Не удалось извлечь искомое из базы (((

Это место было колыбелью возрождения человека. Бог дал ему землю и все, чем она питает и прикрывает, повторил ему заповедь размножения человеческого рода, дал ему все, кроме жизни ему подобных. За смерть человека Он угрожает мщением смерти, тогда как прежде жизни убийцы Каина Он ограждает седмеричным мщением. Сначала Бог в мучениях совести полагает наказание для преступника, но с помрачением в человеке закона совести потребовалось внешнее наказание. «Кто прольет кровь человеческую, того и самого кровь прольется человеками» 112 , сказал Бог Ною. Впрочем, совершенное возрождение человека было далеко впереди. Потомки Ноя успели скоро развратиться и, расходясь в разные стороны от подошвы Вавилонской башни 113 , ОНИ РАЗНЕСЛИ ТОЛЬКО СЛАБЫЕ ЛУЧИ ТОГО Божественного света, который ярко блестел взору человека, спасенного от потопа, и чем дальше шло время, тем больше помрачалось между ними Божественное ведение: на Востоке, в Индии, слили Богу с природой, и вышел пантеизм, на Западе почитали богами разные предметы природы, и явилось многобожие 114 . Только в одном месте во всей чистоте один человек хранил истинное Боговедение и передал его своему потомству. Недалеко от места рассеяния народов жил потомок Сима, одгого из сыновей Ноя. Между тем как окружавшие его Халдеи, первые наблюдатели небесного свода, в солнце почитали начало и творца мира, Авраам в огненном шаре видел только одно из проявлений Высшего Могущества, одну из естественных сил, которую Верховный Двигатель поставил во вселенной. Голос Бога, Которого он почитает, выводит его из родной страны. Ему сопутствует одна женщина, которая умела первая понять и разделить миссию своего супруга. Оба они идут в землю Ханаанскую, чтоб распространять там и поддерживать понятие о Едином Боге. Союз завета, заключенный с ними, Господь возобновляет с их сыном Исааком и с их внуком Иаковом, – и отныне истина передается без перерыва от отца к сыну, от матери к дочери. В понятиях Авраама и его племени идея Бога и идея человечества отличаются высшим характером чистоты и всеобщности.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Kus...

В XVII веке демественное пение в репертуаре хоров занимало более видное место, чем строчное. Демественные партитуры содержат не только песнопения обихода, но и праздников: величания ( 109) стихиры (110) ирмосы (111) песнопения архиерейского богослужения (114). Появились песнопения с отражением местных певческих традиций – вологодской (112) тамбовской (113) и др. Строчное пение довольно скоро уступило место партесному, тогда как демественное продолжало существовать еще в первые десятилетия XVIII века. Д. Разумовский сообщает, что оно употреблялось по нотнолинейным книгам в Москве, в Космодамиановской церкви, что в Таганке, в 1737 году. 43 С появлением «Ключа» Тихона Макарьевского крюковые демественные партитуры переводились на пятилинейную нотацию, тогда как строчные оставались непереведенными, как потерявшие практическое значение. Более того, в стиле демественного пения с консонантным началом, диссонирующей вертикалью на акцентируемых слогах и с диссонирующим окончанием были изложены трехголосно песнопения обихода, обычно исполнявшиеся «говорком». Переложению подвергались напевы болгарского, киевского и даже знаменного распева. Отдельные краткие песнопения с их знаменной мелодией были «гармонизованы» по-разному, для всенощной и литургии (106, 107). В таком же плане были изложены все ектений всенощной и литургии (105) многолетствования (108), так что эти службы были как бы пронизаны диссонантной музыкой от начала их до последнего «аккорда». При этом большинство трехголосных песнопений заканчивалось квартой и секундой большой и даже двумя большими секундами. В. М. Беляев называет вертикаль демественного пения кварто-квинтовой аккордовой основой многоголосия и считает ее «совершенно законной и... характерной для более ранней стадии развития гармонического и контрапунктического стиля, чем «трехзвучная» стадия его развития». 44 Но как объяснить окончание музыки двумя секундами, которое так настойчиво применяется мастерами демественного пения даже там, где оно не вызывалось голосоведением? Для слуха, воспитанного на музыке в темперированном строе художественно-эстетическое значение этого явления непонятно. Остается согласиться с Б. В. Асафьевым, который писал В. М. Беляеву: «Очень трудно усвоить слухом интонационный смысл раскрываемого вами национального стиля квартово-квинтовой полифонии с изумительной красотой кадансовых секундовых ходов и всей системой кадансов. Но что ж. Надо приучить себя слышать (разрядка Б. В. Асафьева) музыкальные документы, а не рассуждать о них «наглазно» – таково мое убеждение». 45

