В-третьих, сектанты приводят в свое оправдание следующие слова того же апостола: «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не унижай того, кто не ест; и кто не пьет, не осуждай того, кто пьет, потому что Бог принял его. Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого, только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто. Ибо Царство Божие не пища и питие, но праведность и мир, и радость во Св. Духе. Ради пищи не разрушай дела Божия» ( Рим. 14:1–3,14,17, 20 ). Здесь, по-видимому, устанавливается полное безразличие в отношении к пище и различающие пищу называются даже немощными, но только, по-видимому, так как в действительности речь апостола направлена против иудейских понятий о пище чистой и нечистой. В первенствующей Церкви Христовой было много христиан из евреев. Некоторые из них, приняв христианство, продолжали исполнять разные еврейские обряды и постановления, в том числе о пище чистой и нечистой, и даже боялись, как бы им не оскверниться языческой мясной пищей. Вследствие такой боязни эти последние ели только овощи, осуждая тех христиан, которые, будучи убеждены, что Господь все очистил Своей кровью, а потому нет ничего в самом себе нечистого и можно есть все, со своей стороны укоряли их, как немощных. Так. обр. ап. Павел называет немощными в вере тех людей, которые не употребляли известного рода пищи, считая ее нечистой; православные же христиане воздерживаются в посту от скоромной пищи не потому, что считают ее нечистой, а из-за боязни нарушить церковное постановление. Затем, хотя апостол говорит, что в самой пище нет ничего нечистого и, по-видимому, есть ее можно безразлично, однако, если из-за такого безразличия в пище кто-либо соблазняется, то лучше относиться к пище с разбором, потому что безразличным отношением к ней нарушаются праведность, мир и радость о Св. Духе, т. е. те духовные свойства, которые так необходимы для царствия Божия. «Если за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь; не губи твоей пищей того, за кого Христос умер. Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн; лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается или соблазняется, или изнемогает» ( Рим. 14:15,20 –21 ). 664

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Вторым нашим источником является «Апостольское предание» св. Ипполита Римского , написанное около 215 года 662 . Во время св. Ипполита в Церкви уже существовали катехизаторские поучения для готовящихся к принятию крещения. На этих поучениях могли присутствовать и крестившиеся. Тем и другим Ипполит посвящает особую главу «О молитве тех,.кто слушает слово» 663 . Как ревностный хранитель апостольских преданий, Ипполит не позволяет оглашаемым молиться вместе с верными. Помня, что Иуда предал Христа поцелуем после того, как он взял на Тайной вечере из рук Учителя кусок хлеба и в него вошел сатана ( Ин. 13, 27 ), Ипполит категорически запрещает оглашаемым молиться вместе с верными, потому что общая молитва должна завершаться поцелуем. Целование же некрещеных «еще не свято» 664 , поскольку они сами, не будучи крещеными, не имеют дара Духа Святого. Основанием для запрещения совместной молитвы некрещенных с крещеными служили слова апостола Павла о даровании в крещении дара Духа Святого, без которого человек не может исповедовать Иисуса Христа Господом, т. е. Сыном Божиим: «Никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» ( 1Кор. 12, 3 ). Вместе с тем св. Ипполит имеет в виду оградить святость поцелуя мира и в тех собраниях, где присутствуют только верные: «Верные же пусть приветствуют друг друга: мужчины – мужчин, и женщины – женщин, но мужчины пусть не приветствуют женщин» 665 . Первый поцелуй крещаемому давал епископ после того, как тот выйдет из воды. Епископ наливал освященной елей себе на руку и, возлагая ее на голову новопросвещенного, говорил: «Помазываю тебя святым елеем во имя Господа Отца Вседержителя и Иисуса Христа и Святого