244 При своем восшествии на патриарший престол (496–511) св. Македоний II был вынужден принять Энотикон Зенона. И некоторое время пытался привести к его принятию и население столицы и константинопольское монашество. Но после требования Анастасия анафематствовать Халкидонский Собор, а затем попытки прибавления к Трисвятой песни – его отношения с Анастасием окончательно разладились и патриарха без суда, тайно, опасаясь народного волнения ночью выслали сначала в Халкидон, а затем в Евхаит. 246 Место Флавиана (506–512 гг.) занял монофизит Север (512–518), давший клятву не анафематствовать Халкидонский Собор и нарушивший ее в самый день своего рукоположения. 248 Сейчас считается, что этот подлог был сделан задолго до того, прямыми учениками Апполинария, и многие искренние монофизиты были обмануты этими книгами. Имеются в виду подложный отрывок из творений св. Афанасия Александрийского , где читаются слова: μια φυσις του Θεου Λογου σεσαρξωμενη , 4–5 посланий под именем Юлия Римского, Η ξατα μεροσ πιστις ходило под именем св. Григория Неокесарийского Чудотворца. (см. В.В. Болотов . Лекции по истории древней церкви. М., 1994 г. ч.IV с. 148) 249 Апполинарий Лаодикийский – ересиарх, утверждавший, что соединение природ во Христе произошло путем замещения Божественным умом человеческого. В следствии этого, он и его последователи считали, что во Христе одна природа. Поэтому монофизитов иногда, особенно в начале полемики с ними, называли апполинаристами. Учение его анафематствовано на Втором Вселенском Соборе. 254 Иоанн Скиф после захвата мятежных исавров в 497 г. выдал их для казни жителям, страдавшим от их набегов. Поэтому они были казнены не в Константинополе. Иоанн Скиф за эту победу был удостоен консульства на 498 г. 255 Лонгин был захвачен только в 498. Иоанн Кирт (Горбатый) был удостоен за это консульства на 499 г. 256 Эти выплаты были установлены императором Зиноном в награду за свое восстановление на престоле. 258 Феофан так описывает набег на Месопотамию: «В сем году арабы,называемые скинитами, чинили набеги на страны около Евфрата. Евгений, военачальник тех стран, муж дела и слова, сразился с ними в первом городке Сирии и одержал победу. Побежденные, из племени родоначальника Наамана, заключили союз с персами. Тогда же Роман, военачальник Палестины, муж отличнейший в совете и делах военных, разбил Агара, сына Арефы, внука Фалаванова, и взял великое множество пленных. Незадолго перед этим сражением, этот же Роман поразил и обратил в бегство другого скинита; по имени Гамала, который до прихода его нападал на Палестину.» (Летопись византийца Феофана., М., 1884–1887 гг. с.111) Ниже он же сообщает: «В сем году, по кончине Агара, сарацины сделали новый набег на Финикию и Сирию; брат его, Вадихарим, бурей нападал на все места, а и того быстрее, захватив добычу, скрывался, так что Роман, преследуя их, никак не мог догнать.» (Летопись византийца Феофана., М., 1884–1887 гг. с.113)

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Sholas...

