114. См.: Клосс Б. М. Нил Сорский и Нил Полев — «списатели книг»//Древнерусское искусство. Рукописная книга. М., 1974. Сб. 2. С. 156, прим. 48. 115. Lure У. S. Nil Sorskij е la composizione dell’ «Illuminatore» di Iosif di Volokolamsk. P. 100 e n. 7. 116. Романенко E. В. Нил Сорский и традиции… С. 66. 117. Там же. С. 86. 118. Романенко Е. В. Нил Сорский и традиции… С. 67. 119. См. с. 68. 120. См. фотографии этих мест: илл. 8–9. 121. См. фотографии этих мест: илл. 10–11. 122. А не «с оборотной стороны листа… подклейку», как опятьтаки удивляющим образом пишет Е. В. Романенко (Нил Сорский и традиции… С. 64). Создается впечатление, что она не видела ни этих мест рукописи, ни их фотографий в моей статье, явно ею не прочитанной. 123. См. с. 66. 124. Романенко Н. В. Нил Сорский и традиции… С. 68 и сл. 125. См. с. 44–46. 126. См. с. 68. 127. Предание Нила Сорского издавалось М. С. Боровковой–Майковой (Нила Сорского Предание и Устав со вступительной статьей М. С. Боровковой–Майковой. ОЛДР, 1912. С. 1–9 (ПДПИ, CLXXIX), с разночтениями по разным спискам. Здесь Предание печатается по автографу самого автора. 132. Цитата из «Четвертой сотницы о любви». См.: въ русскомъ переводе, дополненное. М., 1888. Т. 3. С. 243. 133. Лествица. Слово к пастырю. 14, 4. 134. Василий Великий, свт. — отец Церкви IV в. (ок. 330–379 гг.), архиепископ Кесарии Каппадокийской, брат Григория Нисского, организатор монашеской жизни в Малой Азии, богослов, борец с арианской ересью, защитник учения о Святой Троице, литургист, проповедник, плодовитый писатель, автор аскетических сочинений и множества церковных правил (PG, 31, 889–1306). См.: Флоровский Г. В. Восточные Отцы IV века. Париж, 1990. С. 57–89; PG 31, 1031. 135. Варсонофий Великий, преп., VI в. (t 563 г.), — египтянин родом, палестинский монах, автор «Подвижнических наставлений» в «Ответах». См.: Т. 3. С. 631–632; Руководство к духовной жизни преподобных отцов Варсонофия Великого и Иоанна в ответах на вопрошения учеников. М., 2002. С. 445 (Ответ 626).

http://predanie.ru/book/97568-prepodobny...

Ясно, что создатель оригинала не мог предвидеть, где, копируя его, один писец сменит другого. Стало быть, поправки представляют собой главным образом восстановление первоначальных чтений оригинала — тот случай, когда «исправляя, писец по большей части исправляет верно». На нижнем поле л. 161 рукописи КБ, 23/1262, Гурий Тушин написал греческие имена и их русский перевод: «Фотин — свет, Феоктис- ти —Божие здан(ие), Феодор — Божий дар»; это помогает понять текст: «Имя же отцу бе Фотин, матери же Феоктисти. Именам же подобно и житие стяжаста». Дальше (л. 163 об.) текст: «Ирини же, того супружница,… яже именем по вещи наречена бысть: мятежь убо весь и печаль от церкви отгонить, мир же и веселие той дарова» пояснен переводом на нижнем поле: «Греч(еское) Ирини — рус(ское) мир». Перевод и замена греческих слов текста («ксенодохион», «кино- вия» и т. п.) встречается и в других местах (например, КБ, 23/1262, лл. 302 об., 366 об.). Но есть случай, когда убрано и переведенное греческое слово. В тексте написано: «…и анагноста его постави, рекше чтеца, своей церкви». На поле предложена замена фразы, в которой греческое слово отсутствует, оставлен только русский перевод («чтеца» — там же, л. 522). Является ли эта русификация тоже восстановлением первоначального чтения, может показать только сличение копии с оригиналом. В конце обоих томов, перед заключительной записью Гурия, стоит греческая неумело срисованная Гурием (греческого Гурий, по–види- мому, не знал) подпись μρτολος Νλ και σνετος — «грешный Нил и неразумный» (см. илл. 1 и 2). По–видимому, копиисты располагали автографом Нила Сорского. Действительно, сам Гурий прямо свидетельствует как раз об этом: и преписана бысть с книги старца Нила — с его и занеже и понеже) многи труды старець Нил показал о сих Эта запись находится в начале каждого тома, непосредственно после оглавления (см. илл. 3–4). Таким образом, ясно, что оригиналом при копировании служила не только подписанная, но и собственноручно Нилом Сорским написанная «книга» — «его списания» или «писания».

