В послеиконоборческую эпоху гос. и церковное законодательства все более смешиваются. При имп. Льве VI (886-912) становится общеобязательным церковное благословение брака , как единственно легальный вводится церковный чин усыновления («детотворения») (Novell. Leo. 24, 89). По-видимому, воцерковление традиц. побратимства началось неск. раньше, потому что запрет на совершение чина Б. монахами как влекущего за собой серьезные правовые и экономические следствия, несовместимые с монашеским отречением от мира, встречается уже в сочинениях прп. Феодора Студита ( Theod. Stud. Epist. 10//PG. 99. Col. 941C; Testamentum//PG. 99. 1820B; ср. комментарий Константина Арменопула (1320-1380) на 7-е прав. VI Всел. (PG. 150. Col. 124)). В странах Вост. Средиземноморья по крайней мере с эпохи эллинизма слово «брат» являлось также сакральным именем соправителя или приближенных монарха ( Schelkle K. H. Bruder//RAC. T. 2. Col. 631-636). В Римской империи «братьями» именовались тетрархи (два Августа и два Цезаря), к-рые не были кровными родственниками ( Euseb. Vita Const. 4. 11). В визант. эпоху к этим традиц. титулам стали прилагать определение «духовный» (πνευματικς, spiritualis), заимствованное из церковной практики ( Const. Porphyr. De ceremoniis. II 48). В то же время источники сообщают о братских союзах, заключавшихся в церкви визант. императорами (Михаил III, Василий I и др.) ( Leo Gramm. Chron. P. 234; Theoph. Contin. P. 228). Кроме того, с древности под видом побратимства заключались военно-политические или династические союзы (fraternitatis foedus) с соседними племенами и народами ( Caes. De Bello Gallic. I 33. 2; Tac. Annal. XI 25), а равные по положению правители именовались «братьями» (т. н. братство князей (fraternitas regum) ( D ö lger. Col. 641). Этот обычай был известен и на Руси. В частности, митр. Иона в 1450 г. благословил братский союз польск. кор. Казимира IV c вел. кн. Василием Васильевичем ( Никольский. С. 372-373). История обряда В античности братский союз заключался в форме клятвы и обычно скреплялся ритуальным смешением крови (возможно, даже ее испитием), обменом именами, оружием, одеждой ( Herodot. Hist. IV 70; Lucian. Toxar. 37, 39-40; Vergil. Georg. 2. 510; ср. Herman.), что нашло отражение и в христ. обычае обмена нательными крестами.

http://pravenc.ru/text/153343.html

243 Novell. 80, praefatio: «мы обнаружили, что мало-помалу провинции лишаются своих жителей, а сей великий град наш наполнен великими толпами всякого рода людей и особенно землепашцев, покинувших свои дома, селения и земледелие». В качестве примера таких крестьян, м. б. названы те три иллирийские γεωργοι νεαναι (одним из них был будущий император Юстин), которые, «одолеваемые дома бедностью», пришли в Византию и зачислились здесь в войско. См. Procoprus, Anecd. 43. 263 См Н. Gelzer, Ungedruckte Texte der Notitiae episcopatuum («Abh. der bayerl. Akademie», III, 531−549) и Pargoire, L’eglise byzantine, 187−188. 265 Как Μεγαλοπολεις являются: столица (см. главу III); Солунь, чудд. вмч. Димитрия Сол., 1285; житие пр. Феодоры Сол., 33; перенесение её мощей, стр. 43; житие Евфимия Нов. 193, и др.; Александрия, чудд. Кира и Иоанна, 98; житие Иоанна Мил., passim; Эдикты Юстиниана, XI, 1; XIII, 2 и 13. 275 См. Парижский Григорий Низианзин, Ватиканский Косма Индекоплевс и др. Великолепные копии этих и других миниатюр и мозаик, находящиеся в доселе неизданном вполне «Византийском Альбоме» графа А.С. Уварова, были весьма любезно предоставлены в распоряжение автора графиней П.С. Уваровой. 