Певцам предписывались и мн. непевч. обязанности, особенно государевым дьякам меньших станиц и патриаршим подьякам. Последние, напр., должны были обеспечить всем необходимым из патриаршей ризницы те московские церкви, где патриарх должен был совершать богослужение в связи с праздником или к.-л. событием. Так, в мае 1634 г. и в мае 1635 г. подьяк Феодор Константинов получал деньги «за провоз» ризницы, ковров, стихарей и лампад, «что возил то от Ризницы» в придел мц. Ирины ц. свт. Николая, «что в углу городовыя стены», когда патриарх «ходил праздновать к царевнину ангелу» (МИАС. Т. 1. Стб. 361, см. также стб. 367, 371, 375 и др.). Певцы выполняли и др. поручения по организации соборных служб. В ходе служб певцы также выполняли ряд непевч. обязанностей. В Чиновниках XVII в. нередко указывается, что подьяки «стелют ковер и орлец посреди церкви» для патриарха, иногда подьяки «поставят токмо ковер да стул с подушкою, а места (патриаршего) не ставят»; при выходе к службе патриарха также сопровождали «со свещами» подьяки; на службах им приходилось совершать чтения («подьяк чредной говорил часы», «подияк начнет чести паремьи»), подносить патриарху посох, книги и т. д. ( Голубцов. Чиновники московские. С. 6, 27, 34, 74 и др.; Дубровский. 1869. С. 40, 55 и др.). В обрядах погребения членов царского дома все певцы центральных хоров обязаны были «в хоромах» и в Архангельском соборе, где совершалось погребение, попеременно читать Псалтирь (РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. 1076. Л. 74-76; Оп. 1. 16770. Л. 1-4; РИБ. Т. 23. Стб. 54-57; МИАС. Т. 1. Стб. 1272-1273 и др.). Во 2-й пол. XVII в. устанавливается порядок, по к-рому в Рождество и на Пасху молодые певцы перед царем и патриархом говорили «речь празничную с поздравлением», или «орацию» (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. 89. Л. 296 об.; 92. Л. 248 об., 249 об.; 108. Л. 190 и др.; Ф. 396. Оп. 1. 19126. Л. 10). Во 2-й пол. 80-х - нач. 90-х гг. XVII в. «орациям» подьяков учил справщик Печатного двора иеродиак. Карион (Истомин ; с 1689 иеромонах) (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. 127. Л. 185; 129. Л.183 и др.).

http://pravenc.ru/text/2579762.html

Fasc. 109. Paris, 1916, p. 396 ss. Милле справедливо обращает внимание на древние изображения распятия: “L’iconographie primitive du Crucifiement montrait non point Jйsus souffrant sur la Croix, mais Dieu triomphant par son sacrifice volontaire. Elle s’attachait non au drame humain, mais au dogme» (p. 396). См. об этом и у Покровского: Цит. соч., с. 314 и далее; и особенно у Reil J. Die altchristliche Bildzyklen des Lebens Jesu//Studien uber Christ, liche Denkmдler/Herausgeg. v. J. Ficker, N. F., Hf. 10. Leipzig, 1910, SS. 21 ff., 451. О древних изображениях на саркофагах Рейль говорит: «Es findet sich keine Leidersszene, in der Christus als Leidender dargestellt ist! Es erscheint immer stets als einer, der Ueber dem Leiden steht... Die Verspottung selbst sieht wie ein Verherrlichung, die Dornkronung wie ein Siegerkronung aus (SS. 21–22). Это остается типичным и позже. Эмоционально-драматические мотивы вторгаются в иконографию довольно поздно – по-видимому, под сиро-палестинским влиянием. В византийской иконописи они утверждаются не раньше XI века, на Западе еще позже, уже после победы францисканского религиозного идеала (ср. Millet G. Op. cit., pp. 399–400 et 555 ss.). См. еще O. Schцnewulf, Die Darstellung Christi//Studien uber Christ, liche Denkmдler/Herausgeg. v. J. Ficker, N. F., Hf. 9. Leipzig, 1909. Конечно, этот иконографический материал требует особого рассмотрения с богословской точки зрения. Канон Великой Субботы, песнь 6, тропарь 1. Канон в неделю жен-мироносиц, песнь 6, тропарь 1. Ср. синаксарь Великой Субботы: “Тление убо Господьское тело претерпе, еже есть разрешение души от тела. Растления же, сиречь разрушения плоти и удес совершенного погубления, никакоже....” Преподобный Иоанн Дамаскин . De fide orth. III, 28, PG 94, 1098, 1100. Различение “тления” и “истления” было выработано в спорах с так называемыми “афтартодокетами.” Этот спор еще ожидает историко-богословского анализа. В последнее время была сделана попытка историко-догматической реабилитации Юлиана Галикарнасского: Draguet R.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

