Исторический, культурный и религиозный контекст Второ-Исайи относится ко времени вавилонского плена, на полтора столетия позже исторического Исайи VIII века. Когда мы читаем в 48:20: «Выходите из Вавилона, бегите от халдеев, со гласом радости возвещайте и проповедуйте это, распространяйте эту весть до пределов земли…», или в 52:11: «Идите, идите, выходите оттуда, не касайтесь нечистого…», или в 55:12: «Итак, вы выйдете с веселием и будете провожаемы с миром…», мы можем понять эти тексты только в контексте плена и в перспективе ближайшего политического освобождения. Как мы уже сказали, такой исторический и богословский контекст – не считая лексического – был бы невозможен для Исайи VIII века: такой реальности в то время просто не существовало. О языке Второ-Исайи следует сказать, что его риторика и пророчества переполнены гимнами и славословиями, разделяющими пророческие речи. В богословии выделяется единобожие YHWH. Бог – не только Бог Израиля, но Бог-Творец всех народов. В Перво-Исайе Бог – трисвятой Бог Израиля, а во Второ-Исайе, при всем том, что Он – Святой Израилев (41:14,16,20; 43:14; 45:11), Он представлен всегда в универсальном контексте. 40:28: «Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает?» Если у Перво-Исайи возвышается тема мессианизма династии Давида, то у Второ-Исайи эта тема исчезает. Происходит переход от царской теократии давидидов к некоей теократической «демократии». Автор с жаром утверждает в 43:18: «Но вы не вспоминаете прежнего и о древнем не помышляете». О каких событиях говорится? Это могут быть лишь славные события прошлого, связанные с Авраамом, Моисеем и Давидом. В богословии Второ-Исайи доминируют обетования, данные не Давиду, а всему народу, избранному Богом (43:20-21; 44:2). Трито-Исайя (главы 56-66) по литературному стилю, по историческому и богословскому фону принадлежит автору, отличному от Второ-Исайи, хотя и принадлежащему «школе Исайи». Рассказчик находится уже в Иерусалиме, центральная тема – реставрация Сиона и его будущая слава. Говорится о «новом народе Божьем», составленном из иудеев и язычников (56:4-8), о новом посте (58:1-12), о новом отношении к субботе (58:13-14), о новом богослужении (66:1-6), о собирании на Сионе всех рассеянных среди народов (66:18b-24).

http://bogoslov.ru/article/4637348

источник помышлений; но в этих самых местах образовал и внутренности, которые наполняются нечистотами и всякой другой мерзостью и чрез посредство которых человек ест, — чтоб, всякий раз как сердце станет превозноситься, чрево удержало его, так что и чрево, и нечистота необходимы для воспитательного руководства. Если человек, нося нечистоту, дерзает проявлять наглость и не просто обнаруживать наглость, но даже против Бога, подобно тому как осмелился сказать один варварский царь: « выше звезд вознесу престол мой и буду подобен Вышнему » (Ис. 14:13–14); если, нося столь великую нечистоту и мерзость, так говорит, то, если бы он был совершенно свободен от этой немощи и ничтожества, кто мог бы стерпеть его — превозносящегося? Поэтому великий Исаия  говорит высокомерным: « что гордится земля и пепел » (Сир. 10:9)? Но снова возвратимся к вопросу, подлежащему обсуждению. Бог создал человека из праха; но человек не видел, каким образом он произошел, поэтому и не знал своего ничтожества: Бог, как я прежде сказал, не сотворил души рожденной прежде тела, чтобы она не видела творения. Однакож, так как он совершенно не знает, из какого он явился уничижения и — что Творец создал его из земли, Он возвращает его в землю, из которой взят, чтобы, снова опытом узнав свою немощь, он узнал и о древнем благодеянии и о будущем человеколюбии, потому что, когда он был сотворен. он не видел, что произошел из земли. Обрати тщательное внимание, из опасения, чтоб мысль не