276 Спасение жителей в городах: житие Евтихия патриарха, 2344 (нашествие Хозроя в 572 г.) причём в Амасию спасаются не только жители деревень, но и мелких городов); житие Георгия Амастридского, 41 (во время набега агарян Георгий собирает в Амастриду «как пастырь овец» жителей соседних деревень); житие Луки Элладского, 449 (во время нашествия Симеона Болгарского одни жители укрываются «как в крепостях и замках» в городах, другие переселяются на Пелопоннес); житие Кирилла Филеота, 382 и 383 (во время набегов скифов на Фракию все жители прячутся в крепостях). Ср. Прокопий, De aedific., Bonn, 300: спасение окрестных жителей со своим имуществом во вновь основанном Юстинианом Редесте. 288 Малала, 205, 248, 249, 285,289, 369, 264, 265, 266, 290. Ср. Новеллы Юстиниана, 128, гл. 16.; 8, пред.; 149. 342 Чудеса, стр. 1353, 1321, 1344, 1392, 1333, 1329. В рассказе Георгия Акрополита о клятве солунцев именем св. Димитрия, он прямо назван πολιοχος (Bonn. 88). В поздние времена под этим названием выступает Богородица Одигитрия, в честь которой Солунь имела великолепный храм. См. Eusthathios, De Thessal. a Norm, capta, гл. 130.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Сборн. церк. пост. Барс. том I, стр. 962). Надобно это делать или прежде, или после службы... X. За неблагопристойное тведение в св. храмах христиане в древности подвергались не только строгому словесному обличению от своих пастырей, но и тяжкому телесному наказанию и отчуждению от храмов. Палладий в своем повествовании о нитрийских подвижниках, упомянувши о стоящих в их церкви трех пальмовых деревьях, имевших при себе по бичу, замечает, что «один из сих бичей назначен был для исправления тех, которые, пришедши в церковь , делали что-нибудь непристойное». (Лавсаик. о нитрийск. подвижн. 7, стр. 21). По суду гражданскому за произведение в церкви во время богослужения явного бесчиния или смятения определялось не только жестокое телесное наказание или заточение в ссылке, но даже и казнь смертные. Так, по поведению императора Гонория, произведенное во храме бесчиние обязаны были областные начальники немедленно исследовать по форме, и после сего виновника преступления подвергать смертной казни (Cod. Theodos. lib. XVI, tit. 2. de Episcop. с. 31; Lib. X. de Episc. с. 31). Император Юстиниан, подтверждая это узаконение Гонория, издал следующее постановление: «ежели кто, во время совершения божественной службы вошедши в св. церковь , нанесет какую-либо обиду епископу, или клирикан, или другим служителям церкви, такового повелеваем подвергать бичеванию, и ссылать в заточение. Если же кто произведет смятение и расстройство в священнодействии, или наставит прекратить его, сего подвергать смертной казни». (Iust. novell. CXXIII. с. 31). XI. Попечительность древних христиан об удалении от св. храмов всего нечистого и мирского доказывается многими правилами касательно этого и примерами. Так церковь запретила входить в храмы женщинам, находящимся в очищении, как сие видно из 2-го правила канонического послания св. Дионисия александрийского к еп. Василиду, «О женщинах», говорит в этом послании св. Дионисий, «находящихся в очищении, позволительно ли им в таком состоянии входити в дом Божий, излишним почитаю и вопрошати, – ибо не думаю, чтобы оне, если суть верные и благочестивые, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступити в святей трапезе, или коснутися тела и крови Христовы.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

