Тропарь, глас 3: Апостоли святии,/молите Милостиваго Бога,/да прегрешений оставление/подаст душам нашим. Слава, мученику, глас 4 Мученик Твой, Господи, Епимах,/во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего:/имеяй бо крепость Твою,/мучителей низложи,/сокруши и демонов немощныя дерзости./Того молитвами/спаси души наша. И ныне, Богородичен или Крестобогородичен. НА УТРЕНИ Един канон Октоиха. И святых два. Канон апостолов, егоже краегранесие: Верно похвалю Божия слуги. Иосиф. Глас 1. Песнь 1 Ирмос: Твоя победительная десница/Боголепно в крепости прославися:/та бо, Безсмертне,/яко всемогущая противныя сотре,/израильтяном путь глубины новосоделавшая. Верою почитающия вашу, священнии благоглаголивии, память/и торжествующия радостно,/страстей мглы избавите и вечныя радости причастники соделайте. Стопам последующе Христа, воплощеннаго за милосердие, пребогатии,/Сего же повелением Богоначальным служаще,/явистеся всех заблуждших наставницы к благочестию. Стахия и Амплия мудраго, и Урвана, Апеллия же, и Наркисса, и Аристовула,/Христовы ученики бывшия,/верою сошедшеся, должно ублажим. Богородичен: Явственную гору Божию, кивот святый и трапезу,/стамну же всезлатую, чистую Иисусову палату,/Благословенную в женах ублажим. Ин канон мученика. Глас 4. Песнь 1 Ирмос: Воспою Тебе, Господи Боже мой,/яко извел еси люди из работы египетския,/покрыл же еси колесницы фараоновы и силу. Воспою Тебе, Господи Боже мой,/яко показал еси нам память мученика, озаряющу всяческая,/яко един Многомилостив. Воспою Тебе, Господи Боже мой,/яко непобедима Твоего показал еси мученика,/поборника в мученицех на безбожие. Воспою Тебе, Господи Боже мой,/яко даровании Божественными Твоего страдальца украсил еси, Епимаха,/и честию венчал еси. Богородичен: Воспою Тебе, Господи Боже мой,/яко безсеменно из утробы Девы родился еси,/Еяже ради и спасаеши вся, яко един Многомилостив. Песнь 3 Ирмос: Едине ведый человеческаго существа немощь/и милостивно в не воображся,/препояши мя с высоты силою,/яже вопити Тебе, Святый:/одушевленный храме неизреченныя славы Твоея, Человеколюбче.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но надо заметить, что каждый глас имеет в свою очередь несколько напевов. Разница между этими напевами уже значительно меньше, чем между разными гласами. Для примера возьмем напевы «Камени запечатану» и «Твоя победительная десница»: глас их один и тот же – 1-й, но напевы различны; что-то общее, однако, между этими напевами есть. Таким образом, каждый глас имеет особенный напев для стихир, особенный для тропаря и кондака, особенный для канона, прокимна и т.д. Мало того: каждый глас может и еще далее изменять свой напев, может иметь такой напев, который мало походит на его обычный напев. Например, ирмосы «Твоя победительная десница», «Христос раждается» и «Воскресения день» – все одинаково 1-го гласа, но какая разница в их напевах! Такой особенный напев гласа называется самогласным , а песнопения, которые исполняются таким напевом, называются подобными . Например, когда над песнопением сделана надпись: «подобен: Благообразный Иосиф», это значит: настоящее песнопение по напеву подобно тропарю «Благообразный Иосиф», а этот тропарь 2-го гласа, но самогласного напева 515 . При такой разнице между гласами и их напевами в церковной службе весьма важно то, какие гласы в ней употребляются, какие чаще и какие реже. От этого зависит то, какова будет вся служба – грустная или радостная, нежная или торжественная. Если, например, в службе будет преобладать 6-й глас, то она, конечно, будет