и слуш. слова Божия в кн. В. и Н. Зав. стр. 120 Спб. 1861 г. Введ. в Н. Зав. кн. Свящ. Пис. Гернье, пер. архим. Михаила ч. 1 стр. 222 М. 1869 г. 68 Церков. Библ. Ист. стр, 453. М. 1857 г. Около 65 г., Iacobus moritur 62 ап., говорит Калмет, Cronolog. р, 73. 327. Argentor. 1734 an. 69 Де Ветте, Реус, Пфейффер и Гофман полагают время написания послания гораздо ранее, но взгляды на этот предмет очень неудовлетворительно обусловливают. Гофман полагает между 44–52 г. Значит до написания послания к Галатам. Отсюда главная цель не только умаляется, теряется из виду, но даже мало будет иметь приложения к делу. 76 Сердце человека, размягченное терпением, способно принимать высокия впечатления истины, пробуждающей самопознание. Страсти, волнующия душу, и выводящия ее из нормальнаго состояния, он обуздывает своею могучею силою терпения и держит их в совершенном повиновении разсудку. И как терпение разширяет круг действий разсудка, то терпеливый яснее судит обо всем и вернес усматривает такия свойства в предметах, которыя могут ускользать от обыкновеннаго внимания. «Терпение, говорит Св. Киприан, нетолько хранит доброе, но и предотвращает злое: благоугождая Духу Святому и прилепляясь к небесному и божественному, оно, укрепленное своими доблестями, отражает дела плоти и тела, которыми пренобежуается, и увлекается душа. Будучи не тверд в терпеливости, мог ли бы ты не клясться, не злословить... Прощать своему врагу, согрешающему против тебя?... Что сказать о гневе, о раздоре, о притворстве, которых не должно быть в христианине? Пусть будет в сердце терпение, и они не могут иметь в нем места, – а если бы и они попытались войти в него, то немедленно уйдут, не находя там для себя пристанища» (Твор. ч. 2 стр. 289--291. К. 1862 г.). 77 См. ж. Густпи Ф .лосоФа Истор. уч. об отах церкви т. 1. стр. 62 Спб. 1859 г Тр. К. Д. Лк. т 1. стр. 38. 1866 г. 78 Внемли себе и разсуди, едали твоя душа стяжала свет, управляющий ея;.. еже есть Господь? Ежели же нет, то потщися Его искати день и нощь. Егда воззриши на солнце, ищи истиннаго солнца, яко слеп еси.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/opyt-o...

356 Из раньше сказанного нам известно, что и это далеко не вполне верно. Даже и во времена первых действий Библейского Общества в России не одному ректору Петербургской духовной академии архимандриту Филарету приходила в голову настойчивая мысль: зачем отнимать хлеб у чад (Письма Филарета к родным, стр. 171. Москва, 1882) т. е. переводить Библию на другие языки племен, населяющих Россию, а коренным Россиянам не давать слова Божия на их родном языке? 357 И это не точно. Мы из предшествующего знаем, что было поводом и истинною причиною падения князя А. Н. Голицына в 1824 году. 358 Срав. сказанное о положении дела перевода Библии на русский язык и истинных причинах безуспешности всех попыток к продолжению его в период царствования Императора Николая Павловича. 359 Припомним подобную же аргументацию А. С Шишкова в борьбе его с Библейским Обществом в 1824–1825 годах. 360 И это не совсем точно. Изданные Великобританским Библейским Обществом экземпляры Нового Завета на новогреческом языке (ν Λονδνψ, 1814, 1819 и друг.), равно как и целой Библии ( ξοψ, 1850–1851) были в свободном употреблении между греками. 362 Там же, стр. 55–56. Срав. затем письмо его же Филарета Киевского к обер-прокурору от 1-го января 1857 г. там же, стр. 57–58. 364 Из письма Филарета к обер-прокурору А. И. Ахматову от 20 января 1863 г. См. там же, стр. 60 примеч. срав. Сушкова, цит. сочин. стр. 136–137. 