Труд При телесном труде надо держать свое сердце в чистоте, пребывать в молчании, уклоняться от празднословия, трудиться с усердием и непрестанно в уме держать молитву (13, с.181). Беззаконен тот труд, который беззаконные дела делает (8, с.1049). Работа не в полную силу есть грех (Там же). Относительно физических трудов можно сказать словами святых отцов, т.е. «отдай плоть и прими дух». Апостол Павел тоже не имел никакого покоя в благовествовании слова Божия, но желал умереть и со Христом быть (3, с.70). Не знаем, долго ли будет существовать мир, находясь в таком плачевном состоянии. Конечно, живой человек все же должен трудиться на земле до последней минуты (Там же, с.111). Почему Господь Бог дал заповедь упражняться в труде Трудолюбие облагораживает человека, ограждает душу от многих греховных преткновений и соблазнов (7, с.331). Вот почему Господь Бог для нравствен­ного совершенствования первого человека дал ему заповедь упражняться в труде, охранять и возделывать рай (7, с.332). Спасительная заповедь Божия о труде После грехопадения человека Творец указал ему на труд как на спа­сительное средство в деле восстановления его падшей природы: «В поте лица твоего снеси хлеб твой» ( Быт.3,19 ). Эта спасительная заповедь Божия остается в силе и доныне (7, с.332). Читать далее Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова/Под ред. Н.В. Маслова. – Москва : Самшит-издат, 2011. – 816 с., илл. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Суета Христианин – странник на земле, поэтому не увлекаться суетой. Суетою не увлекаться, так как все временно. Убегающие от суеты живут более спокойной и богатой духовной жизнью. Увлечение суетой не соответствует высокому званию христианина. Люди увлекаются суетою, так как забывают о ВЕЧНОСТИ. Пребывающий в суете изгоняет Христа. Суета вначале кажется прекрасной, внутри оказывается горькой. ЛЮБОВЬ к миру угашается РАЗМЫШЛЕНИЕМ о смерти, Страшном Суде и вечной участи (8, с.1025–1027). Вся земная суета не должна препятствовать приобретению всех тех добродетелей, которые пойдут с нами в вечность (3, с.48). Суетные помыслы, то есть безмерная забота о теле или же о пище и т.д., считаются недопустимым явлением в жизни подвижника (7, с.86). Без болезней погрязнем в суете земной (3, с.58). Вся земная суета со своими привлекательными прелестями и страстями пройдет, как ночное сновидение (Там же). «Сердце растленное» (3.441), лишившееся Божия присутствия, постоянно жаждет разнообразных суетных удовольствий (7, с.318). Кому подобен человек, любящий суету Кто любит суету мирскую, тот бывает подобен человеку, который обрел во сне сокровище, но по пробуждении ничего не имеет, или подобен человеку, «который во сне от всех почитается как вельможа, но возбудившися видит себя в прежнем подлом состоянии и презрении» (3.256) (7, с.309). Суетные соблазны опьяняют Опьяненный суетными соблазнами, человек полностью погрязает в пучине греха и, потеряв над собой контроль, исполняет уже волю диавола (7, с.310). От суеты мира отвращает вера Вера «от грехов и суеты мира отвращает» (4.375), дает силу и крепость подвизаться против сатаны и слуг его (3.443) (7, с.225). Читать далее Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова/Под ред. Н.В. Маслова. – Москва : Самшит-издат, 2011. – 816 с., илл. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Беспечность Из-за лени и беспечности мы не созидаем свое спасение Мы провождаем свою жизнь в лености и беспечности и тем самым не созидаем свое спасение, а наоборот, уходим на «страну далече». Беспечная жизнь помогает человеку порвать связь с Богом и перейти к другому властелину – диаволу, который день ото дня омрачает наш ум и делает его бессильным в борьбе со грехом. И если человек не опомнится и не восплачет о своем бедственном состоянии, то для него и вечность будет тяжелой и мучительной. Хотя мы умом это и понимаем, но победить грех и порвать связь с диаволом у нас не хватает ни решительности, ни силы. Беспечность и лень уничтожают в нашей душе все доброе и святое (3, с.66). Беспечность и нерадение убивают душу Самыми опасными для нас являются беспечность и нерадение, которые убивают душу и не дают ей вознестись горе, к Престолу Всевышнего. Поэтому мы и не получаем той духовной пищи, которая бывает только посредством молитвенного общения с Богом. Ведь сказано: «Несть мира в костех моих от лица грех моих». Вот отсюда и происходят все нестроения и тяжести духовные и телесные. Исходя из этого, нам всем надо прежде