Творения, 91, 224C. 504 Там же, 212CD. 505 Там же, 193А. 506 Там же, 192ВС. 507 Диспут, 91, 297D. 508 Творения, 91, 117А. 509 Там же, 220В. 510 Творения, 91, 237В. 511 Там же, А. 512 Диспут, 91, 305С. 513 Творения, 91, 237В. 514 Там же, 84ВС; 196D. 515 Там же, 29С. 516 Там же, 81В. 517 Religionsphilosophie (2 Aufl 1840) I, 64 (Glöckner XV, 80). 518 Амбигва, 91, 1048C. 519 Творения, 91, 56В; Диспут; 308D–309A. 520 Творения, 91, 192ВС. 521 Там же, 21D; Диспут, 91, 308С. 522 Диспут, 91, 309А (я читаю: τ θεικς ποστναι «существовать божественным образом»). 523 Толкование на молитву Господню, 90, 880А. Амбигва, 91, 1044А. 524 Τ… φσει λογικν και φσει ατεξοσιον «разумное по природе и свободное по природе»: Диспут, 91, 304В — D. 525 Там же, 301С. 526 Там же, 317С. 527 Там же, 243. 528 PG 40, 1240А и выше. 529 Диспут, 91, 309В–312А. 530 Там же, 324D–325A. 531 Для русскоязычного читателя слово регресс скорее связано с деградацией, что объясняется тем, что слово прогресс «по привычке» воспринимается как обладающее положительным значением. Здесь, однако, «возвращение вспять» мыслится именно как восхождение, что и объясняется автором здесь же. — Ред. 532 PG 14, 536CD (Комментарии на Иоанна, 19, 1). 533 Амбигва, 91, 1356. 534 Вопросоответы 60; 90, 621АВ. Ср. русск. пер. всего фрагмента: Сидоров А. Преподобный Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос LX//Альфа и Омега. 2000. (23). С. 42–44. 535 Точное изложение православной веры, 3, 12; 4, 4; PG 94, 1228–9; 1108. 536 3десь Вагеманн (Realencyclopädie für protest. Theol. XX 1 , 129–144 или IX 2 , 430–443) справедливо возразил Штраубингеру (Die Christologie des heiliges Maximus Confessors. 1906, 126, 130). Только если не принимать во внимание собственный характер преподобного Максима как богослова и мистика, можно рассматривать его философскую антропологию в качестве центра его мировоззрения. В такой перспективе, не дающей, однако, объективного образа, человек вводится в средоточие мироздания на место Христа, в то время как Спаситель низводится до средства, обслуживающего спасение. 537

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=829...

Ч.1. М., 1992, л.31). 504 Св. Григорий Нисский. Большое огласительное слово, 35//Творения. ч. 4. М., 1862, сс. 92. 505 Свт. Григорий Великий Двоеслов. Беседа 22,7//Избранные творения. М., 1999, С. 196. 506 “Евхаристия есть плоть Спасителя нашего, которая пострадала за наши грехи, но которую Отец воскресил” (св. Игнатий Богоносец. Смирн. 7). Значит, евхаристия – причастие не просто плоти Христа, но причастие воскресшей Плоти, причастие тому телу, что уже преодолело смерть. 507 Свт. Григорий Великий Двоеслов. Беседа 26,1//Избранные творения. М., 1999, С. 232. 508 св. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна. Кн. 11, гл.11.//Творения. ч. 15. Сергиев Посад, 1912, сс. 105-106. 509 См. об этом в главе «Зачем ходить в храм, если Бог у меня в душе?» 510 Это слово свт. Василия Великого сохранено Григорием Богословом (св.Григорий Богослов. Слово 43.//Творения т.1., СПб., б.г. с.633). 511 А. де Сент-Экзюпери. Цитадель//Согласие. 1993, с. 119. 512 Баптистское вероисповедание 1689 года: 32 статьи христианской веры и практики. Лондон, Б.г. С. 64-65. 