Архив Пн Слово архимандрита Софрония (Китаева) при наречении во епископа Губкинского и Грайворонского 6 июля 2012 г. 18:15 6 июля 2012 года в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Софрония (Китаева) во епископа Губкинского и Грайворонского. При наречении архимандрит Софроний обратился к Предстоятелю Русской Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество! Милостивый Первосвятитель и отец! Преосвященнейшие и богомудрые владыки! Благодатию Всесвятого и Животворящего Духа, явленной в деяниях Священного Синода Русской Православной Церкви, ныне я, недостойный, призываюсь к величайшему служению — быть епископом Церкви Христовой, право править слово Божественной истины. На служение епископа поставляет Дух Святый «пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28). По слову апостола Павла «епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель» (Тит. 1:7). В каноническом избрании и святительском поставлении, через возложение рук сонма архипастырей преподается всесильная благодать Божия, которая попаляет всякую немощь и человеческую ограниченность. В служении епископа раскрывается любовь Бога к роду человеческому, потому как Великим Архиереем и Главой Церкви является Сам Господь наш Иисус Христос — Пастырь и Епископ душ наших (1 Петр. 2:25). Епископы призваны к тому, чтобы подражать Христу, являть пример истинной христианской жизни, которая есть «подражание Божескому естеству» (свт. Григорий Нисский. К Армонию…). Одна из наиглавнейших задач епископа — быть предстоятелем в евхаристическом собрании верных, в молитвах ходатайствовать перед Богом о единении всех и вся у Чаши Христовой. Собирание людей во единое стадо словесных овец Христовых есть то, на что поставляется епископ Церкви Божией, и именно за это он будет держать ответ перед Господом. Труды епископа должны явно свидетельствовать о Христе настолько, дабы успех для всех был очевиден (1 Тим. 4:15).

http://patriarchia.ru/db/text/2326380.ht...

В Болгарии отметили 70-летие митрополита Ловчанского Гавриила 21 июля 2020 г. 16:11 19 июля 2020 года в Ловчанской митрополии Болгарского Патриархата прошли торжества по случаю 70-летия митрополита Ловчанского Гавриила. Поздравить его с юбилеем прибыл, в частности, представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Болгарском архимандрит Вассиан (Змеев) . За Божественной литургией в кафедральном соборе святых равноапостольных Мефодия и Кирилла митрополиту Гавриилу сослужили митрополиты Великотырновский Григорий, Западноевропейский Антоний , Варненский и Великопреславский Иоанн, Неврокопский Серафим, Врачанский Григорий и Видинский Даниил, викарий Черновицкой епархии Украинской Православной Церкви архиепископ Банченский Лонгин, главный секретарь Священного Синода Болгарской Церкви епископ Мелнишский Герасим, представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Болгарском архимандрит Вассиан (Змеев), представитель Румынской Православной Церкви в Болгарии ставрофорный священноэконом Нелуц Опря, клирики Ловечской митрополии. После богослужения епископ Мелнишский Герасим огласил поздравительное послание Святейшего Патриарха Болгарского Неофита, в котором Его Святейшество пожелал митрополиту Гавриилу крепкого здравия, бодрости духа, долголетия и высказал слова благодарности за ревностное и самоотверженное служение Богу. От имени Святейшего Синода Болгарской Православной Церкви митрополиту Гавриилу были преподнесены крест и панагия. Архимандрит Вассиан поблагодарил владыку Гавриила за приглашение принять участие в торжествах по случаю знаменательной даты и передал поздравления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона . «Посвятив свою жизнь служению Богу и подражая великим болгарским святым в их любви ко Христу и ближним, Вы неизменно стремились подвизаться добрым подвигом веры (1 Тим. 6:12) и являть в учительстве чистоту, степенность, слово здравое, неукоризненное (Тит. 2:7-8), — говорится в поздравлении Предстоятеля Русской Православной Церкви. — За долгие годы ревностных трудов на благо Святейшей Болгарской Православной Церкви Вам довелось пережить и испытания в борьбе за церковное единство, и радость в духовном возрождении своего народа. Мы же всегда с теплотой вспоминаем время Вашего служения в Москве и последующие многократные посещения нашей страны, высоко ценим Ваше доброе внимание к жизни Русской Церкви, готовность разделять с ней радости и печали. В сей торжественный для Вас день молитвенно желаю Вам крепкого здравия, мира душевного и неоскудевающей помощи Божией в Вашем архипастырском делании».

http://patriarchia.ru/db/text/5666801.ht...

