1) Прочитав писанное твоим богочестием, истинно похвалили мы благочестивую твою во Христа веру, прежде же всего прославили Бога, даровавшего тебе таковую благодать – и хранить правое разумение, и, по мере сил, познавать козни дьявольские; но подивились также злоумию еретиков, примечая, что впали они в великую глубину злочестия, а оттого утратили всякое чувство и имеют совершенно растленный ум. И это их предприятие есть как дьявольское внушение, так и подражание беззаконным иудеям. Как те, отовсюду обличаемые, сами против себя придумывали предлоги, только бы отречься им от Господа, и навлекали на себя предсказанное Пророками: так и еретики эти, усматривая, что повсюду предаются они позору, видя, что ересь их для всех стала гнусною, делаются изобретателями зол, чтобы им, не прекращая борений с истиною, быть в подлинном смысле христоборцами. Ибо откуда возникло у них и это зло? Как вообще осмелились они выговорить эту новую хулу на Спасителя? Но злочестивый, как видно, есть нечто лукавое, и действительно «неискусен о вере» ( 2Тим. 3, 8 ). Ибо еретики эти, сперва отрицая Божество единородного Сына Божия, показывали по крайней мере вид, что признают пришествие Его во плоти; ныне же, постепенно падая глубже и глубже, отказались и от этого своего мнения, и сделались совершенными безбожниками, так-что не признают Его Богом, и не веруют, что сделался Он человеком. А если бы веровали, то не говорили бы того, что написало против них твое богочестие. 2) Посему ты, возлюбленный и истинно желанный, обличив таковых, сделав им увещание и выговор, поступил сообразно с церковным преданием и с благочестивою верою в Господа. Поскольку же они, возбуждаемые отцом их дьяволом , «не познаша, ниже уразумеша, – по написанному, но – во тме ходят» ( Псал. 81, 5 ); то пусть уведают от твоего благоговения, что такое их злоумие свойственно Валентину, Маркиону и Манихею, из которых одни вместо действительности вводили мнимое, а другие, разделяя нераздельное, отрицали, что «Слово плоть бысть, и вселися в ны» ( Иоан. 1, 14 ). Почему же, держась их мыслей, не наследуют и имен их? Ибо справедливо иметь им имена тех, чье содержат зловерие, и именоваться уже валентинианами, маркионитами и манихеями. В таком случае пристыжденные смрадом именований, может быть, в состоянии они будут понять, в какую ниспали глубину нечестия. И хотя справедливость требовала бы не отвечать этим еретикам, по Апостольскому совету: «еретика человека по первом и втором наказании отрщайся, ведый, яко развратися таковый и согрешает, и есть самоосужден» ( Тит. 3, 10, 11 ), особливо же, поскольку и Пророк говорит о таковых: «юрод... юродивая изречет, и сердце его тщетная уразумеет» (Иса. 32, 6): однако-же, поскольку, подобно вождю своему, и они ходят, как львы, ища «кого поглотити» из людей простодушных ( 1Петр. 5, 8 ); то и для нас сделалось необходимым отписать к твоему благоговению, чтобы братия, снова наученные твоим увещанием, предали вящему осуждению их суесловие.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Беседа 2. Исцеление бесноватого лунатика Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж», и тема сегодняшней беседы – Исцеление бесноватого лунатика. Рассмотрим 17-ю главу Евангелия от Матфея с 14-го по 21-й стихи. О какой-то угрозе со стороны Луны в Библии почти ничего не говорится, кроме некоторого намека из Псалтири, где сказано: «Днем солнце не поразит тебя, ни луна ночью» ( Пс.120:6 ). Святые Отцы категорически настаивали на том, что сама по себе луна не может принести какой-либо вред человеку. Блаженный Феофилакт даже высказывал мысль, уже озвученную ранее, что бесы ожидают полнолуния, как бы сидя в засаде; чтобы начать удручать здоровье человека именно в полнолуние – и всё ради того, чтобы, ругая луну, человек косвенно оскорблял и Создателя луны (Бога). Эту мысль разделяет и Евфимий Зигабен , он пишет: «Некоторые демоны в нападениях своих на людей наблюдали известные времена луны, и именно тогда нападали на них, чтобы причиною несчастья казалась луна и поэтому был поносим Творец ее» 14 . Мы же, верующие, знаем, «что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» ( Рим.14:14 ); и еще: «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» ( Тит.1:15 ), ибо все творение Божие, как сказано: «…все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» ( Быт.1 ,31 ). Единственное, что может осквернить мир, – это грех (нарушение Божией заповеди). Сказано: «…исходящее из уст – из сердца исходит – сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека» ( Мф.15:18–20 ). Возможно, что страх перед луной был связан и с древними культами Междуречья, где поклонялись луне. Само