366 Эти слова владыки Московского нужно понимать конечно не в том смысле, что апостол Павел проповедовал в Иерусалиме на древнееврейском языке священных книг Ветхого Завета, – таковой язык в то время был знаком только раввинам, а в том смысле, что это был употребительный между Палестинскими Иудеями во времена Христа и Апостолов язык арамейский, на котором проповедовал Павел, на котором Иисус Христос произнес известные слова на кресте: Или, Или, лима савахфани ( Мф. 27, 46 ; сн. Мар. 15, 34 ), на котором, по преданию, первоначально написано было Евангелие от Матфея и послание к Евреям и который был близко сроден с древнееврейским. Срав. для сего наше исследование: «Иудейское толкование Ветхого Завета», стр. 46, 85 и прим. 9. Москва, 1882 г. Ср. также речь, читанную П. И. Горским-Платоновым на акте в Моск. дух. акад. в 1880 г. н напечатанную в Правосл. Обозр. и в Твор. Св. От. за 1880 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Может быть, утреннее совещание состоялось для формального соблюдения одного из требований еврейского судопроизводства, запрещающего осуждение обвиняемого ночью. Тогда понятна его поспешность: «немедленно поутру» (Мк. 15, 1). Ничто даже внешне не напоминает судебное разбирательство: «ввели Его в свой синедрион и сказали: Ты ли Христос? скажи нам» (Лк. 22, 66–67). Утреннее собрание имело, возможно, и другую цель: создать видимость того, что Узник приведен в преторию сразу же после суда синедриона. Наконец, можно высказать еще одно предположение. Согласно древнееврейскому праву, «по делам с имущественной ответственностью приговор постановляется в тот же день, как оправдательный, так и обвинительный, а по делам с уголовной ответственностью оправдательный приговор постановляется в тот же день, а обвинительный лишь на следующий день; поэтому не производят суда ни в пятницу, ни накануне праздника» (Санхедрин; IV, 2). Следовательно, после ночного суда, на котором члены синедриона признали Спасителя мира «повинным смерти» (Мк.14, 64), требовалось вынести приговор «лишь на следующий день». Следующий день был субботой. Заседание суда проводить запрещалось. Поэтому собрались поспешно утром. Нарушение закона очевидно: утро не было следующим днем, потому что у евреев день начинался с вечера (после появления третьей звезды) и заканчивался только вечером, спустя сутки. Также очевидно, что в пятницу проводить суд над Иисусом Христом члены синедриона не имели права. Решение синедриона, осудившего Иисуса на смерть, не имело юридической силы. Судьбу Обвиняемого должен был решать только прокуратор. Окончание Иоанн Златоуст, свят. Толкование на святаго Матфея евангелиста. — Полн. собр. твор. М., 2001 (репринт), с. 634. Блаженный Феофилакт. Благовестник, или Толкование на Святое Евангелие. Евангелие от Матфея. Казань, 1898, с. 361-362. Иннокентий (Борисов), архиепископ. Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Одесса, 1857, ч. 4, с. 9 Дидон. Спаситель мира. О земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Пер. с французского, М. 1998, с. 665 01/03/2007 Смотри также: Встреча с Православием  версия для печати Также в этом разделе:

http://pravoslavie.ru/put/070301113048.h...

Ноября 6-го 1867. 1680 Отцу наместнику и братии мир. Пусть представлены будут к священнослужительству благопотребные и достойные. – Нужно ли печатать службу праведному Филарету? – Издержки будут сделаны; и издание будет лежать. Не лучше ли написать к Спасобородинской игумении, купить у нея несколько экземпляров, и потребность будет удовлетворена. Отлагаю разрешение представления до получение на сие ответа. Ноября 9-го 1867. У меня был Я-н. К месту он не определен. Сквозь слезы просит, чтобы дать ему жалование за полный месяц последний, который прослужил от не полный. Если до конца сего месяца еще не вступил преемник его; и следственно жалования не нужно выдавать вдвойне: то не исполнить ли просьбу Я-на? Если же сим образом нельзя удовлетвоить его: то дайте ему от меня рублей 50. – Ноября 10-го 1867. 