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Когда органы субъекта вступают в соотношение с предметами внешнего мира, то возникает соприкосновение, следствием чего является ощущение, которое, в свой очередь, всегда сопровождается элементом чувства; радости и горя 112 . «Ассоциация (6) органов с их объектами называется ощущением, а сознание этих различных ассоциаций называется чувствованием» 113 . В «Milindapanda» шестая нидана поясняется образным сравнением двух дерущихся и соприкасающихся рогами баранов. Здесь имеется в виду выяснить образно, как происходит ощущение, именно: через соприкосновение органов чувств, например, глаза с формами, т. о. различными внешними предметами 114 . Когда же ощущение связалось с чувством, то возникает жажда бытия (tanha), которая, в соответствие шести чувствам – шестичастна. С жаждой всегда соединяется пристрастие в его различных видах: через пожелание, через (ложное) воззрение, через надежды на добродетель и ритуал, через мысли и речи о собственном «я». Где есть пристрастие, там уже не может быть речи о спасении. Пристрастие к бытию утверждает и закрепляет существование человека в формах ложной жизни, влечет за собой новые виды рождений, старость и смерть, плач, горе, скорбь и печаль. Васильев под десятой ниданой разумеет «сансару» –существование, когда человек живет и действует в разгаре страстей. Этой жизнью он создает себе новое возрождение и дела его служат причиной, определяющей тот мир, которому он будет принадлежать в будущем перерождении. Одиннадцатая нидана – рождение или возрождение есть то новое – сообразно возмездию – приобретенное бытие. Можно основательно утверждать, говорит в заключение Васильев, что здесь раскрывается картина человеческой жизни в соединении с учением о перерождениях 115 . Учение о двенадцати ниданах, раскрывая последние корни человеческого бытия и страдания, указывало вместе с тем буддисту и то, на что ему надо обратить главное внимание, чтобы избежать повторного возрождения и найти раз навсегда освобождение от страданий и мук бытия. Именно, ему прежде всего надо было освободиться через приобретение истинного познания от неведения – этой неточной причины страданий и затем истребить жажду к бытию в формах ложной жизни. Устранением неведения (практически сводящимся на совершенное уничтожение жажды жизни и вообще всякой жизнедеятельности) устраняются самскары, устранением самскар устраняется сознание, устранением сознания устраняется имя и форма, затем шесть областей чувств, соприкосновение, ощущение и т. д. 116 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Stepanov...

112 . Возрадовался отец отроковицы, вышел к нему навстречу, и зять оставался у него в продолжении трех дней. И они вкусили пищу, и легли спать. На следующий день левит встал на разсвете, но тесть просил его, чтобы тот не лишал его так скоро своего приятнаго сообщества (retentus est a socero, ut tam cito non desereret convivii jucunditatem). И на другой, и на третий день отец отроковицы не отпускал своего зятя, пока между ним и женою (inter eos) не установилась полная любовь и согласие (laetitia et gratia). Но на седьмой день, когда день уже клонился к вечеру, после приятно проведеннаго за столом времени (post mensas et laeta convivia), (тесть), указывая на приближающуюся ночь и на (большее удобство) ночевать у своих, чем у чужих, (попытался было опять) удержать (зятя), но не смог и отпустил его вместе с своею дочерью. 113 . И вот, когда они отошли несколько и их стал (уже) настигать вечер, они приблизились к городу Iebycy. И слуга спросил своего господина, не желает ли он свернуть в этот город. Но тот однако не захотел, ибо это не был город сынов израилевых, — а предпочел идти до Гаваона 1015 , города колена Вениаминова. (Когда они пришли в город, то там) не нашлось никого, ктобы принял к себе в гости пришедших, за исключением одного старика чужестранца; последний, увидев их, спросил левита: куда направляешься или откуда идешь? Тот ответил, что он путник, а идет к горе Ефремовой и что нет никого, ктобы принял его (на ночлег); тогда старец принял его и угостил ужином. 114 . И когда голод был удовлетворен и столы отодвинуты, ворвались погибельные люди и окружили дом. Тогда старец стал предлагать непотребным мужам дочь свою девицу и подругу ея 1016 , с которой она обычно спала, только бы те не учинили насилия над гостем. Но так как слово это не воздействовало, а насильники делались все настойчивее (et vis praevaluit), то левит поступился женою своею; и познали ее, и надругались они над ней в течение всей ночи. Измученная (таким) зверством или (быть может пораженная таким) оскорблением, она пришла к дверям хозяина, у котораго остановился ея муж, и испустила дух, сохранив верность своему супругу даже при последнем издыхании (supremo licet vitae munere affectum bonae conjugis servans) (именно) тем, что предоставила мужу погребение своих останков.