Только не препятствуйте им взять мое тело, когда они попросят его, потому что великое наводнение 531 и великие чудеса произойдут в месте, в котором положат мое тело. И страны все придут к моему святилищу 532 , и великие чудеса произойдут там. где отрубят мне голову, все страны придут к моему святилищу ради чудес, которые произойдут в нем, потому что я – юноша двадцати лет 533 . Я прошу вас всех, мои соратники, потому что я пойду к моему Господу Иисусу Христу, ибо это есть день (моей кончины), который я жду. Вот он пришел сегодня ко мне». Тотчас же надели повязку на его рот. Апа Виктор сказал палачу: «Кончай со мной скорее, ради ангелов, которые ожидают меня». Не понравилось (это) палачу. Но он ударил его мечом, и его голова повисла на коже. Он был в муках, и его дух стеснился в нем. Он посмотрел и увидел Ориона, воина, и сказал ему: «Возьми меч из руки этого беззаконного и прикончи меня, потому что этот беззаконный сиутец 534 сделал много зла в моей жизни, и в моей смерти он снова терзает мой дух, но Господь отплатит ему за (все) то, что он сделал мне». Орион воин сказал апе Виктору: «Мой господин, не подумай обо мне в твоем сердце, будто я подниму руку на моего соратника. Клянусь твоим спасением, о мой брат апа Виктор, и твоим мучением 535 (букв, «которое на тебе»), я не поднимал руки (даже) на птицу, чтобы пролить ее кровь. Да не будет, чтобы я поднял мою руку на тебя. Но помяни меня в месте, в которое ты пойдешь». Ответил апа Виктор: «Господь Иисус Христос умилосердится над тобой, потому что в этом году ты умрешь, и Господь отпустит тебе твои грехи, и престол мучеников явится пред тобой, и я буду следовать за ними и петь вместе с ними». Орион закрыл лицо платком. Сказал (апа Виктор): «Прошу тебя очень, о мой возлюбленный брат!». И он ударил его мечом. Вся крепость сотряслась трижды. Он же отсек ему голову. Он завершил свое мучение. Орион же поднял свои глаза к небу. Он увидел душу апы Виктора, и была она завернута в одеяния виссоновые. Святые приветствовали душу апы Виктора. А когда отсекли его голову, кровь вышла и молоко 536 . Он завершил свое славное мучение двадцать седьмого числа месяца пармуте 537 , в десять часов дня 538 . И слова все, которые он сказал, пока не отсекли ему голову, суть истинные. Мир всем, которые стали мучениками во имя нашего Господа Иисуса Христа, Того, Которому слава, и Его Отцу благому, и Духу Святому, животворящему и единосущному, ныне и присно и во веки веков. Аминь. 489 Роман (так же, как Василид и Эвий, см. прим. 492) упоминается и в других мартириях. Исторических сведений о нем нет.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

521 Очерк истории Смоленской дух. Семинарии, И. Сперанского, стр. 26; Полное собрание постановл. и распоряж. по ведом. правосл. испов., т. 5, 2212, стр. 312. 524 Очерк истории Смоленской дух. Семинарии, И. Сперанского, стр. 26; см. Полное собрание постановлений и распоряж. по ведомству правосл. испов., т. 6, 2212. 528 Помянутое дело архива Св. Синода, т. 2, л. 210 на обор.; Очерк истории Смоленской дух. Семинарии, И. Сперанского, стр. 26. 532 Очерк истории Смоленской дух. Семинарии, И. Сперанского, стр. 26. Едва ли не одно лицо с Арянским. 533 Помянутое дело архива Св. Синода, 1737 г., т. 2, л. 210; т. 4, л. 392 и 768, и т. 5, л. 482 и сл.; см. «Очерк» И. Сперанского, стр. 26. 538 Указн. кн. Киев. Дух. Консистории за 1750–53 г.г., 9, 10 и 11. «Очерк истории Западно-Русской церкви», Ил. Чистовича. ч. 1, С. П. Бург, 1882 г., стр. 101 и 166. 