Новое основание для учения о верховной власти ап. Петра, как главы Церкви, указывают учители римские в свящ. древности, которая будто бы приписывала ему сию власть. Св. отцы и писатели Церкви, говорят они, – а) высказывают, что Господь даровал Петру первенство потому, что оно необходимо было для устроения и сохранения в Церкви единства веры и общения 506 ; – б) утверждают, что Господь не первенство только предоставил ап. Петру, но и высшую власть над прочими апостолами, над всею след. Церковию 507 , и – в) усвояют ап. Петру названия (epitheta), приличные будто бы только главе Церкви, каковы: верховный 508 , первый или главный между апостолами, из апостолов, в апостольстве 509 , камень, основание Церкви, камень высокий, несокрушимый 510 , и том. под. 511 § 81. Опровержение их Пересматривая приводимые по сему дети нами места из творений древних, находим, что – I. Св. Отцы и писатели Церкви вовсе не учат о преимущественной власти ап. Петра пред прочими апостолами в тех случаях, когда высказывают, что Господь даровал ему первенство потому, что оно необходимо было для устроения и сохранения в Церкви единства веры и общения. Высказывая подобною мысль, они не то говорили, будто ап. Петру даровал Господь первенство с тем, чтобы подчинить ему всех апостолов, сосредоточить в его лице управление Церковию, но чтобы изобразить единство Церкви, представить это единство в образе, – в примере. Чтобы увериться в этом, остановим, для примера, внимание на приводимых латинами словах св. Киприана: «хотя всем апостолам усвояет Он (Господь) равную власть, и говорит: яко же посла мя Отец, и аз посылаю вы. Приимите Дух Свят. Имже отпустите грехи, от пустятся им: и имже держите, держатся ( Ин. 20:21–23 ): однако для показания единства, Он своею властью устроил так, чтобы сие единство начиналось от одного… В начале поставляется один, дабы и Церковь явилась единою» 512 . В этих словах ревностные защитники мнимых прав римской кафедры думают видеть подтверждение своей мысли о том, что «Петр для учреждения и сохранения в Церкви единства, не нарушая равенства апостольства между всеми апостолами, первенствовал над ними, как глава» 513 .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Человеческой воле, а потому и человеческому участию в деле усвоения спасения Христова св. Григорий придает большое значение. В уме и воле 509 он полагает образ Божий. В падении Адама он видит искажение этого образа, состоящее в уклонении ума от стремлений к высшему, к Богу. Падение прародителей имело огромные последствия. От Адама взошла в мир смерть 510 «неисходное тление смерти, иносказательно именуемое лабиринтом, в котором заключен жалкий род человеческий» 511 . Мы «наследники греха» 512 . В нас «зло по преемству распространялось, худое богатство порока, разделяясь каждому, каждым увеличивалось и таким образом плодородное зло перешло в непрерывно следующие поколения, разливаясь во множестве людей до бесконечности» 513 . При всем том, в падшем человеке не все доброе уничтожено. «С самою сущностью и природою человека соединено стремление к добру и совершенству и с самым его естеством сопряжена бесстрастная и блаженная любовь к тому умопостигаемому и блаженному Образу, которого человек есть подобие» 514 . Человеческое естество расслаблено грехом 515 . Человек, хотя и не теряет совершенно образа Божия, но, теряя чрез грех подобие, имеет искаженный образ; ум его не руководит всем естеством его, а руководится гнусностью вещества, и вместо того, чтобы отражать черты Божества, отражает в себе безобразие вещества 516 . Цель воссоздания таким образом – восстановление подобия Божия. Из вышеизложенного видно, что произволению человека падшего, при предваряющем действии на него благодати, есть возможность без насилия, добровольно откликнуться на божественный призыв и склониться под крепкую руку Божию. Когда это склонение совершится, происходит прощение грехов и возрождение в крещении 517 , при чем «молитва к Богу, призывание небесной благодати, вода, вера нужны к совершению таинства возрождения... Посему, говорят, молитва и призывание небесной силы, совершаемое над водою, делаются главною причиною жизни для посвящаемых» 518 . Тут действует