По повелению Божию, Ангелы принимают особенно активное участие в спасении рода человеческого после совершения Господом Иисусом Христом Его великого искупительного подвига. Утешая Своих учеников, Господь говорил: «истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстыми Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» ( Ин.1,51 ). После прославления и вознесения Сына Божия на небо Ангелы гораздов большей степени вошли в теснейшее единение с основанной Им на земле Церковью и с ревностью служат всем тем, кто исполняет заповеди Божии, подражая неизреченной любви Христовой, пролившего за нас грешных пречистую Кровь Свою на Кресте (Там же). Служение Ангелов людям есть великий Божий дар Постоянное и любвеобильное служение святых Ангелов роду человеческому есть великий дар, посланный Искупителем мира (Там же). Что объединяет Ангелов и людей Ангельский собор и человеческий род составляют единое звено, объединенное между собой любовью во Христе. И эта единая гармония и красота основана на глубочайшей основе Божественной заповеди: «Да вси едино будут, якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, и тии в Нас едино будут» ( Ин.17, 21 ). Высочайший образец Божественного благоустройства на небе восстановился после отпадения Денницы с его поспешниками. Оставшиеся Ангелы не только укрепились в добре, но и прониклись пламенной любовью к своему Творцуво Святой Троице (Там же). Ангелы являются существами только духовными, хотя и ограниченными (Там же). Все мы здесь гости на земле, и поэтому рано или поздно нам придется идти домой. Благо тому человеку, который, живя на земле, приобретает посредством добрых дел и исполнением заповедей Божиих для себя друзей- Ангелов Божиих. Именно они и будут вести наши души в обители Отца Небесного, гденет ни скорбей, ни печалей, но одни радости (3, с.84–85). Читать далее Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова/Под ред. Н.В. Маслова. – Москва : Самшит-издат, 2011. – 816 с., илл. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Виднэс М. Б. Неизвестный отрывок Псалтыри из Вестероса в Швеции//ТОДРЛ. 1971. Т 26. С. 352–356. Αn Early Slavonic Psalter from Rus. Vol. 1. Photoreproduction/Ed. by M. Altbauer, H. G. Lunt. Camb. (Mass.), 1978. Schenker A. Psalmen in den Hexapla: Erste krit. u. vollst. Ausg. der hexaplarischen Fragmenme auf dem Rande der Hs. Ottobianus graecus 398 zu den Ps. 24–32 . Città del Vaticano, 1982 (Studi e Testi; 295). 497 ρ. Норовская Псалтирь: Среднеболгарская рукопись XIV в. Ч. 1–2. София, 1989. Князевская О. А. [Рец.] Новая публикация славянской рукописи из ГИМ: Норовская псалтирь – среднеболгарская рукопись 14 в.//Археографический ежегодник за 1989 г. М., 1990. С. 329. Psalterii Sinaitici pars nova (monasterii s. Catharinae codex slavicus 2/N)/Sub red. Fr. V. Mares. Wien, 1997 (Österreichische Akademie der Wissenschaften, Phil.-hist. Klasse; Schriften der Balkan-Komision. Philologische Abteilung; 38). XXIV, 201 S. Библия 1499 года и Библия в синодальном переводе: С илл.: В 10 т. Т. 4. Псалтирь. М., 1997. 344 с. Фототипическое воспроизведение Псалтири из Геннадиевской Библии. Прозаические переводы с греческого и церковнославянского Псалтирь 1683 г. в пер. Аврамия Фирсова/Подг. текста, словоуказ. и пред. Е. А. Целуновой. München, 1989 (Slavistische Beitr.; 243). 