семейство Авраама некогда обитало в местах особого магического отношения к луне. Не случайно в Книге Второзакония мы находим слова: «и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды [и] все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом» ( Втор.4:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Возвращение мощей святаго апостола Варфоломея и память святаго апостола Тита НА ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах: стихиры апостолов на 6. Стихиры святаго Варфоломея, глас 4. Подобен: Яко добля: Многосветлаго Солнца звезду незаходимую,/небо одушевленное,/поведающее славу Божию спасительную,/Божественнаго проповедника,/светильника языков,/реку, проливающу струю разума/и напояющу верных сердца,/ублажим прилежно Варфоломея славнаго. Шествия твоя явишася в мори, апостоле,/паче ума человеческа являема:/ввержен бо быв с ковчегом,/к западу текл еси,/от востока благославным/последующим мучеником тебе отобоюду/и честь творящим,/мановеньми Владыки всяческих,/Варфоломее всеизрядне. Воду восхожденьми чудными освятил еси/и ко острову достигл еси Липарскому,/миро источая, славне,/и страсти неисцельныя исцеляя,/и спас сущим тамо быв, и прибежище,/и предстатель, и избавитель/ко всех Царю и Спасу,/Варфоломее апостоле. Ины стихиры святаго Тита, глас тойже. Подобен: Дал еси знамение: Едино Триипостасное проповедуя Божество,/многобожное море язык возмутил еси/и к тихим, блаженне, пристанищем/погружаемый глубиною безбожия ты возвел еси./Темже Небесное возмездие восприял еси,/моля Человеколюбца о воспевающих тя. Божественными сияньми озарив твой ум,/якоже луча шествовав с солнцем,/просвещающи омраченныя/с Павлом, Божественный Тите,/и с ним всю землю от глубокия нощи избавил еси./Темже тя ублажаем, яко святителя богоприятна,/яко апостола божественна,/яко молитвенника тепла. От Крита устремився/и в него возвращаемь,/яко незыблемо основание,/на немже утвердися правая вера,/зданием назда верныя,/Небесною Божественною силою,/Тит Блаженный, отечеству первопрестольник,/Павлу спутник, и верным утешение. Слава, глас 2: Оставив земная,/последовал еси Христу/и, знаменався дохновением Святаго Духа,/послан быв от Него в языки погибшия,/обращати человеки в свет богоразумия,/апостоле Варфоломее,/и, скончав подвиги Божественныя твоея страсти и мук различных,/душу твою Христу предал еси./Того моли, всеблаженне,/даровати нам велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРИН († 285), мч. (пам. 18 окт.; пам. визант. 8 авг. и 18 окт.; пам. древнерус. 8 авг. и 19 окт.). Греч. Мученичество BHG, N 1171 повествует о том, как в гонения имп. Диоклетиана старец М. из Аназарва был схвачен за исповедание христ. веры и привезен в Тарс к игемону Киликии Лисию. В тексте приводится диалог М. и Лисия. Из слов святого мы узнаем о его жизни только то, что он с юности победил греховные страсти. Затем дается описание пыток: святого секли свежими розгами, потом заковали в тяжелые цепи и бросили в темницу, а на следующий день подвесили за ноги на дереве, рубили мечами и опаляли огнем. Видя непреклонность мученика, Лисий велел обезглавить М. за городом и оставить его тело на растерзание псам и диким зверям, чтобы христиане не могли забрать его. Однако ночью по молитвам благочестивых мужей Ксанфия и Саприкия началась гроза с такими яркими молниями, громом и вихрями, что стража разбежалась, а они унесли невредимое тело М. и похоронили в местности Радамн, в 6 милях от Аназарва (ActaSS. Aug. T. 2. P. 347-348). Пространная версия этого Мученичества сохранилась в древнерусском переводе, который содержится под 19 окт. как в домакариевских Четьих-Минеях (РГБ. Вол. 591. Л. 143 об.- 146, посл. четв. XV в.), так и в ВМЧ (ВМЧ. Окт. Дни 19-31. Стб. 1542-1545). Оно отличается от Мученичества BHG, N 1171 не только большей подробностью, но и разногласиями в ряде деталей (напр., диалог М. и Лисия). Согласно древнерус. Мученичеству, старец М. пострадал в правление Диоклетиана и Аристобула. В 285 г. Тит Клавдий Марк Аврелий Аристобул был консулом и префектом претория, поэтому болландист И. Пиний отнес казнь М. к этой дате (ActaSS. Oct. T. 8. P. 274). В древнерус. Мученичестве говорится, что М. был казнен «прежде четырех дний октоврия» (ВМЧ. Окт. Дни 19-31. Стб. 1542), эта дата не совпадает ни с одной из синаксарных дней памяти М. Уточняется, что святого схватили и привели к Лисию «слуги» Евсевий и Евдоксий. Из др. лиц, подчиненных Лисию, по именам названы «контарисий» (видимо, комментарисий - чиновник, ведущий протоколы допросов) Евфалий и «сечец» Архелай. При этом в древнерус. Мученичестве не указаны Аназарв как место происхождения М. и Тарс как место его страдания.

