110 Алексей Хомяков. Избранные сочинения, стр. 116-117 111 Там же. 112 Трубецкой, Н.С. 1995. «О расизме».  История. Культура. Язык.  Москва, 449-457. 113 Там же, стр. 452. 114 Там же, стр. 454. 115 Там же. Не можем не привести еще три фрагмента из этой статьи. В первом из них романтическая демонизация еврея «переведена»» в термины этической философии. Во втором предлагается утилитарно-историческая концепция, в третьем – «гигиеническое» обоснование: Неправильно было бы просто отрицать существование у евреев разлагательной пси­хологии, как это склонны делать многие семитофилы. Надо признать, что очень многие, и как раз наиболее типичные, евреи действительно находят удовольствие в развенчании чужих идеалов, в замене возвышенных идеальных побуждений цинично-холодным расчетом, во вскрытии низменных подоплек всего высокого, в чистом отрицании, лишающем жизнь всякого смысла. [Н]еобходимо признать, что еврейское разлагательство обычно превышает ту меру, до которой оно могло быть полезным, и в громадном большинстве случаев является злом. [О]но является симптомом того нездорового духовного состояния, в котором пребывает почти каждый отдельный еврей с самого детства, и является как бы разряжением мучительных подсознательных комплексов и душевных судорог (стр. 455-456). Автор этих строк не обнаружила в справочном аппарате издания никаких комментариев составителей тома по поводу этого текста. 116 Цитата из шиллеровского «Дон Карлоса». В качестве пропагандистского лозунга была популярна не только в СССР, но также и в Российской империи и, по причине географи­ческого разброса колониальных владений, в Британской. 117 Тема обуздания стихии — общее место в детской литературе довоенного периода, осо­бенно эпохи индустриализации. Здесь вспоминается не только пресловутый «Рассказ о строителях города Кузнецка» В. Маяковского, в котором моральные качества «человече­ского материала» хрестоматийно сравниваются с прочностью железа, предназначенного для производства гвоздей. Интересный пример — «Днепрострой» С. Маршака, гимн инду­стриальной современной цивилизации. Здесь интересный мотив — насильственное поме­щение Стихии (вод Днепра) в контролируемое замкнутое пространство водохранилища, своего рода изоляция за стеной, подобной стенам ГУЛАГа, за которыми изолировалась враждебная режиму политическая стихия (вредный  элемент):  «Человек сказал Днепру://Я стеной тебя запру».

http://azbyka.ru/kniga-o-rodine

В то же время нельзя выдумать имени, чтобы к нему не подыскался тёзка. В доказательство этого был создан рассказ «Штопальщик» (в первоначальной редакции – «Московский козырь», 1882). Герою рассказа улыбнулось счастье – неожиданное, слепое, капризное – именно такое, о каком размышлял Лесков в одной из своих ранних статей – ровно за двадцать лет до создания «Штопальщика» – «С Новым годом!» (1862): «счастье  – дело случая и произвола. Счастливец тот, кому везёт, а везёт не всегда достойнейшему» . «А прочно ли ваше счастье?» – спрашивает автор читателя. И сам же в ответ приводит выразительную бурятскую легенду, согласно которой счастье – это «высокая колоссальная баба, которая потеряла своего сына и по всему свету ищет его. У этой бабы только один глаз и притом на темени, а потому, отыскивая своего сына и никого и ничего не видя, она схватывает первого встречного, который только попадается ей под руку, подымает его и подносит к своему темени. Тут видит она, что опять схватила и нашла она не сына своего, а чужого, и потому тот час же с сердцем отбрасывает его от себя» . У героя рассказа «Штопальщик», «артиста в своём ремесле», с детства особенное дарование было – шить и штопать. И хотя старики говорили: «Это мальцу от Бога талан дан, а где талан, там и счастье будет» (7, 112), – благополучие пришло к нему совсем по другой причине – не от его виртуозного швейного мастерства, а просто «случилась удивительная неожиданность» (7, 114). Под пером художника «социабельная» русская жизнь – с её «метаморфозами», «сюрпризами» и «внезапностями» – переменчива и капризна, неустойчива и непредсказуема, обманна, – как пишет Лесков в рассказе «Обман» (1883): «вышло дело с такою развязкою, какой никаким образом невозможно было представить» (7, 87).  В «Штопальщике» русский человек из беднейшего сословия – захудалый портняжка Василий Лапутин – крепко сумел стать на ноги только тогда, когда по предложению богатого купца-однофамильца изменил свою фамилию на вывеске портняжного заведения в замоскворецком закоулке и стал прозываться «мэтр тальер Лепутан», за что и был щедро вознаграждён и «осчастливлен» чванливым торгашом-самодуром.

