Однако, как думают некоторые библеисты, не только. Некоторыми предлагается мистическая интерпретация слов Иисуса Навина. Так, Дус 362 полагает, что Шемеш (солнце) и Йярех (луна) были богами-охранителями Гаваона. Иисус запрещает им участвовать в баталии, поскольку в этом нет необходимости, ведь Сам Господь, Творец и Повелитель небесных светил, сражался за Израиля (10:14). Однако, хотя Шемеш и Йярех и были общеханаанскими божествами, археологических данных о том, что они были покровителями Гаваона, нет. Кроме того, гаваонитяне были союзниками Израиля, и более логичным был бы приказ их богам воевать, а не стоять 363 . Несомненно одно – в книге Иисуса Навина мы имеем дело не с метафорой, а с описанием экстраординарного явления, столь необыкновенного, что для священного автора не остается сомнений в чудесном его характере: И не было такого дня ни прежде ни после того, в который Господь слышал бы глас человеческий. Ибо Господь сражался за Израиля (10:14). Не это ли написано в книге Праведного: «стояло солнце среди неба, и не спешило к западу почти целый день»? (10:13b). Сикре предлагает относить это упоминание о «Книге Праведного» к тому, о чем шла речь выше 364 . Таким образом, пунктуация русского перевода может быть следующей: И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного? (10:13). Что же это за таинственная книга Праведного, rwyh rpc, к которой отсылает священный писатель своего читателя? Во 2Цар 1:18 говорится о книге с таким названием: «И оплакал Давид Саула и сына его Ионафана сею плачевною песнию; и повелел научить сынов Иудиных луку, как написано в книге праведного…» ( 2Цар. 17–18 ). Сикре полагает, что в раннеизраильскую эпоху существовал некий сборник военных героических поэм 365 . Военный эпос был распространенным жанром на Древнем Ближнем Востоке. Небесные светила в таких текстах принимают активное участие в баталиях, «сражаются» на той или другой стороне 366 . Термин rwy, праведник, по мнению некоторых историков еврейского языка вполне может означать «герой».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Одни действия одобряются нашим внутренним чувством, а другие порицаются. Из совокупности этого множественного и многообразного опыта естественного нравственного чувства человека создаются правила, составляющие содержание нравственного закона. Что эти правила составляются главным образом под влиянием движений нравственного чувства, а не есть произведение человеческого ума или искусственное создание государственных законодателей, и что естественный нравственный закон имеется в глубине души каждого нормального человека – в этом невозможно серьезно сомневаться. Все общеобязательные правила и обычаи общества, как и писаные законы Государства, имеют обязательную силу только постольку, поскольку опираются на внутренние свидетельства нравственного чувства; без этого же чувства всякий закон теряет характер нравственной обязанности и превращается в мертвую букву или во внешнее физическое насилие. Таким образом, наличие обычаев и законов поведения у всех народов является не только живым доказательством существования нравственного закона, но и его всеобщности и обязательности. Об этом свидетельствует ясно и Св. Писание. Сообщая еврейскому народу Богооткровенный Закон, Моисей говорил: «Слово сие (закон) близко к тебе: оно в устах твоих и в сердце твоем» (Второзак.30:14). Еще с большей ясностью и убедительностью утверждается существование в людях естественного нравственного закона и его обязательная сила в словах ап. Павла: «ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то не имея закона, они сами себе закон; они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющая, то оправдывающая одна другую» ( Римл.2:14–15 ). Из всеобщности естественного нравственного закона и его происхождения из внутренней, прирожденной человеческой природе, области чувств, ясно открывается, что всемогущий Творец, создавший всю Вселенную со всеми ее законами, служит и высшим основанием естественного закона нравственного в душах людей, а поэтому и требования этого закона, обладающего Божественным достоинством, имеют общеобязательную силу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Andreevsk...