архиеп. Феофан. 922 мая 1928 г. София. Источник: Церковные Ведомости. 1928. 13–14. С. 7 38. О правильном ведении духовной брани Жизнь наша есть непрестанная духовная брань. И потому нужно удивляться не тому, когда эта брань есть, а скорее тому, когда ее нет. Но чтобы быть победителем в этой брани, нужно правильно вести ее. А чтобы правильно вести ее, должно поучаться в писаниях Святых отцов. Но и самое чтение Святых отцов должно быть правильным, а не беспорядочным. «Старайтесь, – скажу Вам словами Преосвящ. Игнатия (Брянчанинова) , – читать книги Святых отцов, соответствующие Вашему образу жизни, чтоб Вам можно было не только любоваться и наслаждаться чтением отеческих писаний, но чтоб можно было прилагать их к самому делу. Христианин, живущий посреди мира, должен читать сочинения великих святителей, писавших для народа, научающих добродетелям христианским, идущим для тех, которые проводят жизнь среди занятий вещественных. Другое чтение для иноков общежительных… И еще другое чтение для безмолвников и отшельников! Изучение добродетелей, несоответствующих образу жизни, производит мечтательность, приводит человека в ложное состояние» (Творения, т. IV, с. 511–512). Какие же это творения разумеются у Преосвящ. Игнатия? Творения св. Иоанна Златоуста , святителя Тихона Задонского и им подобные. С этой точки зрения нельзя признать правильным правило Вашей жизни, выраженное в словах: «Я уже никак не могу стараться о выполнении трех обетов монашества». Вам нужно стараться не о том, чтобы вести жизнь монашескую, а о том, чтобы вести жизнь христианскую, духовную в ее общих проявлениях, а не в форме монашества. Тогда у Вас и будет более правильный строй жизни и более спокойное настроение. Архиепископ Феофан. 1928. V. 10. Варна. 39. Что такое «мир» и что значит «отречься от мира»? Мое последнее письмо к Вам понято было Вами не совсем правильно. Слово «мир» употребляется в подвижнической литературе в двояком смысле. В более общем смысле «мир» – это жизнь не в монастыре, а в общих условиях мирской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Постарайтесь запечатлеть это настроение в своем сердце и подольше его от всяких внешних впечатлений берегите: тогда сама собою будет в сердце Вашем развиваться сокровенная в Боге жизнь духовная! Арх. Феофан. 1928. II. 15. София О правильном ведении духовной брани Жизнь наша есть непрестанная духовная брань. И потому нужно удивляться не тому, когда эта брань есть, а скорее тому, когда ее нет. Но чтобы быть победителем в этой брани, нужно правильно вести ее. А чтобы правильно вести ее, должно поучаться в писаниях Св. Отцов. Но и самое чтение Св. Отцов должно быть правильным, а не беспорядочным. «Старайтесь, – скажу Вам словами Преосвящ. Игнатия (Брянчанинова) , – читать книги Св. Отцов, соответствующие Вашему образу жизни, чтоб Вам можно было не только любоваться и наслаждаться чтением отеческих писаний, но чтоб можно было прилагать их к самому делу. Христианин, живущий посреди мира, должен читать сочинения великих святителей, писавших для народа, научающих добродетелям христианским, идущим для тех, которые проводят жизнь среди занятий вещественных. Другое чтение для иноков общежительных... И еще другое чтение для безмолвников и отшельников! Изучение добродетелей, не соответствующих образу жизни, производит мечтательность, приводит человека в ложное состояние» (Творения, т. IV, с. 511–512). Какие же это творения разумеются у Преосвящ. Игнатия? Творения св. Иоанна Златоуста , святителя Тихона Задонского и им подобные. С этой точки зрения нельзя признать правильным правило Вашей жизни, выраженное в словах: «Я уже никак не могу стараться о выполнении трех обетов монашества». Вам нужно стараться не о том, чтобы вести жизнь монашескую, а о том, чтобы вести жизнь христианскую, духовную в ее общих проявлениях, а не в форме монашества. Тогда у Вас и будет более правильный строй жизни и более спокойное настроение. Архиепископ Феофан. 1928. V. 10. Варна Что такое «мир» и что значит «отречься от мира»? Мое последнее письмо к Вам понято было Вами не совсем правильно. Слово «мир» употребляется в подвижнической литературе в двояком смысле.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