Иерусалим: шесть лиц одного города Современный святой град разочаровывает одних и окрыляет других. Кто-то видит в нем невыразительные развалины. Кто-то ощущает себя причастным к происходившим здесь событиям, глубже проникает в смысл Евангелия и даже меняет свою жизнь 2 июля, 2010 Современный святой град разочаровывает одних и окрыляет других. Кто-то видит в нем невыразительные развалины. Кто-то ощущает себя причастным к происходившим здесь событиям, глубже проникает в смысл Евангелия и даже меняет свою жизнь Иерусалим глазами одного паломника и трех гидов Современный святой град разочаровывает одних и окрыляет других. Кто-то видит вместо ожившей Библии невыразительные развалины и слышит явно приукрашенные истории гидов. Кто-то, наоборот, ощущает себя причастным к происходившим здесь событиям, глубже проникает в смысл Евангелия, и даже меняет свою жизнь. А есть и те, кто загадывает на святынях желания и трет платок о Камень Помазания с двух сторон — чтобы получше освятить свой головной убор. Корреспондент «НС» отправился в Иерусалим, чтобы понять, что ждет здесь православных паломников. Находят ли они то, что ищут? Храм Гроба Господня – это не просто церковь в привычном нам смысле слова, а целый храмовый комплекс, включающий в себя Голгофу, ротонду над кувуклией, кафоликон (соборный храм, являющийся кафедральным для патриархов Иерусалимской Православной Церкви). В общей сложности в храме 42 придела, принадлежащих 6 разным Церквям. На фото : купол кафоликона, меньший из двух куполов Храма Гроба Господня. Больший расположен над Гробницей Спасителя Иерусалим утраченный Тот Иерусалим, который помнил Христа, перестал существовать в 70 году от Р. Х. Будущий император Тит Флавий взял штурмом город, в котором укрепились восставшие евреи, и сровнял его с землей. Первые христиане, живые свидетели евангельских событий, перед началом осады успели бежать, а вернувшись на руины, вновь отыскали свои святыни: Голгофу и Гроб Господень, сохранив подлинную топографию святых мест до времени императора Адриана.