652 с. Пер. еп. Порфирия (Успенского) : Образцы русского перевода священных книг Ветхого Завета 72 толковников: Образец второй: Псалтирь//ТКДА. 1869. 4. С. 37–70 [ Пс. 1–25 ]; Пятьдесят псалмов (26–75): Переведены с рукописной Псалтири 862 г.//ТКДА. 1873. 12. С. 173–240; Псалмы 76–118: Переведены с греческой рукописной Псалтири 862 г.//ТКДА. 1875. 8–11. С. 1–104. Отд. изд.: Порфирий, еп. [Чигиринский (Успенский К. А.)]. Псалтирь в русском переводе с греческого. 1 Киев, 1874 [ Пс. 175 ] – 1875 [ Пс. 76–150 ]; 2 СПб., 1893. 242 с.; 3 1906. 225 с. [на обложке: Изд. 2-е.]. Г. П. Федотов. Шестопсалмие: [Новый пер.]//Вестник Русского (Студенческого) Христианского Движения. Париж, 1952. 6. С. 21–23. Он же. Псалмы//Там же. 2001. 182. С. 101–112 ( Пс. 1–15 ); Он же. Перевод Псалтири//Там же. 2002–1. 183. С. 63–79 ( Пс. 16–30 );·2002-II. 184. С. 20–25 ( Пс. 32–35 ); 2003–I. 185. С. 96–107 ( Пс. 36–45 ); 2003–II. 186. С. 35–40 ( Пс. 46–50 ); 2004–II. 188. С. 93–103 ( Пс. 51–63 ); 2005–I. 189. С. (?) ( Пс. 64–79 ); 2005–II, 2006–I. 190. С. 19–31 ( Пс. 80–90 ); 2006–II. 191. С. 42–59 ( Пс. 91–105 ). [Продолжение следует.]

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

в 1786-1787 гг.- Танцевальный зал и Старая гостиная (Павловск. 1987. С. 184-197), Бильярдная (Там же. С. 198-201), Столовая (Там же. С. 202-209). Он использовал антикизирующие приемы в декорировании покоев: вспарушенные своды, лепнину в архитектурных членениях (тягах, каннелированных пилястрах и фризах с античными мотивами - амурами, акантом, львами, вазами классического рисунка), барельефы в рамах различных очертаний, живописные вставки в виде медальонов (работы Дж. Скотти). К. предпочел светлые и белые тона, напр. белая лепнина на стенах светло-фисташкового цвета в столовой; умело использовал зеркала для зрительного расширения пространства. Парковые павильоны представляют различные типы античных храмовых сооружений: это ротонда в окружении колонн - Храм Дружбы (1780-1782) в излучине р. Славянки - один из первых в рус. архитектуре образцов чистого дорического ордера (Там же. Ил. 2); прямоугольный колонный павильон с треугольными фронтонами - павильон Трех граций (Портик) (1780-1787) (Там же. Илл. 1, 3); круглая колоннада с использованием тосканского ордера - Колоннада Аполлона (Руина) (1782-1783; совр. месторасположение с 1801, см.: Земцов. 1947. С. 31) - живописная руина, возникшая в результате частичного обрушения (1817). Как и в ансамбле Царского села, в Павловске К. обратился к теме триумфа и господства Аполлона как воплощения идеального, просвещенного правления, при к-ром процветают искусства и одерживаются победы над дикостью и варварством. На Центральной аллее были установлены бюсты великих античных мужей, греч. поэтов и философов, рим. императоров и полководцев (80-е гг. XVIII в.). Пейзажный парк Павловска отличается романтическим, «меланхолическим» характером, его павильоны, статуи, мосты, каскады, руины окружены деревьями и кустарниками ( Алленов. 2002. С. 79). Пластические объекты в самых отдаленных уголках были символами античной цивилизации как образца просвещения, мудрого правления: на границе парка в Н. Сильвии была поставлена мраморная колонна на пьедестале, получившая название «Конец света» (80-е гг.

