Другое место – из пр. Осии: наведет Господь ветр зноен из пустыни нань и изсушит жилы его и опустошит источники его, сей изсушит землю его и вся сосуды его любимыя ( Ос. 13:15 ). Под ветром жгучим, говорят безпоповцы, Ипполит, папа римский разумеет антихриста, который иссушит жилы, и опустошит источники, потребит сосуды церковные (Б. Собор. л. 121). Под жилами преп. Нил Синайский научает разуметь священство: «будем усердно молиться, пишет он, чтобы прогнана была душевная проказа от пряделы, кудели, кожи ( Лев. 13:48 ), – от духовной пряделы того, что составляет как бы жилы Церкви Христовой, разумею епископов и всех, пользующихся почестями левитского сана» (Твор. преп. Нила Син. II. стр. 367). Отсюда ясно, что «ветр жгущий» – антихрист уничтожит «жилы» – священство. 77 Но такое толкование не справедливо. 1) Составитель слова, – а не Ипполит, папа римский, 78 как утверждают безпоповцы, говорит, что под ветром знойным разумеется антихрист, но что разумеется под жилами и источниками, об этом умалчивает. 2) Безпоповцы на основании преп. Нила Синайского говорят, что под жилами у прор. Осии разумеются епископы. Но преп. Нил писал приведенные слова не в объяснение пророчества Осии, а совсем по другому поводу и потому прилагать их к указанному пророчеству нельзя. 3) Бл. Иероним под ветром знойным разумеет Господа И. Христа, который вышел из пустыни, т. е. из приснодевственной утробы Богородицы. Под жилами (родниками) и источниками он разумеет грехи, а не епископов, под вожделенными же сосудами – содержавшихся во аде, до схождения в него Победителя смерти, святых. Так как диавол сам служит источником и началом смерти, то разуметь под ветром знойным диавольскую силу – антихриста нельзя, почему бл. Иероним решительно говорит: «мы не согласны с этим» (Твор. бл. Иерон. ч. XII, стр. 340–341). Свв. Кирилл иерусалимский и Ефрем Сирин под ветром знойным также разумеют Господа, победителя смерти, под жилами же и источниками – источники смерти; а бл. Феодорит и Феофилакт Болгарский под знойным ветром разумеют Кира, царя персидского, который разрушил Вавилонское царство, под жилами же и источниками – царский род и пособия власти (Твор. бл. Феодорита в рус. перев. IV, 313. М., 1857 г.; Толк. Феофилакта у Невоструева стр. 240–241).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Потом постановляется общее решение ( Деян. 15:22 ). И смотри: после Петра говорит Павел, и никто не останавливает его; Иаков ожидает и не выступает вперед, хотя ему предоставлено было первенство (εκεινος γαρ ην την αρχην εγκεχειρισμενος). Что значит: сужду аз? Иначе сказать: со властию говорю, что это так, – μετ εξουσιας λεγω τουτο ειναι» (св. Златоуст. Бесед. на деян. апост.: ч. 2, стр. 78. 79. 81. 83. Спб. 1857 г.). Не иначе выражается о значении св. Иакова на соборе иерусалимском Исихий, пресвитер иерусалимский : «Петр беседует к собранию, но Иаков законополагает (Πετρος δημηγοσει αλλα Ιακωβος νομοϑετει); а пред сим Исихий говорит об Иакове: «Как восхвалю Христова раба и брата, архистратига иерусалима нового, вождя священников, начальника апостолов, над главами главу, между светильниками самого светлого, между звездами самую блистательную»? Христ. чтен. 1846 г. ч. 3, стр. 92. 