http://pravenc.ru/text/2562040.html

Разделы портала «Азбука веры» Ум – разумная (мыслительная, познавательная) сила души . Выделяется святыми отцами наряду с вожделевательной (желательной) и раздражительной (чувствующей) силой в трехчастном строении души, принятой в православной аскетике и антропологии . Следуя святым отцам, ум есть владычественное начало души, царь и владыка человеческого естества. Он призван господствовать над остальными частями души и всем естеством, подчиняясь при этом Царю всего тварного бытия – Богу . Именно к уму святые отцы, прежде всего, относят Образ Божий в человеке. Священное Писание и святые отцы именуют ум «оком души». Подобно телесному оку, душевному оку также присуще зрение. Зрение ума называется созерцанием или ведением (познанием). Ум может созерцать как вещественный мир, так и невещественные и невидимые предметы. Созерцание ума может быть естественным, например, научное размышление и философствование, но может быть и сверхъестественным. Именно в сверхъестественном созерцании человек познает Бога. Сверхъестественное созерцание осуществляется при помощи и содействии Божественной благодати Святого Духа. Для него недостаточно одних усилий тварного человеческого ума. В сверхъестественное созерцание человеческий ум вводится Самим Богом, объединяясь с Самим Божественным Умом, по Образу Которого он создан. По своей природе человеческий ум ищет Бога, «с Тем ищет соединиться, от Кого получил начало, Кем движется и к Кому устремляется по естественным своим свойствам» (св. Никита Стифат ). До грехопадения человеческий ум был здоровым и бесстрастным, поскольку созерцал Святого Бога и не подвергался воздействию разрушительных страстей. После грехопадения ум, как способность непосредственного, интуитивного познания стал работать страстям, потерял способность созерцать Бога и подменился рассудком. После грехопадения ум стал «плотским» ( Кол.2:18 ), суетным ( Еф.4:17 ), превратным ( Рим.1:21, 1:28 ), поврежденным и развратным ( 1Тим.6:5 , 2Тим.3:8 ), оскверненным ( Тит.1:15 ). После падения человеческий ум отпал от созерцания Бога и впал в неестественное (противоестественное, нижеестественное) состояние.