благодать Духа Св., Сына и Отца. Духу Св. принадлежит «особая и преимущественная сила и энергия очищать от греха» 519 и животворить или возрождать, хотя не Он один участвует в том и другом. «Грехи оставляет Отец, вземлет же на себя грехи мира Сын и от греховной скверны очищает Дух Св., в ком Он пребывает» 520 , – такова формула относительно очищения от грехов. Относительно же действия Духа Св. св. Григорий замечает, что в словах молитвы Господней: «да приидет царствие Твое» мы просим о «содействии Духа Св. (τv το γ. Πνεματος συμμαχαν)», ибо «Дух Св. есть царствие», почему у ев. Луки вместо слова царствие поставлены слова Дух Св.: «да приидет Св. Дух твой на нас и очистит нас». Очищение, правда, приписывается и Сыну (Евр. 3), но это только показывает, что «одно дело у обоих: у Духа очищающего грех и у Христа соделавшегося очищением грехов» 521 , из чего св. Григорий, между прочим, заключает об единосущии Их.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Вопросы: 1. В чем состоит естественное основание чревоугодия и как оно искажается под действием греха? 2. В чем состоит естественное основание блуда и как оно искажается под действием греха? 3. Причины сребролюбия. Почему апостол Павел именует его « корнем всех зол »? 4. В чем состоит естественное основание гнева и как оно искажается под действием греха? 5. В чем состоит естественное основание печали и как оно искажается под действием греха? 6. В чем причины возникновения уныния? 7. В чем состоит естественное основание тщеславия и как оно искажается под действием греха? 8. В чем состоит естественное основание гордости и как оно искажается под действием греха? Задание: На основании святоотеческих аскетических творений найдите иные примеры систематизации греховных страстей. 3.3. Развитие страсти в личном плане Се, боле неправдою, зачат болезнь и роди беззаконие. Пс. 7:15 Всякий греховный поступок имеет внутреннюю личную причину, поэтому ещё в дохристианские времена различали два этапа его развития: внутреннее зарождение греха и его реальное совершение; соответственно и причиной греха считалась греховная мысль, возникшая в уме человека. Однако, в православной аскетической традиции имеется значительно более подробное описание развития греха в личностном аспекте (см. творения святых отцов: Ефрема Сирина , Иоанна Кассиана , Нила Синайского , Иоанна Лествичника 510 , Марка Подвижника , Филофея Синайского 511 , Исихия Иерусалимского , Григория Синаита и других). У разных отцов степень детализации различается, но в целом развитие греха описывается единообразно. Изложим это учение по возможности подробно. 1. Прилог (приражение) (προσβολ). «Прилог есть простое слово или образ какого-нибудь предмета, вновь являющийся уму и вносимый в сердце» 512 . Это первый этап зарождения греха – непроизвольное, безотчетное возникновение в сознании какого-либо образа, слова, представления о некотором греховном предмете или действии. Прилог есть некий мысленный объект, который стремится привлечь внимание человека, чтобы на последующих этапах побудить его к действию, поэтому правомерно говорить об энергийном воздействии прилога. В отличие от мысли, которая есть плод сознательной целенаправленной деятельности разума, прилог возникает бессознательно и безотчетно. Источники прилогов различны: чувства, память, воображение, воздействие падших духов, страстная человеческая природа. Их возникновению способствует праздность, блуждание мысли, мечтательность. Часто прилог связан с той или иной порочной наклонностью человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