499 «Это верх всего, при сем и душа его терзалась, и сердце разделялось. Если бы не было внешних скорбей; то многого стоила внутренняя брань, – волны, одна другую гонящие, тучи забот, борьба помыслов. Ибо ежели пекущийся об одном доме, хотя имеет прислугу, приставников и экономов, часто не знает покоя от забот, когда никто его не беспокоит: то представь, что должен был терпеть Павел, который имел попечение не об одном доме, но о городах, о народах, о целой вселенной, и в делах столь важных, при таком множестве врагов, которые старались вредить ему, трудился один и был так чувствителен, так заботился, как не заботится отец о детях… Управляя вселенною, как одним домом, или одним кораблем, то извлекал утопающих, то укреплял изнемогающих, то давал приказания корабельщикам, то сидел на корме; осматривал руль, натягивал канаты, управлял веслом, снимал парусы, смотрел на небо: – один был все – и корабельщик и кормчий, и парус и корабль, – все терпел, чтобы только других освободить от зла». Св. Златоуст. Толк. на 2 посл. к Коринф. бес. 25, стр. 308. 311. Москва, 1851 г. 500 Св. Златоуст. Толк. на посл. к Галатам, стр. 51–52. Москва, 1844 г. К тому же, если бы из того, что ап. Павел ходил в Иерусалим соглядати Петра, следовало, что последний есть глава Церкви; то справедливее нужно бы почитать главою Церкви ап. Иакова: ибо Павел, возвратившись в Иерусалим после апостольского путешествия и проповедания слова Божия у язычников, явился к Иакову и сказаше ему по единому коеждо, еже сотвори Бог во языцех служением его ( Деян. 21:18,19 ). 501 Ориген. Толк. на еванг. от Матфея: твор. т. 3, стр. 713. 716–717. 722–723. Париж, 1740 г. Св. Златоуст, Бесед. 65 на еванг. от Матфея: ч. 3, стр. 113–122 Москва, 1846 г. Бл. Иероним. Толк, на еванг. от Матфея: твор. т. 4, ч. 1, стр. 92–93. Париж, 1706 г. Бл. Феофилакт. Толк. на еванг. от Матфея, стр. 347–352. Казань, 1855 г. 506 Св. Киприан. Слов. о единств. Церкви: христ. чтен. 1837 г. ч. 1, стр. 24–25. Бл. Августин. Бесед. на еванг. от Иоанна: твор. его т. 3, ч. 2, стр. 599. Антверпен, 1700. г.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Четыредесятница. Важность Четыредесятницы Скриж. Ч. 2 стр. 196. Почему она установлена, там же 199– 200. О Четыредесятнице Дни Богосл. Ч. 2 стр. 7–18. О святом провождении Четыредесятницы Воскр. Чт. 1843 48. Церковные правила о посте в Четыредесятницу тоже 1840 51. Как древние Христиане постились в Четыредесятницу, Хр. Чт. 1839 Февр. Древнее употребление четыредесятницы Воскр. Чт. 1839 47. Св. четыредесятница Воскр. Чт. 1844 50. Приготовительные недели к четыредесятнице Скриж. Ч. 2 стр. 198. Приготовление ко Св. Великой четыредесятнице Воскр. Чт. 1843 42. Церковное приготовление к Великому посту тоже 1841 41. Счет дней четыредесятницы Скриж. Ч. 2 стр. 200 – 7. Четыредесятница–десятая часть года Воскр. Чт. 1842 г. стр. 448. В каком отношении четыредесятница наз. десятою частью года и пр. Воскр. Чт. 1842 54. Письмо о счислении дней св. четыредесятницы тоже 1850 55. Дни Богос. Ч. 2 стр. 7. Богослужение в четыредесятницу. Богослужение 1-й и прочих седмиц В. поста Воскр. Чт. 1841 45 и след. Молитва св. ЕФрема: Господи и Владыко тоже 1839 58. Чтения из книги Бытия во св. четыредесятницу Воскр. Чт. 1848 50, 51, 52, 55. Богослужение православной Церкви в недели приготовительные к Великому посту и в самый пост Христ. Чт. 1846 Февраль. Некоторые обряды, относящиеся ко св. четыредесятнице Воскр. Чт. 1844 53. О значении поклонов св. четыредесятницы. Воскр. Чт. 1850 55. Прощеный день дни Богосл. Ч. стр. 51. Сырная седмица Дни Богосл. Ч. 2 стр. 49 Скриж. Ч. 2 стр. 198. Покаяния отверзи ми двери Воскр. Чт. 1844 41. Иконоборство Воскр. Чт. 1857 52 и пр. Феодор Тирон Скриж. 