19  2-e правило собора константинопольского (II вселенского) и последнее собора ефесского (III вселенского) дают видеть, что в областях: понтийской, фракийской, азийской и на острове Кипр были свои митрополии. В Африке степень главной митрополии занимал Карфаген, хотя и не имел этого имени. Уже в VI веке император Юстиниан Великий своим указом возвёл его в полное достоинство митрополии. Justin , nov. 131. cf. Photii Nomocan. tit. 1. cap. 5. Митрополией Италии был Медиолан. Сократ 4, 36. Созомен 4, 9. 20  Честь иерусалимской кафедры, как древнейшей, соблюдена в том, что епископу её дано было первенство места и голоса пред всеми епископами палестинскими, после кесарийского, и на соборах он, вместе с кесарийским, председательствовал. Евсевий: 5, 22. 23. 21  Так нередко бывало, что епископы рукополагали других епископов в местах, своей власти не подлежавших, или в одном месте рукополагали разные епископы. Созомен: ист. 7, 3. 7. 22  Так было по установлению императора Септемия Севера, который подчинил Византию ираклийскому градоначальнику во Фракии. Herod . lib 3. cf. В evereg . annot. ad can. 3. concil. constant. 25  Император Маркиан возвёл на степень митрополии Халкидон, принадлежавший к митрополии никомидийской; та же степень дана на хилкидонском соборе Никее, в митрополии вифинской. Act. VI concil. chalced. ар. Labbe . Император Юстиниан дал титло митрополии своей отчизне – Юстинианы Болгарской. Photii Nomocanon. tit. 1. 5. cap. 5. Novell. Justin. 11. 27  Св. Афанасий, apolog. 11. Почему титло архиепископов было вначале не общеупотребительно, можно объяснить тем, что оно выражает главенство одних епископов над другими (αρχων επισκοπων): а в первые века весьма строго держалась идея о равенстве всех епископов между собой. Это титло в африканской Церкви было даже положительным правилом запрещено. Карф. 48. сн. Balsamon . de privileg. patriarch, ар. Leunclavium. i. s. n. lib. 7. 31  Император Юстиниан, возводя епископство Юстинианы первой на степень самостоятельной кафедры, дал указ, «чтобы оно было не только митрополией, но и архиепископством» (nov. 131. cap. II: т. е. император делал епископа Юстинианы не почётным только митрополитом, но и начальствующим над другими епископами. Впрочем, в последствии времени, назывались архиепископами и те, которые, занимая важные кафедры, не имели, однако же, в подчинении у себя других епископов: таким образом, титло сделалось только почётным. Balsamon . loco supra cit. vid. et ordinem episcopatuum a Leone imper. ap. Beverepeium ad can. 36. trull.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Слово к ленивым св. Василия Кессарийского. 32 Смотр. Ratzinger: Geschichte d. Kirchl. Armenpllege. S. 225. Еще ранее папа Фабиан, во время гонения Декия, поставил в каждой из 7 частей Рима по дьякону и разделил между ним церковную кассу, Anastasius. Vitae Pontificum 1. с. p. 21. 35 Constit. Apost. Lib. 11, 27. Lib. 111. 19. Migne P. P. Gr. t. l.Col. 670 и 802. Cyprian, Epist. 38. S. Chrys. hom.21 in cor. (πνητες γγεγραμμνοι). 36 Regula Chrodegangi c. 14. Vita chrodegangi apud Pertz script. X, 563. Matriculae suae pagina nomina hujusmodi sua caritate commorantium retinebat. 42 S. Justinus, Apol. 1 n. 67 Migne P. P. Gr. t. 6 col. 430. Cyprianus Ep. 36 Migne Lat. t. 4 col. 326 S. Crys. hom. 66 in Matth. 48 Таковы постановления соборов: Лондонского 1200 г. и Пиктанийского в 1284 году. См. SS. Concil. Labbei t. XI р. 1. col. 18, cap. IX. col. 1:36. 50 Беседа 43-я на 1-е послание к Коринф. «О милостыне». Сборник Бесед св. отца нашего Иоанна Злат. М. 1876 стр. 74. 52 Constit. imperat. in Novell. Iustin. p. 824 См. у Любимова: Историческое обозрение способов содержания христианского духовенства. Спб. 1852. стр. 31. 53 Opera Christoph. Angeli Graeci, Cura Fehlavii, Lipsiae. 1671. p. 816. CM у Голубинского: История русской церкви. Т. 1. перв. пол. стр. 440. 66 Рукоп. Казанской духовной Академии 823. Поучение Евфимия епископа Новогородского, л. 320 и 321. См. Правосл. Собесед. 1861. ч. I. стр 195. 