http://radonezh.ru/analytics/veruyu-tak-...

112. Брат спросил авву Пимена: что значит гневаться на брата своего всуе ( Мф. 5:22 )? Он сказал: всуе гневаться, если гневаться за всякую обиду, которой обижает тебя брат твой. Хотя он выколет правый глаз твой и отсечет правую руку твою, и ты прогневаешься на него, гневаешься всуе. Но если он удаляет тебя от Бога, – тогда гневайся. 113. Один брат спросил авву Пимена: что значит покаяться во грехе? Старец ответил: в будущем не делать его, ибо за то и названы непорочными праведники, что оставили грехи и соделались праведными. 114. Брат спросил авву Пимена: может ли человек быть мертвым? Он ответил: когда человек падает в грех, тогда он становится мертвым, а когда обратится на доброе, тогда будет жить и творить доброе. 115. Авва Пимен сказал: учить ближнего свойственно здравому и бесстрастному, ибо какая нужда кому-либо устроять дом другого и разорять свой. 116. Он же сказал: какая польза приступать к искусству и не учиться ему. 117. Еще сказал: все чрезмерное – от демонов. 118. Опять сказал: алчба и дремание не допускают нас видеть и малых вещей. 119. Некто из старцев спросил авву Пимена: кто это говорит: причастник аз есмь всем боящимся Тебе ( Пс. 118:63 )? Авва ответил: это говорит Дух Святой. 120. Один брат пришел к авве Пимену и при некоторых сидевших там похвалил некоего брата, что он ненавидит лукавство. Авва Пимен спросил его: что значит ненавидеть лукавство? Брат смутился и, не найдя, что ответить, поклонился старцу и попросил: скажи мне, отче, что значит ненавидеть лукавство? Старец сказал: ненавидит лукавство тот, кто ненавидит свои грехи, а ближняго почитает праведным. 121. Брат спросил авву Пимена: что мне делать с тяготою, объемлющей меня? Старец ответил: и на малых судах и на больших есть пояса с веревками, дабы, когда нет благоприятного ветра, накидывать их на себя и тянуть судно мало-помалу, пока Бог не пошлет благоприятный ветер. Опять, если заметят, что поднимается буря, то пристают к берегу и вбивают кол, чтоб судно не волновалось. 122. Брат спросил авву Пимена о нападении помыслов. Старец ответил ему: это дело подобно тому, как если б у человека был огонь с левой стороны и чан воды – с правой; так, когда воспламенится огонь, он берет воду из чана и погашает его. Огонь сей есть семя врага, а вода – повержение себя пред Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

