429 (IV), 96–128 151 [пп. I-X] 83,1416–1433 151 [п. XI] 249–255 151 [п. XI] 83,1433–1440 152–168 255–292 152–168 83, 1440–1473 292–295 429 (IV), 80–88 83, 1473–1476 295–301 83, 1476–1481 301–303 429 (IV), 232–234 83,1481–1485 172–178 303–311 6270, 6275, 6263, 6248, 6256, 6244 172–178 83,1485–1489 311–312 77, 328 180–181 312–316 6287, 6277 180–181 83,1489–1494 182 (I)-196 (XV) 316–330 40 (I), 43–87 (6239) 197 (XVII)-200 (XX) 330–334 40 (I), 88–92 (6239) (17–20) 201 (XXI) – 202 (XXII) 334–336 40 (I), 92–95 (6239) 6240 (6239) (21) 23 (22) 83,1204 336–363 40 (I), 94–121 (6239) (6239) 6240 (6239) 6240 (6239) (23) (24–25) 19–20 (26) 22 (27–48) 83,1197 83,1204 363–371 6273== 84, 642–647 372–373 84, 648–649 373–374 84, 651 374–375 6274== 84, 654 233–234 375–377 6398, 6400 LIII-LIV 84, 658–660 378–381 84, 670–671 236–238 381–388 6260, 6263, 6245 LXX-LXXII 84, 677–681 84, 689–691 240–241 389–393 6265, 6372 LXXXVII-VIII 84, 701–703 393–396 84, 709–712 396–397 84, 713 397–398 84, 714–715 398–401 84, 722–723 401–411 84, 734–738 247–248 411–415 6268, 6418 CXXVIII-CXXIX 84, 742–744 415–420 CXXXIII 84, 746–749 420–422 84, 750–751 251–252 423–426 6259, 6275 CXXXVIII-CXXXIX 84, 753–755 426–428 84, 760–761 428–430 CXLVIII 84, 763–764 430–431 84, 766 256–258 431–435 6262, 6258 84, 774–777 435–436 84, 781 436–437 CLXVIII 84, 783 437–438 84, 784–786 438–440 CLXXII 84, 787–788 440–442 84, 590–593 442–444 84, 593–595 444–446 84, 600–602 266–268 446–454 6328, 6339 XVII-XIX 84, 607–613 Творения свт. Кирилла Александрийского. Часть 15 ТСО 68 332 / 333 . ТОЛКОВАНИЕ НА ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА. 4090/2. COMMENTARII IN JOANNEM. CPG 5208. PG 74, 448–756. Книга одиннадцатая. С. 3–156. 1273 . Гл. 1. [ Ин.16:14 .] О том, что Дух Святой природно от Бога и в Сыне и чрез Него и в сущности Его. С. 3–6. [С. 679–681.] PG 74, 448–449. 1274 . Гл. 2. [ Ин.16:15–33 .] О том, что природно в Сыне и в сущности Его (находится) Дух Его, то есть Святой, как и в сущности Отца. С. 6–30. [С. 681–698.] PG 74, 449–473. 1275 . Гл. 3. [ Ин.17:1 .] О том, что никто не должен считать Сына лишенным Божественной славы, хотя Он и оказывается говорящим: «Отче, ... Прославь Сына Твоего!» ( Ин.17:1 ). С. 30–34. [С. 669–702.] PG 74, 473–480.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

Из представленных мест Ветхого и Нового Завета ясно видно, что дьявол оказывает влияние на происхождение греха в человеке. 3. О свободе воли в человеке «Бог сотворил душу, – пишет Василий Великий, – а не грех. Преимущественным благом ее было пребывание с Богом и единение с Ним посредством любви. Отпав от Него, она стала страдать различными и многовидными недугами. Почему же в ней есть общая приемлемость зла? По причине свободного стремления, всего более приличного разумной твари. Не будучи связана никакой необходимостью, получив от Творца жизнь свободную, как сотворенная по образу Божию, она разумеет доброе, умеет им наслаждаться, одарена свободой и силой соблюдать жизнь, какая ей естественна; но имеет также свободу и уклониться от прекрасного… Но, говорят, – продолжает святитель, – почему в самом устройстве не дано нам безгрешности, так что нельзя было бы согрешить, хотя бы и хотели? Потому же, почему и ты не тогда признаешь служителей исправными, когда держишь их связанными, но когда