http://pravmir.ru/shest-lic-odnogo-gorod...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АПОЛЛОС [греч. Απολλς], ап. от 70 (пам. 30 мр.,10 сен., 4 янв.- в Соборе 70 апостолов), один из проповедников первохрист. Церкви, упомянутый в НЗ (Деян 18. 24-19. 1; 1 Кор 1. 12; 3. 4-6. 22; 16. 12; Тит 3. 13). Нек-рые греч. рукописи в Книге Деяний (18. 24) предлагают варианты чтения его имени - Аполлоний (кодекс Безы D) и Апеллес ( Синайский кодекс и др.). Согласно Книге Деяний (18. 24-19. 1), А., получивший лишь «Иоанново крещение»,- красноречивый александрийский еврей, смело проповедовавший Христа среди иудеев в Эфесе. Здесь А. был принят Акилой и Прискиллой , со-трудниками ап. Павла по 2-му миссионерскому путешествию, к-рые «точнее объяснили ему путь Господень» (Деян 18. 26). Впосл. А., получив от эфесских христиан рекомендательное письмо, прибыл в Коринф , где также успешно проповедовал Христа среди иудеев. В 1-м Послании к Коринфянам (3. 6-9) ап. Павел называет А. «соработником у Бога», служителем, через к-рого коринфяне уверовали. Однако в этом же Послании сообщается о разделениях в коринфской Церкви, причем одна из групп верующих считает себя «Аполлосовыми» (1 Кор 1. 12). Еще до написания ап. Павлом 1-го Послания к Коринфянам А., возможно, именно в связи с тем, что его проповедь вызывала нежелательный отклик, покидает Коринф и прибывает в Эфес, где знакомится с находящимся там в это время ап. Павлом. Судя по свидетельству 1-го Послания к Коринфянам (16. 12), между ними установились добрые отношения, к-рые, возможно, сохранялись до конца жизни ап. Павла (Тит 3. 13). Апостолы Епафродит, Сосфен, Аполлос, Кифа и Кесарь. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ) Апостолы Епафродит, Сосфен, Аполлос, Кифа и Кесарь. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ) По мысли правосл. толкователей, разделения в коринфской Церкви были невероучительного характера и лидерами этих групп верующие считали неких неизвестных нам, но выдающихся своей образованностью и красноречием членов общины, а вовсе не апостолов А., Павла или Кифу ( Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Послания св. ап. Павла. М., 2000. Кн. 1. С. 203-204; Феофан Затворник, свт. Толкование посланий св. апостола Павла: Первое послание к Коринфянам. М., 1893, 1998р. С. 15-20). Ап. Павел ввел в Послание эти имена из педагогических соображений, показывая, что если нельзя считать своими учителями даже столь прославленных проповедников, то тем более нельзя считать ими людей менее значительных. Эта т. зр. толкователей древней Церкви не объясняет, однако, нарочитого внимания ап. Павла к личности А.- неоднократные упоминания о нем в 1-м Послании к Коринфянам говорят об особой значимости его фигуры для коринфян. Каковы бы ни были по своему характеру коринфские «споры», ясно, что «глубокого нарушения церковного мира не произошло» ( Кассиан. С. 196), ибо тон 1-го Послания к Коринфянам в той части, к-рая посвящена разделениям, спокойный.

http://pravenc.ru/text/75682.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН († 3.09.1580 (?), Ростов), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 сент., 12 нояб., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Власатый, Милостивый, Ростовский. Краткое Житие И. известно в неск. редакциях в списках XVII-XIX вв. и имеет названия: «Житие», «Повествование», «Чудеса», «О чудесах». Наиболее ранний список - в Четьих-Минеях Иоанна Милютина (ГИМ. Син. 808. Л. 1447-1451, 1646-1654 гг.; перечень списков Жития см.: Мельник. 2004. С. 389). Краткое Житие является предисловием (или послесловием, как в списке РНБ. Тит. 3510. Л. 82-90 об., XVIII в., и в публикации в «Ярославских ЕВ» 1877 г.) к описанию чудес, совершавшихся по молитвам к И. Первоначальная подборка чудес включала, по-видимому, 4 чуда и завершалась сообщением о том, что ростовские священники дважды (при царях Феодоре Иоанновиче и Михаиле Феодоровиче ) обращались в Москву с просьбой о строительстве над гробом блаженного новой церкви, к-рая спустя нек-рое время была сооружена на средства купца М. Гурьева, исцеленного по молитвам к И. (возможно, тогда же поднимался вопрос о канонизации святого). Подборка, к-рая состоит из 11 чудес, читающаяся в большинстве списков, сложилась позднее. Блж. Иоанн Ростовский. Икона. XVIII в. Ростов (ц. Толгской иконы Божией Ма-тери в Ростове) Блж. Иоанн Ростовский. Икона. XVIII в. Ростов (ц. Толгской иконы Божией Ма-тери в Ростове) Хронологические данные об И. противоречивы. В списках ранней редакции (в т. ч. в Милютинских Четьих-Минеях и в более поздних рукописях, напр., в списке 2-й пол. XVII в. РНБ. Тит. 1434) сказано о приходе блаженного в Ростов в 1570/71 (7079) г. В большинстве списков сообщается о кончине И. в 1580 (7089) г. В поздних рукописях и в пересказах Жития встречаются сведения о преставлении И. в 1572, 1582 или 1589 г. (последняя дата, очевидно, возникла при вычислении года от Рождества Христова путем вычитания из 7089 не 5509, а 5500 лет). В Житии в Милютинских Четьих-Минеях память святого указана под 3 сент., в заголовке Жития в списках XVIII-XIX вв. память, как правило, отмечена под 12 нояб. В «Описании о российских святых» (сочинение известно в рукописях XVIII-XIX вв.) и в старообрядческих святцах (БАН. Дружин. 131. Л. 6) день празднования И.- 3 сент.