http://pravenc.ru/text/1470115.html

82 «Русские» купцы названы вместе с чешскими, откуда следует, что первые приходили в Баварское Подунавье, вероятно, вместе со вторыми, т. е. не с востока, поднимаясь по Дунаю, как те, кто оставил после себя топоним Ruzaramarcha (ниже Энса по Дунаю: см. 3, примеч. 57), а с севера, из Праги. Такая перемена маршрута была вызвана, надо полагать, дестабилизацией положения в Подунавье с появлением здесь на рубеже IX–X вв. венгров. Прага и в дальнейшем служила важнейшим транзитным пунктом на пути, связывавшем Русь с Центральной Европой: Киев – Червенские города – Краков – Прага – столица Баварии Регенсбург. 83 Бассейн реки Родль, левого притока Дуная несколько выше Линца (Назаренко 1993. С. 90–91. Коммент. 40; см. также карты: там же. С. 66 и ДР. С. 311. Илл. 10). 84 Область на северном берегу Дуная к востоку от реки Родль. Именно здесь должны были оказываться «русские» и чешские торговцы, если они приходили из Праги, через перевалы Чешского леса (Шумавы). Здесь еще в XII в. существовала речка под двойным названием Rûzische/Böhmische Muchel (Mühl) «Русская/Чешская Мюль» (Назаренко 1993. С. 88; он же 2001а. С. 90–91; см. также карты, указанные в предыдущем примеч.). 85 Ср.-лат. sogma обозначало груз одного вьючного животного; ср. нем. Saum 59, примеч. 1694). 86 По некоторым данным, massiola соответствовала тридцатикратному объему средней мужской пригоршни, т. е. примерно 2,25 л; о прочих толкованиях см.: Назаренко 1993. С. 91. Коммент. 43 87 Специфически восточнобаварская средневековая денежная единица, равнявшаяся полутора стандартным каролингским денариям, весовая норма которых составляла ок. 1,7 г серебра. Происхождение д.-в.-н. scoti объяснимо только в качестве заимствования из др.-русск. скотъ «деньги», которое, в свою очередь, вошло в древнерусский, вероятно, из древнескандинавского, где служило обозначением серебряной монеты, соответствуя др.-англ. sceatt(a) (в Англии до первой половины VIII в. чеканилась собственная серебряная монета). В таком случае перед нами было бы еще одно свидетельство славяноязычия «русских» купцов начала X в. (ср. 3, примеч. 57). Заимствованным на востоке Баварии оказалось не только название древнерусской денежной единицы, но и сама эта единица: восточнобаварский скот составлял 1/20 баварского солида, равного древнерусской гривне серебра (ок. 51 г), от которой древнерусский скот (позднее получивший название ногаты) также являлся 1/20 частью (Назаренко 2001а. С. 136–156).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Известны также демественные М. «сановным людем» («...господина дома сего... с женою и с чады и с домочадцы...») и игумену «с братиею» (ГИМ. Син. певч. 165. Л. 110 об., 111, XVII в.; см. расшифровки: Пожидаева. 1999). Набор монодийных М. царю (с перечислением мн. титулов), «царицам и великим княгиням», царевичу, правосл. патриархам, местному епископу и архимандриту содержится в соловецком певч. сборнике петровского времени (ГЦММК. Ф. 283. 237. Л. 208 об.- 209 об.). В западнорус. нотолинейных Ирмологионах XVI-XVIII вв. встречаются монодийные М. архиерею с греческим текстом, записанным кириллицей: «        » (ЛНБ. МВ. 50. Л. 119 об., кон. XVI - нач. XVII в.; Bucur. Bibl. Nat. Slav. 10846. Fol. 199, 1675-1676 гг.; 10845. Fol. 229, 1684 г.) и «  » греческого распева (СПбДА. 223-Р. Л. 284, 1671 г.). Следующий этап в муз. развитии М.- появление его в многоголосном варианте («триличное согласие»; см. Строчное пение ). Известно М. царю Иоанну IV Васильевичу Грозному, изложенное в виде 3 партий - пути , верха и демества (РНБ. Солов. 