видишь, что добровольно выполняют перед тобой свои обязанности. Поэтому и Богу угодно не вынужденное, но совершаемое добровольно – добродетель же происходит от произволения, а не от необходимости, а произволение зависит от того, что в нас; и что в нас, то свободно. Посему, кто порицает Творца, что не устроил нас безгрешными, тот не иное что делает, как предпочитает природу неразумную, неподвижную и не имеющую никаких стремлений, природе, одаренной произволением и самодеятельностью» (Творения святых отцов; VIII, 151, 156). 4. Внутренняя причина происхождения греха заключается в свободе воли человека Указание на происхождение греха из свободы человека находим в Священном Писании а) Ветхого и б) Нового Завета и в в) учении святых отцов Церкви. а) Прежде всего в словах Моисея, обращенных к израильскому народу: вот я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло (Втор. 30, 15). Из этих слов видно, что выбор между жизнью и добром, с одной стороны, и смертью и злом, с другой, зависит от самого человека, следовательно, если он избирает зло, то совершает его добровольно, а не вынужденно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

1 (Творения святых отцов; VIII, 151, 156) 2 (Творения св. Василия Великого: рус. пер. Ч. 1, с. 30) 3 (там же. Ч. 4, с. 145) 4 (там же, с. 150) 5 (Творения св. Григория Богослова: рус. пер. Ч. 3, с. 320) 6 (там же. Ч. 4, с. 228) 7 (Творения блж. Феодорита: рус. пер. Ч. 1, с. 39) 8 (Священик В. Велтистов. Грех, его происхождение, сущность и следствия. М., 1885. C. 183—190) 9 (Начатки. C. 10) 10 (Слова и речи, 1848 . II, 290; Кат. XXIV) 11 (Зап. На Быт. I:61) 12 (Кат. XXIV) 13 (Слова и речи, 1848. I, 315; 1882. IV, 586) 14 (Начатки. С. 11) 15 (Слова и речи, 1861. Т. III, с. 253) 16 (De civit. Dei XIII, 13) 17 (Theophil. ad Autol. II, 25) 18 (Adv. haeres. III, 35; V, 23) 19 (Беседы о том, что Бог не виновник зла, в Творениях св. отцов. Т. VIII, с. 155; Слово о подвижниках, там же. Т. IX,c. 68) 20 (In Genes, homil. XVII, п. 9; сн. homil. XVI, п. 6) 21 (In Genes, homil. XVII, п. 2) 22 (Беседы о том, что Бог не виновник зла, в Творениях св. отцов, VII, 155) 23 (Contr. Apollin. lib. II, п. 6) 24 (Слово о подвижниках в Творениях св. отцов. Т. IX, с. 68) 25 (Homil. XII) 26 (In Paralipom., quaest. I) 27 (Православное исповедание. Ч. I, ответ на вопрос 22) 28 (Exposit. in Psalm. III, Opp. Т. V, p. 3—4, ed. Montfauc) 29 (In Genes, homil. XVII, п. 9). (догматическое богословие митр. Макария. Т. II, с. 184—190) 30 (Православное исповедание, ответ на вопрос 20. Ч. III) 31 (Послание восточных патриархов, чл. 14) 32 (Августин, Lib. I, de baptiz. parvul., cap. 10) 33 (in potentia) 34 (из творений св. Иоанна Златоуста) 35 (Воскресный день, 1893, 8, с. 116—118) 36 (См. кн. «Уроки благодатной жизни» по руководству о. Иоанна Сергиева (Кронштадтского), с. 51—57) 37 («Цвети, дух». Ч. II) 38 (Лествица, Слово 4) 39 (Слово 89) 40 (Деятельное богословие, гл. XCIV) 41 (Беседа о Лазаре, IV) 42 (Слово 2-е огласительное к готовящимся ко крещению) 43 (Беседа о кресте и разбойнике) 44 (Беседа IV, о Лазаре) 45 (на Иоанна беседа 34, с. 399) 46 (Пролог, октября 8 дня) 47 («De lapsis», п. 15; сн. " Опыт православного догматического Богословия» епископа Сильвестра. Т. V, с. 20—25)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3069...