Духа». И, помазав лоб его, давал ему первый братский поцелуй 666 . Так епископ совершал помазание каждого из новопросвещенных в отдельности. Изложив порядок завершения крещения, Ипполит далее пишет: «И с этого времени пусть молятся они вместе со всем народом. Молиться же с верными прежде, чем они исполнят всё это, они не должны. После молитвы пусть дают им (т. е. новопросвещенным. – К У.) целование мира 667 . Поэтому современник Ипполита Тертуллиан , пресвитер Карфагенской церкви, называет поцелуй мира печатью молитвы (signaculum orationis) 668 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Господь наш Иисус Христос говорил в молитве: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия» ( Мф.26:39 ); и потом прибавил: «впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет» ( Лк.22:42 ). Значит, прежде всего нам должно знать, что просить в молитве не всегда можно того, чего желаем. Во всяком случае, мы не умеем просить того, что нам нужно: «Мы не знаем, о чем молиться» ( Рим.8:26 ). Поэтому воссылать прошение должно с великим разумом, сообразуясь с волей Божией. А тем, которых прошения не бывают услышаны, надобно знать, что для них есть потребность или в терпении, или в усилении молитвы, по притче Господней о том, что «должно всегда молиться и не унывать» ( Лк.18:1 ), и по сказанному Господом в другом месте: «по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит» ( Лк.11:8 ). Или же есть потребность в исправлении и прилежании, по изреченному Богом к некоторым чрез Пророка, сказавшего: «И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь» ( Ис.1:15, 16 ). А что и ныне бывают, и даже у многих, «руки, полные крови», нисколько не должно сомневаться верующим в тот суд Божий, какой изречен на получившего повеление возвестить народу и умолчавшего: кровь согрешившего от рук стража взыщется ( Иез.33:6 ). Убежденный, что это истинно и неминуемо, Апостол сказал: «Чист я от крови всех; ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию» ( Деян.20:26–27 ). Если и умолчавший оказывается повинным в крови согрешающих, то что должно сказать о тех, которые соблазняют других тем, что делают, или тем, что говорят? Бывает, что и по недостоинству просящего не исполняется прошение, как было с Давидом, который молился о построении дома Божия и не получил просимого. Пророк Иеремия остался не услышанным из-за греховности тех, о ком молился. Нередко мы, опустив по нерадению удобное время, в которое должно было вознести прошение, оказываемся просящими неблаговременно и напрасно. Далее, надлежит знать, что есть многие и различные, но нам неведомые причины, по которым Бог или насылает, или попускает искушения, по домостроительству, как было с апостолом, который «трижды молил Господа» ( 2Кор.12:8 ) и не был услышан; поэтому иной молитвой и прошением освобождается от обстояний и, когда вознесет прошение, бывает услышан, как два слепца в Евангелии и десять прокаженных и многие другие. Но иной, подпавший искушению, хотя и просит избавить от напасти, но так как ему по суду Божия домостроительства следует терпеть до конца, ибо часто терпением должно достигать той цели, для которой послано искушение, то и не бывает услышан, потому что это не согласуется с целью Божия человеколюбия 664 . III

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

«Да будет воля Твоя и на земле, как на небе» 661 , то есть да будет воля Твоя так, чтобы мы, находясь на земле, совершали безупречно желаемое Тобою на небе. «Хлеб наш ежедневный дай нам на сей день» 662 . Это нужно понимать в смысле духовной пищи. Ибо наш хлеб – это Христос, Который сказал: «Я хлеб живой, сшедший с небес» 663 . Мы называем его ежедневным, потому что мы постоянно должны молиться о защите от греха, дабы быть достойными небесной пищи. «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» 664 . Этой заповедью Он указывает на то, что мы не сможем заслужить прощения грехов, если не простим сначала других, согрешивших