539 Помянутое дело архива Св. Синода т. 4, л. 392 и след.; «Киев. Академия в первой половине 18 столетия», Д. Вишневского, стр. 163 и 308. 548 Помянутое дело архива Св. Синода, т. 4, л. 392, 768, и т. 5, л. 277 и 482; см. «Очерк» Сперанского, стр. 28. 551 Киев. Академия в первой половине 18 столетия, Д. Вишневского, стр. 100; и помянутое дело Св. Син., т. 5, л. 277, 482 и след. 556 Там же. С именем Григория значится в списке 1727 г. между учениками инфимы. См. Описание документов и дел архива Св. Синода, т. 7, Приложение 8; Труды Киев. Дух. Акад., август, 1903 г., стр. 627. 559 Очерк истории Смоленской дух. Семинарии, И. Сперанского, стр. 28 и 29. В 1743–41 г. Ф. Навроцкий учился в Киев. Академии в классе философии. См. помянутое дело архива Св. Синода, т. 5, л. 57. 560 Киев. Академия в первой половине 18 столетия, Д. Вишневского, стр. 118. Он был здесь учителем синтаксимы и в 1746–7 г.; См. указн. кн. Киев. Дух. Консист. за 1747 г., 9. 572 Описание документов и дел архива Св. Синода, т. 12, стр. 52. Значение Киев. Акад. в развитии дух. школ в России. 576 «Выписка о семинариях» в рукописи Киево-Соф. собора, 177, л. 302 на обор.; см. «Историю Росс. иерархии», Амвросия. 1807 г., ч. 1, стр. 431.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

524 Злат.: πειλε ; в Лукиан. сп. πειλεται , хотя смысл одинаков. 525 τκνον ­­ «чадо» , читаемое обыкновенно в греч. сп., у Злат. опущено. 526 Слова: ες τν Μεσοποταμαν ­­ «в Месопотамию» (Слав. Б.) не читаются, согласно с Бодлеан., Коислиан. (15 у Holmes)u др., а также с евр. т.; в Лукиан. — читаются. 527 τ οικονομ τ μελλοσ . 528 Злат.: λλ согласно с сп. Дорофея; в Лукиан. и проч. не читается, равно как и в евр. т. 529 — πορεου согласно с тем же сп. Дорофея; в Лукиан., Алекс. и др. вместо этого читается: πδραθι ­­ «отбежи» (Слав. Б.). 530 Имя Βαθουλ ­­ «Вафуила» , читаемое обыкновенно в греч. сп., как и в евр. т., у Злат. опущено. 531 κεθεν согласно с Алекс. и мн. др. сп. и евр. т.; в Лукиан. сп. оно не читается. 532 Имя Λαβν ­­ «Лавана» также опущено у Злат. 533 Злат.: ελογσει σε κα αξσει σε κα πληθυνε σε κα ση... согласно с сп. Дорофея, 59, 79 (у «Holmes») и евр. т.; вместо этого в Лукиан. сп. ελογσαι σε, τκνον, κα πληθναι σε κα σει ­­ «да благословит тя, чадо, и да умножит тя и будеши»; последнее чтение греч. текста отличается от первого тем, что употребляет первые два глагола в повелит. накл. вместо будущего времени, как в евр. т., прибавляет слово: «чадо», нечитаемое и в евр. т., и слова: «и возрастит тя» опускает. 534 Дополнение: κεν ­­ «оним» (Слав. Б.), читаемое в Лукиан., Алекс. и др. сп. согласно с евр. т., у Злат. не читается. 535 Απλαστος γρ, как переведено у 70-ти евр. слово «там», значит собственно: «простой»; в Слав. Б. оно переведено: «не лукав» . 536 Злат.: ν согласно с сп. Дорофея; в Лукиан. и др. сп. не читается. 537 Επ ατς согласно с сп. Дорофея, Алекс. и др., вместо π ατν ­­ «на нее» в Лукиан. сп. 538 В Лукиан. сп. здесь иное расположение слов: το πατρς σου Αβραμ ­­ «отца твоего Авраама». 539 Злат.: Κα γρ τν, φ σ καθεδεις, чему в Лукиан. сп. соответствует: γ, εφ ν σ καθευδεις π ατς ­­ «земля, на которой ты «спишь» на ней». 540 Злат.: Μετ σο εμι διαφυλασσων σε ν τ δ πασ, чему в Лукиан. сп. соответствует: γ μετ σο διαφυλασσων σε ν τ γ παση ­­ «Я с тобою, сохраняя тебя на всякой земле»; первое чтение ближе к евр. т.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3387...