143 . Каждан А.П. Византийская культура:  X – XII вв. М., 1968. Изд. 2-е, испр. и доп. СПб., 1997. 144 . Каждан А.П., Литаврин Г.Г. Очерки истории Византии и южных славян. Изд. 2-е, испр. СПб., 1998. 145 . Карабинов И.А. Постная Триодь. СПб., 1910. 146 . Карсавин Л.П. Культура Средних веков. Киев, 1995. 147 . Карсавин Л.П. Религиозно-философские сочинения. Т.1. М., 1992. 148 . Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви (раскрытие православия в их творениях). М., 1994. 149 . Карташев А.В. Вселенские соборы. М., 1994. 150 . Киприан (Керн) , архим. Антропология св. Григория Паламы . (Вступ. ст. А.И. Сидорова . М., 1996 (Репринт. изд.: Париж, 1950). 151 . Киприан (Керн) , архим. Духовные предки Святого Григория Паламы (Опыт мистической родословной).//Православная Мысль. 1942, сс.102–131. 152 . Киприан (Керн) , архим. Золотой век Свято-Отеческой письменности. М., 1995. 153 . Киприан (Керн) , архим. «Олицетворение» Михаила Акомината. (К истории учения о человеке в Византии)//Православная Мысль, 1949,Bыn.VIII, с.85 – 104. 154 . Клеман.О. Зундель, Бердяев и духовность восточного христианства.//Страницы. 1996, сс. 38–52. 155 . Клеман О. Истоки. Богословие отцов Древней Церкви./Пер. с фр. Г.В. Вдовиной. М., 1994. 156 . Климков О.С. Православный исихазм и учение св. Григория Паламы . СПб., 1998. 157 . Концевич И.М. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. М., 1993. 158 . Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997. 159 . Кривушин И.В. Ранневизантийская церковная историография. СПб., 1998. 160 . Кулаковский Ю.А. История Византии: В 3-х тт. СПб., 1996. 161 . Культура Византии: IV – первая половина VII в. М., 1984. 162 . Культура Византии: вторая половина VII-XII в. М., 1989. 163 . Культура Византии: XIII – первая половина XV в. М., 1991. 164 . Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993. 165 . Лебедев А. П. Духовенство древней Вселенской Церкви от времен апостольских до X века. СПб., 1997. 166 . Лебедев А. П. Исторические очерки состояния Византийско-восточной церкви от конца XI до середины XV века. СПб., 1998.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/opyt-b...

150 Ep. 46:5. ACO I, 1:6. P. 161:22–162:4. «Итак, он сказал, что “они стремятся повсюду обнаруживать две существующие природы”, очевидно, природы обособлен­ные» (Jo. Caes. Apol. conc. chalc. 1:1:388–393). 152 Ep. 46:5. ACO I, 1:6. P. 162:18. Ср.: Eul. Alex. apud Phot. Bibl. 230:268a:31– 35:276b:16–19. 154 Eul. Alex. apud Phot. Bibl. 230:268b:9–33:276b:16–35:277a:6–35; Le- ont. Hier. Contra Monoph. PG 86/2:1853A:13-C:6; Max. Conf. Ep. 12. PG 91:481B:10–484C( Максим Исповедник , прп. Письма. С. 141–143); Doctr. patr. 151:7–21. 155 Ephr. Ant. apud Phot. Bibl. 228:248b:24–249a:3; Eul. Alex. apud Phot. Bibl. 157 Just. Contra Monoph. 156:2–158:2; Ephr. Ant. apud Phot. Bibl. 229:259a:13– 27; Eul. Alex. apud Phot. Bibl. 230:269a:16–270b:40:277b:5–17. 159 Ep. 45:7. ACO I, 1:6. P. 154:3–8; Ep. 46:3. ACO I, 1:6. P. 160:2–6; Ep. 46:5. ACO I, 1:6. P. 162:4–10. 169 «Если мы станем отрицать, что единый и единственный Христос – из двух, и притом различных, природ, будучи неразрывен после единения, тогда противники правых догматов спросят нас: “коль скоро все в Нем – одна природа, как же Он тогда вочеловечился и какую плоть сделал Своею собственною?”» (Ep. 45:6. ACO I, 1:6. P. 154:8–11); Eul. Alex. apud Phot. Bibl. 230:273a:16–29:276a:22–24:281a:21–23. 183 Защитниками Халкидона было показано, что нет ни одного фрагмента Халкидонского ороса, которому нельзя было бы найти точное соответствие в творениях свт. Ки­рилла Александрийского. См.: Flor. Cyr. 108:12–111:16; Doctr. patr. 168:5–173:15. 