690/763. Л. 276-277, 70-е гг. XVI в.; на л. 277-277 об. содержатся 3 одноголосные «Ис полла эти деспота» митрополиту и архиепископам Новгородскому и Казанскому; см.: Успенский. 1971. Илл. XXIXa, XXIXб; с. 280-281 (коммент.)). В рукописи РГБ. Ф. 354. 140 имеется подобное песнопение в честь царя, а также 3-голосное «Ис пола ити деспота» архиеп. Казанскому и Свияжскому (Л. 334-335, 355). Все 3 голосовые партии совпадают, представляют единый распев. Троестрочные М. помещали также в Обиходах (напр.: ГИМ. Муз. 1845. Л. 27-27 об., 3-я четв. XVII в.). Рукописи XVI в. впервые содержат М. в изложении демественной нотацией , В состав более позднего списка (ГИМ. Син. певч. 375/Л. 120-120 об., 1700 г.) входит демественное 4-голосное М. имп. Петру I (расшифровки см. в изд.: Успенский. 1971. С. 277-279 (начало); Беляев. 1997. С. 154-157 (полностью)). Многоголосное исполнение этого песнопения позднее стало устойчивой традицией в крупных хоровых коллективах (напр., в придворных). Так, в рукописях из б-ки государевых певчих дьяков имеется «Многолетие большое, верхом» (РГАДА. Ф. 188. 1702. Л. 1), посвященное царю Борису Феодоровичу Годунову (1598-1605). Об интереснейших вариантах М. говорит наличие партий «путь против демества» к песнопениям «триличного» и «четвероличного согласия» (М. к пещному действу, «меньшое царю и прочим», «светительское, глаголемое тройное») в сборнике из собрания царских певцов (Там же. 1696. Л. 26 об.- 27 об.).

http://pravenc.ru/text/2563872.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Символы Евангелистов у прп. Андрея Рублева Иконография «Спас в силах» 03.09.2023 1995 Время на чтение 31 минут Источник: rublevmuseum Далеко не все христиане, даже в среде образованных, могут объяснить происхождение и значение символов четырех Евангелистов: Ангела, Орла, Тельца и Льва. Хотя на эту и близкую ей тему иконографии «Спас в силах» написано большое количество специальных исследований, статей и даже книг. Илл. 1. Христос с апостолами Петром и Павлом. Агнец на горе, из которой истекают четыре райские реки.Фреска в катакомбах Петра и Марцеллина. Сер. IV в., Рим Первоначально символами евангелистов служили четыре райские реки, в древнехристианском искусстве они представлены множеством памятников. Самый ранний из сохранившихся, возможно, фреска в катакомбах Марцеллина и Петра IV в. (илл. 1) и примерно того же времени мозаика в мавзолее Санта-Констанца 2 пол. IV в. (илл. 2). Илл. 2. Христос Эммануил с апостолами Петром и Павлом. Из-под Его ног истекают четыре райские реки. По сторонам от них четыре агнца символизируют четырех Евангелистов. Мозаика в мавзолее Санта-Констанца. 2-я пол. IV в., Рим Также второй половиной IV в. датируются мозаики баптистерия Сан-Джовани-ин-Фонте в кафедральном соборе Неаполя, здесь евангелисты представлены уже в виде символов Ангела и Льва (два других изображения утрачены). Надо заметить, что эти мозаики находятся в тромпах – парусах сферической формы, там, где они позднее обрели каноническое место в крестовокупольных храмах (илл. 3, 4). Илл. 3, 4. Свод с тромпами, в которых помещены символические изображения Евангелистов – Ангела и Льва. Мозаики в баптистерии Сан-Джованни-ин-Фонте в кафедральном соборе Неаполя. 2-я пол. IV в. Далее мы находим символы евангелистов в базилике Санта-Пуденциана, построенной в самом начале V в., а в последней четверти V в. они появляются в конхе церкви Осиос Давид в Фессалониках (илл. 5). Илл. 5. Видение пророка Иезекииля. Христос Эммануил на радуге в окружении четырех символических животных. Мозаика в апсиде храма Осиос Давид. 475–500 гг., Фессалоники

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/03/...

