сост. Е. Кустовский Ирмологий, с Богом Святым, обдержай вся ирмосы осмогласника, Владычних же и Богоматере праздников и всего лета Ирмосы 1-го гласа Песнь 1 Воскресен: пт ст Твоя победительная десница/Боголепно в крепости прославися:/та бо, Безсмертне,/яко всемогущая противныя сотре,/израильтяном путь глубины новосоделавшая. В Рождество Христово: Христос раждается – славите!/Христос с Небес – срящите!/Христос на земли – возноситеся!/Пойте Господеви, вся земля,/и веселием воспойте, людие,/яко прославися. Ин канон: Спасе люди чудодействуяй Владыка,/мокрую моря волну оземленив древле;/волею же рождься от Девы,/стезю проходну Небесе полагает нам./Егоже, по Существу равна же Отцу и человеком, славим. В поклонение Честнаго Креста: Божественнейший прообрази древле Моисей,/в Чермнем мори провед Израиля Крестом Твоим,/воду жезлом пресек,/песнь Тебе исходную/воспевая, Христе Боже. Во Святую Пасху: Воскресения день,/просветимся, людие,/Пасха, Господня Пасха:/от смерти бо к Жизни/и от земли к Небеси/Христос Бог нас преведе,/победную поющия. В неделю Фомы: Поим, вси людие,/от горькия работы фараони Израиля Изменшему/и во глубине морстей ногами немокрыми Наставльшему/песнь победную,/яко про славися. Во Успение Богородицы (ин канон): Преукрашенная Божественною славою,/священная и славная, Дево, память Твоя/вся собра к веселию верныя,/начинающей Мариаме с лики и тимпаны/Твоему поющия Единородному:/славно яко прославися. Введения (ин канон): вт Песнь победную поим вси Богу,/сотворшему дивная чудеса мышцею высокою/и спасшему Израиля,/яко прославися. Прочии по алфавиту: Вознесу Тя, Боже, Спасе мой,/яко воскресл еси от мертвых,/поправ смерть. ср сб Горькия работы избавлься Израиль,/непроходимое пройде, яко сушу,/врага зря потопляема,/песнь яко Благодетелю поет Богу,/чудодеющему мышцею высокою,/яко прославися. Господеви поим победную песнь,/во исходе Израилеве из Египта/Чермнаго моря и Иордана струи огустившему,/Единому преславно,/людем, пешешествующим посреде его,/славно бо прославися.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   В это время совершается заключительное (4-е) каждение, посвященное Пресвятой Богородице. Оно есть Ее чествование, как каждение на полиелее есть прославление Воскресшего Господа, а на величании – празднуемого святого.    Канон заканчивается 9-й песнью, завершающейся возгласом малой ектении: «Яко Тя хвалят вся Силы Небесныя...». За 3-й песнью следует седален, за 6-й – кондак и за 9-й – «Свят Господь Бог наш» и светилен.    «Свят Господь Бог наш» не поется в воскресенья Пасхи, Пятидесятницы, праздников Рождества Христова, Богоявления, Преображения и Воздвижения.    «Свят Господь Бог наш» поется в Лазареву субботу, а также в Великую Субботу – вместо светильна. ИРМОСЫ ВОСКРЕСНОГО КАНОНА Глас 1     Песнь 1: Твоя победительная десница боголепно в крепости прославися: та бо, Безсмертне, яко всемогущая, противныя сотре, Израильтяном путь глубины новосоделавшая.     Песнь 3: Едине ведый человеческаго существа немощь и милостивно в не воображся, препояши мя с высоты силою, еже вопити Тебе, Святый: одушевленный храме неизреченныя славы Твоея, Человеколюбче.    По 3-й песни – малая ектения.     Песнь 4: Гору Тя благодатию Божиею приосененную прозорливыма Аввакум усмотрив очима, из Тебе изыти Израилеву провозглашаше Святому, во спасение наше и обновление.     Песнь 5: Просветивый сиянием пришествия Твоего, Христе, и освятивый Крестом Твоим мира концы, сердца просвети светом Твоего Богоразумия, православно поющих Тя.     