А. Я сосуд неугасимой лампады И в души приношу пресветлое сияние. Б. О светильник трисветлого солнца 112 , Облистай нас светом [твоим] ярче молнии. В. Кто, свет возжегши во мне, и меня приготовит для [своей] молитвы; Обретет сиянье отсюда неизреченного Света 113 . 103. Ко внимательному чтению того, что написано на стенах 114 Проходя мимо, вникни в часть того, что написано; Ибо не должен ты пренебрегать никаким Божьим глаголом. 104. Эпиграмма к дому гостеприимных женщин 115 Сердечностью своего приема уготовляют большую радость – Подобно некому другому Аврааму, отцов владыке, – Хозяйки сего дома тем, что с усердием принимают множество монахов; Черствость сердца тех, кто ненавидит гостей, Посрамляют они милосердным отношением И таким образом приобретают Небесное Царство. 105 (А). Эпиграмма к странникам Христа к себе принимает всякий, кто питает странников 116 ; Сего ради усердно здесь странствующих Принимайте. И сами вы [также] будете напитаны чудесным образом 117 . 105 (В). Эпиграмма к одному приятному месту 121 Приятно видом и расположением прекрасно Сие место, способное доставить наслаждение. Однако в то же время нет ничего приятней, Чем созерцание Бога. Ведь сие есть наипрекраснейшее зрелище, Пресветлая и непрерывная радость. Когда кто-нибудь с волнением ощутит его очарование, Тогда угасает в нем всякая привязанность к миру, И, чувствуя Божественное пламя в сердце, Он страстно желает попасть туда и там оставаться, Где божественно сияет Трисолнечная Сила ( το τρισλιον κρτος), Где пребывают в блаженстве праведников сонмы. 105 (Г). К ямбам, надписание 122 Узнав [не только] мысли, но также и слог Четырех, Воистину возрадовался я заключенному в прекрасно высказанном слове, Как музыке, [сыгранной] на четырехголосном органе, Неким образом приспособленном для отеческого гимна. 105 (Д). Эпиграмма к могилам 123 Место сие, участок для могил, Да будет тебе в напоминание о твоей судьбе, [мой] друг. Посему восплачь и с трепетом воспомяни, Что пройдет еще краткое время, и ты покинешь жизнь,

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

112 Итак, государство выполняет по отношению к Церкви функцию содействия, роль служителя: преследуя свою цель, оно должно активно, хотя и косвенно, помогать Церкви достичь ее цель – спасти души! Эта неизменная на протяжении многих веков доктрина Церкви по праву именуется doctrina catholica, и только злонамеренностью либералов может быть объяснено то, что она преподносится зачастую как часть обскурантизма ушедшей эпохи. Согласно либералам, она годилась для «священных монархий» Средневековья, но для современных «конституционных демократических государств» не подходит. 113 Это просто глупость, ибо наша доктрина, основанная на откровении и принципах естественного порядка, является такой же незыблемой и вневременной, как природа общего блага и божественное устройство Церкви. В поддержку опаснейшего тезиса о разделении Церкви и государства вчерашние и сегодняшние либералы часто цитируют следующие слова Нашего Господа: «Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мат. 22, 21). Но они умалчивают о том, чем кесарь обязан Богу! Земное царство Господа Нашего Иисуса Христа. – Последний принцип, в котором находит свою высочайшую сумму все публичное право Церкви, заключается в истине веры: Иисус Христос, истинный Бог и истинный человек, Царь Царей и Господин Господ, должен царить над обществами так же, как Он царит над людьми; искупление душ с необходимостью продолжается в повиновении государств и их законов легкому и сладостному ярму закона Христа. Мало того, что государство должно, по словам Льва XIII, «требовать уважения к священным и неприкосновенным уставам религии, нормы которых объединяют человека с Богом»; 114 светское законодательство должно само быть проникнуто законом Бога (десятью заповедями) и евангельским законом с тем, чтобы являться в своей области, каковая есть мирской порядок, орудием дела Искупления, ведомого Господом Нашим Иисусом Христом. В этом прежде всего и заключено осуществление земного Царства Господа Нашего Иисуса Христа. Достаточно прочесть одну лишь великолепную энциклику Пия XI «Quas primas» от 11 декабря 1925 года, посвященную земному царствию Господа Нашего Иисуса Христа! Эта доктрина изложена там с восхитительной ясностью и силой.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/oni-...