ускользнула от тебя. Когда был творим Адам, то он не видел, что возник из земли; но, когда он пробуждается в воскресении, то знает, что пробуждается, совлекши с себя прах, потому что хотя мертвый и не видит самого себя, но видит того, кто умер прежде него. Мы видим умерших и разрешившихся в прах, и чрез то, что видим, воспитываемся. Не видел ли ты часто наглых и высокомерных мужей, как уничиженны и кротки бывают они, умирая? Возвещается смерть, и сердце всех трепещет, гордость всех низвергается; и мы любомудрствуем около гробниц, — когда увидим обнаженные кости, и когда поразмыслим о человеческом естестве, изъеденном и разрушившемся, то тотчас любомудрствуем друг с другом: вот чем мы делаемся и куда удаляемся! Так мы говорим, а вышли из могил — и забыли про уничижение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Итак, что скажем по поводу этого? Справедливо ли утверждал Павел: «Которого никто из человеков не видел и видеть не может», если Иоанн Его видел? Конечно, справедливо: ведь в настоящем случае дело идет не о том, что свойственно людям или коренится в природе, но о том, что выше природы; то, чего Иоанн удостоился, есть дело не рабства, но всыновления и дружбы [ «Вы друзья Мои... Я уже не называю вас рабами» ( Иоан. 15:14–15 )]; здесь не было ничего нечистого, – было только чистое и омытое, как и говорил апостолам божественный голос: «вы чисты» ( Иоан. 13:10 ), а чистые сердцем «Бога узрят» ( Мф.5:8 ). Итак, обладая этими величайшими божественными дарами, Иоанн с дерзновением вступил на высоту, и достиг беспредельного моря и здесь чистыми очами своего сердца созерцал в недрах безначального Отца собезначальное Слово, прежде всех веков неизреченно рожденное от Отца; и будучи не в состоянии сдерживать в себе плод этого созерцания – неизглаголанную радость, он открыл святые свои и серафимские уста и великим гласом возопил: «в начале было Слово»! Заметь разумение рыбака; обрати внимание на мудрость некнижного мужа; постарайся оценить неизобразимую высоту учителя, сидящего в Ефесе и созерцающего то, что выше небес. Духом вознесся он превыше всего и, из отеческих недр уловив сетью богословие, телом был внизу и написал: «в начале было Слово». Услышьте, верные, и утвердитесь: «в начале было Слово». Услышьте, языконеистовые противники, и устыдитесь: «в начале было Слово». Не неистовствуйте более, хулители, не враждуйте против Церкви, антихристы; не беззаконнуйте, не возвышайте рога: «не поднимайте высоко рога вашего, [не] говорите... жестоковыйно» ( Пс.74:6 ), говоря, что было некогда время, когда не было Сына, что прежде рождения Он не существовал и что произошел Он из небытия. «Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов» ( Пс. 33:14 ). Конечно, был Он, и прежде был, был и всегда, не начиная и не прекращая Своего бытия; конечно, не подчинен времени Безвременный, не создание Он или тварь: Он сам Творец и Создатель всего и видимого, и невидимого. «Все чрез Него начало быть» ( Иоан. 1:3 ). Как благовременно вспомнить теперь это пророческое изречение: «Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю» ( Вар. 3:36–37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Каждый человек, будучи сотворённым «по образу и подобию Божию», по своей человеческой природе уже является отражением Сына Божьего, который в свою Очередь Сам есть нетварный «образ Бога» ( Кол.1:15 ). Поэтому Сын, или Слово, или Сияние Божества, как он называется в Писаниях, всегда был в мире, присутствуя в каждом из Своих «тварных образов» не только как их Творец, но и как Тот, Чьё бытие разделяется и отражается ими. Кроме того, православное учение утверждает, что все богоявления святым Ветхого Завета были явлениями Отца – через посредство Сына, или Логоса. Так, например, произошли откровения Моисею, Илие и