501)  Мар-Бархадбешабба Арбая. Об основании школ. Т 327 b 64 #. 502)  Мар-Бархадбешабба Арбая (Об основании школ. С 56 а [ 67 ]) сообщает, что после смерти Феодора Раббула Эфесский сжег все его творения, за исключением комментария на книгу Экклезиаста и Евангелие от Иоанна. 503)  Феодор. Книга для крещаемых. 12.1; Златоуст. Слово огласительное. 2.28. 504)  Феодор. Книга для крещаемых. 11.1. 505)  Слово на Евангелие от Матфея. 23.3. 506)  Феодор. Книга для крещаемых. 11.1. 507)  Златоуст. Слово на Деяния апостолов. 1; Слово на Евангелие от Иоанна. 25.3. 508)  Слово на Евангелие от Матфея. 19.8//PG 57.280. Не случайно молитва “Отче наш” была в IV в. включена в Литургию верных, а не в Литургию оглашенных, так как ее было позволено произносить первым, а не последним. См. об этом rл. VI. 509)  Златоуст. Слово на Евангелие от Иоанна. 25.3; Слово на Евангелие от Матфея. 74.1; Слово на Послание к евреям. 25.7: “Даже монах, если он катехумен, не может быть братом”. О существовании аскетов-катехуменов упоминает также Августин (Рассуждение о Евангелии от Иоанна. 4.13; 5.3). См. Derwas J. Chitty. The Desert a City: An Introduction to the Study of Egyptian and Palestinian Monasticism under the Christian Empire. Crestwood: St Vladimir’s Seminary Press, 1966. C. 48, 61, сн. 23. 510)  Златоуст. Слово на Евангелие от Иоанна. 25.3; Слово на Послание к евреям. 13.9. 511)  Златоуст. Слово огласительное. 9.6. 512)  Златоуст. Слово на Деяния апостолов. 1. 513)  Златоуст. Слово огласительное. 10.5–8; Феодор. Книга для крещаемых. 1.2: “Праздник святой Пасхи побуждает нас учить”, то есть объяснять символ веры. 514)  Златоуст. Слово огласительное. 9.29. 515)  Златоуст. Слово огласительное. 2.16. 516)  Каноны Ипполита (336 г.?). 19. 517)  Златоуст. Слово огласительное. 2.16; ср. Климент Александрийский. Кто тот богач, который спасется. 42; Нарсай. Слово о святом крещении. 22. 518)  Феодор. Книга для крещаемых. 12.23. Нарсай. Слово о святом крещении. 22. 519)  Златоуст. Слово огласительное. 1.15–16; Феодор. Книга для крещаемых. 12.14–16; ср. Псевдо- Дионисий Ареопагит . Церковная иерархия. 2.3.4.

http://azbyka.ru/katehizacija/istorija-k...

И тело приводится в подчинение уму, научаясь у Духа». Таким образом, для преп. Антония тело, как органичная часть состава человека, устроенного Богом, принципиально отличается от плоти, как того печального состояния человека, которое появилось в результате грехопадения. Данная мысль, начиная с Нового Завета (особенно посланий св. Апостола Павла), является общим достоянием святоотеческого богословия. Что же касается мысли преподобного о «первом творении», то она явно относится к созданию ангельского мира и нисколько не противоречит Православию; кстати, эта же идея, хотя и в несколько измененном виде, позднее встречается у св. Григория Богослова 509 . Важно то, что в рассматриваемых посланиях абсолютно нет никакого намека на представление о предмирном падении «умных сущностей», которое и является стержневым центром еретического оригенизма 510 . Все эти отмеченные моменты учения преп. Антония отнюдь не означают, что его миросозерцание можно определить как «оригенистское богословие», где «платоническая структура» (the Platonic framework) служит «самоочевидным обрамлением» (a self-evident setting) для «христианского гносиса» 511 . Не говоря уже об очень большой условности такого выражения, как «оригенистское богословие», следует учитывать тот известный факт, что именно в IV веке происходил наиболее активный процесс воцерковления лучших плодов греко-римской культуры, особенно греческой философии. Это воцерковление, начатое греческими апологетами II века, усиленно продолженное Климентом Александрийским и св. Афанасием Великим 512 , достигло своей кульминации в творчестве святых каппадокийских отцов 513 . Данный процесс «воцерковления эллинизма» предполагал, что