грустная. В службах страстной седмицы именно этот глас и подобные ему (например, 2-й глас) и употребляются чаще всего; поэтому службы эти такие грустные. Наоборот, в пасхальной службе и в рождественской преобладает 1-й глас, только более радостного, чем всегда, напева. Какие же гласы преобладают в службе Рождеству Пресвятой Богородицы? На всенощном бдении каждого праздника очень много места занимает канон 516 , и глас, которым он поется, будет главным в праздничной службе. Праздник Рождества Пресвятой Богородицы имеет два канона: первый, начинающийся «Грядите людие» 2-го гласа, а второй «Сокрушившему брани» 8-го гласа.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

и и – и и и – и. В ирмосе «Твоя победительная десница» – девять слогов и следуют они так: – и и и – и и и -. Наш славянский текст ирмосов – переводный и как таковой утратил особенность стихосложения оригинала, поэтому мы можем спеть нашим напевом «Воскресения день» и ирмос «Твоя победительная десница». Но преп. Феодор Студит писал данный канон для греков, а им спеть эти ирмосы на один мотив без искажения напева так же невозможно, как невозможно нам спеть «Вечная память» напевом «Со святыми упокой». Приходится сожалеть, что В. Талин игнорировал историческую сторону рассматриваемого вопроса, которая в настоящее время достаточно исследована. Расшифрованы и опубликованы образцы византийского восьмигласия и, в частности, модели для пения ирмосов 1-го гласа 2 . В свете этих научных открытий суждения нашего автора по поводу указаний Типикона об отправлении канонов в Неделю крестопоклонную и его полемика по этому вопросу с прот. К. Никольским и составителями «Богослужебных указаний» на 1951 и 1958 годы, изданных Московской Патриархией, представляются неубедительными. Напрасным нам кажется и его упрек составителям «Богослужебных указаний» по поводу фразы: «Ирмосы, обозначаемые в начале каждой песни, указывают музыкальный размер данной песни и имеют то же значение, что надписания „подобны“ над стихирами» 3 . Можно ли в данном случае начальные слова Пасхального канона относить к «подобным», задает вопрос В. Талин составителям «Богослужебных указаний». Ответим, что сравнение надписаний ирмосов в канонах с указаниями «подобны» у стихир принадлежит ныне почившему преосвященному епископу Афанасию (Сахарову) , возглавлявшему дело издания «Богослужебных указаний» на 1958 год. Преосвященный епископ Афанасий был выдающийся знаток церковного устава, житий святых и гимнографии. Он знал наизусть не только все «подобны», но и на какой «подобен» положено петь ту или иную стихиру или тот или иной тропарь. И если он употребил в данном случае слово «подобен», то только имея в виду аналогию, которая в действительности у православных греков в пении на «подобен» и в пении тропарей канона по образцу указанного ирмоса существует. Никакого смешения понятий церковно-уставной терминологии у преосвященного Афанасия, конечно, не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Судя по свидетельствам истории и древними рукописям, первоначальный состав Октоиха содержал в себе одни творения Иоанна Дамаскина – одни воскресные службы на восемь гласов. Службы эти заключали в себе сдедующие песни на восемь гласов: три стихиры на «Господи, воззвах», Богородичные догматики на великой и малой вечерне, стиховны с Богородичными великой и малой вечерни, воскресные тропари с Богородичными, седальны по кафизмам, каноны воскресные, крестовоскресные и Богородичные с кондаками и икосами, четыре стихиры на хвалитех, два воскресные