Ибо, из каждого речения извлекая пригодное, оставляем все прочее как не приличествующее естеству Божию. По отношение к вещам сотворенным пусть имеют место слова «прежде» и «после», по отношению же к Досточтимой и Царственной Троице слова «первый» и «второй» не имеют места, потому что Божество выше и числа, и времен. 109. Пресвитеру Анастасию Если споривший с тобою Иудей, как сказал ты, думает, что у Законодателя не высказано ничего сверх заключающегося в букве, то отвечай ему следующее. Невежество ваше обличают два писателя, бывшие у вас по пришествии Христовом: умозритель Филон и историк Иосиф, из которых первый весь почти Ветхий Завет обращает в иносказание, а другой именно и пишет: «Законодатель иное искусно дает подразумевать, иное с важностью представляет в иносказании, а что полезно было сказать прямо, то выражает буквально». Ибо, если представим Иудеям пророческие изречения, подтверждающие это, не замедлят они их перетолковать и извратить, апостольские же подтверждения, доказательства и истолкования осмелятся злочестиво отвергать, но отвергнуть свидетельство почитаемых у них мудрецами будут не в праве. 110. Епископу Ермогену Священство поставлено как бы посередине между естеством Божеским и человеческим, чтобы одному служить, а в другом производить перемену на лучшее. Посему, в том, кто думает о священстве выше сего, кажется мне, нет благоразумия. 111. Ермогену Для святых, премудрый, чрезвычайность опасностей, угрожающих добродетели, служит поводом к приобретению большей славы. 112. Диакону Исидору Иерусалим (воспользуюсь ясным примером), когда был подкрепляем Божиим споборничеством, стоял непреклонно и без труда и кровопролития одерживал победы, а когда лишался оного за то, что воставал против Него, вражеский огонь удобно преклонял его к земле. Так и душа, когда за постоянство нравов она будет ограждена силой свыше, легко преодолеет врагов, а когда согрешит, будет и здесь объята огнем страстей, и там мучима огнем суда. 113. Софисту Асклипию И Ксеркс (с тобою, софист, и речь веду о знакомом тебе), наложив мост на Геллиспонт, не мог наложить иго рабства на умы Афинян; но хотя все привел в движение и нарушил предписанный стихиям устав, однако же не отклонил Афинян от того, на что они решились. Посему ни с чем не сообразно поступаешь ты, задумав одним советом поколебать нашу мысль и склонить к человекоугодию. Поэтому перестань предлагать нам подобные советы, а если не перестанешь, исключим тебя из сонма друзей. 114. Чтецу Мартирию

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Pelusio...

111 В этой связи очень интересен один из латинских вариантов “свидетельства Флавия”. Блаженный Иероним (348–420 гг. н. э.) в книге “О знаменитых мужах”, цитируя упоминаемый отрывок Иосифа, вместо утвердительного “это был Христос” (Chrismus hic erat), что в точности соответствует греческому тексту, приводит фразу “и веровали, что это Христос” (ет eredebamur esse Christus). Быть может, в свое время Блаженный Иероним переводил с более древней и более точной рукописи Флавия, потому что эти слова близки но смыслу к упоминаемой арабской версии, где сказа и но (фа-ла» алла хува ал-Масих), – дословно: “Он был, полагают (считают, возможно), Мессия (Христос)”. Принимая такое чтение, получаем, что Флавий не вышел за рамки своего мировоззрения и, повествуя об Иисусе, говорят лишь, что “Он привлек к Себе многих иудеев и многих эллинов, и веровали, что это Христос”. См.: Иисус Христос в документах истории. С. 116, 123. 112 “Анналы”, книга 15, 44. 113 Например, Флавий упоминает о возмущении самарян под влиянием некоего человека, который собрал их на гору Гаризим и обещал показать якобы зарытые там священные сосуды Моисея. Пилат разгромил вооруженных самарян (36 г.), а наиболее влиятельных пленников казнил. Затем, при прокураторе Куспии Фаде (44–46 гг.), некий обольститель, выдавая себя за пророка, увел многих за Иордан. По правитель выслал против них конницу, которая перебила массу людей. Позднее, при наместнике Марке Антонин Феликсе (52–00 гг.), некто побудил народ последовать за ним в пустыню, где обещал явить всякие чудеса и необыкновенные вещи. Многие поверили и жестоко за это поплатились, потому что Феликс возвращал их обратно и наказывал. Тогда же народ возмутил некий египтянин, выдававший себя за пророка. Феликс во главе войск напал на еврейских приверженцев египтянина и при этом умертвил двести человек. См.: “Иудейские древности”, кн. 18, гл. 4, 1; кн. 20, гл. 5, 1 и 8, 6. 114 “Иудейские древности , кн. 20, гл. 11, 1. 115 Иосиф Флавий. Иудейская война. Предисловие автора, с. 30. Иосиф сообщает, что первоначально написал книгу “ …для варваров внутренней Азии на нашем родном языке”, то есть на арамейском – общеупотребительном языке в Передней Азии, а затем решил написать то же по-гречески, чтобы “Иудейская война” стала доступна всем образованным жителям империи.