«Каждодневное приятие пищи» даже нисколько не является ущербом «для совершенства поста 507 ». «Ибо, – говорит св. Отец, – если бы было так, то Господь не повелел бы нам каждодневно просить себе хлеба насущного; пророк Илия не был бы каждодневно питаем враном в пустыне; святой Павел Фивейский прежде Божественного Антония начавший жить в пустыне, не получал бы каждодневно хлеба свыше; и сам Антоний Великий не предпочел бы каждодневного вкушения пищи посту более одного дня или недельному 508 ». «И мне думается, – продолжает св. Отец, – что это вот по какой причине. Так как тело наше, трудясь в продолжение целого дня, утомляется и изнемогает, и требует отдыха и подкрепления; то Создатель так и устроил, чтобы оно подкрепляемо было каждодневным приятием пищи, и было опять способно к дальнейшему труду, – а не изможденно и расслаблено, как бывает у тех, кои по два, по три, и более дней не принимают пищи, – отчего они не поклонов класть бывают не в силах наряду с другими, ни петь громко, как следует, ни других исполнять дел послушания. Итак, каждодневное вкушение пищи не немощным только допускается, но дается и для совершенных, по преданному нам правилу отеческому 509 ». Что касается воздержания в питии, то преп. Феодор Студит так об этом виде воздержании говорит: «Не пейте вина, – предлагая, как добрый совет здоровым. Довольно с нас внутренних волн, довольно естественного огня, если же подлежит совне огня винного, то возжешь бедственный пожар: плоть не выдержит, воскипит и потребует своего 510 ». «Воздерживающийся от него, – продолжает говорить св. Отец, – увидит себя не носимым помыслом, не возгораемым душевно, но всегда трезвенствующим в любви к Богу и ревностным ко всему лучшему и содействующему спасению. Воздерживающийся от вина, Духа Святого носит в себе. Пьющий воду, облекается в одежду умиления 511 ». Помимо воздержания в пище и питии, преп. Феодор Студит заповедует каждому христианину соблюдать умеренность во сне. «Сон, – говорит св. Отец, – надо принимать его сколько полезно 512 ». Излишний сон вреден потому, что «многоспание утучняет плоть, а вместе с уточнение плоти питаются и страсти 513 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

507 Там же. 508 Свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. I. С. 393. 509 Преп. Нил Синайский. Творения. М., 1859. Ч. 3, кн. 2. Письмо 226. С. 130. 510 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. I. С. 987—988. 511 Ср.: Преп. Феодор Студит. Огласительные поучения. Калуга, 1896. Поучение 86. С. 302—303. 512 Свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. I. С. 575—576. 513 Свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. I. Поучение в Нед. 14-ю по Пятидесятнице и на Усекновение честной главы Иоанна Предтечи. С. 451—542. 514 Свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. I. С. 575. 515 Свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. I. Поучение в 1-ю Нед. Вел. поста. С. 204; см. также: С. 780—781. 516 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 44. См. также: Преп. Ефрем Сирин//Добротолюбие. T. II, §§ 64—65. С. 384. 517 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 35. 518 Св. Афанасий Александрийский. В послании к Антонию Великому, вопр. 83. 519 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 36. 520 Преп. Ефрем Сирин. О борьбе с блудной страстью//Добротолюбие. Т. II, § 64. С. 384. 521 Добротолюбие. Т. II, § 65. С. 384. 522 Что в переводе значит: погрузился я в беспредельные глубины нечистоты. 523 Свт. Димитрий Ростовский. Поучение 2-е в Нед. пятую по Святом Духе. 524 См.: Русский инок. 1914, 2. С. 82—83. 525 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 15-я на Послан. к Ефес. (4, 35). 526 Цветник духовный. Изд. 2-е. М., 1882. Ч. 2. § 29. Блуд и целомудрие. С. 123. 527 Преп. Исидор Пелусиот. Творения. М., 1860. Ч. 2. Письмо 342. С. 279. 528 Преп. Нил Синайский. Творения. М., 1859. Ч. III, кн. 2. Письмо 176. С. 102. 529 Свт. Димитрий Ростовский. Творения. Т. I. Алфавит духовный. Гл. 12, § 9. 530 Там же. Гл. 6, § 3. 531 Свт. Климент Александрийский. Строматы. Ярославль, 1892. Кн. VII, гл. 7. 532 Преп. авва Дорофей. Поучение 11; преп. Исаак Сирин. Творения. Изд. 3-е. Слово 85. С. 411. 533 Авва Матой//Древний Патерик. Гл. 5, § 6. С. 70. 534 Л. Соколов. Психология греха и добродетели. С. 20. 535 Свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. I. С. 588. 536 Он же. Творения. T. I. Алфавит духовный. Гл. 7, § 1.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на Посл. к Евр. 17, 2.//ПСТ. Т. 12. Кн. 1. С. 150–151. 498 Свт. Афанасий Великий. Слово о воплощении Бога Слова… Ст. 21//Творения: В 4–х т. Ч. 1. С. 217. 499 Г. Φλωροφσκυ. Θματα " Ορθοδξου θεολογας Αθναι, 1973 Σ. 77–78. 