отдельные идеи греческой философии, усвоенные и переработанные христианской мыслью, просто «витали в воздухе». Среди духовных чад великого «отца иночества» было немало высокообразованных людей, он встречался и беседовал с языческими философами, а поэтому нет ничего удивительного в том, что преподобный воспринял некоторые из этих идей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Святой Григорий высоко ценил естественные науки 509 и считал их не только невредными и неопасными, но, напротив, необходимыми в деле служения Божественной истине, ибо и им не чужды элементы правды. Для изучения их он сам предпринимал далёкие и трудные путешествия по славившимся тогда школам 510 . Правда, пользовался он языческой мудростью с величайшей осторожностью, внимательно выбирая из неё проблески истины. Такой способ раскрытия святым Григорием христианского вероучения говорит о том, что святой Отец не изобретал каких-либо новых форм для выражения богословских истин, почему его «догматическое учение, – по словам священника Н. Виноградова , – не отличается какими-либо новостями и особенностями... Элементы его богословия заключаются отчасти в Священном Писании, отчасти в творениях предшествовавших святому Григорию отцов и учителей Церкви» 511 . Однако насколько святой Григорий зависим в своём богословии, настолько же и самостоятелен. Всё, что находил в указанных источниках, он перерабатывал и самостоятельно излагал. У святого Григория и свой особенный язык, отличающийся необыкновенной возвышенностью и чистотой. Метод изложения богословских истин святого Григория можно назвать полемико-догматическим: богослову VI в. приходилось не только раскрывать положительное учение Церкви, но и опровергать существующие еретические возражения 512 . Предметом его богословских исследований служили, главным образом, особо таинственные догматы вероучения, привлекавшие внимание современного ему христианского общества. Таков общий характер богословия святого Григория. Дальше подробно рассмотрим только учение его о любомудрии и Богопознании. Учение святого Григория Богослова о любомудрии (первое слово о богословии 513 ) Как было указано в начале данной работы, христианство в IV в., одержав победу над иудейством и язычеством, обратилось к рассмотрению своей внутренней жизни. Особо усилился интерес к догматическим истинам на Востоке, Он породил множество «непризванных богословов» 514 , враждующих партий, нарушил даже семейный порядок: любомудрствовали все и каждый по-своему.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Следовательно, знал Бог все, что творит до того, как сотворит. Следовательно, знал сотворенное не творя: знал когда творил, и не в том, что творил». 508 Ibid. III, 19//Ibid. C. 1340: «Мысль в Боге о тех предметах, которые будут существовать благодаря Ему... Ведь то, что предопределено Им, получает свою характеристику и образ в Его воле...» 510 В. Augustini De Gen. ad lit. V, 18//PL. XXXIV. C. 334; cnfr.: De Civ. Dei. XII, 15//PL. XLI. C. 363 squ. 511 Cp.: Conf. XI, 7//PL. XXXII. C. 813: «И поэтому Словом, извечным, как Ты, Ты одновременно и вечно говоришь всё, что говоришь; возникает все, чему Ты говоришь возникнуть... и, однако, не одновременно возникает все, что Ты создаешь Словом» . S. Maximi Conf. Cap. theol. et secon. cent. 1, 48//PG. XC. C. 1100: «Ибо было когда-то так, что участвующих сущих не было. Произведения же Бога, вероятно, не имеют начала своего бытия во времени, – те, что выступают предметом участия, и в которых по благодати участвуют участвующие сущие, например, благость и все то, что объемлется логосом благости, если оно есть. И попросту любая жизнь, бессмертие, простота, непоколебимость и бесконечность, как и все то, что сущностно усматривается в связи с ними, – это и есть произведения Бога, и они не имеют начала во времени; в самом деле, не могло бы быть ничего, предшествующего добродетели, как и чему угодно среди названного, даже если участвующее в них само по себе начинает свое бытие во времени. В самом деле, безначальна всякая добродетель, которая не имеет времени, предшествующего ей». 