Разделы портала «Азбука веры» Тропарь св. Живоначальной Троице (Праздника Пятидесятницы). Глас 8 Церковнославянский Русский Благословен еси, Христе Боже наш,/Иже премудры ловцы явлей,/низпослав им Духа Святаго,/и теми уловлей вселенную,/Человеколюбче, слава Тебе. Благословен Ты, Христе Боже наш,/явивший премудрыми рыбаков,/ниспослав им Духа Святого/и через них уловивший вселенную./Человеколюбец, слава Тебе! КАНОН ТВОРЕНИЕ МИТРОФАНОВО, ГЛАС 1 Песнь 1 Ирмос: Твоя победительная десница/Боголепно в крепости прославися:/та бо, Безсмертне,/яко всемогущая, противныя сотре,/Израильтяном/путь глубины новосоделавшая. Ирмос: Твоя, Бессмертный, победоносная десница/божественно силою прославилась:/ибо она, как всемогущая, противников сломила,/а израильтянам проложила/новый путь по глубине. Припев: Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе. Припев: Пресвятая Троица, Боже наш, слава Тебе. Едино Триипостасное Начало,/Серафими немолчно славят:/Безначальное, Присносущное, творительное всех, непостижимое,/еже и всяк язык верно почитает песньми. Серафимы, не умолкая, славят/Единое Триипостасное Начало/– безначальное, вечное, сотворившее все, непостижимое:/Его и всякий язык с верою/песнопениями прославляет. Да человеком единственное,/трисиятельное Твое явиши Божество,/создавый прежде человека,/по Твоему образу вообразил еси,/ум ему, и слово и дух дав,/яко Человеколюбец. Чтобы людям явить Свое единое,/Тройственным Светом сияющее Божество,/Ты, создав в начале человека,/по образу Своему устроил его,/ум, и слово, и дух даровав ему как Человеколюбец. Слава: Свыше показуя единственную/Богоначальных в триех Ипостасех державу, Отче,/рекл еси равнодетельному Твоему Сыну, и Духу:/приидите сошедше, языки их слияим. Слава: Проявляя свыше единую/в Трех Богоначальных Лицах власть,/Ты, Отче, изрек равнодействующему Сыну Своему и Духу:/“Давайте, сойдя, смешаем их языки”. И ныне: Ум убо есть нерожденный Отец,/образно премудрыми предречеся,/Слово же собезначально, соестественный Сын,/и Дух Святый, иже в Деве Слова создавший воплощение.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/kanon-svy...

Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе среди царских чертогов в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией матери и священные останки земной Ее жизни — риза и пояс Ее, но в IX веке праздник сей внесен в типики монастырей святого Саввы Студийского и потом в триодь и с того времени сделался общим для всей Восточной Церкви. Сайт храма Похвалы Пресвятой Богородицы в г.Павлоград В субботу пятой недели Великого поста Церковь совершает неседальное пение образу Пресвятой Богородицы. Древние израильтяне, видя гибель врагов своих в пучинах Чермного моря, воспели на берегах его победную песнь Избавителю Богу: «Десница Твоя, Господи, прославися в крепости, десная Твоя рука, Господи, сокруши враги!» С тех пор ветхозаветная Церковь в праздник Пасхи ежегодно воспевала сию благодарно-победную песнь в воспоминание чудесного избавления своего от сильных врагов. Православная, новозаветная Церковь видела неоднократно поборающую по себе десницу Всемогущего; ее враги в тяжкие минуты опасности были низлагаемы чудесною помощью. В субботу на пятой неделе Великого поста святая Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста, или благодарственной Похвалы Пресвятой Богородице Одигитрии. Празднество сие установлено в IX веке за неоднократное избавление Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия супостатов. При императоре Ираклии, когда патриарх Сергий, нося на руках своих икону Пресвятой Богородицы по стогнам и стенам града, умолял Господа о защите против свирепых врагов персидских и скифских войск, осаждавших Константинополь, тогда народ искал защиты в храмах Господних, день и ночь умоляя Усердную Заступницу спасти свой город. Эта икона теперь находится в Москве в Успенском соборе и называется Влахернскою. Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил его Божией Матери и почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и града своего. Многие храмы в честь Ее были там воздвигнуты. Во Влахернском храме хранилась святая Ее икона, писанная святым евангелистом Лукою. В достопамятную ночь, когда соединенные силы агарян и персов с моря и с суши двинулись на сокрушение стен константинопольских, внезапно противу самого Влахернского храма восста­ла страшная буря, которая рассеяла и потопила суда их со множеством войска. Остальные враги со стыдом бежали. Тогда-то во всю эту ночь благодарный на­род, пребывавший во Вла­хернском храме, возгласил Защитнице града побед­ную, всенощную и неседальную песнь: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!» И с того времени на воспоминание столь великого чуда Православная Церковь постановила празд­нество Похвалы Пресвятой Богородицы.

