворца " в чудесах " , икона свв. безсребренников Козьмы и Домиана, также " в чудесах " . А.С. Кондрашов в " Описании... " описал предалтарный иконостас, в том числе чудотворную икону. На левой стороне царских врат Храмовой Чудотворный образ Тихвинской Божией Матери, художественного письма; писан на доске масляными красками, в сребропозлащенной 84 пробы чеканной ризе, с таким же венцом и короною на венце Богоматери, украшенною разноцветными стразами, ровно как и три звездочки с брошью, а на венце Предвечного Младенца три буквы украшены такими же стразами, корона поддерживается двумя Ангелами, в деревянной, окрашенной, а внутри вызолоченной рамке за стеклом, размер в длину 0,91 м в ширину 0,69 м. ...в приделе свв. безсребренников и чудотворцев Козьмы и Дамиана внутри ковчега хранилась серебряная панагия с частью мощей св. Апостолов Петра и Павла и ящичек с частью мощей безсребренников Козьмы и Дамиана. Такой была церковь Тихвинской иконы Божией Матери, основанная в 1819 году инициативой и трудами Коменданта города Новгорода с помощью христианской благотворительности.

http://sobory.ru/article/?object=18606

Справочная книга Омской епархии, составитель Иоанн Голошубин. Омск, типография «Иртыш», 1914 г. Кладбищенская церковь Тихвинской иконы Божьей Матери построена в 1784–1789 г.г. в форме «корабля» на средства Ивана Федоровича Нерпина. Колокольня: трёхъярусная, средний ярус с люкарнами, ярус звона восьмигранный с арочными проемами, купол в два яруса. Колоколов: 7, отлиты в 1784–1789 годы. Иконы храма в византийском стиле 1789 г. Почитаемый образ: Многочтимая икона Тихвинской Божией Матери греческого письма размером в длину 1 аршин 3 вершка, в ширину 13,5 вершка, украшена серебряной с позолотою ризою в 25 фунтов. Привезена в Тару в 1594 г. первым воеводой князем Андреем Елецким. Священник-краевед М. Путинцев писал: «... Ко дню праздника Тихвинской Божией Матери (26 июня) сходится и съезжается в Тару множество народа из округов Тарского, Омского, Ишимского, Тобольского, Каинского (Томской губернии) и даже с линии Сибирских казаков. Многие иноверцы также благоговейно почитают Тарскую икону Тихвинской Божией Матери». Священники: В 1887 г. Александр Михайлович Шарапов, окончивший Сибирский кадетский корпус, 42 лет, священник с 1866 г. В 1900-м г. настоятелем был Пётр Васильевич Сафонов, 52 года, уроженец слободы Викуловой Тарского уезда, окончивший Тобольскую духовную семинарию, рукоположен 27.11.1870 г. в священники Николаевской церкви Тарского округа. 20.7.1876 г. перемещён в Богородице-Казанскую церковь г. Тары. С 01.02.1877 г. по 01.09.1889 г. заведовал: Тарским тюремным замком (до 1887 г. бесплатно), Тарским домом призрения бедных, сиропитательным домом. Был законодателем Тарских уездного училища и женской прогимназии. За заслуги в народном просвещении произведён в протоиереи, имел набедренник, скуфью, камилавку и наперсный крест и серебряную медаль в память Александра III. Псаломщик: дьякон Дмитрий Исаврович Гусев, 26 лет, служит с 1894 г. Национализация имущества: в 1921 г. В 1922 г. аренда. 28 сентября 1927 г. утверждён снос здания постановлением Сибкрайисполкома 38-116, по согласованию с органами Наркомпроса, через местные комиссии по Госфондам. Иконостас, дубовый крест, два колокола, дарохранительница, люстра и мебель были переданы в село Самсоново. Остальные вещи передали в Госфонд. Отметим, что колокола с колокольни сбрасывали, предполагая отправить их на лом. Колокол с трещиной передали в Васис. В 1933 г. церковь занята обновленцами, но из-за малочисленности они не смогли платить налоги, и церковь была закрыта.