Читанная профессором еще в 50-е годы 532 «сотириологическая система», правда, «не была развита научно и, кроме того, будучи вся целиком основана на непосредственном, даже личном религиозном чувстве этого симпатичного богослова, была в постоянной опасности от вторжения в нее субъективно произвольных и особенно мистических начал» 533 ; но она, безспорно, замечательна тем, что автор её задался целью оживить свою науку, оставив тот в общем полумертвый путь, по какому она, за немногими исключениями, дотоле шла 534 . Талантливый профессор увлекал своих слушателей своими лекциями в необыкновенной мере и вообще обладал необходимыми данными для того, чтобы со временем стать творцом оригинальной и жизненной нравоучительной системы 535 ; но, к сожалению, его деятельность – как профессора Нравственного Богословия – была кратковременна 536 , и уже по этой одной причине он не создал ничего особенного, а что и успел создать, не все, – поскольку иметь в виду сделанное им по данной науке, – напечатал 537 . А по тем обрывкам, какие от него до нас там или сям уцелели, судить о нем слишком трудно и до известной степени рискованно.. Затем в течение разсматриваемого нами периода времени в русской литературе появилось несколько сочинений – как оригинальных, так и переводных, которые, специально относясь к области не Нравственного Богословия, а нравственной философии, тем не менее не были всецело безполезны и для целей первого и потому могут быть, по крайней мере, слегка оттенены нами здесь. Укажем, в частности, два из них: одно – П. Л. Лаврова: «Очерки вопросов практической философи. И. Личность» (Спб. 1860 г.) и другое – Кабаниса: «Отношения между физическою и нравственною природою человека» (с франц. яз.) (т. I-II; Спб. 1865 –1866 гг.). Лавров – «философ позитивистического направления» 538 . Отсюда наиболее существенные особенности его нравственного мировоззрения уже заранее известны. Для представителей Нравственного Богословия последнее могло иметь то значение, что вызывало их на защиту специально христианского понимания дела в противовес навязываемому этим незрелым русским мыслителем представлению его.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Ф. Лосев 528 , Г. Зяблицев 529 , А. Р. Фокин 530 , В. В. Ноздрин 531 ), Иерониму Стридонскому ( А. Р. Фокин 532 ), Викентию Леринскому ( А. Р. Фокин 533 ), Льву Великому ( А. Р. Фокин 534 ), Геннадию Марсельскому ( А. Р. Фокин 535 ), Фульгенцию Руспийскому ( А. Р. Фокин 536 ), Боэцию (Г. Г. Майоров 537 , А. Р. Фокин 538 ), Григорию Великому ( А. Р. Фокин 539 ), Исидору Севильскому ( А. Р. Фокин 540 ) и Беде Достопочтенному ( А. Р. Фокин 541 ). При этом роль античной философии в формировании латинской тринитарной доктрины в той или иной степени исследовалась только в работах П. Верещатского, А. А. Спасского, Г. Г. Майорова, А. Ф. Лосева , Г. Зяблицева, В. В. Ноздрина и автора настоящей диссертации. Статьи П. Верещатского 542 и Г. Зяблицева 543 о тринитарном учении Августина мы уже упоминали. Более весомым является фундаментальный труд А. А. Спасского 544 , посвященный истории возникновения и развития тринитарного вопроса в христианской теологии I-IV вв. Большую его часть занимает исследование арианских споров на востоке империи. Из латинских теологов Спасский рассматривает только учение Тертуллиана , которому посвящает несколько страниц своего исследования. Там он делает оригинальную, но неубедительную попытку вывести тринитарную терминологию Тертуллиана из стоической онтологии, в частности, из учения о категориях 545 . В монументальном труде А. Ф. Лосева «История античной эстетики» 546 и во введении в латинскую патристику Г. Г. Майорова 547 по несколько страниц отводится тринитарному учению Илария Пиктавийского , Мария Викторина и Августина, а также их отношению к античной философии в целом 548 . Однако обе эти работы носят слишком общий и обзорный (если не сказать поверхностный) характер и не могут рассматриваться в качестве оригинальных и глубоких исследований по интересующей нас теме. Более специальному вопросу посвящена кандидатская диссертация В. В. Ноздрина, озаглавленная «Философско-теологические истоки тринитарной концепции Аврелия Августина » 549 . Однако, несмотря на многообещающее заглавие, автор не пошел в своем исследовании далее близкого к тексту перессказа и рационального анализа основных идей трактата Августина «О Троице», доступного ему исключительно в далеком от точности русском переводе, без всякой опоры на латинский оригинал и тем более на другие труды Августина, равно как и без какого-либо мало-мальского знакомства с зарубежной исследовательской литературой по данному вопросу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Кроме храмов Юстиниан воздвигал и другие сооружения и прежде всего отстраивалось в более роскошном виде то, что погибло в пожарах 532 года. Так, был отстроен парадный вход во дворец с роскошным порталом, носивший имя Халки. Здание было закончено постройкой в 538 году. 764 Стены портала были украшены мрамором разных цветов и мозаиками, на которых были изображены славные победы Юстиниана. Прокопий сохранил свидетельство, что там было изображение Юстиниана и Феодоры, Велизария, плененных им царей и привезенных им сокровищ. 