тропаря, попеременно поемые на известные гласы после великого славословия и восемь стихов на Литургии, называемых блаженными 54 . Параклитик в честь Богоматери первоначально содержал в себе также каноны, какие и теперь находятся, именно, каноны на повечерии для каждаго дня, седмицы всех восьми гласов. Когда написаны эти две книги, с подробною точностью определить трудно. По свидетельству истории, св. Дамаскин начал писать свои 730 года 55 , а жизнеописатель его (Иоанн, Патриарх Иерусалимский) говорит, что св. Дамаскин «начало первой книги своей сотворив, рек: Твоя победительная десница и проч.» 56 . Так и начинается первая песнь первого воскресного канона Октоиха. В надписании Октоиха, в первый раз напечатанного в Дерманском монастыре, сказано, что св. Дамаскин составил свой Октоих в лето от Рожд. Христова 730 57 . И действительно, без противоречий можно утверждать, что Октоих св. Дамаскина написан в указанном году и есть первая песенная его книга.       Известно, что св. Дамаскин поступил в монастырь св. Саввы немедленно после чудесного исцеления его десницы, усеченной за истину, именно 727 года 58 . По правилу монастырскому он поручен был смотрению одного старца, с которым прожил три года. Сначала старец строго запретил Иоанну писать что-нибудь, и только по особенному явлению и повелению Богоматери позволил ему составлять св. песни и другие творения 59 . Год этого позволения, как называют, должен быть 730-й; ибо Бароний говорит, что в этом году св. Дамаскин издал сочинение об иконопечатании, чего без позволения старца он никак не сделал бы 60 . Следовательно, в этом же году он мог приступить к труду, чтобы даровать Церкви и воскресные службы Октоиха, давно им обдуманные, которые в канонах начинаются словами: «Твоя победительная десница и проч.».

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

По запечатании иудеями каменного гроба, и при воинах стерегших Пречистое Тело Твое, Ты Спаситель, в третий день воскрес, даруя жизнь. Поэтому силы Небесные воспевали Тебе, Жизнодавец: слава воскресению Твоему, Христе, слава Царствию Твоему, слава Промышлению Твоему, Единый Человеколюбец. Воскресные ирмосы первого гласа 1-й Ирмос. Твоя победительная десница боголепно в крепости прославися. Та бо Безсмертне, яко всемогущая, противная сотре, израильтяном путь глубины новосоделавшая. 1-й ирмос. Бессмертвый (Боже)! Твоя победоносная десница прославилась величественно, как свойственно Божественной силе. Потому что она, как всемощная, проложивши новый путь для израильтян по глубокому дну морскому, (на нем) сдавила противников. Вторая песнь канона всех гласов поется только в некоторые непраздничные дни Великого поста. 3-й. Едине ведый человеческаго существа немощь и милостивно в не воображся, препояши мя с высоты силою, еже вопити Тебе, Святый: одушевленный Храме неизреченный славы Твоея, Человеколюбче. 3-й. Ты Един, знающий немощь человеческого естества и, по Своей милости, восприявший оное, облеки меня силою свыше, чтобы я мог взывать к Тебе: Ты, Человеколюбец, святый одушевленный Храм неизреченной славы Твоей. 4-й. Гору Тя, благодатно Божию приосененную, прозорливыма Аввакум усмотрив очима из Тебе изыти Израилеву провозглашаше Святому во спасение наше и обновление. 