Одним из признаков, предшествующих концу мира, было объявлено возвещение Евангелия по всей земле во свидетельство всем народам: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» ( Мф.24:14 ). И вот оно, исполнение этого пророчества. В зените неба появляется Ангел с «вечным Евангелием» «всякому племени и колену, и языку и народу», то есть всему грешному миру. Вспомним, что это перечисление четырех почти синонимичных слов повторяется в Апокалипсисе семь раз. Некий Ангел появляется с «вечным Евангелием». «Вечное» в данном случае может означать как то, что Евангелие будет иметь силу вечно, так и то, что даже в мире, стремительно идущем к своей гибели, истина Евангелия сохранит силу. Это может также означать, что Евангелие существовало извечно. В великом хвалебном гимне в Послании к Римлянам апостол Павел говорит о Евангелии как об откровении тайны, «о которой от вечных времен было умолчано» ( Рим.14:24 ) 51 . Это может таким образом означать, что Евангелие было извечно предназначено людям, но также и то, что в Евангелии затрагиваются вечные истины. Может показаться странным, что вслед за возвещением спасительного Евангелия непосредственно следует весть о Страшном суде этому миру. Но ведь слово «Евангелие» в Библии далеко не всегда означает буквально «благую весть». Так называется всякая божественная весть, в том числе, как здесь, весть о суде. Это – благая весть для тех, кто принимает Бога и Христа, и устрашающая весть о гибели для тех, кто отвергает Бога и Христа. И осуждение отвергающих тем больше, что им была дана возможность принятия. Интересны слова Ангела. Он призывает убояться Бога, воздать Ему славу и поклониться Ему, «Сотворившему небо и землю, море и источники вод». Это уже не призыв к покаянию, так как никакого времени для покаяния уже не осталось, «ибо наступил час Суда Его»! Поскольку значительная часть людей не раскаялась в своих злодействах ( Откр.9:20–21 ; Откр.16:9–11 ), им остается только бояться Судью и воздать ему славу. Это – пусть позднее, но все же спасительное признание Бога, своей вины перед Ним и Его справедливости. Бог Судья – одновременно Бог Творец. И жители земли должны поклониться Ему, а не зверю.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

«Они, всё собрание, услышав это, плакали всю ночь и роптали на Моисея и Аарона, говоря: „Лучше бы нам умереть в земле Египетской, нежели в этой пустыне! И для чего Господь ведёт нас в эту землю – чтобы мы погибли в бою, а наши жены и дети стали добычей?” И начали люди говорить друг другу: „Возвратимся в Египет, поставив себе начальника”. Услышав это, Иисус Навин и Халев, сын Иефоннии из колена Иудина, разодрав свои одежды, сказали (Как Халев, говоря после Иисуса, разодрал полностью свои одежды, так и Пётр, верховный апостол, сказал Иисусу Христу: «Если и все соблазнятся, я не соблазнюсь, хотя бы и пришлось мне умереть с Тобою» ( Мф. 26:33, 35 ) всему сообществу сынов Израилевых: „Та земля, которую мы осматривали, хороша; Господь благоволит к нам и даст нам её, вы же не бойтесь народа этой земли, ибо он дан нам на съедение, так как прошло их время, а с нами Господь; не бойтесь их”» ( Чис. 14:1–4, 6–9 ). Так и Господь наш Иисус Христос великие свои блага дал роду человеческому: глухим слух, слепым прозрение, остальным же обещал Царство Небесное. И рече всь снемъ: «да побьють Но слава Господн вис изъ облака надъ храмомъ свидни, и видша вси сынове Израилеви, нападе жасъ на весь снемъ ихъ, и свтъ ихъ, иже рекоша на и на Халева. Тако бо и всемощный Творець Владыка Господь рас весь родъ жидовьскый, хулу глаголавша на Сына Божи. «И сказало всё общество: „Побить их камнями!” Но слава Господня явилась в облаке над скинией собрания, и все сыны Израилевы увидели [её]» ( Чис. 14:10 ), и ужас напал на всё собрание, и рассыпалось их злоумышление, о котором они сговаривались, против Иисуса и Халева. Так и всемогущий Творец Владыка Господь рассеял весь иудейский народ, изрекавший хулу на Иисуса Христа Сына Божия. О чюдо како видще славу Божию, по васъ побарающю, и немощныхъ супостатъ страшистес. Вы же, послдний родъ оканьный, видще славу Сына Божи, же вергостес предъ лицемъ Пилатовымъ и на крест ко злод обсисте. Но сбудетьс на вы Давидомь, ко же рече въ оз-мь псалм: «родъ, иже не исправи сердца и не ври съ Богомъ духа своего».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