http://azbyka.ru/voskresenie-hristovo-vi...

Замечательная концепция в этом смысле имеется у Овидия (Fast. I 89 – 144). Здесь сам Янус называет себя res prisca (103 " древняя вещь " ) и Хаосом (там же). Когда все стихии распределились по своим местам и образовался стройный космос, то Янус, который раньше был globus et sine imagine moles (111 " глыба и безликая громада " ), получил определенный facies (113 " лик " ) и достойный бога вид (112114). Но и теперь, говорит он, имеется у него остаток прежнего состояния, а именно способность видеть все вперед и назад. Кроме того, Янус своей собственной рукой все открывает и закрывает, являясь как бы некоторого рода мировой дверью. Он может развернуть мир во всей его красоте и может предать его уничтожению. В этой замечательной концепции хаоса как двуликого Януса у Овидия много и философской диалектики, и мифологии, и поэзии. Но ясно, что подобного рода концепция развертывается на основе стоического понимания Януса как принципа становления стихий, становления самой материи. б) Далее, античная концепция хаоса выдвигала на первый план творческие и животворные моменты этого понятия. Здесь огромную роль сыграли орфики, у которых хаос оказался в самом близком отношении к Мировому Я, породившему из себя весь мир. Интересно рассуждение у Климента Римского (VI 3 – 4, Migne P. G. II 198), излагающего эти древние учения. Здесь мы прямо читаем: " Орфей уподобляет Хаос Я. Ведь в Яйце – слияние первых элементов. Гесиод предположительно называет Хаосом то, что Орфей называет порожденным яйцом, выброшенным из безграничности материи " . В дальнейшем пространном изложении Климента Римского подробно говорится о первоначальном беспорядочном состоянии материи, которое постепенно превратилось в этот Хаос–Яйцо, а отсюда появляются и все реальные формы мира. Приблизительно ту же картину Мирового Хаоса–Яйца находим мы и у Руфина (Recogn. X 17, 30; Migne P. G. 1429, 1436). Еще яснее о гесиодовском Хаосе говорит Симпликий (In Arist. Phys. IV 1=528, 12 D): " Ясно, однако, что это – не пространство, но беспредельная и изобильная причина богов, которую Орфей назвал страшной бездной " .

http://predanie.ru/book/219667-iae-viii-...

