и это, конечно, сказано не как знамение [того, что Он не будет потакать злу], 659 ведь это 660 есть принадлежность детского возраста, – но Он примет силу Дамаска и добычу Самарии против царя ассирийцев. 661 Учитывай Его возраст и ищи смысл предвещенного, но, прежде всего, верни истинному Евангелию то, что ты похитил у более позднего: 662 и пророчество становится понятным по мере того, как возвещается о его исполнении. В самом деле, пусть те восточные волхвы ожидают первых дней младенчества Христа, 663 чтобы одарить Его золотом и фимиамом: 664 и принял Младенец силу Дамаска без сражения и оружия. 7.  Ведь, кроме того, что известно всем, что сила Востока, т. е. его мощь и могущество, обычно заключается в золоте и благовониях, не подлежит сомнению, что и силу прочих народов Творец назвал золотом, как сказано через Захарию: И Иуда расположится у Иерусалима и соберет всю силу окрестных народов, золото и серебро. 665 8. Но о том приношении золота также Давид: И будет дано Ему от золота Аравии, 666 – и опять: Цари арабские и сабейские преподнесут Ему дары. 667 Ведь Восток обыкновенно считал волхвов царями, а Дамаск ранее считался относящимся к Аравии, 668 прежде чем он был приписан к Сирофиникии после разделения Сирий; 669 его (Дамаска) силу Христос тогда принял, приняв его знаки, т. е. золото и ароматы. В качестве же добычи Самарии самих волхвов, которые, после того как постигли Его, почтили дарами и, преклонив колени, поклонились Ему как Богу и царю, воспользовавшись свидетельством указующей и предводительствующей звезды, оказались «добычей Самарии» – т. е. идолопоклонства – уверовав во Христа. 9. Ибо Он под именем Самарии как бесславной из-за идолопоклонства, из-за которого она отпала от Бога при царе Иеровоаме 670 заклеймил идолопоклонство. Ибо не является для Творца необычным метафорически заменять одно слово другим на основании сопоставления преступлений. Ведь и князьями содомскими Он называет князей иудейских, и сам народ именует народом гоморрским; 671 и Он же говорит в другом месте: Отец твой – Аморрей, и мать твоя – Хеттеянка, 672 – из-за схожего нечестия тех, которых некогда Он назвал даже Своими сынами: Я породил и возвысил сыновей, 673 10.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/pro...

15) и о фараоне, и на слова: не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего (Рим. 9:16) 842. Беседа с неверующим О хананеянке и фараоне. Когда противник спросит тебя: как ты узнал, как научился? – ответь: как я узнал, я знаю, а как объяснить – не знаю. Я, ведь, не лечил сам, но излечен, – чтобы иметь душу твердую. Если он будет еще противоречить тебе, ты скажи: так как не я был врачом, и в тайну врачевания не посвящен, то иди к самим врачам, и они объяснят тебе действие лекарств. Минь. Т. VIII. С. 664 Творения Т. VIII. С. 842 Spuria. Беседа о честном Кресте 843. Пост, как перемена пищи, приятен О честном Кресте. Пост является источником удовольствия. Ведь, как томящийся жаждой находит всякое питье приятным, и с голоду кажется вкусным и самый простой обед, так и пост заставляет ценить последующее разрешение на пищу. Занимая средину и прерывая сплошное наслаждение пищей, он является для тебя приятной переменой, подобно тому, как для путешественника перерыв пути. Минь. Т. VIII. С. 677 Творения Т. VIII. С. 861 Spuria. Беседа на вочеловечение Господа нашего Иисуса Христа, и что у каждой страны есть ангелы 844. Проповедь – таинство На вочеловечение Господа нашего Иисуса Христа. Речь будет именно о Христе; а все, что говорится о Христе, не есть простое проповедование, а таинство благочестия. Минь. Т. VIII. С. 687 Творения Т. VIII. С. 876 Spuria. Беседа против еретиков и о святой Богородице 845. Проповедник имеет надежду на молитвы слушателей Против еретиков. Опять с дерзновенною надеждою на помощь Святого Духа, я занимаю проповедническую кафедру, не стыдясь своего убожества... Я забываю о своей слабости, о скудости своего слова, при виде этих прекрасных и любезных зрителей. Ведь, я знаю, что не как ценители моих речей вы собираетесь сюда, но как отцы работаете вместе с сыном. Я говорю языком, а вы сердцем просите у Бога, чтобы мне дано было слово во откровение уст ( Еф. 6:19 ): по любви к детям, вы наши труды принимаете за собственную славу. В надежде на это я без стеснения выступаю с речью: внимание с вашей стороны освобождает меня от нерешительности, святая молитва ваша превращает мое неведение в учение о добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