186 Just. Contra Monoph. 153:3–6:167:7–11; Ephr. Ant. apud Phot. Bibl. 229:260a:18–260b:9; Anast. Sin. Viae dux 7:2:27–31:7, 2:120–135. 192 Наименование это выглядит не вполне адекватным, поскольку может подать ложную мысль о каком-то отличии учения отцов Халкидонского Собора от богословия его последующих защитников. 194 По словам свт. Евлогия Александрийского, «Собор [Халкидонский] пусть не на словах, а в мысли, провозгласил “одну природу Слова воплощенную”» (Eul. Alex. apud Phot. Bibl. 230:271a:19–21).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

С. 150, 151 221. Кроме Евангелия верить нечему VIII. Мы не нуждаемся ни в любопытстве после Иисуса Христа, ни в изысканиях – после Евангелия. Веруя им, мы не хотим ничему другому верить: думаем даже, что более и верить нечему. С. 155, 156 222. Словопрения с еретиками бесполезны, по их упорству XVI. Апостол повелевает нам «отступать буих стязаний, и рвений и сваров законных, и отрицаться еретика человека по первом и втором наказании» (но не по многократном с ним состязании) ( Тит. 3:9–10 ). Он до того запрещает состязание, что нигде не велит отыскивать еретика, вероятно, потому что сей последний не христианин и что не следует делать ему много раз выговоров, при двух или трех свидетелях, подобно как христианину. Посему-то самому и не должно с ним состязаться... Сколько бы вы ни были опытны и искусны в Писании; но чего вам можно надеяться от состязаний? Все, что вы ни скажете, он упорно отвергнет, между тем, как станет утверждать то, что вы отвергнете. От подобного словопрения вы ничего иного не получите, кроме усталости и негодования. Статья V. О свидетельстве души (217) 223. Душе необходимо соединение с телом по смерти IV. Мы утверждаем, что ты, душа, должна пережить смертную свою оболочку, дабы выждать судного дня, – и тогда будешь наказана или награждена на веки за свои дела. Для наслаждения или страдания необходимо нужно будет тебе восприять свое тело, свои чувства, свою память. Нельзя тебе ни наслаждаться, ни страдать без чувствования, которое есть принадлежность твоей сущности, и ты не можешь быть судима без тела, бывшего и свидетелем, и соучастником твоих погрешностей. Таковое верование гораздо благороднее Пифагорова, ибо оно не превратит тебя в зверя; гораздо совершеннее Платонова, ибо возвратит тебе тело, и чрез то составит все твое целое; гораздо утешительнее Эпикурова, ибо оградит тебя от уничтожения. С. 197, 198 Творения ТЕРТУЛЛИАНА, христианского писателя конца II и начала III века. 211г. Перевод Карнеева Е. В. СПб., 1847. Ч. 1–2. Часть II. СПБ. – 1847г. Статья VI.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

151 Повесть временных лет. Ч. 1: Текст и перевод/Подг. текста Д. С. Лихачева, пер. Д. С. Лихачева и Б. А. Романова. М.; Л., 1950. С. 274. 152 Аверинцев С. К уяснению смысла надписи под конхой центральной апсиды Софии Киевской//Древнерусское искусство: Художественная культура домонгольской Руси. М., 1972. С. 25–49; ср. также: Белецкий А. А. Греческие надписи на мозаиках Софии Киевской//Лазарев В. Н. Мозаики Софии Киевской. М., 1960. С. 162–165. 153 Косьма – греческий поэт-песнописец VIII в., творения которого вошли в богослужебный обиход Византийской Церкви. 155 «Премудрость построила себе дом, истесала семь столбов его, заколола домашнее животное, растворила вино свое, приготовила свою трапезу, выслала своих служанок провозглашать на вершинах высот города...: Придите, вкусите от хлеба моего и испейте от вина моего растворенного» ( Притч. 9:1–5 ). 