http://predanie.ru/book/97568-prepodobny...

По повелению Божию, Ангелы принимают особенно активное участие в спасении рода человеческого после совершения Господом Иисусом Христом Его великого искупительного подвига. Утешая Своих учеников, Господь говорил: «истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстыми Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» ( Ин.1,51 ). После прославления и вознесения Сына Божия на небо Ангелы гораздов большей степени вошли в теснейшее единение с основанной Им на земле Церковью и с ревностью служат всем тем, кто исполняет заповеди Божии, подражая неизреченной любви Христовой, пролившего за нас грешных пречистую Кровь Свою на Кресте (Там же). Служение Ангелов людям есть великий Божий дар Постоянное и любвеобильное служение святых Ангелов роду человеческому есть великий дар, посланный Искупителем мира (Там же). Что объединяет Ангелов и людей Ангельский собор и человеческий род составляют единое звено, объединенное между собой любовью во Христе. И эта единая гармония и красота основана на глубочайшей основе Божественной заповеди: «Да вси едино будут, якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, и тии в Нас едино будут» ( Ин.17, 21 ). Высочайший образец Божественного благоустройства на небе восстановился после отпадения Денницы с его поспешниками. Оставшиеся Ангелы не только укрепились в добре, но и прониклись пламенной любовью к своему Творцуво Святой Троице (Там же). Ангелы являются существами только духовными, хотя и ограниченными (Там же). Все мы здесь гости на земле, и поэтому рано или поздно нам придется идти домой. Благо тому человеку, который, живя на земле, приобретает посредством добрых дел и исполнением заповедей Божиих для себя друзей- Ангелов Божиих. Именно они и будут вести наши души в обители Отца Небесного, гденет ни скорбей, ни печалей, но одни радости (3, с.84–85). Читать далее Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова/Под ред. Н.В. Маслова. – Москва : Самшит-издат, 2011. – 816 с., илл. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Куопио), происходящие из Валаамского мон-ря и церкви в Тохмаярви (Финляндия)). Широкое распространение подобной иконографии связано с общерус. канонизацией А. К. и возрастанием паломничества в мон-рь. Образ А. К. помещен на иконах Собора Карельских святых, 1876 г. (Музей правосл. искусства г. Куопио), кон. XIX - нач. XX в. (из иконостаса семинарского храма в г. Куопио), где представлен в центре 3-го ряда, с Коневской иконой Божией Матери в руках; также на прориси с иконы XVIII в., в составе 68 Новгородских чудотворцев, предстоящих иконе «София Премудрость Божия»; на прориси с иконы 1814 г. старообрядческого иконописца Петра Тимофеева - в числе 189 рус. святых ( Маркелов. Т. 1. C. 399, 455). В иконописных подлинниках облик А. К. обычно уподоблялся внешности преподобных Сергия Радонежского , Иосифа Волоцкого , Ефрема Сирина : «Сед, брада Сергиева, аки Иосиф Ламский» (Софийский подлинник. С. 18. 10 сент.); «Сед, брада тупая Сергиева, в схиме, риза преподобническая, мантия многошвенна, ряска дичь» (РНБ. Погод. 1931. Л. 30об. 8 сент., 20-е гг. XIX в.); «Сед, плешив, аки Иосиф Ламский брадою и ризою, в руке свиток» (Там же. Л. 31об. 10 сент.); «Рус, брада аки у Ефрема Сирина» (Там же. Л. 213об.). Лит.: Историко-статистическое описание Рождественского Коневского мон-ря (С.