765 На площади, носившей имя Августей, воздвигнута была конная статуя Юстиниана в облачении античного героя, Ахилла, как тогда говорили, с державой и крестом в правой руке. Открытие этой статуи в 543 году сопровождалось, по старым обычаям, великолепными торжествами. 766 В роскошном портике, обращенном к Пропонтиде, к югу от дворца была сооружена статуя императрицы, бессильная, по словам Прокопия, передать ее дивную красоту. 767 Столица империи являлась при Юстиниане центром художественного творчества во всех сферах искусства; создания Юстиниана заслонили собою все славные памятники прежнего времени, и волны того движения, которое совершалось в Константинополе, расходились по всему миру. Старый Рим ослабел и пал в тяжких борениях готской войны и под воздействием духа времени стал превращаться в город монастырей и монахов. Константинополь не имел соперника. От всего блеска и роскоши богатого творчества в сфере искусства того времени в Константинополе уцелел до наших дней только храм св. Софии, и то лишь как памятник архитектуры. Более благоприятная судьба выпала на долю Равенны, которая и после падения готского царства удержала за собою значение административного и культурного центра. Уцелевшие в этом городе великолепные храмы являются и поныне живыми свидетелями о высоком развитии искусства в блестящий век Юстиниана. В течение почти полвека судьбы империи направлял Юстиниан; простой селянин, выросший в сельской обстановке в западной области империи, он воспринял через школу идею римского миродержавия и достойно носил императорский венец. Первым важным делом общего значения, с которым он связал свое имя, было устранение раскола с римской церковью и восстановление церковного единства. То была реакция против политики Анастасия, который проще понимал реальные интересы своего царства и считался с условиями настоящего. Идеал церковного единства пленял Юстиниана, как и многих его современников, являясь отображением в религиозной сфере римской идеи миродержавия.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

524 TGF, fr. 112. 525 Euripides, Iphigenia at Aulis, 161—3. 526 Euripides, Antiope, fr. 211. 527 Euripides, Supplices, 269—70. 528 FPG I, 200; cf. Plutarchus, Moralia, 286 d-e. 529 Cf. Apollonius, Mirabilia, 46. 530 Mt. 8:22. «Пусть мертвые хоронят своих мертвецов». Далее Климент предлагает метафорическое понимание этого пассажа. 531 Cf. Col. 3: 1,5. 532 Этому положению следовали николаелиты, см.: Strom. II 118, 3. 533 Cf. Mt. 6: 24. 534 Ephes. 4: 20—24; 5: 1—4; 5.11. 535 Ср. высказывания Тертуллиана (Adversus valentinianos, 4, 2) и Иринея (Adversus haereses I, 11, 1), где также говорится о семени некой древней доктрины, от которой «зачали» валентиниане. Это вербальное сходство весьма примечательно. О возможном смысле пассажей Иринея и Тертуллиана см. статью: Quispel G. Valentinus and the Gnostikoi. — Vigiliae Christianae 50 (1996), p. 1—4, однако это место там не упоминается. 536 Io. 8:34. Однако это слова Иисуса. Возможно, в тексте лакуна. 537 I Joh. 1: 6—7. 538 Согласно Епифанию (Panarion 45, 2) таких воззрений придерживались гностики севериане. 539 Cf. Mt. 5: 25. Точный текст таков: «Мирись с соперником своим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье (…) и не ввергли бы тебя в темницу. Истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда пока не отдашь до последнего кодранта». Как видим, толкование этого пассажа Климентом существенно изменяет контекст и смысл евангельской заповеди. 540 Cf. Didache 2, 1. 541 Herodotus, 7, 55. 542 Cf. Gen. 1:29; 6: 2. 543 Andronicus, De affect. 12, 4 Kreuttner. 544 Hesiodus, Opera et dies, 211. 545 Так Гомер называет Сциллу (Odyssea, XII, 118). 546 Gal. 2: 11; 3: 1—3, 5—6, 8—9. 547 Aristoteles, Ethica Nicomachea, I 4, 1096 b 29. 548 Цитата из утраченного Евангелия от египтян. Фрагменты см.: Hennecke-Schneemelcher, New Testament Apocrypha, 1.166—9. Климент часто упоминает об этом тексте, вероятно, весьма популярном в Александрии. См. его Excerpta ex Theodoto, 67, а также далее в этой книге (Strom. III, 63—64). 549 Mt. 19: 3—9; 22: 30.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3549...