Посему многие так и не поправляются, так как не делают правильных выводов из своих проблем, связанных с собственным здоровьем, и не ищут исцеления у Бога. Писание учит, что болезни бывают: за грехи человека, по его вере в худшее, за грехи родителей и к Славе Божией. Любой тип приобретенной болезни мы можем обратить в последний (то есть к Славе Божией). Если проявим смирение, покаемся, изгоним ложный страх из сердца и всецело возложим упование на Бога, то недуг тела может обратиться во всецелое исцеление нашей души. Это и означает – болезнь к Славе Божией. Святитель Василий Великий учил: «…Поражается плоть, чтобы исцелилась душа, умерщвляется грех , чтобы жила правда» . Но есть и необратимый тип болезни – это болезнь к смерти. Очень благоприятно, когда и болезнь к смерти оборачивается к Славе Господней. Когда Господь дает умирающему и пострадать, и потерпеть, и поплакать – иными словами, приготовить душу к встрече с Господом Богом. О Сыне Божием сказано: «исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» , Он врачевал и тела и души. Принесем же Ему все наши проблемы душевные и телесные, и Он не оттолкнет нас от Себя. Ибо сказано: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» ( Евр.13:8 ). И мы читаем далее: Мф.4:24 . «И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их». Блаженный Феофилакт и другие отцы свидетельствуют о том, что упоминание о лунатиках не должно нас наталкивать на мысль, что причина их болезни Луна, созданная Господом. Феофилакт писал: «Демон, желая уверить людей, что звезды злотворны, выжидает полнолуния и тогда мучит, чтобы за причину страдания приняли луну и бесславили создание Божие» . Итак, не будем ругать Луну в полнолуние и Солнце во время так называемых «солнечных бурь», ибо и то и другое создал Бог . Он Творец Солнца и Луны, а обо всем Его творении сказано: «…хорошо весьма…» ( Быт.1:31 ). И более того, во всей тварной природе нет ничего нечистого самого по себе, кроме греховного произволения. Апостол Павел учил: «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» ( Рим.14:14 ). То, что входит в тело и исходит из него, не оскверняет его. Христос говорил: «…неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его? Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища» ( Мк.7:18–19 ). Оскверняет человека свободное произволение его совести, направленное в сторону греха. Сын Божий учил: «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, – все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» ( Мк.7:21–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

«Пришествие Бога на землю совершается в дивной и таинственной простоте. Пресвятая Дева Мария, от Которой Бог восхотел взять для Себя человеческую плоть и кровь, приходит в город Вифлеем. Святое Семейство пришло в Вифлеем по повелению Римского императора Августа, который сделал перепись населения, не подозревая, что через это он стал орудием в руках Божиих, которым Господь исполнил древнее пророчество, согласно которому Мессия Христос должен родиться во граде Вифлееме (Мих. 5, 2). Когда Сын Божий родился в Вифлеемской пещере, дивная слава Божия наполнила мир. Небо радовалось, Ангелы пели, и вся природа ликовала. Первыми из всех земнородных весть о Рождестве Сына Божия получили простые Вифлеемские пастушки, которые недалеко от благословенной пещеры пасли свои стада. Им явился Ангел Божий и сказал: " Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, потому что ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях " . И вдруг явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, которое славило Бога и пело: " Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение! "  (Лк. 2, 10–14). Пастушки поспешили в Вифлеемскую пещеру, нашли Богомладенца Христа и с любовью поклонились Ему, рассказав о том, что возвестил им Ангел», - сказано в документе. «После радостных пастушков, в самый день Рождества, на поклонение новорожденному Богомладенцу пришли три Волхва с востока, которых из разных стран Господь привел в Вифлеем, через чудесную звезду. Волхвы принесли с собой дары: золото, ладан и смирну, — которыми они засвидетельствовали, что в мир пришел Царь царей (Откр. 17, 14) и Первосвященник будущих благ (Евр. 9, 11), Который через Свои вольные страдания и смерть вернет человечеству потерянный Рай. И мы, дорогие братья и сестры, сегодня, подобно благочестивым пастушкам, кланяемся нашему Спасителю и Господу и смиренно благодарим за то, что Он, наш Творец и Создатель, Предвечный Сын Предвечного Отца, стал Сыном Человеческим, чтобы нас соделать сынами Божиими. Вместе с премудрыми Волхвами мы несем свои дары новорожденному Богомладенцу: золото наших скромных молитв, ладан нашего смирения и смирну нашего покаяния. Мир, в котором мы сегодня живем, имеет особенную потребность в молитвах, смирении и покаянии. Эти святые добродетели воспитывают в человеке любовь к Богу и к своему ближнему и делают человека подобным своему Творцу и Создателю, Который по Своей природе есть Любовь», - отмечается в послании.