Из 12 проклятий мы видим, что одиннадцать упоминают о частных греховных случаях, двенадцатое относится к общему исполнению всех слов закона. Частные случаи не исчерпывают всего законодательства, но по-видимому останавливаются на более тайных преступлениях, обнимая однако в целом все преступления против Бога и ближнего. Так в первом проклятии, относящемся до общеизвестного закона, запрещающего идолопоклонство, (см. Исх. ХХ, 4 ; Лeb. XXVI, 1 , Вт. IV, 16; V, 8). прибавлено «и поставит его в тайном месте» Стало быть независимо от строгого исполнения закона, карающего смертью явное идолопоклонство, проклятие народа призывается на тех, которые тайно будут нарушать закон и навлекать таким образом гнев Божией на Израиля, оставаясь безнаказанными среди народа. 618 (Ст. 1–2). Первое общее благословение излагается в первом стихе в соответствует общему проклятию изложенному в последнем стихе предыдущей главы. Как там, так в здесь упоминается об исполнении всего закона. Затем в разъяснение общего благословения перечисляются все частные благословения, числом одиннадцать которых совокупность составляет благословение общее. 619 (Ст. 3, 4). Второе благословение (ст. 3) относится к жилищам; третье (ст. 4) к плодородию почвы, к плодородию скота в к размножению самого народа израильского. 620 (Ст. 5). Четвертое благословение относится к запасам, сделанным вследствие урожая земли и благословения стад и вообще к накоплению богатств. 621 (Ст. 6). Пятое благословение изъясняется 120-м Псалмом: «Господь сохранит тебя от всякого зла»… «Господь будет охранять выхождение твое и вхождение твое отныне и во веки» (ст. 7, 8). 622 (Ст. 7) До этого стиха второе, третье, четвертое и пятое благословение относились к частной жизни каждого израильтянина; с шестого благословения до конца (как и первое) благословения относятся к народу израильскому, ко всей нации, как к единице. Шестое благословение дарует уверенность Израилю в победе над врагами, образно рисуя нападете их на Израиля густою массою и бегство их в рассыпную перед Израилем.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Торжественное «Те Deum» разносилось по полю битвы 616 . Всю ночи после того утомленные жолнеры спали, как убитые, где кто упал, и никто не боялся хитростей неприятелей, которые если б воспользовались такою уверенностью, повернули бы дело иначе. Дождь лил, как из ведра, небо покрывали тучи, раздираемые молниями; только неутомимый король был на воздухе, с открытою головою, несмотря на то, что получил контузию в ногу – он подавал собою пример деятельности прочим полководцам 617 . В казацком таборе воины тоже не спали. Они дожидались своего гетмана, который обещал к ним воротиться. Тем временем они снова сбили возы в четвероугольники и начали окапывать обоз с трех сторон; с четвертой не нужно было никаких окопов: там простиралось болото, в котором утонула бы нога и человеческая, и лошадиная 618 . Окопы окончились в одну ночь и казаки утром готовы были на новую битву, к удивлению поляков, которые говорили: «Вот бойкий народ! Копать землю им ни почем; но ведь на то они холопы!» 