http://pravmir.ru/poxvala-presvyatoj-bog...

сост. Е. Кустовский Ирмологий, с Богом Святым, обдержай вся ирмосы осмогласника, Владычних же и Богоматере праздников и всего лета Ирмосы 1-го гласа Песнь 1 Воскресен: пт ст Твоя победительная десница/Боголепно в крепости прославися:/та бо, Безсмертне,/яко всемогущая противныя сотре,/израильтяном путь глубины новосоделавшая. В Рождество Христово: Христос раждается – славите!/Христос с Небес – срящите!/Христос на земли – возноситеся!/Пойте Господеви, вся земля,/и веселием воспойте, людие,/яко прославися. Ин канон: Спасе люди чудодействуяй Владыка,/мокрую моря волну оземленив древле;/волею же рождься от Девы,/стезю проходну Небесе полагает нам./Егоже, по Существу равна же Отцу и человеком, славим. В поклонение Честнаго Креста: Божественнейший прообрази древле Моисей,/в Чермнем мори провед Израиля Крестом Твоим,/воду жезлом пресек,/песнь Тебе исходную/воспевая, Христе Боже. Во Святую Пасху: Воскресения день,/просветимся, людие,/Пасха, Господня Пасха:/от смерти бо к Жизни/и от земли к Небеси/Христос Бог нас преведе,/победную поющия. В неделю Фомы: Поим, вси людие,/от горькия работы фараони Израиля Изменшему/и во глубине морстей ногами немокрыми Наставльшему/песнь победную,/яко про славися. Во Успение Богородицы (ин канон): Преукрашенная Божественною славою,/священная и славная, Дево, память Твоя/вся собра к веселию верныя,/начинающей Мариаме с лики и тимпаны/Твоему поющия Единородному:/славно яко прославися. Введения (ин канон): вт Песнь победную поим вси Богу,/сотворшему дивная чудеса мышцею высокою/и спасшему Израиля,/яко прославися. Прочии по алфавиту: Вознесу Тя, Боже, Спасе мой,/яко воскресл еси от мертвых,/поправ смерть. ср сб Горькия работы избавлься Израиль,/непроходимое пройде, яко сушу,/врага зря потопляема,/песнь яко Благодетелю поет Богу,/чудодеющему мышцею высокою,/яко прославися. Господеви поим победную песнь,/во исходе Израилеве из Египта/Чермнаго моря и Иордана струи огустившему,/Единому преславно,/людем, пешешествующим посреде его,/славно бо прославися.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» Октоих, Глас 1.7, Неделя, Канон воскресный Глас 1 Песнь 1 Ирмос: Твоя победительная десница Боголепно в крепости прославися: та бо Безсмертне, яко всемогущая, противныя сотре, Израильтяном путь глубины новосоделавшая.  Припев: Слава, Господи, святому воскресению Твоему. Иже рукама пречистыма от персти богодетельне исперва создав мя; руце распростерл еси на кресте, от земли взывая тленное мое тело, еже от Девы приял еси.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Умерщвление подъял еси мене ради, и душу смерти предал еси, иже вдохновением Божественным душу ми вложивый, и отрешив вечных уз, и совоскресив нетлением прославил еси.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Радуйся, благодати источниче, радуйся, лествице, и двере небесная, радуйся, свещниче, и ручко златая, и горо несекомая, яже Жизнодавца Христа мирови рождшая.  Песнь 3 Ирмос: Едине ведый человеческаго существа немощь, и милостивно в не воображся, препояши мя с высоты силою, еже вопити Тебе, Святый: одушевленный храме неизреченныя славы Твоея, Человеколюбче.  Припев: Слава, Господи, святому воскресению Твоему. Бог Сый мне, Блаже, падшаго ущедрил еси, и снити ко мне благоволив, вознесл мя еси распятием, еже вопити тебе, Святый: храме одушевленный неизреченныя Твоея славы, Человеколюбче.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Живот ипостасный Христе сый, в истлевша мя, яко Милосердый Бог оболкся, в персть смертную сошед Владыко, смертную державу разрушил еси, и мертв тридневен воскрес, в нетление мя облекл еси.