...Принимай несчастье за врачевство, пользуйся искушением надлежащим образом и достигнешь величайшего спокойствия... (свт. Иоанн Златоуст , 49, 382). Бог не оставляет людей навсегда ни в несчастии, чтобы они не изнемогли, ни в счастии, чтобы они не сделались беспечными, но различными способами устрояет их спасение (свт. Иоанн Златоуст , 49, 383). ...Кто богат, тому этого недостаточно для счастья, а нужно присовокупить к тому и здоровье, потому что кто богат, но увечен, тот далек от счастья и даже несчастнее бедных (свт. Иоанн Златоуст , 49, 396). Источник. Многие люди богатые, но страждущие от болезни, считают блаженными бедных, собирающих милостыню по переулкам, а себя несчастными, несмотря на тысячи талантов (свт. Иоанн Златоуст , 49, 396). ...Хотя бы вел жизнь изнеженную и распутную, непременно будешь более любомудрствовать, увидев участь людей в чужих несчастиях. Тогда непременно придет тебе на мысль и тот Страшный день с его различными наказаниями. А когда будешь помнить и размышлять об этом, непременно отвергнешь и гнев, и удовольствие, и пристрастие к житейским вещам и соделаешь душу свою тише самой тихой пристани (свт. Иоанн Златоуст , 52, 400). Счастье легко может обольстить и развратить людей невнимательных (свт. Иоанн Златоуст , 52, 572). Источник. ...Несчастия и огорчения – как бы оселок, изощряющий нас. Потому-то бедные по большей части бывают умнее богатых, подобно как обуреваемые и поражаемые сильными волнами (свт. Иоанн Златоуст , 53, 471). ...Ты, человек, когда находишься в несчастии, не говори: забыл меня Бог; напротив, когда ты находишься во грехах и, тогда особенно, когда все идет у тебя успешно (свт. Иоанн Златоуст , 56, 511). ...Ничто из бывающего с людьми не составляет несчастья, а только – грех, ни бедность, ни болезнь, ни поношение, ни оскорбление, ни бесчестие, ни то, что кажется величайшим из зол – смерть; все это названия только несчастий, в глазах любомудрствующих не имеющие действительного значения. Истинное несчастье состоит в оскорблении Бога и делании чего-либо неугодного Ему (свт. Иоанн Златоуст , 56, 1032). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Г абсбурги, династия европейских правителей – 564 Ганжа Иван, уманский полковник – 574 Гедиминовичи, древний княжеский род – 575 Геннади Г.Н., исследователь – 624 Георгий, св. мученик – 73, 74, 76, 189, 191, 294, 315, 316, 318, 519, 520, 584, 594, 595 Георгий Дука, молдавский господарь – 575 Георгий Куропалат, грузинский царь – 596 Гиппократ, греческий врач и философ – 615 Гоголь Н.В., писатель – 438 Голицын В.В., государственный деятель петровского времени – 618 Голицын Д.М., князь, русский дипломат – 24, 144, 262, 410, 575 Головей Христофор, инженер – 609 Головин А., государственный деятель петровского времени – 616 Головин Ф.А., глава Посольского приказа – 375, 382, 383, 617 Головлев П.Т., добрянский мещанин, владелец рукописи – 496, 531 Головлев Тихон, добрянский мещанин, владелец рукописи – 496, 531 Голубев И.Ф., историк и археограф – 486, 625 Голубев СТ., историк церкви – 484, 624 Гордон П., государственный деятель петровского времени – 616 Григорий, паломник, спутник Иоанна Лукьянова – 176, 301, 397, 443, 453, 544 Григорий Михеич, упоминается в рукописи – 496 Григорович-Барский Василий, писатель-путешественник – 396 Григорьев Матвей, приказчик – 117, 236, 365, 383, 396, 554 Григорьев Яков, старообрядец – 408 Гулиц A.A., киевский губернатор – 618 Гурьянова Н. С., исследователь – 415 Гюльнюш Эметтулах султан, мать турецких султанов Мустафы II и Ахмеда III – 616 Д авид (Давыд), израильско-иудейский царь, библ. – 103, 105, 106, 220, 222, 223, 344, 347, 348, 459, 552, 595, 596, 599, 602, 606, 607, 611–613 Давыд Стефанович (Степанович), калужский купец – 16, 123, 136, 241, 253, 372, 524, 556 Далтабан Мустафа-паша, турецкий визирь-616 Даль В.И., писатель и исследователь – 525, 566, 569, 619 Даниил, игумен, писатель-путешественник – 462, 463, 477, 501, 614, 618 Даниил, пророк, библ. – 7, 471, 562 Данилов Иван, греческий купец – 39, 157, 277 Данциг Б.М., историк – 409, 485, 625 Дашкевич Евстафий, казачий атаман – 573 Дашков П.И., помещик – 387, 389 Девлет-Гирей II, крымский хан – 563, 584