Исаие. Более того, Слово Божье, открытое ветхозаветным пророкам и святым, и сами слова Закона Моисеева (которые на иврите так и называются «слова», а не «заповеди», как мы говорим по-русски) – также являются откровениями Бога через Своего Сына, Божественное Слово. Поэтому, в ветхозаветном свидетельстве откровения Бога Слова можно найти такие отрывки, как, например, следующий текст пророка Исайи, говорящий о Нём почти так же личностно, как и христианское Евангелие:Как дождь и снег нисходит с неба, и туда не возвращается, но напояет землю, и делает её способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест: так и слово Моё, которое исходит из уст Моих, – оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его. ( Ис.55:10–11 ) …И воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася… Бог послал Сына Своего в мир по Своей совершенной любви. Уже в самом акте творения Бог знал, что для существования мира потребуется воплощение и вочеловечение Его Сына. «Воплощение» – значит «облечение плотью», то есть принятие целостности человеческой природы, тела и души.И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. ( Ин.1:14 ) Предвечный Сын Божий рождён как человек от Девы Марии силой Святого Духа ( Мф.1 , Лк.1 ). Церковь учит, что девственное рождение было исполнением ветхозаветного пророчества ( Ис.7:14 ) и вместе с тем – человеческого стремления ко спасению, которое присуще всем религиям и философским системам во всей истории человечества. Но человек не в состоянии спасти самого себя, только Бог может это. Поэтому девственное рождение Спасителя необходимо не из-за ложной идеализации девства или греховного отвращения к природе человеческого пола, и не для «придания веса» нравственному учению Иисуса Христа, – оно необходимо потому, что Спаситель мира должен быть «не от мира сего».

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

Кол. 1:15  с 1Кор. 15:23,42,49 , срав. Рим. 5:14  и дал.), между женой первого человека, созданной из ребра его (сл. Быт. 2:2–23 ) и между невестой Христовой – церковью, произшедшей «от плоти Его и от костей Его» ( Еф. 5:30–32 ). «И почил Бог в день седьмый от всех дел Своих» ( Евр. 4:4 ; Быт. 2:2 ). Таинственное толкование покоя седьмого дня (σαββατισμς) по св. апостолу Павлу в Ев. 3–4 мы изложим при изложении новозаветного толкования ветхозаветного закона о субботе. А теперь только скажем, что в смысле апостола, после того, как тело последнего Адама ( 1Кор. 15–45 ) – Христа т. е. церковь (срав. Еф. 4:12, 16:25; 5:23 ; Колос. 1:18; 2:17,19 ; 1Кор. 12:12,13,27 ; Рим. 12:5 ), благодатью Св. Духа будет завершено созданием в меру возраста исполнения Христова ( Еф. 4:13 ), настанет то вечное субботство ( Евр. 4:9 ), которое прообразовательно указал Творец, почив от всех дел Своих и обещав этот грядущий покой ветхозаветным людям ( Псал. 95:11 ; Евр. 4:1–11 ). Ветхозаветные люди, не удовлетворяясь покоем субботнего дня, ожидали в царстве Мессии – покоя от беспокойств исторической жизни (см. напр. Исаии 60:15 и дал. 66:12; Соф. 3:15  и др.). Как царь благодатного мира человека с Богом и самим собой ( Евр. 7:2,14 и дал. Рим. 5:1 ; 1Кор. 7:15  и др.), Господь Иисус Христос уже осуществляет это ожидание ветхозаветных верующих (Мф. 11:28–29), но полный мир, всецелое, блаженное упокоение на вечность наступит только тогда, когда все враги будут покорены под ноги Его ( 1Кор. 15:24  и дал.) и будет Бог всяческая во всех (ст. 28) т. е. в царстве славы 124 . 