Илл. 1. В выставочном зале 26 сентября 2014 г. 11:30 Открылась выставка конкурсных проектов убранства белградского кафедрального соборного храма свт. Саввы СВОИ РАБОТЫ В ЗАЛАХ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ ПРЕДСТАВИЛИ ЧЕТЫРЕ ТВОРЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВА Как уже сообщал «Церковный Вестник» 15 июля, благоукрашение собора возложено на российскую сторону в соответствии с межправительственными договоренностями. В марте 2012 года в Москве представители российского Министерства культуры и сербского Министерства иностранных дел подписали соответствующий протокол, во исполнение которого была создана рабочая группа под руководством митрополита Волоколамского Илариона и митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия. В июне нынешнего года Российская академия художеств (РАХ) выиграла всероссийский тендер на проведение творческого конкурса проектов внутреннего убранства. К моменту истечения срока приема заявок свои работы представили четыре авторских коллектива. До 5 октября они выставлены в залах Российской академии художеств по ул. Пречистенка, 19. На следующий день под председательством двух названных иерархов, а также министра иностранных дел Сербии Ивицы Дачича там же состоится заседание жюри, которое назовет проект-победитель и еще двух призеров. «Впрочем, проигравших не будет. Если Богу будет угодно и проект начнет осуществляться, задействованы в нем окажутся все конкурсанты. Работы хватит на несколько лет, - уверен народный художник РФ член президиума РАХ Николай Мухин. - Напомню: стены Храма Христа Спасителя в 1999 году расписывали 350 человек, а выполнять мозаичное убранство еще сложнее». Кафедральный собор свт. Саввы Сербского на Врачаре — крупнейший православный храм мира, который строится уже около века. Его площадь — 7,6 тыс. кв.м, площадь поверхности внутренних стен 17 тыс. кв.м, а по высоте он лишь немного уступает кафедральному соборному Храму Христа Спасителя, примерно соответствуя ему по объему. Убранство мозаичными иконографическими изображениями предусмотрено решением Священного Синода Сербской Православной Церкви. Несмотря на то, что проходящий конкурс проектов официально носит всероссийских характер, фактически он стал международным. С российской стороны его курирует Отдел внешних церковных связей . Именно поэтому вместе с авторскими коллективами из обеих российских столиц и Ярославля возможность участвовать получили и художники из Белоруссии. Более того, стенописная мастерская минского Свято-Елизаветинского монастыря даже рискнула «раскрыться» перед посетителями выставки и обозначила свое авторство проекта под номером 3 (см. Илл. 4). Остальные участники «зашифрованы» под номерами.

http://e-vestnik.ru/culture/belgradskiy_...

