(Перевод С. С. Масловой-Лашанской по IF. II. 35–37) VII.4.3 XVII [...] Этой зимой Торольв также поехал в горы, взяв с собой сто двадцать человек, а оттуда – сразу на восток в страну квенов. Здесь он встретился с конунгом Фаравидом. Посовещались, они и решили отправиться в горы, как прошлой зимой. У них было сорок дюжин воинов. Они пришли в страну карелов и там врывались в те стойбища, с немноголюдным населением которых они легко могли справиться, разоряли их и добывали себе богатство. В конце зимы они поехали обратно в Финнмарк. Весной Торольв вернулся домой. [...] У Торольва был большой корабль, пригодный для плавания в открытом море. Торольв велел снарядить этот корабль для дальнего плавания, посадил на него своих людей и велел нагрузить его треской, кожами и шкурками горностая. Он отправил на корабль также много беличьего меха и других пушных товаров, добытых в горах. Это было огромное богатство 618 . [...] (Перевод С. С. Масловой-Лашанской по IF. II. 41) XIX [...] Дул попутный ветер, и Торольв направился 619 на юг, в Данию, а оттуда – в восточные земли 620 . Летом он набегами добывал там добро, но добыча была невелика. [...] (Перевод С. С. Масловой-Лашанской по IF. II. 47) VII.4.5 XXXVI Конунг Харальд подолгу живал в Хёрдаланде или Рогаланде... В ту же зиму, о которой идет речь, конунг был на севере страны. Бьёрн же и Торольв, после того, как они провели в Норвегии зиму, весной снарядили корабли и набрали на них людей. Летом они отправились в викингский поход в восточные земли 621 , а осенью вернулись с богатой добычей. [...] (Перевод С. С. Масловой-Лашанской по IF. II. 90) VII.4.6 XXXVII Эйрик Кровавая Секира стал участвовать в управлении страной. [...] Однажды весной Эйрик Кровавая Секира собрался в поход в Бьярмаланд 622 и тщательно отобрал войско для этого похода. Торольв должен был отправиться с Эйриком. Он стоял на носу его корабля и держал его знамя. Торольв превосходил всех ростом и силой, и в этом был похож на своего отца. Во время этого похода произошло много событий. В Бьярмаланде была большая битва у реки Двины 623 . Эйрик одержал здесь победу, как об этом рассказывается в песнях, сложенных в его честь 624 . Во время этого же похода Эйрик взял в жены Гуннхильд, дочь Ацура Тоти, и привез ее домой. Гуннхильд была очень красива и умна, и умела колдовать. [...]

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

615 Гегель Г. Жизнь Иисуса. – В кн.: Гегель Г. Философия религии. Пер. с нем. Т.1, М., 1975, с.35. При жизни Гегеля книга его не была напечатана. 616 Штраус Д. Жизнь Иисуса. Пер. с нем. Т.1, М., 1907, с.32. 617 Там же. Т.2, с.67 сл., 83 сл. См. также его “Чудеса Христа” (русск. пер., СПб., 1907), где развивается аналогичная точка зрения. О подлинной мессиологии Ветхого Завета см.: прот. Смирнов А. Мессианские ожидания и верования иудеев около времени Иисуса Христа. Казань, 1899; Klausner J. The Messianic Idea in Israel. London, 1956. 618 Гарнак A. Сущность христианства. – В кн.: Общая история европейской культуры. Пер. с нем. Т.5, СПб., 1910, с.49. 619 Schweitzer F. Geschichte der Leben-Jesu Forschung. 1918, p.512. 620 Бердяев Н. Наука о религии и христианская апологетика. — Путь, Париж, YMCA, 1927, N 6, с.63. См. также: Булгаков С. Современное арианство, с.162–163; Жилле Л. В поисках первоначального евангельского предания, с.81–82. 621 См.: Еп.Михаил (Чуб). Христологическая проблема в западном богословии. – БТ. В.4, 1968, с.281 сл.; Рефуле Ф. Иисус – Тот, Кто приходит из иного мира. – Логос, Париж-Брюссель, 1973, N 11–12, с.85 сл. Там указаны основные современные труды о жизни Христа. 622 Leon-Dufour Х. Les Evangiles synoptiques, p.297. 623 Bultmann R. Primitive Christianity in the Contemporary Setting. London, 1964, p.12. 624 Bultmann R. Foi et comprehension, v. I, p.234. 625 Bultmann R. Jesus Christ and Mythology. New York, 1958, p.11. 626 См.: Гибер П. Евангелия: вера и история. – Логос, 1972, N 6, с.9 сл. 627 Желудков С. Почему и я – христианин. Франкфурт, 1973, с.106 сл. 628 Klausner J. Jesus of Nazareth, 1926; Flusser D. Jesus. Hamburg, 1968. 629 Albright W.F. The Archeology of Palestine, p.90. 630 См.: Амусин И. Рукописи Мертвого моря, с.245. 631 Albright W.F. The Archeology of Palestine, p.249. 632 Idem, p.247. 633 См.: Успенский Н. Святые места в Иерусалиме на сегодня. – ЖМП, 1961, N 6, с.11; BTS, 1966, N 86, p.49. 634 Немоевский А. Бог Иисус, с.228. 635 См.: Львов Л. Надпись Понтия Пилата из Кесарии Палестинской. – Вопросы истории, 1965, N 7, с.134–135. Прокуратор отвечал главным образом за сбор налогов, в то время как титул префекта расширял его права в качестве наместника страны. Именно потому в Евангелии Пилат называется .… – правитель (см.: Calderini М.А. L’inscription de Ponce Pilate а Cesaree. – BTS, 1963, N 17, p.8).