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/01/06/my...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Смысл жизни человека заключается в богопознании ( Ин.17:3 ), богоуподоблении ( обожении ) ( Еф.5:1 ) и богообщении ( Ин.14:23 ). Бог — Творец мира и человека, Отец наш Небесный и только в Боге мы можем обрести гармонию и бесконечную радость бытия. В чем смысл жизни? Смысл земной жизни человека заключается в том, чтобы раскрыть в себе черты образа Божьего , правильно воспользоваться Божественными дарованиями, возрасти возрастом духовным, стяжать любовь к Богу и ближним, стяжать богопознание и богообщение, достичь Царства славы, Царства святых унаследовать вечную блаженную жизнь с Богом. Откуда известно, что смысл жизни именно в единении с Богом? О том, что важнейшей смысловой составляющей человеческой жизни является богопознание и богообщение, в Священном Писании сообщается неоднократно. Так, по слову апостола Павла, «От одной крови Он (Бог) произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, … дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» ( Деян.17:26-27 ). К мысли о том, что смысл земной жизни состоит в достижении вечной блаженной жизни в благодатном единстве с Богом (и ближними), располагают и слова Самого Господа Иисуса Христа : «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» ( Ин.11:25-26 ); «Я есмь путь и истина и жизнь» ( Ин.14:6 ). Зачем при стремлении человека к реализации смысла своего земного бытия ему «нужна» Церковь ? Реализация человеком своего главного предназначения достижима в лоне истинной Церкви Христовой. Наследование Царства Божьего подразумевает соответствие человека этому Царству, его готовность и способность жить по нормам святых. Церковь наделена всеми необходимыми благодатными средствами для того, чтобы человек, при желании и усердии, мог восходить по лествице духовных совершенств, подготовляя себя к Царству славы. Совершаемые в ней Таинства, богослужения, проповеди нацелены на обожение и подготовку людей к будущей, вечной жизни с Богом . Можно ли сказать, что человеку свойственно искать смысл жизни только умом?

http://azbyka.ru/smysl-zhizni

Святость всех существ и предметов, как и их бытие, сообщается им Богом. Святость есть неотъемлемое качество Бога, отличающее и отделяющее Его от всех созданий и всего сотворённого: Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, Творец чудес? ( Исх.15:11 ). Святость Бога обусловлена трансцендентностью, недостижимостью и величием Творца. Нравственным аспектом святости является непричастность греху, справедливость, милосердие и любовь. «Святость как свойство Божие означает, что Бог в Своих стремлениях определяется и руководствуется представлениями об одном высочайшем добре. Так как Бог чист от греха и не может согрешить, то Он любит в творениях добро и ненавидит зло» 142 . Синонимом святости является понятие о праведности Бога. «Особенность Ветхозаветного Откровения в том, что святость, отделённость поставляется в связь со святостью Божией. И в первую очередь это показывает, что Бог , будучи абсолютным Духом, будучи Творцом, отделённый от всей твари и чуждый всякого греха и всего греховного, имеет полноту нравственного совершенства. И всякая святость человеческая является откликом и приобщением к этой святости Божией. И в библейском употреблении понятие святости приобретает именно значение нравственного совершенства» 143 . Святость Божия распространяется и на Имя Божие, так как, по древним представлениям, существует теснейшая взаимосвязь между именем и его носителем, отсюда запрет на произнесение Имени Божия напрасно: Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно ( Исх.20:7 ). К тому же Имя Божие, открытое Моисею, – Я есмь Сущий ( Исх.3:14 ) – содержит в себе высказывание о Божественной сущности, несёт мысль о Его святости, трансцендентности и абсолютном отличии от всего сотворённого, не имеющего бытия в самом себе, но получающего его от Бога. Как отмечает архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) : «В оригинале Имя Божие (в Исх.3:14 звучит как „Эхье ашер эхье“) означает одновременно как присутствие и покровительство Божие, так и Его абсолютную свободу и суверенность» 144 