Блуд Блуд мучает человека. Блуд отсекать рассуждением о мучениях (Там же, с.60). Страсть блуда приносит очень много зла и горя. Страсть блуда приносит очень много зла и горя как в семейной жизни, так и в общественной (7, с.334). Внешний повод к возникновению страсти Внешним поводом к возникновению страсти блуда служит «похотливое воззрение, негодные шутки, осязания, страстные слова» (4.324), через которые, как через окна, грех свободно входит в душу (7, с.334). Исполнителем чьих хотений становится блудник «Князьмира сего» – диавол, действуя через плоть, путем обольщения и возбуждения производит в человеке непреодолимое желание удовлетворить низменные страсти. Поддавшись этому искушению, человек попадает в расставленные дияволом сети и, таким образом, становится исполнителем его злостных хотений (4.114) (7, с.334). Последствия блудной страсти После того как диавол пленит свою жертву и возбудит в ней страстные желания плоти, состояние человека становится мучительным, подобным лютой горячке. В сердце и во всех членах еготела происходит не только сильное жжение, но движение и намерение исполнить все на деле. И когда человек предается гнусному пороку, высшие силы его души подавляются, дверь к молитве закрывается и душа, словно ядом, отравляется и умирает. Такой человек уже перестает бояться Бога, утрачивает веру в Него и добровольно идет в ров погибели. Ради удовлетворения своей страсти, блудник полностью отрекается от Христа и переходит на сторону диявола (7,с.334). Блуд лишает вечного спасения Во всех своих видах и проявлениях блудная страсть приносит существенный вред человеку не только тем, что расстраивает здоровье, омрачает душу, терзает совесть, но и тем, что она полностью лишает его вечного спасення (4.379) (7,с.334). Как искоренить плотскую нечистоту Первым, самым важным условиям обретения чистоты, как телесной, так и душевной, должно быть господство духа над плотью, состояние, при котором человек отвращает свой взор от всего соблазнительного и пагубного, тщательно охраняет свои чувства и приучает их служить только целомудрию (2.135). Также пребывать в труде, «часто молиться, мало есть и пить, и мало спать» (1.223) (73, с.334). «Блуд и нечистота, еже есть бесчинное вожделение плотского сквернения или самим делом похоти телесной исполнение» (1.3) (7, с.306–307). К группе грехов, умерщвляющих душу и лишающих ее спасения, относится содомский блуд (7, с.307). Читать далее Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова/Под ред. Н.В. Маслова. – Москва : Самшит-издат, 2011. – 816 с., илл. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Навык Навык или ПРИВЫЧКА влечет ко ГРЕХУ (8, с.578). Надежда В деле СПАСЕНИЯ прежде всего необходима надежда. Надежда есть добродетель, подвизающаяся против врага и упования на себя. Единственная надежда для христианина – Бог. Надежду полагать на Единого Иисуса Христа. Надежда истинная только на Христа. Слово Божие ублажает надеющихся на Бога и порицает надеющихся на человека. Невозможно надеяться и на Бога и на создание. Суетна и ложна всякая надежда не на Бога. Надеющийся на создание грешит против Бога. Надеющийся на создание, а не на Бога, есть идолопоклонник и хулитель Бога. Надеющийся на человека, а не на Бога – проклят. Надежда, что только Спаситель может избавить от греха и ада и даровать жизнь вечную, есть признак живой ВЕРЫ. Кто в скорби ищет помощи не у Бога, тот не имеет ВЕРЫ в Бога. Надежда от веры неотлучна. Надежда на Бога не постыдит. Несомненной надеждой на Бога прославляется имя Божие. Надежда ободряет в трудах, опасностях, искушениях. Надежда на получение благ вечных укрепляет в подвиге и страданиях. Надежда на будущее БЛАЖЕНСТВО утешает всякую СКОРБЬ. Надежда истинная познается в скорбях. Надежда испытывается СКОРБЯМИ. Надежда истинная выявляется при скорбных случаях. На всяком месте Господь защитит. Христос не оставит в нужде, только нужно потерпеть. Надежда на вечное блаженство удерживает от ГРЕХОВ и утверждает