2,223. Церковное употребление анафемы Воскр. Чт. 1839 46. Неделя православия Хр. Ч. 1851 Март. Святого Григория Паламы о свойстве света, виденного Апостолами на Фаворе Воскр. Чт. 1852 Св. Григорий Палама и Варлаамиты тоже 1859 51. Размышление в неделю Крестопоклонную Дух. бес. 1859 Черты из жизни Преподобного Иоанна Лествичника Хр. Чт. Март 1853. Лествица там же. Лествица Апрель. Преподобный Иоанн Лествичник Воскр. Чт. 1849 49. Суббота Акафиста Скр. 2, 58. Дни Богосл. 1,104; 2 ч. стр. 79–83; Воскр. Чт. 1837 стр. 416. Акафист Богородице Приб. к Твор. св. О. 1855 кн. 2. Память Преподобной Марии Египетской Воскр. Чт. 1854 50. Богослужение в первые три дня Страстной седмицы Воскр. Чт. 1841. Иуда предатель Воскр. Чт. 1839 52. Чин св. умовения ног Воскр. Чт. 1851 51. Скриж. ч. 2 стр. 158–60. Дни Богосл. ч. 2 стр. 103–4. Умовение ног Апостолам Воскр. Чт. 1843 29. Совершил ли И. Христос Пасху Иудейскую на последней Вечери своей с учениками Приб. к Твор. Св. О. 1853. кн. 3 Страстное шествие Г. Η.И. Христа от Гефсимании до Голгофы и беззаконный суд над ним Иудеев Воскр. Чт. 1854 52. Св. Великая Суббота Хр. Чт. 1850 Апрель. Канон Великой Субботы Воскр. Чт. 1857 52.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

мироносицы прияли от Ангелов, явившихся в ризах блистающих и глаголавших им: Иисуса Распятого ищете? Несть зде, но воста; приидите, видите место, идеже лежа Господь (Опис. Путивльской Молчанской Рождество-Богородицкой Общежительной Софрониевой пустыни, Курской епархии. Спб., 1846 г., стр. 40, 41). Какой бы ни был внешний вид кивота, он, по уставу церкви, должен иметь следующее: кивот, в нем же имут хранитися Святыя Тайны, Тело Господне, покровен да будет, и на верху крест (Извест. Учит, о хранении божественных Таин). В Требнике митрополита Петра Могилы это выражено так: «кивот да будет с покрывалом, крест на верху имущем» (О сохранении божественных Таин). О дароносице, в которой полагаются Св. Тайны для несения их причащающимся на дому, – см. далее, в статье о причащении больных. 30 Престол, обыкновенно, покрывается покровом. В Соборном Приговоре 1551 года замечено: инде убо на престоле покрова нет, но никакоже бы святый престол без покрова не был (Акты Арх. Экспед., т. I, 232, стр. 228). 31 Иногда под «сению» разумеется вообще восточная сторона храма, где алтарь. Например, читаем: Архиерей (стоя на амвоне) кропит святою водою: «сень, запад, север, юг» (Чин освящения храма, от Архиер. твор., изд. в Москве, 1832 г., л. 40 на обор.). 32 Иногда над им местом ставится икона Спасителя, а над сопрестолием бывает икона апостолов или святителей: Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоустог о или других (Нов. Скр., ч. I, гл. 5, § 2, 3. Описание Киево-Соф. соб., Киев, 1825 г., стр. 43). В древности восточная часть стены алтаря оканчивалась сводом, который как внутри алтаря так и снаружи храма имел вид раковины и назывался конхидою (θγχη – раковина, а иногда – абсидом (absis). 