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij/8

Разбирательство дела обыкновенно производилось в монастырской казенной келье 618 и на сельском монастырском дворе 619 ; нередко же предварительные розыски и допросы производились в вотчине – на монастырском дворе и вне его (как и, напр., следствия), а дело слушалось и решалось после в казенной монастырской келье. Самое судопроизводство в конце XVII в. является достаточно упорядоченными и во многих случаях сложным. Дело начиналось с подачи челобитной. Она могла быть словесной и «подписной» (письменной); в первом случае, если представлялось нужным более или менее сложное делопроизводство, оно нередко записывалось там и тем лицом, где и кому подавалась 620 . Словесная челобитная подавалась посельскому, приказчику, казначею и архимандриту. Во втором случае челобитная писалась по определенной форме и подписывалась челобитчиком или кем-либо вместо него, отчего и называлась подписной. По содержанию своему челобитные были различны: явочная («челобитье и явка») или известная («челобитье и извет») 621 , исковая и мировая. Первыми дело начиналось, а последними заканчивалось. О мировой скажу немного позже, теперь же об явочной и исковой. Первой еще не начинался собственно иск, а, так сказать, констатировался какой-нибудь факт, сообщался какой-нибудь материал для того, чтобы после можно было им воспользоваться при иске, или чтобы «очиститься» в случае возможных подозрений и опасности быть привлеченным к ответственности. Напр., лесовой сторож бьет челом и являет Солотч. архимандриту о порубке монастырскими служними детьми сосны с гранью на рубеже отводного монастырского леса, чтоб «от вел. Государей в пени и в опале и от воевод в харчах и в убытках и в великом теснении не быть» 622 . Приезжавшие к Л. Н. Нарышкину с подарками поп и крестьяне с. Носивых (его вотчины, Шацкого уезда) на дороге были ограблены и избиты Рюминым, головою кружечного двора в с. Путятине (Переяславского уезда), и дали ему, по принуждению, ложные заемные памяти и расписки; обо всем этом они являют своей челобитной в Солотчинском монастыре и просят «челобитную взять в монастырскую казну впредь для очистки» 623 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Отличие Библии от произведений человеческих заключается в том, что она может быть читаема непрестанно в течение целой человеческой жизни. Как благовонные ароматы, – чем более трутся пальцами, тем более издают благовония, таково же действие и Писания: «чем более стараешься входить в него, тем более находишь в нём сокровищ» 620 . С одним Евангелием или Новым Заветом можно целый век прожить и все читать, и до конца не дочитаешь. «Сто раз прочитай, а там все больше остается недочитанного» 621 . Те, которые не находят времени читать и перечитывать Писание дома, в удобном положении, пусть приведут себе на память пример евнуха царицы эфиопской, который читал книгу пророка Исаии, когда ехал в коляске и встретился с апостолом. «Ведь не совсем удобно, напротив, даже очень трудно, совершая, таким образом, путешествие, заниматься чтением; и, однако же, доброе расположение и великое усердие победили все эти препятствия» 622 . § 145. Её темнота Пример евнуха устраняет еще другое возражение против чтения Писания. А именно, – евнух «не говорил того, что ныне многие говорят: я не понимаю того, что там содержится, не могу постигнуть глубины того, что написано, зачем же мне попусту и понапрасну предпринимать труд, читать? Ничего такого не подумал этот невежда языком, но любомудрый умом, – нет, помыслив, что он не будет презрен Богом, но скоро получит помощь свыше, если только сделает, что он может сделать, он усердно занимался чтением. Поэтому и человеколюбивый Владыка, видя доброе его расположение, не презрел его, не оставил без внимания, но немедленно послал ему наставника. Обрати же внимание и на премудрость Божию, как Бог попустил сначала ему сделать все, что от него зависело, а потом уже явил ему и Свою помощь» 623 . Положение евнуха было беспомощнее до явления апостола, чем наше, потому что он не ведал того Лица, в котором исполнились пророчества Ветхого Завета. Но для нас покров с Ветхого Завета снят; мы знаем, что он был подобием, тенью Нового. «Но если бы ты и не понимал того, что содержится в Писании, все же от самого чтения получишь освящение. Впрочем, и быть не может, чтоб ты равно всего не понимал. Апостолы и пророки изложили ясным и понятным образом, дабы для всех понятно было читаемое, дабы и ремесленник, и слуга, и вдова, и самый малосмысленный человек приобретали какую-нибудь пользу от слушания. Кто слышит: блаженны кроткие, блаженны милостивые, блаженны чистые сердцем и другое, сему подобное, будет ли иметь нужду в учителе, дабы уразуметь это? А знамения, чудеса, повествования, не каждому ли ясны и понятны? Это только предлог, отговорки, покров для лености. Можешь ли ты когда-нибудь понять, когда ты вовсе не заглядываешь в Библию ? Возьми в руки Библию, прочитай всю историю и, содержа в памяти понятное, чаще пересматривай непонятное и неясное. Если же и при постоянном чтении не можешь уразуметь того, что читаешь, поди, к тому, кто мудрее, сходи к учителю» 624 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