64. Опять сказал: «У человека, занятого непрестанным созерцанием грехов своих, нет языка для пустых и многих бесед» [ 531 ]. 65. Опять сказал: «Возненавидь все мирское и самый телесный покой, потому что они соделывают тебя врагом Божиим. Как воин, имеющий сопротивника, сражается с ним, так и мы должны сражаться с телом, не допуская ему нежиться и расслабляться от излишнего успокоения» [ 532 ]. Тело, изнеженное излишним успокоением и питанием, делается дебелым, особенно способным к лености, и стяжавает ощущения исключительно плотские; оно сообщает эти ощущения и дебелость сердцу. Плотское вожделение и способность к гневу и ярости необыкновенно усиливаются в таком теле и в таком сердце. Когда страсти эти придут в волнение, то действие их бывает так сильно, что ум не может ни обуздать их, ни противиться им: он низлагается и увлекается ими. 66. Опять сказал: «Истинный подвижник, истинно любящий Бога, должен внимать каждому помыслу своему и рассматривать его, не плотской ли он? доколе действует в каком-либо члене его ветхий человек, дотоле он не признается девственником» [ 533 ]. 67. Спросил я его: «Что значит прошение, произносимое в молитве евангельской: да святится Имя Твое?» Он сказал: «Это прошение принадлежит достигшим совершенства. В нас, обладаемых страстями, невозможно святиться имени Божию» [ 534 ]. 68. Он повторял изречение древних Отцов: «Отшельничество состоит в бегстве от тела и в постоянном памятовании смерти» [ 535 ]. 69. Он сказал о мире с ближними: «Где нет мира, там не пребывает Бог. Кто видит грехи свои, тот знаком и с миром. Прощение грехов доставляется не местом, а смиренномудрием. Давид, низвергшись в согрешение прелюбодеяния и убийства, не нашел иного жертвоприношения, благоприятного Богу, кроме духа сокрушенного и смиренного» [ 536 ]. 70. Опять сказал: «Малодушие и порицание ближнего смущают мысль и не допускают ей видеть свет Божий» [ 537 ]. 71. Опять сказал: «Приложи все старание, чтоб избежать следующих трех страстей, низвращающих душу: любления прибытка и стяжания, любления чести от человеков и любления телесного покоя. Если они победят душу, то лишат ее преуспеяния» [ 538 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

530 . Что касается толкования Евсевия на книгу пророка Исаии, то и в этом сочинении Евсевий увлекается аллегоризацией, с излишним усердием отыскивая у Исаии указания на Иисуса Христа, Его церковь и небесный Иерусалим. Блаженный Иероним делает ему справедливый упрек за то, что он ob-Hviscitur propositi (т. е. забывает о своих намерениях) 531 : ubicunque enim cum historia defecerit, transit ad allegoriam, et ita separata consociat, ut mirer eum nova sermonis fabrica in unum corpus lapidem ferrumque conjungere (т. е. где ему не достает исторических сведений, он переходить там к аллегории и так соединяет раздельное, что нельзя не удивляться его словесному искусству, с каким он соединяет в одно вещество камень и железо) 532 . В самом деле, если уже псалмы давали много простора для аллегоризации, то пророчества Исаии должны были послужить еще более удобным материалом для аллегорических объяснений. Уже в самом начале комментария на книгу Исаии, в словах: „слыши небо и внуши, земле», Евсевий усматривает отношение и к душе и к телу; человек, говорит он, состоит из души и тела: тело из земли, а душа – небесна 533 . Затем стих 3-й относит к иудеям, не принявшим Христа, 4-й ко Христу, 5-й и 6-й также ко Христу, к 13 – 15 к убиению Христа. 16 – 17 к Новому Завету, 19 и 20-й нашествию римлян, 27-й к предстоятелям церкви Христовой, 31 – й к наказанию иудеев за убиение Христа. 