http://pravenc.ru/text/469398.html

Содержание Предварительные понятия о христианской любви.... О союзе между верою и любовию 1. Отношение между верою и любовию    Пользуясь равнительным способом выражений для объяснения теснейшего союза между верою (религиею) и любовию, можно сказать: вера без любви есть дерево без плода; любовь без веры – дерево, оторванное от своего корня.    Ничто так часто не выставляется на вид в св. Писании, как святой союз веры и любви и необходимость нравственно-деятельного поведения при вере.    а) „Не всякий, говорящий Мне: Господи, Господи! войдет в царство небесное, но исполняющий волю Отца Моего небесного» (Матф. VII:21).    Вера без дел называется у ап. Иакова „мертвою верою» (II, 17), а благочестие, стоящее в противоречии с нравственною жизнию – „пустым благочестием» (И, 26); чистое же и непорочное благочестие, по словам апостола, есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях, и хранить себя неоскверненным от мира (И, 27); и ап. Павел приписывает полное значение только вере, поспешествуемой любовию и свидетельствуемой соблюдением заповедей Божиих (Гал. V:6. Ср. 1 Кор. VII:19; 1 Иоан. II:3 – 6).    б) Наконец и самые названия религии, более употребительные в св. Писании, как наприм. благочестие (1 Тим. II:10 III, 16; IV, 7, 8. 2 Тим. III:5 Тит. I:1), путь жизни, путь спасения, путь Господень (Иерем. XXI:8; Притч. X:17; Деян. XVI:17; 2 Петр. 2) и под., указывают на необходимое соприсутствие нравственного начала в религии.    в) Указание на тоже самое мы находим в учении самых древних отцов церкви. Так наприм. св. Игнатий Богоносец говорит: „вера есть путеводитель, любовь – путь к Богу“ (Еф. IX:14) (См. об этом подробнее в „Христ. аполог“. проф. Рождественского т. I. стр. 146). 2. Вера и нравственность     Нравственность предполагает веру в личного Бога, или религию, и находится в самом тесном союзе с нею. Потому апостол говорит: без веры невозможно угодити Богу; всякому, приходящему к Богу, подобает прежде всего веровати яко есть, и взыскающим Его мздовоздаятель бывает (Евр. 11:6).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИМИТРИЙ († 11.02, ок. 1406), прп. (пам. 11 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Прилуцкий, Вологодский, игум., основатель Димитриева Прилуцкого в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня мужского монастыря . Источники Прп. Димитрий Прилуцкий, с 16 клеймами жития. Икона. Ок. 1503 г. Мастер Дионисий. (ВГИАХМЗ) Прп. Димитрий Прилуцкий, с 16 клеймами жития. Икона. Ок. 1503 г. Мастер Дионисий. (ВГИАХМЗ) Основным источником сведений о святом является его Житие, известное более чем в 200 списках и неск. редакциях. Наиболее вероятным его автором считается 5-й игум. Спасо-Прилуцкого мон-ря Макарий, имя к-рого названо в большинстве списков всех редакций (игум. Макарий упом. в монастырских актах в 1471, в 1475 в обители был уже др. настоятель; см.: Рыков Ю. Д. Новые акты Спасо-Прилуцкого мон-ря XV в.//Зап. ОР [ГБЛ]. М., 1982. Вып. 43. С. 1-4, 95-98, 105). Составляя Житие Д., по-видимому, в нач. 70-х гг. XV в., игум. Макарий основывался на рассказах 2-го игумена Спасо-Прилуцкого мон-ря и ученика Д. Пахомия. Старшие списки Жития позволяют говорить о существовании к кон. XV в. как минимум 2 редакций текста - Ранней (по мнению Т. Н. Украинской (Беловоловой), наиболее близкой к первоначальному тексту) и Минейной; не исключено существование тогда же одной из проложных редакций. В более подробной Минейной редакции приведен ряд сведений, отсутствующих в Ранней редакции, содержится описание большего числа чудес. Преподобные Димитрий и Игнатий Прилуцкие, с 20 клеймами жития. Икона. 1-я пол. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Преподобные Димитрий и Игнатий Прилуцкие, с 20 клеймами жития. Икона. 1-я пол. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Ранняя редакция Жития прошла неск. этапов формирования: вначале это был текст без предисловия и похвалы святому, с описанием 5 чудес (этот вариант известен в списках: РГБ. Ф. 256. 96, XVI в.; РГБ. Ф. 304. 790, XVI в.; РГБ. Ф. 178. 697, XVIII в.; РНБ. Тит. 844, XVIII в.). Позднее были добавлены 2 чуда (на наличие такого варианта текста указывал В. О. Ключевский ), потом еще одно чудо. Последний по времени вариант Ранней редакции, содержащий предисловие и похвалу, отражен в найденном Л. А. Дмитриевым списке РНБ. Погод. 1332 ( Дмитриев. 1988. С. 190-194).