4-й. Аввакум, пророчественным взором усмотрев Тебя в горе, осененной Божиею благодатию, предсказал, что из Тебя произойдет Святой Израилев для спасения и обновления нас. 5-й. Просветивый сиянием пришествия Твоего. Христе, и осветивый крестом Твоим Мира концы! сердца просвети светом Твоего Богоразумия православно поющих Тя. 5– й. Ты (Христе), просветивший светлостию пришествия Твоего, и озаривший крестом Своим концы Мира! Светом Твоего Богопознания просвети сердца православно воспевающих Тебя. 6-й. Одыде нас последняя бездна; несть избавляяй: вменихомся, яко овцы заколения. Спаси люди Твоя, Боже наш; Ты бо крепость немощетвующих и исправление.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Воскресные каноны преподобного Иоанна Дамаскина начинаются ирмосом 1-й песни 1-го гласа, где Преподобный отражает чудо, происшедшее с ним, когда была исцелена его отсеченная десница: Твоя победительная десница боголепно в крепости прославися 158 . Эту десную руку Преподобный будет потом неоднократно упоминать и в своих антифонах, исполненных глубокого внутреннего чувства. Основной догмат, который воспевает преподобный Иоанн в ирмосах своих воскресных канонов, – догмат Боговоплощения. Положил еси к нам твердую любовь, Господи, – говорит преподобный Дамаскин в ирмосе 4-й песни 3-го гласа, – Единороднаго бо Твоего Сына за ны на смерть дал еси. Эта же мысль видоизменяется в ирмосе 4-й песни 7-го гласа, где голос молящегося обращен уже не к Отцу, а к Сыну: Отча недра не оставль, и сошед на землю, Христе Боже… И вновь как бы печатлеется исповедание спасения нашего в ирмосе 4-й песни 2-го гласа: Пришел еси от Девы, не ходатай, ни Ангел, но Сам, Господи, воплощен, и спасл еси всего мя, человека. Воистину спасает нас только Господь, Сын Божий, Бог Слово – ни ходатай, ни Ангел не может сотворить спасения. Догмат Боговоплощения преподобный Иоанн постоянно носит в душе и потому – чаще в ирмосах 9-й песни – всегда по-новому говорит об этом таинстве нашей веры. Образ чистаго Рождества Твоего огнепалимая купина показа неопальная, – свидетельствует он в ирмосе 1-го гласа. Нетления искушением рождшая и всехитрецу Слову плоть взаимодавшая, – говорит он в ирмосе 7-го гласа. И особо торжественно и величественно вещает Преподобный в ирмосе 5-го гласа: Исаие, ликуй, Дева име во чреве и роди Сына Еммануила… Этот торжественный ирмос поется при совершении Таинств христианских: Священства и Брака. Вспоминает преподобный Иоанн Дамаскин и образ Церкви Христовой. Веселится о Тебе Церковь Твоя, Христе, зовущи: Ты моя крепость, Господи, и прибежище, и утверждение, – поет он в ирмосе 3-й песни 4-го гласа. Христос моя сила, Бог и Господь, – честная Церковь боголепно поет, взывающи, – слышим мы в 4-й песни 6-го гласа. Среди этих общецерковных возгласов явственно проступают и вздохи верующего человека, борющегося с грехом, и преподобный песнописец прислушивается к этой борьбе и скорбит вместе с этим человеком общей человеческой скорбью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Говоря так, она разодрала сверху свою одежду, обнажила часть своего святого и чистого девического тела и правитель увидал, что она женщина. Тогда Евгения сказала ему. — Господин мой, ты мой отец по плоти, Клавдия же — моя мать, а сидящие с тобою Авит и Сергий — мои братья. Сама же я — дочь твоя Евгения, отрекшаяся от мира и всех его наслаждений из любви ко Христу, вот Прот и Иакинф, мои евнухи, вместе с которыми я приняла учение Христово. И такую благодать явил на мне Христос, что по Своему милосердию сделал меня победительницей всех похотей и страстей, и я непоколебимо верую, что Он и до конца сохранит меня такою же, какая я теперь. Она еще не успела докончить своей речи, как отец и братья на основании ее слов, а также и по некоторым чертам ее лица (ибо они пристально всматривались в нее) признали, что