33 В древности предложение составляло особое отделение алтаря, огороженное от него стеною и имевшее дверь в алтарь (См. планы церквей в книге: «О служении и чиноположениях Православной Церкви»; в книге: «Археологическия исследования Георгия Филимонова », 1859 г., Моск., вып. 1-й таб. 1. Εχολγιου Goari, ed. 1647, р. 13. Vetera monumenta Jonnnis Ciampini Romani, pars I, Romae 1690, tab. XI). 34 При освящении храма церковные сосуды ставятся на жертвеннике и освящаются вместе с ним (Чин освящ. храма, от Арх. твор., изд. 1832 г., в Москве, л. 19. Дополн. Требн., л. 24). Этих священных сосудов и вещей не должны касаться и служащие в алтаре пономари, «престола же божественнаго, паче же самых божественных на нем сущих Таин, такожде сосудов служебных и иных священных вещей никакоже прикоснуться да дерзнут, да не в грех впадут, разве светильников и свещ, кадильницы и иных меньших священных вещей» (Извест. учит, в Служебн.; о подаянии, приятии, хранении и поклонении божественных Таин). Священные сосуды должны быть золотые или серебряные, или же, по необходимой нужде, из чистого олова, а не медные и не деревянные (Извест. учит. в Служебн.; 7206 г. декабря 26, Указных статей Патриарха Московского Адриана; Указ 1724 г. октября 8; Инстр. Благочин. 1857 г., § 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

2 «Отклики гр. Л. Н. Толстого на злобу дня в России» – стр. 22 (Берлин, 1901. Фридрих Готгейнер, Унтер-ден-Линден, 47). 5 См. особое объявление «Странника» о бесплатных приложениях к журналу за 1902 г. – стр. 8 и 10. 7 «Да Свой паки обновит образ, истлевший страстьми» (Догматик 4-го гласа). Художественно-картинное изображение этого Тройческого совета представлено в поэме Мильтона «Потерянный рай» кн. 3-я. (В переводе О. Н. Чюминой – стр. 30 и 32; изд. Каспари. Спб. 1899 г.). 13 Твор. свв. Отцов т. 7, стр. 280–281 (Москва. 1846 г.). Эту же мысль выражает св. Отец и в евхаристической молитве, говоря: «устрояя ему (человеку) пакибытия спасение в Самом Христе Твоем, посетил еси многообразне... глаголал еси нам усты раб Твоих пророков, предвозве­щая нам хотящее быти спасение: закон дал еси в помощь...» (Литургия св. Василия Великого ). 14 Филарет Μ. М. «Слова и речи» ч. 2, стр. 179 (Москва. 1848 г.). «Ветхий Завет, – учит православная (Восточная) Церковь , – состоял в том, что Бог обещал человекам Божественного Спасителя н приготовлял их к принятию Его... чрез постепенные откровения, чрез пророчества и преобразования» («Простр. катих. правосл. каф. Церкви» стр. 10. М. 1857). 26 Впоследствии, однако, мы намерены, в качестве дополнения к сему труду, присоединить и толкования Учителей Церкви на Мессианские места Ветхого Завета. 31 Так, твор. св. Златоуста – при Петерб. Академии, свв. Афанасия В., Василия В., Григория Б., Григория H., Ефрема C., Кирилла Ал. и Исидора П. – при Московской, св. Киприана Карф. – при Киевской и св. Ипполита P. – при Казанской. 33 Если же рассмотрение их относить к тому или иному факту из жизни Иисуса Христа, то получится слишком резкая несоразмерность глав; так при отнесении первых пяти вопросов к «Рождеству Христову» из соединения их получится обширнейшая глава между самыми незначительными по объему («Благовещение» п Поклонение волхвов»). 