512 Ср. явное различение идей и вещей, которые лишь имеют отношение к этим идеям, у бл. Августина (De div. qu. 83, qu. XLVI, 2//PL. XL. C. 30) и y преп. Максима Исповедника (Schol. in lib. de div. nomin, V, 5//PG. IV. C. 317 A, С: «В которых участвуют сущие..., в которых они участвуют»; ibid. V, 7//Ibid. С. 324: «Ибо они – не тела и не в теле, а в вечных мыслях»; ibid. IV, 10//Ibid. С. 260 В, С: «В соотношении с которым возникает возникшее»; ibid. IV, 14//Ibid. С. 265 С: «Ибо он сам их, сущих в нем самом, распространил на внешнее, то есть на творения»; ibid. VII, 3//Ibid. С. 352 А: «Ибо сущие, то есть виды, и отдельные твари, например, ангельские чины и все чувственно воспринимаемое, оказываются изображениями и подобиями божественных идей, или парадигм, располагающихся в Боге, каковые парадигмы – это вечные мысли Бога, по причине которых, и в качестве которых существовало все в Нем».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Подобный взгляд на значение чувства осязания для нравственного состояния человека проводится и у Иоанна Лествичника . См. преп. отца нашего Иоанна, игумена горы Синайския, Лествица. М. 1851. Слово 15, стр. 181. § 52. Внешний монашеский ригоризм в древнерусской жизни простирался еще далее. В «наказаниях к братии общеживущей», встречающихся в рукописях XVI в. (См. напр. Рукоп. Моск. Дух. Акад. из собрания Волоколамского монастыря, (не разборчиво) л. 80–84 и (не разборчиво) л. 78), между прочим, попадаются следующие наставления иноку: никогда не простирай руки по нагому телу, ни на тяйныя уды не смотри никакоже, аще и изгниют. Рукоп, М. Дух. Акад. из Волокол. биб. (не разборчиво) л. 143 оборот. 1483 Л. 316. Слова Исаака взяты из его 57 слова «об удалении от мира и от всего смущающего ум». См. творения св. отцев т. XXIII. 356. 1484 л. 349. 352–333. Первое приведенное свидетельство св. Ерема вполне соответствует, по мыслям современному переводу его творений. См. творения св. отцев в русск. переводе т. XIII. Творен св. Ефрема Сирина , часть II. Поучение 37. 288. Что же касается второго места, то оказывается трудно отыскать что-либо строго соответствующее современному переводу. Между словами и поучениями св. Ефрема есть несколько таких, предметом которых служит воскресение мертвых, второе славное пришествие на землю Сына Божия, но ни в одном из них невозможно найти строгого соответствия цитату, приведенному Даниилом, хотя встречаются мысли и даже фразы сходные. См. Творения св. отцев т. XIII. Твор. Ефрема Сирина част. II. Слово 37. 380–406. Творен. св. отцев т. XII. Творен. св. Ефрема Сирина часть 1. Слово 15. 292–300. Твор. св. отцев т. XV. Твор. св. Ефрема част. IV. 95–107. 117–124. 130–141. Творен. св. Ефрема част. III. 24–36. 1485 л. 347–348. В своем понимании изучения писаний, как благодетельного условия для всякого желающего вести чистую жизнь, митрополит опирается на авторитет св. Исаака Сирина . Приводимые здесь слова св. Исаака взяты из его первого слова «об отречении от мира в житии монашеском».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

к христологии, они, таким образом, на первом плане поставляли Божественность Христа, исповедовали в Нем Бога во плоти. Эта черта отличает собой уже христологическое учение Афанасия. Внимание св. Афанасия всецело поглощено Божеством Христа; на защиту его направлена вся его энергия. «Слово неизглаголанно, неизъяснимо, непостижимо, вечно рожденное свыше от Отца, рождается долу во времени от Девы Богородицы Марии (De incarn. et contr. Orient., – Migne, gr. s., t. 29, col. 996; Творен. св Афанасия, III, 292)». «Будучи Всемощным и Создателем вселенной, Он в Деве уготовляет в храм Себе тело и усвояет себе оное, как орудие (De incarnatione, II; Твор., I, 91)», и в своих делах «являет себя, что Он – Отчее Слово, вождь и царь вселенной (ibid. 102)». Это выделение Божества во Христе было необходимо в целях борьбы с арианством, но оно еще не решало собой проблемы, а лишь усиливало его. Когда