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Бога заченши во чреве Дево, Духом Пресвятым, пребыла еси неопалима, понеже Тя купина законоположнику Моисею, палимую нежегомо, яве предвозвести, огнь нестерпимый приемшую.  Седален, глас 1 Гроб Твой Спасе, воини стрегущии, мертвии от облистания явльшагося ангела быша, проповедающа женам Воскресение. Тебе славим тли потребителя, Тебе припадаем воскресшему из гроба, и единому Богу нашему. Стих: Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, не забуди убогих Твоих до конца. Ко Кресту пригвождься волею Щедре, во гробе положен быв яко мертв, Животодавче, державу стерл еси, Сильне, смертию Твоею: Тебе бо вострепеташа вратницы адовы, Ты совоздвигл еси от века умершыя, яко един Человеколюбец. 

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-voskr...

С. Снессорева Празднества иконам Пресвятой Богородицы в преходящие по пасхалии дни Похвала богородицы Похвала богородицы В субботу пятой недели Великого поста Церковь совершает неседальное пение образу Пресвятой Богородицы. Древние израильтяне, видя гибель врагов своих в пучинах Чермного моря, воспели на берегах его победную песнь Избавителю Богу: «Десница Твоя, Господи, прославися в крепости, десная Твоя рука, Господи, сокруши враги!» С тех пор ветхозаветная Церковь в праздник Пасхи ежегодно воспевала сию благодарно-победную песнь в воспоминание чудесного избавления своего от сильных врагов. Православная, новозаветная Церковь видела неоднократно поборающую по себе десницу Всемогущего; её враги в тяжкие минуты опасности были низлагаемы чудесною помощью. В субботу на пятой неделе Великого поста Святая Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста, или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице Одигитрии. Празднество сие установлено в IX веке за неоднократное избавление Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия супостатов. При императоре Ираклии, когда патриарх Сергий, нося на руках своих икону Пресвятой Богородицы по стогнам и стенам града, умолял Господа о защите против свирепых врагов персидских и скифских войск, осаждавших Константинополь, тогда народ искал защиты в храмах Господних, день и ночь умоляя усердную Заступницу спасти Свой город. Эта икона теперь находится в Москве в Успенском соборе и называется Влахернскою. Император Константин Великий , основатель Константинополя, посвятил его Божией Матери и почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и града своего. Многие храмы в честь Её были там воздвигнуты. Во Влахернском храме хранилась святая Её икона, писанная св. евангелистом Лукой. В достопамятную ночь, когда соединённые силы агарян и персов с моря и с суши двинулись на сокрушение стен константинопольских, внезапно противу самого Влахернского храма восстала страшная буря, которая рассеяла и потопила суда их со множеством войска. Остальные враги со стыдом бежали. Тогда-то во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную, всенощную и неседальную песнь: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!» И с того времени на воспоминание столь великого чуда Православная Церковь постановила празднество Похвалы Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Разделы портала «Азбука веры» Минея, 10 Января, Канон Глас 1 Песнь 1 Ирмос: Твоя победительная десница боголепно в крепости прославися: та бо, Безсмертне, яко всемогущая, противныя сотре, израильтяном путь глубины новосоделавшая.  