584 См. выше. 585 Правила поместн. соборов с толкованиями, стр. 1246. Изд. Общ. любит, дух. просвещения. 586 Hefele . В. II, 618. 620—622. 587 Творения Нила Синайского в русск. переводе. Т. III, 37. Изд. Моск. акад. 588 Творения Нила, стр. 23—24. 589 Казанский П. С . История православного монашества на Востоке. Часть II, стр. 245. М., 1856. 590 Письмо к Евстохию. Т. 1, стр. 132. Киев, 1879. Ср. т. V, 130. 591 Hefele . В. II, S. 71. 592 Преображенский . Восточные и западные школы и т. д., стр. 306—307. И другие западные епископы рассуждали подобным же образом. Вот каких мыслей по вопросу о науках держался в VI в. Эннодий, епископ Тицинийский (von Ticinium), сам считавшийся человеком красноречивым и даже поэтом. Он так писал к одному поэту, по имени Аратору: «Если хочешь выслушать мое мнение, то знай, что самое имя свободных искусств (наук), я презираю»; а свои поэтические занятия именует «забвением его христианского призвания». Franz . Cassiodorius... , S. 40. 593 Преображенский . Стр. 331—334. Franz . Aurel. Cassiodorius, S. 19, 22. 594 Harnack . Die Quellen der apostolischen Kirchenordnung. S. 8—9; 12; 17—18—20—1; 24. 595 Св. Киприан. Творения его в русск. перев. Том. II (Книга «О падших»), стр. 151. Киев, 1891. 596 Там же. Том I (письмо 45), стр. 244. Киев, 1891. 597 Origenis. In Matth. homil. 16, cap. 20, 22. Migne . Patr. Curs. Gr. Tom. 13, col. 1445, 1448. 598 Origenis . In Matth. 61, 62. Op. cit., 1695, 1699. 599 Origenis . In Matth. horn. 16, cap. 22. Op. cit. col. 1449. 600 Апостольск. Постановл., кн . II, 47—53. 601 Там же. гл. 47. Правила Апостольские , 66, 67, 72, 84. 602 «Мы хотим победить дьявола и собственные влечения», — надменно рассуждали эти аскеты (из одного арабского церковного правила). В объяснение этого явления могут сказать и говорят: «сильные религиозные движения заставляют забывать ограниченность человеческой природы и играть опасностями, перед которыми в других случаях обыкновенно отступают. Считали делом несомненным, что каждый христианин в состоянии победить мир и его страсти...». Achelis . Virgines subintroductae. Ein Beitrag zu 1 Kor. VII Kapit. S. 57. 74. Leipzig, 1902.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2642...