http://pravenc.ru/text/178017.html

Разделы портала «Азбука веры» Во что христиане верят относительно Святой Троицы? Говоря самыми простыми словами, христиане верят, что есть только один Бог, и этот Бог существует в трех Личностях (Лицах). Эти три Личности – Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух. Некоторые христиане используют для объяснения Троицы эту диаграмму. Отец и Сын, и Святой Дух – один Бог, а не три имени одной и той же Личности. Личности отличны друг от друга: Отец – не Сын, Сын – не Святой Дух, а Святой Дух – не Отец. Троица и Библия Бог – одно абсолютно совершенное божественное Существо в трех Личностях. Мы называем Отца, Сына и Святого Духа Личностями, поскольку они обладают личностными свойствами. Между ними существуют личностные взаимоотношения. Как известно из истории, Феофил, шестой епископ Антиохии Сирийской, первым употребил слово «Троица» в своей работе «Против Автолика» (168 г. н. э.) Когда христиане говорят о своей вере в одного Бога в трех Лицах (Троицу), они не имеют в виду одного Бога в трех Богах, или одной Личности в трех Богах. Они верят в одного Бога, познаваемого в трех Личностях. Отец – Бог, первое Лицо Троицы; Сын – Бог, второе Лицо Троицы; Святой Дух – Бог, третье Лицо Троицы. Почему христиане верят в Троицу? Библия ясно говорит, что есть только один Бог, но все три Личности именуются Богом. Есть только один Бог: Отец – Бог: Сын – Бог: Иисус не упрекнул Фому в ошибке. Наоборот, Иисус принял это обращение. Другие люди в Писании, например Павел и Варнава ( Деян.14 ), запрещали людям поклоняться им как богам. Павел, автор Послания к филиппийцам, говорит об Иисусе то, что Ис.45:23 говорит о Господе (Иегове), после чего Павел делает вывод, что Иисус – Господь, тот самый Господь Бог Ветхого Завета. О Божественности Иисуса также говорится в следующих стихах: Ис.7:14; 9:6 ; Ин.1:1, 18; 8:58-59; 10:30 ; Деян.20:28 ; Рим.9:5, 10:9-13 ; Кол.1:15-16; 2:9 ; Тит.2:13 ; Евр.1:3, 8 ; 2Петр.1:1 ; 1Ин.5:20 . Святой Дух – Бог: · Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? …ты солгал не человекам, а Богу ( Деян.5:3-4 ).