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Пока шла эта борьба за преобладание в Басре, в Куфу прибыл Хашим б. Утба с посланием Али Абу Мусе, в котором предлагалось поднять куфийцев и выступить против мятежников; Абу Муса, не желая втягиваться в междоусобицу, задержал посланца и не позволил широко оповестить куфийцев об обращении Али за помощью. Хашима не выпускали из Куфы, но он нашел человека, который взялся доставить в ар-Рабазу письмо с сообщением о неудаче переговоров. Получив это известие, Али послал в Куфу своего племянника Мухаммада б. Джa'фapa и Мухаммада б. Абу Бакра 111 . Вскоре после этого, в пятницу, вероятнее всего 28 октября, в Медину прибыл Ka'б б. Сур и при общем сборе молящихся в мечети задал вопрос: по принуждению или добровольно присягали Талха и аз-Зубайр. Все промолчали. Лишь Усама б. Зайд, один из отказывавшихся присягать, вскочил и закричал: «О боже! Конечно, они присягнули только по принуждению!» Таммам б. Аббас, оставленный Али в Медине вместо себя, приказал схватить Усаму. На него набросились. Но товарищи Усамы из числа сподвижников пророка поспешили вывести его из мечети. Эта сцена убедила Ka'бa, что с присягой не все было гладко, и он поехал обратно с решением в пользу противников Али 112 . Этот инцидент заставил Али поспешить с походом на Басру. Он оставил ар-Рабазу и направился в сторону Куфы, к Зу-Кару, не дожидаясь известий о результатах миссии двух Мухаммадов. Если верить сведениям ат-Табари, этот восьмисоткилометровый поход был совершен за восемь суток 113 . Одновременно Али написал Усману б. Хунайфу, чтобы он выяснил возможности примирения с мятежниками. При проходе через земли таййитов к отряду Али присоединилось 600 таййитов во главе с их вождем Ади б. Хатимом и около 2000 бакритов 114 , но этого подкрепления все равно было недостаточно для решительного сражения с мятежниками, если бы к ним присоединились басрийцы. В ac-Ca'лaбuu Али узнал о неприятном для него повороте событий в Басре. Там его соперники, заручившись поддержкой ряда племен, были готовы вновь помериться силами с наместником.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

31) В русской философии представителем такого взгляда быль М. И. Владиславлев. А из этого взгляда вытекают своеобразные выводы об ответственности эа наши убеждения научные положения, мнения и т. п. (что и не ускользнуло от внимания Владиславлева). Отсюда видно, как важно было бы установить точное и чисто эмпирическое учение об интуитивном мышлении. К сожалению, такого учения еще нет, и взамен этого на каждом шагу мы .встречаемся с мистикой «бессознательного». 1 И этот разлад ума и сердца выражен в его статье в высшей степени рельефно. См. страницы, на которых он рассматривает догматы сознательной веры: там он сам, уступая требованиям своего ума, характеризует их, как абсурды (стр. 105); а в то же время, уступая (как легко догадается читатель) требованиям сердца, нежно относится к ним и считает невозможным отказаться от них. Такой разлад ума и сердца в настоящее время составляет явление заурядное, и г. Каленов служит его типическим представителем, так что будущий историк, наверное, воспользуется его статьей для характеристики умонастроения нашего времени. 2 В заседании Психологического Общества при обсуждении реферата г. Каленова, проф. А. С. Павлов высказал что г. Каленов пропускает в число догматов своей сознательной веры бессмертие души. Я же выскажусь еще общее: почему не допускать в число возможных догматов такой сознательной веры любого абсурда, имеющего практическое значение, коль скоро трудно его искоренить из человеческой природы? Например, у многих есть неискоренимое (для их природы) убеждение, что ad majorem dei gloriam позволительно преследовать огнём и мечом всех несогласных с ними, и что даже надо бы запретить всякие рассуждения о вере (каковы бы ни были их выводы), как соблазнительные; почему бы всего этого не отнести к догматам сознательной веры? Уж если мы согласились действовать «наперекор» рассудку, то не стоит церемониться и останавливаться на полдороге. 3 Г. Каленов, хотя и говорит о неискоренимости некоторых догматов, все-таки не отрицает существования людей, неверующих в эти догматы. (См. стр. 112 и 114).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Vveden...