619 . Писарь Выговский, окончив распоряжения, уехал к хану просить, чтобы он отпустил к ним гетмана, явно задержанного и уже не воротился в обоз. Хан и его задержал вместе с гетманом. В субботу, 21 июня (1 июля н. ст.), жолнеры собирали и считали тела, и нашли убитыми шесть тысяч с обеих сторон. «С таким малым кровопролитием мы приобрели решительную победу!» – воскликнули они 620 . Тела поляков были отвозимы к погребению во Львов; этим заведовали кармелиты 621 . Между тем король и предводители начали совет. «Что делать? – говорил Ян Казимир, – добывать ли казаков штурмом, или морить обложением?» Иеремия Вишневецкий советовал действовать решительно: истребить все неприятельское войско, не щадить ни сил, ни средств, чтоб затушить совершенно восстание. Приверженцы его советовали послать войско за реку, поделать плотины и палить в казаков со всех сторон; другие предлагали спустить воду и затопить казацкий обоз. «Стоит ли терять благородную кровь, чтоб получить какие-нибудь попоны или отрепья? (говорили другие) лучше стесним их, пока они преклонятся пред королевским величеством» 622 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

1547 Рукоп. 28, л. 636–708. Вопросы Анастасия не встречаются в Кормчих до XVI в., хотя они в славянском переводе известны были в России еще в XI в. и помещались в сборнике Святослава, писанном в 1073 году. Рукоп. Румянцевского Музея 356, Востоков – описание Румянц. Музея, 301. Вопросы Анастасия есть и в Кормчей 1658 года, глава 69, л. 622–633. 1548 Рукоп. 28, л. 572–574. Сия глава опущена в Кормчей 1653 года. В собрании кормчей м. Даниила находится еще особая глава под названием «сказание о мантии патриархов, и митрополитов, и архиепископов и епископов». Рук. 28 л. 620–626. 1549 Нифонт был преемником м. Даниила по игуменству в Иосифове монастыре и там игуменствовал с 1522 по 1543 года, когда он сделан был архимандритом Новоспасского монастыря, а отсюда в 1554 г. хиротонисан был во епископа Крутицкого; умер в 1558 году, погребен в Волоколамском монастыре. Строев. Списки иерархов и настоятелей русской церкви, 182. 1034. Рукоп. Москов. Духов. Акад. (не разборчиво) Обиходник Евфимия Туркова, л. 38–39. 1550 Розенкампф Барон. Обозрение кормчей книги в историческом виде. М. 1829, изд. первое, приложение VII, 209–312. Здесь обстоятельно описана сводная кормчая. 1551 Так под 24–27 правилами св. апостолов приведено восемь святоотеческих. свидетельств, тождественных во всем до строгой буквальности с свидетельствами, помещенными в осьмом слове Данииловского соборника, рассуждающем об отношении к еретикам. Ср. Рукоп. Москов. Дух. Акад. 197, л. 259. 264. 261–262. 263. 264, 266. 246 и сводную кормчую по описанию Б. Розенкампфа. – Или еще: под 23 правилом 4 вселенского собора повторяются с буквальною точностью шесть цитатов, находящихся в осьмом слове соборника Даниила. Рукоп. М. Д. Акад. 197, л. 255. 256. 258. 251. 252–253.261–262. Под 5–9 правилами собора в церкви св. Апостолов помещено до шести цитат, одинаковых с цитатами осьмого слова Данииловского соборника. Рукоп. М. Д. Акад. 197, л. 252. 250–251. 252. Один цитат (толкование Аммония пресвитера на деяния Апостольские) тождественен с находящимся в по слании Даниила в Волоколамский монастырь. Рукоп. Новг. Соф. биб. 1281. Вообще сводной кормчей находится очень много свидетельств тождественных с цитатами слов Даниила.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Епископ Павел, основной организатор отпора «самозванному» Комитету, после определения Синода об увольнении Макария и своем переводе в Рязань, тоже, по всей видимости, стал колебаться, хотя и писал, что «политической „водобоязнью” не страдает, больше всего его возмущает то, что Макария судят не за дела, а только по подозрению в «неискреннем принятии нового строя, а также за те убеждения, которые он, как и мы, все, кажется, исповедовали до падения царской власти» 620 . Посылая свои письма в Синод, епископ также просил «высшую власть... придти нам на помощь, чтобы спасти церковную