http://sobory.ru/article/?object=37618

Файл 17264.jpg:   Размер: 545x899, 0.49 MPix, 654 Kb. Дата: 2012-05-28, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (191) , (9) . Описание: Тихвинская икона Божией Матери. Чудотворный само-обновившийся образ. размер 17 Х 12 см Храм Архангела Михаила с. Ленинское Биробиджанский епархии. Файл 17265.jpg:   Размер: 619x800, 0.5 MPix, 122 Kb. Дата: 2012-05-28, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (154) , (9) . Описание: Икона Пресвятой Богородицы- Тихвинской.Редкий образ,где кроме Богоматери с Младенцем Иисусом Христом, также есть изображение Бога-Отца,а между рук Его - есть изображение Святого Духа, в виде Голубя.Икона находится в Свято-Никольском соборе г.Алматы Файл 25120.jpg:   Размер: 685x1308, 0.9 MPix, 611 Kb. Дата: 2015-04-06, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (135) , (6) . Описание: Богоматерь Тихвинская в окладе(19в); Россия. Владимирская обл.; XVIII в.; местонахождение: Англия. Лондон. Британский музей; 31.1 x 36.4 см.; материал: дерево, металл медь, пигменты натуральные; техника: штамповка, золочение, темпера яичная, чеканка Файл 26442.jpg:   Размер: 1304x1520, 1.98 MPix, 758 Kb. Дата: 2016-03-25, участник [ Milla ]. Рейтинг изображения: 3 (110) , (3) . Описание: Икона Божией Матери Тихвинская, именуемая «Царской». Собор св. Благоверного князя Александра Невского в г. Лейквуде (штат Нью-Джерси, США). Эту икону в приходе называют «Царской», так как принадлежала она Императрице Александре Федоровне. В 1913 году Императрица подарила икону своей портнихе, которая получила травму ноги, доставляя императорской заказ, желая таким образом поддержать её. В 1972 году икона была передана дочерью портнихи О.В. Астори-Астафьевой в приход св. Александра Невского[...] Файл 27796.jpg:   Размер: 355x400, 0.14 MPix, 61 Kb. Дата: 2016-09-27, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (97) , (2) . Описание: Тихвинская Высоко-Петровского монастыря. Ее главной чертой является прижатая к щеке левая рука Богородицы (что характерно для образа «Утоли моя печали»). Эта икона XV века прославилась после многих исцелений при эпидемии чумы в Москве в 1771 году.

http://pravicon.com/icon-317-photo

Но не только в книгах и словарях сохранилось описание иконы. Из правительственной переписки. Председатель Совета по делам Русской Православной церкви Георгий Карпов — заместителю председателя Совмина Климу Ворошилову: «16 февраля 1949 года. В связи с сообщением и предложением товарища Соколовского из Берлина о так называемой “чудотворной иконе Тихвинской Божией Матери” докладываю, что по наведенным справкам самая ценная (золотая) риза с данной иконы с большим количеством драгоценных камней была снята еще в период войны 1914–1918 годов и перевезена в Петроград, а затем вместе с другими государственными ценностями — в город Ейск. Описание этой ценной ризы и приводит в своем сообщении товарищ Соколовский на основании посланной Советом 3 декабря 1948 года члену коллегии МИД СССР товарищу Смирнову А. А. справки (описание иконы Тихвинской Божией Матери) из книги “Тихвинские монастыри” издания 1854 года. В связи со снятием и эвакуацией золотой ризы на икону была одета риза меньшей ценности — серебряная, вызолоченная, с драгоценными укра­шениями, до этого находившаяся на копии иконы Тихвинской Божией Матери. В 1922 году якобы была сня­та и эта риза (в период изъятия цер­ковных ценностей). И на икону была одета тоже богатая (но все же мень­шей ценности), серебряная, вызоло­ченная риза XVI века русской рабо­ты, имевшая также драгоценные кам­ни и русские самоцветы. Последняя риза имела также исто­рическое значение, так как была по­жертвована в монастырь Борисом Годуновым» 1 . Так каков же путь иконы из Рос­сии? Как русская святыня оказалась на Западе? По документам, закрытым ранее, можно воссоздать события по­лувековой давности. Из письма Г. Г. Карпова К. Е. Ворошилову от 16 февраля 1949 года: “Известно также, что из Тихвина икона была привезена в г. Псков, где кто-то из высшего командования (по одним сведениям даже сам Розенберг) с боль­шой церемонией передал икону в местный собор, а начальник Псковской духовной миссии протоиерей К. Зайц 2 (умер в 1948 году) принимал эту икону, и он в на­чале 1944 года привез икону из Пскова в г. Ригу к митрополиту Сергию (убит немцами в апреле 1944 года). Икона была помещена в Рижском женском мона­стыре, и, как сообщают, в тот период читались акафесты, стекалось много ве­рующих, а немцы обращали свое внима­ние на драгоценность ризы” 3 .

http://pravmir.ru/spustya-polveka-nasha-...

