и А. И. Вольских, а также старинный крест XVII века с частицами св. мощей. К освящению председатель строительной комиссии гр. А. А. Строганов поднес замечательную дарохранительницу из уральских и сибирских самоцветов, украшенную бронзовыми фигурами и иконами, написанными на финифти Д. И. Евреиновым. Тогда же от Императрицы Марии Феодоровны поступил золотой потир со вставками из алмазов и рубинов. Рядом с царским местом, сделанным из финского гранита, под стеклом висело послание Синода об убийстве Александра II, а на соседней колонне- манифест 1815 года о Священном союзе. У входа находились памятные каменные доски об освящении собора и барельефы Павла I и Александра I. Снаружи, на алтарной стене, помещался образ Казанской Божией Матери, написанный в 1865 акад. И. А. Тюриным. Начиная с 1743 ежегодно, 30 августа, из Казанского собора по Невскому к Александро-Невской лавре шел самый торжественный в столице крестный ход, в котором поначалу участвовали Государи и кавалеры ордена св. Александра Невского (позднее он начинался от Исаакиевского собора). Этот день в Петербурге считался выходным. 4 апреля крестный ход направлялся к часовне у Летнего сада в память о том, что Александр II после покушения Каракозова прибыл помолиться в собор перед образом Заступницы Небесной. С ее иконой 4 июля верующие шли к Успенскому храму на Сенной площади, чтобы отметить избавление города от холеры в 1849 году. Престольный праздник 8 июля собирал огромное количество народа, и поэтому молебен перед чудотворным образом служили на площади у собора, на особом помосте. Столь же торжественно отмечались " царские дни " , когда на богослужении присутствовали члены императорской фамилии, министры и видные сановники. При пении " Тебе, Бога, хвалим " с Петропавловской крепости гремел пушечный салют. 11 мая, в день свв. Кирилла и Мефодия, на молебен сходились тысячи учащихся церковно-приходских школ, а 14 января - на свой национальный праздник св. Саввы - столичные сербы. 25 декабря, день победы над Наполеоном, отмечался особым благодарственным молебном.

http://sobory.ru/article/?object=01954

Как самый храм Успения Пресвятой Богородицы, так ивесь путь от означенного храма к Александро-Свирской церкви окроплены были святою водою. Во время шествия, после положенного начала Благословен Бог наш, петы были Христос воскресе – трижды и все ирмосы пасхального канона. При пении 9-й песни – Светися, светися… крестоход вступил в Александро-Свирскую церковь. Трезвон колоколов в продолжение всего шествия производим был с колоколен обеих вауловских церквей. Вслед за размещением икон на предназначенных местах началось освящение храма полным освящением и чтение часов. Благовест церковный проджолжался на колокольне Александро-Свирской церкви. Было уже свяше половины одиннадцатого часа утра, когда началось совершение самой Литургии.Церковь была переполнена молящимися. По пропетии причастного стиха петы были стихиры на Хвалитех из службы 11 мая святым Мефодию и Кириллу, а по отпусте Литургии прочитана были Послание Святейшего Синода чадам Святой Соборной и Апостольской Церкви Российской и Слово на день 6 апреля 1885 года, составленное протоиереем Никитиным и изданное Обществом распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви… С особенным умилением слушали предстоявшие чтение послания Святейшего Синода; у многих из слушателей на глазах были видны слезы. После того в том же порядке, как и перед началом Литургии, был совершен вторичный крестный ход. Выход из храма и обход оного вокруг сопровождаемы были пением тропаря Яко апостолов единонравнии. На всех четырех странах крестный ход был останавливаем для совершения литии. За сим перед южной стеной того же храма, на открытом дворе, совершено было молебствие, к которому вынесены были из церкви два аналоя в белых праздничных одеяниях. На один из них возложены были Евангелие и крест, на другой – икона святых Мефодия и Кирилла. Молебен отпрален был благодарственный с приложением тропаря и канона святым Мефодию и Кириллу и с пением вместо песни Тебе Бога хвалим славословия великого. Многолетия провозглашены были:

http://sobory.ru/article/?object=18409

КОНЧАНСКОЕ – САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Самый известный храм, связанный с именем полководца, – церковь святого благоверного князя Александра Невского (Суворовская) Николаевской академии Генерального штаба (Таврическая ул.). В. В. Клавинг пишет: " Деревянная одноглавая церковь , построенная по указанию А. В. Суворова в его имении – с. Кончанском Новгородской губернии. Освящена 13 марта 1799 г. Перенесена в Петербург за исключением колокольни и притвора в 1900 г. в связи со 100-летием со дня кончины полководца. Собрана под руководством архитектора А. И. фон Гогена. Для сохранности обнесена каменной галереей в 1901 г. Отремонтирована и расширена в 1912 г. " . Рисунок церкви , по преданию, начертан самим Суворовым. Храм сооружен из бревен, а снаружи обшит тесом. Над входом полководец поместил надпись: " Аз же множеством милости Твоея вниду в дом Твой и поклонюся ко храму Святому Твоему в страсе Твоем " . Бывая в своем имении, Суворов посещал ежедневные службы, пел и читал на клиросе. В 1900 году журнал " Разведчик " писал: " На 4-й неделе Великого поста Суворовская церковь Кончанской усадьбы Новгородской губернии Боровичского уезда Николаевскою академиею Генерального штаба принята на месте, а затем разобрана для перевозки в Санкт-Петербург, на Преображенский плац " . Для принятия церкви и для участия в среду или в четверг в церковном торжестве с Высочайшего разрешения была командирована депутация от Суворовской комиссии в составе генерал-лейтенанта Бибикова, полковника Мышлаевского и коллежского советника Строганова. " Церковное торжество, – отмечалось в " Разведчике " , – установленное с благословения Новгородского архиепископа Феогноста, состоялось в соборном служении с местным настоятелем отцом Львом Матвеевым обедни, панихиды и молебна, в процессиональном перенесении духовенством антиминса в церковь села Сопины (в четырех верстах от Кончайского), затем при пении " Тебе Бога хвалим " и " Спаси Господи люди твоя " были сняты кресты, а после этого приступлено к разборке церкви , под непосредственным руководством и наблюдением члена строительной комиссии, техника коллежского советника Строганова " .

http://religare.ru/2_97397.html

Краткое, смиренное пение Царю небесный – и второе заседание Собора начинается. Оглашение состава Собора и порядка избрания, затем небольшой доклад о Соборе 1918 г., избравшем Патриарха Тихона, а далее – длинный трактат о деятельности Богословского Института. Верующим не терпится, хочется, чтоб скорее переходили уже к самому основному, но вместе с тем мерная речь ректора Института дает немного отдохнуть и набраться сил для дальнейшего... После доклада зачитывается резолюция о деятельности Богословского Института, возносящая молитву Господину жатвы, яко да изведет делателей на жатву Свою ( Мф 9:38 , ср Лк 10:2 ), и здесь – перерыв перед началом выборов. Легкое, недлительное оживление. Русские святители облекаются в мантии. Радостное нетерпеливое ожидание, и вдруг – тихое пение архипастырей: Днесь благодать Святого Духа нас собра – живое воспоминание Вербного воскресенья, и здесь же – о Кресте... И вси вземше крест Твой глаголем. Дрожь проходит по телу при пении этой стихиры. Неповторимые мгновения... Начинаются выборы. Мерно, с суровой важностью звучит голос настоятеля кафедрального собора, предлагающего вопросы преосвященным о том, кого они желают иметь Патриархом. Опрос идет, начиная с младших по хиротонии архиереев. Последние встают вместе со своими представителями и, называя кандидатуру, кланяются избираемому. Некоторые голоса звучат поспешно, некоторые с интонацией и одушевлением. Чудное зрелище епископов Божиих, облеченных знаками великой власти... Собор единодушно и единогласно избрал Преосвященнейшего Местоблюстителя Патриархом Московским и всея Руси. Все встают. Троекратное аксиос и торжественное пение Тебе Бога хвалим. С волнением раздаются после этого слова Митрополита Николая, говорящего Преосвященнейшему Алексию о единогласном избрании “Его Святыни – Патриархом Московским и всея Руси”. Лик новоизбранного Архипастыря бледен; он, смиренно наклонив голову, благодарит за оказанную ему честь избрания и вместе с тем с глубоким чувством просит о молитвенной помощи в деле, превосходящем естественные силы человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