Припев: Преподобне отче Дометиане, моли Бога о нас. Востания плоти, и страстей нашествия, богоприятне, и востающую в души моей укроти брань, в мирне, отче, устроении соблюди.  Припев: Преподобне отче Дометиане, моли Бога о нас. Желанием и любовию неуклонною Вышней премудрости прикоснувся, плоть покорил еси и сущая земная оттрясл еси, преподобне, и Бог истинно в причастии был еси.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Дометиан чудный, помалу от земли возвышаемь, прииде от силы худыя к совершенней силе и восхождения в сердцы положи.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Водами омочив плоти, еже прият Господь смешение, от Твоих содела девственных кровей человечество, ко ополчением противным непоборно.  Песнь 3 Ирмос: Едине Ведый человеческаго существа немощь и милостивно в не воображся, препояши мя с высоты силою, еже вопити Тебе, Святый: одушевленный храме неизреченныя славы Твоея, Человеколюбче.  Припев: Преподобне отче Дометиане, моли Бога о нас. В крепости своей враг преветхий, твоея души не могий крепости поколебати, ухищряет во время твоего разрешения тайнами птиц худых низложити.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Велехвалением своим праведно изничтожествуется приуязвлением змий окаянный, и в вид песиих мух превратися немощию множайшею, и под ногами лежит праведных красными, попираемь.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Из Тебе рождейся без семене Сын Превечный, Дево Мати, мир обнови, сокровеннаго змия водами в крещении Своем умертвив Господь и тления человеки избавив.  Седален, глас 1 Священства украшаемь, отче, помазанием богоданным, уяснил еси сие божественными добротами добродетелей и божественным ко Христу повиновением и, скончав твое течение, на небесех вопиеши со ангелы: слава благоутробию Твоему, Спасе, слава Царствию Твоему, слава смотрению Твоему, Едине Человеколюбче. Песнь 4

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-prepo...

и и – и и и – и. В ирмосе «Твоя победительная десница» – девять слогов и следуют они так: – и и и – и и и -. Наш славянский текст ирмосов – переводный и как таковой утратил особенность стихосложения оригинала, поэтому мы можем спеть нашим напевом «Воскресения день» и ирмос «Твоя победительная десница». Но преп. Феодор Студит писал данный канон для греков, а им спеть эти ирмосы на один мотив без искажения напева так же невозможно, как невозможно нам спеть «Вечная память» напевом «Со святыми упокой». Приходится сожалеть, что В. Талин игнорировал историческую сторону рассматриваемого вопроса, которая в настоящее время достаточно исследована. Расшифрованы и опубликованы образцы византийского восьмигласия и, в частности, модели для пения ирмосов 1-го гласа 2 . В свете этих научных открытий суждения нашего автора по поводу указаний Типикона об отправлении канонов в Неделю крестопоклонную и его полемика по этому вопросу с прот. К. Никольским и составителями «Богослужебных указаний» на 1951 и 1958 годы, изданных Московской Патриархией, представляются неубедительными. Напрасным нам кажется и его упрек составителям «Богослужебных указаний» по поводу фразы: «Ирмосы, обозначаемые в начале каждой песни, указывают музыкальный размер данной песни и имеют то же значение, что надписания „подобны“ над стихирами» 3 . Можно ли в данном случае начальные слова Пасхального канона относить к «подобным», задает вопрос В. Талин составителям «Богослужебных указаний». Ответим, что сравнение надписаний ирмосов в канонах с указаниями «подобны» у стихир принадлежит ныне почившему преосвященному епископу Афанасию (Сахарову) , возглавлявшему