-Петербургской епархии). СПб., 1869; Иконописный подлинник Новгородской ред. по Софийскому списку кон. XVI в. с вариантами из списков Забелина и Филимонова. М., 1873; Акафист прп. Арсению Коневскому чудотворцу. Выборг, 1924, 1995р [изображение на обл.]; Aaltosen W. Ikoninäyttely. Turku, 1968. Fig. 70; USA: N 200-Vuotisjuhliin Osallistunut Ikonikokoelma. Kesäkausi, 1977. N 16, P. 40. Il. P. 41; Konevitsan Luostarin muistro, 1393-1978. Pieksämäki, 1978. N 129; Den Ortodoxa Kyrkans heliga Föremål/Åbo stads hist. museum 9.6.- 29.7. Kuopio, 1979. N 21. P. 10-11; Konevitsan Luostari/Toimittanut Jorma Heikkinen. Helsinki; Pieksämäki, 1983. Р. 92-102; Treasures of the Orthodox Church Museum in Finland. Kuopio, 1985. P. 93. Pl. 76. Р. 31, 68, 101, 108, 115; Толстой М. В. История Русской Церкви. М., 1991 [прорись на с. 221]; Русские монастыри: Искусство и традиции: Кат. выст. СПб., 1997. С. 153. Цв. илл.; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. С. 398-399, 454-455. Т. 2. С. 60.

http://pravenc.ru/text/76296.html

Исторически употребление артоса возникло в подражание апостолам. Апостолы, привыкшие вкушать трапезу вместе с Господом, и по вознесении Его на небо полагали на столе часть хлеба для Него и тем самым представляли Его как бы присутствующим среди них. Вместе с тем артос напоминает нам, что Христос Спаситель Своей крестной смертью и Воскресением соделался для нас истинным Хлебом вечной жизни (4, с.284). (Чин освящения артоса см. там же, с.284–285) Триодь Цветная Службы Цветной Триоди начинаются с первого дня Пасхи и продолжаются до Недели всех святых, охватывая период в 50 дней, отсюда и греческое на­звание книги Пентикостарион (Пятидесятница). Первоначальное же название Триоди – «Цветная» объясняется тем, что начало употребления ее совпадает с началом весны, временем цветов, которые могут служить прекрасным символом духовной красоты и изящества песно­пений Цветной Триоди. По своему построению она подобна Постной Триоди. Содержание Цветной Триоди, в основном, посвящено Воскресению и Вознесению Господню, а также Сошествию Святого Духа на апостолов. Все службы от Пасхи до Пятидесятницы (период пения Цветной Триоди) можно разделить на три отдела: 1) Пасхальная седмица, 2) от Недели Антипасхи (Фоминой) до отдания Пасхи, 3) от отдания Пасхи до Недели всех святых. Песнопения Цветной Триоди, так же как и Постной, являются творениями многих святых отцов, авторство некоторых из них осталось неизвестным. Многие песнопения Цветной Триоди принадлежат св. Иоанну Дамаскину , в том числе и одно из самых возвышенных и вдохновенных его творений – канон на Святую Пасху. Собрание же песнопений Цветной Триоди в одну книгу приписывается тем же лицам, которые составили и Постную Триодь, то есть святым Феодору и Иосифу Студитам. Однако и после них содержание этой книги пополнялось вплоть до XIV века, в частности, св.Никифор Каллист внес в нее синаксарии (Там же, с.271–272). Читать далее Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова/Под ред. Н.В. Маслова. – Москва : Самшит-издат, 2011. – 816 с., илл. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

579 О нем см. статью его преемника (с 1912 года)Я. В. Мсиицкого. Н. В. Покровский . – «Христианское чтение». 1917. 3–6. С. 217–237. См. также: Н. И. Сагарда//Христианское чтение. 1918,т. 1 (Отчет о состоянии Петроградской Духовной Академии за 1917 год). И отд.: Пг, 1918. См. также: Профессор Н. В. Покровский . XXXV. Краткий очерк ученой деятельности. СПб., 1909. 580 Покровский Н. В. Желательная постановка церковной археологии в Духовных Академиях. – «Христианское чтение». 1906. 3. С. 346. 581 Покровский Н. В. Ипатьевская лицевая Псалтирь 1591 года. – «Христианское Чтение». 1883. 