Песнь 6: Обыде нас последняя бездна, несть избавляяй, вменихомся, яко овцы заколения, спаси люди Твоя, Боже наш: Ты бо крепость немощствующих и исправление.    По 6-й песни – малая ектения.     Кондак: Воскресл еси яко Бог из гроба во славе, и мир совоскресил еси, и естество человеческое яко Бога воспевает Тя, и смерть исчезе: Адам же ликует, Владыко, Ева ныне от уз избавляема радуется зовущи: Ты еси, Иже всем подая, Христе, воскресение.     Икос: Воскресшаго тридневно воспоим яко Бога всесильна, и врата адова стершаго и яже от века из гроба воздвигшаго, мироносицам явльшагося, якоже благоизволил есть, прежде сим еже «радуйтеся» рекий и Апостолом радость возвещая, яко Един Жизнодавец; темже верою жены учеником знамения победы благовествуют, и ад стенет, и смерть рыдает: мир же веселится, и вси с ним радуются, Ты бо подал еси, Христе, всем воскресение!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

По преданию Православной Церкви, систему гласов ввел преподобный Иоанн Дамаскин . Гласов всего 8, из них 4 основных и 4 косвенных. В Греческой Церкви они так и именуются: 1, 2, 3, 4, 1 косв., 2 косв., 3 косв., 4 косв., а в Русской соответственно 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. Ниже приведем небольшие «описания» каждого гласа, а также далеко не полный перечень наиболее знакомых верующим песнопений разных гласов. ГЛАС 1 – древние церковные писатели говорили, что «первый глас важен, величествен и наиболее торжествен». Его сравнивали с солнцем, говоря, что он прогоняет леность, вялость, сон, грусть и смущение. В первой строке и тропарного, и стихирного распевов этого гласа есть широкий «шаг» мелодии наверх, что и придает ему мерность, важность и торжественность. Тропарь Кресту «Спаси, Господи, люди Твоя»; Тропарь Богоявлению «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи»; Тропарь Успению «В рождестве девство сохранила еси»; Догматик «Всемирную славу»; Ирмосы канонов Св. Пасхи «Воскресения день, просветимся, людие»; Рождества Христова «Христос раждается, славите»; Ирмосы воскресного канона «Твоя победительная десница». ГЛАС 2 – «исполнен кротости, благоговения, он утешает печальных и отгоняет мрачные переживания». Поется несколько вариантов этого гласа, однако общее – гибкая мелодия, светлая интонация – присутствует во всех вариантах распевов. Тропарь Нерукотворенному образу «Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий»; Тропарь Крестителю и Предтече Иоанну «Память праведнаго с похвалами»; Тропарь субботы, всем святым и усопшим «Апостоли, мученицы и пророцы»; Богородичен «Преблагославенна еси, Богородице Дево»; Ирмосы канонов «Во глубине посла иногда», «Грядите, людие». ГЛАС 3 – «глас бурный, он, как море при непогоде, побуждает на духовный подвиг». Эта характеристика древних относится в полной мере к поющемуся у нас тропарному распеву гласа. Стихирный же распев более безмятежен. Кондак Рождеству Христову «Дева днесь Пресущественнаго раждает»; Тропарь вмч. Пантелеимону «Страстотерпче святый»;

http://azbyka.ru/glas

По 2-й стихологии седален, глас 1: Днесь отечество Российское зарями страстоносца просвещается, Церковь Божия цветы благовонны украшается: морем веры исповедания прелести угасил еси злословие. Темже Христу приносяще хвалу, всесвятую твою память празднуим. Слава, и ныне, Богородичен: Мати Божия Пречистая, оскверненна суща ны молитв Твоих иссопом ныне очисти, презирая вся прегрешения наша и на раны душевныя миро милости возливая: разумеем бо из Тебе Бога воплощенна, Того моли спастися нам. По полиелеи седален, глас 8. Подобен: Б лагословен еси: В небесную Церковь вшел еси священно, на земли священнодействуя законно. Троице предстоиши, блистании истекающими сияя богатно: молися, блаженне, грехов оставление подати, подвиги твоя прославляющим. Слава, и ныне, Богородичен: Не премолчат уста наша, Дево Чистая, Тя прославляющи, от избытка бо сердца глаголют: избави от бед и враг видимых и невидимых, Богородице Владычице, на Тя надежду возлагающих, Едина Заступнице. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 8: Г осподь Заступник мой и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Стих: Я ко на Мя упова и избавлю и, покрыю и, яко позна Имя Мое. Или глаголи прокимен общий священномученику. По 50-м псалме стихира, глас 6: Святителю, наставниче людей богомудрых,/мучениче непобедиме,/сосуд священ Святаго Духа быв,/нас ради страсти претерпевшаго/и бесстрастие источившаго/был еси раб верен:/данный ти талант преумножив,/сонм ученик ко Христу привел еси,/стадо словесных овец, в преподобии и правде. Канон Богородицы: В оду прошед: на 6. Таже канон священномученика Амвросия на 8, егоже краегранесие: Радуйся, верных похваление. Глас 1. Песнь 1. Ирмос: Твоя победительная десница: Страстьми страсти исцеляет Пострадавый о нас, Емуже последовав, мирское все отвергл еси омрачение и страсти претерпев, блаженне, небесному невещественному Свету приближился еси. Данный талант умножив, яко благий раб, вшел еси в радость Господа. Предстоя же Его престолу непрестай поминати, чтущих святую память твою.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

4. Гору Тя, благодатию Божиею приосененную, прозорливыма Аввакум усмотрив очима, из Тебе изыти провозглашаше Святому, во спасение наше и обновление. 5. Просветивый сиянием пришествия Твоего, Христе, и осветивый крестом Твоим мира концы, сердца просвети светом Твоего богоразумия, православно поющих Тя. 6. Обыде нас последняя бездна, несть избавляяй, вменихомся яко овцы заколения. Спаси люди Твоя, Боже наш: Ты бо крепость немощствующих и исправление. 7. Тебе умную, Богородице, пещь разсмотряем вернии: якоже бо отроки спасе три превозносимый, мир обнови во чреве Твоем всецел, хвальный отцев Бог и препрославлен. 8. В пещи отроцы Исраилевы, якоже в горниле, добротою благочестия чистее злата блещахуся, глаголюще: благословите, вся дела Господня, Господа, пойте и превозносите во вся веки. 9. Образ чистаго рождества Твоего огнепалимая купина показа неопальная: и ныне на нас напастей свирепеющую угасити, молимся, пещь, да Тя, Богородице, непрестанно величаем. Безсмертный! Твоя победительная десница богоприлично прославилась силою; ибо она, как всемогущая, уничтожила противников, проложив для Израильтян новый путь в морской глубине. Единый ведущий немощь существа смертных и милостиво восприявший его! Препояши меня силою свыше, чтоб я взывал к Тебе: Человеколюбец! свят одушевленный храм неизреченной Твоей славы. Аввакум, прозорливыми очами усмотрев Тебя, гору, осененную Божественною благодатью, провозглашал, что из Тебя произойдет Святый Израиль для спасения и воссоздания нас. Христе, просветивший сиянием Твоего пришествия и озаривший крестом Твоим концы мира! Просвети светом Твоего богопознания сердца православно воспевающих Тебя. Окружила нас глубокая бездна; нет избавителя; мы сочтены за овец (обреченных) на заклание. Спаси народ Твой, Боже наш: ибо Ты — крепость немощных и восстановление. Мы верные видим в Тебе, Богородица, духовную пещь; ибо, как Он, превозносимый, спас трех отроков (так) , Он, славный и препрославленный Бог отцев, преобразовал во чреве Твоем весь мир человеческий.

http://azbyka.ru/molitvoslov/pravoslavny...