513 Лютер М. К советникам всех городов земли немецкой. О том, что им надлежит учреждать и поддерживать христианские школы.//Лютер М. Время молчания прошло. Избранные произведения 1520-1526 гг. Харьков, 1992, с.С. 165. 514 Пояснение этого см. в главе «Почему вне Церкви нет спасения?» из моей книги «Если Бог есть любовь» (2-е изд., испр. и доп. М.: Благовест, 1998). 515 Лютер М. К советникам всех городов земли немецкой. О том, что им надлежит учреждать и поддерживать христианские школы//Лютер М. Время молчания прошло: Избранные произведения, 1520-1526 гг. Харьков, 1992. С. 160. 516 Джатака 96. О чаше, полной масла//Будда. Истории о перерождениях. М., 1991, с. 64. 517 свт. Феофан Затворник. Что такое духовная жизнь и как на неё настроиться. – М., 1914. с.121. 518 “Когда вещь долго лежит под лучами солнца, она сильно нагревается: так будет и с вами. Держа себя под лучами памяти Божьей и под чувствами в отношении к Нему, вы будете все более и более нагреваться неземною теплотою, а потом и совсем станете горячая, и не горячая только, но и горящая» (свт.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

504 см. Лебедев А. П. Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском мире при Константине Великом . Спб., 1904, сс. 226–233 505 см. Письма Елены Рерих 1932–1955. с. 257. 506 Ориген. Письмо Григорию Чудотворцу//Творения св. Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского. Пг., 1916, сс. 53–55. 507 Благодарственная речь Оригену//Творения св. Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского. Пг., 1916, с. 46. 508 Письма Елены Рерих 1929–1938. Т. 1, с. 396. 509 Соловьев В. С. Ориген.//Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 2. – М., 1995, с. 252. 510 Свящ. Григорий Малеванский. Догматическая система Оригена//Труды Киевской Духовной Академии. 1870, январь, с. 87 и 121. 511 Свящ. Н. Петров . Сочинение Оригена «О началах». Историко-критический очерк//Ориген. О началах. Рига, 1936, С. 10. 512 Свящ. Григорий Малеванский. Догматическая система Оригена//Труды Киевской Духовной Академии. 1870, январь, с.123. 513 Danielou J. Origene. Paris, 1948, p. 29. 514 Ломанов А. Раннехристианская проповедь в Китае//Китайский благовестник. Журнал Православной Церкви в Китае. М., 1999, 1. Сс. 33–34. 515 Там же, с. 32. 516 Там же, с. 36. 517 Danielou J. Origene. Paris, 1948, p. 85. 518 архиеп. Филарет (Гумилевский). Историческое учение об Отцах Церкви. т.1, М., 1996, с. 201. 519 Dorival G. Origene at-il enseigne la transmigration des ames dans les corps d’animaux? (A propos de De Princ. 1,8,4). Origeniana Secunda. 2 Colloque international des etudes originiennes. Bari, 20–23.09.1977. — Bari, 1980, pp. 11–32. Цит. по: Coman I. G. Patrologie. vol. 2. Bucuresti, 1985, p. 351. 520 Свящ. Григорий Малеванский. Догматическая система Оригена//Труды Киевской Духовной Академии. 1870, январь, с. 97. 521 Гарнак А. История догматов//Общая история европейской культуры. Т.6. Раннее христианство. Отдел 2. Спб., б.г. с. 363. 522 Блаватская Е. П. Разоблаченная Изида. Т. 1. М., 1993, с. 86. 523 Письма Елены Рерих 1929–1938. Т. 1, с. 277. 524 Письма Елены Рерих 1929–1938. Т. 1, с. 279. 525 Письма Елены Рерих 1929–1938. Т. 1, с. 280.

http://azbyka.ru/rannee-xristianstvo-i-p...