156 Все эти памятники приведены мною с соответствующей библиографией в статьях: L’iconographie de la SagesseDivine dans la tradition byzantine//Cah Arch. 1959. T. 10. P. 259–277 (перепеч. в кн.: Meyendorff J. Byzantine Hesyhasm: Historical, Theological and Social Problems. London: Variorum Reprints, 1974); Wisdom-Sophiä Contrasting Approachesto a Complex Theme//DOP. 1987. Vol. 41. P. 391–401. 157 См. великолепный пример в Третьяковской галерее: Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи. М., 1963. Ч. 2. С. 25. 356. Ил. 3–5; другие примеры см.: Прохоров Г. М. Послание Титу – иерарху Дионисия Ареопагита в славянском переводе и иконография «Премудрость созда себе дом»//ТОДРЛ. 1985. Т. 38. С. 9–13. 159 Об этом памятнике см. замечание А. Н. Грабара: Christian Iconography: A Study of Its Origins. Princeton, 1968. P. 117. Pl. 280. 160 Новое критическое издание текста Филофея – Β. Ζ. Ψευτογκ ( Θεσσαλον κη, 1981). См. также: Арсений (Иващенко), еп. Филофея, патриарха Константинопольского XIV века, три речи к епископу Игнатию с объяснением изречения Притчей Премудрость созда себе дом: Греческий текст и русский перевод. Новгород, 1898. Многие произведения Филофея имеются в древнерусских переводах (см.: Прохоров Г. М. К истории литургической поэзии: гимны и молитвы патриарха Филофея Коккина//ТОДРЛ. 1972. Т. 27. С. 120–149), но список этих переводов, составленный Прохоровым, не содержит сочинения о Премудрости.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

В.В. Бычков полагает, что «основной вклад Студита в теорию иконы, активно формировавшуюся в период VIII–IX вв.», заключается в догматическом аспекте его учения об образе, который, по его мнению, «базируется в первую очередь на идеях неоплатонической эстетики» 492 . Список литературы Творения прп. Феодора Студита Theodorus Studita. Opera Omnia//Migne J.-P. Patrologiæ græcæ. T. 99. Феодор Студит , прп. Первое опровержение иконоборцев//Его же. Творения: В 3 т. Т. 2: Нравственно-аскетические творения. Догматико-полемические творения. Слова. Литургико-канонические творения. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. – 864 с. – С. 247–262. Феодор Студит , прп. Второе опровержение иконоборцев//Его же. Творения: В 3 т. Т. 2. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. – 864 с. – С. 263–287. Феодор Студит , прп. Третье опровержение иконоборцев//Его же. Творения: В 3 т. Т. 2. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. – 864 с. – С. 288–323. Феодор Студит , прп. Против иконоборцев семь глав//Его же. Творения: В 3 т. Т. 2. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. – 864 с. – С. 358–366. Феодор Студит , прп. Опровержение и низложение нечестивых стихотворных произведений Иоанна, Игнатия, Сергия и Стефана, новых противников Христа…//Его же. Творения: В 3 т. Т. 2. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. – 864 с. – С. 324–351. ПИСЬМА Феодор Студит , прп. Творения: В 3 т. Т. 3: Письма. Творения гимнографические. Эпиграммы. Слова. – М.: Сибирская Благозвонница, 2012. – 761 с. К братству, находящемуся при духовном сыне Григории (II, 156). К игумену (II, 23). К Иоанну Грамматику (II, 194). К Михаилу и Феофилу, императорам (II, 199). К монаху Василию . К чаду Навкратию (II, 36). К Феофилу, [епископу] Ефесскому (II, 41). Письмо к спафарию Никите (II, 161). Послание к духовному сыну Севериану (II, 151). Письмо к своему отцу Платону о почитании священных икон. Письмо к Иоанну, епископу Сардийскому . Письмо к секретарю Диогену (II, 167) Творения святого отца нашего преподобного Феодора Студита : В 2 частях. Ч. 2. Письма к разным лицам. – СПб.: СПДА, 1867. – 614 с.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatoot...