С. Снессорева Празднества иконам Пресвятой Богородицы в преходящие по пасхалии дни Похвала богородицы Похвала богородицы В субботу пятой недели Великого поста Церковь совершает неседальное пение образу Пресвятой Богородицы. Древние израильтяне, видя гибель врагов своих в пучинах Чермного моря, воспели на берегах его победную песнь Избавителю Богу: «Десница Твоя, Господи, прославися в крепости, десная Твоя рука, Господи, сокруши враги!» С тех пор ветхозаветная Церковь в праздник Пасхи ежегодно воспевала сию благодарно-победную песнь в воспоминание чудесного избавления своего от сильных врагов. Православная, новозаветная Церковь видела неоднократно поборающую по себе десницу Всемогущего; её враги в тяжкие минуты опасности были низлагаемы чудесною помощью. В субботу на пятой неделе Великого поста Святая Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста, или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице Одигитрии. Празднество сие установлено в IX веке за неоднократное избавление Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия супостатов. При императоре Ираклии, когда патриарх Сергий, нося на руках своих икону Пресвятой Богородицы по стогнам и стенам града, умолял Господа о защите против свирепых врагов персидских и скифских войск, осаждавших Константинополь, тогда народ искал защиты в храмах Господних, день и ночь умоляя усердную Заступницу спасти Свой город. Эта икона теперь находится в Москве в Успенском соборе и называется Влахернскою. Император Константин Великий , основатель Константинополя, посвятил его Божией Матери и почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и града своего. Многие храмы в честь Её были там воздвигнуты. Во Влахернском храме хранилась святая Её икона, писанная св. евангелистом Лукой. В достопамятную ночь, когда соединённые силы агарян и персов с моря и с суши двинулись на сокрушение стен константинопольских, внезапно противу самого Влахернского храма восстала страшная буря, которая рассеяла и потопила суда их со множеством войска. Остальные враги со стыдом бежали. Тогда-то во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную, всенощную и неседальную песнь: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!» И с того времени на воспоминание столь великого чуда Православная Церковь постановила празднество Похвалы Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе среди царских чертогов в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией матери и священные останки земной Ее жизни — риза и пояс Ее, но в IX веке праздник сей внесен в типики монастырей святого Саввы Студийского и потом в триодь и с того времени сделался общим для всей Восточной Церкви. Сайт храма Похвалы Пресвятой Богородицы в г.Павлоград В субботу пятой недели Великого поста Церковь совершает неседальное пение образу Пресвятой Богородицы. Древние израильтяне, видя гибель врагов своих в пучинах Чермного моря, воспели на берегах его победную песнь Избавителю Богу: «Десница Твоя, Господи, прославися в крепости, десная Твоя рука, Господи, сокруши враги!» С тех пор ветхозаветная Церковь в праздник Пасхи ежегодно воспевала сию благодарно-победную песнь в воспоминание чудесного избавления своего от сильных врагов. Православная, новозаветная Церковь видела неоднократно поборающую по себе десницу Всемогущего; ее враги в тяжкие минуты опасности были низлагаемы чудесною помощью. В субботу на пятой неделе Великого поста святая Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста, или благодарственной Похвалы Пресвятой Богородице Одигитрии. Празднество сие установлено в IX веке за неоднократное избавление Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия супостатов. При императоре Ираклии, когда патриарх Сергий, нося на руках своих икону Пресвятой Богородицы по стогнам и стенам града, умолял Господа о защите против свирепых врагов персидских и скифских войск, осаждавших Константинополь, тогда народ искал защиты в храмах Господних, день и ночь умоляя Усердную Заступницу спасти свой город. Эта икона теперь находится в Москве в Успенском соборе и называется Влахернскою. Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил его Божией Матери и почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и града своего. Многие храмы в честь Ее были там воздвигнуты. Во Влахернском храме хранилась святая Ее икона, писанная святым евангелистом Лукою. В достопамятную ночь, когда соединенные силы агарян и персов с моря и с суши двинулись на сокрушение стен константинопольских, внезапно противу самого Влахернского храма восста­ла страшная буря, которая рассеяла и потопила суда их со множеством войска. Остальные враги со стыдом бежали. Тогда-то во всю эту ночь благодарный на­род, пребывавший во Вла­хернском храме, возгласил Защитнице града побед­ную, всенощную и неседальную песнь: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!» И с того времени на воспоминание столь великого чуда Православная Церковь постановила празд­нество Похвалы Пресвятой Богородицы.