свободу. Лишайте места, но не давайте совесть в обиду клеветникам и насильникам, – восклицал Павел, – чтобы в нас, людях, которые не отказываются нести на себе столь тяжкое бремя власти в настоящее время, не погибла окончательно уверенность, что есть в России, несмотря на переживаемые испытания, суд и правда» 621 . Однако Синод свое решение не изменил, и в Орел был направлен епископ Серафим, назначенный по предложению Львова временно управлять епархией 622 . В церковных кругах он слыл человеком, как тогда говорили, с «ярко выраженной общественной физиономией». Известность он получил после своего открытого письма к московскому духовенству по поводу празднования Первого мая. Епископ недоумевал, почему священнослужители остались «совершенно безучастными» к этим «общенародным торжествам» 623 . Прибывшего в город 3 июня Серафима на вокзале встречали губернский комиссар Ровинский и Аракин, который «приветствовал епископа краткой речью» 624 . Можно предположить, что новый архиерей быстро понял, кому принадлежит реальная церковная власть, и вскоре пришел в Комитет Объединенного духовенства. Там его встретили торжественно, сам Серафим произнес речь, в которой деятельность Комитета назвал «важной и плодотворной, для обновления церковной жизни и укрепления добытой свободы». Владыка также заявил, что постановления прошедшего съезда «считает обязательными для себя». В свою очередь аракинцы «обрисовали в ярких чертах борьбу Комитета с реакционными силами» в лице епископов Макария и Павла 625 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Савваитский, студитский, афонский и др.    Разумеется, совершенно отличные от наших по своему составу.    Любопытно, что теперь, именно в наше время, в Саввинском монастыре бдения совершаются только раз в году, в день памяти ев Саввы.    Согласно описанию утрени там совершавшейся    Размера дву- и трипеснцев    Т.е 1, 3. 6 и 9.    К 1204 г.    До конца XIII века.    Множ. число.    1, 10    Дидахи VIII, Пастырь Ермы Подобие XXX V,I.    Согласно Ипполиту.    Ангелы — в понедельник, Предтеча во вторник и т.д.    1 Кор. XVI:8; Деян. XX:16.    О идолопоклонниках 20.    О крещении 19.    Строматы 1, 21.    Р. С. т. 8, col. 888.    Р. С., т. 42. 740—756, § 79.    Теперь это мечеть Акса    Кол 11. 18; Апок. XXII:8-9.    Втор. пол. IV века.    6 сентября, 13 июля, 8 мая.    Луг Иоанна Мосха, 76.    Архиеп. Сергий «Полный Месяцеслов Востока» 1, 3.    Рождение Господа 25 декабря. Распятие Его 25 марта, Воскресение 27 марта. Кончина ап. Петра и Павла 22 февраля и т.д.    Гл XVIII.    2 Ксанфика, т.е. 23 февраля 165 года.    Стр. 17 — 21 1 тома.    Стр 12 — 13.    Барония в 1586 году, а особливо Иоанна Баптиста де-Росси и Людовика Дюшена в 1894 г.    Найденное ученым востоковедом Ассемани в 1736 г.    Хранившееся на Афоне в Хиландаре, а потом переданное в Белград; написано во времена Стефана Немани.    Арх Сергий, I, 93 — 135    Знаменитом Криптоферратском    Втор. половина Х века.    Арх. Сергий, ук. соч. т. I, стр. 278 — 292.    Фабриций и архиеп. Черниговский Филарет.    Арх. Сергий, ук. соч. I, 331 — 332.    Мансветов, стр 11    Их было три лавры и четыре киновии на небольшом отдалении одна от другой.    В истории календаря.    «Михайлов день», Эортологический этюд в «Христ. Чт»., 1892 г. Х1-ХП.стр 621.    Стр. 622    Стр. 644.    Стр 619 — 620.    Стр 644.    «Об идолослужении» XIV. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православная энциклопедия «Азбука веры». " (http://azbyka.ru/).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3501...