против нас, как Господь сказал в Евангелии: «Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» 665 . «И не введи нас в искушение» 666 , то есть не позволяй , чтобы нас вводил тот , кто искушает, творец лукавства 667 . Ибо говорит Писание: «Бог не искушает злом» 668 . А диавол – искушает, и, для того, чтобы победить его, как говорит Господь, – «бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» 669 . «Но избавь нас от лукавого» 670 . Это Он говорит по той же причине, по которой и апостол говорит: «Вы не знаете, о чем нужно молиться» 671 . Поэтому мы должны молить Бога, чтобы – если человеческая немощь неспособна уберечься и избежать чего-то, – чтобы милостиво дал нам способность к этому Иисус Христос, Господь наш, Который живет и царствует как Бог в единстве Духа Святого во все веки веков. Аминь. Слово 41. Хроматия, епископа Римского, на пятую главу Евангелия от Матфея, или Слово о восьми блаженствах (CCSL 9a. Chromatii Aquileiensis opera. P. 175–180) 1 . Стечение народа и многолюдие ярмарки дает нам, братья, случай предложить слово о Евангелии. Ведь часто мирское служит примером духовного и земное становится образом небесного. Ведь Господь и Спас наш тоже нередко учит нас небесному с помощью земных примеров, говоря так: « Подобно Царство небесное неводу, закинутому в море» 672 ; или так: «Подобно Царство небесное купцу, ищущему хорошую жемчужину» 673 . И вот, если смысл ярмарки в том, что каждый для своей выгоды или продает то, чего у него много, или покупает то, чего ему не достает, то и я не сделаю ничего неуместного, если предложу свой товар, который дал мне на продажу Господь, а именно небесную проповедь, хотя сам я ничтожный и недостойный, но все же избранный быть одним из тех рабов, которым Господь раздал таланты для торговли и для получения прибыли 674 . И, конечно, не будет недостатка в торговцах там, где по милости Божией собралось так много слушателей. Но важно получить и небесную прибыль там, где не пренебрегают земной выгодой. Я жажду, возлюбленные братья, предложить вам драгоценные жемчужины 675 из святого Евангелия; откройте сокровищницы вашего сердца 676 , покупайте, набирайте с жадностью, становитесь их счастливыми владельцами!

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

Дав ответ Ангелам, Мария отвернулась от гроба, потому что убедилась, что тела Христова во гробе нет. В это время она увидела Иисуса, стоящего по близости от нее. Она не узнала Его, вероятно, потому, что глаза ее были удержаны, как и у двух учеников, шедших в Эммаус ( Лк.24:16 ). На вопрос Христа, кого она ищет, Мария, считая Христа садовником, просит ей сказать, где он положил Его (она не говорит кого, предполагая, что садовник был занят перенесением тела Христова и знает, о чем спрашивает Мария). Вероятно, не сразу получила ответ Мария на свой вопрос: она снова смотрела на гроб, когда Христос назвал ее по имени. Тон, каким произнес Свое обращение к Марии Христос, сразу дал ей возможность узнать Его, и она в радости воскликнула: «Раввуни!» Хотя Иоанн переводит это слово так же, как слово «Равви», однако несомненно, что в устах Марии это наименование имело особое значение. Дело в том, что в древнееврейской литературе слово «Раббан» означало не учителя-книжника, а равнялось выражению «Адон-владыка» (Цан, с. 664). Мария, называя так явившегося ей живым Христа, очевидно, признает в Нем Владыку жизни. Ин.20:17 .  Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему. Вероятно, Мария в неожиданной радости бросилась к Христу, чтобы схватиться за ноги Его. Только этим и можно объяснить обращенные к ней слова Христа: «не прикасайся ко Мне» (точнее, не берись за Меня, не удерживай; ср. значение употребленного здесь глагола πτεσθαι с Мф.8:15, 9:20 ; Лк.22:51 ). Причина, по которой Христос воспрещает Марии обнять ноги Его, заключается в том, что Он «еще не восшел к Отцу» Своему. Этим Он дает понять Марии, что для возобновления личного общения с Ним верующих еще не приспело время, это общение станет возможным только тогда, когда Он снова войдет в то состояние, в каком находился перед тем, как пришел в мир (ср. Ин.6:62 ). А это являлось необходимым для того, чтобы могла исполниться воля Божия о спасении всего человечества. Мария, как бы удерживая Христа в кругу прежних Его учеников, мешала тому, чтобы границы общения Христа с человечеством расширились до тех пределов, которые Он имел в виду, когда говорил, что всех привлечет к Себе ( Ин.12:32 ). Только после вознесения Христа всякий верующий в Него может, никому не мешая, наслаждаться общением с Ним ( Ин.3:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Десять было прокаженных, о которых рассказывает Святое Евангелие, и десять очистило Божественное омовение – повеление живого Слова Божия. Но лишь один возвратился воздать великому Благодетелю слово благодарности. И Сама Истина – Иисус спрашивает: не десять ли очистились? где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу? 663 Поэтому и во всяком благополучии, и в несчастии, в добром здравии и в болезни, в радости и в печали мы, как ничего не стоящие рабы, помилованные честнОй Кровью Христовой, всегда обязаны воссылать благовонное курение – свою благодарность – пред престолом Божиим. «Христе наш, благий наш Боже, дай нам дар благодарения, чтобы мы не получили большего осуждения. Довольно нам и иной вины за множество наших грехов». 30 Не бойся никого, кроме Бога. Пусть страх Божий будет для тебя светильником, освещающим путь и указывающим, куда тебе точно ступать, потому что без страха Божия мы не сможем ни достичь чистой совести, ни сотворить откровенной исповеди и никогда не сможем стяжать духовной премудрости, ибо начало премудрости и конец ее – страх Господень 664 . 31 Крестная смерть Господа возвратила нам прежнее усыновление, согласно с которым чада Божии взывают: Авва Отче! 665 Страшные страдания Господа удостоили нас стать чадами Божиими, наследниками Божиими и сонаследниками Христовыми! Какого я исполняюсь веселия, когда помыслю, что я чадо Божие и что у благого Отца есть для меня приготовленное место неописуемого упокоения и счастья! Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? 666 Какую радость почувствует христианин, когда помыслит о том, что придет час, когда эти вещественные очи закроются и тотчас отверзутся очи души и он увидит новый мир, новые существа, новые творения, несравненно высшие, нетленные и вечные! Небесное Царство – это не пища и питие 667 , но духовная амброзия святой любви Божией, веселие вечное, радость неизглаголанная. Хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою 668 . О безмерная бездна любви Божией! Как почтила эта любовь человека, возведя его до Самого Бога и даровав ему вечную славу и счастье!

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Е. Н. Бирукова, И. И. Бируков Аллилуия, 110. 657 1 Прославлю Тебя, Господи, всем сердцем моим в совете и сонме праведных. 2 Великие дела Господни, прекрасны все деяния Его; 3 Слава и великолепие присущи делам Его, и правда Его живет вовеки. 4 658 Памятными соделал чудеса Свои. Милостив и щедр Господь. 5 659 Пищу даровал боящимся Его; помнит вечно завет Свой; 6 660 Могущество Свое явил Он народу Своему, даровал ему достояние язычников. 7 661 Дела рук Его исполнены истины и правды, непреложны заповеди Его, 8 Утверждены навеки, сотворены по истине и правде. 9 662 Избавление послал Он народу Своему, заповедал навеки завет Свой. Свято и грозно имя Его. 10 Начало премудрости – страх пред Господом; всем, кто живет в ней, разум светлый дарован. Слава Божья пребывает вовеки. Аллилуия, Аггеево и Захариино, 111. 663 1 Блажен муж, боящийся Господа, возлюбил он заповеди Его. 2 664 Сильны будут на земле потомки его, род праведных благословен будет; 3 Слава и богатство в доме его, и правда его пребывает из века в век. 4 665 Воссиял во тьме свет праведным. Милостив и щедр праведник. 