http://pravmir.ru/poxvala-presvyatoj-bog...

Это обстоятельство не могло не отразиться на истории канона. Преп. Иоанн Дамаскин и его друг преп. Косма, епископ Маюмский († около 787), усовершенствовали этот жанр. Их каноны (см., например, каноны на двунадесятые праздники) отличаются ограниченным количеством тропарей: обычно два и реже три. Но зато в тропарях строго выдерживается силлабика стихосложения, установленная в ирмосах. Быть может, из этих литературно-архитектонических соображений оба песнописца отказались от метода составления ирмосов посредством соединения текста библейских песней с собственными, как это делал преп. Андрей. Для преподобных Иоанна и Космы библейские песни служили только тематическим сюжетом, который они по-своему воплощали в ирмосы с тем или иным силлабическим стихосложением. Так, одна и та же тема песни, воспетой пророком Моисеем по случаю чудесного перехода евреев через Чермное море ( Исх.15:1–19 ), послужила преп. Иоанну темой для восьми ирмосов 1-й песни Октоиха: гласа 1-го «Твоя победительная десница», гласа 2-го «Во глубине постла иногда», гласа 3-го «Воды древле», гласа 4-го «Моря чермную пучину», гласа 5-го «Коня и всадника», гласа 6-го «Яко по суху», гласа 7-го «Манием Твоим», гласа 8-го «Колесницегонителя фараоня погрузи», – не считая других его канонов, причем в различных ирмосах, написанных на эту тему, разная силлабика стихосложения, одна, общая для канона в целом. В некоторых случаях эти песнописцы при сочинении ирмосов отказываются от следования сюжетам библейских песней. Так, преп. Косма в каноне Рождеству Христову в качестве ирмоса 1-й песни использовал начало слова св. Григория Богослова на этот же праздник: «Христос раздается, славите; Христос с небес, срящите», – а в качестве ирмоса 9-й песни – начало слова св. Иоанна Златоуста на тот же праздник: «Таинство странное вижу и преславное». Особенно много потрудился над оформлением жанра канона преп. Иоанн Дамаскин . Будучи одаренным не только в области поэзии, но и в музыкальном отношении, он давал своим канонам строго выдержанную структуру стихосложения и определенные мотивы, которые были согласованы с метрикой определенного силлабического стихосложения, положив тем начало восьмигласию как музыкальной системе. Если читатель занялся бы рассмотрением канонов позднейших песнописцев, то он увидел бы, что большинство из них пользуется ирмосами преп. Иоанна Дамаскина . Это не случайность, а закономерность. В ирмосах преп. Иоанна Дамаскина было дано все: и четкая структура стихосложения тропарей канона, и напев их, причем эти напевы он сочинял на основе тех интонаций и мотивов, которые уже веками были в общецерковном употреблении и благодаря этому были доступны всякому желающему петь канон. (Заметим, что греки до сего времени не читают канон, а поют. У нас этот греческий порядок совершения канона сохранился в пасхальной утрене.)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

3 об., 7 об., 12.     Кекелидзе К., прот. Лит. груз. пам., 316; ркп. Моск. Рум. Муз. Сев. 491/35, л. 3.    Николо-Касул. Тип., гл. 12. Жизнеописатель Иоанна Дамаскина говорит о нем, что он положил начало первой книге своей словами «Твоя победительная десница» (Четьи Минеи, 4 декабря). Одна слав. ркп. приписывает Иоанну Дамаскину не Октоих, а только Ирмологий (Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой Церкви. Чернигов, 1864, 261).    Только Октоих в 4 гл. в тексте называет их «творение Анатолиево».     