http://azbyka.ru/um

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Послание к Титу I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ 1) в П.к Т. АВТОРОМ назван Павел ( Тит. 1:1 ), а личное отношение пишущего к адресату ( Тит. 1:4 ), как и поручение, которое он дает ему, подтверждают авторство апостола; 2) ПОВОД к написанию П.к Т. просматривается в самом послании. На о-ве Крит уже было много верующих, но не было духовных руководителей – пресвитеров или епископов ( Тит. 1:5 ). При своем первом посещении этого острова Павел упорядочил жизнь верующих в отдельных городах, но его пребывание там, очевидно, было слишком коротким, чтобы охватить все церкви. Поэтому он оставил там Тита, который должен был завершить начатое апостолом дело и устранить недочеты в руководстве церквами. Тит получил от апостола указания, что именно он должен был делать; 3) АДРЕСАТ. Хотя Тит и не упоминается в Деяниях, но из посланий апостола он известен как его сотрудник ( 2Кор. 2:12.13 ; 2Кор. 7:6–8 ; 2Кор. 8:16–19 ; Гал. 2:1.3 ). Из кратких сведений о нем следует, что Тит был одним из особо близких Павлу помощников, поскольку апостол называет его истинным сыном ( Тит. 1:4 ) и хвалит за усердие ( 2Кор. 8:16 ) и любовь к церквам ( 2Кор. 7:15 ); 4) Павел, очевидно, написал Послание к Титу на пути в Никополь ( Тит. 3:12 ), где он собирался провести зиму, предположительно в период между написанием Первого и Второго ⇒ посланий к Тимофею (I,2). Более точных сведений нет. II. СОДЕРЖАНИЕ А. СОДЕРЖАНИЕ И КОМПОЗИЦИЯ 1 . Приветствие адресату ( Тит. 1:1–4 ). 2 . Основные требования: а) требования к тем, кто назначается на должности епископов и пресвитеров ( Тит. 1:5–9 ); б) размежевание со лжеучителями ( Тит. 1:10–16 ). 3 . Основополагающие правила: а) правила воспитания членов церкви в соответствии с Евангелием ( Тит. 2:1–15 ); б) отношение к властям и окружающим на основе обретенной благодати ( Тит. 3:1–8 ). 4 . Отдельные указания и заключение ( Тит. 3:9–15 ). Б. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ Если Павел в приветств. слове подробно говорит о своем служении и Божеств.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Глава III. Продолжение наставлений о святости жизни (1–11). Заключение: разные сообщения и приветствия (12–15). Тит.3:1 .  Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело, Наставления, здесь начинающиеся, относятся ко всем христианам – без различия пола, возраста и состояния, и определяют главным образом то отношение, в каком христиане должны стоять к окружающим их нехристианам (ср. 1Пет.2:12 и сл.). Особенно апостол велит напоминать критянам о необходимости повиноваться начальству – конечно, гражданскому, так как известно, что жители Крита были всегда склонны к возмущениям. «На всякое доброе дело». Этими словами апостол с одной стороны ограничивает предел повиновения гражданской власти: повиноваться властям нужно, следовательно, только в добрых делах, когда власть не идет прямо против ясных божественных повелений. С другой стороны, призывая христиан участвовать во всяком добром деле, апостол этим самым побуждает нас участвовать во всех благих общественных предприятиях и, в частности, благословляет нас на занятия всякими добрыми искусствами и науками (ср. Флп 4:8 ). Тит.3:2 .  никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам. Тит.3:3 .  Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга. Апостол научает христиан проявлять кротость и снисхождение к неверующим согражданам, потому что христиане по собственному опыту знают, как тяжело живется в язычестве и как трудно язычникам отстать от своих пороков. Тит.3:4 .  Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Тит.3:5 .  Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Тит.3:6 .  Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, Тит.3:7 .  чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Разделы портала «Азбука веры» Об анафеме тем, кто учит раба оставлять его господина, под предлогом благочестия. Если кто-то будет под предлогом благочестия учить раба презирать господина, уклоняться от служения ему и не прислуживать своему господину с добрым расположением и всяким почтением, да будет анафема. Ε τις δολον προφσει θεοσεβεας διδσκοι καταφρονεν δεσπτου, κα ναχωρεν τς πηρεσας, κα μ μετ ενοας κα πσης τιμς τ αυτο δεσπτ ξυπηρετεσθαι, νθεμα στω. Толкования Зонара . Великий Павел в послании к Тимофею говорит: елицы суть под игом раби, своих господий всякия чести да сподобляют. Имущии же верных господий, да не нерадят о них, понеже братия суть: но паче да работают, зане верни суть, иже благодать восприемлющии ( 1Тим.6:1–2 ). И Титу опять заповедует, кого должно учить, и говорит: рабов – своим господем повиноватися, и во всем благоугодным быти и далее ( Тит.2:9 ). Но Евстафий и его последователи учили всему наоборот, и рабов убеждали оставлять их господ и пренебрегать служением им, может быть ради подвижничества; сих собор, следуя апостольскому учению, предает за таковое учение анафеме. Аристен . Тому, кто учит раба оставлять его господина, под предлогом благочестия, анафема. Вальсамон . Великий Павел в послании к Тимофею говорит: елицы суть под игом раби, своих господий всякия чести да сподобляют. Имущии же верных господий, да не нерадят о них, понеже братия суть: но паче да работают, зане верни суть, иже благодать восприемлющии ( 1Тим.6:1–2 ). И Титу опять заповедуя, кого должно учить, между прочим говорит и это: рабов – своим господем повиноватися, и во всем благоугодным быти, непрекословным, не крадущим, но веру всяку являющим благу ( Тит.2:9 ). Тех, которые внушают рабам противное сему, может быть ради подвига, правило предает анафеме. А 66я новелла императора господина Льва Философа повелевает торгующего рабами не подвергать уголовному наказанию по древнему закону, но он должен, вместе с возвращением раба, отдавать, в виде наказания, двойную цену украденного может быть рабом и всего принадлежащего господину; и при этом и ценность его.