Однако, не одними «отрицательными» чертами характеризуется та слава, в состояние которой, после земного уничижения, надлежало вступить Христу, согласно пророческих откровений 500 . К отрицательным чертам должны быть присоединены положительные. Теперь не по богосыновнему лишь отношению к миру 501 , но и по человечески-прославленному состоянию обладает полнотою власти «на небе и на земле» 502 . «Седя одесную Бога», т. е. приобщившись человечеством в наивысшей, до nec plus ultra, степени божественной силы в соответствующей внутреннему обожению форме славы, Он осуществляет свое главенство над миром 503 , в котором Он оплототворился и над церковью, как Своим «богочеловеческим телом 504 . Так, Он содействует апостолам в их евангельской проповеди 505 , облекая их «силою свыше» 506 , совершая «знамения» 507 , подобных Савлу гонителей превращая в последователей; повелевает всеми тварными небесными силами 508 , «обладает живыми и мертвыми» 509 , преодолевает всех врагов 510 включительно до смерти 511 , «первенствует» надо всем 512 , имеет ключи ада 513 и рая 514 , имеет придти во славе и судить мир и пр. и пр. и пр. Словом, если Сын Божий «уничижил» Себя в акте воплощения до человекоподобия и смирил до смерти на кресте, то актом Воскресения человечество во Христе «прославлено» до богоподобия, до преклонения перед Иисусом, как Господом, всего небеснаго, земного и преисподняго мира, возвышено до той славы, какую Он имел от вечности в лоне Отца 515 как объект и субъект любви Божией без жертвы – по природе. «Творение», говорим мы уже не в первый раз, есть откровение силы Божией, содержанием, которой служит любовь, результатом действия – благо, формой – бесконечность, – в абсолютном ничтожестве. Как таковое, оно связано с жертвой, «отречением» от самодовольства внутри – божественной жизни, от солипсизма абсолютного бытия или покоя уединения, «ограничением» свободы или связанностью законами. В частности, творение мира «духовного» есть дарование ничтожеству разума, самоопределения, счастья; бого- и взаимообщения вместе с бытием вообще на основе божественной жертвы – возможности отрицания, зла и страдания.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Tube...

«Говорят, как слышал я, – пишет преп. Никита Стифат , – будто невозможно навыкнуть добродетели без ухода вдаль и убежания в пустыню, и удивлялся, как вздумалось им неопределимое определить местом. Ибо если навык в добродетели есть восстановление сил души в первородное благородство и сочетание воедино главнейших добродетелей для свойственного ей по естеству действования, а это не совне привходит в нас, как нечто вводное, а прирождено нам от самого сотворения, и чрез это мы входим в Царство Небесное, которое внутри нас есть, по слову Господа, – то пустынь излишня, когда мы и без нее входим в Царствие, чрез покаяние и всякое хранение заповедей, что возможно на всяком месте владычества Божия, как поет божественный Давид: «благослови, души моя, Господа, на всяком месте владычества Его» ( Пс. 102, 22 ); (Добротолюбие, т. 5, Первая сотница, параграф 72. с. 109). Поэтому, замечает Архиепископ, возможно быть монахом и в миру, по слову того же преп. Никиты Стифата : «Быть монахом не то есть, чтоб быть вне людей и мира, но то, чтоб, отрекшись от себя, быть вне пожеланий плоти и уйти в пустыню страстей (то есть в бесстрастие)»... (Добротолюбие, т. 5, Первая сотница, параграф 76. с. 111). (5/2, 1–5). Конечно, многие, желающие спасаться, уходят в монастырь. Но ученые иноки имеют послушание от высшей церковной власти спасаться в миру. И не только церковная власть так установила, но и старцы благословляют этот путь. Помню по себе, как я стремился по окончании курса в Академии уйти в монастырь. Но все великие преподобные старцы, у которых я был (Алексий, Варнава и Исидор), в то время