она действительно Евгения. Тотчас же, в несказанной радости и со слезами, они вскочили со своих мест и бросились к ней, обнимая ее, целуя, плача от радости и веселясь, что внезапно нашли Евгению, без которой и самый свет мира сего перестал быть им приятным. Тотчас же было возвещено и матери ее, Клавдии, что дочь ее Евгения нашлась. Та поспешно пришла и чего только ни делала, увидев свою возлюбленную Евгению, какими ласковыми словами ни осыпала ее, смотря на свою дочь, как бы на воскресшую из мертвых. Видя происшедшее, народ изумлялся и громко взывал: — Един Христос, Един истинный Бог, Бог христианский! А множество христиан, пришедших со своими епископами и пресвитерами для погребения тел мучеников, также пели, исполнившись несказанной радости: «Десница Твоя, Господи, прославилась силою; десница твоя, Господи, сразила врага. Кто Бог так великий, как Бог наш, открывает сокровенное и тайное изобличает, он уловляет мудрецов их же лукавством» (Исх. 15:6; Пс. 76:14; Иов. 5:13). Затем принесли златотканные одежды с драгоценными украшениями, в которые родители и братья Евгении против ее воли облекли ее, и посадили на высоком месте, чтобы все ее видели и вместе с ними радовались обретению утраченной. Тотчас же освободили от оков иноков, находившихся в узах вместе с Евгенией, обласкали их и стали почитать, как истинных рабов Христовых.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

И стихира: Воскрес Иисус из гроба,/как предсказал,/даровав нам вечную жизнь/и великую милость. Спаси Боже люди Твоя: И возглас: Милостию и щедротами и человеколюбием: И молитва: Спаси, Боже, народ Твой: Каноны Каноны: воскресный на 4: крестовоскресный на 3: и Богородичен на 3: Минеи на 4. Аще же празднуется святый, на 6: крестовоскресный на 2, и Богородицы на 2. Канон воскресный. Песнь 1 Первый – воскресный на 4, второй – крестовоскресный на 3, третий – Богородичен на 3 и Минеи на 4. Если празднуется святой на 6, – крестовоскресный на 2 и Богородичен на 2. Песнь 1 Ирмос: Твоя победительная десница/Боголепно в крепости прославися:/та бо, Безсмертне,/яко всемогущая, противныя сотре,/Израильтяном/путь глубины новосоделавшая. Канон 1. Ирмос: Твоя, Бессмертный, победоносная десница/божественно силою прославилась:/ибо она, как всемогущая, противников сломила,/а израильтянам проложила/новый путь по глубине. Припев: Слава Господи, святому Воскресению Твоему. Припев: Слава, Господи, святому воскресению Твоему. Тропарь: Иже рукама пречистыма от персти/богодетельне исперва создав мя,/руце распростерл еси на кресте,/от земли взывая тленное мое тело,/еже от Девы приял еси. Ты, руками пречистыми из праха/Божественным действием создавший меня в начале,/распростер Свои руки на Кресте,/от земли призывая к Себе тленное мое тело,/которое принял от Девы. Умерщвление подъял еси мене ради,/и душу смерти предал еси,/Иже вдохновением божественным душу ми вложивый,/и отрешив вечных уз, и совоскресив/нетлением прославил еси. Умерщвление перенес ради меня/и душу Свою смерти предает/Божественным дуновением душу в меня Вдохнувший;/и, освободив от вечных уз и воскресив с Собою,/Он бессмертием меня прославил. Богородичен: Радуйся благодати источниче,/радуйся лествице, и двере небесная,/радуйся свещнице, и ручко златая, и горо несекомая,/Яже Жизнодавца Христа мipobu рождшая. Богородичен: Радуйся, источник благодати;/радуйся, лестница и дверь небесная;/радуйся, светильник и золотой сосуд/и гора нерассекаемая,/жизни Подателя Христа миру родившая.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/oktoih-vo...

