Беседа 2. Исцеление бесноватого лунатика Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж», и тема сегодняшней беседы – Исцеление бесноватого лунатика. Рассмотрим 17-ю главу Евангелия от Матфея с 14-го по 21-й стихи. О какой-то угрозе со стороны Луны в Библии почти ничего не говорится, кроме некоторого намека из Псалтири, где сказано: «Днем солнце не поразит тебя, ни луна ночью» ( Пс.120:6 ). Святые Отцы категорически настаивали на том, что сама по себе луна не может принести какой-либо вред человеку. Блаженный Феофилакт даже высказывал мысль, уже озвученную ранее, что бесы ожидают полнолуния, как бы сидя в засаде; чтобы начать удручать здоровье человека именно в полнолуние – и всё ради того, чтобы, ругая луну, человек косвенно оскорблял и Создателя луны (Бога). Эту мысль разделяет и Евфимий Зигабен , он пишет: «Некоторые демоны в нападениях своих на людей наблюдали известные времена луны, и именно тогда нападали на них, чтобы причиною несчастья казалась луна и поэтому был поносим Творец ее» 14 . Мы же, верующие, знаем, «что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» ( Рим.14:14 ); и еще: «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» ( Тит.1:15 ), ибо все творение Божие, как сказано: «…все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» ( Быт.1 ,31 ). Единственное, что может осквернить мир, – это грех (нарушение Божией заповеди). Сказано: «…исходящее из уст – из сердца исходит – сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека» ( Мф.15:18–20 ). Возможно, что страх перед луной был связан и с древними культами Междуречья, где поклонялись луне. Само семейство Авраама некогда обитало в местах особого магического отношения к луне. Не случайно в Книге Второзакония мы находим слова: «и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды [и] все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом» ( Втор.4:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Прем.12:12 . Ибо кто скажет: «что Ты сделал?» или кто противостанет суду Твоему? и кто обвинит Тебя в погублении народов, которых Ты сотворил? Или какой защитник придет к Тебе с ходатайством за неправедных людей? 12 . Бог не имеет нужды казаться пред кем-либо милостивым; немедленно, в одно мгновение Он может обнаружить свою карающую десницу и никто не противостанет суду Его даже простым вопросом: «что Ты сделал?», ибо Он Творец погубляемых Им народов. Мысль о беспредельной власти Божией над всем сотворенным выражена в данном месте в форме ряда вопросов, как и в других местах Св. Писания: Прем.11:22 ; Ис. 45:9 ; Дан. 4:32 ; Иов. 9:12 ; Рим. 9:20 . Прем.12:13 . Ибо кроме Тебя нет Бога, который имеет попечение о всех, чтобы доказывать Тебе, что Ты несправедливо судил. Прем.12:14 . Ни царь, ни властелин не в состоянии явиться к Тебе на глаза за тех, которых Ты погубил. 13–14 . Высказанная в 12 ст. мысль о том, что Бог ни пред кем не ответствен, в 13 и 14 ст. определяется ближе. Безответственность суда Божия основывается на Его бесконечной любви ко всему сотворенному. Поэтому судить действия Божии над тварью могло бы только подобное Ему существо, со всеобъемлющей любовью, между тем «кроме Тебя нет Бога, который имеет попечение о всех, чтобы доказывать Тебе, что Ты несправедливо судил». Тем более из людей, какое бы высокое положение они не занимали, никто не осмелится противостать Твоему суду, хотя бы в форме «ходатайства» (12 ст.) «за тех, которых Ты погубил» (14 ст.). Прем.12:15 . Будучи праведен, Ты всем управляешь праведно, почитая не свойственным Твоей силе осудить того, кто не заслуживает наказания. Прем.12:16 . Ибо сила Твоя есть начало правды, и то самое, что Ты господствуешь над всеми, располагает Тебя щадить всех. 15–16 . Высказанная выше мысль об абсолютной неограниченности и безответственности силы Божией в ее действиях в мире человеческом могла зародить в читателе опасение, как бы карающая десница Божия не стала поражать совершенно невинных. Чтобы предотвратить это опасение писатель в 15–16 ст. говорит о Божественном правосудии и Божественном милосердии, которые утверждаются именно на беспредельном Божием всемогуществе. Люди чаще всего делают другим несправедливость из чувства опасения пред ними и сознания своей слабости; у всемогущей же силы Божией не может быть этого мотива и потому ей «не свойственным… осудить того, кто не заслуживает наказания». Для всемогущества может быть только один мотив для деятельности в человеческом мире – нравственное достоинство человека, его благо, его спасение. Отсюда понятно, почему " сила (Божия) есть начало правды», (ср. Прем.11:24 ) и то самое, что Ты господствуешь над всеми, располагает Тебя щадить всех».