— Поверьте мне, — продолжал стоящий на верном пути друг мой, — что теперь самое лучшее дело — это молиться. Да, именно молиться, но молиться не здесь, не на этом смрадном ингерманландском болоте, где все высокие порывы души угнетаются миазмами равнодушия и разврата, а молиться вне Петербурга, у великих народных святынь, у гробов, в которых святые останки… Что до меня, то я здесь не выдерживаю, я завтра же уезжаю ненадолго и недалеко, но я хвачу чистых впечатлений и вернусь сюда с полной грудью» (там же, стр. 90). По указанию А. Н. Лескова, имеется в виду А. А. Радонежский — чиновник и литератор, выпускавший «елейно-ёрнические изданьица». «Он тщательно обхаживал Лескова в период устройства себя в Ученый комитет Министерства народного просвещения, членом которого состоял в то время Лесков». После отчисления Лескова от службы за вредное направление его литературной деятельности «благочестивый и мудроосмотрительный «приятель» больше у Лескова зрим не был» (там же, стр. 100). 619 …в сопровождении одного легконравного артиста…— По указанию А. Н. Лескова, «по всей вероятности Базаров — актер и антрепренер театра в так называвшемся в просторечии «Приказчичьем» клубе, на Владимирском проспекте… в котором… происходили довольно фривольные маскарады» (там же, стр. 100–101). 620 …под звуки скобелевского марша…— Скобелев Михаил Дмитриевич (1843–1882), генерал-адъютант; получил особенную известность в русско-турецкой войне 1877–1878 годов. Популярность марша в честь Скобелева в это время связана, очевидно, с недавней смертью генерала. 621 «Проствейн» — шутливое название водки, соединение русского «простое» с немецким «вейн» (вино). 622 Сужект — шутливое соединение слов: сюжет и субъект. 623 Его, как Ерша Ершовича, по всем русским рекам и морям знают. — В популярной сатире XVII века «Повесть о Ерше Ершовиче» герой, «ябедник, вор и разбойник» Ерш Ершович хвастает, что его знает «весь мир во многих людях и городах». 624 …мне казалось, что в нем сидит не один Собакевич, а и Константин Костанджогло, который рыбью шелуху варит. — В третьей главе II тома «Мертвых душ» «идеальный помещик» Костанжогло ругает помещиков, увлекающихся хозяйственными реформами по западным образцам и строительством заводов и фабрик, которым он противопоставляет «законно», «естественно» возникающие предприятия; приводится такой пример последних: «Рыбью шелуху сбрасывали на мой берег в продолжение шести лет сряду промышленники, — ну, куда ее девать? Я начал из нее варить клей, да сорок тысяч и взял». 625

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Выше я указал, как давит демон уныния на душу и тело человека в обычном порядке – иногда больше, иногда меньше. Но порой, попущением Божиим, диавол настолько сильно омрачает ум и сердце человека, что состояние это можно не иначе назвать, как «вкушением геенны» (св. Исаак Сирин ) 620 Случается подобное состояние исключительно с гордыми душами 621 которые в этом припадке черной меланхолии кончают нередко жизнь самоубийством. Что всего страннее, последнее не редкость там, где, казалось бы, людям и унывать не нужно; я разумею английских миллионеров, среди полной роскоши насильственно умерщвляющих себя в состоянии «сплина» 622 Психиатры тоже стараются что-то тут понять. Образчик их умствований можно видеть в исследовании бесовской одержимости Саула, первого царя израильского (1095–1055 гг. до Р. X.), и в тех выводах, к которым они приходят. В Библии просто говорится об этом событии: «И было на другой день: напал злой дух – (руах раа) – от Бога на Саула, и он бесновался – – в доме своем» ( 1Цар. 18, 10 ). Ученые же думают, что дело будет понятнее, если находить здесь «нейралгию серого вещества головного мозга» (Mendel) или «нарушение питания головного мозга» (П. Ковалевский). Отсюда «предсказание» (как они выражаются, присваивая себе чужие вещи), при этом сатанинском состоянии, «благоприятного исхода, особенно в тех случаях, где общее питание организма может быть легко поправимо» 623 У подвижников высшая степень уныния бывает только по причине зависти к ним демонов. И обыкновенно «скоро посещает душу благодать Божия», как говорит авва Дорофей , сам испытавший это страшное бесовское нашествие и подробно описавший его в своих «Душеполезных поучениях» 624 (с присоединением видения, которым утешил его Бог). Преп. Исаак Сирин говорит 625 «Взглянем, возлюбленные, в душу свою во время молитвы, есть ли в нас при чтении стихов внимательное молитвенное созерцание. Оно бывает следствием истинного безмолвия. И в то время, как бываем в омрачении, не будем смущаться, особливо если не в нас тому причина. Приписывай же это Промыслу Божию, действующему по причинам, известным единому Богу. Ибо в иное время душа наша смертно томится и бывает как бы среди волн; и читает ли человек Писание, или совершает службу, во всяком деле, за какое ни примется, омрачение у него за омрачением. Таковой оставляет дело, и часто не попускается ему даже приблизиться к оному; и вовсе не верит он, что это – временное с ним изменение и что бывает он и в мире. Этот час исполнен отчаяния и страха; надежда на Бога и утешение веры в Него совершенно отмещутся душою; и вся она всецело исполняется сомнения и страха. Претерпевшие искушение в этой волне часа сего по опыту знают, какое изменение последует при окончании его. Но Бог не оставляет души в таком состоянии на целый день; потому что она утратила бы надежду христианскую. Напротив того, скоро творит и избытые ( 1Кор. 10, 13 ). Если же тревожное состояние этого омрачения продолжится более, то вскоре ожидай изменения самой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