34 См. специальное исследование по этому вопросу Ив. Корсунского: «Новозаветное толкование Ветхого Завета». Москва 1885 г. 37 Св. Иоанн Злат. «Беседы на Ев. Иоанна» т. 1, стр. 185–187 (1862 г.). Св. Епифаний Кипр. тв. ч. 1, стр. 251 (1863 г.). 43 Св. Иоанн Злат. «Бес. на Ев. Иоанна» т. 1, стр. 497. И по объяснению св. Кирилла Александрийского , этими словами «Иисус Христос удостове­ряет, что заповедью законной Он многообразно был прообразуем» (тв. ч. 7, стр. 333, 487), (1888 г.). 46 Св. Кирилл Иер. «Оглас. поуч.» XV, II; стр. 350 (1822 г.). Правда, русский перевод этого стиха дает совершенно другую мысль, но изложен­ное понимание его разделяет и св. Иоанн Злат., настаивающий на том, что трактуемое выражение («якоже рече Писание») относится к словам предыдущим, а не последующим, а потому после него должна быть поставлена точка («Бес. на Ев. Иоанна» ч. 2, стр. 55). 51 Св. Иоанн Злат. «Бес. на Ев. Матфея» ч. 3, стр. 169–170; «Беседы на псалмы» т. 2, стр. 109, 123–124 (Спб. 1860 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Ефес. 45:24. 2Тим. 3:15 . 2Тим. 1:13 . 2Тим. 2:25 . 2Тим. 2:22 . 1Тим. 3:9 . 2Тим. 3:10 . 2Тим. 4:2 . Флп. 2:5 . Иер. 1:5 . Кол. 1:1 . 2Тим. 1:1 . 1Тим.4:12 . 2Тим. 2:15 . 1Макк. 5:56–62. 2Тим. 2:3 . Фил. 2:9 . Псал. 118:6 . 1Тим. 4:16 . Тим. 2:15. 1Петр. 1:10 . Ныне Высокопреосвященнейший митрополит Киевский и Галицкий. Ныне Высокопреосвященнейший Митрополит Новгородский и С.-Петербургский. Ныне Высокопреосвященнейший Митрополит Московский и Коломенский. Григ. Богосл. 1е слово защит. Выражение это заимствовано у св. Иоанна Лествичника . Слово 28, глава 51 по Московскому изданию 1851 года. Исаака Сирского слово 55, пр. Варсонофия Великого ответы 2. 108, 311, 342 и другие; пр. Иоанна Лествичника слово 4, гл. 35, 36, 74, слово 27, гл. 1, пр. Нила Сорского слово 11. Пр. Аввы Дорофея поучение 5. В Казанской Д. Академии 7 лет был наставником по классу св. Писания. Сын священника. В 1857 году, когда нареченный находился на чреде священнослужения и проповеди слова Божия в Санктпетербург; то был опасно болезни, и лучшие столичные врачи исчисляли жизнь его только несколькими днями. Но сверх чаяния, по милости Божией, выздоровел. Особенная настроенность чувств и мыслей в этой речи объясняется теми обстоятельствами, при которых она была произнесена. Наречение происходило в Четверток св. Пасхи, и нареченный Архипастырь, будучи глубоко проникнут мыслями и чувствами, внушенными ему, с одной стороны, предшествовавшими днями Страстной недели, с другой — недавно празднованным событием Благовещения Пресвятой Богородицы, а с третьей — праздником св. Пасхи, излил в своей речи все это разнообразие своих священных чувств и мыслей. — Наречение и посвящение Высокопреосвященнейшего Антония совершено в Киеве, после смерти Митрополита киевского Филарета, — преосвящен. Евсевием Епископом Подольским и Брацлавским и Стефаном Епископом Болгарским. Слова Григория Богослова. См. Твор. его в русск. пер. ч. 1, стр. 80. Деян. 20:28 . Григ. Бог. См. Твор. его в русск. пер. ч. I, стр. 81. 2Тим. 2:15 . Государь Император утвердил доклад св. Синода о назначении архимандрита Виталия во Епископа Томского и Семипалатинского — именно 27 Ноября, когда православная Церковь торжествует праздник знамения Божией Матери.