Говоря о настоятелях протоиереях Василие Ермакове (1927-2007) и Николае Конькове (1947-2020), Марина Ержемская отметила, что большинство присутствующих застали этих батюшек и хорошо их знают. Затем докладчица предложила слушателям войти в храм. Она рассказала, что в алтарной части сохранились таблички с именами благотворителей: уникальный резной иконостас изготовлен на средства купца Александра Николаева, супруги Васильевы и Шишмаревы пожертвовали на изготовление священных предметов. Иконы святителя Николая и Казанской иконы Божией Матери - дар семьи Ивановых. В храме особо чтут икону преподобного Серафима Саровского с частицей его мощей (перстом) и кусочками камня, на котором преподобный молился сто дней. Один из кусочков камня был пожертвован жителем Дивеева еще в Благовещенскую церковь. Второй кусочек камня пожертвовал в храм митрополит Антоний (Мельников) . Чтут прихожане и икону Божией Матери " Умиление " - список с келейного образа преподобного Серафима. Самая старинная икона в храме - Смоленская. Она, как и Тихвинская икона Божией Матери, была передана в храм из закрытого Благовещенского храма - того самого, к которому Серафимовский храм первоначально был приписан. Особая история у Казанской иконы Божией Матери, которая находится в приделе святой мученицы царицы Александры, - ее называют " Романовской " . Это список с иконы из Площанской пустыни в Брянской области, он был подарен великому князю Георгию Александровичу, а после его смерти перешел к его брату - великому князю Михаилу Александровичу. В 1915 году икона была перевезена в Санкт-Петербург и находилась во дворце великого князя. Про эту икону написана книга " Икона великого князя " , автор ее - нынешний митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан. Прадед владыки Митрофана, Степан Никитич Пименов, был моряком. Он обладал глубокими знаниями в области электричества, занимался электрификацией дворцов, в том числе дворца великого князя Михаила на Английской набережной. Впоследствии стал управляющим дворца, и ему удалось спасти и спрятать икону. Ее отнесли в Благовещенскую церковь у Благовещенского моста, но церковь вскоре закрыли, а икону вернули Пименову обратно. Степан Никитич умер в блокаду, место захоронения неизвестно. Когда его семья вернулась из эвакуации, они обнаружили икону в квартире. Мать будущего владыки Митрофана отнесла ее в Серафимовский храм. Крестил будущего владыку в Никольском соборе протоиерей Василий Ермаков, будущий настоятель Серафимовского храма.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Конец XVI b. стал временем обострения русско-шведских отношений, а в начале XVII b. страна оказалась ввергнутой в тяжкие испытания Смуты. Тихвинский монастырь неоднократно тогда подвергался осаде и «люторской напасти». В 1610 году Тихвинская обитель разграблена польско-литовскими отрядами. С 1608 по 1613 год – неоднократные столкновения с отрядами шведского воеводы Якоба Делагарди, которые под предлогом помощи правительству Шуйского заняли монастырь, превратив его в свой гарнизон. Не потерпев позора, тихвинцы напали на шведов и выбили их из обители. В ответ шведы вернулись с подкреплением, а Делагарди повелел камня на камне не оставить от монастыря-крепости. Конец лета 1613 года стал временем героического «осадного сидения» русского отряда и ополченцев-тихвинцев. И в самый тяжкий час, когда враг, получив подкрепление, стал уже одолевать, Небесная Заступница вновь явила свое покровительство. 15 сентября 1613 года защитники монастыря окончательно разбили отряды шведских интервентов: переломный момент наступил, когда осажденные вышли на стену монастыря с Тихвинской иконой Божией Матери. Богоматерь совершила чудо: как поведали потом плененные шведы, всему их отряду в страхе привиделось, что на помощь монастырю со всех сторон идет несметное русское войско. Два века спустя, в июне 1812 года, архимандрит монастыря Самуил благословляет тихвинскую дружину, отправляющуюся на войну с Наполеоном со списком с чудотворной иконы. Список сопровождал дружину в победоносных боях и получил название «Тихвинская Ополченная икона Божией Матери». Тихвинская икона пользовалась и продолжает пользоваться такой славой, что списки с нее разошлись по России в огромном количестве. В середине 1920х годов монастырь был закрыт и разорен. В годы Великой Отечественной войны Тихвин был ареной ожесточенных боев с немецко-фашистскими захватчиками, стремившимися замкнуть вокруг Ленинграда второе блокадное кольцо. Оккупировав в ноябре 1941 года Тихвин, гитлеровцы похитили из монастыря все старинные иконы, среди которых была и Тихвинская икона Богоматери. Икона попала в оккупированный Псков, а затем в 1944 году в Ригу. Захватчики надеялись получить поддержку православных, «выдавая» икону на время богослужения в храмах на оккупированной территории. Но при отступлении гитлеровцы не успели забрать чудотворный образ.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