2. Толкование истории первозданного человека и первобытного его состояния 1 . В первом отношении истолкование апостола мы находим главным образом в 1Кор. 15:44–45; 47–49 и Евр. 2:5–9 . В первом месте мы читаем: первый человек – Адам стал душой живущей ( Быт. 2:7 ); а последний Адам есть дух животворящий. Первый человек из земли перстный; второй человек – Господь с неба. А во втором месте св. апостол, доказывая превосходство Христа перед ангелами, между прочим говорит: «не ангелам Бог покорит будущую вселенную, о которой говорим; напротив, некто негде засвидетельствовал, говоря: что значит человек, что Ты помнишь Его? Или сын человеческий, что Ты посещаешь Его? Немного Ты унизил Его перед ангелами: славой и честью увенчал Его и поставил Его над делами рук Твоих: все покорил под ноги Его» ( Псал. 8:5–7 ; Евр. 2:5–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Лeb.XXVI:11 . И поставлю завет Мой в вас, и не возгнушается душа Моя вами. И поставлю завет Мой в вас В чем состоит этот завет, или условия его, видно из следующего стиха 1 . И не возгнушается душа Моя вами. Достойное место для обитания Господа есть общество святых Ангелов, присно творящих волю Его. Но Он не будет гнушаться и обществом людей, недостойных Его милости по грехам своим, но старающихся сохранить верность Ему и Его законам, дорожащих заветом с Ним, хотя по немощи уклоняющихся от исполнения частных требований этого завета. Лeb.XXVI:12 . И похожду в вас, и буду вам Бог , и вы будете Ми людие. И похожду в вас Бог ходил или странствовал вместе с Израильтянами, как их вождь и покровитель, когда в столпе огненном и облачном указывал им путь в пустыне и назначал место для остановки. Но Господь обещается ходить с ними, сопровождать их не только во время странствования их в пустыне, но и по прибытии их в страну Ханаанскую, где будет принимать ближайшее участие в их военных походах против Хананеев, до тех пор пока окончательно не водворить их в ней и Сам с ними не водворится в храме Соломоновом. Но и после сего Господь будет ходить с ними, т-е. постоянно иметь их на особенном Своем попечении, как нянька или пестун непрестанно ходят за детьми, следя за всеми их движениями и действиями. – И буду вам Бог, и вы будете Ми людие Бог, Творец и Промыслитель всего мира, обещается быть Богом преимущественно избранного народа, как вступивший с ним в особый завет и приявший его в особенное Свое попечение. Лeb.XXVI:14–15 . Аще же не послушаете Мене, ниже сотворите повелений Моих сих, но ни покоритеся им, и о судьбах Моих вознегодует душа ваша, яко вам не творити всех заповедий Моих, яко разорити завет Мой: и Аз сотворю сице вам. Вслед за обетованиями наград избранному народу за верность его завету с Господом, Господь изрекает угрозы ему за неверность. В чем состоят эти угрозы, видно будет из дальнейших стихов. Но в подлежащих рассмотрению стихах 14-м и 15-м говорится, в каком именно случае должны постигнуть Евреев угрожающие им бедствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Мф.17:11–12 .  Иисус же отвещав рече им: Илиа убо приидет прежде и устроит вся: глаголю же вам, яко Илиа уже прииде, и не познаша его... Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его... Илия первый, или Фесвитянин, еще не пришел; он придет около второго Моего Пришествия и «устроит» всякого, кто поверит ему, т.е. обратит сердце отца к сыну, как говорит пророк Малахия. Но Я говорю вам, что Илия второй, или Креститель, уже пришел пред этим первым Моим Пришествием, как говорят Писания. И книжники не знали, что и он – Илия, потому что был предтечей, – они не узнали его, так как худо разумеют Писания. Мф.17:12 .  Но сотвориша о нем, елика восхотеша. ...а поступили с ним, как хотели. Разумеется – приверженцы Ирода, так как они много сделали ему: ввергли в темницу, обезглавили и принесли голову его на блюде. Мф.17:12 .  Тако и Сын Человеческий имать пострадати от них. Так и Сын Человеческий пострадает от них. Так и Он, потому что также не узнали, что Он – Христос, – не узнали по злонамеренности. Но если теперь евреи не поверили Христу, то почему же тогда поверят Илии? потому что они признают его и будут знать, что о нем предсказал Малахия; кроме того, столь великий промежуток времени и такая сила проповеди смягчит ожесточение сердец их. Мф.17:13 .  