http://azbyka.ru/propovedi/pastyrstvo-i-...

(Ibidem, 1864 г. ч. III о таинстве крещения из книги Λιθος (Ibidem 1860 г., ч. II и III). «О крещении младенцев» (Прибавл. к твор. св. отц. 1857 г. ч. XVI). «Разбор учений реформатов о необходимости таинства крещения (Правосл. Соб. 1865 г. ч. III). «О крещении чрез погружение и обливание» (Прибавл. к твор св. отц. 1855 г. ч. XIV). Заметка в крещении в западной церкви чрез однократное погружение» (Правосл. Соб. 1866 г. ч. III) «Замечания на учение реформатов о совершителях таинства крещения» (ibidem ч. III). «Крещение и миропомазание в первые три века христианства» (Духово. Беседа 1873 г. том. I. Эта статья – сокращенный перевод из Probsla Sacramente und Sacramentalien). «Особенности в священно-служебных обрядах и обычаях греческой и русской церкви» П. Серединского (Христ. чт. 1871 г. октябрь) Амвросий (иером.) «Таинство св. крещения по чину православной церкви» (Странник 1864 г. ч. I). Александр Тяжелов: «Законы греческих императоров. в отношении и к церкви после Юстиниана» (Чтении в общ. любит. духовн, просв. 1877 г. июнь) и др. Кроме всего перечисленного, нужно еще упомянуть следующие рукописный сочинения. библиотеки Казанской Духовной Академии, составленные студентами последней: Ф. Краснорицкий: «Сакраментальный элемент в христианском богослужении в первые три века». Карпов «Об обрядах, совершаемых при таинстве крещения». Смирнов Конст. «Об оглашенных в первенствующей церкви». Аристов. «Опыт истории чинопоследования таинства крещения». П. Городецкий: «Постановления древней Русской церкви касательно богослужения по XV в.» Подлинный текст встречающихся в нашем исследовании свидетельств из произведений древней христианской литературы цитуется нами почти во всех случаях по изданию; «Cursus Completus Patrologiae» (Series Graeca et Series Latina) Migne. Правила восточных соборов – в русск. пер. цитутется по сочинению: «Опыт курса церковного законоведения Иоанна (архим.), – в подлиннике – по изданию Συνταγμα των θειων και ιερων κανονων των αγιων Αποστολων και των οικουμενικων και τοπικων Συνοδων και των κατα μερος αγιων πατερων» Ραλληκαι Ποτλη. Αθην. 1852–1855 г.; постановления же западных соборов приводятся по следующим изданиям: Iarduinus: «Acta conciliorm et epistolae decretales ae conslituliones snmmorum pontificum», Fol. 1714–15. Paris. «Brauns: Canones Apostolorum et Conciliorum, saccuforum IV-VII. Pars. I-II, Berolini. 1839г. Hisidorus Hispalensis: «Colleclio canonum, ubi et epistolae decretales». Curs. Completus Patrologiae. Ser. Lalin. Tom. LXXXIV. Читать далее Источник: История чинопоследований крещения и миропомазания : Исслед. Александра Алмазова. - Казань : тип. Имп. ун-та, 1884. - с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

1857. Св. Ирин. Прот. ерес. кн. 1 гл. 21: тв. с. 96. Пар. 1710. Кажется, что и св. Иустин говорит о миропомазании, когда пишет в первой апологии своей (с. 106. М. 1800 г.): «После того, как омоется таким образом (т. е. окрещен будет) уверовавший и давший свое согласие, мы ведем его к так называемым братьям в общее собрание для того, чтобы со всем усердием совершить общие молитвы как о себе, так и о просвещенном и о всех других, повсюду находящихся, дабы удостоиться нам, познавши истину, явиться и по делам добрыми гражданами и исполнителями заповедей, для получения вечного спасения». Так св. философ говорит к язычникам о получивших крещение; а поскольку он упоминает здесь и о молитвах, бывавших и о просвещенных св. крещением: то весьма вероятно, что он разумеет здесь и тайносовершительную молитву миропомазания, о которой сказано у свящ. Дееписателя: помолишася (Петр и Иоанн) о них (самарянах), яко да приимут Духа Святаго ( Деян. 8:15 ). 404 Терт. Прот. Маркион. кн. 1 гл. 14: твор. стр. 237. Венец. 1701. Прещ. прот. ерет. гл. 36 и О крещ. гл. 6. 