в БЛАГОЧЕСТИИ и ТЕРПЕНИИ. Надежда без терпения не бывает. Надежда поощряет к ПОДВИГУ. Надежда на славу вечную укрепляет благочестивых к ПОДВИГУ. Надежда истинная в непорочной СОВЕСТИ почивает. Надежда укрепляется чтением слова Божия и размышлением о благодеяниях Божиих. Надежде научаться от размышления о всемогуществе Божием. Надежда утверждается от рассуждения о благости Божией. Надеющемуся на Бога необходимо жить по воле Божией, в противном случае надежда суетна. Надежда пребывающих в грехах суетна. Надежда суетна, если человек не исправляет себя покаянием (Там же, с.579–588). Всю надежду нужно возлагать на Господа Возмогайте о Господе и возлагайте на Него все ваше упование и надежду, и Он поможет вам и облегчит вам жизненный крест (3, с.36). Истинный смысл надежды Церковь указывает истинный смысл самой надежды на милосердие Божие Бог – милосерд, но Он вместе с тем и Праведный Судия (4, с.197). Надежда на Бога укрепляет терпение Немаловажным средством, укрепляющим христианина в терпеливом перенесении скорбных обстоятельств, является надежда на Бога, от Которого христианин во время скорби «ожидает или избавления, или облегчения» (1.196) (7, с.282). Читать далее Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова/Под ред. Н.В. Маслова. – Москва : Самшит-издат, 2011. – 816 с., илл. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

1 “Житие преподобного Сергия” Епифания Премудрого//Памятники древней письменности и искусства. Вып. 58. СПб., 1855 (Цит. по: Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа. М., 1966, с. 34). 2 Флоренский П. А. Троице-Сергиева лавра и Россия//Троице-Сергиева лавра. Сергиев, 1919, сс. 19–20. 3 См. Малков Ю. Г. Некоторые аспекты развития восточно-христианского искусства в контексте средневековой гносеологии//Советское искусствознание. 1977/2. М., 1978, сс. 93–94. Он же. Апофатизм и развитие восточно-христианского символизма//Вопросы искусствознания. 2–3/94. М., 1994, сс. 94–114 (особенно сс. 96–98). 4 См. примеры таких композиций IV–V вв.: Вздорнов Г. И. Троица Андрея Рублева. Антология. М., 1981. Илл. 1, 3. 6 Цит. по: Прот. В. Бороздинов. Икона “Пресвятая Троица” преподобного Андрея Рублева//ЖМП. 1990, 6, с. 68. 7 Сочинения святого Иустина Философа//Памятники древней христианской письменности. Т. 3. М., 1862, сс. 103–105, 233–239 и особенно 240–249, 357–362. 8 Цит. по: Малицкий Н. К. К истории композиции ветхозаветной Троицы//Se­minarium Kondakovianum II. Прага, 1928, сс. 37–38. 14 См. об этом Малков Ю. Г. Некоторые аспекты развития восточно-христианского искусства в контексте средневековой гносеологии; Он же. Апофатизм и развитие восточно-христианского символизма; Бычков В. В. Образ как категория византийской эстетики//Византийский временник. Т. 34. М., 1973. 15 Цит. по: Архиепископ Сергий (Голубцов). Воплощение богословских идей в творчестве преподобного Андрея Рублева//Богословские труды. Сб. 22. М., 1981, с. 22. 18 Воспр. соответственно: Dalton O. M. Byzantine Art and Archaeology. Oxford, 1911, p. 650, t. 412; Вздорнов Г. И. Указ. соч. Илл. 12; Там же. Илл. 13; Николаева Т. В. Древнерусская мелкая пластика из камня XI–XV вв. М., 1983, 84; Чубинашвили Г. Н. Пещерные монастыри Давид-Гареджи. Тбилиси, 1948. Табл. 121 и 86; Амиранашвили Ш. История грузинской монументальной живописи. Т. 1. Тбилиси, 1957. Табл. 41, 42. 19 Воспр.: Вздорнов Г. И. Указ. соч. Илл. 14; Он же. Новооткрытая икона “Троицы” из Троице-Сергиевой лавры и “Троица” Андрея Рублева//Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств. XIV–XVI вв. М., 1970. Илл. на с. 121. В данном случае “клавы” архангелов-вестников не следует смешивать с “клавом”, обычно присутствующим на одежде Бога Сына как символ одновременно Его посланничества в мир и Его царственного достоинства (именно в таком качестве “клав” и присутствует на хитоне центрального ангела в рублевской “Троице”).

http://pravmir.ru/svyataya-troicaprepodo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010