11–12; Древности костромского Ипатьевского монастыря, СПб., 1885; Памятники церковной старины в Костроме. СПб., 1909; Опись ризничным вещам, отправленным в 1785 г. из Кириллова Белозерского монастыря в Московскую Синодальную контору. СПб., 1911, 188 с.; Иерусалимы или Сионы Софийской ризницы в Новгороде. СПб., 1911, 70 с.: Древняя Софийская ризница в Новгороде. СПб., 1914, 35 с.: 17 л. илл.; Заметки о памятниках Псковской церковной старины. М., 1914, 39 с. 582 Покровский Н. В. Церковно-археологический музей Санкт-Петербургской Духовной Академии. 1879–1909. СПб., 1909 [См. рецензию А. И. Некрасова]. 583 Н. В. Покровский. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских (с 226 рис. в тексте и с 12 таблицами). СПб., 1892. Репринт: М., 2001. 586 См., например: Определения Стоглава о святых иконах. СПб., 1885; Миниатюры Евангелия Гелатского монастыря XII века. СПб., 1887; Страшный Суд в памятниках византийского и русского искусства. Одесса, 1887; Стенные росписи в древних храмах греческих и русских. М., 1890; Толкование образа Софии Премудрости Божией. – «Христианское чтение», 1891, ч. I. Очерки памятников православной иконографии и искусства. Вып. 1–2. СПб., 1893–1894. Вып. 1. Памятники древнехристианского периода. Вып. 2. Памятники византийские; изд. 2, в одном томе. СПб., 1900, изд. 3, в одном томе. СПб., 1910 (Там же, на стр. 443–450: «Указатель важнейших сочинений о памятниках искусства и иконографии древнехристианских, византийских и русских»).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Ср. Жизнеописание оптинского старца иеромонаха Леонида. М., 1876. С. 66-67. Там же. С. 160. Смолич И.К . Жизнь и учение старцев: (Путь к совершенной жизни)//Русское монашество, 988-1917. Жизнь и учение старцев. Приложение к «Истории Русской Церкви». М., 1999. С. 404. Ср. также С. 439. «Реформа благочестия», начатая Петром и продолжавшаяся первыми его преемниками, предполагала, помимо названных мероприятий, также упразднение часовен, борьбу с «разглашением о чудесах», регламентацию иконописания и иконопочитания и др. Развернутое описание реформы с точки зрения ее последствий для низовой церковной жизни см.: Лавров А. С . Колдовство и религия в России. 1700-1740 гг. М., 2000. С. 341-347, 408-435 и др. Жизнеописание оптинского старца иеромонаха Леонида. С. 66-67. Там же. С. 67. См. ответы на вопрошания мирян преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка (VI век): Преподобных отцев Варсануфия Великаго и Иоанна руководство к духовной жизни, в ответах на вопрошения учеников. СПб., 1905. С. 404-456 и сл. Ср. Экземплярский В.И . Старчество. С. 220-225. Пастырство монастырское, или старчество/Подготовка текста, вступительная заметка и примечания А. Л. Беглова и П. Б. Сержантова //Альфа и Омега. 1999. 2(20). С. 174. Комментарии ( ): Написать комментарий: Другие публикации на портале: Книги Русская икона середины XVII – начала XX века. Коллекция Олега Кушнирского. М.: Эксмо, 2023. 10 Книги Византийская философия. Четыре центра синтеза /Пер. с болг. Г.В. Вдовиной. СПб.: Изд-во СПбДА, 2022. – 704 с. ISBN 978-5-6048867-5-5 Каприев Георгий 10 Книги Море житейское: воспоминания в четырёх томах. — Т. 1: Скитания (1920–1922). Кн. 2: Остров добровольных русских изгнанников; Кн. 3: Болгария/под ред. протоиерея Бориса Даниленко. — М.: «Архив славянской письменности и печати», 2022. — 504 с. илл. Гарднер Иван Алексеевич 10 Книги Врата моря. Где был Бог во время цунами? М.: Теоэстетика, 2022. Харт Дэвид Бентли 10 Книги Собраны во Имя Мое. Царствие Божие как новая социальная реальность. — М.: Никея, 2022.