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рукописи безлинейной нотации XVII в.//ГИМ. Уварова 1242 (стихирарь начала XVII в. нотация знаменная, беспометная). РГБ. Ф. 37. 148, первая половина XVII в. (нотация знаменная, беспометная). РГБ. Ф. 229. 38. XVII в. (демественная нотация). РГБ. Ф. 379. 58. Конец XVII в. (нотация знаменная с пометами). РГБ. Ф. 379. 66. Стихирарь месячный середины XVII в. (нотация знаменная пометная). РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. Ч. 7. 3744. РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. Ч. 7. 3750.   Литература 12 сентября — обретение мощей святого благоверного князя Даниила Московского, перенесение мощей святого благоверного князя Александра Невского. Электронный ресурс. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/141045.html (дата обращения: 20.11.2022). Бегунов Ю. К. Древнерусские традиции в произведениях первой четверти XVIII в.//ТОДРЛ. Т. XXVI. Москва; Ленинград, 1971. С. 73. Бурилина Е. Л. Чин «За приливок, о здравии государя»: (история формирования и особенности бытования)//Древнерусская литература. Источниковедение: Сб. науч. трудов/Отв. ред. Д. С. Лихачев. Ленинград: Наука, 1984. Василик В. В. Северная война в гимнографических памятниках Петровской эпохи (Служба в память Полтавской баталии)//Северная война, Санкт-Петербург и Европа в первой четверти XVII в.: материалы международной конференции. (Санкт-Петербург, декабрь 2006). Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2007. Владышевская Т. Ф. Партесный хоровой концерт в эпоху барокко//Традиции русской музыкальной культуры XVIII века. МГПИ имени Гнесиных. Вып. XXI. Москва, 1975. С. 72–113. Владышевская Т. Ф. Почитание святого благоверного великого князя Александра Невского в русских песнопениях XVI–XVII вв. Стилевые особенности песнопений//Сретенское слово. Москва, 2022. 1. С. 131–168. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской церкви. Москва, 1904. С. 233. Демина В. Н. Чин «Заздравной чаши» в отечественной праздничной культуре//Богослужебные практики и культовые искусства в современном мире. Майкоп: ИП Магарин О. Г., 2017. Келдыш Ю. В. История русской музыки в десяти томах. Т. I: Древняя Русь. Москва, 1983.