5 Добрый щедро дает взаймы; будет оправдан он на Суде и вовеки не поколеблется. 6 Навеки памятен будет праведник. 7 Дурной молвы не убоится он. 8 666 Готово сердце его уповать на Господа; непоколебимо сердце его, не устрашится он, взирая на врагов своих. 9 667 Расточил он имущество свое, раздал убогим; правда его пребудет из века в век; достоинство его вознесется в славе. 10 Грешник увидит это и разгневается, зубами своими скрежетать будет он и чахнуть; надежды его погибнут. Слава: Аллилуия, 113. 674 1 675 По исходе Израиля из Египта, рода Иаковлева из страны варваров, 2 676 Стала Иудея святыней его, Израиль – областью его. 3 677 Море, увидев, отхлынуло, Иордан возвратился вспять; 4 678 Горы взыграли, точно овцы, и холмы, точно ягнята. 5 679 Что стало с тобой, море, что отхлынуло ты, и что стало с тобой, Иордан, что возвратился ты вспять? 6 Что взыграли вы, горы, точно овцы, а вы, холмы, будто ягнята? 7 680 От взора Господня поколебалась земля, от взора Бога Иаковлева;

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Езекия поддался на льстивые речи Вавилонян, и, вероятно, желая показать себя достойным их союзником, показал им все свои сокровища и богатства – не только в доме своем, но и во всем государстве. Ст. 13. …не оставалось ни одной вещи, которой не показал бы им Езекия в доме своем и во всем владении своем… Почему царь Езекия, показав Вавилонским послам сокровища, подпал за это порицанию 664 , вопрошает блаж. Феодорит? И отвечает так: «Езекия должен был соделать ведомой для послов силу Божию и ту Божию попечительность, какою сам пользовался; а он показал богатство, в котором нет ничего прочного» 665 . Надлежащее объяснение этого поступка находим в книге Паралипоменон, в которой говорится, что при сем случае не воздал Езекия Богу за оказанные ему благодеяния; ибо возгордилось сердце его 666 . Но зато, по замечанию той же книги, – это был единственный случай, который положил пятно на благочестие Езекии, – пятно, впрочем, смытое смирением этого царя 667 . Ст. 16–18. …И сказал Исаия Езекии…, только что показавшему свои сокровища Вавилонянам: …выслушай слово Господне: вот, придут дни, и взято будет все, что в доме твоем... в Вавилон;... и будут они (сыны твои) евнухами во дворце царя Вавилонского... Таким образом, по смыслу пророческой речи, дружественными отношениями, которыми связал себя Езекия с Баладаном, положено было начало, и проложена дорога для хищнических и завоевательных замыслов Вавилонян, которые вскоре за сим являются повелителями и господами над всем народом Божиим. Пророческая и обличительная речь Исаии вполне раскрыла глаза царю Иудейскому, обольщенному льстивым посольством Баладана и увлеченному благоприятным течением политических обстоятельств к тщеславным мечтам о своей силе и славе. Ибо на обличения пророка Исаии он отвечал со смиренной покорностью: «благо слово Господне, которое ты изрек», и просил милости у Господа, по крайней мере, на время своего царствования 668 . Но как смирился Езекия в гордости сердца своего, – замечает книга Паралипоменон, – сам, и жители Иерусалима; то не пришел на них гнев Господень во дни Езекии 669 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

И Сам Господь говорил пророку Моисею при купине: «Я увидел страдания народа Моего в Египте... Я знаю скорби его и иду избавить его от руки египтян» ( Исх.3:7–8 ). Вот это и значат слова псалмопевца: во смирении нашем помяну ны Господь… и избавил ны есть от врагов наших. В следующих словах пророк дает понять, что Господь Бог имеет попечение и оказывает Свои милости не одним израильтянам, но и другим народам, и не только народам, но и всякой плоти дает нужную пищу; а потому все, без различия, должны приносить хвалу и благодарение Богу, как пользующиеся благополучием, так и находящиеся в бедах и несчастиях, как люди, так и все животные, всякая плоть. По словам св. Иоанна Златоустог о, «Господь дает пищу не праведникам и не подвизающимся только в правоте, но и грешникам, и