http://bogoslov.ru/article/449988

261 Правда, согласно другой версии тут могла быть ктиторская композиция (Мнацаканян С. X. и др. Очерки... 1978, с. 93). О памятнике см., в частности: Казарян А. Ю. Храм VII в. в Мастаре... 1999. 262 Во время расчистки средней ниши северного фасада при реставрационных работах начала 1990-х гг. обнаружены обломки «крылатого» креста (не опубликовано). Реконструкцию фасадов храма см.: Казарян А. Ю. Архитектура церкви св. Геворга в Гарнаовите//Архитектура СССР. 6. 1990, с. 98–101. 263 Мнацаканян С. X. и др. Очерки... 1978, с. 89. О памятнике см., в частности: Сипео Р. La basilique de Tsitsemavank (Cicemavank) dans le Karabach//Revue des études Arméniennes. 1967. 4, p. 203–216. Fig. 10, 11; Асратян M.C. Цицернаванк//ИФЖ. 1980. 2, c. 39–56 (на арм. яз.). 264 Музей Истории Армении, Ереван. Инв. 889. Размеры 36x28x26. Место происхождения неизвестно, указана датировка IX–X вв. 265 Richardson Н. The Concept of the High Cross//Irland und Europa. Die Kirche im Frühmittelalter. Stuttgart, 1984. S. 127–134. 267 Там же, с. 66–68. Табл. 33–2. Все подобные стелы Закавказья созданы в едином стиле, что свидетельствует об их принадлежности одной школе. Однако ни одна из них не имеет точной даты. Вопреки довольно частому отнесению памятников Одзуна, Брдадзора, Хандзиси и многих других к VT в., я склонен датировать всю эту группу не ранее второй четверти VII в., поскольку именно в это время были построены стилистически сходные храмы Одзуна и Мцхетского Джвари. 269 Cuneo P. Les modeles en pierre de l’architecture arménienne//Revue des études Arméniennes. T. VI. 1969, p. 216. Fig. 19–21; Халпахчьян О. X. Санаин. Архитектурный ансамбль Армении X–XIII веков. М., 1973, с. 24–25. Черт, на с. 16, 24, 26; Мнацаканян С. С. Мемориальные памятники... 1982. Табл. XV. 271 Еремян А. Б. Модель купольной постройки из Ангелакота//Вестник обществ, наук АН Арм. ССР. 1976. 10, с. 71–84 (на арм. яз.); Cuneo Р. Les modeles... 1969, р. 225. Fig. 39. 273 Казарян А. Ю. Ротонда Воскресения... 1994, с. 113. Илл. 2. 1–3. Такая тыквовидная форма, присутствующая и на других изображениях Гроба Господня, в архитектуре армянских храмов связана скорее с зонтичными шатрами, а не с уподоблением черепичным покрытиям ранних куполов (Кармравор в Аштараке, VII в.) и тем более не с куполом Мастары, условно показанным на одной поздней гравюре, как предполагали некоторые исследователи (см., например, Сипео Р. Les modeles... 1969, р. 225).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Блуд Блуд мучает человека. Блуд отсекать рассуждением о мучениях (Там же, с.60). Страсть блуда приносит очень много зла и горя. Страсть блуда приносит очень много зла и горя как в семейной жизни, так и в общественной (7, с.334). Внешний повод к возникновению страсти Внешним поводом к возникновению страсти блуда служит «похотливое воззрение, негодные шутки, осязания, страстные слова» (4.324), через которые, как через окна, грех свободно входит в душу (7, с.334). Исполнителем чьих хотений становится блудник «Князьмира сего» – диавол, действуя через плоть, путем обольщения и возбуждения производит в человеке непреодолимое желание удовлетворить низменные страсти. Поддавшись этому искушению, человек попадает в расставленные дияволом сети и, таким образом, становится исполнителем его злостных хотений (4.114) (7, с.334). Последствия блудной страсти После того как диавол пленит свою жертву и возбудит в ней страстные желания плоти, состояние человека становится мучительным, подобным лютой горячке. В сердце и во всех членах еготела происходит не только сильное жжение, но движение и намерение исполнить все на деле. И