609 Вулфхер правил в Мерсии в 656-675 гг. 610 Финан был епископом Линдисфарна в 651-661 гг. 611 Из текста не вполне ясно, кто именно обладал «пылким нравом» (ferocis animi)-Фuhah или Ронан. Вероятно, речь идет о Ронане, который выше именуется «горячейшим» (acerrimus). 612 Расхождение могло быть довольно значительным. Например, в 631 г. римская Пасха отмечалась 24 марта, а кельтская-21 апреля. 613 День пальм-в католической церкви праздник Входа Господнего в Иерусалим, отмечаемый в шестое воскресенье Великого поста. По преданию, встречавшие Христа жители Иерусалима держали в руках ветви пальмы, откуда произошло название. В русской церкви пальма заменяется ветками вербы, и день называется Вербным воскресеньем. 614 Гал. 2:2-»не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался». 615 Здесь и далее Беда заимствует сведения о жизни Вилфрида из его «Жития», написанного Эдди (Эддием) в начале VIII в. Оттуда он взял и ошибку-Эдди спутал св. Эннемунда (Шамона), архиепископа Лиона в 650-659 гг., с его братом Далфином, графом Лиона. 616 Ныне город Рипон в графстве Йоркшир. Монастырь там был основан ок. 660 г.; при Вилфриде он стал резиденцией епископов Йорка. Разрушен викингами в IX в., восстановлен в XI в. и окончательно закрыт в XVI в. 617 На самом деле этимология названия Стренескальк неизвестна. 618 По преданию, евангелист Иоанн предписывал отмечать Пасху в четырнадцатый день лунного месяца независимо от того, приходится она на воскресенье или на другой день. 619 Деян. 16:3; 21:26; 18:18. Павел обрезал в Листре своего ученика Тимофея «ради иудеев», в Иерусалиме принес жертвы в храме, а в Кенхреях (недалеко от Коринфа) обрил голову по обету вместе с учениками Аквилой (Акилой) и его женой Присциллой. 620 Деян. 21:20. 621 Седьмое правило Никейского собора предписало отмечать Пасху в первое воскресенье после пятнадцатого дня лунного месяца. 622 См. прим. 460. 623 В «Житии Вилфрида» Эдди речь епископа дана в более кртком варианте. Беда оснащает ее незнакомыми Эдди хронологическими подробностями, а также вкладывает в уста Вилфрида довольно резкие слова в адрес ирландцев, которые он вряд ли мог сказать. Все это, как и некоторые другие фразы Беды, заставляют думать, что он не очень-то любил амбициозного епископа Нортумбрии, хотя отдавал должное его заслугам.

http://sedmitza.ru/lib/text/440742/

602. Нечистые помыслы и воображения – от мечтаний, шуток и насмешек 603. Поздравление с праздником Рождества Христова. Оскорбители – первые наши душевные благодетели 604. Необходимо непременное самопринуждение 605. От своих немощей не скроешься 606. Самой проситься на послушание нельзя 607. В монастыре первая добродетель – послушание и первый подвиг – отречение своей воли. От исполнения своей воли и своего желания не найдете покоя 608. Не следует слишком настаивать на своем желании 609. О родных не безпокойся, а молись Богу 610. В земной жизни все временно и сменяется одно другим, как в воздухе стихии. Для спасения нужны и скорби 611. Надо помогать и служить друг другу 612. Покой души обретается в кротости и смирении. При выборе келейницы положись на волю игумении 613. Не доверяй своим чувствам, которыя находят от страстнаго сердца 614. Господь да поможет тебе от страстей очиститься и к Нему приблизиться. Приучайся Иисусову молитву в уме иметь да страх Божий пред очами 615. Средства от головной боли 616. Не надо настаивать на своем. Душа чувствует молитвенное утешение за тысячи верст. В молитве проси надежды на помощь Божию, любви 617. Старайся не иметь в сердце гневной неприязни. Из житейских ошибок составляются наши духовные кресты 618. Помощь Божия бывает там, где есть самопринуждение. Чтобы одержать победу над страстями, надо иметь решительность. Поставь себе за обязанность