почувствовалась в церкви настоятельная нужда уяснить единение Божества и человечества во Христе, богословская испытующая мысль не вдруг стала на надежный и определенный путь. Несмотря на то, что в трудах писателей первых веков даны были прочные христологические формулы и указаны твердые данные к решению назревшего вопроса, продолжали еще существовать старые еретические мнения, принявшие только грубый, менее отталкивающий оттенок, и в половине IV-ro века вновь сильным потоком разлились в Церкви. Они принадлежали тоже людям, исповедовавшим никейский символ (Athan., Tomus ad ansiach., Творен, ч. III, 193:195), «хвалящимся никейским исповеданием отцов (Послание к Епиктету, Творен, ч. III, стр. 332)» и все-таки носили на себе явный отпечаток древних еретических воззрений. При крайнем разнообразии мнений и при недостаточности обстоятельных известий о них, все же можно различить в них две главные группы, из которых одна воспроизводила старое евионитское заблуждение, другая же имела докетический характер. Одни утверждали, что «как слово Господне было в пророках, так при окончании времен вселилось Оно в святого Человека (Послание к антиох., Творен. Афанас. ч. III, 194; послан. к Епиктету, ibid., стр. 341)», что « и ным есть Сын, а иным – Божие Слово» (послание к Епиктету, ibidem стр. 332; послан. к антиох. ibid., стр. 194; послан. к Максиму, ibid., стр. 354–3 55); другие, вдаваясь в противоположную крайность, говорили, что «тело, рожденное от Марии,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

...Вот признак христианства: сколько ни потрудился, сколько ни совершал праведных дел, оставайся в той мысли, будто бы ничего не сделано: постясь, говори, что не постился, молясь – что не молился, а каждый день начинаю только. (11; стр. 510) ...Человек не может спастись без благодати Божией – но и благодать Божия не спасает его, если он сам не пожелает спастись. Благодать Божия необходима для спасения нашего, но она не стесняет и нашей свободной воли. Благодать Божия и собственное желание человека – вот два крыла, которыми он возлетает в рай. Бог создал человека без человека, но спасти человека не благоволил без участия самого человека, но спасается только тот, кто желает спастись. (11; стр. 510–511) ...Если человек пребывает долгое время в грехах без покаяния, то от привычки ко греху ослабевает и желание спасения. Поклоны в молитве необходимы: это – первая окопка деревца. (11; стр. 511) Не малодушествуй. Господь любит тебя. Но чтобы стало с тобой, если бы не было диавола и страстей, – тогда законченный был бы гордец, а гордецам всем Сам Бог противится. (11; стр. 511) ...Что знаешь хорошего, все то делай со смирением и с Божией помощью, а за хорошее если хвалить будут, говори, что это Бог сделал моим недостоинством, и старайся хорошее забывать. Это безопасное хранилище; а о недостатках смиряйся, кайся. (11; стр. 511) Покаяться – значит перестать грешить и стараться исправиться. Но знай, что Бог внимает молитвам тех, которые молятся за врагов. (11; стр. 511) Дорогое дитя, смотри не думай о себе, что ты мудрый и добродетельный. Это – первая гордость. А если ты истинно хочешь быть мудрым, то не гнушайся никаким низким делом. Как Христос омыл ноги ученикам. (11; стр. 511) ...Кто считает себя недостойным благодатных даров и сердечных услаждений, тот избегает самообольщения и прелести. А кто только из-за духовных услаждений работает Богу – это есть духовное прелюбодейство. Бог Всемогущий да поможет нам спастись, бедным и слабым тварям! (11; стр. 511) 13 Святые отцы часто прибегал и к образу сосуда и его содержимого, когда говорили о покаянии. См., например у свт. Василия Великого : «Невозможно нам соделаться способными к приятию Божественной благодати, не изгнав из себя порочных страстей, какие овладели нашими душами... В сосуд, который был занят какою-нибудь зловонною жидкостью, не вымыв, не наливают мира» (Беседа на псалом 61). – Прим. Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/duhovn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010