http://bogoslov.ru/article/6177475

Александра Александрийского, к-рая, в свою очередь, представляет собой переделку гомилии свт. Мелитона Сардского (см.: СДХА. С. 585). Е. К. приписываются также толкования на Шестоднев, Псалмы, Евангелие от Луки (CPG, N 3783-3785; см.: Kirchmeyer. 1960. Col. 861-862), сохранившиеся в эфиоп., груз. и арм. переводах. Долгое время с его именем связывалось «Толкование на Песнь песней» (CPG, N 3810; PG. 40. Col. 27-154), сохранившееся в лат. переводе Епифания Схоластика ; в действительности оно принадлежит его современнику и соотечественнику Филону , еп. Карпасийскому ( Kirchmeyer. 1960. Col. 861; Quasten. 1986. P. 395). Не установлено подлинное авторство неск. сочинений, приписываемых Е. К., Дорофею и Ипполиту и посвященных жизни и местам погребения ветхозаветных пророков, содержащих предания о жизни пророков, апостолов и их учеников: «De prophetarum vita et obitu» (О жизни и смерти пророков; в 2 редакциях - CPG, N 3777-3778), «Enumeratio LXXII prophetarum et prophetissarum» (Перечисление 72 пророков и пророчиц; CPG, N 3779), «Index apostolorum» (Перечень апостолов; CPG, N 3780), «Index discipulorum» (Перечень учеников; CPG, N 3781), «Nomina apostolorum» (Имена апостолов; CPG, N 3782). Предания о жизни пророков восходят к иудейским источникам, дополненным христ. авторами III-IV вв.; предания о жизни апостолов и их учеников сложились не ранее VIII в. ( Quasten. 1986. P. 396). Очевидно, не принадлежит Е. К. и «Tractatus de numerorum mysteriis» (Трактат о тайнах чисел; CPG, N 3776), в к-ром рассматривается числовой символизм в Свящ. Писании, а также «Notitiae episcopatuum» (Списки епископий; CPG, N 3787) - самый ранний перечень основных церковных митрополий, патриархатов и подчиненных им епископий, к-рый, вероятнее всего, восходит ко времени правления имп. Ираклия (610-641) ( Quasten. 1986. P. 396). Неизвестно авторство приписываемого Е. К. трактата «De divina inhumanatione» (О Божественном вочеловечении; CPG, N 3786) - собрании 102 мессианских пророчеств ВЗ, подтверждающих те или иные события совершенного Христом спасения человека.