не благословляли меня это сделать. Они сказали, что нет на это воли Божией, а в свое время я в монастыре буду, если пожелаю... « О борьбе против страстей и помыслов «Жизнь наша, – пишет Владыка Архиепископ Феофан, – есть непрестанная брань духовная. И поэтому надо удивляться не тому, когда эта брань есть, а скорее тому, когда ее нет. Но чтобы быть победителем в этой брани, нужно правильно вести ее. А чтобы правильно вести ее, должно поучаться в писаниях Святых Отцев. Но самое чтение Св. Отцев должно быть правильным, а не беспорядочным. «Старайтесь, скажу вам словами Преосвященного Игнатия Брянчанинова , читать книги Святых Отцев, соответствующие вашему образу жизни, чтоб можно было прилагать их к самому делу... » (Творения, т. 4, сс. 511–512).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Этот внутренний трагизм, эта неожиданная развязка – мотив, чисто классический и был, между прочим, причиною того, что сюжет этот воспроизводим был особенно часто. Христиане из язычников, воспитанные под влиянием художественных произведений, могли видеть в этом сюжете замену великих творений классического искусства, и даже с избытком, потому что внутреннее содержание его безмерно превышало содержание лучших религиозно-художественных произведений, вроде группы Необидов, которых боги губят для удовлетворения своей мести, или группы Лаокоона, который погибает у жертвенника, на котором он хотел принести жертву, с двумя сыновьями. Но художественный интерес был не единственным и даже не главным побуждением к частому воспроизведению этого сюжета на памятниках. Для древних христиан важнее был внутренний религиозный смысл события, в котором совмещались два элемента, составлявшие внутреннюю историю всего домостроительства человеческого спасения – это вера Авраама в обетование Божие и прообразовательное отношение личности и жертвы Исаака ко Христу, обетованному Искупителю. На веру Авраама указывал уже ап. Павел в послании к Евреям ( Евр.11:17–19 ). Ириней говорит: в Аврааме прообразована вера наша, поскольку патриарх нашей веры и пророк был 510 . Исаак вообще признавался прообразом Иисуса Христа, а овен, запутавшийся рогами в кусте, был образом Господа, увенчанного тернием 511 , или, по Августину, Распятого Спасителя 512 . Самое жертвоприношение представляет фреска со свода погребальной пещеры, которая у Ажинкура помещена между самыми древними памятниками. По своей простоте и несложности она вполне гармонирует с остатками античной стенописи. На жертвеннике самой примитивной формы – вроде камня или древесного пня – горит огонь. Авраам, в виде юноши, стоит, положив правую руку на голову сына. Последний, движимый предчувствием или инстинктивным страхом, ухватился руками за его одежду. десницы Божией не видно 516 . Другая фреска из цеметерия свв. Марцеллина и Петра представляет событие с большей подробностью и драматичностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

Для сколь многих они послужат поводом к падению, для равночинных и высших, для мирян, клириков и монахов? Но это старая рана, внутреннее зло Иосиф... он вождь этой старой кустодии. Что же на это? Будем ли мы слабыми?.. Нет... Как прежде укрепляемые Богом, так и теперь мы одни будем бороться. С нами Бог и все святые, с нами Восток и Запад; не велика часть, отторгшая себя от повсеместной Церкви, и притом по страху ради временных благ» 511 . Призыв к твёрдому стоянии в вере, к исповедничеству был вполне благовременный. «Старая кустодия» быстро увеличивала свои ряды, привлекая к себе всех оппортунистов, соблазняя даже и некоторых студитов 512 . Препод. Феодор в своих письмах горько жалуется на это печальное явление. «Священники совершают беззакония, – пишет он в лавру св. Саввы, – и монахи, отрёкшись от монашества, устремляются против носящих одно с ними звание, ученики