14) РГБ, ф. 299 (Собр. Н. С. Тихонравова), 301. Сборник (л. 272 об. – 279 об.), 30-е годы XVII в. Филигрань: Домик под крестом, обвитым змеей, и литеры N и А – Гераклитов, 335 (1631–1633 гг.). 15) РГБ, ф. 205 (Собр. Общества истории и древностей Российских), 321. Сборник (л. 204–239 об.), 30-е годы XVII в. Филигрань: Кувшин с двумя ручками под полумесяцем – типа Дианова и Костюхина, 741 (1634 г.); Гербовый щит под короной, пересеченный полосами – Дианова и Костюхина, 1060 (1634 г.). 16) РГБ, ф. 304 I (Собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры), 664. Минея четья на сентябрь (л. 313–350 об.), 40-е годы XVII в. Точная копия Минеи Троиц., 665. Филиграни: Гербовый щит под короной – Дианова и Костюхина, 3 (1646 г.); Гербовый щит с лилией под короной, контрамарка PH – Дианова и Костюхина, 947 (1647 г.). 17) ГИМ, Синодальное собр., 797. Милютинская минея четья на сентябрь (л. 580–619 об.), 1646 г. Представляет сокращение Минеи Германа Тулупова (Троиц., 665). 18) РГБ, ф. 299 (Собр. Н. С. Тихонравова), 412. Сборник (л. 146–161 об.), сер. XVII в. Редакция Великих Миней Четьих без предисловия и без Сказания о чудесах. Филигрань: Щит с лилией под короной – типа Дианова и Костюхина, 931 (1646–1654 гг.). 19) РГБ, ф. 138 (Костромское собр.), 18. Минея четья (л. 270 об. – 290 об.), сер. XVII в. (описание см. в разделе Минейной редакции). § 7. Редакция Степенной книги Степенная книга создана около 1563 г. 548 Читающееся в ней Житие Федора Ярославского 549 в первой части является сокращением Антониевской редакции (пополненным родословными и другими материалами), а в статье о проявлении мощей и описании первых трех чудес – просто списком с Минейной редакции. Древнейшими рукописями Степенной книги являются списки 60-х годов XVI в.: ГИМ, Чудовское собр., 358 (л. 356–364) (по нижнему полю л. 3–8почерком XVI в. многозначительная надпись: «Книга Чудова манастыря собрана смиренным Афонасием митрополитом всеа Русии»); Томский краеведческий музей, 91; другие списки перечислены в издании 21 тома ПСРЛ.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

—664— всему человечеству, и потому, если он принял её в вечное единение с Собой, то этим самым Он, очевидно, приобщил вечности и весь род человеческий в полном составе его; потому что всякий отдельный человек имеет в себе не часть человеческой природы, а всю эту природу, и Христос сделал вечной в Себе не какую-нибудь индивидуальную человеческую личность, а именно всецелую природу людей... Таким образом вечное богочеловечество Иисуса Христа делает для нас совершенно понятным, непостижимый иначе, закон воскресения, а этот закон вполне объясняет собой и, непостижимую иначе, необходимую всеобщность воскресения“ (383–384 стр.). Ещё ценнее соображения профессора по вопросу о способе воскресения умерших вместе с их телами при втором пришествии Христа. На этом примере объяснения мы можем наглядно видеть, как автор пользуется данными современного научного мировоззрения для обоснования христианских истин. „При логической обработке мысли о воскресении умерших с точки зрения наличных законов природы она всегда вызывала серьёзное недоумение: как воскреснут умершие, и с каким именно телом они возвратятся к жизни? Дело в том, что материальный организм умершего человека разлагается на свои составные элементы, и эти элементы могут быть рассеяны по всему лицу земли... В силу механического круговорота физической жизни вполне возможно такое явление, что