http://pravenc.ru/text/190091.html

Слава и знатность не в местах, не в одеждах, не в сане, не во власти, но только в душевной доблести и любомудрии (прп. Нил Синайский , 71, 68). Мала, ничтожна, малодневна и ничем не отлична от весенних цветов эта смешная и позорная слава, воздаваемая тебе людьми, но велик и тяжел последующий за ней стыд. Посему, если не хочешь быть постыженным, не желай и быть прославленным этой непрочной, легко уничтожаемой и умаляемой славой (прп. Нил Синайский , 72, 396). Источник. ...Славолюбивый подобен любодейной деве, которая, гоняясь за своими возлюбленными, за то более и бывает ими ненавидима, что неистово их любит (прп. Нил Синайский , 73, 250–251). Источник. ...Не иначе можно достигнуть славы, как только избегая ее, а пока гонимся за славою, она бежит от нас (прп. Нил Синайский , 73, 396). Если хочешь неосужденно принимать похвалу от людей, сперва возлюби обличение о грехах своих (прп. Марк Подвижник , 69, 14). Источник. Превознесшись похвалами, ожидай бесчестия... (прп. Марк Подвижник , 69, 20). Источник. Кто ищет похвалы, тем обладает страсть (прп. Марк Подвижник , 69, 21). Источник. Если увидишь, что кто-либо лицемерно тебя хвалит, то ожидай от него в свое время порицания (прп. Марк Подвижник , 69, 22). Источник. Кто с ведением убегает смертной славы, тот ощутил в душе своей будущий век (прп. Исаак Сирин , 58, 277). Лучше, чтобы многие называли тебя невеждою за простоту, нежели мудрым и совершенным по уму, ради славы (прп. Исаак Сирин , 58, 286). Источник. Мирская слава есть утес в море, покрытый водами, и неизвестен он пловцу, пока корабль не станет на нем дном своим и не наполнится водою (прп. Исаак Сирин , 58, 400). Источник. Как облеченный в шелковую одежду, если бросить на него рубище нечистое, отбегает, чтобы не замарать своего драгоценного одеяния, так и святые, будучи облечены в добродетели, убегают человеческой славы, чтобы не оскверниться ею. А ищущие славы подобны нагому, который желает найти хотя малое рубище или иное что-либо, дабы покрыть свой стыд; так и необлеченный в добродетели ищет славы человеческой (прп. авва Дорофей , 29, 45). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Мы же сегодня можем лишь пожалеть о том, что Государственный исторический музей не счел возможным вынести эту уникальную фреску в свою постоянную экспозицию, чтобы предоставить возможность увидеть ее наиболее широкому кругу посетителей музея. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА: Мнева Н.Е. Живопись конца XVI-haчaлa XVII века/История русского искусства. - Т. 3. - М., 1955. - С. 636. Забелин И.Е. Домашний быт русских Царей в XVI-XVII ст. - Ч. 1, - С. 113. Бартенев С.П. Большой Кремлевский дворец. - С. 83. Гордеев Н.В. Большой Кремлевский дворец. - М., 1957. - С. 42. Тихомиров Н.Я., Иванов В.Н. Московский Кремль. - М., 1967. - С. 84. Е.Л. Грановитая палата//Московские ведомости. - М., 1883., 111-112. Тихомиров Н.Я., Иванов В.Н. Московский Кремль. - М., 1967. - С. 84. Дмитриев Ю.Н. Стенопись Архангельского собора/Древнерусское искусство. - М., 1964. - С. 141. Мнева Н.Е. Живопись конца XVI-haчaлa XVII века/История русского искусства. - Т. 3. - М., 1955. - С. 636. РГАДА ф. 396, д. 51293, л. 1. Бантыш-Каменский Н.Н. Обзор внешних сношений России. - Ч. 1. - М., 1894. - С. 118. РГАДА ф. 396, д. 51293, лл. 2-5. РГАДА ф. 396, д. 51293, л. 6. Там же. Там же. РГАДА ф. 396, д. 51293, л. 3. РГАДА ф. 396, д. 51293, л. 3. РГАДА ф. 396, д. 11120, л. 4. Успенский А.И. Царские иконописцы и живописцы XVII века. Временник Императорского общества истории и древностей Российских. - Кн. 7. - М., 1850. - С. 40. Козлитина Э.М. Документы XVII века по истории Грановитой палаты Московского Кремля//Государственные музеи Московского Кремля. Материалы и исслелования. Вып. 1. - М., 1973. Забелин И.Е. Домашний быт русских Царей в XVI-XVII ст. - Ч. 1, - С. 113. Бартенев С.П. Большой Кремлевский дворец. - С. 83. РГАДА ф. 396, д. 32294, л. 1. Писарев Н. Домашний быт русских Патриархов. - Казань, 1904. - С. 72. Описные книги Царских палат: Золотой и Грановитой, составленные Симоном Ушаковым в 1672 г. и изданные Обществом Древнерусского искусства при Московском публичном музее под редакцией Г. Филимонова. - М., 1882. - С.16-17.

http://ruskline.ru/analitika/2019/07/12/...