нечестивым, и всему роду человеческому. Итак, плодородие не зависит от земли, и не от вод, не от воздухов, не от лучей и не от чего другого, но все от Него. И из сего заключай не о силе только, но и о неизреченном человеколюбии» с. 1067]. А по словам блж. Феодорита, «Он доставляет пищу не людям только, но и бессловесным, соответственную природе каждого, как сказано: «Воззрите на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их» ( Мф.6:26 ). Посему Промысл Божий столь велик и достаточен, что простирается от чудес на небе до земли и до самых малейших животных на ней» с. 1067; 6, с. 664]. В заключение всего псалма, пророк убеждает воздать благодарность Богу, как Творцу и Владыке неба, – Богу Небесному, имеющему престол Свой на небесах. По словам того же блж. Феодорита, «Бог есть Бог всяческих, как Творец всех; но Он преимущественно называется Богом неба, как особенно чтимый служением живущих там ангелов. Ибо эта страна чистая от греха» с. 1068]. И так «за все, говорит св. Иоанн Златословесный, – станем воздавать Богу благодарение, за общие и за частные блага; сия-то жертва, сие приношение особенно может преклонить Его к нам на милость» с. 1068]. Читать далее Источник: Объяснение священной книги псалмов/Прот. Григорий Разумовский. - Москва : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2002. - 990, с. : ил. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

«И снисшел Ты на гору Синай... и дал им суды справедливые, законы верные, уставы и заповеди добрые. И указал им святую Твою субботу» ( Неем.9:13–14 ). «Все прежде названные праведники (Адам, Авель, Енох, Лот, Мельхиседек) угодили Богу, – говорит святой Иустин, философ и мученик , – не соблюдая субботы , и после них Авраам и все потомки его до времени Моисея, при котором народ ваш явился неправедным и неблагодарным пред Богом, сделав в пустыне тельца. Посему Бог, снисходя к слабости народа, повелел приносить и жертвы только во имя Его... повелел вам также соблюдать субботу для того, чтобы вы помнили Бога, как на это указывает изречение Божие: чтобы вы знали, что Я – Бог, избавитель ваш. 663 ( Иез.20:12, 20 ). Обрезание началось с Авраама, а суббота, жертвы, приношения и праздники со времен Моисея. 664 «То, что человек не оправдывался этими установлениями (обрезан. и суббот.), – замечает святой Ириней Лионский , – а они даны были народу в знамение, – показывает то, что сам Авраам без обрезания и соблюдения субботы поверил Богу и это вменилось ему в праведность, и назван другом Божиим ( Иак.2:23 ). И все прочее множество праведных до Авраама и патриархов, бывших до Моисея, оправдывались без вышеупомянутых установлений». 665 5) Выражение 4 запов. «помни» показывает, что празднование субботы существовало и раньше Моисея, а у горы Синайской о нем лишь напоминается. Слово «помни» может указывать не только на прошедшее, а и на будущее время; в последнем значении, несомненно, оно и употреблено в рассматриваемом месте. Если же в этом слове видеть указание на пошедшее, то, очевидно, отнести нужно к событию, описанному в кн. Исход ( Исх.16:23–30 ), когда евреи праздновали первую субботу. 666 «Особое значение субботнего дня, – говорит П. Горский-Платонов , – в ряду других дней недели не могло быть неизвестно евреям до времени получения заповеди о субботе. И значение седьмого дня при творении мира ( Быт.2:2–3 ), и недавние события в пустыне Син ( Исх.16:22, 23:30 ) должны были выделять субботу из ряда других Дней. Заповедь помнить этот день относится только к памятованию о том, чтобы святить этот день, или свято хранить его, как сказано в кн. Втор. ( Втор.5:12 ). Закон точно определяет, на кого простирается действие закона: на самих евреев с их семействами, на рабов их и на рабынь, на скот и на пришельца, который в жилищах, т.е. на чужеземцев, которые придут в то или другое место жительства евреев, чтобы наняться на ту или другую работу». 667

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010