всего усугубить молитвенный подвиг, и тогда мы сможем ощутить в душе мир Христов, а это, и в свою очередь, будет способствовать облегчению всех трудностей, скорбей и печалей (Там же, с.90–91). От нас требуется богоугодная жизнь Со своей стороны, мы не должны быть беспечными в своей жизни. От нас требует Божественная Премудрость благогостремления к приобретению и принесению Богу особых даров – богоугодной жизни. К этим дарам относятся не золото или серебро, а особенно наши благодатно-покаянные слезы, которые способны бывают не только погасить пламень огненный, но и водворить наши души в Обители Отца Небесного (Там же, с.108–109) Читать далее Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова/Под ред. Н.В. Маслова. – Москва : Самшит-издат, 2011. – 816 с., илл. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Бодрствование Желающий быть истинным христианином должен помнить о вездеприсутствии и всеведении Божием. Смерть неизвестна, но от состояния души в минуту кончины зависит вечная участь. Не должно дремать, так как предстоит лютая и всегдашняя БРАНЬ с диаволом. Бодрствование необходимо, чтобы не попасть в плен к врагу рода человеческого диаволу. Бодрствование – беречься духов злобы, ищущих погубить душу. Попускаемые Промыслом Божиим ИСКУШЕНИЯ учат трезвению и бдительности (8, с.111–112). Тропарем «Се, Жених грядет в полунощи...» Церковь напоминает нам о внезапном пришествии Судии мира и побуждает нас к духовному бодрство­ванию (4, с.251). Да сохранит всех нас Воскресший Господь в здравии и духовной бодрости, без которой вся жизнь вменяется ни во что (3, с.110). Что касается духовной жизни и очищения души от греховного мусора, то первым средством в этом деле является бодрствование духа. Всякие навеваю­щие мысли, какими бы они ни были благовидными, нужно отсекать глаголом Божиим. Этому еще помогает и постоянная память смертная (32). Бодрствуй и молись, и эти добродетели принесут тебе большую радость, и притом не земную, а небесную (Там же). Без духовной бодрости и вся жизнь вменяется ни во что (Там же). Читать далее Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова/Под ред. Н.В. Маслова. – Москва : Самшит-издат, 2011. – 816 с., илл. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Борьба с искушениями В этой юдоли плачевной без скорбей и искушений обойтись невозможно. Но с нами Бог и Его Пречистая Матерь. И поэтому нам не следует унывать и падать духом, но вступать в борьбу, иногда и в жестокую, и выйти из нее победителями. У нас имеется для этой борьбы сильнейшее оружие – Крест Христов, посредством которого разрушаются все стрелы вражии. Но чтобы победить все зло, набрасывающееся на нас, мы должны мобилизовать все свои силы, а особенно свою свободную волю, на борьбу с искушениями. Особенно мы должны своими подвигами приобрести основ­ные добродетели: смирение, терпение, кротость, незлобие, любовь к Богу и ближним (3, с.85). Борьба против духов злобы поднебесных Земная жизнь – это временное наше изгнание. И здесь мы должны закалиться в добре и безбоязненно преодолевать все зло и вступать в борьбу против злобы духов поднебесных. Одержав победу, мы сможем с апостолом Павлом сказать: «Подвигом добрым подвизался, веру соблюл, а теперь мне готовится венец правды, который воздаст мне Господь, и не только мне, но и всем возлюбившим Его» (Там же, с.85). Надо нам вооружиться против всего греховного и порочного (Там же, с.94) Борьба с искушениями связана с борьбой человека за свободу духа (5, с.85) Читать далее Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова/Под ред. Н.В. Маслова. – Москва : Самшит-издат, 2011. – 816 с., илл. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Пристрастие Пристрастие к миру – признак НЕВЕРИЯ. Прилепившиеся к миру не в состоянии подняться к небу (Там же, с.765). Слово Божие говорит, что если течет богатство, не прилагайте сердце к нему (3, с.82). И малая вещь может погубить человека, если он будет относиться к ней с пристрастием (Там же). Когда грех переходит в пристрастие Если человек не употребит весь духовный арсенал для борьбы с грехом, то грех постепенно переходит в «пристрастие», которое бывает так сильно, что становится как бы второй природой человека (2.136) (7, с.316). Читать далее Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова/Под ред. Н.В. Маслова. – Москва : Самшит-издат, 2011. – 816 с., илл. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Прощение обид На своих обидчиков не гневайтесь, а лучше о них помолитесь (3, с.33). Мы должны всем прощать, по заповеди Божией, и даже молиться об обижающих, произнося слова: «Боже, помоги брату моему и мне, ради молитв его». Молясь таким образом за брата своего, смиряясь и прося себе помощи ради молитв его, мы проявляем к нему милосердие и любовь, а где любовь, там нет места раздражительности и другой страсти (32). Надо терпеть, когда обижают, – тогда жизнь (Там же). Читать далее Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова/Под ред. Н.В. Маслова. – Москва : Самшит-издат, 2011. – 816 с., илл. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Самоконтроль Что касается духовной борьбы и постоянного контроля над собой, то здесь следует отметить прежде всего первую и высшую добродетель – это очищение ума от всех посторонних помыслов и постоянное единение с Богом. Все по­мыслы, какими бы они ни казались добрыми и безгрешными, следует отсекать в начале их появления, иначе они будут опустошать нашу душу подобно жгу­чему ветру. И если мы не навыкнем их удалять, то они настолько расплодятся, что сделают нашу душу неспособной не только к молитве Иисусовой, но и ко всякому доброму делу. Будьте внимательны к самим себе (32). Нужен сильный контроль во всем: пожелал что-то – грех; прогневался, раздражился, не потерпел – все это грех. Надо заметить и не допускать, а допустил – исповедовать (Там же). Для того чтобы всегда пребывать со Христом, от нас требуется не только хранить себя от нечистоты телесной, но и духовной. Здесь требуется усилие, мужество и постоянный контроль над всеми чувствами и помышлениями (3, с.81). С нашей стороны требуется постоянный контроль над нашими действиями, поступками и даже мыслями. Такого внимательного человека Бог никогда не отринет, и, более того, Он будет всегда помогать ему в преодолении всевоз­можных искушений (Там же, с.67). Читать далее Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова/Под ред. Н.В. Маслова. – Москва : Самшит-издат, 2011. – 816 с., илл. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Борьба с помыслами Сам Спаситель указал на необходимость борьбы с помыслами, когда сказал, что блуд совершается даже тогда, когда кто «смотрит с вожделением» ( Мф.5,28 ), т.е. наслаждается блудными помыслами (Там же, с.99). Борющийся с греховными помыслами удостаивается похвалы и славы от Самого Бога (3.309) (7, с.313). Молитва избавляет от лукавых помыслов Для избавления от лукавых помыслов, для победы над ними святой отец указывает эффективные средства, из которых первым является молитва . Она служит надежным оружием в непрестанной духовной борьбе с искушениями и греховными соблазнами (7, с.313). Как поступить находящемуся в мысленной борьбе Человеку, находящемуся в мысленной брани, следует непрестанно взывать о помощи к Богу словами: «Господи, помилуй меня» или «Господи, помоги мне» или «Господи, не остави мене». Обращаясь так к своему Спасителю, христиа­нин должен усердно умолять Его до тех пор, пока совершенно не угаснут и не исчезнут разженные стрелы вражии (7, с.313). Оружие против нечистых помыслов Сильным и действенным оружием против нечистых помыслов является страх Божий и чтение Священного Писания (7, с.314). Что дает борьба с помыслами Борясь с порочными помыслами при помощи богодарованных средств христианин сможет не только освободиться от них, но и приобрести духовную мудрость, способность распознавать и поражать все то, что мешает ему до­стичь спасения (3.308) (7, с.314). Читать далее Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова/Под ред. Н.В. Маслова. – Москва : Самшит-издат, 2011. – 816 с., илл. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Беззакония Беззаконие есть плен греховный. Беззаконие решается на всякое зло. Беззаконие без наказания есть дверь к другим беззакониям. Замышляя нечистое, вспомнить, что Бог все видит (Там же,с.12–13). Вместо добра и красоты в душе грешника на первый план выступает «преступление» и «беззаконие» (7,с.308). Беззакония нельзя скрыть Все сделанные беззакония будут в вечности открыты перед всем миром. Основываясь на словах Псалмопевца «Обличу тя и представлю пред лицеем твоим грехи твоя» ( Пс.49,21 ), святитель Тихон Задонский пишет, что за «всякое бесчинное дело, слово и помышление воздастся бесчиннику по делом его в день суда» (3.267) (7,с.314). Читать далее Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова/Под ред. Н.В. Маслова. – Москва : Самшит-издат, 2011. – 816 с., илл. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010