В Патриаршеском чиновнике говорится, что архиерейский подризник имеет на себе гамматы, то есть ленты или струи, висящие спереди, и этими гамматами они отличаются от подризника иерейского. Симеон Солунский (в гл. 37, о храме) говорит: «архиерейский стихарь имеет так называемые источники, идущие сверху вниз и означающие учительную благодать иерарха и вместе различные дары, данные ему свыше и чрез него изливаемые. И у ангелов не у всех один чин, но и там нижайшие научаются и наставляются более священными чинами. Источники же называются так от слов Спасителя, Который в Евангелии сказал: веруяй в Мя, реки из чрева его истекут воды живы». И (в гл. 79): «находящиеся на подризнике источники означают и дар учения, и токи крови Спаса нашего. А потому они и находятся только на архиерейском стихаре». Впрочем эти гамматы или источники носят теперь и священники; они висят спереди подризника, от пояса до низу. §11. Поручи Нарукавницы или поручи, надеваемые на правую и левую руку обе вместе образуют узы Христовы. Симеон Солунский (в гл. 42, о храме) пишет: «на руках нарукавницы образуют узы Спасителевы, которыми Он был связан, когда вели Его к Пилату». Правая поручь Но отдельно одна правая нарукавница образует всемогущество Христово, ибо священник и диакон, надевая ее на правую руку, говорят: десница Твоя, Господи, прославися в крепости, десная Твоя рука, Господи, сокруши враги. Этими словами они прославляют, находящуюся в узах, победительную руку Христову и вместе с сим превозносят похвалами Божию силу, имеющую пресуществить хлеб и вино в Тело и Кровь Христову и обнаружиться в Таинстве. Симеон Солунский (в гл. 42, о храме) говорит: «так называемые нарукавницы означают всемогущество силы Божией и то, что священнодействие Тела и Крови Иисус совершает собственными руками». Посему и читаемые при надевании их молитвы имеют соответственное сему значение: десница Твоя, Господи, прославися в крепости и проч. Левая поручь Левая же нарукавница в отдельности означает терпение служителя Христова и его бодрственный дух, ибо он обещается при исполнении сего служения быть терпеливым и бодрствующим.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Разделы портала «Азбука веры» Тропарь св. Живоначальной Троице (Праздника Пятидесятницы). Глас 8 Церковнославянский Русский Благословен еси, Христе Боже наш,/Иже премудры ловцы явлей,/низпослав им Духа Святаго,/и теми уловлей вселенную,/Человеколюбче, слава Тебе. Благословен Ты, Христе Боже наш,/явивший премудрыми рыбаков,/ниспослав им Духа Святого/и через них уловивший вселенную./Человеколюбец, слава Тебе! КАНОН ТВОРЕНИЕ МИТРОФАНОВО, ГЛАС 1 Песнь 1 Ирмос: Твоя победительная десница/Боголепно в крепости прославися:/та бо, Безсмертне,/яко всемогущая, противныя сотре,/Израильтяном/путь глубины новосоделавшая. Ирмос: Твоя, Бессмертный, победоносная десница/божественно силою прославилась:/ибо она, как всемогущая, противников сломила,/а израильтянам проложила/новый путь по глубине. Припев: Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе. Припев: Пресвятая Троица, Боже наш, слава Тебе. Едино Триипостасное Начало,/Серафими немолчно славят:/Безначальное, Присносущное, творительное всех, непостижимое,/еже и всяк язык верно почитает песньми. Серафимы, не умолкая, славят/Единое Триипостасное Начало/– безначальное, вечное, сотворившее все, непостижимое:/Его и всякий язык с верою/песнопениями прославляет. Да человеком единственное,/трисиятельное Твое явиши Божество,/создавый прежде человека,/по Твоему образу вообразил еси,/ум ему, и слово и дух дав,/яко Человеколюбец. Чтобы людям явить Свое единое,/Тройственным Светом сияющее Божество,/Ты, создав в начале человека,/по образу Своему устроил его,/ум, и слово, и дух даровав ему как Человеколюбец. Слава: Свыше показуя единственную/Богоначальных в триех Ипостасех державу, Отче,/рекл еси равнодетельному Твоему Сыну, и Духу:/приидите сошедше, языки их слияим. Слава: Проявляя свыше единую/в Трех Богоначальных Лицах власть,/Ты, Отче, изрек равнодействующему Сыну Своему и Духу:/“Давайте, сойдя, смешаем их языки”. И ныне: Ум убо есть нерожденный Отец,/образно премудрыми предречеся,/Слово же собезначально, соестественный Сын,/и Дух Святый, иже в Деве Слова создавший воплощение.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/kanon-svy...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010