http://azbyka.ru/troica

Разделы портала «Азбука веры» Причастен (на греч. κοινωνικν, [койноникон, позднегреч. киноникон, отсюда наше киноник ]) – богослужебное песнопение преимущественно в виде строфы из псалма , поющееся на литургии во время приобщения священнослужителей в алтаре , перед причастием мирян. «Причастен (κοινωνακν) – стих, большей частью псалмический, поющийся на литургии во время приобщения священнослужителей в алтаре. Это приобщение, совершаемое в знак особой таинственности при закрытых алтарных дверях и завесе, составляет святейший после момента пресуществления момент литургии, требующий от молящихся особой сосредоточенности. Последняя не могла бы достигаться какою-либо длинною песнью. Тут именно нужен был один краткий и выразительный стих с припевом аллилуиа, отмечающим все важнейшие и радостнейшие моменты богослужения. К той же цели направлен и напев причастна – медленный, спокойный и умиленный, в котором звучат мотивы Страстной седмицы» ( Михаил Скабалланович . Толковый Типикон). На самом деле причастных стихов очень немного: 7 причастных дневных (они же поются на все праздники Богородицы и святых) и 14 причастных Господских праздников (из Господских праздников собственные причастны имеют не только великие, но и малые праздники, например 1 и 13 сентября). Из этих 21 случая в подавляющем большинстве причастные стихи берутся из псалмов (Например, причастны праздника Воздвижения Креста («Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи» — Пс.4:7 ), Вознесения Господня («Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне» — Пс.46:6 ) и другие). Однако есть 3 исключения: причастны Богоявления («Явися благодать Божия спасительная всем человеком» — Тит.2:11 ), Пасхи («Тело Христово приимите, Источника Безсмертнаго вкусите») и Преполовения Пятидесятницы («Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем, рече Господь» — ср.: Ин.6:56 ). Найти причастен определенного дня или праздника можно в богослужебном Апостоле (так как устав пения причастных связан с пением прокименов на литургии), а также в службе данного дня или праздника, изложенной в Минее или Триоди. Вот наиболее часто употребляемые причастные стихи: Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки × Уведомить об ошибке Фрагмент текста: На что заменить: Комментарий: Отправить Сообщить об ошибке

http://azbyka.ru/prichasten

5.2. Постановления о священстве Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Все священники были только из потомков Аарона. Первосвященником должен был быть старший, и первосвященники не должны были сменяться. То, что мы видим в эпоху земной жизни Спасителя, есть ситуация совершенно противозаконная, когда священников меняли регулярно по требованию властей: мог быть и Анна первосвященник, и Каиафа первосвященник, и все могли жить в одном доме. Священники должны были в скинии исполнять все то, что связано с жертвоприношениями, кроме того, на них лежала обязанность освидетельствования ряда болезней, и еще они должны были учить народ законам. От священников требовалась особая чистота и святость жизни и не только от священников, но и от членов их семей, например, к дочерям священников за разного рода преступления применялась гораздо более строгая кара, чем к простым девушкам-израильтянкам. Был запрет приступать к служению в нетрезвом виде, чтобы священник случайно не перепутал чистого и нечистого и не совершил чего-нибудь не должным образом; был запрет для ветхозаветных священников жениться на разведенной женщине и тому подобное. Священникам ветхозаветным полагалось различать проказу и свидетельствовать о прохождении проказы, причем говорится о некой таинственной проказе на домах, которой никакого объяснения нет, кроме того, что, по-видимому, это было некое сверхъестественное знамение, которое приключалось только с домами израильтян. Никакого естественного объяснения такого явления, которое описывается в Писании, пока что не найдено. Тому, что именно священники ветхозаветные различали эти болезни, дается блаженным Феодоритом такое объяснение: «Телесными страданиями указывает на болезни душевные и, говоря о болезнях непроизвольных, обвиняет за произвольные. Ибо если естественные болезни кажутся нечистыми, тем паче нечисты болезни нравственные. Говорит же и о различиях проказы, потому что есть разность и в грехах. Есть начало проказы, потому что есть и начало греха. Но как проказу различает иерей, так ему же надобно быть судьей и душевных грехов. Прокажением же называет пестроту цвета на коже; так порок, войдя в душу, делает ее прокаженною» с. 125]. Ветхозаветные священники совершали полное омовение тела в ритуальных целях только один раз – перед посвящением (Исх. 29:4; Лев. 8:6). После этого перед ежедневным служением в скинии они омывали только руки и ноги (Исх. 40:31). Здесь указание на то, что христианину, получившему Крещение – «баню возрождения» (Тит. 3:5; Евр. 10:10), необходимо только очищение от повседневной нечистоты греха (2 Пет. 1:9; 1 Ин. 1:7-10; 3:3-5). Здесь есть связь и с умовением ног апостолам на Тайной вечери: «Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь» (Ин. 13:8-10). Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/430961/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010