когда человек предается гнусному пороку, высшие силы его души подавляются, дверь к молитве закрывается и душа, словно ядом, отравляется и умирает. Такой человек уже перестает бояться Бога, утрачивает веру в Него и добровольно идет в ров погибели. Ради удовлетворения своей страсти, блудник полностью отрекается от Христа и переходит на сторону диявола (7,с.334). Блуд лишает вечного спасения Во всех своих видах и проявлениях блудная страсть приносит существенный вред человеку не только тем, что расстраивает здоровье, омрачает душу, терзает совесть, но и тем, что она полностью лишает его вечного спасення (4.379) (7,с.334). Как искоренить плотскую нечистоту Первым, самым важным условиям обретения чистоты, как телесной, так и душевной, должно быть господство духа над плотью, состояние, при котором человек отвращает свой взор от всего соблазнительного и пагубного, тщательно охраняет свои чувства и приучает их служить только целомудрию (2.135). Также пребывать в труде, «часто молиться, мало есть и пить, и мало спать» (1.223) (73, с.334). «Блуд и нечистота, еже есть бесчинное вожделение плотского сквернения или самим делом похоти телесной исполнение» (1.3) (7, с.306–307). К группе грехов, умерщвляющих душу и лишающих ее спасения, относится содомский блуд (7, с.307). Читать далее Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова/Под ред. Н.В. Маслова. – Москва : Самшит-издат, 2011. – 816 с., илл. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

СПб., 1998. С. 70–73. 573 Бурдакова Е. В. Произведения серебра с надписями в собрании Ярославского музея-заповедника//Художественный металл России. М., 2001. Илл. на с. 95. 574 Сухова О. А. Серебряные напрестольные кресты XVII–XXbb. в собрании Муромского музея//Там же. С. 87–88. 575 Гаврилова Н. В. Предметы церковной службы XVII–XVIIIbekob с вкладными текстами//Седьмая научная конференция по проблемам русской художественной культуры XVII – первой половины XVIIIbeka «Филевские чтения». Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. 18–21 декабря 2001 года (рукопись). 576 П.-Л. – далее см.: Постникова-Лосева М. М., Платонова Н. Г.. Ульянова Б. Л. Золотое и серебряное дело XV–XXbb. М., 1995. 577 Дневныя записки путешествия доктора и академика наук адъютанта Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства, 1768 и 1769 году. Часть 1. СПб., 1771. С. 377. 578 Гаврилова Н. В. Культовые памятники из усадьбы Зубриловка//Дворянские усадьбы Саратовской губернии. Материалы вторых Боголюбовских чтений 29–31 марта 1995 года. Саратов, 1998. С. 42–47. 579 Ежова И. К. Зубриловка. Надеждино. Дворцово-парковые ансамбли в Поволжье. Конец XVIII – haчaлoXIXbeka. Саратов, 1979; Пашкова Л., Савельева Е. Отзвук славного былого//Памятники Отечества. 40 (3–4/1998). Москва. 1998. С. 174–176. 580 Илья Евграфович Бондаренко (1870–1947), известный московский архитектор, художник, искусствовед, реставратор, руководил Уфимским Пролетарским художественным музеем (ныне – БГХМ им. М. В. Нестерова) с 1919 по 1922 год. В 1922 году вернулся в г. Москву. 581 Протоиерей Иоанн Давлекановский (?–1933), вмиру – Виктор Алексеевич Поярков, с 1919 года являлся настоятелем Никольской церкви г. Уфы. С 1923 года стал епископом Уфимской епархии, получив благословение от патриарха Тихона, и находился на службе до самой смерти в январе 1933 года. См.: Васильева О. В., Латыпова В.В. и др. Дорога к храму. История религиозных заведений г. Уфы. Уфа, 1993. С. 9, 11, 30. 584 Инициалы Чирикова в инвентарной карточке не указаны, других документов в архиве музея о поступлении памятника нам обнаружить не удалось.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010