При настоятельнице (1897-1921) игум. Серафиме в К. м. находилось 2 каменных храма, 3-ярусная колокольня (1911), 4 каменных 2-этажных корпуса, 2 деревянных дома, хозяйственные здания; был проложен водопровод. При мон-ре действовали сиротский приют, богадельня, школа для крестьянских детей, иконописная, чеканная, золотошвейная, скорняжная, сапожная мастерские, а также комплекс мелких предприятий для переработки сельскохозяйственного сырья. В 1899 г. был основан монастырский хутор близ дер. Курган. К 1908 г. обитель владела 306 дес. земли, большим садом, животноводческой фермой, мельницей, рыбными озерами, к 1918 г.- 531 дес., в т. ч. 340 дес. пахотной земли, 16 дес. сенокосов, 152 дес. под лесом. Рядом с К. м. была построена одноэтажная каменная гостиница. Особенно много паломников прибывало в мон-рь 14 сент., 8 нояб., а также на храмовый праздник, 26 июня, в день явления Тихвинской иконы, когда крестный ход совершался вокруг села. В 1895 г. в К. м. проживали настоятельница, схимонахиня, 30 монахинь и 133 послушницы, в 1910 г.- 260 насельниц, в т. ч. 45 монахинь. Причт состоял из священника и диакона (с содержанием 400 и 120 р.). К нач. XX в. в Крестовоздвиженском храме хранились личные вещи (мантия, подрясник, свитка, лапти) и предметы домашнего обихода (топорик) прп. Серафима, которые он передал Теплову в «благословение», а также чтимая копия Тихвинской иконы Божией Матери, точный список Серафимо-Понетаевского образа Божией Матери «Знамение», серебряный крест с частицами мощей ап. Андрея Первозванного, сщмч. Игнатия Богоносца и др., деревянный ковчег с частицами мощей неск. мучеников, который открывали во время богослужения. На Тихвинском образе висел сребропозлащенный крест с частицами мощей святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова и Николая Чудотворца. Теплов передал в К. м. и икону святых Пантелеимона и Харалампия, в к-рую был вставлен ковчежец с частицей ризы Божией Матери. В 1918 г. ликвидационная комиссия конфисковала у К. м. все земли, а также 22 постройки.