телесный состав умершего человека может войти по частям в телесный состав бесчисленного множества других людей. Тело умершего человека может напр. войти в состав растения, а растение может войти в состав тела животного, а тело животного может войти в состав тела человеческого“ (437–439 стр.). Древняя богословская мысль отвечала на это недоумение простой ссылкой на всемогущество Бога, Который может снова соединить отделившиеся друг от друга части тела, собрать рассеянные атомы. Прогресс современной науки даёт возможность проф. Несмелову иначе осветить и разрешить приведённое недоумение. Очевидно, пользуясь твёрдо установленным законом биологии, по которому не орган создаёт функцию, а функция – орган, соответственно чему дух создаёт организм,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В подобных утверждениях, несомненно, присутствовал определенный антииудаизм, имевший политическое и религиозное содержание. Однако в идеях русской церковной эмиграции совершенно отсутствовал характерный для нацизма расизм. Холокост руководство РПЦЗ никогда не одобряло. Среди карловацких прихожан в Германии были лица еврейского происхождения, которые участвовали в движении Сопротивления 662 . И РПЦЗ в целом и подавляющее большинство ее архиереев преследовали цель возрождения великой России и воссоздания единой сильной Русской Церкви и уже поэтому находились в непримиримом противоречии и глубинной враждебности с нацистской Германией, преследовавшей цель порабощения народов России, хотя первоначально и питали некоторые иллюзии в отношении политики Третьего рейха. Известен лишь один явно прогермански настроенный архиерей РПЦЗ – митрополит Западно-Европейский Серафим (Лукьянов), но и он в своем «Плане организации высшей церковной власти Православной Церкви в России» от 9 сентября 1941 г., отправленном германским ведомствам, писал: «Для восстановления России необходимо сразу после свержения советской власти и образования национального русского правительства организовать единую высшую церковную власть Православной Церкви» 663 . Тогда митрополит не подозревал, что никакого создания русского правительства гитлеровское правительство допускать не собиралось. В дальнейшем и у митр. Серафима по мере узнавания правды наступило отрезвление и раскаяние (в 1945 г. он воссоединился с Московской Патриархией). Уже к 1943 г. владыка передал практическое руководство митрополичьим округом в руки своего ближайшего помощника – англофильски настроенного протоиерея Тимофеева, дочь которого была заключена в концлагерь. Этот священник к июню 1943 г. крестил 6 юных евреев, спасая их от уничтожения. Митрополит Германский Серафим (Ляде) в своем письме митр. Анастасию от 18 июля 1943 г. сообщал, что митр. Серафим (Лукьянов) на словах является антисемитом, но фактически ничего в этом плане не делал, а Тимофеев крестит евреев и даже выдает им свидетельства об арийском происхождении 664 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

268 Напрасно Ревиль, возражая против узкого понимания выражения διονος в применении к Фиве, говорит: около ап. Павла „она конечно не могла исполнять специфических функций диаконисы“ (Les origines de l’épiscopat, p. 147). В отношении к Павлу она называется ποσττης; диаконом же является в отношении церкви кенхрейской. 269 Seyerlen (Entstehung d. Episcopats, S. 140–141): пастырство и учительство – два атрибута одной должности. Cp. Ritschl, Entstehung d. а. Kirche, S. 358. Weizsäcker, Jahrb. 1873, S. 664. 283 Что пресвитеры являются пастырями одного „стада“ и церкви, не доказывает, что они принадлежали к церкви одного города (как думает Michiels, L’ Origine de l’épiscopat, p. 224), так как апостол говорит о „церкви Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровию Своею“, т. е. вообще о церкви Христовой. 284 По мнению многих ученых (Baur, Christenthum. S. 253; Seyerlen, Entstehung, S. 113; Weizsäcker, Apost. Zeitalter, S. 606 и д. Knopf. Nachapost. Zeitalter, 178, Reville, Les origines de l’épiscopat, 168 и д. и многих других), формальное поставление пресвитеров Павлом является позднейшим представлением. 