против игуменов, получая председательство в награду за отступничество; и кто больше неистовствует против Христа, тот удостаивается больших почестей» 513 . В письме к Евфимию Сардийскому также читаем: «священные алтари разрушены, святые храмы, по удалении из них честных икон, лишены своего украшения; почти всякий склоняется на колена, вручая подписку нечестивым; немногие противостоят, да и те искушаются бедствиями, как огнём. Из епископов погибли Смирнский и Херсонесский, из игуменов – Хризопольский, обители св. Дия, τς Χρας и почти все городские. По милости Божией твёрдо стоят Вифинские» 514 . Об этом говорится и в письме к некоему клирику Константинопольскому Григорию: «Ты один составляешь божественную жертву из клира столицы. Где священство? Где низший чин? О, гибель. Все служат времени, все привязаны к земному, все порабощены плоти, все боязливы» 515 . А своего двоюродного брата консула Сергия он спрашивает, «осталось ли семя православия в Византии, или все уклонишися, вкупе неключими быша» 516 . Особенно много огорчений доставил Феодору Студиту некто Леонтий, получивший от императора в управление монастыри студийский и саккудионский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

507 См.: 81A; Saint Gregory Palamas. The One Hundred and Fifty Chapters. P. 106. 23 (текст), 50 (обоснование взаимовлияния), 282 (индекс). 509 Это имя крайне редко встречается в проповеди. Обычное именование – «умный и началозлобный змий» (76С; ср.: 545А [ ρχκακος φις] и др. места). 511 Это подчеркивается с первых же строк филофеевского «Похвального слова иже во Святых Отцу нашему Григорию Паламе , архиепископу Фессалоникийскому...» (см.: 551В – 553А). Проводя сравнение св. Григория с риторами и мудрецами, св. Филофей заключает: «...лишь его слово достигало цели ( κατ σκοπν βεβλκει)» (Ibid. 553A). 512 Sinkewicz R. E. Christian Theology and the Renewal... P. 336; Idem. The Early Chapters of the «Capita 150»//Saint Gregory Palamas. The One Hundred and Fifty Chapters. P. 5. 516 Эти слова представляют собой едва ли не аллюзию на учение Григория Нисского о непрестанном восхождении души к Богу. Ср.: «Ибо кто не знает оных восхождений, какими восходил Моисей, ...никогда не останавливавшийся в возрастании в большее?» (Цит. по: Св. Григорий Нисский . Изъяснение Песни Песней Соломона//Творения. М., 1862. Ч. 3 (репр.: М., 1999). Беседа 12. С. 359–360). 519 Ср. перевод Синкевича (Ibid. P. 105): «...and with animals and plants according to their species...». 520 О платоновских истоках понятия см. также: Sinkewicz R. E. Note 37//Saint Gregory Palamas. The One Hundred and Fifty Chapters. P. 105. 522 Последнее придаточное цели переведено вслед за Синкевичем (Ibid.). О цилиндрической форме Земли сообщают Василий Великий и Евсевий; традиция же восходит к Анаксимандру. См.: Sinkewicz R. E. Note 38//Ibid. Вместе с тем, как отмечает Н. В. Мотрошилова, говоря об истоках ионийской натурфилософии, «...предположение о том, что Земля и другие планеты имеют форму цилиндра, этого весьма популярного у античных мыслителей геометрического тела, – одно из самых распространенных в философии того периода» (Мотрошилова Н. В. Пред-наука и любовь к мудрости. С. 36). Ср. картину мира Козьмы Индикоплевста.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