500 Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на псалмы. На псалом 44. Ст. 7//ПСТ. Т. 5. Кн. 1. СПб., 1899. С. 196. 501 Триодь Цветная. Четверток Вознесения. На великой вечерни, на литии, самогласен 5. 502 Свт. Василий Великий. Правила, пространно изложенные…//Творения. Ч. 5. Вопр. — отв. 2. С. 87. 503 Свт. Григорий Богослов. Слово 18, 42: Смерть «страшна только именем, а не самым делом»//Творения. T. 1. С. 288. 504 Свт. Василий Великий. О том, что Бог не виновник зла//Творения, Ч. 4. M., 1993. С. 162. 505 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на Посл. к Рим. 10, 2//ПСТ. Т. 9. кн. 2. С. 595. 506 Триодь Цветная. Пяток 6 седмицы, стихиры на стиховне. 507 «Взятся превыше ангел естество наше, древле отпадшее и на престоле посаждено бысть божественне, паче смысла; приидите торжествуим…»//Там же. Четверток Вознесения, на утрени, Канон, песнь 8. тропарь 7. 508 Свт. Иоанн Златоуст. На Посл. к Ефес. беседа 3, 2. С. 25–26. Беседа на Вознесение. 2–4//ПСТ. Т. 2. Кн. 1. С. 494–498. На Посл. к Колос. беседа 5, 1//Там же. Т. 11. Кн. 1. С. 397. 509 Преп. Симеон Новый Богослов. Слово 66–е//Творения. Т. 2. Репринт. ТСЛ, 1993. С. 149–150. 510 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на Еванг. от Иоанна 25, 2//Т. 8. Кн. 1. С. 164. Беседа на Вознесение 2. С. 495. Беседы о диаволе 1, 2. Кн. 1 С. 273 [и след.] 511 Он же. Беседа на Вознесение 16//Т. 3. Кн. 2. С. 844. См. также Беседу на псалом 8, 1//Т. 5. Кн. 1. С. 92. 512 Свт. Григорий Богослов. Слово 1 на Святую Пасху. Гл. 4//Творения. T. 1. Репринт. ТСЛ, 1994. С. 18. См. и Канон Пасхи, песнь 3. 513 Он же. Слово 4, на царя Юлиана//Творения. Т. 2. Репринт. ТСЛ, 1994. С. 106. 514 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на святую Пятидесятницу 2, 1//ПСТ. Т. 2. Кн. 1. С. 515. 515 Там же. Кн. 1. Ст. 2. С. 506. 516 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на святую Пятидесятницу 2, 1//ПСТ. Т. 2. Кн. 1. Ст. 5. С. 511. 517

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

18 Максим Исповедник. Диалог с Пирром. PG 91, 341А (р. п.: Диспут с Пирром: прп. Максим Исповедник и христологические споры VII столетия Отв. ред. 4– А. Поспелов. М.: Храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках, 2004. С. 219). 19 Дионисий Ареопагит. О божественных именах, 2, 5. С. 258 (р. п.: С. 259). 20 Там же. 21 Можно также перевести « παραδειγματα » как «образцы» или «модели»; т. е., речь здесь идет о божественном замысле о твари. 22 Дионисий Ареопагит. О божественных именах, 5, 8. С. 430—432 (р. п.: С. 431– 433). 23 Максим Исповедник. Схолия к «О божественных именах», 2,5. Там же. С. 258 (р. п.: С. 259). 24 Дионисий Ареопагит. О божественных именах, 9, 9. С. 510—512 (р. п.: С. 511–513). 25 Максим Исповедник. Схолия к «О божественных именах», 9,9. Там же. С. 510 (р. п.: С. 511). 26 Дионисий Ареопагит. Послание 9, 3. С. 846 (р. п.: С. 847). 27 Максим Исповедник. Схолия к Посланию 9,3. Там же. 28 Дионисий Ареопагит. О божественных именах, 5, 6. С. 416 (р. п.: С. 417). 29 Максим Исповедник. Схолия к «О божественных именах», 5, 6. Там же. С. 418 (р. п.: С. 419). 30 Дионисий Ареопагит. О божественных именах, 2, 4. С. 250 (р. п.: С. 251). 31 Там же. С. 250—252 (р. п.: С. 251—253). 32 Там же. 33 Там же. 34 « αφαιρεσεις » – «отьятия», «лишения», «отвлечения», т.е., те свойства Бога, которые описываются через отсутствие у Него присущих твари страстности, начала, конца и т.п. 35 Дионисий Ареопагит. О божественных именах, 2, 3. С. 250 (р. п.: С. 251). 36 Ср. у Григория Нисского: «Всякая энергия, простирающаяся от Бога к твари и именуемая согласно многообразным смыслам, направляется от Отца и через Сына проходит и во Святом Духе совершается» (К Авлавию, PG 45, 125С; р. п.: Свт. Григорий Нисский. Догматические сочинения: в 2-х т. Красдар: Текст, 2006. Т. 1. С. 62). 37 «… τα της ουαιωδους ενωσεως και της υποστατικης διακρισεως και τα της αμιγυς πανταπασι και αφυρτου συμφυιας ». 38 Григорий Богослов. Слово 31, 32, pg 36, 169b (р. п.: Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский. Собрание творений в 2-х томах. Репринтное издание: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Т. 1. С. 461—462).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3133...