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Следуя Божиим заповедям, благочестивые люди Ветхого Завета благоговейно почитали праведников не только во время их жизни на земле ( 3Цар.1:23 ; 2Цар.24:20 ; 3Цар.18:7 ; 4Цар.1:13 ), но и по смерти. Вечно ветхозаветное благовестие гласит: В память вечную будет праведник ( Пс.111:6 ; ср. Притч.10:7 ; Сир. 44:1–27 ). Под укоризну и порицание подпадали те, кто не оказывал должного почтения праведникам и после их смерти ( Прем.2:16, 21–22 ). Память о них должна быть бессмертной, потому что бессмертна добродетель и ее признают и Бог, и люди ( Прем.4:1 ). В Новом Завете Сам Творец Богочеловеческого домостроительства спасения дает новую заповедь о благочестивом почитании христоносных Апостолов и подвижников веры. Он говорит Своим ученикам: Вы друзья Мои... Я уже не называю вас рабами; ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего ( Ин.15:14–15 ). Кто принимает вас, принимает Меня; а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня ( Мф.10:40 ). Отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня ( Лк.10:16 ). Несомненно, эти Божественные слова Спасителя повелевают воздавать благоговейное почтение христоносцам и богоносцам. Воздаваемое им оно в них воздается Ему, а через Него – Его Небесному Отцу. Такой же смысл имеют и другие слова Спасителя, обращенные к Апостолам: Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного ( Мф.5:14–16 ). – Эти слова Спасителя означают: Апостолы=святые суть не сами по себе свет, но [они] носители истинного Света – Христа, говорящего о Себе: Я свет миру ( Ин.8:12 ; ср. Ин.1:9, 9:5, 12:35 ). – Верой и любовию Апостолы возжгли свои души этим Светом и светят Им. Поэтому когда прославляются они, тогда в них прославляется Владыка Христос, ибо Он – их слава и свет.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Слово III на Рождество Господне Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 25, 2000 15 июля, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 25, 2000 1 Вам, возлюбленные, хорошо известны и всегда были у вас на слуху обстоятельства, относящиеся к нынешнему празднику, но так же как неповрежденным очам этот видимый свет доставляет [великое] чувственное удовольствие, так и чистым сердцам приносит вечную радость Рождество Спасителя, которое мы никогда не должны обходить молчанием, хотя его и невозможно достойным образом изъяснить. Ведь мы верим, что слова [пророка] Рождество Его кто изъяснит? (Ис 53:8) 2 относятся не к тому таинству, в котором Сын совечен Отцу, но скорее к этому рождеству, когда Слово стало плотию (Ин 1:14). Итак, Бог и Сын Божий, равный Отцу и имеющий ту же самую природу от Отца и со Отцем, Творец и Господь вселенной, присутствующий всюду целиком и все целиком превосходящий, в чреде времен, которые идут по предначертанному Им плану, выбрал для Себя этот день, в который Сам родился от блаженной Марии во спасение мира при полном сохранении целомудрия Родившей, девственность Которой настолько же не пострадала от рождения, насколько не была осквернена зачатием. [Это произошло], чтобы исполнилось, как говорит Евангелист, реченное Господом чрез пророка Исайю: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог (Мф 1:22–23). Это чудесное рождение от святой Девы произвело на свет в одном Лице истинную человеческую и истинно Божественную природу, ибо обе сущности сохранили свои свойства не так, чтобы в них могло появиться различие лиц, и тварь была воспринята в единство со своим Творцом не так, чтобы Он был обитателем, а она обиталищем, но так, что одна природа теснейшим образом соединилась (misceretur) 3 с другой. И хотя одна — та, которая была воспринята, а другая — Та, Которая восприняла, различие обеих [природ] сошлось в такое единство, что Один и Тот же есть Сын, называя Себя меньшим Отца согласно тому, что Он есть истинный Человек, одновременно исповедует Себя равным Отцу согласно тому, что Он есть истинный Бог. И этого единства, в котором тварь соединилась с Творцом, не может разглядеть своим умственным взором ослепленная арианская ересь. Она не верит, что Единородный [Сын] Божий обладает единой со Отцем славой и сущностью, и воображает себе, что Божество Сына умаляется от того, что должно относиться к образу раба (Флп 2:7) , который в Нем не принадлежит отдельному или иному лицу, как показал это Сам Сын Божий, сказав от одного и того же [лица]: Отец Мой более Меня (Ин 14:28) , и: Я и Отец — одно (Ин 10:30).

http://pravmir.ru/slovo-iii-na-rozhdestv...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010