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Стих 11-й в прикровенных словах указывает на ту же тайну воплощения Сына Божия для спасения человечества. „Я, Я- Господь, и нет Спасителя, кромя Меня“. Очевидно, что если бы Мессия был только человеком, то Он не мог бы быть Спасителем. Спасти человечество мог только Бог, а откровением раскрыто, что Спаситель будет иметь вид Отрока (раба) т. е. человека; очевидно, что Спасителем мог быть только Богочеловек. „Се Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог“. ( Мф. 1:23 ; Ис. 7:14 ). 12 . Я предрек и спас, и возвестил; а иного нет у вас, и вы – свидетели Мои, говорит Господь, что Я Бог; 13 . от начала дней Я Тот же, и никто не спасет от руки Моей; Я сделаю, и кто отменит это? В стихе 12, кроме общего воспоминания о чудесах и милостях Божиих, явленных Израилю, повидимому воспоминается ближайшее событие: избавление от нашествия Сеннахерима, объявленное Израилю ранее этого события 1435 . Стих 13-й повторяет для убеждения Израиля великий догмат о единой силе в мире Бога-Творца и Вседержителя и о вечном, неизменном существовании Того, которого имя Иаг-ве: „вечно, неизменно живущий в прошедшем, настоящем и будущем“ 1436 . Эту же мысль величественно рисует Псалом 101 ( Пс. 101:26–28 ), говоря о прехождении неба и земли: „Они погибнут, а Ты пребудешь.... но Ты-Тот же и лета Твои не кончатся“. В следующих стихах пророк видит вдали избавление Израиля от гнета Вавилона, о котором он предсказывал Езекии Ис. 39:6–7 . Избавление последует по особой милости Божией, не смотря на грехи Израиля. Напоминаем, что Вавилон, как Ассур, не только историческое царство, но и типическое выражение развращенного мира, борющагося против духовного Сиона и царства Божией правды на земле 1437 . 14 . Так говорит Господь, Искупитель ваш, Святый Израилев: ради вас Я послал в Вавилон, я сокрушил все запоры и Халдеев, величавшихся кораблями. 15 . Я Господь, Святый ваш, Творец Израиля, Царь ваш. Возвратимся к главе XIII, в которой пророк видит, как Господь вызывает народы на гибель Вавилона. В настоящей главе (ст. 14) указывается, что Сам Искупитель, Святый Израилев, есть тот, Который посылает народы: „сокрушить все запоры и Халдеев“, „ради вас“, т. е. ради Израиля, к которому обращена речь. До времени прихода „Примирителя, Которому покорность народов“ ( Быт. 49:10 ), нравственная будущность всего человечества сосредоточена в избранном народе, хранившем обетования и слышавшем вещания пророков. Израиль потому то и освобождается от плена и возводит снова храм в возобновленном Иерусалиме, чтобы исполнились обетования и пророчества, так как из рода Давидова на этом Богом избранном месте должна совершиться великая тайна вочеловечения Бога и искупления Им человечества. Таково значение стиха 14-го для верующих во Христа Иисуса, Господа нашего, Который – наш Искупитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   Когда через веру мы приходим к богопознанию, то сразу же усваиваем свои непременные обязанности, исполнением которых и сможем впоследствии стать причастниками Божественных обетований. Господь наш убеждает нас, что абстрактное знание о существовании Бога вовсе не является для нас достаточным и полезным. «Не всякий, говорящий Мне «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное» (Мф. 7:21). Иными словами: к Моим обетованиям будет причастен лишь тот, «кто имеет заповеди Мои и соблюдает их» (Ин. 14:21). «Тот, кто имеет» — значит тот, кто позаботился узнать значение и цель заповедей, а после этого он начинает соблюдать их, то есть применять их на деле. При этом Спаситель заостряет наше внимание на смысле соблюдения заповедей: «тот любит Меня» (Ин. 14:21). И подтверждает: «Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих» (Ин. 14:24).     «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею... и ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37, 39). Разве в этих двух заповедях не заключается вся полнота закона? Именно ими доказывается цельность человеческой личности, а человеку предоставляется право быть наследником Бога и сонаследником Сына Божия.    Выше мы уже подчеркнули, что подвиг — это не цель, а средство, но средство необходимое и нужное для того, чтобы обрести исцеление и вернуться к цели нашего общего предназначения.    Божественное Откровение для нас — это основа здравого пути познания. Через него мы познали самих себя, окружающий нас мир и свое отношение к другим людям. Откровение — это излияние и действие Божественной благодати. Оно непогрешимо ведет нас к постижению подлинной сути вещей, в согласии с которой Творец и Промыслитель Бог, по боголепному Своему замыслу, придал этим вещам их конечное предназначение.    Несомненно, падение человека повлияло на ход событий, изменило характер и темп их развития — и это было известно всесильному Богу Слову, «Имже вся быша». Отсюда возникла необходимость в усилии со стороны страждущего человека, чтобы восстановить целостность, исцелить поврежденную природу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  Ослаби, остави Славянский текст Русский перевод Ослаби, остави, прости, Боже, прегрешения наша, вольная и невольная, яже в слове и в деле, яже в ведении и не в ведении, яже во дни и в нощи, яже во уме и в помышлении: вся нам прости, яко благ и человеколюбец. Отпусти, оставь без преследования, прости, Боже, согрешения наши: произвольные и невольные, как словом, так и делом, как с ведома, (что это — грех) деланные, так и без ведома; как в продолжение дня, так и во время ночи, как предумышленные, так и в мечтах являющиеся: все их нам прости, как исполненный благости Бог, из любви к людям принёсший Себя на жертву, для их искупления. Объяснение Господи! Ты возвестил нам, устами Пророка Твоего: Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их уже не буду вспоминать ( Иер.31:51 ), и Сам изрёк: Приходящего ко Мне не изгоню вон ( Ин.6:37 ), кто жаждет, иди ко Мне и пей ( Ин.7:38 ), и Всякий, творящий грех, есть раб греха; но раб не пребывает в дому вечно, — Сын пребывает вечно: итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете! ( Ин.8:34 ). Св. Апостолы Твои, также ободряют нас безбоязненно взывать к Тебе, поучая: Смиряйтесь под крепкую руку Божию, чтобы От вознёс вас, в своё время, и все заботы ваши возложите на Него, ибо От печётся о вас ( 1Пет.5:6–7 ). Посему да приступайте смело к престолу благодати, дабы получить милость, и обрести благодать для благовременной помощи! ( Евр.4:16 ), И потому, ныне, окончив день наш, мы стоим пред Тобой, Творец, Владыка и Судия наш, с отчётом о всём, сделанном в продолжении его; но стоим не как добрые рабы, употребившие с пользой Тобой данные таланты; не как мудрые жёны, с полными светильниками елея; а как злые рабы, полные стыда, греха и угрызений! Каждый шаг наш запятнан грехом дела, или мысли; каждое мгновение истекшего дня, — есть: или колебание, или падение наше! Но Ты милосерд! Ты Агнец Божий, взявший на Себя грехи мира ( Ин.1:29 ) изрекший: Да не смущается сердце ваше, веруйте в Бога, и в Меня веруйте ( Ин.14:1 ) И всё, о чём не попросите во Имя Моё, всё то сделаю, да прославится Отец в Сыне! ( Ин.14:13 ). И потому молим Тебя, Милосердый Господи, прости нам все согрешения наши! Освети нас светом Твоим, пока в нас есть свет жизни, чтобы не объяла нас тьма смерти, и, подкрепив нас в грядущую ночь благотворным сном, как странников, усталых под ношею греха, — укажи и нам заутро верный путь к Твоему Царствию: ибо Ты есть путь, и истина, и жизнь! ( Ин.14:6 ).