Тогда разумеша ученицы, яко о Иоанне Крестители рече им. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе. Потому что говорил им еще прежде ( Мф.11:14 ), что он есть долженствующий прийти Илия. Исцеление бесноватого Мф.17:14–15 .  И пришедшым им к народу, приступи к Нему человек, кланяяся Ему и глаголя: Господи, помилуй сына моего, яко на новы месяцы беснуется и зле страждет... Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает... О лунатизме с физиологической стороны сказано уже в четвертой главе, а теперь скажем точнее, что некоторые демоны в нападениях своих на людей наблюдали известные времена луны, и именно тогда нападали на них, чтобы причиною несчастья казалась луна и поэтому был поносим Творец ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Мф.17:11—12.   Иисус же отвещав рече им: Илиа убо приидет прежде и устроит вся: глаголю же вам, яко Илиа уже прииде, и не познаша его … Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, Илия первый, или Фесвитянин, еще не пришел; он придет около второго Моего Пришествия и «устроит» всякого, кто поверит ему, т. е. обратит сердце отца к сыну, как говорит пророк Малахия. Но Я говорю вам, что Илия второй, или Креститель, уже пришел пред этим первым Моим Пришествием, как говорят Писания. И книжники не знали, что и он — Илия, потому что был предтечей, — они не узнали его, так как худо разумеют Писания. Мф.17:12.   Но сотвориша о нем, елика восхотеша …, а поступили с ним, как хотели; разумеется — приверженцы Ирода, так как они много сделали ему: ввергли в темницу, обезглавили и принесли голову его на блюде. Мф.17:12.   Тако и Сын Человеческий имать пострадати от них …, так и Сын Человеческий пострадает от них. так и Он, потому что также не узнали, что Он — Христос, — не узнали по злонамеренности. Но если теперь евреи не поверили Христу, то почему же тогда поверят Илии? потому что они признают его и будут знать, что о нем предсказал Малахия; кроме того, столь великий промежуток времени и такая сила проповеди смягчит ожесточение сердец их. Мф.17:13.   Тогда разумеша ученицы, яко о Иоанне Крестители рече им , Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе. потому что говорил им еще прежде (Мф. 11:14), что он есть долженствующий прийти Илия. Исцеление бесноватого Мф.17:14—15.   И пришедшым им к народу, приступи к Нему человек, кланяяся Ему и глаголя: Господи, помилуй сына моего, яко на новы месяцы беснуется и зле страждет … Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, О лунатизме с физиологической стороны сказано уже в четвертой главе, а теперь скажем точнее, что некоторые демоны в нападениях своих на людей наблюдали известные времена луны, и именно тогда нападали на них, чтобы причиною несчастья казалась луна и поэтому был поносим Творец ее.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

Незлобие каждого угодника Божия – это как бы некая духовная сладкозвучная музыка, которой увеселяется Творец, как говорит святой Иоанн Златоуст : «Ничто так не радует Бога, как то, чтобы люди были незлопамятными или незлобивыми. Как господин приказывает чаще и дольше петь и играть ту песнь или мелодию, которую любит слушать и которая увеселяет его, так и Господь наш, радующийся незлобию каждого верного раба Своего, претерпевающего беды с благодарными слезами, для того и попускает на него многие напасти и озлобления, чтобы он больше терпел и благодарил Его. Попускает потому, что любит, и насколько больше кого-либо любит, настолько более жестокие попускает на него оскорбления, и насколько большее попускает оскорбление, настолько больше его любит» (Беседа