72 Флеров: «О православных церковных братствах, противоборствовавших унии в Юго-Западной России в XVI, XVII и XVIII столетиях». Спб. 1857 г. стр. 81. См. также статью Скабалановича: «Западноевропейские гильдии и Западно-русские братства». Христ. Чт. 1875 г. 76 «Православные русские христиане и миссионерское общество». Чт. в общ. любит, духовн. просвещения 1884 г., сент.-окт. стр. 381. 83 Христ. Чт. 1871 г. июнь. См. Соврем. обозр. «Участие общества в религиозно-нравственном развитии народа». См. также: Церковные братства и приходские советы. Прав. Обозр. 1865 г. июнь. 97 Gerlach: Die Kirchliche Armenpflege nach dem englischen des D-r Thomas Chalmers bearbeitet.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

108 Religiosissima urbe Aeneadarum. Эней, по Виргилию, был очень благочестив. Тертуллиан говорит иронически. См. Iustin Novell. XI, VII. Ανεας μν ο Τρς βασιλες τς πολιτεας ξρχει Ανειδαι τε μεις ξ κενου καλομεθα. Tert. de Corona, c. 12. ad Nat. II, 17. 109 Jupiter Latiaris, см. Athan, c. Gent. p. 21. Tatian. Orat. ad Graec. c. 46. Tert. Scorp. c. 7. Lact. Inst. Div. I, 21 и др. 115 Говорится о потерянном соч. de Superstitione. О нем упомин. также Августин, de Civit Div. VI, 10, приводя из него отрывок. 116 Simonem magam. Тертуллиан слышал Semon, имя, которое римляне давали своим полубогам. Тертуллиан взял это из Apolog. II (р. 69, edit Paris) Иустина Муч.: saneto saueo Semoni Deo Fidio. Другие: Semoni saueo, Saueo Fidio Semo patri. Ср. толк. Евсев, ист. Ц. II, 13 и Ирии. advers. Haeres. I, 21. Goerres Christ. Mystik, III, 107 и след. 117 Здесь разумеются сказания о том, как Юпитер в виде золотого дождя проник к Данае, как в виде лебеди соблазнил Леду, под видом быка унес Европу; приняв вид Амфитриона, от Алкмены родил Геркулеса и т.д. Эти-то шалости и изображались на римской сцене. 119 Полуденными бойцами назывались гладиаторы, сражавшиеся в полдень без прикрытия щита, шлема или панциря; они должны были сражаться до смерти. См. Lips. Saturn. II, 15. Толков. к Sveton. Claud. с. 34. Senec. Epist. 1, 7. 120 Древние веровали, что Меркурий отводил умерших в подземное царство, поэтому для зрителей он представлялся человеком, испытывающим труппы с помощью раскаленного железа, действительно ли это уже трупы. 121 Плутону приписывалась власть помещать мертвых в тартар; поэтому изображавшие его актеры ходили с молотом в руках, раздробляя тела гладиаторов, очень часто еще не умерших. 125 См. толков. к Ovid. Rem. Am. v. 219, и ad A. A. I. 415. Tibull. I, 3, 18. Horat. Sat, I, 9, 69. Pers, Sat. V, 184. Juvenal. Sal. XIV, 96. Tacit. Hist. V. 4. День Сатурна– суббота (σββατον). 131 Приаму предшествовал Моисей на 311 л. Разорение Трои было за 1200 л. до Р. Хр., а рождение Моисея за 1567 л. до Р. Хр. По хронологии Кальмета, Моисей жил за 823 года до построения Рима.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

1570 «Быв клириком в Фессалии, я знал еще один обычай. Тем клирик, если продолжал жить со своею женою, с которою вступил в супружество прежде определения своего в клирики, исключался из клира, тогда как на востоке все, даже и епископы, воздерживались от общения со своими женами по собственному произволению, если, т. е., сами того хотели, не будучи принуждаемы к сему непреложным законом; ибо многие из них во время епископства от закониых жен имели и детей» (Сократ. Ц. Ист. кн. V, гл. 22, стр. 431. в русск. перев. Спб. 1851). Сн. Соб. карфаг. прав. 4. 34. 81. 1571 Justin. Novell VI, cap. 1: prius autem aut monasticam vitam professus, aut in clero constitutus, uxori tamen cohaerens, nec filios habens… et caet. 1572 Сократ. Ц. Ист. гл. 1, гл. II, стр. 65—66, в русск. перев. 1573 Concil. Illiberit. can. 33. 65. 1574 Сириц. пап. (385) can. 3; Иннокентий I (404), can. 2. 1575 Лев (443), can. 3; Concil. Aurel. 11 (452), can. 7. 