исполнять ежедневно пятисотницу 619. Совершается праведный Суд Божий за неблагочестие русскаго народа. В рай никто никогда не входил без труда. Будь со всеми мирна 620. Отцу не надо предлагать вступить в монастырь, пусть сам заботится об этом, если есть к тому призвание Божие 621. Молитву Иисусову не забывай, старайся привыкать к ней. В церкви не разговаривай, но и других не осуждай 622. О необходимости умеренных расходов на свое содержание 623. О будущем много не раздумывай, а полагайся на Промысл Божий. О монастырской пище. О прежних грехах надо покаяние приносить, а в подробностях вспоминать не надо

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

606. Молитва после прославления предыд. троична. 607. В.К. 47, 141. 608. γαστηρ – чрево, желудок, утроба матери (что собственно μτρα, как ранее в нек. песнопениях). 609. После молитвы двух предыдущих богородичнов в этом опять, как в 1 и 2-м, богословствование о воплощении, но уже не о целях его, как там, а об образе и существе. 610. Кондак Воздвижения. 611. καθαρ–τατος – чистейший; см. прим, 277. 612. прим. 276. Храм как Бога, чертог как человека (воплотившегося). 613. Оговорка к «чертог». 614. θησαρισμα – накопленное имущество, сокровище; поэт. сл. 615. Храм (скиния) был откровением славы Божией, образом которой было наполнявшее его иногда облако (Шехина). 616. Общее, чем храм, в виду сравнения и с «чертогом». 617. Соотв. прежнему Божий. Так в событии выступает и 3-е Лицо Св. Троицы подле 2-го («Спасов») и 1-го («Божий»). 618. прим. 236. 619. πρχω – Р.Б. 102, 436. 620. σκην – шатер, скиния; последнее значение здесь уместнее в виду всего содержания кондака, идеи праздника и образа выражения («небесная»); посему нынешний славянск. перевод «селение» неудачен; др.-сл. «скиния». 621. Боговоплощения и всего связанного с ним – его подготовления, в каковое входило и введение во храм, и завершения, плодов. 622. В.К. 77, 451. 623. μφανης – явный, видимый, славный. 624. являющуюся во всей полноте. 625. μηχανω (μηχανη – вымысел, хитрость, оружие, машина, средство) – быть беспомощным, недоумевать. 626. ννοεω – иметь в уме, думать, обдумывать, замечать. 627. πας – весь, всякий (сильнее, чем πς; – соединит. частица ­­ вместе, сокр. μα – вместе). 628. κτσις – (κτζω – у клас. – основывать, напр. город, поэт. – устраивать, делать, Н.З. – создавать, творить) – у класс. – основание, Н.З. – создание, творение как процесс и (чаще) как результат, ­­ слав. «тварь». 629. νοσμενος (νοω – понимать, думать) – представляемый мысленно; слово стало философским термином. 630. ανευφημω – см. прим. 325. 631. καταπλττω – поражать, устрашать, изумлять, смущать (от корня πλαγ – бить).

http://predanie.ru/book/220854-vvedenie-...

1 . Ныне же выслушай, раб Мой Иаков, и Израиль, которого Я избрал. 2 . Так говорит Господь Бог, сотворивший тебя и создавший тебя от чрева (и еще поможет тебе) 617 : не бойся, раб Мой Иаков, и возлюбленный Израиль, которого Я избрал. 3 . Ибо Я дам воду для (утоления) жажды ходящим в безводной, ниспошлю Дух Мой на племя твое и благословение Мое на чад твоих. 4 . И прорастут, как трава среди воды и как ива при текучей воде. 5 . Один скажет: я – Божий, и другой назовется по имени 618 Иакова, а иной напишет рукою своею: я – Божий, и назовется именем Израиля. 6 . Так говорит Бог, Царь Израиля, и избавивший его Бог Саваоф: Я – первый и Я – последний, и кроме Меня нет Бога. 7 . Кто, как Я? Пусть станет, и призовет, и возвестит, и представит Мне (в порядке) с тех пор, как Я сотворил человека в древности, и будущее, прежде чем оно исполнится, пусть возвестит вам. 8 . Не укрывайтесь и не заблуждайтесь: не изначала ли вы внимали и Я возвестил вам? Вы – свидетели: есть ли Бог кроме Меня? 9 . И не послушали 619 тогда изготовители и ваятели 620 : все суетны, исполняющие желания свои, которые не приносят пользы им. 10 . Но посрамятся все, кто делают бога, и все 621 ваятели не приносящего пользы. 