К (нам), ныне бодрственно от ночи 579 дел 580 омраченнаго 581 заблуждения 582 совершающим 583 песнь 584 (Тебе), как благодетель 585 приди 586 , Христос, очищение 587 наше, подавая 588 удобную 589 стезю 590 , чтобы, взбегая по ней, мы нашли 591 славу 592 . Тропари 5 п. 2 канона Владыка 593 , пришествием 594 (своим) во плоти 595 опять 596 отсекая 597 сильную 598 вражду 599 к нам 600 , разрушил 601 силу 602 властителя 603 душегубца 604 , соединяя 605 мир с невещественными существами, делая 606 доступным 607 Родителя 608 творению. Народ 609 , прежде омраченный 610 , наконец 611 увидел свет 612 вышняго 613 сияния 614 ; язычников 615 же Сын приносит Богу (в)наследие 616 , подавая 617 неизреченную 618 благодать там 619 , где наиболее 620 процветал 621 грех 622 . Песнь 6-я 1-го канона Доводя до конца раскрытие внутренней сущности события и достигая в этом раскрытии зенита, эта песнь останавливается на Божестве рождающегося Христа, показывая, что с ним, Божеством, сделалось при воплощении или точнее – что с ним ничего не сделалось при этом, что решительно ничего не потеряло оно из своей высочайшей духовности. («Слово») (ирмос), из своей беспредельности (I тропарь) и вечности (2-й); а между тем от соприкосновения Его с человеком природа последнего восполнила свои лишения. Это восполнение началось с самой Богородительницы: Она при рождении сохранилась нетленною (ирмос); человечество разрешено от грехов (1 троп.) и смерти (будущий век; 2-й троп.). Весь этот круг мыслей, соответственно библейскому образцу песни, возводится к тому прообразу события, которое представлял собою пр. Иона, выброшенный после поглощения его морским зверем с тою же легкостью, с какою распложаются живородящие морские крупные рыбы. Ирмос 6-й 1 канона Из чрева 623 Иону (как) младенца 624 морской 625 зверь извергнул 626 , каким принял; а Слово, вселившись в Деву и принявши 627 плоть, прошло сохранив 628 (Её) нетленною 629 ; ибо Оно сохранило 630 родившую неповрежденною 631 тлением 632 , какому и само неподвержено 633 .

http://predanie.ru/book/220333-rozhdestv...