1576 Concil. Toled. (531) сап. 1; Сопс. Turon. (567) can. 19; Conc. Altiss, (570) can. 20—22. Cfr. Walter, Lehrb. d. Kirchenrechts, § 212, Bonn. 1842. 1577 Concul. Roman. (743) can. 1. 2; Concil. August. (952) can. 1. 11. 16. 17. 19. 1578 Concil. Later. 1 (1123) can. 40, и друг. Соборы. 1579 Оглас. поуч. III, п. 2, стр. 44, в русск. перев. 1580 Поуч. тайновод. III, п. 3, стр. 451. 1581 См. выше примеч. 1339. 1582 Orat. in baptisma Christi, T. II, p. 803, ed. Morel. 1583 На Матф. бесед. LXXXII, n. 4, в т. III, стр. 421. 1584 Письм. к Кесар. XCIII, в Тв. св. Отц. X, 219. 1585 См. выше примеч. 1550. 1586 Это особенно выставляют на вид протестанты. 1587 Renaudot. Perpetuite de la foi. T. V, lib. 1, c. 2. 3. 9; Galan, conc. eccles. Arm. cum Rom. T. III, p. 439; Dissert. de Coptis, Jacobitis, Sect. III, n. 186 (in Bolland. Jun. T. V, p. 140). 1588 Нельзя не припомнить здесь слов Тертуллиана: quod apud multos unum invenitur, non est erratum, sed traditum (de praescr haeret. c. 28), и потом блаж. Августина: quod universa tenet Ecclesia, nec Conciliis institutum, sed semper retentum est, nonnisi autoritate apostolica traditum rectissime creditur (de baptism. contr. Donat. IV, 24, n. 31).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

1733 Каждая глава начинается словами: τι δε, или: τι ο δε… Для образца вот две из глав, именно третья и восемьдесят третья: 3. τι δε νυπερϑτως τηρεν τσς ϑεους κα ερος καννας o γαρ μ φυλασσοντες ατος, ε μν ερωμνοι εσ, καϑαιρονται ε δ λαικοι, φορζονται. Συνδου φσου κανν ζ’. Συνδου Кαλχηδνος καν. α’. Συνδου Σρδεων καν. κ. Συνδου Καρϑαγνης κανν α’, ιη’, λδ’, ρλ, ρλς’, λζ’. Συνδου ς’ καν. β’. Συνδου ζ’ καν. α’, β’, ια’. Tς ν τ να τν γων ποστλων καν. ι’. Tο γου Βασιλεου καν. πη’. Νομικον κεφλαιον α’, β’, κβ’. 83. τι ο δε τινα τν τς ερατικς τξεως τπτειν μαρτσαντας, πιστος, πστους σικσαντας, οτε δι’ αυτν, οτε δι’ τρων πειδ καϑαιρονται. Τν γων ποστλων κανν ϑ’. Συνδου ν τ να τν γων ποστλων κανν ϑ’. Κα νομικν κεφλαιον μ’. 1736 Biener, Geschichte der Novellen, S. 172 и 584–592. – Heimbach, νκδοτα, II, LVIII. Здесь указаны, между прочим, следующие неверные цитаты Арсения, которые не соответствуют содержанию его глав: в гл. VII несоответственно указана 9 глава из 87 глав Схоластика, в главе XX – глава 19 Схоластика, в главе LXXXII – гл. 34 Схоластика, в гл. LXXX – гл. 39, в гл. XCVI – гл. 72 Схоластика. 1737 Не цитируются следующие 8 глав: 32, 36, 38, 41, 57, 58, 59, 66. У Геймбаха указаны не все поцитированные главы. 1739 Fabric., Biblioth. ed. Harless, XII, 203. Biener, Gesch. der Novell. 218. De collect. canon eccles. graecae, 31. Mortreuil, III, 492. – Zachariae, Gesch. 40. Гарлесс, ссылаясь на Ефремия у Алляция (De cons. 726), говорит, что патриарх Арсений был монахом не на Афоне, а в Никее и Аполлониаде. Об Арсении статья проф. Троицкого, Арсений и арсениты. Христианск. чтение, 1867 I, II; 1869, II. 1741 Есть и другое заглавие пред самым текстом: О ερο κα ϑειο καννες κατ’ πιτομν, священные и божественные каноны сокращенно («по пресечению»). Так в издании Леуклавия JGR. I, откуда перепечатал Migne, CL, col. 45. См. об этом сокращении у Fabric. loco citato, и Maurocordato. Revue de legislation, 1846, p. 193.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