534 Под облаками в 5-й главе у Исаии Евсевий разумеет пророков 535 , которые подобны облакам по чистоте и блеску их жизни, под оленями в главе 35-й учеников Спасителя 536 . Что говорится в 45-й главе о Кире, то; по мнению Евсевия, гораздо удобнее может быть отнесено Иисусу Христу; 537 слова Исаии: «положил Господь (меня) как стрелу избранную в луке своем сокрыл меня» указывают, по Евсевию, на воплощение Слова, Которое есть истинная стрела, сокрытая от недостойных очей, как в колчане, в плоти человеческой 538 . Под горами, о которых Исаия говорит, что они будут уравнены для имеющегося возвратиться из плена израильского народа (гл. 49 ст. 11), под этими горами, по мнению Евсевия, должно разуметь человеческие души или Божественные и небесные силы... 539 В трудах Евсевия по Священному Писанию Нового Завета аллегорических истолкований попадается мало, хотя и здесь встречаются иногда оригинальные аллегорические объяснения. Так например под приточною жемчужиною Евсевий видит Единородное Слово Божие; ибо, говорит он, как жемчужина, родясь во плоти, раковине и влаге есть самое драгоценное из произведений вод, представляет собой нечто богоподобное, полное света и духа, так и воплощенное Слово Божие есть духовный свет, исходящий из смертного и влажного тела 540 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozano...

Еще одна социальная роль монаха – речь о которой уже шла – посредника в конфликтных ситуациях (главным образом в хоре) также отражена в нашем источнике. Роль посредника тесно соприкасается с ролью заступника, «патрона». Так, известный подвижник авва Аполлон (cap. 8 ) вмешался в конфликт, возникший между двумя деревнями из-за межей 528 . Второй раз ему приходится улаживать ссору, возникшую между христианской и языческой деревнями 529 . Только благодаря его заступничеству здесь удалось избежать кровавого столкновения. В обоих случаях авва Аполлон либо сам приходит в «эпицентр» конфликта, либо, как сообщается в латинской версии, случайно там оказывается 530 . Однако можно предположить, что к помощи подвижника могла специально прибегнуть одна из конфликтующих сторон. В латинской версии упомянут случай, когда к преп. Макарию (cap. ) приходят с просьбой указать, виноват ли человек, обвиняемый в убийстве. Данный случай любопытен с точки зрения психологии жителей Египта IV в., которые, видимо, иногда склонны были доверять монаху больше, чем судебным властям империи 531 . Есть еще ряд эпизодов, когда жители хоры прибегают к заступничеству монаха, надеясь на чудо. Крестьяне (γεωργο/agricolae) просят авву Бена (cap. 4) избавить их от гиппопотама (πποποτμος/hippopotamus), опустошавшего их земли, а затем крокодила (κροκδειλος/corcodrillus), также доставлявшего им немало неприятностей. Жители хоры 532 приходят к авве Аммону (cap. 9 ) с просьбой умертвить дракона (δρκων/dracon – вероятно, большого крокодила), истреблявшего домашнюю скотину 533 . В «Истории монахов», как и в других наших источниках, мы видим довольно почтительное отношение к духовенству со стороны монахов. Авва Иоанн Ликопольский (cap. I) отказывается начать молитву, узнав, что среди пришедших к нему есть диакон, скрывающий по смирению свой сан. Бывший разбойник Патермуфий (cap. 10 ) получает первые навыки христианской веры у пресвитеров (ο πρεσβτεροι/presbyteri) 534 при церкви, потом удаляется в пустыню, но возвращается оттуда, прося у пресвитеров нового наставления 535 . В другом случае (cap. 12 ) 536 мы узнаем о деревенском священнике 537 , который совершает литургию в одном из монастырей по воскресеньям. При этом, чтобы добраться до монастыря, ему необходимо каждый раз переплывать реку 538 . Этот эпизод подтверждает связи монахов с хорой. Но он интересен и из-за упоминания о священнике, который, не будучи монахом, служит в монастыре. Такая практика была распространена в пахомианских монастырях, но, как видно из нашего примера, не только в них. К отшельнику Иоанну (cap. 13 ) в пустыню приходит пресвитер, который причащает его Св. Тайн.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010