285 „Если во всяком случае некоторые из основанных Павлом общин имели твердую общественную должность, то совершенно произвольно в заботах о поставлении и целесообразном замещении общественной должности видеть признак послеапостольского происхождения“ (Weiss, Briefe Pauli an Timotheus und Titus. 6 Auflage. 1894. S. 30). 294 Справедливо возражает против Гарнака Линдсей: „было бы ошибкой это служение слова называть харизматическим, как будто оно одно исходило от Духа Святаго, так как всякий род служения исходит из того дара, будет ли это служение – уход за больными и бедными или подавание советов и руководство общиной посредством мудрых наставлений. Они точно так же харизматичны“. (The Church, р. 70). 296 Cp. Ritschl, Entstehung d. a. Kirche. S. 384. „В способе рассмотрения Павла, говорит Ричль, не находит еще применения дилемма, следует ли повиноваться носителю должности вследствие его должности или должности вследствие личности её носителя. Ибо божественное происхождение дара управления общиной обосновывает неразрывное взаимоотношение между лицом и его функцией. Итак, хотя Павел управление общиной, подобно дару исцелений и дару языков, рассматривает как харизму, однако этим не исключается, что служение обществу воплощается в определенных лицах и фиксируется, как должность, тогда как другие харизмы по существу своему не могут стать должностью“ (Ibid. S. 349).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Наконец предложили духовенству выступить со своими суждениями по этому вопросу. Место было назначено в театре, и народа было много-много. Благочинный нашего города, человек умный и честный, говорил прекрасно и корректно. Все просили еще раз назначить такую беседу, и она была назначена. На следующий раз собралось людей еще больше, но им отказали и даже стали разгонять водой из шланга. В результате через малое время наш лектор был взят в тюрьму. Там заболел тифом, и в апреле 23 года мы его похоронили. Когда вспоминаю о подобных днях, то уже нет сил писать. Прошу святых Ваших молитв. Людмила. Д. 21. Л. 42–45. Подлинник. Автограф. 8. (от Ф. Г. Синицкой). 23 мая 1957 г. 23/V–57 Глубокочтимый, родной наш Владыка! Наконец мы все прочитали повесть о Старце Гаврииле 663 . Вернее, прочитали ее давно, мамочке читали дважды, но хотелось, чтоб и Таня прочитала ее, а она была у нас дней 10 тому назад, а потом Серафима, которая у нас больше всех занята, просила не отсылать, т. к. хочет еще раз ее просмотреть. Спасибо большое. Чтение доставило большое удовлетворение, только грустно было читать о московском периоде жизни, так различном с строем жизни и окружением в Оптиной пустыни. Сейчас мы читаем о преподобном Серафиме книгу, написанную арх[имандритом] С[ерафимом] Чичаговым 664 . Ваш большой труд о поминовении усопших мы прочли частично, удивляясь глубоким Вашим познаниям. К сожалению, мы большие профаны – совсем не знаем церковного устава. Обещала мамочке снова вернуться к этому чтению, прерванному предпраздничными хлопотами. Мы давно, дорогой Владыка, ничего не знаем о Вас, т. е. не знаем, как Ваше здоровье, Ваше самочувствие. Тане говорил о. Ал[ександр] Солертовский, что видел Вас в Москве, что Вы очень бодры, хотя и страдаете одышкой. Праздничная ночь прошла у нас очень хорошо. Мы с мамочкой как умели (оч[ень] плохо) пропели пасхальные песнопения, а когда все собрались к столу, включили радиоприемник и с наслаждением слушали службу из парижского православного храма на славянском языке, из какой-то другой страны на неведомом языке, но с тем же напевом, из лондонского православного храма. Слышали обращение священника «Христос Воскресе!», обращенное будто и к нам, будто в нашей комнате произнесенное, шум толпы, возгласы «Воистину Воскресе». И так вся служба до конца без помех, без перерывов. Очень, очень радостно было.