– быть наделённым твёрдой верой, добрыми нравами, благочестием, ревнованием о душах, мудростью, благоразумием и выдающимися человеческими добродетелями, необходимыми для исполнения этой должности (кан. 378, § 1, 1°); – пользоваться хорошей репутацией у верующих (кан. 378, § 1, 2°); – достичь по крайней мере тридцатипятилетнего возраста (кан. 378, §1,3°); – провести в сане священника по меньшей мере пять лет (кан. 378, § 1,4°); – иметь степень доктора (или хотя бы лиценциата) – или, во всяком случае, быть подлинным знатоком Священного Писания , теологии и канонического права (кан. 378, § 1, 5°). Окончательное суждение о пригодности кандидата (с соответствующим полномочием диспенсации в случае отсутствия одного из требуемых качеств) принадлежит Апостольскому Престолу (кан. 378, § 2). Лицо, избранное Епископом, обязано до вступления в должность и в течение трёх месяцев со дня своего назначения принять посвящение в Епископы, дать присягу верности (iusiurandum fidelitates) Апостольскому Престолу и произнести торжественное исповедание веры (professio fidei) в согласии с формулировкой Апостольского Престола (канн. 379:380). – Диоцезальный Епископ ( Episcopus Dioecesanus ) Особое место среди Епископов принадлежит тем из них, кто поставлен во главе отдельных Церквей по преимуществу, т.е. диоцезов. Они называются диоцезальными Епископами. К диоцезальным Епископам во всём приравниваются территориальные Прелаты и Аббаты, Апостольские администраторы, Апостольские викарии, Апостольские префекты и Ординарии для военнослужащих. 381 § 1. Во вверенном ему диоцезе диоцезальному Епископу принадлежит вся ординарная, собственная и непосредственная власть, требующаяся для исполнения его пастырских обязанностей, за исключением тех вопросов, которые сохраняются правом или декретом Верховного Первосвященника за высшей властью Церкви или за другой церковной властью. Кан. 381, § 1 утверждает, что власть Епископа во вверенном ему диоцезе является: – ординарной (ordinaria): т.е. по божественному праву она связана с должностью (кан. 131, § 1), которую Епископу доверяет Римский Первосвященник посредством канонической миссии (ср. кан. 146);

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Приветствуя нового монаха, игумен и монастырская братия прикладываются к евангелию (или к кресту), находящемуся в руках у новопостриженного, который пред обрядом лобзания подходит к св. вратам алтаря и здесь становится, – а затем целует его самого. Когда происходит лобзание, певцы поют стихиру πιγνμεν..., а на Славу и ныне – кондак дня. Литургия продолжается с возгласа на Трисвятое, при чем прокимен, апостол и евангелие полагаются не дневные, но нарочито подобранные к случаю, как и по современной нам практике монашеского пострижения. Сугубая ектенья осложняется прошениями о новопостриженном иноке. Прошения эти присоединяются в ектенье к молениям о здравии царей и настоятеля обители. По окончании литургии, братия входит в трапезу. Новопостриженный монах прислуживает братии во все время обеда вместе с рядовыми служителями трапезы. XVII κολουθα γινομνη ες τ γιον κα πρτον αχμα τν μοναχν в Схиматологии XIII в. Московской Синодальной (б. патриаршей) библ. 396, лл. 12 – 27, напоминает собой вышеизложенные чины пострижения по Евхологиям Московского Румянцевского Музея 472 и 473, так что это избавляет нас от необходимости передавать все подробности последования в Схиматологии 396. Мы можем ограничиться, в сходных пунктах, простыми ссылками на Евхологии 472 и 473, отмечая лишь важнейшие особенности этого последования, к которым надо отнести молитвы и оригинальный распорядок их в последовании святой и первой схимы по Схиматологию 396. С вечера одежды желающего принять монашество вносятся в алтарь. Утром, в самый день пострига, будущий монах ведет последнюю духовную беседу с игуменом, после чего входит в церковный притвор. Все это описывается в Схиматологии 396, в общем, такими же чертами, как и в Евхологии 472. Схиматологий 396 предлагает, затем, двоякое начало последования первой схимы, смотря по тому, когда совершается пострижение – на литургии, или отдельно от литургии. В последнем случае, по благословении священника и по Аминь, читаются: Трисвятое, Пресвятая Троица, Отче наш , Господи помилуй 12, Приидите поклонимся, псалмы: Помилуй мя Боже... и Боже в помощь мою вонми... После псалмов – символ веры (το γιον σμβολον) и антифоны, пение которых предваряется на Славу тропарем дня, а на И ныне – тропарем γκλας πατρικς..., если постриг совершается на литургии, после входа.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010