на Послание к Филиппийцам, зачало 4; Беседа 14, нравоучение 14). Возлюбил Господь учеников Своих величайшей любовью, как возлюбленный Иоанн пишет о том в своем Евангелии: «Возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» ( Ин. 13:1 ). Что же делает Он возлюбленным Своим? Какую благодать дарует на земле? Он не сажает их на престолах временных почестей справа и слева от Себя, не представляет им пиршеств и тленных удовольствий, не исполняет их мирского веселия и радования. Что же? Он предлагает им скорби, рыдания, терпение напастей и бесчестие, говоря: «Вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете» ( Ин. 16:20 ). Для чего же Господь попускает все это на возлюбленных рабов Своих? Для того, чтобы яснее показать им Свою любовь, великую и бесконечную, по подобию прообразовавшего Его в древности Иосифа, сына Иаковлева. Ветхозаконный Иосиф, возведенный из темничных уз на царский престол в Египте, когда пришли к нему братья и не узнали его, любя единоутробного брата своего Вениамина более всех, как говорится в Писании: «И поднял глаза свои Иосиф, и увидел Вениамина, брата своего, сына матери своей, и он готов был заплакать, и вошел он во внутреннюю комнату и плакал там» ( Быт. 43:29–30 ), – любя его столь великой любовью, он повелел, чтобы в мешок его была положена чаша, которой он приветствовал своих братьев: " Чашу, – сказал он, – серебряную, положи в мешок к младшему» ( Быт. 44:2 ). Для чего же? Для того чтобы временно опечалить его, исполнить скорби и рыдания и возвратить к себе с пути, как пленника. Домоправитель Иосифов говорит: «У кого найдется чаша, да будет рабом господина моего» ( Быт. 44:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Обрати внимание: . Мф.17:11-12. Иисус же отвещав рече им: Илиа убо приидет прежде и устроит вся: глаголю же вам, яко Илиа уже прииде, и не познаша его…Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его,    Илия первый, или Фесвитянин, еще не пришел; он придет около второго Моего Пришествия и «устроит» всякого, кто поверит ему, т. е. обратит сердце отца к сыну, как говорит пророк Малахия. Но Я говорю вам, что Илия второй, или Креститель, уже пришел пред этим первым Моим Пришествием, как говорят Писания. И книжники не знали, что и он — Илия, потому что был предтечей, — они не узнали его, так как худо разумеют Писания. Мф.17:12. Но сотвориша о нем, елика восхотеша…,а поступили с ним, как хотели;    разумеется — приверженцы Ирода, так как они много сделали ему: ввергли в темницу, обезглавили и принесли голову его на блюде. Мф.17:12. Тако и Сын Человеческий имать пострадати от них…,так и Сын Человеческий пострадает от них.    так и Он, потому что также не узнали, что Он — Христос, — не узнали по злонамеренности. Но если теперь евреи не поверили Христу, то почему же тогда поверят Илии? потому что они признают его и будут знать, что о нем предсказал Малахия; кроме того, столь великий промежуток времени и такая сила проповеди смягчит ожесточение сердец их. Мф.17:13. Тогда разумеша ученицы, яко о Иоанне Крестители рече им,Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе.    потому что говорил им еще прежде (Мф. 11:14), что он есть долженствующий прийти Илия. Исцеление бесноватого Мф.17:14-15. И пришедшым им к народу, приступи к Нему человек, кланяяся Ему и глаголя: Господи, помилуй сына моего, яко на новы месяцы беснуется и зле страждет…Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает,    О лунатизме с физиологической стороны сказано уже в четвертой главе, а теперь скажем точнее, что некоторые демоны в нападениях своих на людей наблюдали известные времена луны, и именно тогда нападали на них, чтобы причиною несчастья казалась луна и поэтому был поносим Творец ее.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010