Особенно ненависть мусульман возбуждается, когда какой-либо мусульманин принимает христианство, и в этом случае затаенная злоба долго преследует христианского неофита. Во Владикавказе один перс принял христианство и это вызвало страшную злобу персиян, которые дол­го преследовали его, чтобы покончить с ним, и наконец, несколько таких фанатиков напали на него среди дня на бульваре и кинжалами смертель­но ранили его 112 . В последние годы, как извест­но, была большая резня на Кавказе,– в большин­стве случаев татары резали армян. Конечно, были мотивы этой резни экономические, но несомненно, что видную роль здесь играл и религиозный фанатизм, и ненависть к иноверцам. Татары только искусно прикрывали последнюю, выставляя себя как бы людьми вполне лояльными и ведущими борьбу с мятежными армянами 113 . Жестокости турок про­тив армян достигали уже таких размеров, что вызвали порицание даже со стороны более просвещенных мусульман. Так Константинопольский корреспондент „Daily News“ писал в свое время: “по частным известиям из Армении, мусульман­ское население там находится в состоянии сильнейшего возбуждения вследствие антихристианских проповедей разных фанатиков, а также вследствие тайного подстрекательства правительственных чиновников. Во многих округах мусульман с большим трудом удерживают от прямого нападения на христиан. Опасаются, что новые беспорядки возникнут с еще большею силою. Султан получил замечательную петицию, подписанную му­сульманскими улемами Индии, в которой говорится, что жестокости, которым подвергнуты были хри­стиане в Армении, унижают и позорят религию ислама в глазах всего мира” 114 . На всеобщее сплочение мусульман всего мира и поднятие среди них духа фанатизма и ненависти к иноверцам оказывает сильное влияние св. путешествие мусульман в Мекку, так называемый Хадж. Голландский ученый Спук Хургронье, долгое время проживший в Мекке под видом мусульманина, говорит о хаджиях – мусульманских паломниках, что они “представляют легковоспламеняющийся элемент. Их интересы большею частью противоречат интересам христианских правительств, так как хаджии иногда приносят из Аравии на родину панисламские впечатления, легко развивающиеся в фанатизм” 115 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

Каббала на своем реалистическом языке так изображет это сотворение земли и всего, что из нее произошло: Et Celui qui est en haut est le Pere de tout, c " est lui qui tout cree; c " est lui qui a fecondee la terre, qui est devenue grosse et a donne naissance ä des «produits». Elle fut fecondee comme une femelle est fecondee par un male»144 (Sepher–ha–Zohar, trad, par Jean de Pauly, I, 268). 681 … Не соприкасаясь с людьми, боги обращаются и беседуют с ними только через посредство гениев — и наяву и во сне (Платон. Соч. М., 1970. Т. 2. С. 133). 682 Ср. Платон. Соч. М., 1970. Т. 2. С. 112. 683 Знание любовных начал, касающихся строя и ритма (там же. С. 114). 684 2 Кор. 12:5. 685 Ср.: Платон. Соч. Т. 2. С. 148. 686 Термин «плерома» (полнота) в христианстве означает либо некоторую сущность в ее неизменном объеме, либо множественное единство духовных сущностей, образующих некоторую упорядоченную, внутренне завершенную целостность. В русской философии XIX—XX вв. термин «плерома» использовали А. С. Хомяков, В. С. Соловьев, П. А. Флоренский, В. И. Иванов и др. 687 Кастальский ключ — родник на горе Парнас, обладавший способностью давать пророческую силу; символ поэзии. 688 1. Булгаков перефразирует слова А. С. Пушкина из стихотворения «Поэт» (1827):   Пока не требует поэта К священной жертве Аполлон, И меж детей ничтожных мира, Быть может, всех ничтожней он. 689 «Мир спасет красота» — слова, которые Ипполит Терентьев с подачи Коли Иволгина приписывает князю Мышкину (Достоевский Ф. М. Идиот//Поли, собр. соч. Л., 1973. Т. 8. С. 317). 690 Промах, оплошность (фр.). 691 Впрочем, в этом отношении суждения Плотина не всегда согласуются между собой: несмотря на то, что жизнь воплощенной души есть зло, она проходит в ней род практических упражнений в добродетели, учится, и это понимание земной жизни роднит Плотина с… теософией. Вот важнейшее место, сюда относящееся: «если душа благодаря ускоренному уходу освобождается от тела, то она ни в каком отношении не терпит ущерба и познала природу зла с тем, чтобы открылись заключенные в ней силы и обнаружились энергии творчества, которые оставались бы втуне при спокойном пребывании в бестелесном, ибо никогда не могли бы перейти в действие, и от души осталось бы скрытым, что она имеет» (Enn. IV, Lib. VIII, cap. 5). 692

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=726...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010