605 Печерин В. С. Замогильные записки.//Русское общество 30-х годов XIX века. Люди и идеи. Мемуары современников. – М., 1989, с. 242. 606 Откровения бл. Анджелы. Перевод и вступительная статья проф. Л. П. Карсавина. – М., 1918, с. 150-151. 607 Откровения бл. Анджелы. с. 118. 608 Откровения бл. Анджелы. с. 137. 609 Откровения бл. Анджелы. с. 159. 610 Откровения бл. Анджелы. с. 138. 611 Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1930, с. 868-869. 612 Откровения бл. Анджелы. с. 157. 613 Откровения бл. Анджелы. с. 101. 614 Вышеславцев Б. П. Сердце в христианской и индийской мистике.//Вопросы философии 1993, с. 75. 615 Вышеславцев Б. П. Этика преображенного эроса. – М., 1994, с. 73. 616 де Лобье П. Время конца времен. Эссе на тему христианской эсхатологии. – М., 1995, сс. 109-110. 617 там же. с. 112. 618 Соответствующие цитаты из энциклики Dominum et vivificentem (1986) см.: де Лобье П. Время конца времен. сс. 126-127. 619 преп. Симеон Новый Богослов. Божественные гимны. – Сергиев Посад, 1917, с. 263. 620 Рерих Е. И. Огненный опыт. с. 84. 621 Труд. 1.7. 1995. Это вполне близко к стандартам современного «цивилизованного мира»: «По некоторым данным, в одном только Лос-Анджелесе около тысячи активных „контактеров“. (Берри Г. Дж. Во что они верят. – М., 1994, с. 158). 622 Резник Б. Астральные тайны пропавшего самолета.//Известия. 15.12.1995. 127 экстрасенсов заверяли, что они точно знают место, где упал ТУ-154, летевший из Южно-Сахалинска. Но спасатели, вылетавшие каждый раз по указываемым координатам, так ничего и не нашли… Аркадий Мурашев, бывший руководитель московской милиции, рассказывал мне, что он специально интересовался – были ли случаи раскрытия преступлений (хотя бы угона машин) с помощью экстрансенсов. Ответ был однозначен: ни в российской, ни в мировой практике не зафиксировано случая, чтобы экстрасенсы не соврали. Совсем легко можно установить достоинство многочисленных самозваных пророков, если просто полистать газеты годичной давности: взять околоновогодние номера (каждая из газет публиковала прогнозы астрологов и экстрасенсов на наступающий год) и посмотреть – что же из обещанного исполнилось…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

д. Несмотря на крупные авторитеты, придерживающиеся этой теории о заимствовании христианством соборов от языческих собраний, мы не разделяем этого воззрения. Дело в том, что главнейший аргумент в пользу этой теории – совпадение округов и их центров – как мы уже раньше доказали является не подражанием, а следствием распространения христианства по различным округам в зависимости от этнографических, исторических и других особенностей. Что же касается регулярности тех и других (ежегодно) и т. п. – то все это явления случайныя и заключать из них о каузальной свяги между этими двумя институтами никоим образом нельзя. Как бы там ни было, но под влиянием всего вышесказанного, именно – развития учения об апостольском преемстве, настоятельной необходимости в совместных совещаниях епископов для установления однообразия в церковной дисциплине и догме и для облегчения рецепции по этим вопросам, неотразимого влияния античной жизни, а также все более растущей потребности в церковной организации христианские соборы делаются прочно установленным институтом. Так уже Тертуллиан в самом начале III века говорит о соборах, как господствующем обычае в греческих странах 614 , а несколько десятилетий спустя Фирмилиан и Киприан упоминают о соборах, как правильно функционирующем учреждении для определенного округа, имеющем определенное место и время не только в Азии, но и в Латинской Африке, где их,, по-видимому, во времена Тертуллиана еще не существовало 615 . То же самое удостоверено и никейским собором, который в своем каноне 5-ом, ссылаясь на древнее правило, установил регулярное созвание соборов два раза в год – «один перед четыредесятницей, дабы по прекращении всякой вражды, приносим был чистый дар Богу, а другой – около осенняго времени» 616 . IV. Христианские соборы II и III веков Древнейшими известными нам соборами были соборы по поводу учения Монтана, проповедавшего живое духовное общение с Божеством, общение, свободное от иерархии и обрядов и проявляющееся в индивидуальных харизмах, т. е., особых дарах св. Духа, преимущественно в даре пророческом 617 . По случаю появления монтанизма, «верующие по словам антимонтаниста у Евсевия 618 , начали часто и во многих местах Азии собираться и, изследовав новое учение, объявляли его нечестивым и опровергали, как еретическое». Вот все, что знаем мы верного об этих соборах. Правда, в папском libellus synodicus мы читаем: «св. поместный собор собран был в Иераполе в Азии Аполлинарием, епископом этого города, из 26 других епископов. Здесь были обличены и отлучены Монтан и Максимилла лжепророки, а также Феодорит антитринитарий 619 . Но на это свидетельство, справедливо замечает Зом 620 , полагаться нельзя, так как libellus synodicus, по сообщению Гефеле, был составлен не ранее конца IX века 621 . Время соборов против монтанизма спорно. Гефеле относит их к половине II века 622 , напротив современная наука на основании главным образом хроники Евсевия к семидесятым годам II века (172–177 г.) 623 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010