7: тв. ч. 1 стр. 183. ч. 2 с. 12. Спб. 1847. 408 Св. Кипр. Письм. 59: твор. т. 1 с. 281. К. 1861. В другом месте: «Всех обращающихся от ереси к Церкви должно крестить, дабы те, кои чрез божественное возрождение в законном и истинном и единственном крещении святой Церкви уготовляются к царству Божию, возрождались обоими таинствами, по Писанию: аще кто не родится водою и Духом, не может внити в царствие Божие». Св. Кипр. Пис. 60: – с. 298. 410 При этом не следует забывать ни того, что миропомазание совершалось в древности не всегда тотчас после крещения, но иногда и отдельно от него (пр. Иерон. Разг. Прот. люциф.: тв. т. 4 ч. 2 с. 295. Пар. 1706 г.), ни того, что оно совершалось тогда повсюду как такое священнодействие, которым сообщалась принимавшим его благодать, различная от благодати крещения (см. выше § 360 п. III, стр. 266–270). Надобно помнить и то, что св. Киприан совершенно ясно α) говорит о необходимости быть помазанным а) тому, кто принял полное крещение, б) для того, чтобы соделаться ему помазанником Божиим и иметь в себе благодать Христову, в) таким елеем, который освящен на алтаре, где совершается евхаристия, г) в соответствие тому возложению рук, которое Петр и Иоанн совершили в свое время над самарянами, а β) говорит об этом помазании, как о запечатлении полного крещения (св.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Новейшая литература и издания текстов: CPGS 1810–1821 (подлинные), 1825–1830 (подложные сочинения). В TLG сочинения Мефодия пока не включены (за исключением отрывков из «О воскресении» в «Панарии» св. Епифания Кипрского , LXIV, и изложения «О сотворенном» в «Библиотеке» патр. Фотия). Рус. пер. с греч. Е. Ловягина : Св. Мефодий, еп. и мученик. Отец Церкви 3-го века. Полное собрание его творений, переведенных с греч. СПб., 1877 (21905 без измен.). Репринт изд. 1905: Св. Григорий Чудотворец ; Св. Мефодий Патарский . Творения. М., 1996 (Б-ка отцов и учителей Церкви, 4) (далее: Твор.). С. 1–287 второй пагинации. Рус. пер. архиеп. Михаила (Чуба) ряда творений свт. Мефодия со слав.: Извлечение из славянского сборника творений//БТ 2. . С. 143–205 (переизд. с многочисл. опечатками в греч. текстах и с опущением фотографий славянских рукописей: Твор. С. 292–364). Перевод «О свободе воли» указан ниже. Литература на русском языке (ценный Крит, разбор: БТ 10. 1973. С. 54–58): [Аноним.] Краткое историческое сведение о жизни и писаниях Святого священномученика Мефодия, Епископа Патарского//ХЧ. 1837. Ч. 2. С. 3–7; [Модестов С. С.] Св. Мефодий, еп. Патарский//ПрТСО 16. 1857. С. 158–209; Барсов. История первобытной проповеди. С. 314–329 (гомилетика); [Аноним.] Сведения о жизни и творениях святого священномученика Мефодия. СПб., 1893; Сагарда Н. И. , Бриллиантов А. И. [Отзывы о курсовом соч. студента СПб. дух. академии Л. Дмитриева на тему «Св. Мефодий Олимпийский и его богословие»]//ХЧ. 1911. Журналы заседаний Совета Академии. С. 462–466; Олейников Т. Учение св. Мефодия Патарского о девстве//Христианин. 1912. С. 331– 351 (и отд.: Сергиев Посад, 1912); Троицкий. Очерки. С. 473–476 (экклезиология); Оксиюк. Эсхатология. С. 197–216; Керн. Антропология. С. 128–129; Михаил (Чуб), еп. Аграфы в творениях св. сщмч. Мефодия//ЖМП. 1954. 6. С. 43–50; Он же. Святой сщмч. Мефодий и его богословие//БТ 10. 1973. С. 7–58; БТ 11. С. 5–54; Он же. К вопросу об источниках богословия св. сщмч. Мефодия: Священное Писание в творениях св. Мефодия//БТ 13. 1975. С. 172–180; Он же. Предание Церкви в богословии св. Мефодия//БТ 14. 1975. С. 126–133; Он же. Греческая философия и литература в творениях св. Мефодия//БТ 14.1975. С. 134–143. На общем фоне диссертаций в духовных академиях по святым отцам в советский период капитальные исследования еп. Михаила (Чуба) являются редким исключением и заслуживали бы переиздания в полном объеме. – Изд.  