1681 Отцу наместнику и братии мир. Портрет, ка кя и прежде сказал, при избытке украшений, кажется мне гордым. Чем бы поблагодарить фоторгафа? – Еще икона в храме праведнаго Филарета 91 . О ней возвещает прилагаемое при сем письмо. Я говорил, что икону, дошедшую до бабушки, хорошо было бы сохранить до детей: отвечают, что уже решительно обрекли ее в сей храм. Она будет к вам доставлена. – Ноября 12-го 1867. 10 Антоний, из Архангельского, назначенный Нижегородским 1857г. Июля 20; скончался в сане архиепископа Владимирского. 15 От 14го Генваря 1858г. Напечат. в Чтениях в общ. люб. дух. просв. Декабря 1877г. Материалы. Стр. 178–180. 16 Без сомнения, это – беседа на память Св. Алексия. Напеч. в Прибавл. к Твор. Св. От. За 1858г., стр. 1–7. 22 Говорена беседа в день рожд. Государя Императора из текста: «приятны царю устне праведны, слово же правое любит Господь» (притч. 16, 13). 25 Письмо – без означения времени, – когда писано; сохранилось с пометою руки о. нам-ка «Июля 13-го 1858г.». 31 Слич. письмо М. Ф-та к М. Гр-ию, в Чт. В общ. люб. дух. просв. за 1878. Ч. III. Матер., стр. 180. 34 Копия с этого отношения от 2-го же Февраля 1859 г. напеч. в Чт. в Моск. общ. люб. дух. просв., кн. 8, 1869. Материалы, стр. 101–105

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

262 Произнесено 18 Ноября 1917 г. на торжественном собрании в Московск. духовной Академии в память 50-летия со дня кончины Святителя Филарета. 263 Прот. Богословский-Платонов. Слово на кончину митр. Филарета. Душей, чт. 1867 г., т. III. стр. 217–218. 264 Филарет, митрополит московский. Русская Старина. 1883 г. Т. XXXVIII. Ст. проф. Н. Н. Барсова. Стр. 40–41. 265 Митрополит Филарет, как автор начертания Церковно-Библей­ской Истории. А. Смирнов. Москва 1883. 268 Письмо Московского Митрополита Филарета к Архимандриту Ан­тонию. Часть 4. Письма 1857–1867 гг. Москва. 1884 г. Письмо 1254, стр. 149. 269 Прибавл. к твор. св. отд., издав, при Моск. дух. Академии. 1884 г. Кн. I. Письма Филарета, Митрополита Московского, к Филарету Гуми­левскому, бывшему ректору Академии, впоследствии Архиепископу Черни­говскому. Письмо 30 от 31-го Декабря 1864 г„ стр. 340. 270 Письмо моск. митр. Филарета к Антонию. Op. cit. Ч. III. Москва. 1883. Письма 1850–1856 г. Письмо 1130. Стр. 430. 272 Душен. чт. 1882 г. Апрель. Резолюции моск, митроп. Филарета. Стр. 510. Резолюция от 1867 г. сент. 16. 273 Чт. в Общ. Люб. Дух. Просвещ. 1868 г. кн. V. Апрель. Письмо митроп. Филарета к игумении Спасо-Бородинского монастыря Марии (Тучковой). Письмо 44, стр. 106–107. 276 Материалы для биографии Московского Митрополита Филарета. Письма к Ф. Я. Репнинскому. Письмо 2, стр. 72–73. 277 Очерк истории языкознания в России. С. Булич. Зап. Истор. филолог. факультета С.-Петерб. университ. Ч. LXXV, 1904, стр. 599. 279 Прибавл. к изд. Св. Отц. Ч. 30-я. 1882 г. Письма Филарета Митроп. Моск. к А. В. Горскому. См. письма 28 и 29. Стр. 62–65. Свидетельство памятников Египетской истории о пребывании Евреев в Египте. И. Казанский. Отд. оттиск. Москва. 1864 г. См. стр. 67. 280 Известно, что египтология влияла и на библейскую хронологию, благодаря чему некоторые библеисты допускали значительные отсту­пления от хронологических показаний Библии. См. наши замечания по этому вопросу. Патриарх Иосиф и Египет. Сергиев Посад. 1914 г. Стр. 52 и след.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В слове на Рождество Пресвятой Богородицы. 419 См. празд. иконы Божией Матери»Троеручицы». 420 Зонар. и Кедрии, часть 2, в жизни Копронима. Чет. Мин. 12 мая. Житие св. Германа. Theophan. Chronograph, ad an. Isaur. 13, ad ann. Constantin. 1. 421 Чет. Мин. 14 июня. Житие Мефодия. 422 Там же, 13 ноября. Житие Феодора Студита. 423 Чет. Мин. 28 ноября. Житие Стефана Нового. Никифор. in breviario historiae ad ann. 762–767. Theophan. Chronograph, ad ann. Constantin. 13. 424 Кедрин, часть 2, в жизни Льва 4. 425 Кедрин, ad ann. 4 Iren. Феофан, под год. 4 и 5 Ирины. Чет. Мин. 25 февраля. Житие св. Тарасия. 