http://azbyka.ru/molitvoslov/pravoslavny...

А что все святые суть члены Христовы и бывают едино тело, докажу это вам от Божественного Писания. И во-первых, послушайте самого спасителя нашего, Христа Господа, как Он представляет нераздельное единение, какое имеют с Ним святые, в словах, сказанных Им апостолам: " Веруйте в Меня, что Я во Отце, и Отец во Мне " (Иоан. 14:11). " Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в нас " (Иоан. 14:20; также 17:20-26)... Поскольку божество, нам сообщаемое чрез общение с Господом, есть неделимо, то необходимо и нам, сделавшись во истину причастниками сего Божества, быть неотделимыми от Христа, быть в едином духе единым телом (Гал. 3:28; Кол. 3:11; 1 Кор. 12:1-14). Как в вечных обителях Бог каждому святому дает подобающую ему часть, как мы сказали прежде, так и в теле Церкви каждый причисляется в такой член Христов, каким быть достоин. Это показывает тот же апостол Павел и в том же послании, говоря: " Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно " (1 Кор. 12:18). И так, членов много, а тело одно. Желая же показать различие сих членов и какие это члены, говорит он: " Вы - тело Христово, а порознь - члены. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями, далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки " (1 Кор. 12:27-28). " Тайна сия велика; я говорю по отношени Христа и Церкови " (Ефес. 5:32). И воистину тайна сия есть и пребудет великою, и превыше всего великого. Какое единение, общение и сроднение имеет и Владыка наш, Творец всяческих, со всей Церковью, как с единой женой, и бывает едино с ней, и всегда нераздельно пребывает с ней, как с возлюбленной Ему. Но единение сие бывает боголепно, как лепок есть Богу соединиться с Церковью, - что и недомыслимо и неизреченно. Опять, и Церковь единится с любимым от нее Богом, и прилепляется к Нему так, как тело прилеплено к своей голове. Ибо как тело не может жить без своей головы, так и Церковь - собрание верующих, то есть, сынов Божиих, на небесах написанных, не может быть цельным и совершенным телом без главы своей - Христа Бога нашего, и не может жить истиной и вечной жизнью, если не будет питаема от Него каждодневно насущным хлебом, от Коего приемлют истинную жизнь все любящие Его, и растут в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Его...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2224...

И как в мастерской художника есть не только законченные картины, но и наброски, этюды, не получившие окончательного воплощения, так и в земле мы находим как бы наброски и других животных, которые не получили жизни. Господь показывает, что мог бы сотворить и таких, огромных животных, мог бы сотворить и людей с такими формами, с такими черепами, но решил сделать именно так, как сделал. О том, что Бог не только Творец, но еще и Вседержитель, и что ни одна даже малая птица «не упадет на землю без» Его воли ( Мф.10:29 ), – об этом говорит вся Священная история. Но о том, что единый Бог, это Святая Троица, Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух, – эту тайну открывает только Священное Писание Нового Завета. И если в первом члене Символа мы исповедали веру в Бога Отца, 2 то во втором – утверждаем, что веруем и в Единороднаго, то есть Единственного Сына Божия, истинного Бога, рожденного истинным Богом Отцом прежде всех век, то есть прежде начала мира, прежде начала пространства и времени, подобно как свет рождается от света, единственного рожденного, в отличии от всего сотворенного. Бог Отец и Бог Сын единосущны, между ними нет различия, как нет различия между светом и светом. Вспомни, как Господь Иисус Христос говорил: «Я и Отец – одно» ( Ин.10:30 ), «Видевший Меня видел Отца» ( Ин.14:9 ), «Я в Отце и Отец во Мне» ( Ин.14:10 ). И мы верим, что «Им же вся быша», то есть Богом Сыном Бог Отец сотворил «все, ... что начало быть» ( Ин.1:3 ) 3 Веруем мы и в то, о чем писал Лука в первой главе своего Евангелия. Истинный Бог стал истинным человеком, не переставая быть Богом. Вспомни Благовещение Пресвятой Деве Марии. Вспомни рассказ о Рождестве Иисуса Христа, о том, какие чудесные свидетельства были: и звезды, и Ангелы. И как Иоанн писал в прологе: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины, и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» ( Ин.1:14 ). Позже, на четвертом вселенском соборе было сформулировано, что Бог во Иисусе Христе соединился с человеком неизменно, неслиянно, нераздельно и неразлучно.