мимолетное увлечение, не просто временное, а сейчас можно уже сказать: это внедрено во всех нас как самое основное в жизни. Я не знаю никого из нашей семьи, кто не был бы охвачен особой любовью к богослужению, не испытывал особо трепетного отношения в ожидании того или иного церковного праздника. Мы с юности узнали свойственный каждому празднику его особенный аромат, только ему одному присущие особенности. С какой углубленной серьезностью подводил нас отец Сергий к началу церковного круга! Как трепетно ожидали мы ночной службы под 1 сентября (ст. ст.)! Как ждали мы благословения «венца лета», ощущали ответственность за наступающий год, вспоминали уже отшедших и каким торжеством звучало в заключение: «Тебе, Бога, хвалим...»! В день Воздвижения Креста Господня все внимание было направлено на осознание Креста Господня, единого пути для тех, кто хощет по Мне идти (ср.: Мф. 16:24 ; Лк. 9:24 )... И так каждый праздник. А подготовка к Великому посту! Это подлинно была встреча с «весной постной». С каждой подготовительной неделей все трепетнее и трепетнее было это ожидание. И вот наступает Прощеное воскресенье. Уже утром после литургии мы подходим – торжественные, радостные – ко кресту. Отец Сергий тоже улыбается и говорит: «Вот какие вы все светлые и радостные»... И так день за днем он буквально вел нас по церковному кругу И не только в своих проповедях и беседах отец Сергий раскрывал перед нами тайну богослужения, но прежде всего в самом своем служении, в своем отношении к Таинствам, к церковным песнопениям, ко всему церковному строю. Он делал и нас соучастниками этой жизни. То, что зачастую он повторял: «Христианство не учение, а жизнь», – это самое отец Сергий давал нам впитать в себя через богослужение. Прошло полвека, а и сейчас внутреннему слуху открыты многие слова в его неповторимой интонации: «Услыши ны, Боже, Спасителю наш, упование всех концев земли и сущих в мори далече... » Или во время полиелея, когда пелись полностью два псалма, выделялся его голос таким насыщенным благодарением, восхвалением Господа... Каждое слово, сказанное или пропетое отцом Сергием, было действенно, пронизано непосредственным чувством близости Божией и непреклонной верой в то, что оно будет услышано...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Минут пять спустя после прихода в церковь всех начальников и наставников семинарии, царские врата отверзлись и молебен тотчас же начался. Молебен этот был один из числа очень торжественных, его служили собором ректор, инспектор и все профессоры – священники, а место диакона семинарской церкви, пищавшего всегда, точно дикая курочка, занимал, протодиакон. Протодиакон этот, имевший хороший голос и прекраснее произношение, так выразительно читал на молебне ектеньи, в которых соединялись и благодарение Господу Богу за Его благодеяние к ученикам и испрошение напутственного благословение ученикам, что каждое произносимое им слово прошение проникало в сердце каждого из учеников. Благодаря этому прекрасному чтению ектений протодиаконом, а евангелия и молитв ректором, не менее прекрасному и выразительному пению семинарского хора, который в особенности хорошо пропел «Тебе Бога хвалим», и благодаря, наконец, тому особенному настроению духа, в котором в это время находились богословы, последние на этот раз так усердно молились, что едва ли они еще когда-нибудь молились также усердно. Самые даже отчаянные из них, как, например, Николай Андреев, в былое время занимавшийся в церкви лишь наблюдением за посетительницами, и те на этот раз молились от чистого сердца. Молитва же богословов в эту пору была вполне сознательная, разумная происходившая от истинного чувства благоговение и благодарности к Богу, а не от того, чтобы за ними в эту пору присматривал какой-нибудь начальнический глаз. Молебен этот для богословов был, так сказать, границею двух противоположностей – концом всего прошлого, всей школьной жизни, и началом новой жизни еще незнакомой ученикам и требующий от вступающих в нее много труда, опытности и силы духа. Вполне сознавая такое значение этого молебна, каждый из богословов молился теперь так, как именно и можно молиться при таких случаях, когда одна лишь молитва может облегчить нашу душу и доставить нам утешение, они от всего своего детского сердца благодарили теперь за все Его к ним благодеяние, доселе бывшие, и просили себе у Него милости на будущее время...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