http://pravenc.ru/text/2462291.html

Строительство велось с 1867 по 1873 гг. Был создан великолепный архитектурно-парковый ансамбль, в состав которого вошли до 20 каменных зданий и два парка. Были построены: двухэтажный усадебный дворец, дом для детей, прачечная, здания для фермы крупного рогатого скота улучшенной породы, амбары, дом молочниц, птичник, дома для управляющего и для церковного причта, оранжерея, начато строительство большого здания для конного завода и т.д. Жемчужиной усадьбы стала золотокупольная церковь. Окна храма " имели расписные стекла по мотивам русских фресок, изготовленные по рисункам Бенуа на заводе русского живописца Сверчкова в Мюнхене, башенные часы на колокольне играли молитву, специально избранную графом Д.Н. Шереметевым, причем мелодия молитвы была переложена на ноты для колоколов М.А. Балакиревым " . Дубовые с резьбою иконостасы для 1-го и 2-го этажей были выполнены художником Г. Хоравским, надпрестольная сень – художником Г. Серебряковым. Церковь была двухпрестольной, – в верхней престол в честь чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Тихвинской, а в нижней – в честь 3-х вселенских учителей " . Икона Тихвинской Божией Матери особенно почитаема была в роду Шереметевых. Эту икону фельдмаршал Б.П. Шереметев возил с собой в особой повозке во время военных походов, была она с ним и в Полтавском сражении, где Шереметев командовал русскими войсками, одержавшими победу над шведами. По свидетельству смоленского историка И.И. Орловского (см.), эта икона хранилась в церкви усадьбы В. Строительство усадебного комплекса было завершено в 1873 г., после смерти ее первых владельцев. У парадных въездных ворот были установлены мраморные львы, держащие фамильный герб Шереметевых, на котором по латыни начертан их девиз: " Бог хранит всё " . Последним владельцем усадьбы был граф А.Д. Шереметев (1859-1931), известный музыкально-общественный деятель, меценат, дирижер, композитор, основатель Музыкально-исторического общества, автор музыки романса на стихи Ф.И. Тютчева " Еще томлюсь тоской желаний... " , а также ряда оркестровых и хоровых сочинений (известен его " Реквием " в память композитора Римского-Корсакова). Став владельцем усадьбы, он продолжил ее благоустройство. По завещанию матери, умершей в 1871 г., обширное строение конного завода было приспособлено для больницы на 10 кроватей и богадельни для призрения престарелых бедных на 20 человек. На содержание благотворительного заведения, а также церкви и причта положен был капитал на " вечное время " 200000 руб. При больнице работали врач, фельдшер и акушерка, лечение для всех бесплатное.

http://sobory.ru/article/?object=00854

Составитель Н. Черкасова http://old.eltech.ru/tsr/text1.htm Еще в конце XVIII века здесь, на территории Императорского Стеклянного завода на Шлиссельбургском тракте (ныне — проспект Обуховской Обороны), находилась часовня, построенная в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Ее возведение связано с чудесным явлением. На этом месте был устроен перевоз от Стеклянного завода на другой берег Невы. Однажды лодочники-перевозчики увидели, что прямо на них плывет какая-то икона, которая, подплыв к плоту, без всякой видимой причины остановилась. С благоговением вынули лодочники икону из воды и увидели, что на ней изображена Пресвятая Богородица Тихвинская. Для нее была построена деревянная часовенка. Кроме Тихвинской иконы, в часовне находилась еще небольшая икона Богородицы «Всех скорбящих Радость». Сохранилось предание, что она принадлежала ладожскому купцу Матвееву, который в бурную погоду перевернулся в лодке с гребцами посреди Невы. Все гребцы погибли, а он, схватившись за доску и усердно молясь Божией Матери, благополучно достиг берега рядом с часовней. В благодарность за избавление от смерти, он подарил в часовню икону Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» — благословение своей матери. 5 августа (23 июля ст. ст.) 1888 года произошло чудесное событие, сделавшее известной небольшую Тихвинскую часовню во всем православном русском мире. Около двух часов пополудни над Петербургом разразилась страшная гроза. Молния ударила в кровлю Тихвинской часовни, рядом с куполом. Во время начавшегося после этого пожара часовня выгорела, но находившаяся в ней икона «Всех скорбящих Радость» чудесным образом уцелела и была дивно обновлена небесным огнем: потемневший от времени и копоти лик Богоматери просветлел. Шнур, на котором икона висела в углу часовни, сгорел, а сама икона упала на рассыпавшиеся из ящика для пожертвований монеты, причем 12 мелких медных монет (грошиков) прилипли к иконе (позднее 1 монета отпала). Монеты держались на поверхности иконы без всякой видимой причины — свидетельство Божественного знамения, чуда Божия. Весть о чуде быстро распространилась. К Тихвинской часовне потекли паломники, число их все увеличивалось, и вскоре стали передаваться известия о чудесных исцелениях от иконы. Весть о прославлении святой иконы распространилась за пределы столицы по всей православной России. К часовне ежедневно стали прибывать тысячи богомольцев помолиться перед чудотворным образом Божией Матери, который получил наименование «Всех скорбящих Радость» с грошиками. Неведомая дотоле Тихвинская часовня стала вскоре всем известной Скорбященской часовней на Стеклянном. К осени был устроен навес от ветра и снега, а затем построена новая часовня, наподобие шатра над прежней.

http://sobory.ru/article/?object=01534

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010