не довольно ли других ересей? Нет! мы еще рассечем сами себя! Так вот что мы наперед скажем им – христианам, держащимся Иудейства: «ничего нет хуже, как раздоры и брань, как расторгать церковь и раздирать на многие части хитон, которого не осмелились разорвать и разбойники» 508 . Но представим словом самого Св. Иоанна, какая это «болезнь», какая «рана» 509 в теле Христовой церкви была среди христианского общества в Антиохии за время Златоуста. Разъясняя значение предпасхального поста четыредесятницы, Св. Иоанн говорит: – представим речи Св. Златоуста в несколько систематическом порядке, какой представляется нам удобным для выяснения вопроса в кратких словах о посте: «что значит пасха? что четыредесятница, что такое Иудейская пасха и что наша? 510 Ведь пасха и четыредесятница не одно и тоже, но иное пасха, иное четыредесятница. Четыредесятница в каждый год бывает однажды... Отцы, собравшись вместе, назначили сорок дней поста для молитв, слушания Слова Божия и церковных собраний, дабы все мы тщательно очистив себя в эти дни молитвами, милостынею, постом, всенощными бдениями, слезами, исповедью и всеми другими средствами, приступали таким образом с чистою совестью, сколько нам возможно, к святым тайнам 511 . Вот мы в течение всего года не перестаем взывать и проповедовать о посте, и никто не внимает словам нашим; но лишь настанет время четыредесятницы, тогда хоть бы никто не убеждал и не советовал, и самый ленивый пробуждается, потому что получает совет и убеждение от самого времени» 512 . Что значит пасха? Пасха есть предмет не поста и плоти; но веселия и радости, ибо Уничтоживший грех сделался очищением всего мира, примирением долговременной вражды; отверз врата небесные; людей ненавистных Богу сделал друзьями; возвел наше естество на небо и посадил одесную престола; доставил нам и другие бесчисленные блага. Итак, из-за всего этого должно не плакать и не сокрушаться, а веселиться и радоваться» 513 . Но прежде чем мы укажем подробности учения Св. Златоуста о значении Пасхи, мы необходимо должны отметить еще одну особенность празднования Пасхи иудействующими христианами.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Nikolsk...

О писаниях Ветхозаветных Св. Ириней замечает, что сокрытое в них сокровище есть Христос, и что сего великого сокровища преимущественно должно искать при чтении Ветхого Завета. – Вообще Св. Отец учит ревностно читать Писание, и сам постоянно к нему обращается, рассуждая о истинах Веры: «Так рассуждал и Господь с учениками по воскресении Своём, из самых Писаний показывая им, что Христу надлежало пострадать, и войти в славу Свою» ( Лк.24:26–27 ). 511 . 27. Кирилл II, Митрополит Киевский и всея России Глубоки были раны, нанесённые Церкви Российской рукою монголов. Тысячи чад её погибли от меча неприятельского, а оставшиеся должны были нести иго рабства. Храмы и монастыри были разорены, священники избиты или отведены в неволю. Один Епископ, Владимирский, сгорел со множеством своих детей духовных в храме; другой, Переяславский, умерщвлён монголами. Самого митрополита не стало. Не известно, погиб ли Иосиф при взятии Киева, или удалился в другое место, и там скончался. Страждущей Церкви Российской не могли подать скорой помощи и Патриархи Константинопольские; сами они принуждены были удалиться от своего престола. Константинополем владели латиняне. Папа покушался подчинить себе и Церковь Российскую, посылая своих легатов к князьям русским с предложением принять учение Римское и с лестными обещаниями. Так искушал они князя Галицкого Даниила и потом благоверного князя Новгородского Александра 512 . В сие тяжкое время призван был Кирилл на престол Митрополии Всероссийской. Даниил, обманувшись в ожидании помощи от Папы, прогнал от себя легата папского Алберта, и послал Кирилла к Патриарху Константинопольскому в Никею для утверждения в звании Митрополита 513 . По убеждению Белы, Короля Венгерского, который искал чрез него войти в союз с Даниилом, Кирилл отправился в Грецию чрез владения Венгерские. Возвратившись из Никеи и совершив бракосочетание сына Даниилова Льва с дочерью Белы, Кирилл поспешил в Киев, и отсюда, немедля, отправился для обозрения северных епархий своей Митрополии; посетил Чернигов, Рязань, Владимир, и наконец Новгород 514 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010