дело издания «Богослужебных указаний» на 1958 год. Преосвященный епископ Афанасий был выдающийся знаток церковного устава, житий святых и гимнографии. Он знал наизусть не только все «подобны», но и на какой «подобен» положено петь ту или иную стихиру или тот или иной тропарь. И если он употребил в данном случае слово «подобен», то только имея в виду аналогию, которая в действительности у православных греков в пении на «подобен» и в пении тропарей канона по образцу указанного ирмоса существует. Никакого смешения понятий церковно-уставной терминологии у преосвященного Афанасия, конечно, не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

По 2-й стихологии седален, глас 1: Днесь отечество Российское зарями страстоносца просвещается, Церковь Божия цветы благовонны украшается: морем веры исповедания прелести угасил еси злословие. Темже Христу приносяще хвалу, всесвятую твою память празднуим. Слава, и ныне, Богородичен: Мати Божия Пречистая, оскверненна суща ны молитв Твоих иссопом ныне очисти, презирая вся прегрешения наша и на раны душевныя миро милости возливая: разумеем бо из Тебе Бога воплощенна, Того моли спастися нам. По полиелеи седален, глас 8. Подобен: Б лагословен еси: В небесную Церковь вшел еси священно, на земли священнодействуя законно. Троице предстоиши, блистании истекающими сияя богатно: молися, блаженне, грехов оставление подати, подвиги твоя прославляющим. Слава, и ныне, Богородичен: Не премолчат уста наша, Дево Чистая, Тя прославляющи, от избытка бо сердца глаголют: избави от бед и враг видимых и невидимых, Богородице Владычице, на Тя надежду возлагающих, Едина Заступнице. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 8: Г осподь Заступник мой и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Стих: Я ко на Мя упова и избавлю и, покрыю и, яко позна Имя Мое. Или глаголи прокимен общий священномученику. По 50-м псалме стихира, глас 6: Святителю, наставниче людей богомудрых,/мучениче непобедиме,/сосуд священ Святаго Духа быв,/нас ради страсти претерпевшаго/и бесстрастие источившаго/был еси раб верен:/данный ти талант преумножив,/сонм ученик ко Христу привел еси,/стадо словесных овец, в преподобии и правде. Канон Богородицы: В оду прошед: на 6. Таже канон священномученика Амвросия на 8, егоже краегранесие: Радуйся, верных похваление. Глас 1. Песнь 1. Ирмос: Твоя победительная десница: Страстьми страсти исцеляет Пострадавый о нас, Емуже последовав, мирское все отвергл еси омрачение и страсти претерпев, блаженне, небесному невещественному Свету приближился еси. Данный талант умножив, яко благий раб, вшел еси в радость Господа. Предстоя же Его престолу непрестай поминати, чтущих святую память твою.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В свете сказанного будет понятно, что последующие песнописцы в большинстве случаев при сочинении канонов пользовались ирмосами преп. Иоанна Дамаскина как своего рода моделью. Свои тропари они сочиняли, следуя силлабике стихосложения избранного Дамаскинова ирмоса и для удобства поющих, чтобы те знали, каким напевом надо петь этот канон, указывали над тропарями первые слова ирмоса-модели. Так поступил и преп. Феодор Студит († 826), составитель канона Триоди для Крестопоклонного воскресенья. Он написал этот канон, следуя в стихосложении модели Пасхального канона Иоанна Дамаскина , и краткой надписью «Воскресения день» указал напев этого канона, и только. Нечто подобное мы наблюдаем и в нашем русском богослужении. В певческих, книгах синодального издания встречаются Херувимские с надписанием «на „Радуйся“» или «на „Видя разбойник“». Это указывает на определенный напев, и никому в голову не придет вместо «Иже херувимы» петь «Радуйся, Живоносный Кресте». Иногда приходится слышать, как народ поет «Тело Христово приимите» напевом «Благообразный Иосиф». Но одно дело петь так «Тело Христово приимите», и другое дело – петь вместо этого стиха «Благообразный Иосиф», хотя в обоих песнопениях упоминается Тело Христа Спасителя. Нам кажется, что если бы В. Талин был знаком с историей канона как жанра церковной гимнографии й знал бы истинное значение надписи над каноном Недели крестопоклонной «Ирмос „Воскресения день, просветимся, людие“», то он не задал бы вопроса, почему же здесь составитель службы указал на пасхальный ирмос, а не на ирмос 1-го гласа Октоиха «Твоя победительная десница». Ответим В. Талину на его вопрос вопросом же, а как бы он пропел одним и тем же напевом, без добавлений или сокращений его, с сохранением ударений текста хотя бы только первую строку названных им греческих ирмосов «Αναστσεως ημρα» и «Σου τροπαιοχος δεξι»? В обеих строках не только разное количество слогов, но и различное расположение ударений. Обозначим ударные слоги знаком «-», а слабые , или неударные – «и». В ирмосе «Воскресения день» получается всего восемь слогов и расположены они в следующем порядке:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Слава: С любовию взываеши к нам, преподобне:/ Вскую любите суету и ищете лжи?/ Вскую глаголите: кто явит нам благая?/Дщери и сынове человечестии,/пожрите жертву правды и уповайте на Господа/и уведите, яко удиви Господь преподобныя Своя/и знаменася на нас свет лица Божия,/Господь услышит ны, внегда воззвати нам к Нему. И ныне, Богородичен или праздника: Богородице Дево, христианом Помощнице,/всем ищущим спасения Прибежище,/подвигом добрым подвизающимся Споборнице,/на демонская полчища одоление,/целомудренно живущим благословение,/молися за ны, да простит нам прегрешения наша. По полиелеи седален, глас 2: Приидите на гору Почаевскую,/постническое сословие и празднолюбцы вси,/приидите, лик духовный составим/и к преподобному отцу нашему Амфилохию сице возопиим:/радуйся, отче священнейший,/слезами своими фараона мысленнаго потопивый;/радуйся, тело твое вечныя ради жизни/пощением и трудами изнуривый;/радуйся, купно с Иовом святым/во обители Божия Матере сияяй./Радуйся, преподобне отче Амфилохие,/молитвенниче о душах наших. Слава и ныне, Богородичен: Предстательство Твое крепкое, Богородице,/и светлая Твоя слава на горе Почаевстей показася/в живоносном источнице и чудотворнем образе Твоем,/сего ради о Тебе ныне хвалимся и веселимся вси,/яко к Сыну Твоему Христу Богу нашему/ходатайствуеши о всех, к Тебе прибегающих. Степенна 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4: Ч естна пред Господем/смерть преподобных Его. Стих: Ч то воздам Господеви о всех,/яже воздаде ми? Евангелие от Матфеа, зачало 43. По 50-м псалме стихира, глас 6: Днесь благодать Святаго Духа нас собра/с ликом ангельским/и собором Волынских святых/праздновати память/Амфилохия достохвальнаго,/той бо молит дерзновенно/о земли нашей,/во еже в мире/и благостоянии ей быти/и спастися душам нашим. Канон преподобнаго, глас 1. Песнь 1 Ирмос: Т воя победительная десница,/боголепно в крепости прославися:/та бо, Безсмертне,/яко всемогущая, противныя сотре,/израильтяном путь глубины новосоделавшая. Благодатную помощь Твою, Господи, низпосли нам, во еже воспети угодника Твоего, отца нашего Амфилохия, благочестия подвижника и лавры Почаевския украшение дивное.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010