11 . И все, кто бы они ни были, высохли. И глухие из людей пусть соберутся все и станут вместе, и посрамятся, и устыдятся вместе. 12 . Ибо кузнец 622 , отточив железо, делает из него острую секиру, буравом просверливает его, (долотом выдалбливает его) 623 , и трудится над ним сильною рукою своею до того, что становится голоден, и изнемогает, и не пьет воды. 13 . Плотник же, выбрав дерево, поставляет его по мерке 624 , клеем соединяет его (части) и, сделав из него как бы мужской образ с человеческой красотой, ставит его в дому. 14 . Срубил он дерево в лесу – сосну, которую насадил Господь, а дождь вырастил, 15 . Чтобы служило людям для топлива; часть его употребляет на то, чтобы согреться, и разводит огонь и печет на нем хлебы, а из остатка делают богов и покланяются им: сделал из него изваяние и повергается пред ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

26 . И поднимет Господь Саваоф бич на него, как во время поражения Мадиама у скалы Орива, или как простер на море жезл, и поднимет его, как на Египет. 27 . И будет в тот день, снимется с рамен твоих бремя его, и ярмо его с шеи твоей; и распадется ярмо от тука. Пророчествуя о скором падении Ассура, Исаия вспоминает о поражении Мадианитян Гедеоном 620 , потому что нигде так ясно не обозначился закон, что победу дарует Господь, а не человеческая сила. Унижение Ассура началось с гибели армии Сеннахерима. Ассирия оставалась однако и сильна и страшна почти до самой минуты своей гибели. Но опять первыми толчком, нанесенным Ассирии было нашествие (около 625 г. до Р. Хр.) не одного из соседних грозных царств, а нашествие нестройной толпы Скифов, вполне подобных нынешним кочевым племенам великой Азии. Ими была потрясена до основания Ассирийская монархие, и когда Скифы, пораженные прежде всего Мидийцами, были прогнаны, тогда настали последние дни Ассирии, которую после полного разрушения Ниневии делят между собою Сиаксар Мидийский и бывший вассал Ассирии Набополассар Вавилонский. С этой минуты единственной грозой Иудеи становится уже Вавилон. Заметим, что, хотя Манассия был заключен в оковы по приказанию царя Ассирии и отведен в Вавилон 621 , как о том повествуется во 2Пар. 33:11 , но Иудея не была занята Ассирийскими войсками, и в сущности с „рамен ее было снято ярмо“. За вассальным же Манассией царь Ассирии послал небольшой отряд взять его. Действия всемогущества Божия в отношении к Ассуру уподобляются и владычеству Его над морем и приравниваются к наказанию, постигшему Египет. На какое именно событие указывает пророк, мы не знаем; нам известно, что позже этого пророчества город Фивы (Но-Аммон) был разграблен Ассурбанипалом. Последнее выражение стиха 27, „распадается ярмо от тука“, напоминает похвальбу Ассура в стихе 14 этой главы, что он ограбил и ограбит все народы. Утучнел Ассур, и этот тук, грабежем и насилием нажитый, и будет причиною распадения ярма, которое он возложил на выю многих народов. Оно фактически и спадает с Иудеи со времен благочестивого Езекии; и замечательно, что, когда позже Сеннахерима Ассурбанипал идет на Египет, он вовсе не трогает Иудею 622 , которая живет спокойно, платя лишь дань Ассирии. Но Исаия говорит о ближайшем будущем, о походе Сеннахерима еще грозящего Сиону, но с гибелью армии которого кончается тот гнет, под которым находилась вся Палестина от войск Ассирии, наполнявших ее со времен Феглаффелассара, призванного Ахазом. Следующие стихи указывают на некоторые местности, которые были заняты и разграблены войсками Сеннахерима во времена Езекии.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010