426 Theophan. Chronograph, ann. 7, 8. Чет. Мин. 25 февраля. 427 Чет. Мин. 25 февраля. 428 Там же. 429 Догмат 367 св. отец 7 Вселенского Собора в книге правил. 430 Auctoris incerti chronographica narratio, complectens ea, quae tempore Leonis filio Bardae Armeni contigerunt post chrograph. Theophan. 431 Чет. Мин. 11 ноября. Житие Феодора Студита. 432 Там же, 2 июня. Житие Никифора. 433 Там же, 14 июня. 434 См. кн 1, день св. начертанных. 435 Post. Teophan. Leonis gramatici chronograph. 436 Чет. Мин. 14 июня. Жизнь Мефодия. 437 Там же. 438 Синаксарь в неделю Православия. 439 См. Церковный Устав. Богослужение в понедельник первой седмицы Великого поста. [triod-73] О гонении на св. иконы и восстановлении их см. Комбефизий. Auctores incerti, 2. 440 =============== 441 При вторичном восстановлении Фотия на патриаршем престоле 442 См. день св. начертанных. 443 См. Последование в неделю Православия, 1840 г. 444 Беседа в неделю Православия высокопреосв. Филарета М. Москов. прибавл. к твор. св. Отец, 1857 г. 445 И на русском языке проклясть значит касть откладывать. 446 Беседа 16 на Послание к Римлянам. 447 Духовн. регламент, дела Епископов, с. 45–46. 448 Евангелие второй недели Четыредесятницы. 449 Притча о блудном сыне изъясняется в каноне второй недели св. Четыредесятницы. 450 Синаксарь, во вторую неделю Четыредесятницы. De utriusque eccles. consens. cap. 17,? 2, Allatii. Cantacus. Histor. Lib. 2, cap. 40. Иннокентий. Церковная история. Век 14, ереси и расколы. 451

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

13) Платонов (Холмогоров И. В.), род. в 1805г. Будучи в Академии, отличался «степенностью, любовью к порядку и неуклонной исправностью во всех отношениях». Через три года пребывания в Академии был избран начальством для изучения юридических наук, отправлен в Петербург и работал во II отд. Его Импер. Величества канцелярии. Одновременно слушал лекции по законоведению в Петерб. университете, а затем в Берлинском; одновременно обучал сыновей гр. Д. Н. Блудова и преподавал русский язык прусскому принцу Адальберту. По возвращении на родину и по выдержании экзамена на степень доктора прав, в 1835 г. определен в Харьковский университет преподавателем законов о благоустройстве. В 37 г. экстр., а в 38 г. ординарный профессор университета. Пользовался глубоким уважением и как ученый юрист и как прямой, честный человек. В то же время был и уважаемым лицом в городе, участвуя в трудах «Харьковского комитета для уравнения городских повинностей и оценки вновь выстроенных домов». В 1865 г. вышел в отставку и был избран почетным членом Харьков. университета. Скончался в 1890 г. в Харькове. Из сочинений его напечатаны: «Речь о мерах к поощрению и усовершенствованию сельского хозяйства» и «Речь о камеральном образовании в России» – произнесенные на публичных актах университета; «Вступительные понятия в учение о благоустройстве и благочинии государственном»; «Жизнь и подвиги славян, первоучителей Кирилла и Мефодия» и «Кто были они, славяне или греки»? «О платонической троичности Божества пред светом христианского богооткровенного учения о Пресв. Троице», «Исследования об апологах или притчах св. Кирилла», «De dignitate ас praestantia linguarum, quas vocant, classicarum»; перевод с немецкого сочинения Эверса «Древнерусское право» 361 и др. 14) Макарий, в монашестве Евгений, Сахаров-Платонов, 1-й магистр XI курса, 1838 г. ему первому придана была фамилия Платонова, после перерыва ее в 1828 г. и восстановления в 37; сын диакона Костром. епархии. Из Костромской семинарии по окончании курса поступил в Москов. Академию, в которой и оставлен был в качестве бакалавра по классу герменевтики и библейской археологии. В 1841 г. был назначен 1-м преподавателем патристики, составив по этой науке лекции, которыми пользовались