181). Этот Стефан не известен схолиастам Василик (Ueber Verfass. 40). Все эти колебания Цахариэ показывают нам весьма ясно, что в сущности автор Сокращения Кодекса, служившего источником Свода, неизвестен. 810 Почему составитель синтагмы внес правило этого собора? Не было ли в этом внесении некоторого намерения оградить права епископов, по поводу частых их низложений? И по сему не был ли сам он епископом? 811 Есть разница в самом счете правил. Так, у Схоластика: II всел. собора правил 6, Халкидонского – 27, Василия Вел. – 68; у автора синтагмы: II всел. собора правил 7, Халкидонского – 28, Василия Вел. – из трех посланий к Амфилохию – 84, из иного еще послания к нему же – 1, затем еще к разным лицам 4 послания и отрывок из книги о св. Духе. 815 Питра (II, 439, not 1) подозревает, что синтагма составлена в Фессалониках, но основывает свое подозрение на неверном латинском переводе (Haec Macedonum ecclesia), не соответствующем греческому тексту, как замечено Цахариэ. Ibid. 7. С другими соображениями Цахариэ о времени составления синтагмы на основании места ее происхождения нет оснований согласиться. 816 Voelli et Justelli, Bibliotheca, 1861. Ср. Pitra, II, 421. Zachariae, JGR. III, p. 38–48. Σνταγμα Pλλη. V, 225–240. 817 «Свод или «Собрание церковных постановлений» имеет заключительную приписку «конец» (τλος). Новеллы Ираклия следуют за этой обычной в конце книг припиской. Это, по замечанию Мортрейля (I, 243), без сомнения указывает на то, что они приложены позднее составления «Собрания». 821 Указание мест «Собрания», заимствованных в номоканон: у Бинера (Gesch. d. Novell. 601–603), Геймбаха (Aνκδ. I, L, not 2), Питры (Histor. et monum. II, 436–437), и из этих источников, у Заозерского (Чтения в общ. люб. духовн. просвещ. 1883, март–апр. 342–345). 823 Из этой Суммы неизвестного автора заимствовано в «Собрание церковных постановлений» около 30 мест. Цахариэ не решается, однако, высказаться, из этой ли Суммы заимствованы места составителем номоканона. S. 3. 826 Nomok.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

249 Т. е. архидиакон. 250 По другим на одну тысячу... 251 По другим : Федикид. 252 Миакалий. 253 Ефримий, — Афраний. 254 Санктий. 255 Кир. 256 По другим : диакон. 257 Т. е. слова еп. Ивы, приводимые выше: «я не завидую Христу, сделавшемуся Богом». Ред. 258 На полях: Ρωμας , νε’γνων , νε’γνωνμεν , νε’γνω : Latine, legi, legimus, legit. 259 На полях: Ρωμας , νε’γνων , νε’γνωνμεν , νε’γνω : Latine, legi, legimus, legit. 260 На полях: Ρωμας , νε’γνων , νε’γνωνμεν , νε’γνω : Latine, legi, legimus, legit. 261 Это деяние имеется только на латинском языке. Ред. 262 Разумеется: “приписано». 263 По другим : смирнский. 264 По другим : церковному. 265 Т. е. Вассианом. 266 На полях: Ρωμας , νε’γνων , νε’γνωνμεν , νε’γνω : Latine, legi, legimus, legit. 267 Разумеется древнее собрание правил, в котором они стояли под известными номерами. Примеч. Лаббе. 268 Антиохийск. собора правило 16-е. 269 Антиохийск. собора правило 17-е. 270 Комицианы (comitiani) были чиновники или должностные люди (officiales) министра двора (См. Justinian. novell. 30, с. 1 et 2). Ред. 271 На полях: Ρωμας , νε’γνων , νε’γνωνμεν , νε’γνω : Latine, legi, legimus, legit. 272 Диптихи то же, что у нас в церквах синодики. Ред. 273 Т. е. в областном городе, Ефесе. Ред. 274 Т. е. возмущения. Ред. 275 Т. е. в Ефесе. Ред. 276 В подл.: σαλγαμαρι’ους , salgamarios. Salgamarius значит — тот, который делает и продает конфекты, кондитер. Ред. 277 На полях: Ρωμας , νε’γνων , νε’γνωνμεν , νε’γνω : Latine, legi, legimus, legit. 278 На полях: Ρωμας , νε’γνων , νε’γνωνμεν , νε’γνω : Latine, legi, legimus, legit. 279 Должно быть: глава 4; потому что это никейского собора правило четвертое, а следовательно четвертое же и в полном церковном кодексе правил, которым пользовались отцы этого собора. Примеч. Лаббе. 280 На полях: Ρωμας , νε’γνων , νε’γνωνμεν , νε’γνω : Latine, legi, legimus, legit. 281 По другим : гелиопольский. 282 аркский. 283 аназарфский. 284 имерийский. 285 Мариниан. 286 иотапский.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4151...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010