http://azbyka.ru/pravo/gangrskij-sobor-3...

Закрыть itemscope itemtype="" > Слово о покаянии и сокрушении 10.02.2009 456 Пока есть еще время, братия мои возлюбленные, будем плакать в молитве нашей, чтобы Господь избавил нас от оного нескончаемого плача и от скрежета зубов, и от огня геенского, и исполнил нас радостию в нескончаемой жизни, откуда бежали болезнь, печаль и воздыхание; где нет ни смерти, ни тления, но повсюду радость, веселие, восторг и прочие блага, яже уготова Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9). Блажен и преблажен, кто сподобится оных благ, беден же и окаянен лишенный сего, потому что Господь говорит: кая польза человеку, аще приобрящет мир весь, и отщетит душу свою? (Мк. 8, 36). Посему да не будет казаться для нас сладостным этот лукавый и суетный век, чтобы не соделались для нас горькими оный неугасаемый огнь, вечный и ядоносный червь. Воспрянь, ленивый, и подражай в жизни своей Христу; посмотри на живущих с тобою, как они подвизаются и прилагают старание о спасении своем, как ясны их светильники и уста их всегда песнословят бессмертного Бога. Подражай не рассеянным, но подвизающимся; не роскошествующим, но постящимся; не смеющимся, но плачущим; не скачущим, но молящимся; не бесовские поющим песни, но воспевающим словеса Духа; не свиряющим, но занимающимся чтением. Соревнуй не обогащающимся, но смиренным духом; вместе с Давидом благодари Господа, яко во смирении нашем помяну ны Господь (Пс. 135, 23). Люби не роскошествовать, но злопострадать, люби не упивающихся, но алчущих и жаждущих; не ссорливых, но миролюбивых; не жестоких, но миролюбивых и милостивых, не дерзких, но кротких. Не будем жить в одном доме с злоречивыми, потому что злоречивые Царствия Божия не наследят (1 Кор. 6, 10). Не сдружайся никогда с еретиками, не ешь и не пей с ними, не будь сопутником их в дороге, не входи ни в дом, ни в собрание их, потому что у них нечисто все, чтО ни есть, как говорит Павел: оскверненным и неверным ничтоже чисто, но осквернися их и ум и совесть (Тит. 1, 15). И так ограждай душу свою, возлюбленный; не сдружайся с еретиками, чтобы не приобщиться к обществу их.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Глава II Тит как проповедник здравого учения о христианской нравственности (1–15). Тит.2:1 .  Ты же говори то, что сообразно с здравым учением: Тит.2:2 .  чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении; Тит.2:3 .  чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру; Тит.2:4 .  чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, Тит.2:5 .  быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие. Тит.2:6 .  Юношей также увещевай быть целомудренными. Проповедуя здравое учение христианское, Тит должен обращаться с особого рода наставлениями к разным возрастам, лицам разного пола и состояния. «Старцы» – это обозначение старческого возраста ( πρεσβτης), а не сана иерархического или священнического ( πρεσβτερος). «Одевались прилично» – точнее: чтобы они держали себя, как прилично святым, т. е. христианам. «Да не порицается слово Божие» (Ср. 1Тим 6:1 ). Тит.2:7 .  Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, Тит.2:8 .  слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого. Тит должен сам подавать пример нравственно доброй жизни. Тит.2:9 .  Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить, Тит.2:10 .  не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога. О рабах с точки зрения апостола Павла см. в толковании на 1Кор 7:21–22 и Еф.6:5 и сл. Тит.2:11 .  Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, Тит.2:12 .  научающая нас, чтобы мы, отвергнувши нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, Тит.2:13 .  ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Тит.2:14 .  Который дал Себя за нас, чтоб избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010