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Stoffel O., Die Verkundigung in Predigt und Katechese, HdbkathKR, сс. 541_547. Urrutia F.J., Mandato di insegnare discipline teologiche, в: Nuovo Dizionario di Diritto Canonico (­ NDDC), под редакцией C. Curral Salvador-V. De Paolis-G. Ghirlanda, Torino 1993, сс. 661_664. 218 По этому вопросу см. W. Aymans, Begriff, Aufgabe und Trager des Lehramts, в: HdbKathKR, сс. 533_540, особенно сс. 539_540. 220 Цитаты взяты из: Paolo VI, Evangelii nuntiandi (8 декабря 1975), nn. 17_24, в AAS 68 (1976), сс. 17_22; и Giovanni Paolo II, Catechesi tradendae (16 октября 1979), nn. 15_16, 18 и 24, в AAS 71 (1979), сс. 1277_1340. 222 О том, как акт крещальной веры вводит изолированное «я» в коллективное «я» Церкви, см. J. Ratzinger, Glaubensvermittlung und Glaubensquellen, в: J. Ratzinger, Die Krise der Kathechese und ihre Uberwindung. Rede in Frankrech, Einsiedeln 1983, сс. 13_39, особенно сс. 23_28. 224 См. L. Gerosa, L " evkque dans les documents de Vatican II et le nouveau code de droit cononique, в: Visages de l " Eglise. Cours d " ecclesiologie publie par P. De Laubier, Freiburg 1989, сс. 73_89. 225 Соборное учение LG 28 было таким образом воспринято в кодексе, согласно A. Montan, Il libro IIÏ La funzione di insegnare della Chiesa, в: Il nuovo Codice di diritto canonico. Studi, Torino 1985, сс. 138_163, здесь с. 147. 228 См. кан. 759; о проблеме проповеди мирян в целом см. L. Gerosa, Diritto ecclesiale e pastorale, Турин 1991, сс. 58_64. 229 См. Norme della Congregazione per la dottrina della fede за 1971г., n. 46, в: AAS 63 (1971), с. 308. 231 Таково предложение H. Schmitz, Die Beauftragung zum Predigtdienst. Anmerkungen zum «Schema canonum libri III de Ecclesiae munere docendi», в: AfkKR 149 (1980), сс. 45_63, в частности, с. 60. 232 См. прежде всего ст. 2 § 3 последней Инструкции для мирян: CONGREGATIO PRO CLERICIS ET ALIAE, Instructio. De quibusdam quaestionibus circa fidelium laicorum cooperationem sacerdotum ministerium spectantem, в: AAS 89 (1997) 852_877. 235 Таково авторитетное суждение H. Schmitz, Erwagungen zum authentischen Interpretation von c.767 § 1 CIC, в: Rechts als Heilsdienst: Matthaus Kaiser zum 65. Geburtstag gewidmet, hrsg. von W.Schulz, Paderborn 1989, сс. 127_143, здесь с. 143.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Христос учил, что не должно отмщать обидевшим, и «если кто ударил тебя по ланите, то ты подставь ему другую» ( Лк. 6:29 , ср.: Мф. 5:39 ). У Платона Сократ беседует с Критоном следующим образом: «Должно ли обижать и оскорблять? – Нет, никогда. – Должно никого ни одного раза не оскорблять или обижать, или, если кто-нибудь обидит, то не должно воздавать за полученную неправду; допустимо ли это во многих случаях? – Нет – и это недопустимо. – Справедливо ли также, как думают многие, что тому, кто причинил вред, отмстить ему таким же вредом? Справедливо это или нет? – Это несправедливо, потому что наносить кому-либо вред можно только однажды. – Ты говоришь истину; если никто не может воздавать неправду за неправду, то он может быть обиженным со стороны другого». Так говорил Платон. К этому он присоединил еще следующее: «Обсуди правильно, во всех ли отношениях ты согласен со мной и, быть может, мы не в состоянии создать что-либо твердого на этом основании: никогда никого не дозволено обижать и навсегда воспрещено воздавать злом за зло? Или ты иное думаешь и не принимаешь этого основания? – Я всегда этому верил и об этом говорил» 662 . Так учил Платон и так же учили божественные люди, жившие перед ним. Таким образом, важнейшие пункты нравственного учения христианства не только заимствованы христианами из эллинизма, но не поняты ими во всей полноте и искажены 663 . И учение о Царствии Божием, предлагаемое эллинизмом, прекраснее и божественнее по сравнению с тем, что изложено в христианских сочинениях: «Все окружает Царя мира, все существует ради него, и он представляет собой причину всякого блага. Второе относится ко второму, третье к