Приветствие мое о Господе NN.; от всей души желаю им наслаждаться детским покоем в непонятном для них мире духовном, дóндеже будут разумевати. Не вотще сказано: «Приложиши разум (то есть разумение), приложится и печаль» (Ср.: Еккл.1:18 ). Впрочем, отцу и матери желаю взирать на ангельское пребывание детей, получать утешение и отраду души в случающейся и встречающейся печали. 112. ОБ ОСТОРОЖНОСТИ В РАЗГОВОРАХ С НЕВЕРУЮЩИМ В большие толки с братом своим не пускайтесь. Желая ему принести душевную пользу, остерегайтесь, как бы не повредить себя. Знайте, что вы через брата должны будете в таком случае выслушивать глубины сатанины, то есть пагубные вражии возражения и сомнения, которые он изобретал в продолжение восьми тысяч лет. В силах ли будем опровергать это? И можем ли без вреда выслушивать? Одно посоветуйте брату вашему, чтобы он ни с кем не спорил о понятиях нынешних людей, которые, будучи побеждены грубыми наслаждениями временной жизни, хотят обвинить Бога, почему Он невольно не удержал их от зла. По сей причине и притворяются они непонимающими, для чего Бог создал человека со свободной волей. 113. ШКОЛЬНЫЕ СМУТЫ Как-то вы там вблизи школьных смут пребываете? Если когда-либо, то [и] в настоящее время еще более потребны вера и упование и прошение милости и Покрова Божия. Силен Господь покрыть и защитить понуждающихся жить по заповедям Его святым, точию о взаимном мире да не нерадим. И плод правды сеется в мире, и отрада в жизни обретается взаимным миром, и всякий благой успех достигается миром по Бозе, точию не человекоугодием по духу мира. Разумное же снисхождение и искусство христианское потребны в делах общих и частных, еже буди нам иметь помощию Божиею за молитвы блаженного нашего отца. Также да не забываем слов Апостола: «Терпения имате потребу, да волю Божию сотворите» (Ср.: Евр. 10: 36 ) и пр. 114. О ЛЮДСКОЙ ЛЖИ Вам кажется, что некоторые люди позволяют себе бесстыдно лгать, а на самом деле это совсем не так, а вот как. Ежели, по слову святых отцов, и одна страсть ослепляет человека, то что будет, когда их соберется куча целая? Например, высокоумие, честолюбие, от них же гнев и ненависть к препятствующим. Если, говорю, возобладают такие страсти человеком, может ли он иметь правильный взгляд на вещи? Не станет ли он, под влиянием этих страстей, выдавать неправильные мнения за сущую правду? Как человеку кажется, так он и говорит.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Каждый из нас должен радоваться успокоению брата своего и все сделать, чтобы почтить его» [с. 104]. Бывает и так, что после состоявшегося примирения снова возникает размолвка и «оскорбленный» снова начинает вспоминать и то, что было давно. Сей подобен человеку, который получил когда-то рану и, не сумев ее вылечить до конца, получил новый удар – от него возобновилась вся рана. «Итак, – поучает святой авва, – должно подвизаться, чтобы очистить совершенно и внутренний гной, дабы больное место совсем заросло, и чтобы не осталось никакого безобразия и вовсе нельзя было узнать, что на этом месте была рана. Как же можно сего достигнуть? Молясь от всего сердца об оскорбившем и говоря: «Боже! Помоги брату моему и мне, ради молитв его». Таким образом человек и молится за брата своего, а это есть знак сострадания и любви; и смиряется, прося себе помощи, ради молитв его; а где сострадание, любовь и смирение, что может там успеть раздражительность, или злопамятность, или другая страсть?» [с. 104, 105].    Зараженный пороком лжи «не простой человек, но двойственный, ибо иной он внутри, и иной снаружи, и жизнь его двойственна и лукава» [с. 114].    Есть три вида лжи: лгут мыслью, словом и жизнью.    «Мыслью лжет тот, кто принимает за истину свои предположения, то есть пустые подозрения на ближнего» [с. 106]. Таковой видит во всех поступках ближнего нечто, якобы направленное против него. «А от сего происходят: любопытство, злословие, подслушивания, вражда, осуждения» [с. 107]. Если он продолжит следовать догадкам, «то им и конца не будет, и они никогда не попустят душе быть мирной» [с. 111].    Словом лжет тот, кто говорит неправду. «Человек лжет или для того, чтобы не укорить себя и не смириться, или для того, чтобы исполнить желание свое, или ради приобретения, и не перестает делать извороты и ухищряться в словах до тех пор, пока не исполнит желания своего» [с. 111, 112].    Жизнью же лжет тот, «кто, будучи блудником, притворяется воздержным; или, будучи корыстолюбивым, говорит о милостыне и хвалит милосердие; или, будучи надменным, дивится смиренномудрию» [с.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010