студенты и в последующее время. С 1842 г. инспектор Академии, а в марте 1847 г. был назначен ректором Виф. семинарии и настоятелем Моск. Златоустовского монастыря. В декабре 1849 г. был перемещен на должность ректора Моск, семинарии, а затем с 31 августа 1853 г. был назначен ректором Моск. Академии; 6 октября 1857 г. хиротонисан во еп. Дмитровского, викария Моск. митрополита, а в октябре 1858 г. переведен на епископскую кафедру Симбирской епархии. Во 1874 г. уволен на покой и скончался в 1888 г. Из его сочинений, печатавшихся в «Прибавл. к твор. св. отцов», известны: «Св. Ириней, еп. Лионский», «О любящих Бога», «О прообразовательном смысле Св. Писания», «Оброцы греха – смерть» и «Речь при наречении во епископа» 362

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Судьбы древнего языческого мира, гнавшего церковь , заканчиваются, по Апокалипсису, явлением могущественного Ангела Божия, в радуге мира над головою и в облаке славы, твердо ставшего на земле земных порядков и море общественной жизни, провозгласившего конец времени прежнему и открывающего новые судьбы церкви и мира ( Апок.10 ). Смысл этого явления событиями раскрыт и оправдан именно чрез возведение гонимого доселе христианства в мирное и господственное над миром значение при Константине Великом , чем положен был предел для времени древнего мира и открылся новый христианский мир. Потом, в-третьих, апостол тайнозритель видит себя среди святого града, и приемлет трость для измерения в нем храма и в храме алтаря и самого состава поклонников; только внешний двор языков должен остаться без измерения ( Апок.11:1–2 ). И действительно, гражданство с равноапостольным Константином предавшись христианству, стало представлять в себе уже святой град и тогда же церковное устройство, богослужение и вся церковная организация начали определяться вселенски-соборными, в апостольском духе поставляемыми, правилами; но в христианской империи оставались еще отчасти и язычники, которых подчинять церковным правилам не было возможности, – это внешняя сторона благочиния христианского, доступная с христианами и язычникам, должна была оставаться, очевидно, вне измерения тростью апостольскою. Между тем выступают на поприще действия два великие свидетеля Христовы, поражавшие врагов своих и небесными и земными казнями, названные двумя маслинами и двумя светильниками стоящими пред Богом земли ( Апок.3–6 ). А такими образами и названиями еще в Ветхом Завете ( Зах.4:23 ) назнаменованы «царский и священнический сан, благоукрашенный божественною благодатью», по выражению одного древнего учителя церкви (Феодорита Блаж., см. Твор. св. отцов 1857 г. кн. 3, стр. 99). События, действительно, показали, что начиная с Константина, в период вселенских соборов, и царская и священническая власть истинно, как свидетели Христовы, служили раскрытию и утверждению Его истины, поражая в тоже время врагов своего свидетельства, или еретиков, как небесными – духовными, так и земными – гражданскими карами 69 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Хлеб и его употребление. В Евхаристии–Агнец. Скр. ч. 1, стр. 96. Дмитрев. стр. 78–9. Хлеб кругловидный. Епиф. Кипрский в Анкорате, числ. 51. Печать четвероугольная. Скриж. ч. 2, стр. 96–7. Дробится на 4 части, стр. 176. Хлеб квасный. Скр. 2, 97; Дмитрев. стр. 12, 13, 184. Сим. Сол. стр. 52. Чудесное знамение над просфорою. Воскр. Чт. 1856. 