140. проф. В Троицкий, ук. соч., с.361. 141. бл. Августин. Творения. Киев, 1906 г. Часть 3. О Граде Божием. Книги 12 и 13, сс. 277-336. 142. П.И. Верещацкий. Учение Блаженного Августина, Епископа Иппонского о Святой Троице. Казань. Типография Советских Рабоче-Солдатских и Крестьянских Депутатов. (Бывшая Центральная). 1918, сс.104-109. 143. Блаженный Августин говорит: " non audemus dicere unam essentiam, tres substantias; sed unam essentiam vel substantiam, tres autem personas " . De Trinitate Dei 1.V, cap.IX, n.10, Migne, t.42, col.918. De Trin. Dei. VIII, IV.9. Migne t.42, col.942. 144. Употребив в приложении к Лицам Св. Троицы термин " personae " , бл. Августин прибавляет: " Si ita (personae) dicende sunt " (Если их следует так называть - ред.). De Trin. VIII, VI,11. Migne, t.42, col.945. 145. Ср.: Проф. В.В. Болотов. Лекции по истории древней Церкви. (История Церкви в период вселенских соборов). Omд.III, с.38. 146. бл. Августин. О граде Божием. Кн.12, гл.27, с.286. 147. свт. Григорий Нисский. Творения. Москва, 1867, с.144. 148. Libellis Fidei S. I. С. Vide in App. p.2 p.2367: - А. Кремлевский. История Пелагианства и пелагианская доктрина. Императорский У-т, Казань, 1898 г. 149. Там же, сс.97-98. 150. Там же, с. 141. 151. прот. В. Зеньковский. Об участии Бога в жизни мира. Православная мысль, bыn.IV. Париж, 1948; см. также: Русское возрождение. Нью-Йорк - Москва - Париж, 1992-1993, В. Зеньковский - также автор Апологетики, изданной в Париже в 1957 г. и переизданной недавно в Латвии (Рига, 1992). 152. Здесь Зеньковский верен общему в то время у богословов забвению каппадокийцев и их космологии, как и учения о первородном устроении. 153. Там же, с.11. 154. Sum. Theol. Paris. 1926. I.Q.XLVI Art.2. 155. Sertillange. La philosophie de St. Thomas, V.I, pp.253,266. 156. Там же, с.12. 157. Здесь о. В. Зеньковский ссылается на свою работу " Проблема космоса в христианстве " . Сборник " Живое предание " (Православная Мысль 158. Это есть основная тональность в восприятии мира в Православии. Богословское раскрытие этой идеи связано с учением свт. Григория Паламы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/188/...

153 E. Bouvy, Etude sur les origines du rythme tonique dans l " hymnographie de l " Eglise grecque, Nimes 1886. K. Krumbacher, Geschichte d. Byzantinischen Litteratur, 1897, SS. 653 — 705. I. Вознесенский, о пении в православных церквах греческого Востока, ч. I, Кострома. 1896, стр. 57. 154 De vita contemplativa. — Opera Philonis, 1691, Francofurti, p. 901. 155 История II, 17 (р. п., 92). 156 Ему воспоем песнь новую, припевая ( προσυπακοοντες ): сотворшему чудеса велия единому, яко и т. д. — Там же, X, 4 (553). 157 Сириан «окружил церковь, поставив воинов одного близ другого, чтобы вышедшие из церкви не могли миновать их. А я, почитая неразумным оставить народ в таком смущении и не предварить их паче в опасности, сев на своем престоле, велел диакону произносить псалом, а народу подпевать: яко в веке милость Его» («Защитит, слово о бегстве». — Творения, русск. пер. II, 1852, стр. 67). 158 V, 19. 159 Творения, русск. пер., V, 1899, стр. 151. 160 Там же, 353. 161 Сократ, VI, 8; Созомен, VIII, 8. По сообщению последнего, еще раньше последователи Аполлинария употребляли за богослужением вместо узаконенных священных песней составленные им песнопения. Но, судя по их названиям у Созомена ( εμμετρα μελδρια , ειδλλια ), это были не припевы, а метрические стихотворения. — VI, 25. 162 PG, 88, col. 1820,1830. 163 Из слова «На Пасху и о своем замедлении»; у аввы выдержка сделана не точно: св. Григорий пишет: «принесем же дары Пострадавшему за нас». Творения в русск. пер., I, М. 1868, стр. 7. 164 Из слова «В похвалу свмч. Киприану», II, 249. 165 Histor., I, fragm. 19. 166 См., например, «Послание к Маркеллину об истолковании псалмов» св. Афанасия В., беседу на 41-й пс. Златоуста и т. п. 167 Η . В. Swete, The old Testament, II, Cambridge 1894, p. I. 168 PG 86,2, col. 1057; ср. Bouvy, цит. соч.,197. 169 Более древнее западное их название — prosae. В галликанской церкви они употреблялись уже в VI в. В житии св. Цезария арльского рассказывается, что он «adjecit atque compulit, ut laicorum popularitas psalmos et hymnos pararet, altaque et modulata voce instar clericorum alii graece alii latine prosas antiphonasque cantarent (M. Gerbert, De cantu et musica sacra, 1,1774, p. 340)». В виду этого не совсем верно мнение Л. Готье (Histoire de la poesie liturgique au moyene age. Les tropes. 1886), что западные prosae появились лишь в ΙΧ -м веке (р. 18).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3473...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010