Творения Т. X. С. 510, 511, 512 1114. Похвала и хула, очи людей и Бога Беседа V . Если и похвалит дела твои человек, для тебя нет в том никакой пользы, как скоро не примет их Бог; равным образом, если и похулит их человек, нет в том для тебя никакого вреда, как скоро не похулит Бог. Высоко ценя мнение подобных тебе рабов, а не страшась и не трепеща негодования Судии, смотри, не прогневай Судию. Минь. Т. X. С. 432 Творения Т. X. С. 519 1115. Враг у нас один – диавол, а люди все братья наши Избави нас от лукаваго. Подлинно, один только диавол есть наш враг, а человек, что бы он ни делал, всегда друг и брат наш. Итак, на диавола все мы должны обращать гнев свой, о его погибели должны молить Бога и говорить: сокруши сатану под ноги наши, потому что он же и людей делает врагами нам. – Подлинно, нет ничего презреннее души, которая в молитве проклинает других и просит Бога о наказании врагов своих. Ты – человек, не изливай же из уст твоих яда аспидов. Человек ты, – не будь же зверем. Уста даны тебе не для того, чтобы уязвлять, но чтобы исцелять язвы других. Вспомни, говорит Бог, что Я внушал тебе оставлять и прощать согрешения. А ты умоляешь Меня, чтобы и Я был тебе сообщником в нарушении Моих же повелений, и снедаешь брата, обагряешь кровию язык свой, подобно бешеным, которые своими зубами терзают свои же члены… Что может быть преступнее того, что ты делаешь? Минь. Т. X. С. 434, 435 Творения Т. X. С. 521, 522, 523 1116. Грех срамословия его тяжесть Беседа VI . Что может быть хуже человека, бесстыдно срамословящего?... Лучше извергать гнилость изо рта, нежели сквернословие. Если у тебя дурно пахнет изо рта, ты не прикасаешься к общей трапезе; но когда в душе твоей такой смрад, скажи мне, как ты дерзаешь приступать к Тайнам Господним?... Ничто так не прогневляет Его, Святейшего и Чистейшего, как такие слова; ничто не делает людей столь наглыми и бесстыдными, как когда они говорят и слушают подобные слова; ничто так легко не расстраивает нервы целомудрия, как возгорающийся от таких слов пламень. Бог вложил в уста твои благовоние, а ты влагаешь в них слова, зловоннее всякого трупа, убиваешь самую душу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

501 . O том, что не должно обольщаться эллинскими мнениями. C. 328–331. [T. III. C. 40–43.] TLG 4138/128. Ne decipiamur gentilium erroribus. CPG 3996. 502 . O том, что христиане не должны предаваться забавам. С. 332–339. [Т. III. С. 43–49.] TLG 4138/95. Quod ludicris rebus abstindendum est christianis; et de amore pauperum. CPG 3997. 1850 Творения св. Ефрема Сирина. Часть 4 TCO 15. Кн. 1. 503 . Поучение падшему брату. C. 5–9. [T. III. C. 49–52.] TLG 4138/93. De abstinendo a cupiditatibus carnalibus, et de certamine ac de multa securitate, ad fratrem qui excidit. CPG 3999. 504 . О том, что должно избегать всяких вредных свиданий, и о воздержании. С. 9–14. [Т. III. С. 52–56.] TLG 4138/94. De abstinendo ав omni consuetudine perniciosa, et de continentia. CPG 4000. 505 . Ha лукавых жен. C. 14–19. [T. III. C. 56–60.] TLG 4138/91. Aduersus improbas mulieres. CPG 4001. 506 . O тех, которые уловляют души в непотребство. С. 19–30. [Т. III. С. 60–68.] TLG 4138/92. De his, qui animas ad impudicitiam pelliciunt, cum dicant nihil mali esse. CPG 3998. 