15. Печать на просфоре. Скр. ч. 2, стр. 89–90. Антидор. Толкование Сим. Сол. у Дмитрев. стр. 55; дают его не причастившимся, Дмитрев. гл. 12; внешние останки от Агнца изображают утробу Богоматери. Дмитр. стр. 199. Антидор есть остаток от вечери любви. Пост. Апост. кн. VIII, гл. 13. Благословенные хлебы на всенощных. Скр. ч. 2, стр. 34–5. Дни богосл. ч. 1, стр. 8. Вино в Евхаристии виноградное. Мат. 26 гл. 29 ст. Скриж. ч. 2, стр. 98. Дмитрея. стр. 14. Вино с елеем в елеосвящении. Скриж. ч. 4, стр. 67. Дается пить при венчании, стр. 59; соединяется с розовою водою при освящении храма, ч. 3, стр. 61. Елей. Елеем помазывают в праздники. Скр. ч. 2, стр. 33; Елей при крещении, ч. 4, стр. 24, 31. Елеосвящение над умершими. Скр. 4, стр. 117. Совершается иногда и над здоровыми, именно в великий четверток, там же, стр. 63. Елеопомазание из лампады у иконы праздника или святого, стр. 187. О елеосвящении в древности. Памят. Христ. церкви, ч. 10, кн. XXII, гл. 1. Коливо Дни Бог . 1, 371. Скриж. 4, 128–8. 5) о составных частях богослужения Составные части словесные О чтении Свящ. Писания при Богослужении Хр. Чт. 1846 Июль. Св. Кесария Беседа о прилежном слушании Священ. Писания Воскр. Чт. 1853 Древний порядок чтения Свящ. Писания при Богослужении Дмитрев. стр. 118–9. Древние Христиане при чтении Св. Писания сидели Там же. Григория Нисского о том, почему так приятно для всех чтение Псалтири Воскр. Чт. 1840 17. Похвала Св. Отцов Псалтири тоже 1839 47. Церковное употребление пятикнижия Моисеева также 48. Чтение из книги Бытия во Св. четыредесятницу тоже 1848 50–55. Св. Афанасия Александрийского письмо к Маркеллину о толковании псалмов Твор. Св. О. 1854 кн. 1. О чтении Псалтири по умершим Воскр. Чт. 1854 48. 51. Значение и употребление Псалтири в древней Новозаветной Церкви тоже 1848 50. Употребление книги Псалтирь в древнем Русском народе Прав. Соб. 1857 4. Чтение Евангелия при обыкновенном Богослужении Скриж. ч. 2. 91, 128–9.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  13. Что такое смерть души?    I. Св. Иоанн Златоуст говорит: „когда ты слышишы смерть души, не подумай, что душа умирает подобно телу. Нет, она бессмертна. Смерть души есть грех и вечное мучение. Посему и Христос говорит: не убойтеся от убивающих тело, душий же не могущих убити: убойтеся же пане Могущего и душу и тело погубити в геене (Матф. X:38). Погубленное остается только в удалении от лица Того, Кто погубил» („Воскр. Чт.“ 1856—1857 г., 1-й, стр. 2).    II. Блаженный Августин о духовной смерти учит подобным же образом: „хотя человеческая душа по истине называется бессмертною, впрочем и она имеет своего рода смерть... Смерть бывает тогда, когда душу оставляет Бог... За этою смертию следует еще смерть, которая в Божественном Писании называется второю. Ее Спаситель имел в виду, когда сказал: Того убойтесь, Который имеет власть и тело и душу погубит в геенне. Сия смерть тягостнее и ужаснее всех зол; ибо она состоит не в отделении души от тела, а в соединении их для вечного мучения». (См. Прибавл, к Твор. св. отцов“ в русск. переводе, ч. 15, стр. 624 и 625. Москва, 1856 года).   14. В чем будут состоят муки грешников?    Мучения, на которые будут осуждены грешники праведным судом Божиим, слово Божие изображает разными чертами и с разных сторон. Оно упоминает: 1. Об удалении грешников от Бога и их проклятии. „Идите от Мене проклятии (Матф. XXV:41), скажет им грозный Судия, – не вем вас..., отступите от Мене вси делателие ненравды“ (Лук. XIII:27; снес. Матф. VII:21). И это удаление от Бога и проклятие будет для несчастных само по себе величайшим наказанием. „Для имеющего чувство и разум, замечает св. Иоанн Златоуст, быть отверженным от Бога значить вытерпеть уже геенну» (На „Римл. бесед. И“, стр, 95 по русс. пер.). „Нестерпима геенна и мучение в ней; впрочем, если представить и тысячи геенн, то все это ничего не будет значить в сравнении с несчастием лишиться оной блаженной славы, возненавиденным быть от Христа и слышать от Него: не вем вас, и обвинение, что мы, видя Его алчущего, не напитали! Ибо лучше подвергнуться бесчисленным ударам молнии, нежели видеть кроткое лице Господа, от нас отвращающееся, и ясное око Его, не могущее взирать на нас» (На „Ев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010