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

619 Первую индульгенцию и притом полную по поводу крестовых походов дал епископ римский Урбан II на соборе клермонском. Кле Ручн. книг. истор. догмат. христ. т. 2, стр. 271–272. Литтих, 1850 г. 620 Давались индульгенции землям, городам, за дела общественные, каковы: устройство мостов, и проч. Флер. Истор. церк. т. 5, стр. XV. Париж, 1844 г. Миерцвинск. Небывал. разсужд. о происхожд., возрастан. и плодах. индульгенций. Вильно, 1841 г. 621 Бароний откровенно сознается, что еще в одиннадцатом веке небо всегда отверсто было дли богатых. Барон. Летопис. церк. под 1055 г. 622 Т. е. от строгого поста, от телесных изнурений, от самоумерщвления, от продолжительных и частых молитв, от странствования на поклонение св. мощам и других дел благочестия христианского. 623 Латеранский (IV) собор (1215 г.) воспретил откупаться от эпитимий каким бы то ни было образом. Берж. Словар. богословск. под словом Penitensiers. 625 За чтение напр. молитв, называемых корунками, розариями и проч., которые любопытный может видеть в Новом. тракт. об индульгенциях, соч. Пинарта. Париж, 1852 г. 626 Муравьев. Римск. письм. ч. 1, стр. 127. Спб. 1847 г. Серединск. О богослуж. западн. церкви ст. 2, стр. 23. 60. 61. 64. 78. Спб. 1849 г. Ст. 4, стр. 194. 201. 212. 258. 278. Спб. 1856 г. 627 Такого же рода жезлы, с соединенною с ними папскою благодатию разрешения от удовлетворения правде Божией, есть и в других местах, наприм. в кармелитском монастыре, в местечке Бердичеве киевской, и в белыницком костеле могилевской губернии. А. Востоков. Записк. об отнош. римск. церкв. к друг. христ. церквам, ч. 2, стр. 303. Спб. 1857 г. 631 Св. Амврос. медиоланск. О покаян. кн. 1, гл. 2 и 7, л. 2 и 6 на обор. и 7. Спб. 1778 г. Св. Златоуст. Слов. 3 о священстве, стр. 59–60. Спб. 1836 г. Св. Кирилл. александр. Толкован. на еванг. Иоанна, твор. т. 4, стр. 1101. Париж, 1638 г. Бл. Августин. О град Бож. кн. 20, гл. 2, чл. 2: твор. т. 7, стр. 443. Антверпен, 1700 г. 632 VI вселенск. собор. прав. 102: книг. правил, стр. 107. Спб. 1843 г. Снес. I bceлehck. собор. прав. 12. Собор. анкирск. прав. 5, Собор. карфагенск. прав. 52, св. Васил. велик. прав. 3: там же, стр. 33–34. 126–127. 187. 290–291. Спб. 1843 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010