Опрос идет, начиная с младших по хиротонии архиереев. Последние встают вместе со своими представителями и, называя кандидатуру, кланяются избираемому. Некоторые голоса звучат поспешно, некоторые с интонацией и одушевлением. Чудное зрелище епископов Божиих, облеченных знаками великой власти…      Собор единодушно и единогласно избрал Преосвященнейшего Местоблюстителя Патриархом Московским и всея Руси. Все встают. Троекратное аксиос и торжественное пение Тебе Бога хвалим . С волнением раздаются после этого слова Митрополита Николая, говорящего Преосвященнейшему Алексию о единогласном избрании “Его Святыни — Патриархом Московским и всея Руси”. Лик новоизбранного Архипастыря бледен; он, смиренно наклонив голову, благодарит за оказанную ему честь избрания и вместе с тем с глубоким чувством просит о молитвенной помощи в деле, превосходящем естественные силы человека.      Звучит многолетие и начинается радостное приветствие новоизбранного во Патриарха: Сей день, егоже сотвори Господь . Незабываемые минуты, минуты радости и глубокого душевного волнения — первые минуты наречения Патриарха, ибо “что есть Патриарх для паствы своей?”, как задает этот вопрос новоизбранный Предстоятель Православной Церкви Русской, — ее апостол.      Раздаются слова обращения Собора ко всем верующим; Церковь взывает об исправлении нравов, быта, о должном отношении к великим таинствам покаяния и причащения, о хранении постов.      Уже утомлены все; много пережито за это заседание; на этот раз оно очень многолюдно, но уже нельзя беспокоить и высоких гостей и новоизбранного Святителя. Гул, оживление, не хочется уходить из храма, опять у подножия святыни Иверской хочется умолять Господа и Его Пречистую Матерь о судьбах Церкви Русской: Утверждение на Тя надеющихся, утверди, Господи, Церковь … Ведь это как раз поется теперь в дни перед Сретением Господним.      Народ редеет. Уезжают громоздкие кабины с прожекторами и киноаппаратами. Расставляются и разносятся стулья. А храм до самого купола точно замер и чем-то наполнен, и в глубоком гулком молчании, там вверху хранит глубокие тайны…      Утверждение на Тя надеющихся, утверди, Господи, Церковь .

http://pravmir.ru/vospominaniya-monaxini...

От горы Афонския блаженный Антоний в Россию пришед и, да будет на месте сем Святыя Горы благословение, рек, пояше: отец наших Боже, благословен еси. От дому родительню преподобный Феодосий к Иерусалиму тещи желая, на горы Киевския прииде и сотвори я своею святынею, яко Сиона; труды же своими распространив обитель, яко Иерусалима, пояше: отец наших Боже, благословен еси. От мирских любосластных страстей, аки от вавилонскаго пламене, неопальни соблюдшеся, отцы святии ныне в Церкви торжествующих с радостию вопиют: Единый в Троице Боже отец наших, благословен еси. Богородичен: От Христа Бога посылахуся на проповедь два два, аможе Сам идти хотяше; Пречистая же Дева Богородица, хотящи Сама новопросвещенныя люди российския посетити и сотворити Себе посреде их селение, посла в Россию, аки апостольскую двоицу, сия два избранныя рабы Своя, Антония и Феодосия, поющия: воплощенный от Девы Христе Боже, со Отцем и Духом благословен еси. Песнь 8 Ирмос: Царя Небеснаго, Егоже поют вои ангельстии, хвалите и превозносите во вся веки. Царя Небеснаго в ангельском чину прославити хотя, пещеру житием твоим равноангельным соделал еси аки Небо, Антоние святе, и, земных Ангелов лик собрав, глаголал еси к ним: Егоже поют на Небеси вои ангельстии, Того мы на земли хвалим и превозносим выну. Царю Небесному ввоинитися хотя, железом приковался еси, аки воинским поясом препоясуяся, Феодосие терпеливодушне, и подвизался еси, яко добр воин Иисус Христов, дондеже, мир и плоть одолев, врага диавола победил еси, торжественно хваля и превознося укреплявшаго тя Господа. Царю Небесному с вои ангельскими ныне на Небеси предстояще, не забудите нас, притекающих к вам, о отцы преблаженнии, да и мы сподобимся с вами в будущей жизни хвалити и превозносити Христа во веки. Богородичен: Царя Небеснаго рождшая, Богоневесто Владычице, сподоби ны части праведных, да с ними купно восхвалим рождшагося от Тебе Владыку и прославим во веки. Песнь 9 Ирмос: Воистину Богородицу Тя исповедуем, спасеннии Тобою, Дево Чистая, с безплотными лики Тя величающе.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-prepo...