В. П-ский. Об авторе воскресных и др. стихир, называемых в слав. богосл. книгах «восточными» или Анатолиевыми//Рук. для сел. паст. 1894, 1, 222.     Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой церкви. Чернигов, 1864, 193.    См. прим. 4 на с. 545.     Дмитриевский Α . Τυπικα, 800, 607. Ркп. Моск. Синод. библ. 330/380, л. 3 об., 9 об., 12.    Так предлагается у Розанова В Богослужебный устав православной церкви. М., 1902, 59.     Никольский К., прот. Пос. к из. уст., 204.    См. примеч. 1 на с. 543.    Ркп. Моск. Синод, б. 328/383, л. 191, 192; то же и в др. ркп.     Архим (архиеп) Модест О церковном Октоихе. Вильна, 1865, 122—126    В некоторых монастырях первую половину припева возглашает канонарх, а лик поет только вторую половину.    Пред догматиком, так как он поется без канонарха, в Киево-Печерской лавре возглашает канонарх: «И ныне (или: Слава и ныне), глас Ν, Богородичен догмат: Всемирную славу от человек прозябшую» и т. п.     Симеон Солунский. О бож. мол., 332 (296).    Цитаты выше.    550     Симеон Солунский. О бож. молитве, гл. 347 (311).     Симеон Солунский. О бож. молитве, гл. 333 (297).    По Евергетидскому уставу, на литии пред литургией в день Благовещения, когда процессия достигала входных дверей храма, пелся тропарь Пресв. Богородице: «Радуйся Двере Божия» (Дмитриевский Α . Τυπικα, 431), показывающий, что Церковь всегда смотрела на храмовые двери как на образ Богоматери, а на торжественный вход в них – как на образ воплощения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

335.  Симеон Солунский. О бож. мол., гл. 332 (296). 336.  Симеон Солунский. О бож. мол., 341 (305); ср. 314 (278), где хвалитные стихиры названы μνωι. 337.  Кекелидзе К., прот. Лит. груз. пам., 352. 338.  Кекелидзе К., прот. Лит. груз. пам., 355. 339. Цитаты — см. с. 105, прим. 340.  Goar. Εχολγιον, 3. 341.  Симеон Солунский. О бож. мол., 332 (296). 342.  Toscani. Ad typ. gr., 52. Дмитриевский Α. Τυπικ, 800, 607. 343. Ркп. Моск. Синод. библ. л. 3 об., 7 об., 12. 344.  Кекелидзе К., прот. Лит. груз. пам., 316; ркп. Моск. Рум. Муз. Сев. 491/35, л. 3. 345. Николо-Касул. Тип., гл. 12. Жизнеописатель Иоанна Дамаскина говорит о нем, что он положил начало первой книге своей словами «Твоя победительная десница» (Четьи Минеи, 4 декабря). Одна слав. ркп. приписывает Иоанну Дамаскину не Октоих, а только Ирмологий ( Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой Церкви. Чернигов, 1864, 261). 346. Только Октоих в 4 гл. в тексте называет их «творение Анатолиево». 347.  В. П-ский. Об авторе воскресных и др. стихир, называемых в слав. богосл. книгах «восточными» или Анатолиевыми//Рук. для сел. паст. 1894, 1, 222. 348.  Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой церкви. Чернигов, 1864, 193. 349. См. прим. 4 на с. 545. 350.  Дмитриевский Α. Τυπικ, 800, 607. Ркп. Моск. Синод. библ. л. 3 об., 9 об., 12. 351. Так предлагается у Розанова В Богослужебный устав православной церкви. М., 1902, 59. 352.  Никольский К., прот. Пос. к из. уст., 204. 353. См. примеч. 1 на с. 543. 354. Ркп. Моск. Синод, б. л. 191, 192; то же и в др. ркп. 355.  Архим (архиеп) Модест О церковном Октоихе. Вильна, 1865, 122–126 356. В некоторых монастырях первую половину припева возглашает канонарх, а лик поет только вторую половину. 357. Пред догматиком, так как он поется без канонарха, в Киево-Печерской лавре возглашает канонарх: «И ныне (или: Слава и ныне), глас Ν, Богородичен догмат: Всемирную славу от человек прозябшую» и т. п.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010