507 . O девстве. C. 30–38. [T. III. C. 68–74.] TLG 4138/90. Sermo de virginitate. CPG 4002. 508 . O покаянии. C. 38–41. [T. III. C. 74–77.] TLG 4138/10. De paenitentia. CPG 4003. 509 . O покаянии. C. 42–44. [T. III. C. 77–78.] TLG 4138/70. Sermo de paenitentia. CPG 4004. 510 . O покаянии и терпении. C. 44–49. [T. III. C. 78–92.] TLG 4138/71. De paenitentia et patientia. CPG 4005. 511 . O терпении и сокрушении. C. 49–57. [T. III. C. 82–89.] TLG 4138/72. De patientia et compunctione. Sermo adhortatorius. CPG 4006. 511A. O терпении, o кончине века и втором пришествии, о прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия. С. 58–74. [Т. III. С. 89–102.] TLG 4138/54. De patientia et consummatione huius saeculi, ac de secundo adventu; necnon de meditatione Divinarum Scripturarum. CPG 4007. 512 . Вопросы и ответы. C. 75–87. [T. III. C. 102–112.] TLG 4138/51. Interrogationes et responsiones. CPG 4008. 513 . O памятовании смерти. C. 87–95. [T. III. C. 112–118.] TLG 4138/62. De recordatione mortis et de uirtute ac de duitiis. CPG 4009.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

510 Op. t. II, col. 133 ВС; το μεν γρ προσεχς εκ τον πρτον, τ δε δι Τον προσεχς εκ του πρτου, στε κα το Μονογενς αναμφβολον επ του Γιο μνειν, κα τ εκ του Πατρς εναι τ Πνεμα μη μφιβαλλεν, της του Γιου μεσιτεας κα ατω το Μονογενς φιλαττοσης και τ Πνεμα τς φυσικς προς τον Πατρα σχσεως μ πειργοσης. 511 Contra Eunom. lib. I, col. 336 CD: τω γρ Πατρι κατ το ακτιστον αυναπτμενον, πλιν π αυτο τω μ Πατρ εναι, καθπερ ουτς εστι, διαχωρξεται τη προς τον Γν κατ τ ακτιστν συναφεα και εν τω την αιταν της υπρξεως εκ του Θευ των ολον εχειν ενου μενον, φσταται πλιν εν τω ιδιξοντι εν τω μτε μονо γενως εκ του Πατρς ποστηναι, κα εν τω δι αυτο του Γου πφηνεναι. 512 Ibid. col. 369 А: λλ εκ μεν το Θευ των λων κα αυτο ( Πνεμα) την αιτιαν εχον του εναι, οθεν κα το μονογενς εστι φως, δι δε του ληθινου φωτς εχλμφαν ουδιαστματι, ουτε φυσεως ετερτητι το Πατρς η το Μονογενος ποτμνεται. И латинский, и рус­ский переводчики этого текста (латинский перевод параллельно под­линному греческому тексту у Миня , русский – по изданию творений св. Григория, том V, Москва 1863 г., стр. 148) одинаково относят слова: δι δε του ληθινου φωτς εχλμφαν к словам: μονογενς φως, τ. е. к единородному Сыну Божию. Мы отступили от обоих переводов – как на основании конструкции текста ( εκ μεν, δι δε), так и по требованию его ясного смысла. Св. Григорий выра­жает здесь ту мысль, что Дух Св. имеет причину Своего бытия в Боге всяческих, из Которого произошел и едино­родный свет, а сияет через истинный свет, т. е. Сына Божия. 514 Ibidem C: τριτον μεν ( Πve υμa) t η κολονθα φαμεν μετ Πατερα και ϒ ον ρθμεσθαι, τρτον δε κα τη τξει της παραδοσεως. Очевидно, τη νιολουθα отличается от τη τξει τς παραδσεως, как объективно существующий закон божественной жизни. 525 De orarione domin., orat. III, op. t. 1, col. 1157 D-1160 AB: της δε τον ϒ ο φυσεως δια των ενεργιων ταυτοτητος αλλτριον πεδεχθη το Πνεμα το γιον. 527 Contra Eunom, lib. II, col. 564 ВС: ουκουν το μη ποξενωσθαι πντως τς τε του Πατρς κα τς το ϒ ιου φυσεως to Πνεμα δι τς ταυττητος των ενεργημτων παρσταται.

http://azbyka.ru/otechnik/Nesmelov_Vikto...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010