третьему. Человеческая душа стремится познать, какого рода все эти вещи, и созерцает в них сродное себе, из области которого она не имеет ничего достаточного в себе; в отношении же Царя и того, о чем было сказано, она стоит в ином отношении» 664 . То, что находится выше небесного места, никто из эллинских поэтов не воспевал и не воспел по достоинству. Дело обстоит следующим образом. Дана сущность без цвета, без формы, неосязаемая и доступная созерцанию одному управителю души, уму, а потому и происхождение истинного познания имеет такое место: подобно тому, как мысль Бога питается умом и несмешанной истиной, так и мысль души, находящейся в междумировом пространстве, стремится всегда принять сродное с ней, любить сущее и, созерцая его, она питается истиной и благодушествует, пока круговое движение не совпадет в том же пункте. Захваченная же круговым движением, она созерцает самую справедливость, благоразумие и истину и, после того как она удостоится созерцания и всего остального сущего (и вместе с Зевсом, Царем мира, с войском богов и демонов), совершит пиршество, она падает с высоты облачного неба во внутреннюю часть его и возвратится домой. Когда она достигнет прежнего местопребывания, то возничий коляски ставит лошадей в ясли и бросает им амброзию и после нее нектар. Такова жизнь богов 665 .

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Не более прямы и убедительны изложенные выше основания и второго положения о тожестве Могара-Месу и Моисея. Так 1) употребленное в британском папирусе название «могар» и другие слова, сходные с еврейскими, могут указывать только на принадлежность лица, носившего это название и говорившего таким языком, к семитскому или еврейскому племени, но не более. Усвояемый герою папируса титул «марина» еще менее может доказывать тожество его с Моисеем ввиду существующего, как известно, у других египтологов понимания под АПУРИУ народа, отличного от библейских евреев 661 . Из указания на рождение Могара в местности, носившей семитские названия (если только верно приведенное выше объяснение последних), опять следует только, и то в связи с другими данными этого рода, происхождение Могара из еврейского или вообще семитского народа. Сходство места рождения Могара на Истме, где полагает Ляут Нахасу и Губурту, и рождения Моисея в земле Рамсес не может не возбуждать сомнений потому, что Нахаса и Губурта названы после Гуцины и прежде Рафии и Газы, т. е., при существующем географическом определении последних, Нахаса и Губурта : должны быть полагаемы на восток от Истма, на пути из Ецион-Гавера в Газу или «из Палестины на Синай» 662 , а не в египетских собственно пределах. II. Одинаковость имени библейского Мошэ и МЕСУ, если только это последнее носил Сотем-Могар, нуждается прежде всего в подтверждении действительности самого сходства 663 , а затем в устранении другого столь же важного препятствия – обосновывать тожество личности на одинаковости имени. Неустранимость этого последнего препятствия не ускользнула, естественно, из внимания самого автора, признавшего невозможным решить вопрос на основании имени потому, что одно и то же имя могло принадлежать совершенно различным лицам, жившим в одно и тоже время. Более убедительным представляется дальнейшее сопоставление явлений из жизни того и другого лица; некоторое сходство здесь, бесспорно, есть: «приятный видом и красивый, как цветок», Могар напоминает, конечно, прекрасное дитя, Моисея; храбрый и неустрашимый Могар, совершающий поход в область верхнего Египта, напоминает точно также искусного военачальника, каким является Моисей у Флавия в сказании о войне с Эфиопией; равным образом, есть сходство между Моисеем, наученным всей мудрости египетской, и Могаром «посвященным в величайшие тайны» 664 ; при преобладающем у современных египтологов мнении о времени Исхода может быть, наконец, находимо совпадение между Могаром-Месу с Моисеем по самому времени их деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010