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Ис.43:12 . Я пред­рек и спас, и воз­вестил; а иного нет у вас, и вы – свидетели Мои, говорит Го­с­по­дь, что Я Бог; «Я предрек, и спас, и возвестил». В этих словах, кроме общей мысли об исполнении божественных пророчеств, находят и более частный намек на освобождение Иерусалима от нашествия Сеннахирима, возвещенное через пророка Исаию ( Ис.37:33–36 ; ср. 4Цар.19:20–35 ); событие, им заранее предсказанное, а впоследствии им же и воспетое. Ис.43:13 . от начала дней Я Тот же, и никто не спасет от руки Моей; Я сделаю, и кто отме­нит это? «От начала дней Я – тот же». Снося соответствующие параллели, из которых ближайшей оказывается 4 ст. 41-й гл. (см. толкования), мы получаем право утверждать, что здесь указывается на Вечность, Самобытность, Всемогущество и Неизменяемость Всевышнего, как на такие Его свойства, которые легко и непререкаемо для всех говорят об Его Божественном достоинстве. Ис.43:14–18 . Здесь излагается непосредственная, практическая цель речи – ободрение иудеев ввиду предстоящего им вавилонского плена. Творец вселенной и царь Израиля устами пророка возвещает, что враги израильского народа – вавилоняне или халдеи – будут сокрушены и таким образом пленные получат свободу (14–15). Непреложность такого пророчества подтверждается аналогичными историческими параллелями, главным образом, гибелью фараона со всем его воинством при переходе через Чермное море (16–17). Но для Израиля все уроки истории, по-видимому, пропадают бесследно (18 с.). Ис.43:14 . Так говорит Го­с­по­дь, Искупитель ваш, Святый Израилев: ради вас Я по­слал в Вавилон и сокрушил все запоры и Халдеев, величав­шихся кораблями. «Ради вас я послал в Вавилон и сокрушил все запоры и Халдеев, величавшихся кораблями». Ради избавления Израиля из плена Господь пошлет на вавилонян мидян и персов под предводительством Кира, который и обратит всех врагов Израиля в поспешное бегство. Под «халдеями» здесь разумеются вавилоняне вообще, ( Ис.47:1 ) и в, частности, быть может, жители южной Вавилонии, обитавшие по соседству с морем (почему упоминаются и корабли) и невдалеке от Ура Халдейского.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мф.14:22 . «И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.» Мф.14:23 . «И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине: и вечером оставался там один.» «О чем сегодня читано было Евангелие? Выслушали ли вы его со вниманием, поняли ли, удержали ли в памяти, положили ли на сердце, приложили ли к себе? А все это надо бы сделать. О чем же было благовествуемо? О молитве Спасителя в уединении; о хождении Его по морю, как посуху; о страхе учеников Его при виде идущего по воде человека; о том, как ободрил их Спаситель; о просьбе Петровой прийти к Нему по воде и о дозволении Господа; о маловерии и испуге Петра, о утопании; о спасении утопавшего живоначальною Десницею; о упреке Господа Петру в маловерии; о утишении ветра; о исповедании учениками Иисуса Христа Сыном Божиим (См.: Мф. 14:22–33 ). Вот все Евангелие: и все ясно и понятно! Теперь надобно приложить из него, – что можно и должно, каждому из нас к себе. Ведь Евангелие написано для нашего назидания, утешения и спасения. И вот первое, что надо приложить к себе, это – молитва . Господь, по человечеству, часто молился в уединении, в ночное время. Молиться должно непременно и нам, во всякое время. Бдите и молитеся, да не внидите в напасть, говорит Господь ( Мф. 26:41 ). Грехов у нас много; нужд душевных и телесных много; искушений много; потому и молиться надо непрестанно, конечно, внутренно наибольше. А в праздничные дни – открыто в храме» 210]. Мф.14:25 . «В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.» «Ст. 25 и далее. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак: и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь ( Мф. 14:25–27 ). Петр идет к Нему по воде, но начинает сомневаться, устоит ли на воде, потому что ветер был противный, – и утопает. Господь простирает к нему руку, поднимает его и упрекает в маловерии. Господь и Петр влезают в корабль – и ветер утихает. Те, которые были в корабле, пришли и поклонились Ему, говоря: истинно Ты Сын Божий ( Мф. 14:33 ). Да, нельзя, видя это чудо, не возгласить Иисусу Христу: истинно Ты Сын Божий. Ходить по воде такими же ногами, как наши, и с таким же совершенно телом, какое у нас, можно только Богу, для Которого, как Творца, никакая тварь не может служить преградою на пути, которым Он идет. Даже странно было бы представить, что, например, воздух, или огонь, или вода, или земля как-нибудь могут Ему воспрепятствовать, потому что вся тварь может только служить Ему, как ее Художнику, Давшему ей не только форму и пространство, но и самые начала и сущность. Бездны мира для Него – также ничто. Он в одно мгновение – везде как Творец, Он бесконечно больше и выше их» 75].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Мф.25:14 . «Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое:» Мф.25:15 . «и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.» «Гл. 25, ст. 14–15. Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое (землю, жизнь, здоровье, способности); и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Человек отходящий есть Господь, вознесшийся на небо и имеющий прийти взять отчет с рабов Своих – всех людей – о том, как они употребили Его имение. Замечательно, что количество талантов соображено Раздаятелем с силами приемлющих таланты. Не ропщи же никто, что тебе дано мало: тебе дано по твоим силам. Если бы дали тебе больше, ты не перенес бы и испортился» 131]. «Вы слышали, возлюбленные братия, из ныне чтенного Евангелия притчу Спасителя о талантах? Притча эта весьма поучительна. Всем нужно знать ее значение и помнить ее всегда. Приклоните ваш слух. Вот ее значение. В ней говорится о рабах, которым господин, отправляющийся в дальнюю сторону, поручил свое имение: и одному дал пять талантов, другому – два, третьему – один, – каждому по его силам (См.: Мф. 25:14–30 ). Заметьте. Эти рабы мы, люди. Этот господин есть Господь наш Иисус Христос, Творец наш, Раздаятель талантов, вознесшийся от нас на небо, седящий одесную Отца и опять имеющий прийти на землю судить живых и мертвых. Имение или таланты это душевные силы и способности, равно и телесные силы, которые дал нам Бог и коими в этом веке мы все делаем, которые пускаем как бы в оборот и посредством коих по мере своего умения и усердия умножаем свое духовное богатство. Под талантами следует разуметь и то служение в обществе, какое каждому Бог вверил, смотря по его способностям, или то материальное богатство, какое кто имеет. По смыслу притчи, кто больше талантов получил от Господа, тот, естественно, больше должен сделать добра для ближних, больше должен усовершенствовать себя в настоящей жизни, для жизни будущей, – а кто меньше, – с того меньше потребуют и отчета. С обыкновенного человека потребуют: добросовестно ли он трудился и вел дела свои; богатый не составил ли себе богатства обманом, хитростью, происками или играми, процентами, жил ли сам и воспитал ли детей своих в страхе Божием; исполнял ли христианский долг молитвы, освящался ли Таинствами, подавал ли милостыню? Всякий свое бремя понесет. Со священника потребуют отчета в служении, учении и жизни: научил ли он вере и доброй жизни своих пасомых, воспитал ли он их для вечной жизни» 265].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010