Проповедующий епископ, словом глубоко проникающий в некую избранную душу. Где мы видели это ещё? Пушкин, слушающий святителя Филарета, — вот где. Я лил потоки слёз нежданных, И ранам совести моей Твоих речей благоуханных Отраден чистый был елей… Великий человек, словом проповеди переворачивающий душу в другом великом человеке, способном повлиять на целые поколения! Проходите мимо этого зрелища, если хотите, а я не могу не остановиться и не вздрогнуть от встречи с чудом. Филарет — Александр. Хочется крикнуть: «Ещё, ещё!» Амвросий был постник и подвижник. Он не играл в христианство и не пользовался епископством. Он служил Христу и распинался за паству. Если нужно плоть умертвить, то, значит, нужно умертвить. Воля римлянина, принявшего благодать, способна творить чудеса аскетизма. И если истончается тело, если обостряется ум, если сердце даже во сне произносит имя Иисуса, то невидимый мир приближается к человеку. Так однажды во время долгого воздержания Амвросию явились двое в белых одеждах. Тени — не тени; Ангелы — не Ангелы. Они явились дважды и назвали свои имена. А потом указали место, где лежат их, за Христа изувеченые, тела. Их звали Протасий и Гервасий. Епископ нашёл место их погребения и обрёл тела двух мучеников, пострадавших в первом веке. Такие события — великое торжество Церкви, подобное обретению Креста при Елене. Земля отдаёт сокровище, из многих глаз льются слёзы, которые невозможно сдержать, в воздухе разносится благоухание, умножая радость, Бог благоволит творить через новообретённые мощи чудеса. Кафедра Медиолана укрепляется невидано. Трудно сказать даже, кто более славен: Рим или престол Амвросия? Здесь свой литургический чин, отличный от римского, и епископ сам пишет многие песнопения. Одно из них — Te Deum, или «Тебе Бога хвалим», — доныне поётся и на Востоке, и на Западе. Так в трудах он проводит дни — рыцарь веры, поэт и духовный воин, избранный на епископство детским криком. Он просил похоронить его вместе с мучениками, тела которых обрёл. На его лицо не положили серебряную маску, и он почивает в полном облачении между Протасием и Гервасием, лежащими справа и слева. Епископская митра надета просто на череп, на мощи. Глаза, некогда грозно смотревшие на Феодосия и умно сиявшие на Августина, который стоял среди слушавшего проповедь народа, на время перестали сиять. Они на время уступили пустоте глазных впадин, но непременно опять засияют в день воскресения мёртвых. Обновится плоть и оживут кости. Как от долгого сна, поднимутся лежащие рядом Протасий и Гервасий. Поднимутся и попросят багословения у епископа.

http://pravmir.ru/prizvannyj-ustami-mlad...

Прп. Ефрем Сирин – составитель многих песнопений и напевов, учредитель греческой крюковой нотации. Святитель Иоанн Златоуст, архиеп. Константинопольский – много потрудился словом и делом для благоустройства церковного пения. Он впервые организовал настоящий певческий хор под управлением придворного музыканта, принимавший участие в литургиях и всенощных. Прп. Роман Сладкопевец , диакон – творец кондаков, которых он написал до тысячи (среди них – «Дева днесь», «В молитвах неусыпающую», «Душе моя» Прп. Иоанн Дамаскин – роль которого в истории церковного пения заслуживает отдельного рассказа. Он составитель многих церковных песнопений и установитель в нашей Церкви Осмогласия—основного закона ежедневного богослужебного пения. В Западных Церквах много заботились об устройстве пения: Святитель Амвросий Медиоланский – памятником его трудов осталась книга «Антифонарий», в которой положены были на ноты составленные им гимны (среди них «Тебе Бога хвалим»). Святитель Григорий Двоеслов – устроил в Риме певческую школу, просуществовавшую около 300 лет, в которой благоговейно сохранялись подлинник его Церковного Устава и бич для наказания певчих. Существует немало примеров того, что церковное пение есть дело богоугодное и что люди, надлежаще его употребляющие, пользуются особым покровительством Божиим, преимущественно через Матерь Божию. Так, прп. Роман Сладкопевец получил дар песнопения через свиток, данный ему Богоматерью. Она же исцелила отсеченную руку Иоанна Дамаскина . Подобного же явления и исцеления удостоился афонский певец XIV в. Иоанн Кукузель. По преданию Матерь Божия явилась прп. Косме Маюмскому, составителю «Честнейшей» и «… с веселием рекла: “Приятны Мне те, которые поют духовные песни, но никогда Я столь близка не бывала к ним, как когда поют они сию новую песнь твою”». По прошествии двадцати веков христианской истории церковное пение, сливая воедино музыку и слова молитвы, воздействует на людей все с той же благодатной силой – возвышает душу над земным, примиряет нас с самими собой и с ближним, уменьшает наши немощи, облегчает наши скорби, приводя нас в состояние, так знакомое каждому молящемуся в православном храме, когда, по слову поэта:

http://azbyka.ru/proisxozhdenie-i-istori...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010